ВCТУПЛЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Было бы относительно легко написать книгу о гармонии, воспевая хвалу сотрудничеству и разглагольствуя о
чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга и быть благодарными за то, что конфликты
навсегда изгнаны из наших жизней. Никаких больше пререканий с детьми по поводу укладывания в постель,
никакой злости к тому, кто втиснулся перед тобой в очередь, никаких больше споров с друзьями о том, кто
что кому сделал и почему. Вмиг мы бы превратили наше существование в идиллическую забаву на
жемчужном побережье, в окружении любящих друзей, которые не хотят ничего другого, как только разделить
с нами нашу умиротворенность и спокойствие. (Если бы мы были туристическими агентами и знали место,
где эта фантастическая картинка превращается в реальность, нам бы не пришлось писать эту книгу.)
Но наши жизни не такие. Ни у одного из нас, независимо от социального положения, финансовой
обеспеченности или таланта. Каждый день преподносит нам болезненные конфликты, а иногда бывают дни,
когда мы сами становимся архитекторами конфликтов других людей. Мы браним наших детей, когда они
отказываются есть, мы ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат на
нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим женам и мужьям о том, что они сделали не
так, полицейский утверждает, что свет был красный, а не желтый, а перед тем, как лечь в кровать, мы
сражаемся с самими собой из-за курения, из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что
мы такие ленивые...
Иногда мы с полным правом можем сказать, что это уж слишком или, как у Мэттью Арнольда в “Дуврском
побережье”:
И здесь мы, как на мглистом поле битвы
Смятённые смешением тревог сраженья и полета,
Где невежественные армии столкнулись в ночи...
Мы жаждем этой неуловимой гармонии, этого мирного побережья. Будучи не в состоянии найти его, мы
начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашим психоаналитическим кушеткам,
универмагам самообслуживания или моментальным панацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо,
чтобы притупить боль конфликта. Или, если боль становится невыносимой, мы приканчиваем всю бутылку.
Вся эта напряженность в отношении конфликтов, в сущности, не наша вина, потому что никто
никогда не говорил нам о трех очень важных вещах.
Первое: конфликт не плох и не хорош, он просто существует; второе: конфликт абсолютно
необходим практически для всех жизненных процессов; третье: людям необходим тренинг в том, как
эффективно и адекватно реагировать на конфликтную ситуацию.
Слишком долгое время у нас было лишь одно представление о конфликте: он плох и требует выявить
победителя и побежденного. Сейчас вряд ли кто-то будет настолько глупым, чтобы предлагать людям
научиться тому, как ввязываться во что-то плохое, однако мы учимся сами и учим своих детей – в случае,
если у нас есть на то достаточно веские причины, наносить джеб слева, апперкот или каратистский удар
ребром ладони. И даже в этом случае мы испытываем смутное чувство вины и беспокойство по поводу того,
что определенным образом провоцируем конфликт.
То, что нам нужно, – это новое определение конфликта, новый способ видения, новый способ его
переживания и новый способ реакции на него.
Айки-тактика предлагает нам две вещи: лучший способ видения наших повседневных сражений и более
эффективный способ их улаживания. Двигаясь в этом направлении, мы попытаемся дать новое определение
выигрыша и проигрыша, уходя от традиционного “покерного” менталитета в сторону такой структуры,
которая максимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике нет проигравших.
Путь, который ведет нас к этому уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика – это
результат брачного союза между боевым искусством и театром (в данном случае – одного очень
специфического боевого искусства, Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра – репетиционного и
тренировочного процесса). Сошлись они в лице Терри Добсона, преподавателя Айкидо, и Виктора Миллера,
преподавателя театральных игр. В результате, Айки-тактика использует физические броски и телодвижения
Айкидо в качестве метафор, подразумевающих способ, с помощью которого можно справиться с
социальными и психологическими атаками любых форм.
Айкидо, в его наиболее формальном проявлении, было открытием Морихэя Уэсибы, японца, который в очень
раннем детстве пустился в путь, задавшись целью стать самым сильным мастером боевых искусств. Его
мотивация была достаточна проста. Он стал свидетелем того, как его отца жестоко оскорбляла банда
головорезов, и решил, что никогда больше не будет беспомощным. Он рассуждал, что мог бы прийти на
помощь отцу, если бы только умел драться.
В относительно короткий срок Уэсиба опередил своих учителей в нескольких видах боевых искусств. Будучи
признанным лучшим представителем воинского пути, он должен был бы осесть, начать обучать самому,
состариться и изрекать мудрые сентенции. По счастью, Уэсиба не мог успокоиться. С возрастом он начал
осознавать, что его силы и удаль покидают его. Он увидел, что все его тренировки, все его знания были
основаны на принципах физической силы. Он мог бить сильнее, двигаться быстрее и уклоняться от ударов
лучше, чем его оппоненты. Но как долго это будет продолжаться? Подобно стареющему стрелку из
американских вестернов, Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого, более быстрого и более
сильного бойца.
Мистические озарения не обязательно приходят на горных вершинах. Озарение Уэсибы произошло в тот
момент, когда он опрокидывал на себя ведро холодной воды после длинного, утомительного путешествия в
жаркий день. “Это было так, как будто я смог ясно все увидеть”, – сказал он. Он осознал, что ему, как и всем
нам, заморочили голову, подсунув готовый номенклатурный список, – в котором было сказано, что большое
лучше, чем маленькое, сильное лучше, чем слабое, а быстрое лучше, чем медленное.
С самого начала нас учили тому, что сила имеет физический характер.
Это не так.
Сила имеет большее отношение к намерению, чем к размеру бицепсов. Она имеет большее отношение к
вашему духу и к потоку вашей энергии, чем к количеству отжиманий, которое вы можете выполнить. Айкидо
явилось чистым продуктом видения и понимания Уэсибой того, что на самом деле происходит в природе. В
сотнях додзе (зал для занятий Айкидо.) по всему миру айкидоки ежедневно доказывают то, что объединенное
намерение может поглотить и перенаправить самую устрашающую грубую силу. Возможно, это сложно
принять, но ведь это факт, что одна-единственная тростинка может проткнуть насквозь твердый дуб, если ее
выпустить со скоростью тайфуна. Вам необходимо только задуматься над этим образом, чтобы понять силу
объединенного намерения.
“Айкидо” в вольном переводе означает гармонию тела и духа, как раз обратное тому, что большинство из нас
переживает, сталкиваясь с конфликтом. Это требует от участника быть “отцентрованным”, расслабленным и
находиться в постоянной готовности. Более того, Айкидо изначально является формой самозащиты; оно не
учит тому, как первым срываться с места и ломать ближайшую руку. Точно так же и Айки-тактика не будет
учить вас тому, как начинать конфликт. Уравновешенный человек редко чувствует необходимость причинять
кому-либо неприятности.
В конечном счете, мы должны постоянно учитывать, что Айкидо (и, соответственно, Айки-тактика) – это не
серия приемов для предотвращения несчастья. Айки-тактика может с этого начинаться, но очень скоро вы
обнаружите, что чем больше вы практикуете техники и принципы, приведенные в этой книге, тем глубже они
в вас укореняются. И так до тех пор, пока они просто не станут частью нового взгляда на конфликт в
межличностных отношениях и частью абсолютно нового взгляда на жизнь.
Итак, где же элемент театра сливается с боевым искусством? На протяжении многих лет театральные игры
были средством, используемым преподавателями, актерами и режиссерами для исследования динамики
человеческих взаимоотношений на сцене. В наших рабочих группах и на тренировочных семинарах по Айки-
тактике мы заимствовали эти упражнения с тем, чтобы открыть альтернативные методы улаживания
межличностных конфликтов. Короче говоря, мы имитировали конфликтные ситуации с нашими клиентами,
чтобы они могли отработать новые поведенческие модели в наименее рискованной обстановке. Некоторые из
этих игр и упражнений включены в эту книгу, чтобы предоставить вам ту же возможность.
Мы надеемся на то, что из этого чтения и из практики Айки-тактики вы вынесете новое значение силы –
силы, которая приходит из понимания того, что:
вы в состоянии справиться с конфликтом позитивным, гуманным и тщательно продуманным
способом;
вам никогда не придется ни с кем драться до тех пор, пока вы сами не выберете этого;
в большинстве ситуаций вы и ваш оппонент можете остаться друзьями;
вам нет нужды выигрывать в тех ситуациях, в которых даже победитель на самом деле тот же
проигравший.
Итак, как это ни парадоксально, но мы пишем книгу о гармонии. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам
достичь равновесия и гармонии посредством разрешения конфликта. Помните, тем не менее, что гармония
неразрывно связана с конфликтом, из которого она возникает. Вам, возможно, так никогда и не удастся найти
тот тихий берег (кстати, песок, на котором вы лежите, – это результат конфликта, возникающего между
скалой и водой), но вам не надо бояться встречаться лицом к лицу со своими конфликтами. Взросление, как
однажды сказал один мудрый человек, не для сосунков.
Нью-Йорк и Стратфорд, 1977
Было бы относительно легко написать книгу о гармонии, воспевая хвалу сотрудничеству и разглагольствуя о
чудесах пацифизма. Мы все могли бы утешить друг друга и быть благодарными за то, что конфликты
навсегда изгнаны из наших жизней. Никаких больше пререканий с детьми по поводу укладывания в постель,
никакой злости к тому, кто втиснулся перед тобой в очередь, никаких больше споров с друзьями о том, кто
что кому сделал и почему. Вмиг мы бы превратили наше существование в идиллическую забаву на
жемчужном побережье, в окружении любящих друзей, которые не хотят ничего другого, как только разделить
с нами нашу умиротворенность и спокойствие. (Если бы мы были туристическими агентами и знали место,
где эта фантастическая картинка превращается в реальность, нам бы не пришлось писать эту книгу.)
Но наши жизни не такие. Ни у одного из нас, независимо от социального положения, финансовой
обеспеченности или таланта. Каждый день преподносит нам болезненные конфликты, а иногда бывают дни,
когда мы сами становимся архитекторами конфликтов других людей. Мы браним наших детей, когда они
отказываются есть, мы ругаемся с водителем, который не уступает нам дорогу, наши начальники кричат на
нас потому, что их взбесил кто-то другой, мы рассказываем своим женам и мужьям о том, что они сделали не
так, полицейский утверждает, что свет был красный, а не желтый, а перед тем, как лечь в кровать, мы
сражаемся с самими собой из-за курения, из-за выпивки, из-за того, что мы такие тупые, или из-за того, что
мы такие ленивые...
Иногда мы с полным правом можем сказать, что это уж слишком или, как у Мэттью Арнольда в “Дуврском
побережье”:
И здесь мы, как на мглистом поле битвы
Смятённые смешением тревог сраженья и полета,
Где невежественные армии столкнулись в ночи...
Мы жаждем этой неуловимой гармонии, этого мирного побережья. Будучи не в состоянии найти его, мы
начинаем думать, что с нами что-то не так, и удаляемся к нашим психоаналитическим кушеткам,
универмагам самообслуживания или моментальным панацеям. Мы выпиваем немного больше, чем надо,
чтобы притупить боль конфликта. Или, если боль становится невыносимой, мы приканчиваем всю бутылку.
Вся эта напряженность в отношении конфликтов, в сущности, не наша вина, потому что никто
никогда не говорил нам о трех очень важных вещах.
Первое: конфликт не плох и не хорош, он просто существует; второе: конфликт абсолютно
необходим практически для всех жизненных процессов; третье: людям необходим тренинг в том, как
эффективно и адекватно реагировать на конфликтную ситуацию.
Слишком долгое время у нас было лишь одно представление о конфликте: он плох и требует выявить
победителя и побежденного. Сейчас вряд ли кто-то будет настолько глупым, чтобы предлагать людям
научиться тому, как ввязываться во что-то плохое, однако мы учимся сами и учим своих детей – в случае,
если у нас есть на то достаточно веские причины, наносить джеб слева, апперкот или каратистский удар
ребром ладони. И даже в этом случае мы испытываем смутное чувство вины и беспокойство по поводу того,
что определенным образом провоцируем конфликт.
То, что нам нужно, – это новое определение конфликта, новый способ видения, новый способ его
переживания и новый способ реакции на него.
Айки-тактика предлагает нам две вещи: лучший способ видения наших повседневных сражений и более
эффективный способ их улаживания. Двигаясь в этом направлении, мы попытаемся дать новое определение
выигрыша и проигрыша, уходя от традиционного “покерного” менталитета в сторону такой структуры,
которая максимально увеличит потенциал всех. В Айки-тактике нет проигравших.
Путь, который ведет нас к этому уникальному взгляду на вещи, сам по себе уникален. Айки-тактика – это
результат брачного союза между боевым искусством и театром (в данном случае – одного очень
специфического боевого искусства, Айкидо, и одного малоизвестного аспекта театра – репетиционного и
тренировочного процесса). Сошлись они в лице Терри Добсона, преподавателя Айкидо, и Виктора Миллера,
преподавателя театральных игр. В результате, Айки-тактика использует физические броски и телодвижения
Айкидо в качестве метафор, подразумевающих способ, с помощью которого можно справиться с
социальными и психологическими атаками любых форм.
Айкидо, в его наиболее формальном проявлении, было открытием Морихэя Уэсибы, японца, который в очень
раннем детстве пустился в путь, задавшись целью стать самым сильным мастером боевых искусств. Его
мотивация была достаточна проста. Он стал свидетелем того, как его отца жестоко оскорбляла банда
головорезов, и решил, что никогда больше не будет беспомощным. Он рассуждал, что мог бы прийти на
помощь отцу, если бы только умел драться.
В относительно короткий срок Уэсиба опередил своих учителей в нескольких видах боевых искусств. Будучи
признанным лучшим представителем воинского пути, он должен был бы осесть, начать обучать самому,
состариться и изрекать мудрые сентенции. По счастью, Уэсиба не мог успокоиться. С возрастом он начал
осознавать, что его силы и удаль покидают его. Он увидел, что все его тренировки, все его знания были
основаны на принципах физической силы. Он мог бить сильнее, двигаться быстрее и уклоняться от ударов
лучше, чем его оппоненты. Но как долго это будет продолжаться? Подобно стареющему стрелку из
американских вестернов, Уэсиба был готовой мишенью для каждого более молодого, более быстрого и более
сильного бойца.
Мистические озарения не обязательно приходят на горных вершинах. Озарение Уэсибы произошло в тот
момент, когда он опрокидывал на себя ведро холодной воды после длинного, утомительного путешествия в
жаркий день. “Это было так, как будто я смог ясно все увидеть”, – сказал он. Он осознал, что ему, как и всем
нам, заморочили голову, подсунув готовый номенклатурный список, – в котором было сказано, что большое
лучше, чем маленькое, сильное лучше, чем слабое, а быстрое лучше, чем медленное.
С самого начала нас учили тому, что сила имеет физический характер.
Это не так.
Сила имеет большее отношение к намерению, чем к размеру бицепсов. Она имеет большее отношение к
вашему духу и к потоку вашей энергии, чем к количеству отжиманий, которое вы можете выполнить. Айкидо
явилось чистым продуктом видения и понимания Уэсибой того, что на самом деле происходит в природе. В
сотнях додзе (зал для занятий Айкидо.) по всему миру айкидоки ежедневно доказывают то, что объединенное
намерение может поглотить и перенаправить самую устрашающую грубую силу. Возможно, это сложно
принять, но ведь это факт, что одна-единственная тростинка может проткнуть насквозь твердый дуб, если ее
выпустить со скоростью тайфуна. Вам необходимо только задуматься над этим образом, чтобы понять силу
объединенного намерения.
“Айкидо” в вольном переводе означает гармонию тела и духа, как раз обратное тому, что большинство из нас
переживает, сталкиваясь с конфликтом. Это требует от участника быть “отцентрованным”, расслабленным и
находиться в постоянной готовности. Более того, Айкидо изначально является формой самозащиты; оно не
учит тому, как первым срываться с места и ломать ближайшую руку. Точно так же и Айки-тактика не будет
учить вас тому, как начинать конфликт. Уравновешенный человек редко чувствует необходимость причинять
кому-либо неприятности.
В конечном счете, мы должны постоянно учитывать, что Айкидо (и, соответственно, Айки-тактика) – это не
серия приемов для предотвращения несчастья. Айки-тактика может с этого начинаться, но очень скоро вы
обнаружите, что чем больше вы практикуете техники и принципы, приведенные в этой книге, тем глубже они
в вас укореняются. И так до тех пор, пока они просто не станут частью нового взгляда на конфликт в
межличностных отношениях и частью абсолютно нового взгляда на жизнь.
Итак, где же элемент театра сливается с боевым искусством? На протяжении многих лет театральные игры
были средством, используемым преподавателями, актерами и режиссерами для исследования динамики
человеческих взаимоотношений на сцене. В наших рабочих группах и на тренировочных семинарах по Айки-
тактике мы заимствовали эти упражнения с тем, чтобы открыть альтернативные методы улаживания
межличностных конфликтов. Короче говоря, мы имитировали конфликтные ситуации с нашими клиентами,
чтобы они могли отработать новые поведенческие модели в наименее рискованной обстановке. Некоторые из
этих игр и упражнений включены в эту книгу, чтобы предоставить вам ту же возможность.
Мы надеемся на то, что из этого чтения и из практики Айки-тактики вы вынесете новое значение силы –
силы, которая приходит из понимания того, что:
вы в состоянии справиться с конфликтом позитивным, гуманным и тщательно продуманным
способом;
вам никогда не придется ни с кем драться до тех пор, пока вы сами не выберете этого;
в большинстве ситуаций вы и ваш оппонент можете остаться друзьями;
вам нет нужды выигрывать в тех ситуациях, в которых даже победитель на самом деле тот же
проигравший.
Итак, как это ни парадоксально, но мы пишем книгу о гармонии. Наша цель состоит в том, чтобы помочь вам
достичь равновесия и гармонии посредством разрешения конфликта. Помните, тем не менее, что гармония
неразрывно связана с конфликтом, из которого она возникает. Вам, возможно, так никогда и не удастся найти
тот тихий берег (кстати, песок, на котором вы лежите, – это результат конфликта, возникающего между
скалой и водой), но вам не надо бояться встречаться лицом к лицу со своими конфликтами. Взросление, как
однажды сказал один мудрый человек, не для сосунков.
Нью-Йорк и Стратфорд, 1977