4.1.Тема 4. Динамика развития конфликта.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18
Целью изучения данной темы является систематизация знаний
студента об основных стадиях развития классического конфликта:
латентной, открытой, завершающей.
Латентная стадия (предконфликт) характерна для ситуации, когда
присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект,
предмет и т.д.), но не начаты взаимные действия сторон.
О начале открытой стадии свидетельствуют ответные действия
другой стороны. Для неё характерна определённость позиций
противоборствующих сторон и взаимные действия.
Конфликт рано или поздно завершается, однако единой системы
завершения не существует.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Конфликтная ситуация – это такое совпадение обстоятельств и
человеческих интересов, которые объективно создают почву для
реального противоборства между субъектами.
Инцидент – повод, который использует одна из сторон для начала
противостояния.
Эскалация конфликта – интенсификация борьбы, которая
выражается в увеличении враждебных действий сторон.
Генерализация конфликта – потеря объекта конфликта за счёт
перехода к более глубоким противоречиям.
Укрупнение противоборствующих сторон – привлечение всё
большего количества участников к конфликту.
Регрессия сознательной сферы психики – активизация
бессознательного и подсознательного уровня психической деятельности,
проявляющаяся в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и
позитивной – себя.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать, что конфликт в своём развитии проходит несколько стадий и
этапов. Динамика конфликта представляет собой его изменение под
воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних
факторов и условий. В ходе противоборства конфликт изменяется за
счёт интенсификации борьбы, возможна смена предмета конфликта,
потеря его объекта.
• приобрести навыки анализа не только идеального варианта
развития конфликта, но и нетрадиционной динамики, например:
конфликт типа «схваток», конфликт типа «дебатов» или конфликт
«типа игр».
При изучении темы необходимо:
• читать раздел 2 учебного пособия;
• выполнить тест №2, а также тренировочное задание №2 (задание 4) в
Практикуме по курсу «Конфликтология».
Для самооценки темы 4
• выполнить тренировочные задания №1,2 к разделу 2 учебного
пособия.
Практическое занятие по теме 4.
Составление карты анализа конкретных конфликтных ситуаций (см.
Тренировочное задание №2 (задание 4) в Практикуме по курсу
«Конфликтология».
Целью изучения данной темы является систематизация знаний
студента об основных стадиях развития классического конфликта:
латентной, открытой, завершающей.
Латентная стадия (предконфликт) характерна для ситуации, когда
присутствуют все элементы конфликта (причины, участники, объект,
предмет и т.д.), но не начаты взаимные действия сторон.
О начале открытой стадии свидетельствуют ответные действия
другой стороны. Для неё характерна определённость позиций
противоборствующих сторон и взаимные действия.
Конфликт рано или поздно завершается, однако единой системы
завершения не существует.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Конфликтная ситуация – это такое совпадение обстоятельств и
человеческих интересов, которые объективно создают почву для
реального противоборства между субъектами.
Инцидент – повод, который использует одна из сторон для начала
противостояния.
Эскалация конфликта – интенсификация борьбы, которая
выражается в увеличении враждебных действий сторон.
Генерализация конфликта – потеря объекта конфликта за счёт
перехода к более глубоким противоречиям.
Укрупнение противоборствующих сторон – привлечение всё
большего количества участников к конфликту.
Регрессия сознательной сферы психики – активизация
бессознательного и подсознательного уровня психической деятельности,
проявляющаяся в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и
позитивной – себя.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать, что конфликт в своём развитии проходит несколько стадий и
этапов. Динамика конфликта представляет собой его изменение под
воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних
факторов и условий. В ходе противоборства конфликт изменяется за
счёт интенсификации борьбы, возможна смена предмета конфликта,
потеря его объекта.
• приобрести навыки анализа не только идеального варианта
развития конфликта, но и нетрадиционной динамики, например:
конфликт типа «схваток», конфликт типа «дебатов» или конфликт
«типа игр».
При изучении темы необходимо:
• читать раздел 2 учебного пособия;
• выполнить тест №2, а также тренировочное задание №2 (задание 4) в
Практикуме по курсу «Конфликтология».
Для самооценки темы 4
• выполнить тренировочные задания №1,2 к разделу 2 учебного
пособия.
Практическое занятие по теме 4.
Составление карты анализа конкретных конфликтных ситуаций (см.
Тренировочное задание №2 (задание 4) в Практикуме по курсу
«Конфликтология».