Тема 1. Роль конфликта в системе социальных процессов.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 

Становление теории конфликта.

Целью изучения данной темы является систематизация знаний

студента об основных типах социальных процессов в общественных

системах: приспособлении, сотрудничестве, соперничестве и конфликте;

формирование представлений об основных концепциях социального

конфликта.

В современной теории конфликта существует много точек зрения

на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации

различных авторов. К основным концепциям социального конфликта

относятся: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт

присущ человеку как и всем животным (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У

Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт

посредством теории напряжённости (З. Фрейд, К. Лоренц, К. Левин);

теория насилия или классовая теория, утверждающая, что социальный

конфликт воспроизводится обществами с определённой социальной

структурой (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Мао Цзедун, Г. Маркузе,

Ч.Р. Миллс); теория структурного функционализма,

рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной

действительности (Т. Парсонс, Э. Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем,

созидателен (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг).

При изучении темы следует акцентировать внимание на

следующих понятиях:

Социальные процессы – это единые серии изменений в социальных

системах;

Приспособление – социальный процесс, проявляющийся всегда

тогда, когда индивид или группа оказываются в новой среде, в которой

признаваемые ими ранее способы поведения, критерии оценок не

приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности

участвовать в общественной жизни.

Сотрудничество – социальный процесс, сопутствующий

разделению труда, основанный на согласованной деятельности и

выполнении частичных задач в достижении общей цели.

Соперничество – противоположные стремления к получению

предметов или достижению целей, существующих в недостаточном

количестве. Однако соперничество не обязательно должно приводить к

конфликту, не всегда связано с враждебным воздействием на

конкурента.

Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа

стремятся к достижению собственных целей путём устранения,

уничтожения или подчинения себе другого индивида или групп,

стремящихся к сходным целям.

Фрустрация – социальная подоплёка напряжённости,

проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности

на социальные препятствия к достижению цели.

Объект конфликта – материальная (ресурс), социальная (власть)

или духовная (идея, принцип) ценность, к обладанию или пользованию

которой стремятся оба оппонента.

Предмет конфликта - это основное противоречие в конфликте,

представляющее собой конкретизацию объекта.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать – основные социальные процессы, происходящие в

общественных системах; природу социальных конфликтов;

• уметь распознавать особенности приспособления сотрудничества,

соперничества, конфликта.

Необходимо уметь отличать конфликт, представляющий собой

столкновение людей, в котором они стремятся оттеснить или даже

уничтожить друг друга, от простого отсутствия соглашения или

соперничества.

При изучении Темы 1 необходимо:

• читать раздел 1 (подтемы 1.1.1-1.1.2) учебного пособия.

Для самооценки Темы 1.:

• выполнить тренировочные задания к разделу №1 (зад. 1,2) учебного

пособия.

Практическое занятие по Теме 1.:

• Эмоциональные состояния и возможности контроля.

• Упражнения по эффективному взаимодействию с людьми.

• Отработать тренировочное задание №5 (задание №3) в Практикуме

по курсу «Конфликтология».

Становление теории конфликта.

Целью изучения данной темы является систематизация знаний

студента об основных типах социальных процессов в общественных

системах: приспособлении, сотрудничестве, соперничестве и конфликте;

формирование представлений об основных концепциях социального

конфликта.

В современной теории конфликта существует много точек зрения

на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации

различных авторов. К основным концепциям социального конфликта

относятся: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт

присущ человеку как и всем животным (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У

Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт

посредством теории напряжённости (З. Фрейд, К. Лоренц, К. Левин);

теория насилия или классовая теория, утверждающая, что социальный

конфликт воспроизводится обществами с определённой социальной

структурой (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Мао Цзедун, Г. Маркузе,

Ч.Р. Миллс); теория структурного функционализма,

рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной

действительности (Т. Парсонс, Э. Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем,

созидателен (Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг).

При изучении темы следует акцентировать внимание на

следующих понятиях:

Социальные процессы – это единые серии изменений в социальных

системах;

Приспособление – социальный процесс, проявляющийся всегда

тогда, когда индивид или группа оказываются в новой среде, в которой

признаваемые ими ранее способы поведения, критерии оценок не

приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности

участвовать в общественной жизни.

Сотрудничество – социальный процесс, сопутствующий

разделению труда, основанный на согласованной деятельности и

выполнении частичных задач в достижении общей цели.

Соперничество – противоположные стремления к получению

предметов или достижению целей, существующих в недостаточном

количестве. Однако соперничество не обязательно должно приводить к

конфликту, не всегда связано с враждебным воздействием на

конкурента.

Конфликт – это социальный процесс, в котором индивид или группа

стремятся к достижению собственных целей путём устранения,

уничтожения или подчинения себе другого индивида или групп,

стремящихся к сходным целям.

Фрустрация – социальная подоплёка напряжённости,

проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности

на социальные препятствия к достижению цели.

Объект конфликта – материальная (ресурс), социальная (власть)

или духовная (идея, принцип) ценность, к обладанию или пользованию

которой стремятся оба оппонента.

Предмет конфликта - это основное противоречие в конфликте,

представляющее собой конкретизацию объекта.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать – основные социальные процессы, происходящие в

общественных системах; природу социальных конфликтов;

• уметь распознавать особенности приспособления сотрудничества,

соперничества, конфликта.

Необходимо уметь отличать конфликт, представляющий собой

столкновение людей, в котором они стремятся оттеснить или даже

уничтожить друг друга, от простого отсутствия соглашения или

соперничества.

При изучении Темы 1 необходимо:

• читать раздел 1 (подтемы 1.1.1-1.1.2) учебного пособия.

Для самооценки Темы 1.:

• выполнить тренировочные задания к разделу №1 (зад. 1,2) учебного

пособия.

Практическое занятие по Теме 1.:

• Эмоциональные состояния и возможности контроля.

• Упражнения по эффективному взаимодействию с людьми.

• Отработать тренировочное задание №5 (задание №3) в Практикуме

по курсу «Конфликтология».