Если V — общая плановая сумма затрат на определенный плановый промежуток времени, то фактические затраты на рекламу равны V * FA, а фактические затраты на ассортимент равны V * (1 — FA).
Рисунок 3.4 иллюстрирует механизм порождения экономических рисков и условий поиска оптимальной доли затрат на рекламу. Если затраты на рекламу завышены, то в ситуации PL > FA возникают отказы покупателей от приобретения товара из-за недостатка ассортимента. Если затраты на рекламу занижены, то в ситуации PL < FA покупок также не происходит, но по иной причине, а именно: из-за недостатка клиентов.
Размер ожидаемых издержек от избытка вложений в рекламу и от недостатка вложений зависит от конкретных условий. В частности, издержки при отказе клиента от покупки товара зависят от стадии сделки, на которой произошел отказ. Если потенциальный клиент отказался от покупки на стадии просмотра интернет-страницы, то издержки практически отсутствуют, если же сделан заказ, закуплен товар и доставлен клиенту, то издержки при отказе клиента могут быть очень велики.[1]
Это свидетельствует о том, что имеются конъюнктурные риски, а именно:
Риск завышения — это ожидаемые издержки, связанные с затратами на рекламу, привлечение и обслуживание клиентов, которые в конечном итоге отказываются от приобретения товара. Риск завышения тем больше, чем больше планируемая доля затрат на рекламу.
Риск занижения — это ожидаемые издержки, связанные с созданием и хранением ассортимента, на который отсутствует спрос. Риск занижения тем меньше, чем больше планируемая доля затрат на рекламу.
Избежать этих рисков позволит грамотный подбор менеджеров по рекламе и PR.
При использовании Интернета для рекламы возникает специфическая опасность спровоцировать антирекламу, так как распространение антирекламы так же легко и доступно, как и распространение рекламы. Любые недостатки товара или услуги, неудачность самой рекламы могут стать обоснованным или необоснованным поводом для антирекламы.[2]
Широкие возможности для успеха коммерции в Интернете сочетаются с не менее широкими возможностями для потерь и неудач.
Проведем анализ выгод и рисков проекта.
Выгоды заключаются в следующем:
- высокая доходность бизнеса;
- сравнительно небольшой объем вложений;
- динамичное развитие рынка.
Главными рисками являются следующие риски:
- неудачное позиционирование, непродуманная рекламная политика;
- не учет соотношения рекламы и ассортимента;
- высокая конкуренция со стороны обычных магазинов
- форс-мажорные обстоятельства.
К информационным рискам относится:
- высокий риск несанкционированного доступа к информации;
- несоответствие мощности и пропускной способности используемых сетевых ресурсов, ведущее к задержкам в доступе и работе с хостами.[3]
Что также предъявляет дополнительные требования к квалификации работников IT отдела.
Благодаря многочисленности целевого рынка риски, связанные с экономическим спадом, могут быть сведены на нет разнообразием потребительской базы.
Возможны, однако, риски, связанные с различными источниками их возникновения.
Коммерческие риски:
- риск, связанный с реализацией товара;
- риск, связанный с перевозкой или транспортный риск;
- риск, связанный с приемкой товара покупателем.
Источники возникновения рисков:
- недостаточная информация о спросе на данный товар;
- недостаточный анализ рынка;
- недооценка своих конкурентов;
- падение спроса на данный товар.
Таблица 3.6
Сводный отчет об инвестициях в проект
«0» | 2/ 2012 | 1/ 2013 | 2/ 2013 | 1/ 2014 | 2/ 2014 | 1/ 2015 | Итого | |
Потребность в инвестициях: | 350 | -377 | -337 | -311 | -367 | -242 | -541 | -1 826 |
Инвестиции в оборудование и другие активы | 350 | 350 | ||||||
Инвестиции в оборотный капитал | -377 | -337 | -311 | -367 | -242 | -541 | -2 176 | |
Источники финансирования: | 1 140 | 1 140 | ||||||
Целевое финансирование | 100 | 100 | ||||||
Поступления кредитов | 1 040 | 1 040 | ||||||
Платежи за использованный капитал: | 1 118 | 1 118 | ||||||
Возврат кредитов | 1 040 | 1 040 | ||||||
Выплата процентов по кредитам | 78 | 78 | ||||||
Справка: Остаток средств на счете | 790 | 1 053 | 4 621 | 10 101 | 18 026 | 27 441 | 40 801 |
Действие перечисленных рисков можно ограничить путем постоянного мониторинга ситуации и проведения дополнительных маркетинговых исследований. Можно также хотя бы частично перекладывать риски на другие компании (например, риск потери или повреждения товара — на страховое общество). Поэтому рекомендуется страхование товаров.
Для осуществления проекта необходимо 1150 тыс. рублей. Поэтому для обеспечения материально-технической базы ООО «Акваарт-М» берет кредит в размере 1 040 тысяч рублей под 18% в коммерческом инновационном банке «Альфа-банк». Это необходимо для покрытия общих операционных расходов, непредвиденных издержек и различных единовременных начальных издержек.
Сводный отчет об инвестициях в проект представлен в таблице 3.6. В таблице 3.6 также представлено определение потребности в финансировании и график возврата кредита.
Произведем расчет инвестиционных затрат требующихся для осуществления проекта.
Затраты фирмы ООО «Акваарт-М» можно разделить на условно-постоянные и переменные. К условно-постоянным затратам, непосредственно не зависящим от объемов продаж, относятся:
- заработная плата основного штата сотрудников;
- аренда складских помещений;
- поддержание работы сайта.
Таблица 3.7
Оптовая цена покупки товара (тыс. руб. / ед. продукта, с НДС)
Цена реализации (за единицу, с НДС) | 2/ 2012 | 1/ 2013 | 2/ 2013 | 1/ 2014 | 2/ 2014 | 1/ 2015 |
Комплект сантехники AM.PM | 4,75 | 4,93 | 5,12 | 5,33 | 5,53 | 5,75 |
Комплект сантехники Gorenje | 1,76 | 1,83 | 1,90 | 1,97 | 2,05 | 2,13 |
Комплект сантехники Wisa | 1,62 | 1,68 | 1,75 | 1,82 | 1,89 | 1,97 |
Комплект сантехники Twyford | 2,23 | 2,32 | 2,41 | 2,51 | 2,61 | 2,71 |
Комплект сантехники Damixa | 6,36 | 6,61 | 6,87 | 7,14 | 7,42 | 7,71 |
[1] Лихтенштейн В. Е., Мардахаее В. И. Электронная торговля и оптимизационные компьютерные технологии // Прикладная информатика. 2006. № 3. С. 50—58.
[2] Родионов И. И. Интернет, предприниматель, маркетинг. М., 2007. С.57
[3] По материалам сайта: http://vniipvti.corbina.ru/izd/ezh/part17.pdf