Аудит учета основных средств организации на примере ООО Модерн — страница 44-47

При проверке операций по списанию основных средств аудитору необходимо установить следующее[1]:

  • порядок списания основных средств соответствует положениям нормативных актов;
  • бухгалтерский учет операций по списанию основных средств, которые морально устарели или физически изношены, соответствует положениям нормативных актов;
  • бухгалтерский учет и налогообложение операций по ликвидации основных средств по причине аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций соответствует положениям нормативных актов;
  • списание основных средств в результате хищения или порчи соответствуют положениям нормативных актов;
  • бухгалтерский учет и налогообложение операций по частичной ликвидации основных средств соответствует положениям нормативных актов;
  • налогообложение операций по списанию основных средств соответствует положениям нормативных актов.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, относятся к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией.

Убыток от списания недоамортизированного объекта основных средств относится на уменьшение налогооблагаемой прибыли в качестве внереализационного расхода.

Расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, относятся к внереализационным расходам. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (п. 2 ст. 265 НК РФ).

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма N ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.

Оприходование в бухгалтерском учете отдельных деталей и узлов, полученных при списании (ликвидации) основных средств, следует производить по их рыночной стоимости.

Согласно Плану счетов выявленные в ходе инвентаризации потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, относятся на счет 99 «Прибыли и убытки» как убытки отчетного года (некомпенсированные потери от стихийных бедствий).

Для целей налогообложения потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий либо чрезвычайных ситуаций, приравниваются к внереализационным расходам в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Для проведения аудита, анализа и обобщения результатов аудита необходимы следующие документы:

  • приказ по учетной политике;
  • регистры бухгалтерского и налогового учета основных средств;
  • декларации по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество;
  • бухгалтерский баланс;
  • Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Аудитор во время проверки оформления и учета основных средств выполняет следующие аудиторские процедуры:

  • инспектирование (проверку записей, документов);
  • пересчет (проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов);
  • аналитические процедуры (анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений).

Аудитор должен проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.

Ошибки, обнаруживаемые в процессе аудита основных средств, оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, так как приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.

По результатам осуществления процедур детальной проверки операций по движению основных средств аудитор может дать оценку амортизационной политике организации.

После завершения необходимых процедур проверки основных средств аудитору следует убедиться в том, что вся необходимая существенная информация об основных средствах раскрыта в финансовой отчетности. К такой информации, в частности, относятся данные:

  • о первоначальной стоимости, амортизации и балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода, поступивших и выбывших в течение отчетного периода и на конец отчетного периода (по группам основных средств);
  • об амортизационной политике организации в отношении существенных групп основных средств;
  • о принятых способах оценки основных средств;
  • о способах и суммах переоценки основных средств;
  • о существенных ограничениях прав собственности организации на основные средства;
  • другие данные, являющиеся существенной информацией для финансовой отчетности организации, и данные, раскрытие которых требуется согласно действующим на дату составления отчетности нормам законодательства.

Раскрытие существенной информации об основных средствах аудитор проверяет путем изучения и анализа такой информации и ее сопоставления с полученными в ходе аудита доказательствами.

[1] Парушина Н.В. Аудит внеоборотных активов // Аудиторские ведомости, 2005, N 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *