Затратные методы ценообразования
Для исчисления рыночной цены применяются в основном следующие затратные методы: -
метод, базирующийся на определении полных издержек. Заключается в суммировании совокупных издержек и прибыли, на которую рассчитывает фирма. Совокупные издержки вычисляются как сумма переменных и постоянных издержек. К достоинствам данного метода относятся его простота и удобство. Но у этого метода есть два существенных минуса:
а) при установлении цены не учитывается спрос, предъявляемый покупателями на данный товар, не учитывается конкуренция, следовательно, может возникнуть ситуация, когда на товар по установленной цене не будет спроса; б) при использовании данного метода происходит внесение в себестоимость товара постоянных (накладных) расходов, т. е. расходов на содержание предприятия, а не на изготовление продукции. Таким образом, метод полных издержек является условным, так как не отражает действительный вклад товара в доход фирмы; -
Метод, ориентирующийся на прямые затраты. Сущность метода состоит в установлении цены посредством добавления к переменным затратам надбавки – прибыли. В отличие от первого метода постоянные издержки покрываются не за счет цен отдельного товара, а за счет разницы между суммой цен реализованных товаров и переменными затратами. Эта разница называется «добавленной», или «маржинальной», прибылью;
-
метод предельных издержек. Также основывается на анализе себестоимости, но сложнее, чем предыдущие методы. При применении предельного ценообразования надбавка прибавляется только к предельно высокой себестоимости изготовления каждой следующей единицы товара. Данный метод оправдан в том случае, если гарантированы объемы продаж по более высокой цене, достаточные для того, чтобы покрыть постоянные затраты. При неверном использовании или недостаточном контроле применение данного метода может повлечь за собой непредвиденные катастрофические результаты;
-
метод расчета цен на основе анализа безубыточности. Фирма стремится к такому уровню цены, который приносил бы ей желаемый (целевой) объем прибыли.
Точка безубыточности может быть определена графическим и аналитическим методами. Для нахождения точки безубыточности аналитическим методом используется следующая формула: Точка безубыточности = Постоянные издержки (FC) / Валовая прибыль (ТП); -
метод учета рентабельности инвестиций.
Главные задачи данного метода: а) определить полные затраты при разных методиках производства; б) определить объем производства, который при условии продажи товаров по установленной цене позволит окупить привлекаемый финансовый капитал. Метод учета рентабельности инвестиций – единственный метод ценообразования, который учитывает платность использования финансового капитала, привлекаемого для производства и реализации продукции. Главный минус данного метода – в использовании процентных ставок, которые в условиях инфляции крайне нестабильны.
Сущность цен и ценообразования |
Функции цен |
Классификация цен по сфере товарного обращения |
Классификация цен по территории действия и по порядку возмещения транспортных расходов. Цены внешнеторгового оборота |
Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении |
Виды цен на новые товары |
Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время |
Классификация цен по способу получения информации |
Классификация цен в зависимости от вида рынка |
Система цен и состав цен |
Скидка с цены |
Себестоимость в составе цены |
Прибыль в составе цены |
Наценки (скидки) посредников в составе цены |
Прямые и косвенные налоги в составе цены |
Факторы, воздействующие на цены |
Особенности ценообразования на различных типах рынка |
Этапы ценообразования |
Ценовая информация и ее роль в ценовой политике |
Цели ценовой политики |
Политика цен жизненного цикла товара |
Основные стратегии ценообразования |
Затратные методы ценообразования |
Установление цен на новый товар |
Инициативное изменение цен |
Реакция потребителей, фирм и конкурентов на изменение цен |
Эконометрические методы определения цен |
Ценовая дискриминация |
Ценообразование на монополизированном рынке |
Средние цены и обобщающий уровень цен |
Роль цен в инфляционных процессах |
Стадии развития инфляции и динамика цен |
Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики |
Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе |
Ценообразование на транспортные услуги |
Ценообразование на рынке научно-технической продукции |
Особенности ценообразования в сфере услуг |
Ценообразование на услуги здравоохранения |
Цена на рынке труда |
Цена земли. Особенности ценообразования на земельном рынке |
Виды стоимости и цены земли |
Методы оценки рыночной стоимости земли |
Цена капитальных активов |
Сущность цены кредита |
Контрактная цена во внешней торговле и способ ее фиксации |
Расчет цен на экспортируемую продукцию |
Поправки к ценам на экспортируемую и импортируемую продукцию |
Валютный курс и цены |
Государственное регулирование цен |
Основные направления государственной ценовой политики в России |
Цены и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ |
Принципы определения цены для целей налогообложения |
Формы и методы воздействия государства на цены |
Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования |
Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен |
Регулирование цен в зарубежных странах
Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование
|