Якорева А.С. Ценообразование

Цена капитальных активов

Ценой труда является ставка заработной платы, ценой земли – рента, ценой капитала – процент. Это цены на услуги факторов производства. Эти цены являются прокатными ценами и формируют текущие доходы собственников факторов производства.

Прокатные цены – это цены найма или аренды фактора производства за единицу времени.

Капитальные цены – это цены на фактор производства, по которым он покупается или продается.

Капитализация – процесс перехода от прокатных к капитальным ценам.

Прокатная цена фактора производства на товарных и факторных рынках при условии наличия совершенной конкуренции представляет собой ценность предельного продукта данного фактора производства.

Если потребителю услуг фактора нужно принять решение, покупать или нет данный фактор производства, то ему необходимо сравнить дополнительный доход от использования новой единицы фактора с прокатной ценой этого фактора. Предприятие или фирма будут покупать услуги фактора производства до того момента, пока прокатная цена будет меньше дополнительного дохода, получаемого за счет использования этого фактора.

Покупая фактор производства по его капитальной цене, фирма или физическое лицо покупает его услуги за весь будущий срок использования, т. е. перед принятием решения о покупке необходимо соизмерить капитальную цену фактора производства с дополнительным доходом, который можно получить за весь период эксплуатирования фактора. Но покупку фактора нужно оплачивать в текущий момент, а доход от эксплуатирования фактора будущий владелец получит только через определенный промежуток времени, на протяжении которого он будет использовать этот фактор. Задачу соизмерения затрат на покупку с потоком будущих доходов можно решить посредством сегодняшней ценности потока будущих доходов или дисконтирования.

Будущие доходы можно трансформировать в их сегодняшнюю ценность (сегодняшний эквивалент) при помощи меры трансформации.

Мера трансформации – это величина (1 + i), где i – рыночная процентная ставка.

Сегодняшняя ценность (PV) дохода (С), который предполагается получить через год, рассчитывается по формуле:

PV = C / (1 + i).

Если доход предполагается получить через n лет, то сегодняшняя и будущая (FV) ценности будут рассчитываться по следующим формулам:

PV = FV / (1 + i) n;

FV = PV х (1 + i) n.

Множитель 1 / (1 + i)n называется коэффициентом дисконтирования, а (1 + i) n – коэффициентом наращения. Значения этих множителей при различных n и i приводятся в специальных таблицах.

Равновесие на рынке факторов производства установится при условии равенства капитальной цены и сегодняшней ценности дохода, который ожидается получить с течением времени при эксплуатировании данного фактора производства. Причем сегодняшняя ценность потока будущих доходов, распределенного во времени, напрямую зависит от ставки дисконтирования (рыночной процентной ставки).

Коэффициент дисконтирования (или процентная ставка) играет роль затрат упущенных возможностей, ее также называют альтернативной стоимостью капитала.


Сущность цен и ценообразования | Функции цен | Классификация цен по сфере товарного обращения | Классификация цен по территории действия и по порядку возмещения транспортных расходов. Цены внешнеторгового оборота | Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении | Виды цен на новые товары | Виды цен на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время | Классификация цен по способу получения информации | Классификация цен в зависимости от вида рынка | Система цен и состав цен | Скидка с цены | Себестоимость в составе цены | Прибыль в составе цены | Наценки (скидки) посредников в составе цены | Прямые и косвенные налоги в составе цены | Факторы, воздействующие на цены | Особенности ценообразования на различных типах рынка | Этапы ценообразования | Ценовая информация и ее роль в ценовой политике | Цели ценовой политики | Политика цен жизненного цикла товара | Основные стратегии ценообразования | Затратные методы ценообразования | Установление цен на новый товар | Инициативное изменение цен | Реакция потребителей, фирм и конкурентов на изменение цен | Эконометрические методы определения цен | Ценовая дискриминация | Ценообразование на монополизированном рынке | Средние цены и обобщающий уровень цен | Роль цен в инфляционных процессах | Стадии развития инфляции и динамика цен | Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики | Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе | Ценообразование на транспортные услуги | Ценообразование на рынке научно-технической продукции | Особенности ценообразования в сфере услуг | Ценообразование на услуги здравоохранения | Цена на рынке труда | Цена земли. Особенности ценообразования на земельном рынке | Виды стоимости и цены земли | Методы оценки рыночной стоимости земли | Цена капитальных активов | Сущность цены кредита | Контрактная цена во внешней торговле и способ ее фиксации | Расчет цен на экспортируемую продукцию | Поправки к ценам на экспортируемую и импортируемую продукцию | Валютный курс и цены | Государственное регулирование цен | Основные направления государственной ценовой политики в России | Цены и вопросы ценообразования в Гражданском кодексе РФ | Принципы определения цены для целей налогообложения | Формы и методы воздействия государства на цены | Формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования | Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен | Регулирование цен в зарубежных странах
Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование