2. УХОД
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Если наша культура о драке далеко не лестного мнения, то, как нам говорили, ничего не может быть хуже,
чем бегство от нее.
Мы бы хотели изменить это представление.
Для того чтобы использовать эту ответную реакцию, сначала вы должны избавиться от всех намеков на
трусость, связанных с “бегством”. Если вы предпочитаете Отпор бегству лишь потому, что вы считаете
бегство трусостью, то вы делаете большую ошибку. Если же вы деретесь вместо того, чтобы спастись
бегством, только потому, что вы не знали, что вы могли бежать, вы делаете ту же самую ошибку.
В системе Аики-тактики Уход представлен треугольником, направленным от точки конфликта:
Вершина треугольника направлена совершенно в обратную сторону; это не беспорядочное отступление в
замешательстве и с извиняющимся видом. Слишком часто люди — до тех пор, пока за ними не начинает
гнаться медведь или неистовствующий психопат, — бегают кругами, как будто на них горит одежда, скачут
вверх-вниз, как Кейстон Копс, или разваливаются на части и предлагают себя добить. Треугольник
напоминает, что Уход — это определенный выбор, что это стратегия, которую нужно применять с таким же
равновесием и спокойствием, что и в любой другой стратегии. Он направлен.
КОГДА ОТСТУПАТЬ
Уход — это соответствующая ответная реакция в следующих ситуациях:
Когда все остальное провалилось, а путь к бегству открыт.
В физическом смысле эта ответная реакция очевидна. Вы оказываете Отпор боксеру-профессионалу и
проигрываете. Если вы хоть немного еще замешкаетесь, вас разорвут надвое. Если вы, конечно, не романтик
с явными склонностями к мазохизму, то в том, что вы будете нарываться на Армагеддон, славного мало. Вы
убегаете так быстро, как только можете, если, конечно, еще можете... “чтобы сразиться в другой раз”. В
области вербального конфликта Уход сложнее визуализировать, поскольку он не всегда требует покидать
сцену.
Как это ни грустно, но где Уход применяется недостаточно часто — так это во взаимоотношениях мужчина—
женщина. Когда все конфликты превратились в драки, а все попытки разрешить их провалились, именно
Уход может оказаться куда лучше, чем терпеливое продолжение постоянных боевых действий. В наших
рабочих группах мы постоянно встречаем мужчин и женщин, которые рассказывают нам о браках,
отмеченных физической и эмоциональной жестокостью. Когда мы спрашиваем этих людей, почему они не
уходят, они говорят: “Я пытаюсь спасти наш брак”, или “Я остаюсь в браке только ради ребенка”, или
“Может, оно само собой образуется”. В таких случаях, вероятно, для Ухода потребуется гораздо больше
внутренней силы, чем для того, чтобы остаться и сражаться дальше. Существуют сотни изученных случаев,
демонстрирующих, что ожидание того, что плохие отношения пройдут, травмируют детей так же сильно, как
и развод. Более того, мы твердо убеждены в том, что если кому-то приходится “работать” ради сохранения
брака, то этот брак или личности, находящиеся в браке, неизбежно будут страдать.
Таким образом, Уход временного или постоянного характера должен быть обдуман людьми, оказавшимися в
неудачном браке, в неудачных взаимоотношениях, в конфликтном рабочем окружении и т. д. Мы должны
перестать думать о жизни как о чем-то тяжком, что нужно переносить, как будто мы спартанцы, а мир—это
наше поле битвы. При условии — что все остальные пути оказались менее эффективными или вовсе
непригодными.
Когда не подходят ни время, ни место.
Как мы уже выяснили в главе, посвященной Отпору, время и место должны быть подходящими, иначе
конфликт превратится в разгром. Поэтому, когда вы выбираете Уход, делайте это как можно скорее; как
говорится в военных фильмах: “Давайте убираться отсюда к черту!”
Например, Норин — торговый клерк в маленьком магазинчике. Время от времени она должна иметь дело с
клиентами, которые, по меньшей мере, невыносимы. Некоторые просто грубы, но другие, такие, как миссис
Брэдфорд, ведут себя явно оскорбительно. Миссис Брэдфорд принадлежит к большому обществу,
представители которого чувствуют себя лучше, если мучают людей, занимающих “более низкое положение”
в жизни. Почему эта группа ведет себя подобным образом, в данном случае к делу не относится — наша
задача пережить их, не начать думать о себе плохо только из-за их жизненной философии
выигрыша/проигрыша. Позже мы увидим, что для Норин открыты и другие возможности, но на этот раз она
выбирает Уход. Она решает, что время и место неподходящие.
Магазин переполнен. Как раз канун Рождества, и покупатели все больше и больше заражаются настроением
всеобщей истерии. Норин и ее временные помощники работают сверхурочно, они очень устали. Остается
полчаса до закрытия.
Миссис Брэдфорд ловит Норин и моментально разражается пространной тирадой насчет размера,
неправильно указанного на этикетке платья, которое она купила на прошлой неделе. Сначала Норин
справляется неплохо. Она приносит извинения от имени магазина и соглашается загладить ошибку
наилучшим способом. Но миссис Брэдфорд, чье подсознание обрадовалось возможности выплеснуть свою
злобу ко всему миру и всем его обитателям, этого недостаточно. Поэтому она не удовлетворяется
предложением. Она повышает голос.
Миссис Брэдфорд: Это так типично для этого магазина! Очевидно, что вы здесь во всю стараетесь, только
бы создать побольше неудобств своим клиентам!
Оглядевшись вокруг, Норин видит, что многие ее клиенты прислушиваются к конфликту; репутация магазина
в опасности. Она также знает, что от миссис Брэдфорд одними извинениями и оправданиями не отделаешься
и что Отпор приведет только к резне. Место неподходящее — только не в переполненном магазине, где
“клиент всегда прав”, — да и время не лучшее — как раз перед закрытием.
Норин решает Уйти.
Но куда она может бежать? Едва ли подходящим для нее будет развернуться и выбежать из магазина —и,
соответственно, лишиться своей работы.
Уход не обязательно должен быть физическим.
Норин сосредоточивается, остается спокойной и отвечает насколько возможно неэмоционально.
Норин: Миссис Брэдфорд, я не тот человек, который вам нужен для решения этого вопроса. Я здесь всего
лишь клерк. Если вы желаете говорить с менеджером, пожалуйста, оставьте мне ваш телефонный номер, и
она перезвонит вам, как только придет. А сейчас я прошу вас простить меня, я должна обслужить тех людей.
Они уже достаточно долго ждут, и я не хотела бы их разочаровывать. Спасибо за ваше терпение.
Улыбнувшись при этом, она очень эффектно разворачивается и идет делать то, за что ей платят.
Конечно, возможно, что миссис Брэдфорд будет продолжать шуметь и бесноваться, но если Уход имеет
треугольную форму, сделан сознательно и уверенно, разозленная женщина будет выведена из равновесия.
“Спасибо”, этот подарок от Норин, должен помочь ей вновь обрести чувство гуманности. Другие клиенты,
слыша заявление Норин о нежелании их разочаровывать, теперь на ее стороне. Но что самое важное, она
полностью порвала с действием и ушла от конфликта, который мог закончиться для нее потерей далеко не
только терпения.
А-а, скажете вы, но как насчет того, что чувствует Норин внутри? Как она могла спустить старой карге такое
поведение?
Норин ничего не спустила миссис Брэдфорд. Миссис Брэдфорд — это миссис Брэдфорд, а Норин — это
Норин. Даже если в данный момент они занимают одну и ту же временную и пространственную нишу, это ни
в коем случае не забота Норин — отплатить женщине, разгромив ее. Самомнение Норин, в данном случае
позитивное, проистекает из ее способности справиться с конфликтом, а не из способности задать трепку
злобной старухе.
Теперь давайте посмотрим, как Уход применяется в другой конфликтной ситуации. Боб, разведенный
мужчина, встречает на вечеринке Кена, своего старого друга. После того как было выпито слишком много,
Кен поворачивается к Бобу и говорит: “Боб, я слышал, ты связываешься только с замужними женщинами?
Ты что, боишься настоящих женщин? Я никогда не думал, что ты трус!”
Боб мог бы оказать Отпор. Но какой в этом смысл? Это едва ли вопрос жизни и смерти или вопрос
первоочередной важности. И хотя ему открыт целый ряд возможностей. Боб, решив, что это едва ли
подходящее время и место для обсуждения его личной жизни, выбирает Уход. Развернувшись так, чтобы
быть лицом к лицу с Кеном, он говорит: “Извини Кен, но я не хочу говорить об этом”. И он уходит в другой
конец комнаты, чтобы поговорить с тем, с кем он сам захочет. Он уходит от конфликта, который подстроил
ему Кен. Зная, что в этой ситуации не может быть ни победителя, ни побежденного, он извиняется и отходит
в сторону — Уходит. На наш взгляд, только человек, безнадежно ищущий какого угодно внимания, останется
и впутается в сеанс доморощенной психиатрии с пьяным другом, который к тому же ведет себя достаточно
оскорбительно. Здесь нечего выигрывать.
Опять же, самооценка приходит от вашего умения управлять собой и от чувства удовлетворенности собой, а
не оттого, что вы впутываетесь в конфликт и уничтожаете кого-то другого. И то, что Кен прав или не прав, не
имеет ни малейшего значения. У Боба есть право Уйти.
КАК УЙТИ
Нет ничего проще. Вы должны Уйти явно и с единственным намерением.
Слишком часто мы находим людей, которые одновременно подают два сигнала. Другими словами, они
Уходят, но делают это двусмысленно, оставляя другому человеку ощущение, что на самом деле они хотят,
чтобы их попросили остаться. Они не уверены в своем праве покинуть сцену, и поэтому их Уход довольно
невыразителен. Например, человек, который уходя говорит: “Я еще вернусь”, или “Не думай, что ты этим
чего-то добился”, или “Мое возвращение будет зависеть от твоего поведения”, — пытается ввязаться в драку
и убежать в одно и то же время. Все, чего он добивается, — это запутывает оппонента.
Так что, если вы выбрали Уход, убедитесь, что вы делаете это с определенностью, зная, что вы пользуетесь
своим правом оставаться вне деструктивного окружения. (Позже, когда вы научитесь центрироваться
(ощущать собственный центр), вы поймете, как совершить отцентрированный Уход и избежать при этом
двусмысленных действий.)
И последнее: вы должны отделить все оценки от концепции Ухода с тем, чтобы успешно его использовать.
Если вы заколеблетесь хоть на мгновение из-за какого-то пережитка насчет трусости или потери лица, вы
пропали.
Если наша культура о драке далеко не лестного мнения, то, как нам говорили, ничего не может быть хуже,
чем бегство от нее.
Мы бы хотели изменить это представление.
Для того чтобы использовать эту ответную реакцию, сначала вы должны избавиться от всех намеков на
трусость, связанных с “бегством”. Если вы предпочитаете Отпор бегству лишь потому, что вы считаете
бегство трусостью, то вы делаете большую ошибку. Если же вы деретесь вместо того, чтобы спастись
бегством, только потому, что вы не знали, что вы могли бежать, вы делаете ту же самую ошибку.
В системе Аики-тактики Уход представлен треугольником, направленным от точки конфликта:
Вершина треугольника направлена совершенно в обратную сторону; это не беспорядочное отступление в
замешательстве и с извиняющимся видом. Слишком часто люди — до тех пор, пока за ними не начинает
гнаться медведь или неистовствующий психопат, — бегают кругами, как будто на них горит одежда, скачут
вверх-вниз, как Кейстон Копс, или разваливаются на части и предлагают себя добить. Треугольник
напоминает, что Уход — это определенный выбор, что это стратегия, которую нужно применять с таким же
равновесием и спокойствием, что и в любой другой стратегии. Он направлен.
КОГДА ОТСТУПАТЬ
Уход — это соответствующая ответная реакция в следующих ситуациях:
Когда все остальное провалилось, а путь к бегству открыт.
В физическом смысле эта ответная реакция очевидна. Вы оказываете Отпор боксеру-профессионалу и
проигрываете. Если вы хоть немного еще замешкаетесь, вас разорвут надвое. Если вы, конечно, не романтик
с явными склонностями к мазохизму, то в том, что вы будете нарываться на Армагеддон, славного мало. Вы
убегаете так быстро, как только можете, если, конечно, еще можете... “чтобы сразиться в другой раз”. В
области вербального конфликта Уход сложнее визуализировать, поскольку он не всегда требует покидать
сцену.
Как это ни грустно, но где Уход применяется недостаточно часто — так это во взаимоотношениях мужчина—
женщина. Когда все конфликты превратились в драки, а все попытки разрешить их провалились, именно
Уход может оказаться куда лучше, чем терпеливое продолжение постоянных боевых действий. В наших
рабочих группах мы постоянно встречаем мужчин и женщин, которые рассказывают нам о браках,
отмеченных физической и эмоциональной жестокостью. Когда мы спрашиваем этих людей, почему они не
уходят, они говорят: “Я пытаюсь спасти наш брак”, или “Я остаюсь в браке только ради ребенка”, или
“Может, оно само собой образуется”. В таких случаях, вероятно, для Ухода потребуется гораздо больше
внутренней силы, чем для того, чтобы остаться и сражаться дальше. Существуют сотни изученных случаев,
демонстрирующих, что ожидание того, что плохие отношения пройдут, травмируют детей так же сильно, как
и развод. Более того, мы твердо убеждены в том, что если кому-то приходится “работать” ради сохранения
брака, то этот брак или личности, находящиеся в браке, неизбежно будут страдать.
Таким образом, Уход временного или постоянного характера должен быть обдуман людьми, оказавшимися в
неудачном браке, в неудачных взаимоотношениях, в конфликтном рабочем окружении и т. д. Мы должны
перестать думать о жизни как о чем-то тяжком, что нужно переносить, как будто мы спартанцы, а мир—это
наше поле битвы. При условии — что все остальные пути оказались менее эффективными или вовсе
непригодными.
Когда не подходят ни время, ни место.
Как мы уже выяснили в главе, посвященной Отпору, время и место должны быть подходящими, иначе
конфликт превратится в разгром. Поэтому, когда вы выбираете Уход, делайте это как можно скорее; как
говорится в военных фильмах: “Давайте убираться отсюда к черту!”
Например, Норин — торговый клерк в маленьком магазинчике. Время от времени она должна иметь дело с
клиентами, которые, по меньшей мере, невыносимы. Некоторые просто грубы, но другие, такие, как миссис
Брэдфорд, ведут себя явно оскорбительно. Миссис Брэдфорд принадлежит к большому обществу,
представители которого чувствуют себя лучше, если мучают людей, занимающих “более низкое положение”
в жизни. Почему эта группа ведет себя подобным образом, в данном случае к делу не относится — наша
задача пережить их, не начать думать о себе плохо только из-за их жизненной философии
выигрыша/проигрыша. Позже мы увидим, что для Норин открыты и другие возможности, но на этот раз она
выбирает Уход. Она решает, что время и место неподходящие.
Магазин переполнен. Как раз канун Рождества, и покупатели все больше и больше заражаются настроением
всеобщей истерии. Норин и ее временные помощники работают сверхурочно, они очень устали. Остается
полчаса до закрытия.
Миссис Брэдфорд ловит Норин и моментально разражается пространной тирадой насчет размера,
неправильно указанного на этикетке платья, которое она купила на прошлой неделе. Сначала Норин
справляется неплохо. Она приносит извинения от имени магазина и соглашается загладить ошибку
наилучшим способом. Но миссис Брэдфорд, чье подсознание обрадовалось возможности выплеснуть свою
злобу ко всему миру и всем его обитателям, этого недостаточно. Поэтому она не удовлетворяется
предложением. Она повышает голос.
Миссис Брэдфорд: Это так типично для этого магазина! Очевидно, что вы здесь во всю стараетесь, только
бы создать побольше неудобств своим клиентам!
Оглядевшись вокруг, Норин видит, что многие ее клиенты прислушиваются к конфликту; репутация магазина
в опасности. Она также знает, что от миссис Брэдфорд одними извинениями и оправданиями не отделаешься
и что Отпор приведет только к резне. Место неподходящее — только не в переполненном магазине, где
“клиент всегда прав”, — да и время не лучшее — как раз перед закрытием.
Норин решает Уйти.
Но куда она может бежать? Едва ли подходящим для нее будет развернуться и выбежать из магазина —и,
соответственно, лишиться своей работы.
Уход не обязательно должен быть физическим.
Норин сосредоточивается, остается спокойной и отвечает насколько возможно неэмоционально.
Норин: Миссис Брэдфорд, я не тот человек, который вам нужен для решения этого вопроса. Я здесь всего
лишь клерк. Если вы желаете говорить с менеджером, пожалуйста, оставьте мне ваш телефонный номер, и
она перезвонит вам, как только придет. А сейчас я прошу вас простить меня, я должна обслужить тех людей.
Они уже достаточно долго ждут, и я не хотела бы их разочаровывать. Спасибо за ваше терпение.
Улыбнувшись при этом, она очень эффектно разворачивается и идет делать то, за что ей платят.
Конечно, возможно, что миссис Брэдфорд будет продолжать шуметь и бесноваться, но если Уход имеет
треугольную форму, сделан сознательно и уверенно, разозленная женщина будет выведена из равновесия.
“Спасибо”, этот подарок от Норин, должен помочь ей вновь обрести чувство гуманности. Другие клиенты,
слыша заявление Норин о нежелании их разочаровывать, теперь на ее стороне. Но что самое важное, она
полностью порвала с действием и ушла от конфликта, который мог закончиться для нее потерей далеко не
только терпения.
А-а, скажете вы, но как насчет того, что чувствует Норин внутри? Как она могла спустить старой карге такое
поведение?
Норин ничего не спустила миссис Брэдфорд. Миссис Брэдфорд — это миссис Брэдфорд, а Норин — это
Норин. Даже если в данный момент они занимают одну и ту же временную и пространственную нишу, это ни
в коем случае не забота Норин — отплатить женщине, разгромив ее. Самомнение Норин, в данном случае
позитивное, проистекает из ее способности справиться с конфликтом, а не из способности задать трепку
злобной старухе.
Теперь давайте посмотрим, как Уход применяется в другой конфликтной ситуации. Боб, разведенный
мужчина, встречает на вечеринке Кена, своего старого друга. После того как было выпито слишком много,
Кен поворачивается к Бобу и говорит: “Боб, я слышал, ты связываешься только с замужними женщинами?
Ты что, боишься настоящих женщин? Я никогда не думал, что ты трус!”
Боб мог бы оказать Отпор. Но какой в этом смысл? Это едва ли вопрос жизни и смерти или вопрос
первоочередной важности. И хотя ему открыт целый ряд возможностей. Боб, решив, что это едва ли
подходящее время и место для обсуждения его личной жизни, выбирает Уход. Развернувшись так, чтобы
быть лицом к лицу с Кеном, он говорит: “Извини Кен, но я не хочу говорить об этом”. И он уходит в другой
конец комнаты, чтобы поговорить с тем, с кем он сам захочет. Он уходит от конфликта, который подстроил
ему Кен. Зная, что в этой ситуации не может быть ни победителя, ни побежденного, он извиняется и отходит
в сторону — Уходит. На наш взгляд, только человек, безнадежно ищущий какого угодно внимания, останется
и впутается в сеанс доморощенной психиатрии с пьяным другом, который к тому же ведет себя достаточно
оскорбительно. Здесь нечего выигрывать.
Опять же, самооценка приходит от вашего умения управлять собой и от чувства удовлетворенности собой, а
не оттого, что вы впутываетесь в конфликт и уничтожаете кого-то другого. И то, что Кен прав или не прав, не
имеет ни малейшего значения. У Боба есть право Уйти.
КАК УЙТИ
Нет ничего проще. Вы должны Уйти явно и с единственным намерением.
Слишком часто мы находим людей, которые одновременно подают два сигнала. Другими словами, они
Уходят, но делают это двусмысленно, оставляя другому человеку ощущение, что на самом деле они хотят,
чтобы их попросили остаться. Они не уверены в своем праве покинуть сцену, и поэтому их Уход довольно
невыразителен. Например, человек, который уходя говорит: “Я еще вернусь”, или “Не думай, что ты этим
чего-то добился”, или “Мое возвращение будет зависеть от твоего поведения”, — пытается ввязаться в драку
и убежать в одно и то же время. Все, чего он добивается, — это запутывает оппонента.
Так что, если вы выбрали Уход, убедитесь, что вы делаете это с определенностью, зная, что вы пользуетесь
своим правом оставаться вне деструктивного окружения. (Позже, когда вы научитесь центрироваться
(ощущать собственный центр), вы поймете, как совершить отцентрированный Уход и избежать при этом
двусмысленных действий.)
И последнее: вы должны отделить все оценки от концепции Ухода с тем, чтобы успешно его использовать.
Если вы заколеблетесь хоть на мгновение из-за какого-то пережитка насчет трусости или потери лица, вы
пропали.