Методы сравнительной оценки персонала

При оценке деятельности работника методами, относящимися к группе методов сравнительной оценки, результативность работника сравнивается с результативностью других работников. В этом случае оценка сотрудника зависит от того, как другие сотрудники выполняют свои задачи. Основное преимущество этой группы методов заключается в том, что она позволяет избежать одинаковой оценки всех сотрудников (например, работа всех сотрудников оценивается как хорошая и очень хорошая).

К этой группе относятся методы индивидуального ранжирования, принудительного распределения и попарного сравнения.

При оценке методом индивидуального ранжирования оценщик должен ранжировать всех сотрудников в порядке от лучшего к худшему. К сожалению, этот метод не определяет, насколько одни сотрудники лучше или хуже других. Кроме того, если судить по методу индивидуального ранжирования, то только один сотрудник в каждом отделе становится «лучшим» сотрудником (см. табл. 20).

Таблица 20

Пример ранжирования сотрудников

Отдел производстваФинансовая службаУчебный отделЛогистический сервис
Сотрудник Хсотрудник YСотрудник Всотрудник М. сотрудник Л.Сотрудниксотрудник Г. сотрудник Б. Е сотрудникя сотрудникК сотрудникR сотрудникS сотрудникСотрудник Т. С сотрудникF сотрудниксотрудник Х. сотрудник ДжейИ сотрудникN сотрудникU сотрудниксотрудник Д.

Недостатком метода индивидуального ранжирования является то, что он бесполезен для развития компетенций сотрудников и повышения эффективности работы, так как сотрудники не получают обратной связи о сильных и слабых сторонах своей работы при оценке работы этим методом. Они знают только, где они находятся в очереди сотрудников.

Принудительное распространениеэтот метод аналогичен методу индивидуального ранжирования, поскольку оценщик также должен ранжировать сотрудников в соответствии с уровнем их работы от плохой работы до отличной работы. Отличие этого метода заключается в том, что при оценке данным методом оценщик должен сравнить деятельность, выполняемую всеми работниками, и присвоить указанному числу работников заданные уровни производительности. Например, оценщик должен разделить работников таким образом, чтобы 40 процентов работников оценивались как «умеренно соответствующие требованиям», 20 процентов работников — «превышающие требования», 20 процентов работников — «не соответствующие требованиям». соответствуют требованиям» и по 10 процентов. — «полностью не соответствует требованиям» и «полностью соответствует требованиям» (см. таблицу 21).

Таблица 21

Пример принудительной раздачи

Бедные 10 процентов.Ниже среднего 20 процентовВ среднем 40 процентовВыше среднего 20 процентовИдеальные 10 процентов.
U сотрудник D сотрудникI сотрудник T сотрудник K сотрудник C сотрудникСотрудник S Сотрудник Y Сотрудник J Сотрудник V Сотрудник B Сотрудник M Сотрудник O Сотрудник E Сотрудник N Сотрудник L СотрудникСотрудник X Сотрудник A Сотрудник H Сотрудник G СотрудникF сотрудник R сотрудник

Менеджеры часто используют этот метод для сравнения сотрудников, работающих в разных отделах. Следует отметить, что последняя цель использования метода неэффективна, если в каждом отделе имеется разное количество сотрудников. Одним из недостатков этого метода является то, что такое распределение трудно применить в небольших группах или отделениях.

В малых группах или отделах целесообразно применять метод попарного сравнения, при котором сначала определяются оцениваемые критерии и по ним каждый сотрудник сравнивается с каждым другим сотрудником этого отдела. Например, если в отделе 10 сотрудников, то оцениваемый сотрудник сравнивается в паре со всеми остальными девятью сотрудниками по каждому критерию и определяется, какой сотрудник лучше в той или иной паре. Следующий сотрудник сравнивается с оставшимися восемью сотрудниками столько раз, сколько определены критерии оценки. Третий рабочий сравнивается с оставшимися семью рабочими и т. д. После сравнения всех пар «выигрыши» каждого рабочего подсчитываются, чтобы определить лучшего рабочего.

В таблице 22 приведен пример, из которого видно, что руководитель сравнивает четырех своих сотрудников между собой по двум критериям: добросовестность и качество работы.

Таблица 22

Пример оценки методом попарного сравнения

Критерий 1: Обязанность
Ценный сотрудникпо сравнению с Джономпо сравнению с Лаймомпо сравнению с Онапо сравнению с Питером
Йонас Лайма Она ПетрасИксДжон Х побеждаетOna выигрывает Ona X выигрываетДжон побеждает, Питер побеждает, Она побеждает Икс
Оценка деятельности Оны по критерию долга самая высокая, т. к. она «выиграла» три позиции
Критерий 2: качество работы
Йонас Лайма Она ПетрасИксДжон Х побеждаетДжон побеждает, Она побеждает ИксДжон побеждает, Питер побеждает, Она побеждает Икс
Оценка работы Джона по критериям качества работы самая высокая, т. к. он «выиграл» три позиции

При найме очень широко используются математические методы, которые позволяют проводить оценку сотрудников.

по отдельным критериям и производят их комплексную оценку, то есть каждый критерий оценивается отдельно, а после суммирования всех их рассчитывается комплексный показатель оценки работника. В оценке используются условные знаки: «>» — лучше, «<» — хуже, «=» — равно, то же. При подсчете этим отметкам присваиваются соответствующие значения, например, 2 — лучше, 0 — хуже, 1 — то же самое.

Как и методы ранжирования и принудительной сортировки, метод парных сравнений также быстр и достаточно прост в применении, но только при небольшом количестве сотрудников, подлежащих оценке: если в отделе много сотрудников, оценка требует много времени, т. к. чем больше сотрудников, тем больше нужно делать сравнений.

Количество сравнений равно [nx (n — 1)]/2,где n — количество работников.

Таким образом, для оценки 20 сотрудников необходимо провести 190 сравнений: [20×19]/2=190.

Самым большим преимуществом группы методов сравнительной оценки является то, что они наглядны, удобны в применении, а результаты оценки эффективности легко использовать при принятии решений о продвижении на более высокие должности или повышении заработной платы. Однако у них есть и довольно много недостатков. Один из них заключается в том, что из-за разного размера различных отделов (в одном отделе может быть 20 сотрудников, а в другом — пять сотрудников) невозможно сравнить сотрудников с наивысшим (или самым низким) рейтингом, работающих в разных отделах, и утверждать, что деятельность, которую они выполняют, находится на одном уровне. Может случиться так, что производительность сотрудника с самой высокой оценкой в ​​одном отделе на самом деле хуже, чем производительность сотрудника с самой низкой или средней оценкой в ​​другом отделе. Еще одним недостатком этих методов является то, что оценщик должен хорошо знать работу каждого сотрудника в отделе. В больших отделах это может быть невозможно. Кроме того, эти методы бесполезны с точки зрения развития и совершенствования сотрудников, поскольку результаты оценки этими методами дают информацию о том, как конкретный сотрудник «выглядит» по сравнению с другими сотрудниками, а не о том, что он делает хорошо и что следует улучшить..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *