Якорева А.С. Ценообразование

Формы и методы воздействия государства на цены

Существует прямое и косвенное воздействие государства на цены.

Прямое (административное) воздействие государства на действующие цены предполагает непосредственное участие государства в определении уровней, структуры и динамики цен, а также установление правил ценообразования.

Государственные органы управления в рыночной экономике могут следующим образом воздействовать на цены:

  1. устанавливать порядок расчета уровня затрат;
  2. регламентировать состав затрат посредством специальных нормативных документов;
  3. устанавливать расходы, которые должны возмещаться из прибыли;
  4. определять нормы рентабельности на товары фирм-монополистов.

Косвенное вмешательство государства в ценообразование предполагает использование методов и средств, которые призваны обеспечить рост товарного предложения на рынке, координацию доходов населения и регулирование налоговой ставки как на изготовляемые, так и на потребляемые товары.

Косвенное вмешательство государства в ценообразование осуществляется посредством:

  1. использования льготного налогообложения;
  2. применения льготного кредитования;
  3. субсидирования и дотирования из бюджетных средств;
  4. заключения договоров между органами власти и физическими и юридическими лицами о фиксировании цен на их продукцию или услуги;
  5. поощрения заключения соглашений между потребителями и производителями продукции с участием государственных органов управления;
  6. поощрение принятия производителями односторонних обязательств по ограничению роста цен.

Формы прямого вмешательства государства в про цесс ценообразования.

Выделяют следующие формы прямого государственного вмешательства в процесс ценообразования.

1.  Общее замораживание цен или замораживание цен на конкретные виды товаров. Общее замораживание цен используется в случае высоких темпов инфляции в экономике.

2.  Установление фиксированных цен и тарифов на товары и услуги. Цены фиксируются на определенном уровне по решению органов государственной власти, уровень фиксированных цен определяется также соответствующими органами власти. Предварительно должна быть определена норма прибыли (рентабельности), входящая в состав цены. Также должны разрешится споры, возникающие в случае, если при фиксировании цен на определенном уровне предприниматели не будут получать нормативной прибыли. При введении фиксированной цены субъекты ценообразования должны продавать свою продукцию по ценам, не превосходящим уровень фиксированной цены.

3.  Установление границ возможного роста цены на определенный временной промежуток или предельного уровня цены. Под предельным уровнем цены понимается уровень цены, выше или ниже которого цена не может устанавливаться. Такой метод регулирования цен играет большую роль в условиях дефицита, так как свободное повышение цен приводит в конечном итоге к сокращению производства.


Сущность цен и ценообразования | Функции цен | Классификация цен по сфере товарного обращения | Классификация цен по территории действия и по порядку возмещения транспортных расходов. Цены внешнеторгового оборота | Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении | Виды цен на новые товары | Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время | Классификация цен по способу получения информации | Классификация цен в зависимости от вида рынка | Система цен и состав цен | Скидка с цены | Себестоимость в составе цены | Прибыль в составе цены | Наценки (скидки) посредников в составе цены | Прямые и косвенные налоги в составе цены | Факторы, воздействующие на цены | Особенности ценообразования на различных типах рынка | Этапы ценообразования | Ценовая информация и ее роль в ценовой политике | Цели ценовой политики | Политика цен жизненного цикла товара | Основные стратегии ценообразования | Затратные методы ценообразования | Установление цен на новый товар | Инициативное изменение цен | Реакция потребителей, фирм и конкурентов на изменение цен | Эконометрические методы определения цен | Ценовая дискриминация | Ценообразование на монополизированном рынке | Средние цены и обобщающий уровень цен | Роль цен в инфляционных процессах | Стадии развития инфляции и динамика цен | Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики | Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе | Ценообразование на транспортные услуги | Ценообразование на рынке научно-технической продукции | Особенности ценообразования в сфере услуг | Ценообразование на услуги здравоохранения | Цена на рынке труда | Цена земли. Особенности ценообразования на земельном рынке | Виды стоимости и цены земли | Методы оценки рыночной стоимости земли | Цена капитальных активов | Сущность цены кредита | Контрактная цена во внешней торговле и способ ее фиксации | Расчет цен на экспортируемую продукцию | Поправки к ценам на экспортируемую и импортируемую продукцию | Валютный курс и цены | Государственное регулирование цен | Основные направления государственной ценовой политики в России | Цены и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ | Принципы определения цены для целей налогообложения | Формы и методы воздействия государства на цены | Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования | Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен | Регулирование цен в зарубежных странах
Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование