ВCТУПЛЕНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6  8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 

Было бы относительно легко написать книгу о гармонии, воспевая хвалу сотрудничеству и разглагольствуя о

чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга и быть благодарными за то, что конфликты

навсегда изгнаны из наших жизней. Никаких больше пререканий с детьми по поводу укладывания в постель,

никакой злости к тому, кто втиснулся перед тобой в очередь, никаких больше споров с друзьями о том, кто

что кому сделал и почему. Вмиг мы бы превратили наше существование в идиллическую забаву на

жемчужном побережье, в окружении любящих друзей, которые не хотят ничего другого, как только разделить

с нами нашу умиротворенность и спокойствие. (Если бы мы были туристическими агентами и знали место,

где эта фантастическая картинка превращается в реальность, нам бы не пришлось писать эту книгу.)

Но наши жизни не такие. Ни у одного из нас, независимо от социального положения, финансовой

обеспеченности или таланта. Каждый день преподносит нам болезненные конфликты, а иногда бывают дни,

когда мы сами становимся архитекторами конфликтов других людей. Мы браним наших детей, когда они

отказываются есть, мы ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат на

нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим женам и мужьям о том, что они сделали не

так, полицейский утверждает, что свет был красный, а не желтый, а перед тем, как лечь в кровать, мы

сражаемся с самими собой из-за курения, из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что

мы такие ленивые...

Иногда мы с полным правом можем сказать, что это уж слишком или, как у Мэттью Арнольда в “Дуврском

побережье”:

И здесь мы, как на мглистом поле битвы

Смятённые смешением тревог сраженья и полета,

Где невежественные армии столкнулись в ночи...

Мы жаждем этой неуловимой гармонии, этого мирного побережья. Будучи не в состоянии найти его, мы

начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашим психоаналитическим кушеткам,

универмагам самообслуживания или моментальным панацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо,

чтобы притупить боль конфликта. Или, если боль становится невыносимой, мы приканчиваем всю бутылку.

Вся эта напряженность в отношении конфликтов, в сущности, не наша вина, потому что никто

никогда не говорил нам о трех очень важных вещах.

Первое: конфликт не плох и не хорош, он просто существует; второе: конфликт абсолютно

необходим практически для всех жизненных процессов; третье: людям необходим тренинг в том, как

эффективно и адекватно реагировать на конфликтную ситуацию.

Слишком долгое время у нас было лишь одно представление о конфликте: он плох и требует выявить

победителя и побежденного. Сейчас вряд ли кто-то будет настолько глупым, чтобы предлагать людям

научиться тому, как ввязываться во что-то плохое, однако мы учимся сами и учим своих детей – в случае,

если у нас есть на то достаточно веские причины, наносить джеб слева, апперкот или каратистский удар

ребром ладони. И даже в этом случае мы испытываем смутное чувство вины и беспокойство по поводу того,

что определенным образом провоцируем конфликт.

То, что нам нужно, – это новое определение конфликта, новый способ видения, новый способ его

переживания и новый способ реакции на него.

Айки-тактика предлагает нам две вещи: лучший способ видения наших повседневных сражений и более

эффективный способ их улаживания. Двигаясь в этом направлении, мы попытаемся дать новое определение

выигрыша и проигрыша, уходя от традиционного “покерного” менталитета в сторону такой структуры,

которая максимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике нет проигравших.

Путь, который ведет нас к этому уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика – это

результат брачного союза между боевым искусством и театром (в данном случае – одного очень

специфического боевого искусства, Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра – репетиционного и

тренировочного процесса). Сошлись они в лице Терри Добсона, преподавателя Айкидо, и Виктора Миллера,

преподавателя театральных игр. В результате, Айки-тактика использует физические броски и телодвижения

Айкидо в качестве метафор, подразумевающих способ, с помощью которого можно справиться с

социальными и психологическими атаками любых форм.

Айкидо, в его наиболее формальном проявлении, было открытием Морихэя Уэсибы, японца, который в очень

раннем детстве пустился в путь, задавшись целью стать самым сильным мастером боевых искусств. Его

мотивация была достаточна проста. Он стал свидетелем того, как его отца жестоко оскорбляла банда

головорезов, и решил, что никогда больше не будет беспомощным. Он рассуждал, что мог бы прийти на

помощь отцу, если бы только умел драться.

В относительно короткий срок Уэсиба опередил своих учителей в нескольких видах боевых искусств. Будучи

признанным лучшим представителем воинского пути, он должен был бы осесть, начать обучать самому,

состариться и изрекать мудрые сентенции. По счастью, Уэсиба не мог успокоиться. С возрастом он начал

осознавать, что его силы и удаль покидают его. Он увидел, что все его тренировки, все его знания были

основаны на принципах физической силы. Он мог бить сильнее, двигаться быстрее и уклоняться от ударов

лучше, чем его оппоненты. Но как долго это будет продолжаться? Подобно стареющему стрелку из

американских вестернов, Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого, более быстрого и более

сильного бойца.

Мистические озарения не обязательно приходят на горных вершинах. Озарение Уэсибы произошло в тот

момент, когда он опрокидывал на себя ведро холодной воды после длинного, утомительного путешествия в

жаркий день. “Это было так, как будто я смог ясно все увидеть”, – сказал он. Он осознал, что ему, как и всем

нам, заморочили голову, подсунув готовый номенклатурный список, – в котором было сказано, что большое

лучше, чем маленькое, сильное лучше, чем слабое, а быстрое лучше, чем медленное.

С самого начала нас учили тому, что сила имеет физический характер.

Это не так.

Сила имеет большее отношение к намерению, чем к размеру бицепсов. Она имеет большее отношение к

вашему духу и к потоку вашей энергии, чем к количеству отжиманий, которое вы можете выполнить. Айкидо

явилось чистым продуктом видения и понимания Уэсибой того, что на самом деле происходит в природе. В

сотнях додзе (зал для занятий Айкидо.) по всему миру айкидоки ежедневно доказывают то, что объединенное

намерение может поглотить и перенаправить самую устрашающую грубую силу. Возможно, это сложно

принять, но ведь это факт, что одна-единственная тростинка может проткнуть насквозь твердый дуб, если ее

выпустить со скоростью тайфуна. Вам необходимо только задуматься над этим образом, чтобы понять силу

объединенного намерения.

“Айкидо” в вольном переводе означает гармонию тела и духа, как раз обратное тому, что большинство из нас

переживает, сталкиваясь с конфликтом. Это требует от участника быть “отцентрованным”, расслабленным и

находиться в постоянной готовности. Более того, Айкидо изначально является формой самозащиты; оно не

учит тому, как первым срываться с места и ломать ближайшую руку. Точно так же и Айки-тактика не будет

учить вас тому, как начинать конфликт. Уравновешенный человек редко чувствует необходимость причинять

кому-либо неприятности.

В конечном счете, мы должны постоянно учитывать, что Айкидо (и, соответственно, Айки-тактика) – это не

серия приемов для предотвращения несчастья. Айки-тактика может с этого начинаться, но очень скоро вы

обнаружите, что чем больше вы практикуете техники и принципы, приведенные в этой книге, тем глубже они

в вас укореняются. И так до тех пор, пока они просто не станут частью нового взгляда на конфликт в

межличностных отношениях и частью абсолютно нового взгляда на жизнь.

Итак, где же элемент театра сливается с боевым искусством? На протяжении многих лет театральные игры

были средством, используемым преподавателями, актерами и режиссерами для исследования динамики

человеческих взаимоотношений на сцене. В наших рабочих группах и на тренировочных семинарах по Айки-

тактике мы заимствовали эти упражнения с тем, чтобы открыть альтернативные методы улаживания

межличностных конфликтов. Короче говоря, мы имитировали конфликтные ситуации с нашими клиентами,

чтобы они могли отработать новые поведенческие модели в наименее рискованной обстановке. Некоторые из

этих игр и упражнений включены в эту книгу, чтобы предоставить вам ту же возможность.

Мы надеемся на то, что из этого чтения и из практики Айки-тактики вы вынесете новое значение силы –

силы, которая приходит из понимания того, что:

вы в состоянии справиться с конфликтом позитивным, гуманным и тщательно продуманным

способом;

вам никогда не придется ни с кем драться до тех пор, пока вы сами не выберете этого;

в большинстве ситуаций вы и ваш оппонент можете остаться друзьями;

вам нет нужды выигрывать в тех ситуациях, в которых даже победитель на самом деле тот же

проигравший.

Итак, как это ни парадоксально, но мы пишем книгу о гармонии. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам

достичь равновесия и гармонии посредством разрешения конфликта. Помните, тем не менее, что гармония

неразрывно связана с конфликтом, из которого она возникает. Вам, возможно, так никогда и не удастся найти

тот тихий берег (кстати, песок, на котором вы лежите, – это результат конфликта, возникающего между

скалой и водой), но вам не надо бояться встречаться лицом к лицу со своими конфликтами. Взросление, как

однажды сказал один мудрый человек, не для сосунков.

Нью-Йорк и Стратфорд, 1977

 

Было бы относительно легко написать книгу о гармонии, воспевая хвалу сотрудничеству и разглагольствуя о

чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга и быть благодарными за то, что конфликты

навсегда изгнаны из наших жизней. Никаких больше пререканий с детьми по поводу укладывания в постель,

никакой злости к тому, кто втиснулся перед тобой в очередь, никаких больше споров с друзьями о том, кто

что кому сделал и почему. Вмиг мы бы превратили наше существование в идиллическую забаву на

жемчужном побережье, в окружении любящих друзей, которые не хотят ничего другого, как только разделить

с нами нашу умиротворенность и спокойствие. (Если бы мы были туристическими агентами и знали место,

где эта фантастическая картинка превращается в реальность, нам бы не пришлось писать эту книгу.)

Но наши жизни не такие. Ни у одного из нас, независимо от социального положения, финансовой

обеспеченности или таланта. Каждый день преподносит нам болезненные конфликты, а иногда бывают дни,

когда мы сами становимся архитекторами конфликтов других людей. Мы браним наших детей, когда они

отказываются есть, мы ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат на

нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим женам и мужьям о том, что они сделали не

так, полицейский утверждает, что свет был красный, а не желтый, а перед тем, как лечь в кровать, мы

сражаемся с самими собой из-за курения, из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что

мы такие ленивые...

Иногда мы с полным правом можем сказать, что это уж слишком или, как у Мэттью Арнольда в “Дуврском

побережье”:

И здесь мы, как на мглистом поле битвы

Смятённые смешением тревог сраженья и полета,

Где невежественные армии столкнулись в ночи...

Мы жаждем этой неуловимой гармонии, этого мирного побережья. Будучи не в состоянии найти его, мы

начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашим психоаналитическим кушеткам,

универмагам самообслуживания или моментальным панацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо,

чтобы притупить боль конфликта. Или, если боль становится невыносимой, мы приканчиваем всю бутылку.

Вся эта напряженность в отношении конфликтов, в сущности, не наша вина, потому что никто

никогда не говорил нам о трех очень важных вещах.

Первое: конфликт не плох и не хорош, он просто существует; второе: конфликт абсолютно

необходим практически для всех жизненных процессов; третье: людям необходим тренинг в том, как

эффективно и адекватно реагировать на конфликтную ситуацию.

Слишком долгое время у нас было лишь одно представление о конфликте: он плох и требует выявить

победителя и побежденного. Сейчас вряд ли кто-то будет настолько глупым, чтобы предлагать людям

научиться тому, как ввязываться во что-то плохое, однако мы учимся сами и учим своих детей – в случае,

если у нас есть на то достаточно веские причины, наносить джеб слева, апперкот или каратистский удар

ребром ладони. И даже в этом случае мы испытываем смутное чувство вины и беспокойство по поводу того,

что определенным образом провоцируем конфликт.

То, что нам нужно, – это новое определение конфликта, новый способ видения, новый способ его

переживания и новый способ реакции на него.

Айки-тактика предлагает нам две вещи: лучший способ видения наших повседневных сражений и более

эффективный способ их улаживания. Двигаясь в этом направлении, мы попытаемся дать новое определение

выигрыша и проигрыша, уходя от традиционного “покерного” менталитета в сторону такой структуры,

которая максимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике нет проигравших.

Путь, который ведет нас к этому уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика – это

результат брачного союза между боевым искусством и театром (в данном случае – одного очень

специфического боевого искусства, Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра – репетиционного и

тренировочного процесса). Сошлись они в лице Терри Добсона, преподавателя Айкидо, и Виктора Миллера,

преподавателя театральных игр. В результате, Айки-тактика использует физические броски и телодвижения

Айкидо в качестве метафор, подразумевающих способ, с помощью которого можно справиться с

социальными и психологическими атаками любых форм.

Айкидо, в его наиболее формальном проявлении, было открытием Морихэя Уэсибы, японца, который в очень

раннем детстве пустился в путь, задавшись целью стать самым сильным мастером боевых искусств. Его

мотивация была достаточна проста. Он стал свидетелем того, как его отца жестоко оскорбляла банда

головорезов, и решил, что никогда больше не будет беспомощным. Он рассуждал, что мог бы прийти на

помощь отцу, если бы только умел драться.

В относительно короткий срок Уэсиба опередил своих учителей в нескольких видах боевых искусств. Будучи

признанным лучшим представителем воинского пути, он должен был бы осесть, начать обучать самому,

состариться и изрекать мудрые сентенции. По счастью, Уэсиба не мог успокоиться. С возрастом он начал

осознавать, что его силы и удаль покидают его. Он увидел, что все его тренировки, все его знания были

основаны на принципах физической силы. Он мог бить сильнее, двигаться быстрее и уклоняться от ударов

лучше, чем его оппоненты. Но как долго это будет продолжаться? Подобно стареющему стрелку из

американских вестернов, Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого, более быстрого и более

сильного бойца.

Мистические озарения не обязательно приходят на горных вершинах. Озарение Уэсибы произошло в тот

момент, когда он опрокидывал на себя ведро холодной воды после длинного, утомительного путешествия в

жаркий день. “Это было так, как будто я смог ясно все увидеть”, – сказал он. Он осознал, что ему, как и всем

нам, заморочили голову, подсунув готовый номенклатурный список, – в котором было сказано, что большое

лучше, чем маленькое, сильное лучше, чем слабое, а быстрое лучше, чем медленное.

С самого начала нас учили тому, что сила имеет физический характер.

Это не так.

Сила имеет большее отношение к намерению, чем к размеру бицепсов. Она имеет большее отношение к

вашему духу и к потоку вашей энергии, чем к количеству отжиманий, которое вы можете выполнить. Айкидо

явилось чистым продуктом видения и понимания Уэсибой того, что на самом деле происходит в природе. В

сотнях додзе (зал для занятий Айкидо.) по всему миру айкидоки ежедневно доказывают то, что объединенное

намерение может поглотить и перенаправить самую устрашающую грубую силу. Возможно, это сложно

принять, но ведь это факт, что одна-единственная тростинка может проткнуть насквозь твердый дуб, если ее

выпустить со скоростью тайфуна. Вам необходимо только задуматься над этим образом, чтобы понять силу

объединенного намерения.

“Айкидо” в вольном переводе означает гармонию тела и духа, как раз обратное тому, что большинство из нас

переживает, сталкиваясь с конфликтом. Это требует от участника быть “отцентрованным”, расслабленным и

находиться в постоянной готовности. Более того, Айкидо изначально является формой самозащиты; оно не

учит тому, как первым срываться с места и ломать ближайшую руку. Точно так же и Айки-тактика не будет

учить вас тому, как начинать конфликт. Уравновешенный человек редко чувствует необходимость причинять

кому-либо неприятности.

В конечном счете, мы должны постоянно учитывать, что Айкидо (и, соответственно, Айки-тактика) – это не

серия приемов для предотвращения несчастья. Айки-тактика может с этого начинаться, но очень скоро вы

обнаружите, что чем больше вы практикуете техники и принципы, приведенные в этой книге, тем глубже они

в вас укореняются. И так до тех пор, пока они просто не станут частью нового взгляда на конфликт в

межличностных отношениях и частью абсолютно нового взгляда на жизнь.

Итак, где же элемент театра сливается с боевым искусством? На протяжении многих лет театральные игры

были средством, используемым преподавателями, актерами и режиссерами для исследования динамики

человеческих взаимоотношений на сцене. В наших рабочих группах и на тренировочных семинарах по Айки-

тактике мы заимствовали эти упражнения с тем, чтобы открыть альтернативные методы улаживания

межличностных конфликтов. Короче говоря, мы имитировали конфликтные ситуации с нашими клиентами,

чтобы они могли отработать новые поведенческие модели в наименее рискованной обстановке. Некоторые из

этих игр и упражнений включены в эту книгу, чтобы предоставить вам ту же возможность.

Мы надеемся на то, что из этого чтения и из практики Айки-тактики вы вынесете новое значение силы –

силы, которая приходит из понимания того, что:

вы в состоянии справиться с конфликтом позитивным, гуманным и тщательно продуманным

способом;

вам никогда не придется ни с кем драться до тех пор, пока вы сами не выберете этого;

в большинстве ситуаций вы и ваш оппонент можете остаться друзьями;

вам нет нужды выигрывать в тех ситуациях, в которых даже победитель на самом деле тот же

проигравший.

Итак, как это ни парадоксально, но мы пишем книгу о гармонии. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам

достичь равновесия и гармонии посредством разрешения конфликта. Помните, тем не менее, что гармония

неразрывно связана с конфликтом, из которого она возникает. Вам, возможно, так никогда и не удастся найти

тот тихий берег (кстати, песок, на котором вы лежите, – это результат конфликта, возникающего между

скалой и водой), но вам не надо бояться встречаться лицом к лицу со своими конфликтами. Взросление, как

однажды сказал один мудрый человек, не для сосунков.

Нью-Йорк и Стратфорд, 1977