3. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15Обзор литературы под данной теме начинается с рассмотрения исследований, обращающих
внимание на связь между конкуренцией и производительностью.
Взаимосвязь между конкуренцией и производительностью не столь очевидна и прямолиней-
на, чтобы ее можно было принимать как данность. Конечно, информационная среда и потенциал для мониторинга и сравнения улучшаются при большем количестве акторов рынка.
Один из подобных механизмов описан Holmstrom (1999). В частности, в своих исследовани-
ях он отмечает, что "проблема стимулов для менеджеров тесно связана с получением инфор-
мации об их способностях" (с. 181). Таким образом, улучшение информационной среды, как
с точки зрения количества, так и доступности сравнимых данных уменьшает проблему мо-
рального ущерба, который может быть существенным при использовании "неявных догово-
ров". В свою очередь, Nalebuff, Stiglitz (1983) в исследовании схем конкурентной компенса-
ции (в которых плата зависит от показателей деятельности) установили, что при значитель-
ном увеличении количества конкурирующих агентов результат приближается к состоянию
полной информации.
Такой же результат был получен Mookherjee (1984) в исследовании, сфокусированном на ро-
ли оценки относительных показателей деятельности при договорах с оптимальными стиму-
лами. Как показал Hart (1983)2, при некоторых предположениях относительно чувствитель-
ности менеджеров к изменению в системе монетарного вознаграждения, а также при нали-
чии достаточного количества фирм, конкуренция оказывает положительное влияние на уси-
лия акторов. Schmidt (1996) хотя и признает влияние эффекта информации как "естественно
важного" (с. 192), отходит от него и показывает, что влияние конкуренции на стимулы для
менеджеров может иметь двойственный характер. С одной стороны, она повышает вероят-
ность банкротства, что "однозначно заставляет менеджмент работать более интенсивно для
улучшения внутренней эффективности фирмы" (с. 209); с другой стороны, конкуренция
уменьшает прибыль и, таким образом, отрицательно влияет на стимулирование бóльших
усилий. Так он приходит к выводу о возможном нелинейном влиянии конкуренции на про-
изводительность: положительном при невысоком уровне конкуренции и отрицательном при
высоком. Другой взгляд на механизм улучшения показателей деятельности менеджмента
благодаря конкуренции представлен Nickell (1996). В частности, он упоминает о том, что
расширение модели с двумя периодами (созданную Meyer и Vickers, цитата по Nickell, 1996),
которая фокусируется на отношение между существующими и будущими вознаграждениями
для менеджмента, при n фирмах показывает, что "усилия менеджмента возрастают с n"
(с. 727). Willing (1987) поддерживает мнение о положительном влиянии конкуренции на
производительность фирм (посредством большего давления их владельцев на менеджмент),
рассматривая эффекты эластичности спроса и снижения спроса. Другие авторы (Smirlock,
Marshall, 1983; Dickens, Katz, 1987, цитата по Nickell, 1996; Stewart, 1990) подчеркивают
важность раздела монопольной ренты с работниками, и, который таким образом приводит к
возможности снижения стимулов для менеджмента к повышению производительности.
Эмпирические свидетельства в пользу связи между конкуренцией и производительностью
приведены, например, в работе Porter (1990). Он рассматривает связь между успехом на ми-
ровых рынках и интенсивной конкуренцией на национальном рынке, так же как и Grahamet al. (1983), изучавшие выгоды от дерегулирования авиационной индустрии. Несколько ав-
торов, включая Caves, Barton (1990), Green и Mayers (1991), изучая технологическую эффек-
тивность, получили данные в пользу того, что высокий уровень экономической концентра-
ции может отрицательно повлиять на производительность предприятий. Geroski (1990) и
Nickell (1996) используют панельные данные для демонстрации положительного влияния
конкуренции в инновационной деятельности (первый) и на общий рост производительности
факторов производства (последний). Bevan et al. (2001) в своем исследовании российской
экономики находят "положительную связь между реструктуризацией деятельности и конку-
рентной средой на рынках, в которой работают предприятия" (с. 104). Bevan et al. (1999)
представляют исчерпывающий обзор детерминант деятельности предприятия в переходных
условиях и упоминают о том, что некоторые авторы находят поддержку гипотезы о положи-
тельном влиянии конкуренции на реструктуризацию (и производительность), однако подоб-
ные находки зачастую "предоставляют лишь довольно слабые показатели значимости влия-
ния конкуренции" (с. 16). Akimova, Scherbakov (2002) показывают, что, по крайней мере, в
некоторых отраслях украинской промышленности, уровень конкуренции положительно
влияет на технологическую эффективность предприятий.
Современная экономическая литература приходит к выводу, что теоретически возможно и
эмпирически показано сосуществование фирм с различными уровнями производительности
в одной и той же отрасли, регионе и моменте времени. Почему же тогда конкуренция должна
уменьшать дисперсию производительности? Грубо говоря, влияние конкуренции на диспер-
сию производительности в отрасли можно рассмотреть с точки зрения определения чистой
конкуренции, где фирмы производят на уровне, при котором их граничные затраты равны
рыночной цене. При этой предпосылке понятно, что дисперсия производительности будет
близкой к 0, поскольку неэффективные производители либо догонят рынок, либо покинут
его, в рамках достижения эффективного распределения ресурсов. Конечно, эмпирические
модели не могут опираться на эту чрезмерно упрощенную модель, т.е. требуются более де-
тальные, реалистичные, зачастую динамические модели, что неизбежно делает их более
сложными. Краткое описание соответствующих теоретических моделей и их эмпирического
применения представлено ниже.
Среди исследований, которые используют данные на уровне фирм для изучения взаимоот-
ношения между оборотом, производительностью и рыночной структурой, многие находятся
в согласие с производственной динамикой, предложенной несколькими авторами. В частно-
сти Jovanovic (1982) предлагает подход, в котором фирмы с различными уровнями произво-
дительности могут сосуществовать, потому что они узнают о своей деятельности в сравне-
нии с другими, производя продукцию, после чего следует решение про увеличение или со-
кращение выпуска (или о выходе из отрасли). Таким образом, вхождение и выход из отрас-
лей могут происходить одновременно (вне зависимости от бизнес цикла). Ericson, Pakes
(1995) предлагают модель несовершенной конкуренции, в которой инвестиционные решения
фирм связанны с решениями их соперников. Так наблюдение относительной производитель-
ности и невозвратных издержек может вести к расширению производства или к выходу из
отрасли. Syverson (2003) рассматривает факторы спроса, которые влияют на дисперсию про-
Консорциум экономических исследований и образования, Россия и СНГ 9
изводительности. Он соотносит повышение конкуренции с уровнем взаимозаменяемости
продукта отрасли, что упрощает переход потребителей от одного производителя к другому.
Это "усложняет возможность неэффективных компаний вести прибыльную деятельность".
Таким образом, повышение конкуренции "отсекает нижнюю часть фирм в распределении по
производительности, повышая нижнюю границу и центральную тенденцию, а также понижа-
ет внутриотраслевую дисперсию" (с. 30). Более того, местная конкуренция может создавать
эффект агломерации, когда производители в более плотных рынках более эффективны.
Melitz, Ottaviano (2003) разработали модель монополистической конкуренции в торговле ме-
жду гетерогенными фирмами и эндогенными различиями в конкуренции в странах3. Соглас-
но этой модели, как в закрытых, так и в открытых экономиках дисперсия издержек и цен ни-
же на больших рынках, на которых авторы предполагают наличие "сильной" конкуренции.
Кроме того, модель предполагает повышение средней производительности в результате ли-
берализации торговли, которая будет заставлять наименее эффективные фирмы покидать от-
расли. В общем, их теоретические результаты согласуются с результатами, о которых сооб-
щает Sylverson (2003).
Oulton (1998) в своем исследовании, базирующемся на данных 1989–1993 гг. о 140 000 бри-
танских фирмах, рассматривает вопросы о детерминантах производительности труда. Ре-
зультаты, касающиеся разницы производительности между фирмами (измеряемой как стан-
дартное отклонение лога производительности труда), следующие. Во-первых, были получе-
ны подтверждения того, что конкуренция играет "роль в повышении производительности со
стороны отстающих фирм". В частности, "среди выживших компаний темп, с которым про-
изводительность приближается к среднему, выше для компаний, которые демонстрировали
производительность ниже среднего, чем для компаний, производительность которых была
выше среднего" (с. 3). Кроме того, в каждый отдельный год дисперсия оставалась значитель-
ной, но присутствовала значительная разница между отраслями. Таким образом, промыш-
ленный сектор имел дисперсию на 40–50% ниже, чем в остальной экономике. Автор предпо-
лагает, что одним из объяснений является значительно более высокий уровень конкуренции.
Во-вторых, автор приходит к выводу, что различия в технологии между секторами объясняет
лишь четверть всей дисперсии производительности. В конце концов, значительная часть
дисперсии — это "переходная дисперсия" с явной предрасположенностью "схождения к
среднему". Bockerman, Maliranta (2000), фокусируясь на изучении важности динамического
влияния конкуренции на производительность финских промышленных фирм, допускают
возможность того, что "интенсивная статическая конкуренция приводит к меньшей диспер-
сии в производительности фирм внутри отрасли" (с. 4). Они разграничивают между тремя
факторами, которые могут влиять на дисперсию производительности: (1) X-неэффективность
в высоко эффективных отраслях, (2) перемещение знаний и (3) эффект агломерации. Подход
автором сходен с подходом Baldwin (1993), как он цитируется в Bockerman, Maliranta (2000),
который разграничивает два концептуально разных подхода к влиянию конкуренции на про-
изводительность фирм. Первый тесно связан с недоиспользованием технологического потенциала (X-неэффективность), а второй более тесно связан с шумпетерианским взглядом на
эффективность как на динамический процесс нового технологического развития. Подобные
теоретические аргументы в пользу взгляда состоящего в том, что интенсивная конкуренция
отражается в маленькой X-неэффективности, высоких уровнях производительности и низкой
дисперсии производительности между фирмами, могут быть найдены в Caves (1992).
В то же время, результаты Brockerman и Maliranta показывают, что взаимоотношение между
дисперсией производительности между разными фирмами зависит от того, какой из эффек-
тов доминирует (статический или динамический). Что касается динамического компонента
дисперсии производительности, многие авторы (см. ссылки далее по тексту) признают, что
производительность не обязательно снижается со временем. Это обычно применимо к высо-
котехнологичным отраслям, где дисперсия может даже повышаться со временем из-за того,
что скорость появления инноваций у ведущих фирм может превышать скорость распростра-
нения лучших практик на другие фирмы. Barnes, Haskel (2000) в своем исследовании диспер-
сии производительностями между британскими фирмами приходят к выводу, что конкурен-
ция позитивно влияет на эффективность, как через повышение производительности сущест-
вующих фирм, так и посредством механизма отбора (вхождение/выход). Кроме того, они ак-
центируют внимание на том, что существует "негативная корреляция между дисперсией
производительности и ростом производительности в отрасли" (с. 50). Biesebroeck (2002),
сравнивая дисперсию в разных странах, приходит к выводу, что страны с высшим уровнем
развития имеют наиболее компактные распределения. Кроме того, автор говорит о том, что
"в то время как распределение фирм в США показывает конвергенцию фирм к среднему,
противоположная тенденция наблюдается в Африке" (с. 36). Что касается существующих
фирм: в развивающихся странах пул фирм, покидающих отрасль, представляет собой слу-
чайную выборку из среднего распределения, что приводит авторов к мысли, что конкурен-
ции на рынках конечной продукции не приводит к вытеснению наименее эффективных про-
изводителей. Kathuria (1996) использует детальные данные на уровне фирм индийского про-
мышленного сектора для изучения взаимоотношения между иностранными инвестициями в
сектор и производительностью национальных фирм. Одной из тестируемых гипотез предпо-
лагается влияние конкуренции, которая заставляет других игроков инвестировать в более
эффективные технологии, таким образом, улучшая использование ресурсов, чтобы быть в
состоянии выдерживать конкуренцию на рынке конечной продукции. "Результаты показы-
вают, что сектора с большим иностранным участием имеют более низкую дисперсию произ-
водительности" (с. 10). Хотя автор признает, что это более применимо к низкотехнологич-
ным секторам, где разрыв в технологиях между национальными и иностранными производи-
телями не так высок. Хороший обзор знаний о распределении производительности можно
найти в Bartelsman, Dhrymes (1998). Их результаты в некотором роде сходны с результатами
Baily et al. (1992), хотя Batelsman и Dhrymes используют другие техники оценки и методы
анализа данных. Их результаты показывают, что общая производительность может значи-
тельно отличаться от средней производительности отдельных фирм, что приводит их к вы-
воду о том, что "исследование общей производительности имеет серьезные недостатки,
предлагают сильно упрощенную картину и могут вводить в заблуждение". Авторы также
Консорциум экономических исследований и образования, Россия и СНГ 11
признают существование "энергичного динамического процесса, который постоянно переоп-
ределяет позицию фирм в отраслевом ранге производительностей, …[в котором] более ста-
рые и большие фирмы проявляют большую стабильность по сравнению со сравнительно мо-
лодыми". Более того, большие заводы (по занятости) менее подвержены снижению по рангу
производительности, поскольку "по мере того, как фирмы выживают, они имеют тенденцию
становиться большими и занимать более высокий ранг производительности" (с. 22–23).
Aghion, Schankerman (2000) используют простую модель для изучения влияния конкуренции
на деятельность предприятий, чтобы показать, что эффект благосостояния возрастает с раз-
витием конкурентной инфраструктуры. В этой модели конкуренция действует посредством
отбора, в котором даже в случае отсутствия вхождения на рынок отбор происходит посред-
ством перераспределения рыночных долей в пользу более эффективных фирм. Модель де-
монстрирует, что эффект благосостояния тем больший, чем больше изначальная асимметрия
издержек. Авторы приходят к заключению, что маскировка асимметрии в издержках посред-
ством рыночных искажений, таких как мягкие бюджетные ограничения и субсидии, приво-
дит к значительным препятствиям в действии механизма отбора. Baily et al. (1992) исследует
разницу в производительности между фирмами в динамическом аспекте, а также важность
вхождения/выхода для роста производительности. Авторы обнаружили, что в то время как
вхождение и выход играют лишь небольшую роль в росте отрасли, увеличивающиеся доли
выпуска высокопроизводительных фирм, и уменьшающиеся доли низкопроизводительных
были более важными факторами. Лидеры отрасли более склонны удерживать высокий ранг,
что противоречит утверждению о том, что их поведение может описываться выражением
"почивать на лаврах" и приводить к потере конкурентных преимуществ. (см., например, док-
лад комиссии MIT в Dertouzos, Lester, Solow, 1989, цитата по Baily, 1992). Средняя произво-
дительность новых фирм повышается по сравнению со средней для всех фирм, что может
объясняться тем фактом, что низкопроизводительные фирмы покидают отрасль, оставляя
высокопроизводительные фирмы в качестве выживших. Более того, авторы указывают, что
"типичная входящая фирма и типичная выходящая имеют производительность намного ниже
среднего" (с. 236), хотя это не в коей мере не универсальная картина.
В обзоре литературы автор сконцентрировался на исследованиях, в которых рассматривалась
связь конкуренции и производительности, поскольку в них поддерживается основная гипоте-
за данной работы. В то же время это не означает, что игнорируются другие детерминанты
эффективного производства (например, частная собственность, государственная помощь,
возраст отрасли и т.д.). Ссылки на значимость этих показателей будут представлены далее.
Обзор литературы под данной теме начинается с рассмотрения исследований, обращающих
внимание на связь между конкуренцией и производительностью.
Взаимосвязь между конкуренцией и производительностью не столь очевидна и прямолиней-
на, чтобы ее можно было принимать как данность. Конечно, информационная среда и потенциал для мониторинга и сравнения улучшаются при большем количестве акторов рынка.
Один из подобных механизмов описан Holmstrom (1999). В частности, в своих исследовани-
ях он отмечает, что "проблема стимулов для менеджеров тесно связана с получением инфор-
мации об их способностях" (с. 181). Таким образом, улучшение информационной среды, как
с точки зрения количества, так и доступности сравнимых данных уменьшает проблему мо-
рального ущерба, который может быть существенным при использовании "неявных догово-
ров". В свою очередь, Nalebuff, Stiglitz (1983) в исследовании схем конкурентной компенса-
ции (в которых плата зависит от показателей деятельности) установили, что при значитель-
ном увеличении количества конкурирующих агентов результат приближается к состоянию
полной информации.
Такой же результат был получен Mookherjee (1984) в исследовании, сфокусированном на ро-
ли оценки относительных показателей деятельности при договорах с оптимальными стиму-
лами. Как показал Hart (1983)2, при некоторых предположениях относительно чувствитель-
ности менеджеров к изменению в системе монетарного вознаграждения, а также при нали-
чии достаточного количества фирм, конкуренция оказывает положительное влияние на уси-
лия акторов. Schmidt (1996) хотя и признает влияние эффекта информации как "естественно
важного" (с. 192), отходит от него и показывает, что влияние конкуренции на стимулы для
менеджеров может иметь двойственный характер. С одной стороны, она повышает вероят-
ность банкротства, что "однозначно заставляет менеджмент работать более интенсивно для
улучшения внутренней эффективности фирмы" (с. 209); с другой стороны, конкуренция
уменьшает прибыль и, таким образом, отрицательно влияет на стимулирование бóльших
усилий. Так он приходит к выводу о возможном нелинейном влиянии конкуренции на про-
изводительность: положительном при невысоком уровне конкуренции и отрицательном при
высоком. Другой взгляд на механизм улучшения показателей деятельности менеджмента
благодаря конкуренции представлен Nickell (1996). В частности, он упоминает о том, что
расширение модели с двумя периодами (созданную Meyer и Vickers, цитата по Nickell, 1996),
которая фокусируется на отношение между существующими и будущими вознаграждениями
для менеджмента, при n фирмах показывает, что "усилия менеджмента возрастают с n"
(с. 727). Willing (1987) поддерживает мнение о положительном влиянии конкуренции на
производительность фирм (посредством большего давления их владельцев на менеджмент),
рассматривая эффекты эластичности спроса и снижения спроса. Другие авторы (Smirlock,
Marshall, 1983; Dickens, Katz, 1987, цитата по Nickell, 1996; Stewart, 1990) подчеркивают
важность раздела монопольной ренты с работниками, и, который таким образом приводит к
возможности снижения стимулов для менеджмента к повышению производительности.
Эмпирические свидетельства в пользу связи между конкуренцией и производительностью
приведены, например, в работе Porter (1990). Он рассматривает связь между успехом на ми-
ровых рынках и интенсивной конкуренцией на национальном рынке, так же как и Grahamet al. (1983), изучавшие выгоды от дерегулирования авиационной индустрии. Несколько ав-
торов, включая Caves, Barton (1990), Green и Mayers (1991), изучая технологическую эффек-
тивность, получили данные в пользу того, что высокий уровень экономической концентра-
ции может отрицательно повлиять на производительность предприятий. Geroski (1990) и
Nickell (1996) используют панельные данные для демонстрации положительного влияния
конкуренции в инновационной деятельности (первый) и на общий рост производительности
факторов производства (последний). Bevan et al. (2001) в своем исследовании российской
экономики находят "положительную связь между реструктуризацией деятельности и конку-
рентной средой на рынках, в которой работают предприятия" (с. 104). Bevan et al. (1999)
представляют исчерпывающий обзор детерминант деятельности предприятия в переходных
условиях и упоминают о том, что некоторые авторы находят поддержку гипотезы о положи-
тельном влиянии конкуренции на реструктуризацию (и производительность), однако подоб-
ные находки зачастую "предоставляют лишь довольно слабые показатели значимости влия-
ния конкуренции" (с. 16). Akimova, Scherbakov (2002) показывают, что, по крайней мере, в
некоторых отраслях украинской промышленности, уровень конкуренции положительно
влияет на технологическую эффективность предприятий.
Современная экономическая литература приходит к выводу, что теоретически возможно и
эмпирически показано сосуществование фирм с различными уровнями производительности
в одной и той же отрасли, регионе и моменте времени. Почему же тогда конкуренция должна
уменьшать дисперсию производительности? Грубо говоря, влияние конкуренции на диспер-
сию производительности в отрасли можно рассмотреть с точки зрения определения чистой
конкуренции, где фирмы производят на уровне, при котором их граничные затраты равны
рыночной цене. При этой предпосылке понятно, что дисперсия производительности будет
близкой к 0, поскольку неэффективные производители либо догонят рынок, либо покинут
его, в рамках достижения эффективного распределения ресурсов. Конечно, эмпирические
модели не могут опираться на эту чрезмерно упрощенную модель, т.е. требуются более де-
тальные, реалистичные, зачастую динамические модели, что неизбежно делает их более
сложными. Краткое описание соответствующих теоретических моделей и их эмпирического
применения представлено ниже.
Среди исследований, которые используют данные на уровне фирм для изучения взаимоот-
ношения между оборотом, производительностью и рыночной структурой, многие находятся
в согласие с производственной динамикой, предложенной несколькими авторами. В частно-
сти Jovanovic (1982) предлагает подход, в котором фирмы с различными уровнями произво-
дительности могут сосуществовать, потому что они узнают о своей деятельности в сравне-
нии с другими, производя продукцию, после чего следует решение про увеличение или со-
кращение выпуска (или о выходе из отрасли). Таким образом, вхождение и выход из отрас-
лей могут происходить одновременно (вне зависимости от бизнес цикла). Ericson, Pakes
(1995) предлагают модель несовершенной конкуренции, в которой инвестиционные решения
фирм связанны с решениями их соперников. Так наблюдение относительной производитель-
ности и невозвратных издержек может вести к расширению производства или к выходу из
отрасли. Syverson (2003) рассматривает факторы спроса, которые влияют на дисперсию про-
Консорциум экономических исследований и образования, Россия и СНГ 9
изводительности. Он соотносит повышение конкуренции с уровнем взаимозаменяемости
продукта отрасли, что упрощает переход потребителей от одного производителя к другому.
Это "усложняет возможность неэффективных компаний вести прибыльную деятельность".
Таким образом, повышение конкуренции "отсекает нижнюю часть фирм в распределении по
производительности, повышая нижнюю границу и центральную тенденцию, а также понижа-
ет внутриотраслевую дисперсию" (с. 30). Более того, местная конкуренция может создавать
эффект агломерации, когда производители в более плотных рынках более эффективны.
Melitz, Ottaviano (2003) разработали модель монополистической конкуренции в торговле ме-
жду гетерогенными фирмами и эндогенными различиями в конкуренции в странах3. Соглас-
но этой модели, как в закрытых, так и в открытых экономиках дисперсия издержек и цен ни-
же на больших рынках, на которых авторы предполагают наличие "сильной" конкуренции.
Кроме того, модель предполагает повышение средней производительности в результате ли-
берализации торговли, которая будет заставлять наименее эффективные фирмы покидать от-
расли. В общем, их теоретические результаты согласуются с результатами, о которых сооб-
щает Sylverson (2003).
Oulton (1998) в своем исследовании, базирующемся на данных 1989–1993 гг. о 140 000 бри-
танских фирмах, рассматривает вопросы о детерминантах производительности труда. Ре-
зультаты, касающиеся разницы производительности между фирмами (измеряемой как стан-
дартное отклонение лога производительности труда), следующие. Во-первых, были получе-
ны подтверждения того, что конкуренция играет "роль в повышении производительности со
стороны отстающих фирм". В частности, "среди выживших компаний темп, с которым про-
изводительность приближается к среднему, выше для компаний, которые демонстрировали
производительность ниже среднего, чем для компаний, производительность которых была
выше среднего" (с. 3). Кроме того, в каждый отдельный год дисперсия оставалась значитель-
ной, но присутствовала значительная разница между отраслями. Таким образом, промыш-
ленный сектор имел дисперсию на 40–50% ниже, чем в остальной экономике. Автор предпо-
лагает, что одним из объяснений является значительно более высокий уровень конкуренции.
Во-вторых, автор приходит к выводу, что различия в технологии между секторами объясняет
лишь четверть всей дисперсии производительности. В конце концов, значительная часть
дисперсии — это "переходная дисперсия" с явной предрасположенностью "схождения к
среднему". Bockerman, Maliranta (2000), фокусируясь на изучении важности динамического
влияния конкуренции на производительность финских промышленных фирм, допускают
возможность того, что "интенсивная статическая конкуренция приводит к меньшей диспер-
сии в производительности фирм внутри отрасли" (с. 4). Они разграничивают между тремя
факторами, которые могут влиять на дисперсию производительности: (1) X-неэффективность
в высоко эффективных отраслях, (2) перемещение знаний и (3) эффект агломерации. Подход
автором сходен с подходом Baldwin (1993), как он цитируется в Bockerman, Maliranta (2000),
который разграничивает два концептуально разных подхода к влиянию конкуренции на про-
изводительность фирм. Первый тесно связан с недоиспользованием технологического потенциала (X-неэффективность), а второй более тесно связан с шумпетерианским взглядом на
эффективность как на динамический процесс нового технологического развития. Подобные
теоретические аргументы в пользу взгляда состоящего в том, что интенсивная конкуренция
отражается в маленькой X-неэффективности, высоких уровнях производительности и низкой
дисперсии производительности между фирмами, могут быть найдены в Caves (1992).
В то же время, результаты Brockerman и Maliranta показывают, что взаимоотношение между
дисперсией производительности между разными фирмами зависит от того, какой из эффек-
тов доминирует (статический или динамический). Что касается динамического компонента
дисперсии производительности, многие авторы (см. ссылки далее по тексту) признают, что
производительность не обязательно снижается со временем. Это обычно применимо к высо-
котехнологичным отраслям, где дисперсия может даже повышаться со временем из-за того,
что скорость появления инноваций у ведущих фирм может превышать скорость распростра-
нения лучших практик на другие фирмы. Barnes, Haskel (2000) в своем исследовании диспер-
сии производительностями между британскими фирмами приходят к выводу, что конкурен-
ция позитивно влияет на эффективность, как через повышение производительности сущест-
вующих фирм, так и посредством механизма отбора (вхождение/выход). Кроме того, они ак-
центируют внимание на том, что существует "негативная корреляция между дисперсией
производительности и ростом производительности в отрасли" (с. 50). Biesebroeck (2002),
сравнивая дисперсию в разных странах, приходит к выводу, что страны с высшим уровнем
развития имеют наиболее компактные распределения. Кроме того, автор говорит о том, что
"в то время как распределение фирм в США показывает конвергенцию фирм к среднему,
противоположная тенденция наблюдается в Африке" (с. 36). Что касается существующих
фирм: в развивающихся странах пул фирм, покидающих отрасль, представляет собой слу-
чайную выборку из среднего распределения, что приводит авторов к мысли, что конкурен-
ции на рынках конечной продукции не приводит к вытеснению наименее эффективных про-
изводителей. Kathuria (1996) использует детальные данные на уровне фирм индийского про-
мышленного сектора для изучения взаимоотношения между иностранными инвестициями в
сектор и производительностью национальных фирм. Одной из тестируемых гипотез предпо-
лагается влияние конкуренции, которая заставляет других игроков инвестировать в более
эффективные технологии, таким образом, улучшая использование ресурсов, чтобы быть в
состоянии выдерживать конкуренцию на рынке конечной продукции. "Результаты показы-
вают, что сектора с большим иностранным участием имеют более низкую дисперсию произ-
водительности" (с. 10). Хотя автор признает, что это более применимо к низкотехнологич-
ным секторам, где разрыв в технологиях между национальными и иностранными производи-
телями не так высок. Хороший обзор знаний о распределении производительности можно
найти в Bartelsman, Dhrymes (1998). Их результаты в некотором роде сходны с результатами
Baily et al. (1992), хотя Batelsman и Dhrymes используют другие техники оценки и методы
анализа данных. Их результаты показывают, что общая производительность может значи-
тельно отличаться от средней производительности отдельных фирм, что приводит их к вы-
воду о том, что "исследование общей производительности имеет серьезные недостатки,
предлагают сильно упрощенную картину и могут вводить в заблуждение". Авторы также
Консорциум экономических исследований и образования, Россия и СНГ 11
признают существование "энергичного динамического процесса, который постоянно переоп-
ределяет позицию фирм в отраслевом ранге производительностей, …[в котором] более ста-
рые и большие фирмы проявляют большую стабильность по сравнению со сравнительно мо-
лодыми". Более того, большие заводы (по занятости) менее подвержены снижению по рангу
производительности, поскольку "по мере того, как фирмы выживают, они имеют тенденцию
становиться большими и занимать более высокий ранг производительности" (с. 22–23).
Aghion, Schankerman (2000) используют простую модель для изучения влияния конкуренции
на деятельность предприятий, чтобы показать, что эффект благосостояния возрастает с раз-
витием конкурентной инфраструктуры. В этой модели конкуренция действует посредством
отбора, в котором даже в случае отсутствия вхождения на рынок отбор происходит посред-
ством перераспределения рыночных долей в пользу более эффективных фирм. Модель де-
монстрирует, что эффект благосостояния тем больший, чем больше изначальная асимметрия
издержек. Авторы приходят к заключению, что маскировка асимметрии в издержках посред-
ством рыночных искажений, таких как мягкие бюджетные ограничения и субсидии, приво-
дит к значительным препятствиям в действии механизма отбора. Baily et al. (1992) исследует
разницу в производительности между фирмами в динамическом аспекте, а также важность
вхождения/выхода для роста производительности. Авторы обнаружили, что в то время как
вхождение и выход играют лишь небольшую роль в росте отрасли, увеличивающиеся доли
выпуска высокопроизводительных фирм, и уменьшающиеся доли низкопроизводительных
были более важными факторами. Лидеры отрасли более склонны удерживать высокий ранг,
что противоречит утверждению о том, что их поведение может описываться выражением
"почивать на лаврах" и приводить к потере конкурентных преимуществ. (см., например, док-
лад комиссии MIT в Dertouzos, Lester, Solow, 1989, цитата по Baily, 1992). Средняя произво-
дительность новых фирм повышается по сравнению со средней для всех фирм, что может
объясняться тем фактом, что низкопроизводительные фирмы покидают отрасль, оставляя
высокопроизводительные фирмы в качестве выживших. Более того, авторы указывают, что
"типичная входящая фирма и типичная выходящая имеют производительность намного ниже
среднего" (с. 236), хотя это не в коей мере не универсальная картина.
В обзоре литературы автор сконцентрировался на исследованиях, в которых рассматривалась
связь конкуренции и производительности, поскольку в них поддерживается основная гипоте-
за данной работы. В то же время это не означает, что игнорируются другие детерминанты
эффективного производства (например, частная собственность, государственная помощь,
возраст отрасли и т.д.). Ссылки на значимость этих показателей будут представлены далее.