Наиболее популярным занятием среди пользователей Рунета является чтение новостей – 77% аудитории посещает сайты СМИ. 74% пользуются почтой, 68% –поисковыми сервисами, 68% узнают погоду, 46% смотрят фото и видео, 44% скачивают программное обеспечение, 41% читают блоги и форумы, 39% скачивают музыку, 34% общаются с помощью мессенджеров (ICQ, Skype и тд).
Рис. 3.3. Структура интернет-аудитории по федеральным округам
Рост числа интернет-пользователей является прямым следствием положительной динамики уровня «подключенности» к интернету домохозяйств (наличия доступа к сети интернет). Этим объясняется и рост аудитории, пользующейся интернетом ежедневно (68% месячной аудитории).
В таких условиях ориентация прогрессивные методы ведения бизнеса предполагает внедрение на рынок электронной торговли. Все ведущие оптовые торговые фирмы уже имеют свои интернет магазины. При этом они продают не только собственную продукцию.
Драйверами роста всего рынка станут продолжающийся рост аудитории Интернета (в особенности абонентов широкополосного интернет-доступа), увеличение интереса к покупкам через интернет, наличие недостаточно освоенных сегментов и отсутствие — в настоящий момент — ряда бизнес-моделей, уже эффективно работающих в зарубежном сегменте Интернета.
По мнению Бернара Люке, Генерального директора компании «Интернет Решения», которая управляет крупнейшим российским интернет-магазином «Озон» (www.ozon.ru), к 2013 году российский рынок интернет — торговли может вырасти в 4 раза. [1]
Наибольшей популярностью у пользователей Интернет пользуются следующие категории товаров: книги, CD, DVD; цифровая и фототехника, сотовые телефоны; компьютеры и периферия; бытовая техника; все для дома.
Рынок оптовой торговли это классическая отрасль электронной торговли. Доля этой отрасли около 57% в общем объеме электронного рынка. Поиск крупного оптового поставщика через интернет в наше время популярный способ диверсификации системы поставщиков любой компании в любом регионе России.
Основными тенденциями на конкурентном поле в ближайшие годы можно назвать борьбу крупных игроков за региональные рынки, укрепление брендов и активное освоение рынка сантехники. Можно также ожидать развития многочисленных сервисов, облегчающих процесс онлайн-покупки для пользователя.
В случае принятия закона о национальной платежной системе можно ожидать роста доверия потребителей к электронным деньгам и, следовательно, облегчения процесса совершения онлайн-покупок для жителей удаленных населенных пунктов. Однако фактором, сдерживающим рост рынка, по-прежнему остается неразвитость недорогих служб экспресс-доставки.
Все Интернет-магазины могут быть сегментированы по нескольким основаниям, а именно:
- Принадлежность к сетям розничной торговли и отдельным магазинам;
- Типы товаров, представленных на Интернет-витрине;
- Географическая расположенность.
В качестве основных конкурентов Интернет-магазина по продаже комплектов сантехники ООО «Акваарт-М» можно выделить две группы магазинов:
- Многочисленные Интернет-магазины, создающие конкуренцию непосредственно в глобальной сети,
- Офлайн магазины, торгующие товарами (большинство покупателей боятся покупать товары через Интернет).
До начала производственной деятельности необходимо выяснить следующие вопросы:
- потребность на данный момент предлагаемой продукции и размер данной потребности;
- будут ли клиенты применять эту продукцию, если она будет вполне доступна и иметь конкурентоспособные цены.
Исследование рынка сантехники показало, что существует потребность в развитии этого сегмента в регионах России. Цель ООО «Акваарт-М» — занять эту нишу. Во многом такое положение связано с тем что большинство сантехники китайского производства, продаваемаяофлайн, отличаются низким качествам и не могут удовлетворить потребности потребителей. А магазинов, торгующих качественной продукцией не хватает, особенно в отдаленных регионах. Кроме того, зачастую эти магазины не имеют широкого ассортимента..
Стоит отметить что в настоящее время, несмотря на то что рынок сантехники еще далеко не насыщен, конкурентная ситуация на этом рынке чрезвычайно острая. В настоящее время на этом рынке действуют более 50 Интернет компаний. Основным же конкурентом для ООО «Акваарт-М» является крупнейший российский Интернет-магазин, продающий в том числе и сантехнику Сантехцентр – www.santexcentr.ru.
В этой ситуации руководство ООО «Акваарт-М» должно противостоять давлению конкурентов за счет более низких цен, высокого качества продукции и услуг, коротких сроках исполнения и т.д. Чтобы завоевать большую долю рынка необходимо осваивать новые сегменты, а именно захватить рынок в ближайших регионах страны, акцентировать внимание на продаже новых видов продукции европейских фирм. Такая деятельность в будущем позволит выйти предприятию на новый уровень своего развития, что позволит в дальнейшем завоевывать и крепко обосновываться на сравнительно новых для предприятия рынках. В целом следует отметить, что успех онлайнового магазина также во многом зависит от активной онлайн-экспансии и его ассортиментной политики, акцент в которой сделан на товары с уникальным соотношением «цена/качество».
После того как были проанализированы внешние и внутренние факторы влияющие на эффективность деятельности фирмы перейдем к сегментированию Интернет рынка по продаже сантехники.
Сегментирование рынка услуг — это деление всех потенциальных потребителей данного рынка на достаточно большие, устойчивые группы, имеющие одинаковые, но существенно отличающиеся от других потребителей, потребности в соответствующей услуге и одинаковым образом реагирующие на побудительные стимулы маркетинга.
С целью реализации этого проекта необходимо создать новое подразделение в организации. Основным направлением деятельности проектируемого подразделения (предварительно интернет-магазин или отдел интернет-продаж) является продажа комплектов сантехники через Интернет клиентам по всей России.
Кроме этого отдел будет осуществлять:
- Оптовую и розничную торговлю другими товарами.
- Торгово-закупочную и посредническую деятельность.
- Иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством в соответствии с целью своей деятельности.
По проекту выход на новый целевой рынок будет осуществлен через классический Интернет магазин в котором:
- рекламируются товары и услуги;
- принимаются заказы на товары и услуги;
- клиенту предлагаются различные варианта оплаты заказанных товаров и услуг;
- возможна мгновенная оплата через Интернет заказанных товаров и услуг;
- клиент имеет возможность зарегистрироваться с помощью логина и пароля и имеет возможность выписать счет на оплату товаров и услуг;
- осуществляется оперативная доставка заказанных товаров и услуг во все районы страны;
- обеспечивается соблюдение конфиденциальности совершаемых сделок;
- сделки могут совершать как физические, так и юридические лица.
[1] Официальный сайт Интернет-магазина «Озон»: www.ozon.ru