Якорева А.С. Ценообразование

Ценообразование на рынке научно-технической продукции

Под научно-технической продукцией понимаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Для определения уровня цены варианта научно-технической продукции необходимо знать уровень его экономической эффективности, выявляемый при помощи сравнительного анализа. Цена прямо пропорциональна экономическому эффекту.

В общем случае экономический эффект можно рассчитать как разность дохода, который будет предполагаемо получен за время использования новой технологии или орудия труда, и затрат на исследования, разработку и применение.

Цена научно-технической продукции, которая начинает разрабатываться, определяется обычно в договоре между заказчиком и научно-исследовательской организацией. Цена оформляется в специальном документе, прилагаемом к договору.

При определении договорной цены основываются на принципе экономической выгодности, причем и для научно-исследовательской организации, и для заказчика. То есть договорная цена на научно-техническую продукцию должна иметь нижнюю и верхнюю границы.

Нижний предел цены на научно-техническую продукцию устанавливается при помощи затратного метода:

Ц нп= С + С х Р с,

где Ц нп– нижний предел цены; С – себестоимость научно-технической продукции, согласованная с заказчиком; Р с– расчетная рентабельность.

Верхний предел цены на научно-техническую продукцию связан непосредственно с экономическим эффектом данной продукции и рассчитывается по формуле:

Ц вп=Э интх (1– К З)

где Ц вп– верхний предел цены на научно-техническую продукцию; Эинт– интегральный экономический эффект (суммарный экономический эффект); К З– доля величины экономического эффекта, способная обеспечить заказчику уровень расчетной рентабельности во время использования (производства) научно-технической продукции. Важно учесть, что величина верхнего предела цены на научно-техническую продукцию должна превышать величину нижнего предела. Иначе научно-техническая продукция будет являться экономически неэффективной. Договорная цена является компромиссной категорией, так как она зависит от величины доли экономического эффекта, которая входит в договорную цену, т. е. от Э инт.

Договорная цена = Ц вп+ Э инт

Значение Э инт устанавливается посредством согласования между разработчиком и заказчиком. Чем больше доля Э интв Э инт, тем больше выгоды получают разработчики от таких цен, чем меньше доля Э инт в Э инт, тем выгоднее такие цены заказчикам.

Рынок научно-технической продукции является лицензионным. на лицензионном рынке цена на научно-техническую продукцию является ценой лицензии. Последняя также является договорной ценой, ее величина непосредственно зависит от экономического эффекта конкретной научно-технической продукции в области ее применения.

Цена лицензии может реализовываться либо как периодические платежи (роялти) в течение срока лицензионного соглашения, либо как единовременный платеж (паушальный платеж), размер которого определяется заранее в зависимости от экспертных оценок.


Сущность цен и ценообразования | Функции цен | Классификация цен по сфере товарного обращения | Классификация цен по территории действия и по порядку возмещения транспортных расходов. Цены внешнеторгового оборота | Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении | Виды цен на новые товары | Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время | Классификация цен по способу получения информации | Классификация цен в зависимости от вида рынка | Система цен и состав цен | Скидка с цены | Себестоимость в составе цены | Прибыль в составе цены | Наценки (скидки) посредников в составе цены | Прямые и косвенные налоги в составе цены | Факторы, воздействующие на цены | Особенности ценообразования на различных типах рынка | Этапы ценообразования | Ценовая информация и ее роль в ценовой политике | Цели ценовой политики | Политика цен жизненного цикла товара | Основные стратегии ценообразования | Затратные методы ценообразования | Установление цен на новый товар | Инициативное изменение цен | Реакция потребителей, фирм и конкурентов на изменение цен | Эконометрические методы определения цен | Ценовая дискриминация | Ценообразование на монополизированном рынке | Средние цены и обобщающий уровень цен | Роль цен в инфляционных процессах | Стадии развития инфляции и динамика цен | Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики | Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе | Ценообразование на транспортные услуги | Ценообразование на рынке научно-технической продукции | Особенности ценообразования в сфере услуг | Ценообразование на услуги здравоохранения | Цена на рынке труда | Цена земли. Особенности ценообразования на земельном рынке | Виды стоимости и цены земли | Методы оценки рыночной стоимости земли | Цена капитальных активов | Сущность цены кредита | Контрактная цена во внешней торговле и способ ее фиксации | Расчет цен на экспортируемую продукцию | Поправки к ценам на экспортируемую и импортируемую продукцию | Валютный курс и цены | Государственное регулирование цен | Основные направления государственной ценовой политики в России | Цены и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ | Принципы определения цены для целей налогообложения | Формы и методы воздействия государства на цены | Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования | Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен | Регулирование цен в зарубежных странах
Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование