Тема 8. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18
Целью изучения данной темы является систематизация знаний
студента по поводу института переговоров как наиболее существенного
компонента каждого из названных в предыдущем разделе методов;
знание их видов, функций, динамики и правил поведения. Необходимо
обратить внимание на урегулирование конфликтов с участием третьей
стороны как особый вид деятельности, называемый медиацией. В
зависимости от остроты конфликта медиатор может использовать один
из шести основных типов урегулирования: третейский судья, арбитр,
посредник, консультант, помощник, наблюдатель.
В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как
правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр
и посредник.
Существует следующая классификация переговоров: переговоры о
продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о
перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных
эффектов.
Среди функций переговоров выделяются: информационная,
коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля,
отвлечения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров
зависит от соблюдения ряда принципов и правил их проведения.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Переговоры – механизм разрешения или урегулирования
конфликта, совместная деятельность оппонентов по поиску
взаимоприемлемого решения проблемы.
Помощник – третья сторона в урегулировании конфликта, функции
которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения
проблемы и невмешательства в полемику по поводу содержания
проблемы и принятия решения.
Посредник – третья сторона в конфликте, которая обеспечивает
конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение
принимается участниками самостоятельно.
Асимметричное решение – решение проблемы в отношениях
оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются
интересы только одной стороны.
Блеф – тактический приём конфликтного противоборства,
заключающийся в формировании у оппонента убеждения в том, что
вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых
на самом деле нет или мало.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать особенности переговорного процесса, который заключается в
использовании ненасильственных средств и приёмов для решения
проблемы.
• уметь использовать психологические механизмы и технологии в
переговорном процессе. Психологическими механизмами
переговорного процесса являются согласование целей и интересов,
стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса власти и
взаимного контроля сторон. Технология переговоров включает в себя
способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом и
технические приёмы.
• приобретать навыки позитивного влияния на партнёров, успешного
ведения переговоров и защиты своих интересов.
При изучении Темы 8 необходимо:
• читать раздел 5 учебного пособия;
• выполнить тест №5 в Практикуме по курсу «Конфликтология»
Для самооценки Темы 8:
• выполнить тренировочные задания к разделу №5 учебного пособия.
Практическое занятие по Теме 8:
Развитие навыков вести переговоры. Деловая игра.
Целью изучения данной темы является систематизация знаний
студента по поводу института переговоров как наиболее существенного
компонента каждого из названных в предыдущем разделе методов;
знание их видов, функций, динамики и правил поведения. Необходимо
обратить внимание на урегулирование конфликтов с участием третьей
стороны как особый вид деятельности, называемый медиацией. В
зависимости от остроты конфликта медиатор может использовать один
из шести основных типов урегулирования: третейский судья, арбитр,
посредник, консультант, помощник, наблюдатель.
В деятельности руководителя по урегулированию конфликтов, как
правило, используются такие типы участия третьей стороны, как арбитр
и посредник.
Существует следующая классификация переговоров: переговоры о
продлении действующих соглашений, о нормализации отношений, о
перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных
эффектов.
Среди функций переговоров выделяются: информационная,
коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля,
отвлечения внимания, пропаганды, проволочек. Успех переговоров
зависит от соблюдения ряда принципов и правил их проведения.
При изучении темы следует акцентировать внимание на
следующих понятиях:
Переговоры – механизм разрешения или урегулирования
конфликта, совместная деятельность оппонентов по поиску
взаимоприемлемого решения проблемы.
Помощник – третья сторона в урегулировании конфликта, функции
которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения
проблемы и невмешательства в полемику по поводу содержания
проблемы и принятия решения.
Посредник – третья сторона в конфликте, которая обеспечивает
конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение
принимается участниками самостоятельно.
Асимметричное решение – решение проблемы в отношениях
оппонентов, при котором полностью или почти полностью реализуются
интересы только одной стороны.
Блеф – тактический приём конфликтного противоборства,
заключающийся в формировании у оппонента убеждения в том, что
вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых
на самом деле нет или мало.
Изучив данную тему, студент должен:
• знать особенности переговорного процесса, который заключается в
использовании ненасильственных средств и приёмов для решения
проблемы.
• уметь использовать психологические механизмы и технологии в
переговорном процессе. Психологическими механизмами
переговорного процесса являются согласование целей и интересов,
стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса власти и
взаимного контроля сторон. Технология переговоров включает в себя
способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом и
технические приёмы.
• приобретать навыки позитивного влияния на партнёров, успешного
ведения переговоров и защиты своих интересов.
При изучении Темы 8 необходимо:
• читать раздел 5 учебного пособия;
• выполнить тест №5 в Практикуме по курсу «Конфликтология»
Для самооценки Темы 8:
• выполнить тренировочные задания к разделу №5 учебного пособия.
Практическое занятие по Теме 8:
Развитие навыков вести переговоры. Деловая игра.