Природа цивилизаций
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11Человеческая история - это история цивилизаций. Невозможно представить себе развитие человечества в других понятиях. В истории сменяются поколения цивилизаций: от древних шумерской и египетской через классическую и мезоамериканскую к христианской и исламской, а также через последовательные проявления китайской и индуистской цивилизаций. На всем протяжении истории цивилизации открывали перед людьми самую широкую возможность идентификации. В результате истоки, появление, подъем, взаимодействие, достижения, упадок и закат цивилизаций были подробно изучены выдающимися историками, социологами, антропологами... Они создали обширную ученую и утонченную литературу, посвященную сравнительному анализу цивилизаций. В том, что касается угла зрения, методологии, фокусировки исследований и концепций, в этой литературе существует много расхождений. Но по основным положениям о природе, идентичности и динамике цивилизаций достигнуто широкое согласие.
Во-первых, понятия "цивилизация" (в единственном числе) и "цивилизации" (во множественном) отличаются друг от друга. Идею цивилизации развили французские мыслители XVIII века в противовес понятию "варварство". Цивилизованное общество отличалось от примитивного тем, что было оседлым, городским и образованным. Быть цивилизованным считалось хорошо, нецивилизованным - плохо. Концепция цивилизаций предлагала стандарт, позволявший судить общества, и в XIX веке европейцы затратили много интеллектуальной, дипломатической и политической энергии, чтобы выработать критерии, которые открывали возможность выносить вердикт: достаточно ли цивилизованно то или иное неевропейское общество, чтобы быть принятым в члены международной системы, где доминировали европейцы. Однако со временем о цивилизациях все чаще начинали говорить во множественном числе. Это было равнозначно "отказу от определения цивилизации как одного из идеалов или главного идеала" и отходу от представлений о единственном стандарте цивилизованности. Ему соответствовали, по словам Броделя, лишь "несколько привилегированных народов или групп, элита человечества". Теперь же в поле зрения появилось много цивилизаций, каждая из которых была цивилизована по-своему. В сжатой форме: цивилизация в единственном числе "потеряла свои свойства пробы качества", а цивилизации, о которых говорят в множественном числе, могли оказаться весьма нецивилизованными в том смысле, который передается единственным числом [1].
Тема этой книги - цивилизации во множественном числе. Однако различение понятий в единственном и множественном числах сохраняет свое значение; идея цивилизации в единственном числе снова появилась в форме тезиса о существовании универсальной мировой цивилизации. Принять этот аргумент нельзя, но было бы полезно исследовать, становятся ли цивилизации более цивилизованными.
Во-вторых, повсюду, кроме Германии, цивилизацию считают культурной целостностью. Немецкие мыслители XIX века провели резкую грань между цивилизацией, включающей механику, технологию, материальные факторы, с одной стороны, и культурой, которая включает ценности, идеалы и более высокие интеллектуально-художественные, моральные качества общества, - с другой. Это разграничение сохранилось в немецкой мысли, но больше нигде признано не было. Некоторые антропологи даже "перевертывали" эту связь и трактовали культуру как характеристику примитивных, неизменных, неурбанизированных обществ, а более сложные, развитые, урбанизированные и динамичные общества считали цивилизациями. Однако эти попытки развести культуру и цивилизацию не были подхвачены, и вне Германии преобладает согласие с Броделем, что "желание на немецкий манер отделить культуру от ее основы - цивилизации - обманчиво" [2].
И цивилизация, и культура - понятия, относящиеся ко всеобъемлющему стилю жизни народов, причем цивилизация - это культура в широком смысле слова. Оба понятия включают в себя "ценности, нормы, институты и способы мышления, которым сменяющие друг друга поколения придают первостепенное значение" [3]. По Броделю, цивилизация - это "пространство", "культурный ареал", "собрание культурных характеристик и феноменов". Валлерстайн определяет ее как "особую взаимосвязь мировоззрения, обычаев, структур и культуры (как материальной, так и "высокой"), которая образует своего рода историческое целое и сосуществует (если даже не всегда одновременно) с другими разновидностями этого феномена". По Доусону, цивилизация - продукт "особого оригинального процесса культурного творчества определенного народа", в то время как для Дюркгейма и Мосса - это "своего рода моральная среда, охватывающая некоторое число наций, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого". По Шпенглеру, цивилизация - "неизбежная судьба Культуры... наиболее внешние и искусственные состояния, которые способны принимать разновидности развитого человечества. Она - завершение, она следует как ставшее за становлением" [4]. Культура - общая тема практически каждого определения цивилизации.
Ключевые культурные элементы, определяющие цивилизацию, были сформулированы в классической форме афинянами, когда они заверяли спартанцев, что не предадут их персам:
Много веских соображений запрещают нам делать это, даже если бы мы к тому склонялись. Первое и главное - образы и жилища Богов, сожженные и лежащие в руинах: мы должны положить все наши силы, чтобы отомстить за них, а не заключать соглашение с человеком, свершившим эти деяния. Во-вторых, у греческой расы - одна и та же кровь и один и тот же язык, мы поклоняемся и приносим жертвы тем же самым Богам; у нас схожие обычаи; не пристало афинянам предавать все это.
Кровь, язык, религия, образ жизни объединяли греков и отличали их от персов и других не греков [5]. Однако, как это подчеркнули афиняне, из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, важнее всего бывает религия. Главные цивилизации человеческой истории обычно прочно связывали себя с великими мировыми религиями; народы с той же этничностью и языком, но разными религиями способны на братоубийство, как это случилось в Ливане, бывшей Югославии и в Индостане [6].
Деления народов по культурным признакам на цивилизации и по физическим признакам на расы во многом совпадают. И все же цивилизации и расы - не одно и то же. Принадлежащие к одной и той же расе народы могут быть глубоко разделены цивилизациями. Особенно великие миссионерские религии - христианство и ислам - распространились на разные расы. Коренные отличия человеческих групп касаются их ценностей, веры, институтов и социальных структур, а не физических размеров, формы головы и цвета кожи.
В-третьих, цивилизации всеобъемлющи, то есть ни одну из их составляющих нельзя понять до конца вне цивилизации, частью которой такая составляющая является. Цивилизации, утверждал Тойнби, "охватывают, не будучи охваченными другими". Цивилизация - это "целостность". Цивилизациям, продолжает эту мысль Мелко,
свойственна определенная степень интегрированности. Их части определяются отношением друг к другу и к целому. Если данная цивилизация состоит из государств, то эти государства будут теснее связаны друг с другом, чем с государствами за пределами цивилизации. Они могут чаще воевать друг с другом и чаще вступать в дипломатические отношения. Они будут более взаимозависимыми в экономическом отношении. В них будут существовать взаимопроникающие эстетические и философские течения [7].
Цивилизация - это широчайшая культурная общность. У деревень, регионов, этнических групп, народностей, религиозных групп существуют особые культуры на разных уровнях культурного многообразия. Культура деревни в Южной Италии может быть иной, нежели у деревни в Северной Италии, но обе будут частями итальянской культуры, которая отличает их от немецких деревень. Европейские образования будут, в свою очередь, обладать общими культурными чертами, которые отличают их от китайских или индуистских обществ. Однако китайцы, индусы и люди Запада не входят ни в одну более широкую культурную общность. Они образуют цивилизации. Цивилизация, таким образом, представляет собой самую широкую культурную группировку людей и самый широкий круг их культурной идентификации - за исключением того, что вообще отличает людей от других живых существ. Цивилизацию определяют и такие общие объективные элементы, как язык, история, религия, традиции, институты и субъективная самоидентификация людей. У людей есть несколько уровней идентификации: житель Рима с разной степенью интенсивности может назвать себя римлянином, итальянцем, католиком, христианином, европейцем, человеком Запада. Цивилизация, к которой он принадлежит, - самая широкая сфера, с которой он себя идентифицирует. Цивилизации - это самое большое "мы", где человек чувствует себя в культурном отношении дома, и одновременно то, что отделяет нас от всех "них" - тех, что вовне. Цивилизации могут включать большое число людей (китайская) или же очень небольшое (англоязычная карибская). История знает много малых групп людей, которые обладали индивидуальной культурой, не имея никакой иной более широкой культурной идентификации. В зависимости от размера и важности делалось различие между основными и периферийными цивилизациями (Бегби) или главными и остановившимися или прервавшимися цивилизациями (Тойнби). Моя книга посвящена тому, что обычно считается главными цивилизациями в человеческой истории.
У цивилизаций не бывает четко обозначенных границ, точного начала и конца. Люди могут переосмысливать и переосмысливают свою идентичность, и в результате композиция цивилизации и ее очертания со временем меняются. Культуры народов взаимодействуют и перекрывают друг друга. Степень их сходства и различия также существенно варьируется. Тем не менее цивилизации - это полные смысла целостности; они реально существуют, хотя границы между ними редко бывают четкими.
В-четвертых, цивилизации смертны, но вместе с тем живут долго; они эволюционируют, адаптируются и являются наиболее постоянными человеческими объединениями, "реальностями чрезвычайно longue duree" (длительной перспективы. - Прим.ред.) Их "уникальная и особая сущность" заключается в их "длительной исторической преемственности. По сути дела, цивилизации - самые длинные из всех историй". Империи переживают подъем и падение, правительства приходят и уходят, цивилизации же остаются и "переживают политические, социальные, экономические и даже идеологические перевороты" [8]. Боземан делает вывод, что "международная история правильно документирует тезис о том, что политические системы - это преходящие средства достижения целей, находящиеся на поверхности цивилизации, и что судьба каждого сообщества, объединенного в языковом и духовном отношениях, в конечном счете зависит от выживания определенных первичных структурирующих идей, вокруг которых объединяются сменяющие друг друга поколения и которые таким образом символизируют преемственность общества" [9]. Практически все основные мировые цивилизации двадцатого века или существовали в течение целого тысячелетия, или же, как Латинская Америка, являются прямым отпрыском другой долговечной цивилизации.
Выдерживая испытание временем, цивилизации вместе с тем эволюционируют. Они динамичны, переживают подъем и падение, сливаются и делятся и, как известно каждому студенту-историку, исчезают и оказываются похороненными в песках времени. Фазы их эволюции можно устанавливать по-разному. По Квигли, цивилизации проходят через семь стадий: смешение, созревание, экспансия, пора конфликта, универсальная империя, упадок и вторжение. Мелко ввел в употребление следующую модель перемен: сформировавшаяся феодальная система - переходная феодальная система - сформировавшаяся государственная система - переходная государственная система - сформировавшаяся имперская система. Тойнби считал, что цивилизации возвышаются в ответ на некие вызовы, затем проходят период роста, который включает в себя усиливающийся контроль над средой, созданной творческим меньшинством; за ростом следуют пора трудностей, возникновение универсального государства и затем дезинтеграция. При значительных отличиях все эти теории сходятся в том, что цивилизации проходят через пору трудностей или конфликтов, движутся к универсальному государству, а затем - к упадку и дезинтеграции [10].
В-пятых, поскольку цивилизации - это культурные, а не политические целостности, они в этом качестве не занимаются поддержанием порядка, не вершат правосудия, не собирают налогов, не ведут войн, не заключают договоров и не делают других вещей, которыми занимаются правительства. Цивилизации могут отличаться друг от друга по политическому составу, а временами он меняется и внутри одной цивилизации. Они могут включать в себя одну или много политических единиц. Эти единицы могут быть городами-государствами, империями, федерациями, конфедерациями, национальными государствами, многонациональными государствами; у всех них могут быть и разные формы правления. По мере того, как цивилизация эволюционирует, число и природа составляющих ее единиц обычно меняются. Как отметил Люциан Пай, Китай - это "цивилизация, претендующая на то, чтобы быть государством" [11]. Япония - цивилизация, являющаяся государством. Однако в большинство цивилизаций входит более одного государства или другой политической целостности. В современном мире большинство цивилизаций включают в себя по два или более государств.
И, наконец, исследователи обычно сходятся в идентификации важнейших исторических цивилизаций и тех, что существуют в современном мире. Они тем не менее часто расходятся в том, что касается общего числа существовавших в истории цивилизаций. Квигли отстаивал 16 явных исторических случаев и 8 очень вероятных дополнительных. Тойнби сначала назвал число 22, затем 23; Шпенглер выделил восемь основных культур. Макнейл называл во всей истории 9 цивилизаций; Бегби тоже видел 9 важнейших цивилизаций или 12, если из китайской и западной выделить японскую и православную. Бродель называл 9, а Ростовани - 7 важнейших современных цивилизаций [12]. Эти различия отчасти зависят от того, считать ли такие культурные группы, как китайцы и индусы, единой исторической цивилизацией или же двумя и более близкими друг другу цивилизациями, одна из которых отпочковалась от другой. Несмотря на эти различия, идентичность не оспаривается. Сделав обзор литературы, Мелко приходит к заключению, что существует "разумное согласие" относительно 12 важнейших цивилизаций, из которых семь уже исчезли (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, центральноамериканская, андская), а пять продолжают существовать (китайская, японская, индуистская, исламская и западная) [13]. Несколько ученых добавляют еще русскую православную цивилизацию как отдельную, отличающуюся от ее родительской византийской цивилизации и от западнохристианской. Для наших целей к тем шести цивилизациям полезно в современном мире добавить еще латиноамериканскую и, может быть, африканскую цивилизации...
Человеческая история - это история цивилизаций. Невозможно представить себе развитие человечества в других понятиях. В истории сменяются поколения цивилизаций: от древних шумерской и египетской через классическую и мезоамериканскую к христианской и исламской, а также через последовательные проявления китайской и индуистской цивилизаций. На всем протяжении истории цивилизации открывали перед людьми самую широкую возможность идентификации. В результате истоки, появление, подъем, взаимодействие, достижения, упадок и закат цивилизаций были подробно изучены выдающимися историками, социологами, антропологами... Они создали обширную ученую и утонченную литературу, посвященную сравнительному анализу цивилизаций. В том, что касается угла зрения, методологии, фокусировки исследований и концепций, в этой литературе существует много расхождений. Но по основным положениям о природе, идентичности и динамике цивилизаций достигнуто широкое согласие.
Во-первых, понятия "цивилизация" (в единственном числе) и "цивилизации" (во множественном) отличаются друг от друга. Идею цивилизации развили французские мыслители XVIII века в противовес понятию "варварство". Цивилизованное общество отличалось от примитивного тем, что было оседлым, городским и образованным. Быть цивилизованным считалось хорошо, нецивилизованным - плохо. Концепция цивилизаций предлагала стандарт, позволявший судить общества, и в XIX веке европейцы затратили много интеллектуальной, дипломатической и политической энергии, чтобы выработать критерии, которые открывали возможность выносить вердикт: достаточно ли цивилизованно то или иное неевропейское общество, чтобы быть принятым в члены международной системы, где доминировали европейцы. Однако со временем о цивилизациях все чаще начинали говорить во множественном числе. Это было равнозначно "отказу от определения цивилизации как одного из идеалов или главного идеала" и отходу от представлений о единственном стандарте цивилизованности. Ему соответствовали, по словам Броделя, лишь "несколько привилегированных народов или групп, элита человечества". Теперь же в поле зрения появилось много цивилизаций, каждая из которых была цивилизована по-своему. В сжатой форме: цивилизация в единственном числе "потеряла свои свойства пробы качества", а цивилизации, о которых говорят в множественном числе, могли оказаться весьма нецивилизованными в том смысле, который передается единственным числом [1].
Тема этой книги - цивилизации во множественном числе. Однако различение понятий в единственном и множественном числах сохраняет свое значение; идея цивилизации в единственном числе снова появилась в форме тезиса о существовании универсальной мировой цивилизации. Принять этот аргумент нельзя, но было бы полезно исследовать, становятся ли цивилизации более цивилизованными.
Во-вторых, повсюду, кроме Германии, цивилизацию считают культурной целостностью. Немецкие мыслители XIX века провели резкую грань между цивилизацией, включающей механику, технологию, материальные факторы, с одной стороны, и культурой, которая включает ценности, идеалы и более высокие интеллектуально-художественные, моральные качества общества, - с другой. Это разграничение сохранилось в немецкой мысли, но больше нигде признано не было. Некоторые антропологи даже "перевертывали" эту связь и трактовали культуру как характеристику примитивных, неизменных, неурбанизированных обществ, а более сложные, развитые, урбанизированные и динамичные общества считали цивилизациями. Однако эти попытки развести культуру и цивилизацию не были подхвачены, и вне Германии преобладает согласие с Броделем, что "желание на немецкий манер отделить культуру от ее основы - цивилизации - обманчиво" [2].
И цивилизация, и культура - понятия, относящиеся ко всеобъемлющему стилю жизни народов, причем цивилизация - это культура в широком смысле слова. Оба понятия включают в себя "ценности, нормы, институты и способы мышления, которым сменяющие друг друга поколения придают первостепенное значение" [3]. По Броделю, цивилизация - это "пространство", "культурный ареал", "собрание культурных характеристик и феноменов". Валлерстайн определяет ее как "особую взаимосвязь мировоззрения, обычаев, структур и культуры (как материальной, так и "высокой"), которая образует своего рода историческое целое и сосуществует (если даже не всегда одновременно) с другими разновидностями этого феномена". По Доусону, цивилизация - продукт "особого оригинального процесса культурного творчества определенного народа", в то время как для Дюркгейма и Мосса - это "своего рода моральная среда, охватывающая некоторое число наций, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого". По Шпенглеру, цивилизация - "неизбежная судьба Культуры... наиболее внешние и искусственные состояния, которые способны принимать разновидности развитого человечества. Она - завершение, она следует как ставшее за становлением" [4]. Культура - общая тема практически каждого определения цивилизации.
Ключевые культурные элементы, определяющие цивилизацию, были сформулированы в классической форме афинянами, когда они заверяли спартанцев, что не предадут их персам:
Много веских соображений запрещают нам делать это, даже если бы мы к тому склонялись. Первое и главное - образы и жилища Богов, сожженные и лежащие в руинах: мы должны положить все наши силы, чтобы отомстить за них, а не заключать соглашение с человеком, свершившим эти деяния. Во-вторых, у греческой расы - одна и та же кровь и один и тот же язык, мы поклоняемся и приносим жертвы тем же самым Богам; у нас схожие обычаи; не пристало афинянам предавать все это.
Кровь, язык, религия, образ жизни объединяли греков и отличали их от персов и других не греков [5]. Однако, как это подчеркнули афиняне, из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, важнее всего бывает религия. Главные цивилизации человеческой истории обычно прочно связывали себя с великими мировыми религиями; народы с той же этничностью и языком, но разными религиями способны на братоубийство, как это случилось в Ливане, бывшей Югославии и в Индостане [6].
Деления народов по культурным признакам на цивилизации и по физическим признакам на расы во многом совпадают. И все же цивилизации и расы - не одно и то же. Принадлежащие к одной и той же расе народы могут быть глубоко разделены цивилизациями. Особенно великие миссионерские религии - христианство и ислам - распространились на разные расы. Коренные отличия человеческих групп касаются их ценностей, веры, институтов и социальных структур, а не физических размеров, формы головы и цвета кожи.
В-третьих, цивилизации всеобъемлющи, то есть ни одну из их составляющих нельзя понять до конца вне цивилизации, частью которой такая составляющая является. Цивилизации, утверждал Тойнби, "охватывают, не будучи охваченными другими". Цивилизация - это "целостность". Цивилизациям, продолжает эту мысль Мелко,
свойственна определенная степень интегрированности. Их части определяются отношением друг к другу и к целому. Если данная цивилизация состоит из государств, то эти государства будут теснее связаны друг с другом, чем с государствами за пределами цивилизации. Они могут чаще воевать друг с другом и чаще вступать в дипломатические отношения. Они будут более взаимозависимыми в экономическом отношении. В них будут существовать взаимопроникающие эстетические и философские течения [7].
Цивилизация - это широчайшая культурная общность. У деревень, регионов, этнических групп, народностей, религиозных групп существуют особые культуры на разных уровнях культурного многообразия. Культура деревни в Южной Италии может быть иной, нежели у деревни в Северной Италии, но обе будут частями итальянской культуры, которая отличает их от немецких деревень. Европейские образования будут, в свою очередь, обладать общими культурными чертами, которые отличают их от китайских или индуистских обществ. Однако китайцы, индусы и люди Запада не входят ни в одну более широкую культурную общность. Они образуют цивилизации. Цивилизация, таким образом, представляет собой самую широкую культурную группировку людей и самый широкий круг их культурной идентификации - за исключением того, что вообще отличает людей от других живых существ. Цивилизацию определяют и такие общие объективные элементы, как язык, история, религия, традиции, институты и субъективная самоидентификация людей. У людей есть несколько уровней идентификации: житель Рима с разной степенью интенсивности может назвать себя римлянином, итальянцем, католиком, христианином, европейцем, человеком Запада. Цивилизация, к которой он принадлежит, - самая широкая сфера, с которой он себя идентифицирует. Цивилизации - это самое большое "мы", где человек чувствует себя в культурном отношении дома, и одновременно то, что отделяет нас от всех "них" - тех, что вовне. Цивилизации могут включать большое число людей (китайская) или же очень небольшое (англоязычная карибская). История знает много малых групп людей, которые обладали индивидуальной культурой, не имея никакой иной более широкой культурной идентификации. В зависимости от размера и важности делалось различие между основными и периферийными цивилизациями (Бегби) или главными и остановившимися или прервавшимися цивилизациями (Тойнби). Моя книга посвящена тому, что обычно считается главными цивилизациями в человеческой истории.
У цивилизаций не бывает четко обозначенных границ, точного начала и конца. Люди могут переосмысливать и переосмысливают свою идентичность, и в результате композиция цивилизации и ее очертания со временем меняются. Культуры народов взаимодействуют и перекрывают друг друга. Степень их сходства и различия также существенно варьируется. Тем не менее цивилизации - это полные смысла целостности; они реально существуют, хотя границы между ними редко бывают четкими.
В-четвертых, цивилизации смертны, но вместе с тем живут долго; они эволюционируют, адаптируются и являются наиболее постоянными человеческими объединениями, "реальностями чрезвычайно longue duree" (длительной перспективы. - Прим.ред.) Их "уникальная и особая сущность" заключается в их "длительной исторической преемственности. По сути дела, цивилизации - самые длинные из всех историй". Империи переживают подъем и падение, правительства приходят и уходят, цивилизации же остаются и "переживают политические, социальные, экономические и даже идеологические перевороты" [8]. Боземан делает вывод, что "международная история правильно документирует тезис о том, что политические системы - это преходящие средства достижения целей, находящиеся на поверхности цивилизации, и что судьба каждого сообщества, объединенного в языковом и духовном отношениях, в конечном счете зависит от выживания определенных первичных структурирующих идей, вокруг которых объединяются сменяющие друг друга поколения и которые таким образом символизируют преемственность общества" [9]. Практически все основные мировые цивилизации двадцатого века или существовали в течение целого тысячелетия, или же, как Латинская Америка, являются прямым отпрыском другой долговечной цивилизации.
Выдерживая испытание временем, цивилизации вместе с тем эволюционируют. Они динамичны, переживают подъем и падение, сливаются и делятся и, как известно каждому студенту-историку, исчезают и оказываются похороненными в песках времени. Фазы их эволюции можно устанавливать по-разному. По Квигли, цивилизации проходят через семь стадий: смешение, созревание, экспансия, пора конфликта, универсальная империя, упадок и вторжение. Мелко ввел в употребление следующую модель перемен: сформировавшаяся феодальная система - переходная феодальная система - сформировавшаяся государственная система - переходная государственная система - сформировавшаяся имперская система. Тойнби считал, что цивилизации возвышаются в ответ на некие вызовы, затем проходят период роста, который включает в себя усиливающийся контроль над средой, созданной творческим меньшинством; за ростом следуют пора трудностей, возникновение универсального государства и затем дезинтеграция. При значительных отличиях все эти теории сходятся в том, что цивилизации проходят через пору трудностей или конфликтов, движутся к универсальному государству, а затем - к упадку и дезинтеграции [10].
В-пятых, поскольку цивилизации - это культурные, а не политические целостности, они в этом качестве не занимаются поддержанием порядка, не вершат правосудия, не собирают налогов, не ведут войн, не заключают договоров и не делают других вещей, которыми занимаются правительства. Цивилизации могут отличаться друг от друга по политическому составу, а временами он меняется и внутри одной цивилизации. Они могут включать в себя одну или много политических единиц. Эти единицы могут быть городами-государствами, империями, федерациями, конфедерациями, национальными государствами, многонациональными государствами; у всех них могут быть и разные формы правления. По мере того, как цивилизация эволюционирует, число и природа составляющих ее единиц обычно меняются. Как отметил Люциан Пай, Китай - это "цивилизация, претендующая на то, чтобы быть государством" [11]. Япония - цивилизация, являющаяся государством. Однако в большинство цивилизаций входит более одного государства или другой политической целостности. В современном мире большинство цивилизаций включают в себя по два или более государств.
И, наконец, исследователи обычно сходятся в идентификации важнейших исторических цивилизаций и тех, что существуют в современном мире. Они тем не менее часто расходятся в том, что касается общего числа существовавших в истории цивилизаций. Квигли отстаивал 16 явных исторических случаев и 8 очень вероятных дополнительных. Тойнби сначала назвал число 22, затем 23; Шпенглер выделил восемь основных культур. Макнейл называл во всей истории 9 цивилизаций; Бегби тоже видел 9 важнейших цивилизаций или 12, если из китайской и западной выделить японскую и православную. Бродель называл 9, а Ростовани - 7 важнейших современных цивилизаций [12]. Эти различия отчасти зависят от того, считать ли такие культурные группы, как китайцы и индусы, единой исторической цивилизацией или же двумя и более близкими друг другу цивилизациями, одна из которых отпочковалась от другой. Несмотря на эти различия, идентичность не оспаривается. Сделав обзор литературы, Мелко приходит к заключению, что существует "разумное согласие" относительно 12 важнейших цивилизаций, из которых семь уже исчезли (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, центральноамериканская, андская), а пять продолжают существовать (китайская, японская, индуистская, исламская и западная) [13]. Несколько ученых добавляют еще русскую православную цивилизацию как отдельную, отличающуюся от ее родительской византийской цивилизации и от западнохристианской. Для наших целей к тем шести цивилизациям полезно в современном мире добавить еще латиноамериканскую и, может быть, африканскую цивилизации...