Якорева А.С. Ценообразование

Государственное регулирование цен

В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия-монополисты. То есть регулирование экономики имеет два уровня: макроуровень, в роли субъекта регулирования на котором выступает государство, и микроуровень, где субъектами регулирования являются частные фирмы. Таким образом, от экономической, в частности ценовой политики государства зависит рыночная стратегия фирмы.

Политика цен – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов ценообразования, осуществляемая с целью регулирования и контроля цен в народном хозяйстве, сфере торговли. Политика цен проводится посредством анализа практики и применяемых стратегий ценообразования, надзора за соблюдением требований государственной дисциплины цен, а также путем ограничения отрицательных последствий деятельности монополий в установленном антимонополистическим законодательством порядке.

Политика цен входит в состав экономической политики государства и в рыночной экономике играет очень важную роль. Ценовая политика выполняет следующие задачи:

  1. пособствует развитию рыночных отношений;
  2. является средством защиты частной, государственной и других форм собственности;
  3. способствует снижению темпов инфляции и смягчению ее отрицательных последствий;
  4. содействует развитию конкуренции;
  5. создает условия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых потоков, а также для свободной экономической деятельности.

Органы, формирующие и осуществляющие ценовую политику, входят в структуру органов исполнительной власти. На федеральном уровне такими органами являются правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В частности, такими органами являются Министерство экономики РФ и Департамент цен, являющийся его составной частью.

Департамент цен является центральным органом федеральной исполнительной власти и осуществляет, помимо государственного регулирования, еще и межотраслевую координацию цен.

Основные задачи Департамента цен:

  1. разработка и внесение предложений по проведению государственной ценовой политики;
  2. совершенствование ценового механизма для большей действенности цен в развитии рыночных отношений;
  3. повышение эффективности решения социальных проблем посредством механизмов ценообразования;
  4. анализ практики ценообразования в народном хозяйстве и подготовка проектов усовершенствования государственной ценовой политики;
  5. совершенствование применения регулируемых государством рыночных цен;
  6. составление прогнозов изменения цен в различных отраслях народного хозяйства;
  7. регулирование ценообразования на товары предприятий-монополистов;
  8. надзор за соблюдением законодательства по ценообразованию;
  9. осуществление руководства органами ценообразования;
  10. изучение опыта ценовой политики стран ближнего и дальнего зарубежья.

В субъектах РФ ценовую политику проводят соответствующие законодательные и исполнительные органы.


Сущность цен и ценообразования | Функции цен | Классификация цен по сфере товарного обращения | Классификация цен по территории действия и по порядку возмещения транспортных расходов. Цены внешнеторгового оборота | Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении | Виды цен на новые товары | Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время | Классификация цен по способу получения информации | Классификация цен в зависимости от вида рынка | Система цен и состав цен | Скидка с цены | Себестоимость в составе цены | Прибыль в составе цены | Наценки (скидки) посредников в составе цены | Прямые и косвенные налоги в составе цены | Факторы, воздействующие на цены | Особенности ценообразования на различных типах рынка | Этапы ценообразования | Ценовая информация и ее роль в ценовой политике | Цели ценовой политики | Политика цен жизненного цикла товара | Основные стратегии ценообразования | Затратные методы ценообразования | Установление цен на новый товар | Инициативное изменение цен | Реакция потребителей, фирм и конкурентов на изменение цен | Эконометрические методы определения цен | Ценовая дискриминация | Ценообразование на монополизированном рынке | Средние цены и обобщающий уровень цен | Роль цен в инфляционных процессах | Стадии развития инфляции и динамика цен | Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики | Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе | Ценообразование на транспортные услуги | Ценообразование на рынке научно-технической продукции | Особенности ценообразования в сфере услуг | Ценообразование на услуги здравоохранения | Цена на рынке труда | Цена земли. Особенности ценообразования на земельном рынке | Виды стоимости и цены земли | Методы оценки рыночной стоимости земли | Цена капитальных активов | Сущность цены кредита | Контрактная цена во внешней торговле и способ ее фиксации | Расчет цен на экспортируемую продукцию | Поправки к ценам на экспортируемую и импортируемую продукцию | Валютный курс и цены | Государственное регулирование цен | Основные направления государственной ценовой политики в России | Цены и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ | Принципы определения цены для целей налогообложения | Формы и методы воздействия государства на цены | Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования | Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен | Регулирование цен в зарубежных странах
Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование