Тема 6. Внеюридические методы разрешения конфликтов.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18
Целью изучения данной темы является систематизация
представлений студентов о возможных вариантах выбора способа
разрешения конфликта на различных уровнях. Такие знания трудно
получить, опираясь только на здравый смысл и собственный опыт.
Более 85% конфликтов разрешается внеюридическими методами,
остальные имеют прямое отношение к правовым нормам и институтам.
Внеюридические методы разделяются на две группы:
стратегические и тактические.
Стратегические – те, которые применяются для предупреждения
дисфункциональных конфликтов вообще.
Основными тактическими методами разрешения конфликтов
являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление
и уход (уклонение) от решения проблемы.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Альтернативы решений – новые, оригинальные варианты решения
проблемы, лежащей в основе конфликта.
Компромисс – стратегия поведения субъекта в конфликте,
ориентированная на определённые уступки взамен на частичные
уступки со стороны оппонента.
Соперничество – стратегия поведения оппонента в конфликте,
состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне
предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации
своих интересов.
Сотрудничество – кооперативная стратегия поведения оппонента в
конфликте, заключающаяся в ориентации на совместимый поиск
решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на
какой-либо конфликтогенный фактор.
Изучив данную тему студент должен:
• знать базовые и производные тактики разрешения конфликтов,
технику их использования, основные показания к применению того
или иного метода, возможные негативные последствия или
преимущества методов в зависимости от ситуации.
• уметь применять на практике рекомендованные наукой
стратегические и тактические методы.
• приобрести навыки выбора наиболее эффективной техники
поведения в нестандартной ситуации; навыки поведения в условиях
стресса.
При изучении Темы 6 необходимо:
• читать раздел 4 (1.4.1.) учебного пособия;
• выполнить тренировочные задания № 5 (задание 3), №4 (задание 1),
№7 (задания 1,2) Практикума по курсу «Конфликтология».
Для самооценки Темы 6:
• выполнить тренировочное задание №2 к разделу 4 учебного пособия.
Практическое занятие по Теме 6:
Упражнения по определению степени конфликтности личности (см.
тренировочные задания №4, №7 (задания 1,2), №5 (задание 3) в
Практикуме по курсу «Конфликтология»).
Целью изучения данной темы является систематизация
представлений студентов о возможных вариантах выбора способа
разрешения конфликта на различных уровнях. Такие знания трудно
получить, опираясь только на здравый смысл и собственный опыт.
Более 85% конфликтов разрешается внеюридическими методами,
остальные имеют прямое отношение к правовым нормам и институтам.
Внеюридические методы разделяются на две группы:
стратегические и тактические.
Стратегические – те, которые применяются для предупреждения
дисфункциональных конфликтов вообще.
Основными тактическими методами разрешения конфликтов
являются: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление
и уход (уклонение) от решения проблемы.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Альтернативы решений – новые, оригинальные варианты решения
проблемы, лежащей в основе конфликта.
Компромисс – стратегия поведения субъекта в конфликте,
ориентированная на определённые уступки взамен на частичные
уступки со стороны оппонента.
Соперничество – стратегия поведения оппонента в конфликте,
состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне
предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации
своих интересов.
Сотрудничество – кооперативная стратегия поведения оппонента в
конфликте, заключающаяся в ориентации на совместимый поиск
решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на
какой-либо конфликтогенный фактор.
Изучив данную тему студент должен:
• знать базовые и производные тактики разрешения конфликтов,
технику их использования, основные показания к применению того
или иного метода, возможные негативные последствия или
преимущества методов в зависимости от ситуации.
• уметь применять на практике рекомендованные наукой
стратегические и тактические методы.
• приобрести навыки выбора наиболее эффективной техники
поведения в нестандартной ситуации; навыки поведения в условиях
стресса.
При изучении Темы 6 необходимо:
• читать раздел 4 (1.4.1.) учебного пособия;
• выполнить тренировочные задания № 5 (задание 3), №4 (задание 1),
№7 (задания 1,2) Практикума по курсу «Конфликтология».
Для самооценки Темы 6:
• выполнить тренировочное задание №2 к разделу 4 учебного пособия.
Практическое занятие по Теме 6:
Упражнения по определению степени конфликтности личности (см.
тренировочные задания №4, №7 (задания 1,2), №5 (задание 3) в
Практикуме по курсу «Конфликтология»).