Якорева А.С. Ценообразование

Особенности ценообразования на различных типах рынка

На рынке чистой конкуренции спрос для предприятия обладает полной эластичностью по цене, так как на рынке присутствует много фирм, причем у них нет возможности по отдельности контролировать хоть сколько-нибудь значимую долю рынка. Если фирма увеличивает объем производства продукции, цена обычно не изменяется. На рынке чистой конкуренции между спросом и ценой существует обратно пропорциональная зависимость.

В случае если предложение товаров в отрасли увеличится, то цена понизится для всех присутствующих на рынке фирм.

На рынке чистой конкуренции ни одна фирма не участвует в процессе ценообразования, а цены определяются через взаимодействие спроса и предложения.

На рынке чистой монополии есть только один продавец. Им может являться фирма или государственная организация.

Фирма-монополист сама определяет цены на свою продукцию, не учитывая ценовую политику остальных фирм.

При помощи государственной монополии можно установить цену товара ниже его себестоимости, вызвав увеличение потребления товара слоями населения, не имеющими возможности приобрести его по полной цене. Можно также повысить цену, что вызовет сокращение потребления продукта.

Фирма-монополист, не ограниченная в ценовой политике, все же устанавливает оптимальный уровень цены, базируясь на спросе на свою продукцию. Ценовая политика фирмы-монополиста основывается на ценовой дискриминации, согласно которой фирма продает товар по различным ценам, не учитывая различия в издержках.

На рынке монополистической конкуренции присутствует много фирм, продающих свои товары по различным ценам, причем цены на их товары имеют большой диапазон изменения.

Продукция этих фирм различается по своим физическим характеристикам и по потребительским предпочтениям, что объясняет большой диапазон цен.

На рынке монополистической конкуренции фирма устанавливает цену на свою продукцию с учетом следующих факторов:

  1. структуры потребительского спроса;
  2. цены на продукцию фирм-конкурентов;
  3. издержек производства.

В условиях монополистической конкуренции применяются различные стратегии ценообразования. Самая популярная стратегия – это стратегия установления цен по географическому принципу, которая заключается в том, что продукция фирмы продается в различных странах по различным ценам.

На рынке олигополистической конкуренции господствуют несколько крупных фирм, продукция которых может быть как однородной, так и разнородной.

На данном типе рынка фирмами применяется множество стратегий ценообразования. Одна из этих стратегий – стратегия координации действий при установлении цен, существующая в двух вариантах: принятия соглашения о ценах и параллельной ценовой политики. Параллельная ценовая политика представляет собой координацию цен, выражающуюся, например в расчете затрат производства по установленным статьям, затем прибавлении установленной нормы прибыли и установлении конечной цены. Под влиянием рыночных факторов все цены изменяются в одинаковых пропорциях и направлении.


Сущность цен и ценообразования | Функции цен | Классификация цен по сфере товарного обращения | Классификация цен по территории действия и по порядку возмещения транспортных расходов. Цены внешнеторгового оборота | Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении | Виды цен на новые товары | Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время | Классификация цен по способу получения информации | Классификация цен в зависимости от вида рынка | Система цен и состав цен | Скидка с цены | Себестоимость в составе цены | Прибыль в составе цены | Наценки (скидки) посредников в составе цены | Прямые и косвенные налоги в составе цены | Факторы, воздействующие на цены | Особенности ценообразования на различных типах рынка | Этапы ценообразования | Ценовая информация и ее роль в ценовой политике | Цели ценовой политики | Политика цен жизненного цикла товара | Основные стратегии ценообразования | Затратные методы ценообразования | Установление цен на новый товар | Инициативное изменение цен | Реакция потребителей, фирм и конкурентов на изменение цен | Эконометрические методы определения цен | Ценовая дискриминация | Ценообразование на монополизированном рынке | Средние цены и обобщающий уровень цен | Роль цен в инфляционных процессах | Стадии развития инфляции и динамика цен | Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики | Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе | Ценообразование на транспортные услуги | Ценообразование на рынке научно-технической продукции | Особенности ценообразования в сфере услуг | Ценообразование на услуги здравоохранения | Цена на рынке труда | Цена земли. Особенности ценообразования на земельном рынке | Виды стоимости и цены земли | Методы оценки рыночной стоимости земли | Цена капитальных активов | Сущность цены кредита | Контрактная цена во внешней торговле и способ ее фиксации | Расчет цен на экспортируемую продукцию | Поправки к ценам на экспортируемую и импортируемую продукцию | Валютный курс и цены | Государственное регулирование цен | Основные направления государственной ценовой политики в России | Цены и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ | Принципы определения цены для целей налогообложения | Формы и методы воздействия государства на цены | Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования | Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен | Регулирование цен в зарубежных странах
Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование