III. Статистика

К оглавлению1 2 3 4 5  7 8 9 10 11 12 13 14  16 
17 18 

(пробег по метафизическим константам писателя)

.... Система языка как потенциального запаса (еще) не

узаконенных применений слова.

(В. П. Григорьев).

Если проиллюстрировать подход к исследованию человеческого текста

гипотетических представителей внеземной цивилизации, прилетевших

откуда-то из космоса, для которых значения отдельных слов уже каким-то

образом известны, (предположим, что ими получены словари русского языка

и, таким образом, единицы языка уже приведены в порядок), то для них

смысл Целого (например, текстов или даже отдельных предложений) все же

будет представлять загадку, образуя непонятное в нашей земной

цивилизации, некий Хаос.

Собственно, о каком .пробеге. и о какой статистике можно говорить? Да

и о каких константах для художественного произведения (а тем более, для

автора в целом) может идти речь? На мой взгляд, внутри любых текстов

существенно то, что в них повторяется и делает, таким образом, одного

автора отличным от другого. Огрубляя, можно считать, что у двух авторов,

пишущих по-русски, словарь один и тот же, но каждое отдельное слово в нем

может быть более, менее или вовсе не употребительным. Внимание

Аввакума, скажем, обращено к одним предметам и понятиям, внимание

Радищева . к другим, а внимание Пушкина . к третьим, хотя язык остается

для всех трех в известной степени одним и тем же. (Точно так же можно

отличить и Набокова от Платонова . тем более, они одногодки.) Частота

употребления какого-то слова дает нам, пусть в первом приближении,

представление о точках интереса данного автора, о его пристрастиях или

даже некоторых больных его точках, .пунктиках.54.

Несколько слов о том, какая и как статистика была получена. Мной взяты

наиболее существенные (и они же, как правило, наиболее длинные)

произведения Андрея Платонова . романы .Чевенгур. и .Счастливая

Москва., повести .Котлован., .Ювенильное море., .Сокровенный человек. и

рассказы .Река Потудань., .Возвращение. и .Одухотворенные люди.. Для

возможности сравнения их совокупный объем в словоупотреблениях

приведен в соответствие объему раздела Частотного словаря под редакцией

Л. Н. Засориной (М., 1977) .Художественная проза. в целом, с помощью

соответствующих коэффициентов. У отдельных слов и целых гнезд (таких

как Смерть: умереть / умирать / мертвый / мертво / мертветь /мертвенный / мертвец / скончаться или Причина: причинять / благодаря /

из-за / потому что / так как / поэтому / так что итд.) подсчитывается

процент их употребительности в том или ином произведении писателя и этот

процент соотносится со средними цифрами его употребления в частотном

словаре, на основании чего представляется возможным говорить о личных

пристрастиях автора, как например, о пристрастии Платонова к изображению

Смерти как таковой, или к фиксации им Причинных связей а соответственно,

о гипертрофии в его мире чего-то одного (за счет умаления чего-то другого).

Сами Смерть и Причинность были взяты мной как отдельные Полюсы в

соответствующих рубриках писательского .тезауруса. (Смерть . Жизнь;

Причинность . Случайность итп.)55.

При беглом обзоре основные мотивы, или ключевые концепты Платонова

могут быть заданы следующим (далеко не исчерпывающим, разумеется)

списком:

Одна из констант, как представляется, платоновской эстетики в целом .

это Слабое и Слабость как таковая (401%) . в противопоставлении

Сильному и Силе (99%). Приведенные цифры говорят о том, что один из

смысловых полюсов, Сила, находится на общем уровне по частоте

употребления соответствующих слов у данного автора (за неимением

лучшего условно принимаем совокупные частоты слов сила; сильный ;

сильно; усилить в словаре Засориной за 100%), тогда как другой, Слабость,

(со словами слабый; слабо; слабость; ослабить) в четыре раза превышает

среднюю частоту по Засориной! Вот это и можно считать элементарным

случаем прямой выделенности понятия у Платонова (0 +4).

Некрасивое и Уродливое (85%) . по сравнением с Красивым и

Прекрасным (28%). Здесь, как мы видим, напротив, оба полюса оказываются

ниже среднего показателя. Это уже говорит о том, что внешней оценке

предметов и лиц у данного писателя уделяется минимум внимания, а если

нечто отмечается автором, то скорее, все-таки, именно как Некрасивое.

Красота же для него как будто не существует, может быть, даже табуируется,

стесняясь быть названной. Тут, наверное, можно было бы говорить о

выделенности внутри невыделенного (-4 -1/6). В этом пункте тезауруса

антиподами Платонова надо было бы считать Набокова и Пришвина, а

сходным с ним можно признать Марину Цветаеву.

Чувство как таковое вообще (365%) . в противоположность Уму и

Рассудку (246%)56; а среди всех Чувств, в частности, Отрицательные . т. е.,

Скорбь (650%), Грусть (498%), Мучение (476%), Тоска (461%), Скука (398%),

Печаль (280%) итд. противопоставлены Положительным: Счастью (232%),

Радости (207%),..., Веселью (18%)! и Смеху (10%)! Последние у Платонова

практически отсутствуют: вместо Веселья платоновский герой либо

испытывает сразу же Радость и даже Счастье (здесь очевидно некоторое

преувеличение, авторский пароксизм), либо впадает в Тоску и Печаль (что

также безусловно есть преувеличение и деформация того, как мы

среднестатистически воспринимаем окружающий мир). Если же взять

суммарно оба полюса, то и Положительные чувства у Платонова оказываются

выше среднего уровня (120%), хотя все же существенно уступают

лидирующим для него Отрицательным (160%)57. При этом общая доля слов,

выражающих те или иные Чувства, которые мной учитывались при обсчетах

(учтены безусловно не все слова, и достижение в этом вопросе полноты и

точности рубрик дело будущего), составляет, сравнительно с суммой частот

всех словоупотреблений по словарю Засориной (.Художественная проза., где

значатся Горький, Пришвин, Шолохов, Федин др.), всего около 1,5%.

Внутри Полюса этой рубрики: Ум противостоит отрицательно

маркированной для Платонова Глупости (91%), но также и положительно

выделенному полюсу Выдумка и Догадка (127%). Все три полюса

подрубрики, т. е. Ум + Глупость + Догадка, занимают при этом 1,1% всего

частотного словаря Засориной, у Платонова же их доля выше . 1,4%.

Время вообще (154%), с особым пристрастием ко времени Вечному и

неизменному, застывшему и остановившемуся (185%), а также времени

Суток (день, ночь, вечер, утро) . 137% . в отличие от нехарактерного для

этого автора времени Периодического, исчислимого (неделя, сутки, минута,

секунда, час, год) . 75%, а таже в противопоставлении ко времени

неожиданно меняющемуся, скачущему, т. е. Времени-.вдруг. (88%), вообще-

то обычно характерному для поэтики многих других авторов, например,

Достоевского. Доля слов, так или иначе указывающих на Время, составляет в

общем 3,8% словаря (по Засориной); а у Платонова их доля существенно

выше . 4,6%.

Место вообще как таковое, или же место-.где. (139% . см. Таблицу 1 в

конце данной главы) . в сопоставлении с направленным перемещением,

местом-.куда и откуда. (две последние подрубрики вместе . 119%).

Платонова имеют явно повышенные частоты. Будем считать это двойным выделением (+3,5

+2,5).

Нахождение Вдали и Удаление как таковое (150%) резко противостоит

отрицательно маркированной Близости, Сближению и нахождению Вблизи

(65%). Последний вид противопоставления у Платонова хочется считать

особым видом трансформации понятия, с отрицательным выделением

наиболее ценного и желанного. Ведь ценностью для писателя наделено как

раз то, что частотно им замалчивается . по некой особой авторской

стыдливости, что, впрочем, вскрыть без анализа глубинного смысла его

произведений, на основании одной лишь статистики пока невозможно.

Вторит предыдущему разделению, хотя и организована статистически

прямо обратным образом, такая подрубрика, как Целостность объекта и

Цельное (197%) . в противопоставлении также положительно выделенному

полюсу: Разрозненные Части и Разъединение (140%). Крайне характерен для

Платонова также интерес к нахождению Внутри чего-то (333%)! . этот полюс более чем вдвое превышает свою противоположность, то есть

нахождение Снаружи (150%), хотя также положительно выделенному: оба

Полюса последнего противопоставления значительно выше среднего уровня,

что является излюбленным у Платонова способом обращения с

привлекающим внимание понятием. (То же, кстати, мы ранее видели в

рубрике Чувства . Ум: оба полюса с явным превышением, но один из них с

относительным преобладанием.) В целом же рубрика .Место. представляет

вообще наибольшую долю из обследованных мной частей лексикона . по

Засориной, на него падает 4,8%, а у Платонова ее покрытие в целом чуть

ниже среднего уровня (98%), . на мой взгляд, именно за счет невнимания к

такому весьма .весомому. в нашем общем словоупотреблении полюсу, как

Близость и Приближение (забавно возникающее тут противоречие: Близость

как бы табуируется, вытесняясь Отдалением, тогда как нахождение Внутри

почему-то вызывает значительно больший интерес, чем нахождение

Снаружи).

Пустота и Порожнее (214%), а с другой стороны, также положительно

маркированные Теснота и Узость (112%) контрастируют с традиционно

признаваемыми национально-специфически .русскими. понятиями Раздолья

и Широты, последние из которых оказываются как раз совсем

нехарактерными для Платонова (78%).

Причина, Причинная обусловленность и Целесообразность всего

происходящего в мире (160%) . в противоположность Случайности и

Непредсказуемости событий (47%). Доля соответствующей рубрики в целом

составляет около 1% общего словаря или же 1,7% для Платонова. Здесь

опять-таки следует констатировать, что реально интерес Платонова прямо

обратный: мир, как и человек для него неупорядочен и хаотичен, а

постоянные препинания его рассказчика и героев на потому что; так как,

чтобы итп. . это как бы его собственные заклинания неупорядоченности и

случайности, его косвенные указания на невозможность обнаружения каких-

либо закономерностей. (Это опять-таки не следует из статистики, а

нуждается в содержательном анализе.)

Вторит предыдущему по смыслу, но частотно структурирована обратным

образом следующая подрубрика: Законность и Этика (а также знание и

следование Нормам поведения) . она составляет всего лишь 86% (см.

Таблицу 2 в конце данной главы); тогда как прежде всего приковывает

внимание Платонова противостоящие им . Беззаконие и Своеволие (141%).

В последнем случае, правда, сам полюс весьма незначителен по объему .

частота входящих в него слов по словарю Засориной 21. В целом и вес всей

подрубрики невелик . 0,4% словаря.

Запахи (156%) и особенно Осязание (от 500% до 1200%, где последняя

цифра из .Котлована.) . т. е. как бы истинные для человека знаки,

поступающие к нему от предметов и явлений напрямую, сравнительно со

значительно уступающими им . Словом и Речью (72%), Слухом (от 40% до

70%), а также Зрением (от 74% до 89%)58. Слова пяти Органов чувств

составляют 1,1% от словаря Засориной, а у Платонова они, естественно,

значительно ниже.

Смерть (250%) и особенно Сон (355%), последний же, по-видимому, как

метафора смерти, . в соотнесенности с Жизнью (120%). Тут опять двойное

выделение. Вместе они составляют 0,5% словаря, а у Платонова, конечно,

больше.

Теплота (Нагревание) и Свет (163%) . в сопоставлении с Холодом

(Остыванием) и Темнотой (82%); в целом доля этой рубрики в словаре .

0,5%. Но при этом Мутное и Тусклое у Платонова . 79%, в отличие от

Блестящего и Прозрачного (56%), то есть оба полюса последней рубрики

оказываются выделенными отрицательно; а при этом явно ощутимо

пристрастие автора к мутному свету, что уже было фиксировано многими

исследователями (мутный; мутно; мутность; замутненный . это

единственное гнездо слов внутри данной рубрики, положительно

маркированных в произведениях Платонова . 131%).

Более мелкие (по объему, но не по важности для автора) концепты . это

Потеря, Утрата и Исчезновение (133%) . в противоположность

Приобретению и Накоплению (127%). Тут опять оба полюса положительно

маркированы и оба количественно одинаково: платоновские .сокровенные.

герои, с одной стороны, страстные собиратели распадающегося на части

вещества, а с другой стороны, постоянно мучающиеся от потерь и утрат

страдальцы.

Забывание и Забвение (252%) . в противопоставлении Памяти и

Припоминанию (129%). Но содержательно опять обратное соотношение по

сравнению с различиями частот! Платонов и его герои, как хорошо известно,

радеют как раз за Память и весьма болезненно относятся и переживают Забвение чего бы то ни было в мире (это, условно говоря, .федоровский.

лейтмотив в его творчестве).

Скупость и Жадность (212%) . в противоположность Щедрости и

Великодушию (0%). Тут вообще некая уникальная ситуация: слова последней

категории отсутствуют в платоновском словаре! Это трансформация в

наиболее ярком, то есть как бы .психоаналитическом. варианте, с полным

вытеснением и подменой имени самого понятия59.

Сердце (211%) в сопоставлении с Душой (126%), но при этом в резком

противостоянии, с одной стороны, Духу (59%), а с другой, еще большем .

Телу и Плоти (812%)! Для сравнения: по рассказам Набокова подобная

статистика дает следующие показатели: сердце . 96%, душа 129%; дух . 40%;

Тело и Плоть 157%, что практически повторяет платоновское расхождение

между душой и духом60.

Среди Стихий преимущественный интерес у Платонова к Воздуху

(219%) и Земле (146%) . в отличие, как это ни странно, от Воды (75%) и

Огня (49%); (различные цвета, как это делается для поэзии, я не

анализировал).

В заключение приведу также и платоновские .отрицательные маркеры.,

выражаясь в терминах А. Я. Шайкевича, т. е. понятия с уровнем наполнения,

уступающим среднему или, по крайней мере, не выделяющиеся из него:

Замедленность действия (93%) . и Быстрота, Скорость (88%);

Малое (85%) и Большое (70%);

Мусор и Грязь (103%) . Чистота и Порядок(96%).

Конечно, говорить о выделенности того или иного концепта у писателя в

целом на основании частоты употребления тех или иных слов, или даже на

основании совокупной частоты тематических групп слов, как я это делаю,

рискованно. Увеличение частоты слова может быть следствием просто каких-

то частных языковых пристрастий автора. Но тут, мне кажется, в

значительной степени корректирующим моментом является то, что берется

не слово отдельно (лексема) и даже не понятие отдельно (со всеми своими

синонимами), а в целом вся подрубрика (Полюс рубрики) соответствующего тезауруса . как с .положительными. внутри нее, так и с .отрицательными.

словами-маркерами.

Следующим существенным средством поэтического выделения важных

автору тем, после частотного, можно было бы считать неологизацию.

Правда, для Платонова слова-неологизмы не так характерны, как, скажем,

для Хлебникова или для Белого. Но у него есть такой собственный прием, как

нагнетание нестандартной сочетаемости вокруг интересующего его слова-

понятия, . например, вокруг того же понятия души (заголилась душа; душа

опростоволосилась; душевная прилежность итп. . ср. с приведенными выше

сочетаниями Набокова).

Кроме того, у Платонова можно увидеть и такой уровень деформации

общего языка, как намеренное превышение в лексиконе слов с абстрактным

значением (на -ение, -ание, -ствие, -ство итп.), а также явное предпочтение

им конструкций с родительным падежом перед всеми остальными (типа

вещество существования; терпение нежности и тому подобных). Здесь,

кстати, в будущем статистике предстоит выработать способы сбора и оценки

долей слов с произвольными, а не только начальными или конечными

фрагментами слова внутри лексикона, а с другой стороны, способы подсчета

частот сочетаний слов, которые выражают целостные смыслы (таких как

таким образом; так сказать; потому что; стало быть; всё равно; без

разницы итп.).

Все вместе обсчитанные мной рубрики занимают всего лишь около 15-20%

всех словоупотреблений лексикона, т. е. менее 1/5 части словаря Засориной.

Если в дальнейшем подобным обсчетом, или, говоря метафорически,

.сканированием. авторского сознания, займется какой-нибудь более

дотошный исследователь (представитель инопланетной цивилизации), ему

предстоит, во-первых, выявить действительно все, а не только некоторые, как

это проделано здесь, .лексические неровности и шероховатости. на

пространстве текстов данного автора, во-вторых, проверить, насколько

.выпуклостям. или .впуклостям. соответствует подкрепление по данной

рубрике в целом . с достижением возможных полноты и точности. В

последнем вопросе важнейшей задачей является, в-третьих, еще выработка

универсально подходящего набора рубрик, с их наполнением конкретными

словами, т. е. предстоит поделить весь лексикон на зоны, может быть, с

допустимостью только частичного пересечения. В идеале же следовало бы

создать своего рода универсальный тезаурус для нужд литературы.

Конечно, в таком сложном и неоднозначном продукте человеческого

сознания, как художественный текст, могут быть вещи скрытые, намеренно

спрятанные от поверхностного взгляда или же пропускаемые автором

(стыдливо избегаемые или даже вытесняемые), о которых, тем не менее, и

собственно ради которых написан сам текст. (О таких вещах, например, пишет Ольга Меерсон в своей книге о Достоевском61.) Подобного рода

.высшим пилотажем. интерпретации текста я здесь не занимался, но уже

упоминал о возможном .перевертывании. статистики с ног на голову. Итак,

чтобы все-таки разобраться в существе дела, будущим инопланетянам

придется более подробно, чем по одним текстам, знакомиться с

проявлениями Порядка и Хаоса в нашей (или любой другой, изучаемой ими)

культуре.

Табл. 1: Некоторые ключевые концепты и их .вес. у Платонова

Слабость . Сила ( 0 +4)

Красивое . Некрасивое (-4 -1/6)

Чувство (вообще) . Ум (вообще) (+3,7 +2,5)

Отрицательные чувства . Положительные (+1,6 +1,2)

Глупость . Выдумка и догадка (-1/10 +1,3)

Время вообще (+1,5)

Время вечное . Время-.вдруг. (+1,9 -1/10)

Время суток . Время исчисляемое (+1,4 -1/4)

Место-.где. . Место-.куда и откуда. (+1,4 +1,2)

Удаление . Приближение и близость (+1,5 -1/3)

Цельность . Разрозненность (+2 +1,4)

Внутри . Снаружи (+3,3 +1,5)

Пустота . Теснота . Раздолье (+2,1 +1,1 -1/5)

Причина . Случайность (+1,6 -1/2)

Беззаконие . Законность (+1,4 -1/7

Запахи . Осязание (+1,5 +7)

Речь . Слух . Зрение (-1/4 -1/2 -1/5)

Смерть . Сон . Жизнь (+2,5 +3,6 +1,2)

Тепло и Свет . Холод и Темнота (+1,6 -1/5)

Мутное и тусклое . Блестящее и прозрачное (-1/5 1/2)

Потеря . накопление (+1,3 +1,3)

Забвение . Память (+2,5 +1,3)

Скупость и жадность . Щедрость и

великодушие

(+2,1 . 0!)

Сердце . Душа . Дух . Тело (+2,1 +1,3 -1/2 +8,1!)

Табл. 2: Место как таковое, .Где.62

слово: СЧ Ч К ЮМ СМ РП ОЛ В З-а все

оказаться /

оказываться

8 34 3 7 6 3 3 0 107 65

%

тут / тут-то 35 142 17 24 5 6 12 6 393 69%

положение 1 7 5 5 6 0 0 2 31 91%

там / там-то 59 222 57 23 40 28 21 22 449 115

%

здесь 6 128 54 46 32 8 10 6 230 137

%

место/ -ость

/местополо

жение

28 189 65 27 25 15 21 5 282 145

%

где-то/-

либо/-

нибудь

8 51 11 4 19 1 3 0 46 230

%

находиться/

-

нахождение

2 51 35 12 19 6 5 2 40 360

%

где 27 179 47 31 49 14 12 26 116 362

%

пространст

во/

простирать

/ -ся

10 37 11 21 22 3 1 1 22 525

%

все вместе:

(в процентах)

149

%

141

%

140

%

138

%

121

%

137

%

137

%

137

%

100

%

139

%

Табл. 3: Закон, этика, знание норм поведения

слово: СЧ Ч К ЮМ СМ РП ОЛ В З-на все:

вина /-овен

/-оват

1 11 0 0 0 1 2 0 66 25%

зло 0 4 1 2 0 0 0 0 22 35%

закон 3 9 4 0 0 0 0 0 29 60%

обязанность 1 4 1 1 0 0 1 0 13 67%

должен 1663 50 25 14 2 4 9 8 184 76%

обязан/-ый

обязательно

3 12 5 2 0 0 1 0 28 78%

совесть 3 11 5 1 0 0 1 0 29 79%

справедливо/

-сть

3 15 1 0 0 0 0 0 24 86%

правило/-

ный/-ость

3 37 5 3 0 2 7 0 67 93%

порядок 0 15 2 5 1 2 0 3 32 95%

добро 1 16 4 6 3 6 2 3 23 194%

все вместе

(в %):

91

%

84

%

70

%

78

%

11

%

75

%

119

%

94

%

100

%

86%

(пробег по метафизическим константам писателя)

.... Система языка как потенциального запаса (еще) не

узаконенных применений слова.

(В. П. Григорьев).

Если проиллюстрировать подход к исследованию человеческого текста

гипотетических представителей внеземной цивилизации, прилетевших

откуда-то из космоса, для которых значения отдельных слов уже каким-то

образом известны, (предположим, что ими получены словари русского языка

и, таким образом, единицы языка уже приведены в порядок), то для них

смысл Целого (например, текстов или даже отдельных предложений) все же

будет представлять загадку, образуя непонятное в нашей земной

цивилизации, некий Хаос.

Собственно, о каком .пробеге. и о какой статистике можно говорить? Да

и о каких константах для художественного произведения (а тем более, для

автора в целом) может идти речь? На мой взгляд, внутри любых текстов

существенно то, что в них повторяется и делает, таким образом, одного

автора отличным от другого. Огрубляя, можно считать, что у двух авторов,

пишущих по-русски, словарь один и тот же, но каждое отдельное слово в нем

может быть более, менее или вовсе не употребительным. Внимание

Аввакума, скажем, обращено к одним предметам и понятиям, внимание

Радищева . к другим, а внимание Пушкина . к третьим, хотя язык остается

для всех трех в известной степени одним и тем же. (Точно так же можно

отличить и Набокова от Платонова . тем более, они одногодки.) Частота

употребления какого-то слова дает нам, пусть в первом приближении,

представление о точках интереса данного автора, о его пристрастиях или

даже некоторых больных его точках, .пунктиках.54.

Несколько слов о том, какая и как статистика была получена. Мной взяты

наиболее существенные (и они же, как правило, наиболее длинные)

произведения Андрея Платонова . романы .Чевенгур. и .Счастливая

Москва., повести .Котлован., .Ювенильное море., .Сокровенный человек. и

рассказы .Река Потудань., .Возвращение. и .Одухотворенные люди.. Для

возможности сравнения их совокупный объем в словоупотреблениях

приведен в соответствие объему раздела Частотного словаря под редакцией

Л. Н. Засориной (М., 1977) .Художественная проза. в целом, с помощью

соответствующих коэффициентов. У отдельных слов и целых гнезд (таких

как Смерть: умереть / умирать / мертвый / мертво / мертветь /мертвенный / мертвец / скончаться или Причина: причинять / благодаря /

из-за / потому что / так как / поэтому / так что итд.) подсчитывается

процент их употребительности в том или ином произведении писателя и этот

процент соотносится со средними цифрами его употребления в частотном

словаре, на основании чего представляется возможным говорить о личных

пристрастиях автора, как например, о пристрастии Платонова к изображению

Смерти как таковой, или к фиксации им Причинных связей а соответственно,

о гипертрофии в его мире чего-то одного (за счет умаления чего-то другого).

Сами Смерть и Причинность были взяты мной как отдельные Полюсы в

соответствующих рубриках писательского .тезауруса. (Смерть . Жизнь;

Причинность . Случайность итп.)55.

При беглом обзоре основные мотивы, или ключевые концепты Платонова

могут быть заданы следующим (далеко не исчерпывающим, разумеется)

списком:

Одна из констант, как представляется, платоновской эстетики в целом .

это Слабое и Слабость как таковая (401%) . в противопоставлении

Сильному и Силе (99%). Приведенные цифры говорят о том, что один из

смысловых полюсов, Сила, находится на общем уровне по частоте

употребления соответствующих слов у данного автора (за неимением

лучшего условно принимаем совокупные частоты слов сила; сильный ;

сильно; усилить в словаре Засориной за 100%), тогда как другой, Слабость,

(со словами слабый; слабо; слабость; ослабить) в четыре раза превышает

среднюю частоту по Засориной! Вот это и можно считать элементарным

случаем прямой выделенности понятия у Платонова (0 +4).

Некрасивое и Уродливое (85%) . по сравнением с Красивым и

Прекрасным (28%). Здесь, как мы видим, напротив, оба полюса оказываются

ниже среднего показателя. Это уже говорит о том, что внешней оценке

предметов и лиц у данного писателя уделяется минимум внимания, а если

нечто отмечается автором, то скорее, все-таки, именно как Некрасивое.

Красота же для него как будто не существует, может быть, даже табуируется,

стесняясь быть названной. Тут, наверное, можно было бы говорить о

выделенности внутри невыделенного (-4 -1/6). В этом пункте тезауруса

антиподами Платонова надо было бы считать Набокова и Пришвина, а

сходным с ним можно признать Марину Цветаеву.

Чувство как таковое вообще (365%) . в противоположность Уму и

Рассудку (246%)56; а среди всех Чувств, в частности, Отрицательные . т. е.,

Скорбь (650%), Грусть (498%), Мучение (476%), Тоска (461%), Скука (398%),

Печаль (280%) итд. противопоставлены Положительным: Счастью (232%),

Радости (207%),..., Веселью (18%)! и Смеху (10%)! Последние у Платонова

практически отсутствуют: вместо Веселья платоновский герой либо

испытывает сразу же Радость и даже Счастье (здесь очевидно некоторое

преувеличение, авторский пароксизм), либо впадает в Тоску и Печаль (что

также безусловно есть преувеличение и деформация того, как мы

среднестатистически воспринимаем окружающий мир). Если же взять

суммарно оба полюса, то и Положительные чувства у Платонова оказываются

выше среднего уровня (120%), хотя все же существенно уступают

лидирующим для него Отрицательным (160%)57. При этом общая доля слов,

выражающих те или иные Чувства, которые мной учитывались при обсчетах

(учтены безусловно не все слова, и достижение в этом вопросе полноты и

точности рубрик дело будущего), составляет, сравнительно с суммой частот

всех словоупотреблений по словарю Засориной (.Художественная проза., где

значатся Горький, Пришвин, Шолохов, Федин др.), всего около 1,5%.

Внутри Полюса этой рубрики: Ум противостоит отрицательно

маркированной для Платонова Глупости (91%), но также и положительно

выделенному полюсу Выдумка и Догадка (127%). Все три полюса

подрубрики, т. е. Ум + Глупость + Догадка, занимают при этом 1,1% всего

частотного словаря Засориной, у Платонова же их доля выше . 1,4%.

Время вообще (154%), с особым пристрастием ко времени Вечному и

неизменному, застывшему и остановившемуся (185%), а также времени

Суток (день, ночь, вечер, утро) . 137% . в отличие от нехарактерного для

этого автора времени Периодического, исчислимого (неделя, сутки, минута,

секунда, час, год) . 75%, а таже в противопоставлении ко времени

неожиданно меняющемуся, скачущему, т. е. Времени-.вдруг. (88%), вообще-

то обычно характерному для поэтики многих других авторов, например,

Достоевского. Доля слов, так или иначе указывающих на Время, составляет в

общем 3,8% словаря (по Засориной); а у Платонова их доля существенно

выше . 4,6%.

Место вообще как таковое, или же место-.где. (139% . см. Таблицу 1 в

конце данной главы) . в сопоставлении с направленным перемещением,

местом-.куда и откуда. (две последние подрубрики вместе . 119%).

Платонова имеют явно повышенные частоты. Будем считать это двойным выделением (+3,5

+2,5).

Нахождение Вдали и Удаление как таковое (150%) резко противостоит

отрицательно маркированной Близости, Сближению и нахождению Вблизи

(65%). Последний вид противопоставления у Платонова хочется считать

особым видом трансформации понятия, с отрицательным выделением

наиболее ценного и желанного. Ведь ценностью для писателя наделено как

раз то, что частотно им замалчивается . по некой особой авторской

стыдливости, что, впрочем, вскрыть без анализа глубинного смысла его

произведений, на основании одной лишь статистики пока невозможно.

Вторит предыдущему разделению, хотя и организована статистически

прямо обратным образом, такая подрубрика, как Целостность объекта и

Цельное (197%) . в противопоставлении также положительно выделенному

полюсу: Разрозненные Части и Разъединение (140%). Крайне характерен для

Платонова также интерес к нахождению Внутри чего-то (333%)! . этот полюс более чем вдвое превышает свою противоположность, то есть

нахождение Снаружи (150%), хотя также положительно выделенному: оба

Полюса последнего противопоставления значительно выше среднего уровня,

что является излюбленным у Платонова способом обращения с

привлекающим внимание понятием. (То же, кстати, мы ранее видели в

рубрике Чувства . Ум: оба полюса с явным превышением, но один из них с

относительным преобладанием.) В целом же рубрика .Место. представляет

вообще наибольшую долю из обследованных мной частей лексикона . по

Засориной, на него падает 4,8%, а у Платонова ее покрытие в целом чуть

ниже среднего уровня (98%), . на мой взгляд, именно за счет невнимания к

такому весьма .весомому. в нашем общем словоупотреблении полюсу, как

Близость и Приближение (забавно возникающее тут противоречие: Близость

как бы табуируется, вытесняясь Отдалением, тогда как нахождение Внутри

почему-то вызывает значительно больший интерес, чем нахождение

Снаружи).

Пустота и Порожнее (214%), а с другой стороны, также положительно

маркированные Теснота и Узость (112%) контрастируют с традиционно

признаваемыми национально-специфически .русскими. понятиями Раздолья

и Широты, последние из которых оказываются как раз совсем

нехарактерными для Платонова (78%).

Причина, Причинная обусловленность и Целесообразность всего

происходящего в мире (160%) . в противоположность Случайности и

Непредсказуемости событий (47%). Доля соответствующей рубрики в целом

составляет около 1% общего словаря или же 1,7% для Платонова. Здесь

опять-таки следует констатировать, что реально интерес Платонова прямо

обратный: мир, как и человек для него неупорядочен и хаотичен, а

постоянные препинания его рассказчика и героев на потому что; так как,

чтобы итп. . это как бы его собственные заклинания неупорядоченности и

случайности, его косвенные указания на невозможность обнаружения каких-

либо закономерностей. (Это опять-таки не следует из статистики, а

нуждается в содержательном анализе.)

Вторит предыдущему по смыслу, но частотно структурирована обратным

образом следующая подрубрика: Законность и Этика (а также знание и

следование Нормам поведения) . она составляет всего лишь 86% (см.

Таблицу 2 в конце данной главы); тогда как прежде всего приковывает

внимание Платонова противостоящие им . Беззаконие и Своеволие (141%).

В последнем случае, правда, сам полюс весьма незначителен по объему .

частота входящих в него слов по словарю Засориной 21. В целом и вес всей

подрубрики невелик . 0,4% словаря.

Запахи (156%) и особенно Осязание (от 500% до 1200%, где последняя

цифра из .Котлована.) . т. е. как бы истинные для человека знаки,

поступающие к нему от предметов и явлений напрямую, сравнительно со

значительно уступающими им . Словом и Речью (72%), Слухом (от 40% до

70%), а также Зрением (от 74% до 89%)58. Слова пяти Органов чувств

составляют 1,1% от словаря Засориной, а у Платонова они, естественно,

значительно ниже.

Смерть (250%) и особенно Сон (355%), последний же, по-видимому, как

метафора смерти, . в соотнесенности с Жизнью (120%). Тут опять двойное

выделение. Вместе они составляют 0,5% словаря, а у Платонова, конечно,

больше.

Теплота (Нагревание) и Свет (163%) . в сопоставлении с Холодом

(Остыванием) и Темнотой (82%); в целом доля этой рубрики в словаре .

0,5%. Но при этом Мутное и Тусклое у Платонова . 79%, в отличие от

Блестящего и Прозрачного (56%), то есть оба полюса последней рубрики

оказываются выделенными отрицательно; а при этом явно ощутимо

пристрастие автора к мутному свету, что уже было фиксировано многими

исследователями (мутный; мутно; мутность; замутненный . это

единственное гнездо слов внутри данной рубрики, положительно

маркированных в произведениях Платонова . 131%).

Более мелкие (по объему, но не по важности для автора) концепты . это

Потеря, Утрата и Исчезновение (133%) . в противоположность

Приобретению и Накоплению (127%). Тут опять оба полюса положительно

маркированы и оба количественно одинаково: платоновские .сокровенные.

герои, с одной стороны, страстные собиратели распадающегося на части

вещества, а с другой стороны, постоянно мучающиеся от потерь и утрат

страдальцы.

Забывание и Забвение (252%) . в противопоставлении Памяти и

Припоминанию (129%). Но содержательно опять обратное соотношение по

сравнению с различиями частот! Платонов и его герои, как хорошо известно,

радеют как раз за Память и весьма болезненно относятся и переживают Забвение чего бы то ни было в мире (это, условно говоря, .федоровский.

лейтмотив в его творчестве).

Скупость и Жадность (212%) . в противоположность Щедрости и

Великодушию (0%). Тут вообще некая уникальная ситуация: слова последней

категории отсутствуют в платоновском словаре! Это трансформация в

наиболее ярком, то есть как бы .психоаналитическом. варианте, с полным

вытеснением и подменой имени самого понятия59.

Сердце (211%) в сопоставлении с Душой (126%), но при этом в резком

противостоянии, с одной стороны, Духу (59%), а с другой, еще большем .

Телу и Плоти (812%)! Для сравнения: по рассказам Набокова подобная

статистика дает следующие показатели: сердце . 96%, душа 129%; дух . 40%;

Тело и Плоть 157%, что практически повторяет платоновское расхождение

между душой и духом60.

Среди Стихий преимущественный интерес у Платонова к Воздуху

(219%) и Земле (146%) . в отличие, как это ни странно, от Воды (75%) и

Огня (49%); (различные цвета, как это делается для поэзии, я не

анализировал).

В заключение приведу также и платоновские .отрицательные маркеры.,

выражаясь в терминах А. Я. Шайкевича, т. е. понятия с уровнем наполнения,

уступающим среднему или, по крайней мере, не выделяющиеся из него:

Замедленность действия (93%) . и Быстрота, Скорость (88%);

Малое (85%) и Большое (70%);

Мусор и Грязь (103%) . Чистота и Порядок(96%).

Конечно, говорить о выделенности того или иного концепта у писателя в

целом на основании частоты употребления тех или иных слов, или даже на

основании совокупной частоты тематических групп слов, как я это делаю,

рискованно. Увеличение частоты слова может быть следствием просто каких-

то частных языковых пристрастий автора. Но тут, мне кажется, в

значительной степени корректирующим моментом является то, что берется

не слово отдельно (лексема) и даже не понятие отдельно (со всеми своими

синонимами), а в целом вся подрубрика (Полюс рубрики) соответствующего тезауруса . как с .положительными. внутри нее, так и с .отрицательными.

словами-маркерами.

Следующим существенным средством поэтического выделения важных

автору тем, после частотного, можно было бы считать неологизацию.

Правда, для Платонова слова-неологизмы не так характерны, как, скажем,

для Хлебникова или для Белого. Но у него есть такой собственный прием, как

нагнетание нестандартной сочетаемости вокруг интересующего его слова-

понятия, . например, вокруг того же понятия души (заголилась душа; душа

опростоволосилась; душевная прилежность итп. . ср. с приведенными выше

сочетаниями Набокова).

Кроме того, у Платонова можно увидеть и такой уровень деформации

общего языка, как намеренное превышение в лексиконе слов с абстрактным

значением (на -ение, -ание, -ствие, -ство итп.), а также явное предпочтение

им конструкций с родительным падежом перед всеми остальными (типа

вещество существования; терпение нежности и тому подобных). Здесь,

кстати, в будущем статистике предстоит выработать способы сбора и оценки

долей слов с произвольными, а не только начальными или конечными

фрагментами слова внутри лексикона, а с другой стороны, способы подсчета

частот сочетаний слов, которые выражают целостные смыслы (таких как

таким образом; так сказать; потому что; стало быть; всё равно; без

разницы итп.).

Все вместе обсчитанные мной рубрики занимают всего лишь около 15-20%

всех словоупотреблений лексикона, т. е. менее 1/5 части словаря Засориной.

Если в дальнейшем подобным обсчетом, или, говоря метафорически,

.сканированием. авторского сознания, займется какой-нибудь более

дотошный исследователь (представитель инопланетной цивилизации), ему

предстоит, во-первых, выявить действительно все, а не только некоторые, как

это проделано здесь, .лексические неровности и шероховатости. на

пространстве текстов данного автора, во-вторых, проверить, насколько

.выпуклостям. или .впуклостям. соответствует подкрепление по данной

рубрике в целом . с достижением возможных полноты и точности. В

последнем вопросе важнейшей задачей является, в-третьих, еще выработка

универсально подходящего набора рубрик, с их наполнением конкретными

словами, т. е. предстоит поделить весь лексикон на зоны, может быть, с

допустимостью только частичного пересечения. В идеале же следовало бы

создать своего рода универсальный тезаурус для нужд литературы.

Конечно, в таком сложном и неоднозначном продукте человеческого

сознания, как художественный текст, могут быть вещи скрытые, намеренно

спрятанные от поверхностного взгляда или же пропускаемые автором

(стыдливо избегаемые или даже вытесняемые), о которых, тем не менее, и

собственно ради которых написан сам текст. (О таких вещах, например, пишет Ольга Меерсон в своей книге о Достоевском61.) Подобного рода

.высшим пилотажем. интерпретации текста я здесь не занимался, но уже

упоминал о возможном .перевертывании. статистики с ног на голову. Итак,

чтобы все-таки разобраться в существе дела, будущим инопланетянам

придется более подробно, чем по одним текстам, знакомиться с

проявлениями Порядка и Хаоса в нашей (или любой другой, изучаемой ими)

культуре.

Табл. 1: Некоторые ключевые концепты и их .вес. у Платонова

Слабость . Сила ( 0 +4)

Красивое . Некрасивое (-4 -1/6)

Чувство (вообще) . Ум (вообще) (+3,7 +2,5)

Отрицательные чувства . Положительные (+1,6 +1,2)

Глупость . Выдумка и догадка (-1/10 +1,3)

Время вообще (+1,5)

Время вечное . Время-.вдруг. (+1,9 -1/10)

Время суток . Время исчисляемое (+1,4 -1/4)

Место-.где. . Место-.куда и откуда. (+1,4 +1,2)

Удаление . Приближение и близость (+1,5 -1/3)

Цельность . Разрозненность (+2 +1,4)

Внутри . Снаружи (+3,3 +1,5)

Пустота . Теснота . Раздолье (+2,1 +1,1 -1/5)

Причина . Случайность (+1,6 -1/2)

Беззаконие . Законность (+1,4 -1/7

Запахи . Осязание (+1,5 +7)

Речь . Слух . Зрение (-1/4 -1/2 -1/5)

Смерть . Сон . Жизнь (+2,5 +3,6 +1,2)

Тепло и Свет . Холод и Темнота (+1,6 -1/5)

Мутное и тусклое . Блестящее и прозрачное (-1/5 1/2)

Потеря . накопление (+1,3 +1,3)

Забвение . Память (+2,5 +1,3)

Скупость и жадность . Щедрость и

великодушие

(+2,1 . 0!)

Сердце . Душа . Дух . Тело (+2,1 +1,3 -1/2 +8,1!)

Табл. 2: Место как таковое, .Где.62

слово: СЧ Ч К ЮМ СМ РП ОЛ В З-а все

оказаться /

оказываться

8 34 3 7 6 3 3 0 107 65

%

тут / тут-то 35 142 17 24 5 6 12 6 393 69%

положение 1 7 5 5 6 0 0 2 31 91%

там / там-то 59 222 57 23 40 28 21 22 449 115

%

здесь 6 128 54 46 32 8 10 6 230 137

%

место/ -ость

/местополо

жение

28 189 65 27 25 15 21 5 282 145

%

где-то/-

либо/-

нибудь

8 51 11 4 19 1 3 0 46 230

%

находиться/

-

нахождение

2 51 35 12 19 6 5 2 40 360

%

где 27 179 47 31 49 14 12 26 116 362

%

пространст

во/

простирать

/ -ся

10 37 11 21 22 3 1 1 22 525

%

все вместе:

(в процентах)

149

%

141

%

140

%

138

%

121

%

137

%

137

%

137

%

100

%

139

%

Табл. 3: Закон, этика, знание норм поведения

слово: СЧ Ч К ЮМ СМ РП ОЛ В З-на все:

вина /-овен

/-оват

1 11 0 0 0 1 2 0 66 25%

зло 0 4 1 2 0 0 0 0 22 35%

закон 3 9 4 0 0 0 0 0 29 60%

обязанность 1 4 1 1 0 0 1 0 13 67%

должен 1663 50 25 14 2 4 9 8 184 76%

обязан/-ый

обязательно

3 12 5 2 0 0 1 0 28 78%

совесть 3 11 5 1 0 0 1 0 29 79%

справедливо/

-сть

3 15 1 0 0 0 0 0 24 86%

правило/-

ный/-ость

3 37 5 3 0 2 7 0 67 93%

порядок 0 15 2 5 1 2 0 3 32 95%

добро 1 16 4 6 3 6 2 3 23 194%

все вместе

(в %):

91

%

84

%

70

%

78

%

11

%

75

%

119

%

94

%

100

%

86%