Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно — хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:
01 «Основные средства» (активный);
02 «Амортизация основных средств» (пассивный);
91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).
Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.
Счет 02 «Амортизация основных средств» – предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
На счет 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств.
В любом случае бухгалтерский учет поступления основных средств ведется также с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету этого счета отражаются произведенные организацией затраты, связанные с приобретением основных средств, затраты по приведению их в состояние, пригодное к использованию, а также рыночная стоимость (при безвозмездном получении) и согласованная стоимость (при внесении в уставный капитал) поступивших основных средств. По кредиту счета осуществляется списание сформированной первоначальной стоимости по введению в эксплуатацию объекта. Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» показывает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции по приобретению основных средств.
По дебету счета 01 могут отражаться только те объекты недвижимости (подлежащие обязательной государственной регистрации), по которым право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав. До момента государственной регистрации затраты организации на приобретение недвижимого имущества подлежат учету по дебету счета 08.
1.1 Аудит наличия и сохранности основных средств
Целью проверки наличия и сохранности основных средств является подтверждение реальности статей бухгалтерской отчетности.
На основании данных учета и фактического наличия проверим: не числятся ли в составе основных средств объекты стоимостью ниже установленного организацией лимита, или объекты, срок службы которых менее 12 месяцев (независимо от стоимости). При аудиторской проверке необходимо получит подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств.
Важным вопросом при проверке сохранности и наличия основных средств является выяснение правильности оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности.
Для проведения проверки привлечем первичные документы (ф. ОС-1, ОС-6 и др.), по которым основные средства приняты к учету.
Проверка правильности оценки основных средств будет выборочной, так как ООО «Модерн» имеет на балансе большое количество объектов.
ООО «Модерн» приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. В счете была обозначена стоимость составных частей компьютера:
- системный блок — 11 800 руб. (в том числе НДС — 1 800 руб.);
- монитор — 4 130 руб. (в том числе НДС — 630 руб.);
- клавиатура — 295 руб. (в том числе НДС — 45 руб.);
- мышь — 177 руб. (в том числе НДС — 27 руб.).
Итого стоимость компьютера — 16 402 руб. (в том числе НДС — 2 502 руб.).
Доставку компьютера (236 руб., в том числе НДС — 36 руб.) предприятие дополнительно оплатило наличными из кассы через подотчетное лицо. Составные части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса, поэтому бухгалтер принял их к учету как единый инвентарный объект и сделал проводки:
Таблица 3.3
Проводки по операции приобретения основного средства и постановки его на учет
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Описание операции |
60 | 51 | 16 402 | оплачен счет продавца |
08 | 60 | 13 900 руб. (16 402 — 2 502) | оприходован компьютер на балансе организации (по стоимости составных частей без учета НДС) |
19 | 60 | 2 502 | учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца. |
71 | 50 | 236 | выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера |
08 | 71 | 200 руб. (236 — 36) | плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица); |
19 | 71 | 36 руб. | учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной организации). |
Когда компьютер ввели в эксплуатацию, были сделаны проводки: | |||
01 | 08 | 14 100 руб. (13 900 + 200) | компьютер зачислен в состав основных средств организации; |
68 субсчет «Расчеты по НДС» | 19 | 2 538 руб. (2502 + 36) | произведен налоговый вычет. |