Тема 1. Роль конфликта в системе социальных процессов.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18
Становление теории конфликта.
Целью изучения данной темы является систематизация знаний
студента об основных типах социальных процессов в общественных
системах: приспособлении, сотрудничестве, соперничестве и конфликте;
формирование представлений об основных концепциях социального
конфликта.
В современной теории конфликта существует много точек зрения
на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации
различных авторов. К основным концепциям социального конфликта
относятся: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт
присущ человеку как и всем животным (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У
Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт
посредством теории напряжённости (З. Фрейд, К. Лоренц, К. Левин);
теория насилия или классовая теория, утверждающая, что социальный
конфликт воспроизводится обществами с определённой социальной
структурой (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Мао Цзедун, Г. Маркузе,
Ч.Р. Миллс); теория структурного функционализма,
рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной
действительности (Т. Парсонс, Э. Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем,
созидателен (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг).
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Социальные процессы – это единые серии изменений в социальных
системах;
Приспособление – социальный процесс, проявляющийся всегда
тогда, когда индивид или группа оказываются в новой среде, в которой
признаваемые ими ранее способы поведения, критерии оценок не
приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности
участвовать в общественной жизни.
Сотрудничество – социальный процесс, сопутствующий
разделению труда, основанный на согласованной деятельности и
выполнении частичных задач в достижении общей цели.
Соперничество – противоположные стремления к получению
предметов или достижению целей, существующих в недостаточном
количестве. Однако соперничество не обязательно должно приводить к
конфликту, не всегда связано с враждебным воздействием на
конкурента.
Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа
стремятся к достижению собственных целей путём устранения,
уничтожения или подчинения себе другого индивида или групп,
стремящихся к сходным целям.
Фрустрация – социальная подоплёка напряжённости,
проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности
на социальные препятствия к достижению цели.
Объект конфликта – материальная (ресурс), социальная (власть)
или духовная (идея, принцип) ценность, к обладанию или пользованию
которой стремятся оба оппонента.
Предмет конфликта - это основное противоречие в конфликте,
представляющее собой конкретизацию объекта.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать – основные социальные процессы, происходящие в
общественных системах; природу социальных конфликтов;
• уметь распознавать особенности приспособления сотрудничества,
соперничества, конфликта.
Необходимо уметь отличать конфликт, представляющий собой
столкновение людей, в котором они стремятся оттеснить или даже
уничтожить друг друга, от простого отсутствия соглашения или
соперничества.
При изучении Темы 1 необходимо:
• читать раздел 1 (подтемы 1.1.1-1.1.2) учебного пособия.
Для самооценки Темы 1.:
• выполнить тренировочные задания к разделу №1 (зад. 1,2) учебного
пособия.
Практическое занятие по Теме 1.:
• Эмоциональные состояния и возможности контроля.
• Упражнения по эффективному взаимодействию с людьми.
• Отработать тренировочное задание №5 (задание №3) в Практикуме
по курсу «Конфликтология».
Становление теории конфликта.
Целью изучения данной темы является систематизация знаний
студента об основных типах социальных процессов в общественных
системах: приспособлении, сотрудничестве, соперничестве и конфликте;
формирование представлений об основных концепциях социального
конфликта.
В современной теории конфликта существует много точек зрения
на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации
различных авторов. К основным концепциям социального конфликта
относятся: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт
присущ человеку как и всем животным (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У
Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт
посредством теории напряжённости (З. Фрейд, К. Лоренц, К. Левин);
теория насилия или классовая теория, утверждающая, что социальный
конфликт воспроизводится обществами с определённой социальной
структурой (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Мао Цзедун, Г. Маркузе,
Ч.Р. Миллс); теория структурного функционализма,
рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной
действительности (Т. Парсонс, Э. Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем,
созидателен (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг).
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Социальные процессы – это единые серии изменений в социальных
системах;
Приспособление – социальный процесс, проявляющийся всегда
тогда, когда индивид или группа оказываются в новой среде, в которой
признаваемые ими ранее способы поведения, критерии оценок не
приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности
участвовать в общественной жизни.
Сотрудничество – социальный процесс, сопутствующий
разделению труда, основанный на согласованной деятельности и
выполнении частичных задач в достижении общей цели.
Соперничество – противоположные стремления к получению
предметов или достижению целей, существующих в недостаточном
количестве. Однако соперничество не обязательно должно приводить к
конфликту, не всегда связано с враждебным воздействием на
конкурента.
Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа
стремятся к достижению собственных целей путём устранения,
уничтожения или подчинения себе другого индивида или групп,
стремящихся к сходным целям.
Фрустрация – социальная подоплёка напряжённости,
проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности
на социальные препятствия к достижению цели.
Объект конфликта – материальная (ресурс), социальная (власть)
или духовная (идея, принцип) ценность, к обладанию или пользованию
которой стремятся оба оппонента.
Предмет конфликта - это основное противоречие в конфликте,
представляющее собой конкретизацию объекта.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать – основные социальные процессы, происходящие в
общественных системах; природу социальных конфликтов;
• уметь распознавать особенности приспособления сотрудничества,
соперничества, конфликта.
Необходимо уметь отличать конфликт, представляющий собой
столкновение людей, в котором они стремятся оттеснить или даже
уничтожить друг друга, от простого отсутствия соглашения или
соперничества.
При изучении Темы 1 необходимо:
• читать раздел 1 (подтемы 1.1.1-1.1.2) учебного пособия.
Для самооценки Темы 1.:
• выполнить тренировочные задания к разделу №1 (зад. 1,2) учебного
пособия.
Практическое занятие по Теме 1.:
• Эмоциональные состояния и возможности контроля.
• Упражнения по эффективному взаимодействию с людьми.
• Отработать тренировочное задание №5 (задание №3) в Практикуме
по курсу «Конфликтология».