Тема 8. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 

Целью изучения данной темы является систематизация знаний

студента по поводу института переговоров как наиболее существенного

компонента каждого из названных в предыдущем разделе методов;

знание их видов, функций, динамики и правил поведения. Необходимо

обратить внимание на урегулирование конфликтов с участием третьей

стороны как особый вид деятельности, называемый медиацией. В

зависимости от остроты конфликта медиатор может использовать один

из шести основных типов урегулирования: третейский судья, арбитр,

посредник, консультант, помощник, наблюдатель.

В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как

правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр

и посредник.

Существует следующая классификация переговоров: переговоры о

продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о

перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных

эффектов.

Среди функций переговоров выделяются: информационная,

коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля,

отвлечения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров

зависит от соблюдения ряда принципов и правил их проведения.

При изучении темы следует акцентировать внимание на

следующих понятиях:

Переговоры – механизм разрешения или урегулирования

конфликта, совместная деятельность оппонентов по поиску

взаимоприемлемого решения проблемы.

Помощник – третья сторона в урегулировании конфликта, функции

которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения

проблемы и невмешательства в полемику по поводу содержания

проблемы и принятия решения.

Посредник – третья сторона в конфликте, которая обеспечивает

конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение

принимается участниками самостоятельно.

Асимметричное решение – решение проблемы в отношениях

оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются

интересы только одной стороны.

Блеф – тактический приём конфликтного противоборства,

заключающийся в формировании у оппонента убеждения в том, что

вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых

на самом деле нет или мало.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать особенности переговорного процесса, который заключается в

использовании ненасильственных средств и приёмов для решения

проблемы.

• уметь использовать психологические механизмы и технологии в

переговорном процессе. Психологическими механизмами

переговорного процесса являются согласование целей и интересов,

стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса власти и

взаимного контроля сторон. Технология переговоров включает в себя

способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом и

технические приёмы.

• приобретать навыки позитивного влияния на партнёров, успешного

ведения переговоров и защиты своих интересов.

При изучении Темы 8 необходимо:

• читать раздел 5 учебного пособия;

• выполнить тест №5 в Практикуме по курсу «Конфликтология»

Для самооценки Темы 8:

• выполнить тренировочные задания к разделу №5 учебного пособия.

Практическое занятие по Теме 8:

Развитие навыков вести переговоры. Деловая игра.

Целью изучения данной темы является систематизация знаний

студента по поводу института переговоров как наиболее существенного

компонента каждого из названных в предыдущем разделе методов;

знание их видов, функций, динамики и правил поведения. Необходимо

обратить внимание на урегулирование конфликтов с участием третьей

стороны как особый вид деятельности, называемый медиацией. В

зависимости от остроты конфликта медиатор может использовать один

из шести основных типов урегулирования: третейский судья, арбитр,

посредник, консультант, помощник, наблюдатель.

В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как

правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр

и посредник.

Существует следующая классификация переговоров: переговоры о

продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о

перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных

эффектов.

Среди функций переговоров выделяются: информационная,

коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля,

отвлечения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров

зависит от соблюдения ряда принципов и правил их проведения.

При изучении темы следует акцентировать внимание на

следующих понятиях:

Переговоры – механизм разрешения или урегулирования

конфликта, совместная деятельность оппонентов по поиску

взаимоприемлемого решения проблемы.

Помощник – третья сторона в урегулировании конфликта, функции

которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения

проблемы и невмешательства в полемику по поводу содержания

проблемы и принятия решения.

Посредник – третья сторона в конфликте, которая обеспечивает

конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение

принимается участниками самостоятельно.

Асимметричное решение – решение проблемы в отношениях

оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются

интересы только одной стороны.

Блеф – тактический приём конфликтного противоборства,

заключающийся в формировании у оппонента убеждения в том, что

вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых

на самом деле нет или мало.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать особенности переговорного процесса, который заключается в

использовании ненасильственных средств и приёмов для решения

проблемы.

• уметь использовать психологические механизмы и технологии в

переговорном процессе. Психологическими механизмами

переговорного процесса являются согласование целей и интересов,

стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса власти и

взаимного контроля сторон. Технология переговоров включает в себя

способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом и

технические приёмы.

• приобретать навыки позитивного влияния на партнёров, успешного

ведения переговоров и защиты своих интересов.

При изучении Темы 8 необходимо:

• читать раздел 5 учебного пособия;

• выполнить тест №5 в Практикуме по курсу «Конфликтология»

Для самооценки Темы 8:

• выполнить тренировочные задания к разделу №5 учебного пособия.

Практическое занятие по Теме 8:

Развитие навыков вести переговоры. Деловая игра.