2. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 

Абсолютно то же самое происходит в ситуации, когда две противостоящие силы тянут вас в

противоположные стороны:

Если вы представите себе это геометрически, то А и а! на самом деле тянут друг друга! Так же, как и в

предыдущем примере, они атакуют друг друга. Тот факт, что В находится на их пути, может рассматриваться

как случайная история, а не как трагедия. Конечно, если В будет продолжать стоять непоколебимым

квадратом, то ему просто повыдергивают руки. Он должен быть в состоянии извлечь выгоду из того факта,

что на самом деле А и а! хотят друг друга. Он зрительно представляет себя веревкой и позволяет двум

атакующим разбираться между собой. По мере того как разворачивается это Перетягивание Каната, он

начинает чувствовать, что а! сильнее А. И он становится треугольником, направленным в ту же сторону, что

и А1. Посмотрите, что происходит теперь:

Под трубы и фанфары два треугольника перетягивают один! Как мы позже увидим, когда В и а! будут

представлять собой некую конфигурацию, движущуюся в направлении а1, В может перейти в круг и уйти с

линии, чтобы А и а! смогли разобраться в том, что же на самом деле происходит.

Давайте возьмем классический пример Перетягивания Каната из реальной жизни: сын-старшеклассник

разрывается между матерью, которая хочет, чтобы он занялся гуманитарными науками, и отцом, который

хочет, чтобы он стал инженером. Ситуация, возможно, банальная, но достаточно общая, чтобы обеспечить

миллионы семей запасом конфликтов на всю жизнь.

Как на нашей геометрической диаграмме, отец и мать представляют собой два треугольника, которые тянут

каждый в свою сторону. Для родителей это ситуация победы/поражения, замаскированная под знаменем “Что

Лучше Для Младшего”. К несчастью Младшего, он не понимает взрослой битвы за власть; он не ощущает

связи между этими перетягиваниями и воспринимает их как направленные лично на него. В конце концов,

только Младший знает, что лучше для Младшего, так что ему придется учиться тому, как справиться с

геометрией ситуации.

Сначала два треугольника тянут в разные стороны квадрат:

Мама: Поверь мне, сын, я на самом деле знаю, что для тебя лучше. Степень бакалавра искусств позволит

тебе дальше заниматься любого рода деятельностью. Это сделает тебя разносторонне развитой личностью.

Отец: А степень инженера даст тебе хорошую работу и хорошую зарплату. Если ты сам себе не враг, ты

выберешь техническое образование, как только впишешь свое имя в бланк заявления о приеме в колледж.

Младший стоит спокойно, сохраняет свой центр и пережидает конфликт до тех пор, пока не начинает

чувствовать, что одна сторона сильнее, чем другая, — не обязательно лучше для него, однако сильнее в

смысле прилагаемых усилий. Голос отца становится громче, его примеры более многочисленны, его лицо

краснее, так что Младший медленно превращается в треугольник, направленный в сторону технического

полюса:

Младший: Я думаю, отец прав насчет свободы выбора в технической сфере, а также насчет неограниченных

возможностей.

Отец: Конечно, я прав, черт побери!

Мать: Что это значит!

Теперь, когда Младший убедился в том, что его мать вот-вот сорвется, он становится кругом и убирается с

дороги:

Младший: Отец, почему бы тебе не объяснить это маме? Я не так уверен в фактах.

Мать: Я не хочу, чтобы мне что-нибудь объясняли!

Отец: Это твоя проблема. Твоих мозгов уже не изменить, ты просто не будешь слушать простых вещей!

Мать: А как насчет тебя? Ты сидишь здесь и с помощью фактов и цифр рассказываешь нашему сыну, как

выбросить свою жизнь на ветер! Почему ты думаешь, что всегда прав? Я воспитывала его, пока ты все время

где-то шлялся и что-то продавал. Ты даже толком его не знаешь. Так как же ты можешь советовать ему, что

ему делать?

Отец: Я все время шлялся, чтобы заработать деньги для того, чтобы прокормить вас двоих! Ты сама его

вырастила, а теперь хочешь, чтобы он получил образование, которое ничего не значит! Что дает тебе

большее право, чем мне, рассказывать ему, что делать?

Теперь борьба спустилась (или поднялась, если вам так больше нравится) до своей сути: кто обладает

властью, правом или авторитетом, чтобы управлять выбором Младшего? Вся мишура насчет технического

образования против гуманитарного (даже если это и искренние мнения) отброшена в сторону. В зависимости

от своих предыдущих взаимоотношений со своими родителями, мальчик может помочь им найти

определенное разрешение посредством Айки:

Младший: Мама, папа” я очень внимательно вас слушал. Теперь скажите, правильно ли я вас понял. Мне

кажется, что вы оба меня очень любите.

Мать: Конечно. Отец: Конечно.

Младший: Но мне также кажется, что ваш спор о том, кто будет выбирать для меня будущее, а не о том,

стану я инженером или поэтом. Может, сперва нам необходимо разобраться с этим.

Отец: Ну, конечно, окончательный выбор за тобой, сын. Я никогда не имел в виду, что это не так.

Мать: Да, конечно, это твое дело, дорогой.

Младший: Я вас обоих очень люблю.

Родители Младшего могли бы и продолжить схватку; многие просто отказываются видеть реальную причину

конфликта. Но они приняли его точку зрения, и они многое поняли. Они поняли, что их сын больше не будет

играть роль жертвы в их стычках, что он уверенно идет по пути во взрослую жизнь и больше не будет

прикрывать их настоящие мотивы. Парадоксально, но дар, который он им преподнес, был даром прямого

столкновения, даром выяснения отношений отец—мать, а не мать—сын—отец и наоборот. Их способность

уладить этот прямой конфликт определит, в каком направлении их отношения будут развиваться дальше.

Почти так же важно на мгновение подумать о том, чего не случилось. Младший не оскорбил своих

родителей, он не выбежал с криками из дому; ему не пришлось выбирать свое будущее только для того,

чтобы сохранить брак своих родителей; и он не покинул сцену, чувствуя себя до жалости маленьким.

Напротив, он был миротворцем, восстанавливающим гармонию.

Каждый день профессиональные арбитры делают именно то, что сделал Младший; хорошие боссы пытаются

уладить раздоры; учителя становятся между яростными спорщиками на детской площадке. И не имеет

значения, двое против одного или две сотни против одного. Здесь применяются одни и те же принципы и

решения.

Абсолютно то же самое происходит в ситуации, когда две противостоящие силы тянут вас в

противоположные стороны:

Если вы представите себе это геометрически, то А и а! на самом деле тянут друг друга! Так же, как и в

предыдущем примере, они атакуют друг друга. Тот факт, что В находится на их пути, может рассматриваться

как случайная история, а не как трагедия. Конечно, если В будет продолжать стоять непоколебимым

квадратом, то ему просто повыдергивают руки. Он должен быть в состоянии извлечь выгоду из того факта,

что на самом деле А и а! хотят друг друга. Он зрительно представляет себя веревкой и позволяет двум

атакующим разбираться между собой. По мере того как разворачивается это Перетягивание Каната, он

начинает чувствовать, что а! сильнее А. И он становится треугольником, направленным в ту же сторону, что

и А1. Посмотрите, что происходит теперь:

Под трубы и фанфары два треугольника перетягивают один! Как мы позже увидим, когда В и а! будут

представлять собой некую конфигурацию, движущуюся в направлении а1, В может перейти в круг и уйти с

линии, чтобы А и а! смогли разобраться в том, что же на самом деле происходит.

Давайте возьмем классический пример Перетягивания Каната из реальной жизни: сын-старшеклассник

разрывается между матерью, которая хочет, чтобы он занялся гуманитарными науками, и отцом, который

хочет, чтобы он стал инженером. Ситуация, возможно, банальная, но достаточно общая, чтобы обеспечить

миллионы семей запасом конфликтов на всю жизнь.

Как на нашей геометрической диаграмме, отец и мать представляют собой два треугольника, которые тянут

каждый в свою сторону. Для родителей это ситуация победы/поражения, замаскированная под знаменем “Что

Лучше Для Младшего”. К несчастью Младшего, он не понимает взрослой битвы за власть; он не ощущает

связи между этими перетягиваниями и воспринимает их как направленные лично на него. В конце концов,

только Младший знает, что лучше для Младшего, так что ему придется учиться тому, как справиться с

геометрией ситуации.

Сначала два треугольника тянут в разные стороны квадрат:

Мама: Поверь мне, сын, я на самом деле знаю, что для тебя лучше. Степень бакалавра искусств позволит

тебе дальше заниматься любого рода деятельностью. Это сделает тебя разносторонне развитой личностью.

Отец: А степень инженера даст тебе хорошую работу и хорошую зарплату. Если ты сам себе не враг, ты

выберешь техническое образование, как только впишешь свое имя в бланк заявления о приеме в колледж.

Младший стоит спокойно, сохраняет свой центр и пережидает конфликт до тех пор, пока не начинает

чувствовать, что одна сторона сильнее, чем другая, — не обязательно лучше для него, однако сильнее в

смысле прилагаемых усилий. Голос отца становится громче, его примеры более многочисленны, его лицо

краснее, так что Младший медленно превращается в треугольник, направленный в сторону технического

полюса:

Младший: Я думаю, отец прав насчет свободы выбора в технической сфере, а также насчет неограниченных

возможностей.

Отец: Конечно, я прав, черт побери!

Мать: Что это значит!

Теперь, когда Младший убедился в том, что его мать вот-вот сорвется, он становится кругом и убирается с

дороги:

Младший: Отец, почему бы тебе не объяснить это маме? Я не так уверен в фактах.

Мать: Я не хочу, чтобы мне что-нибудь объясняли!

Отец: Это твоя проблема. Твоих мозгов уже не изменить, ты просто не будешь слушать простых вещей!

Мать: А как насчет тебя? Ты сидишь здесь и с помощью фактов и цифр рассказываешь нашему сыну, как

выбросить свою жизнь на ветер! Почему ты думаешь, что всегда прав? Я воспитывала его, пока ты все время

где-то шлялся и что-то продавал. Ты даже толком его не знаешь. Так как же ты можешь советовать ему, что

ему делать?

Отец: Я все время шлялся, чтобы заработать деньги для того, чтобы прокормить вас двоих! Ты сама его

вырастила, а теперь хочешь, чтобы он получил образование, которое ничего не значит! Что дает тебе

большее право, чем мне, рассказывать ему, что делать?

Теперь борьба спустилась (или поднялась, если вам так больше нравится) до своей сути: кто обладает

властью, правом или авторитетом, чтобы управлять выбором Младшего? Вся мишура насчет технического

образования против гуманитарного (даже если это и искренние мнения) отброшена в сторону. В зависимости

от своих предыдущих взаимоотношений со своими родителями, мальчик может помочь им найти

определенное разрешение посредством Айки:

Младший: Мама, папа” я очень внимательно вас слушал. Теперь скажите, правильно ли я вас понял. Мне

кажется, что вы оба меня очень любите.

Мать: Конечно. Отец: Конечно.

Младший: Но мне также кажется, что ваш спор о том, кто будет выбирать для меня будущее, а не о том,

стану я инженером или поэтом. Может, сперва нам необходимо разобраться с этим.

Отец: Ну, конечно, окончательный выбор за тобой, сын. Я никогда не имел в виду, что это не так.

Мать: Да, конечно, это твое дело, дорогой.

Младший: Я вас обоих очень люблю.

Родители Младшего могли бы и продолжить схватку; многие просто отказываются видеть реальную причину

конфликта. Но они приняли его точку зрения, и они многое поняли. Они поняли, что их сын больше не будет

играть роль жертвы в их стычках, что он уверенно идет по пути во взрослую жизнь и больше не будет

прикрывать их настоящие мотивы. Парадоксально, но дар, который он им преподнес, был даром прямого

столкновения, даром выяснения отношений отец—мать, а не мать—сын—отец и наоборот. Их способность

уладить этот прямой конфликт определит, в каком направлении их отношения будут развиваться дальше.

Почти так же важно на мгновение подумать о том, чего не случилось. Младший не оскорбил своих

родителей, он не выбежал с криками из дому; ему не пришлось выбирать свое будущее только для того,

чтобы сохранить брак своих родителей; и он не покинул сцену, чувствуя себя до жалости маленьким.

Напротив, он был миротворцем, восстанавливающим гармонию.

Каждый день профессиональные арбитры делают именно то, что сделал Младший; хорошие боссы пытаются

уладить раздоры; учителя становятся между яростными спорщиками на детской площадке. И не имеет

значения, двое против одного или две сотни против одного. Здесь применяются одни и те же принципы и

решения.