ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
В 1977 году, когда эта книга была написана, в Соединенных Штатах в моде были сила и мышцы. Книги с
такими названиями, как “Запугивай и победишь” или “Как стать Номером Первым” возглавляли списки
бестселлеров, а девиз продавцов компании 1ВМ был: “Сложно быть скромным, когда ты знаешь, что ты
лучший!” Искусство Айкидо было совершенно не известно за пределами Японии, а идея о том, что заповеди
боевого искусства могли озарить чье-либо поведение в повседневных делах, была слишком радикальной для
того, чтобы издатели могли относиться к ней хоть сколько-нибудь серьезно. Добавьте к этому концепцию
Айкидо об ответственности за защиту своего противника, и вам покажется абсолютным чудом то, что в
свое время эта книга была опубликована.
Когда же она выходила, у издателя был ряд своих собственных “соображений”. Например, если мы
собирались поддерживать столь передовые идеи, как те, что целью всех конфликтов является
восстановление гармонии, а наилучшая из “побед” — та, в которой выигрывают все, то мы в любом случае
должны были делать это системно. В те дни “системы” были большим делом, а Айкидо — нет. Нам сказали:
приходите, когда у нас будет система. Это требование доставило мне массу забот.
Морихэй Уэсиба создал несравненную модель разрешения конфликтов. А кто я был такой, чтобы лишь для
того, чтобы кому-то угодить, пытаться впихнуть в “систему” те принципы, к открытию которых он приложил
столько энергии? Но затем я вспомнил, как много раз Сэнсэй подталкивал меня к мысли написать об Айкидо.
“Ты должен объяснить людям своей страны то, чему ты научился, находясь рядом со мной, — часто говорил
он. — Ты должен изо всех сил стараться распространять ненасилие”. И вот, руководствуясь этим как
девизом, мы вместе с Виктором Миллером сели и разработали “Систему Айки-тактики”. Издателю
понравилась “Айки-тактика” — слово было крепким и звучало далеко не бессмысленно, как раз то, что
нужно, чтобы компенсировать идиллический лепет насчет “гармонии” и “слияния”.
Сейчас, шестнадцать лет спустя, никто не знает об “Айки-тактике”, а Айкидо знакомо всем очень хорошо.
Безусловно, так и должно быть. И все же дух книги остается верным, а ее предпосылки здравыми, и я
чувствую, что она должна быть переиздана. Мы просим читателя извинить нас за несовременное звучание
книги — попытку быть своевременными — и проникнуть в суть слов. По откликам о первом издании я
увидел, что эти слова изменили к лучшему жизнь многих людей — возможно, они смогут изменить и вашу.
Терри Добсон, Вермонт, 1992 год
В 1977 году, когда эта книга была написана, в Соединенных Штатах в моде были сила и мышцы. Книги с
такими названиями, как “Запугивай и победишь” или “Как стать Номером Первым” возглавляли списки
бестселлеров, а девиз продавцов компании 1ВМ был: “Сложно быть скромным, когда ты знаешь, что ты
лучший!” Искусство Айкидо было совершенно не известно за пределами Японии, а идея о том, что заповеди
боевого искусства могли озарить чье-либо поведение в повседневных делах, была слишком радикальной для
того, чтобы издатели могли относиться к ней хоть сколько-нибудь серьезно. Добавьте к этому концепцию
Айкидо об ответственности за защиту своего противника, и вам покажется абсолютным чудом то, что в
свое время эта книга была опубликована.
Когда же она выходила, у издателя был ряд своих собственных “соображений”. Например, если мы
собирались поддерживать столь передовые идеи, как те, что целью всех конфликтов является
восстановление гармонии, а наилучшая из “побед” — та, в которой выигрывают все, то мы в любом случае
должны были делать это системно. В те дни “системы” были большим делом, а Айкидо — нет. Нам сказали:
приходите, когда у нас будет система. Это требование доставило мне массу забот.
Морихэй Уэсиба создал несравненную модель разрешения конфликтов. А кто я был такой, чтобы лишь для
того, чтобы кому-то угодить, пытаться впихнуть в “систему” те принципы, к открытию которых он приложил
столько энергии? Но затем я вспомнил, как много раз Сэнсэй подталкивал меня к мысли написать об Айкидо.
“Ты должен объяснить людям своей страны то, чему ты научился, находясь рядом со мной, — часто говорил
он. — Ты должен изо всех сил стараться распространять ненасилие”. И вот, руководствуясь этим как
девизом, мы вместе с Виктором Миллером сели и разработали “Систему Айки-тактики”. Издателю
понравилась “Айки-тактика” — слово было крепким и звучало далеко не бессмысленно, как раз то, что
нужно, чтобы компенсировать идиллический лепет насчет “гармонии” и “слияния”.
Сейчас, шестнадцать лет спустя, никто не знает об “Айки-тактике”, а Айкидо знакомо всем очень хорошо.
Безусловно, так и должно быть. И все же дух книги остается верным, а ее предпосылки здравыми, и я
чувствую, что она должна быть переиздана. Мы просим читателя извинить нас за несовременное звучание
книги — попытку быть своевременными — и проникнуть в суть слов. По откликам о первом издании я
увидел, что эти слова изменили к лучшему жизнь многих людей — возможно, они смогут изменить и вашу.
Терри Добсон, Вермонт, 1992 год