Организация мероприятий по продвижению внутреннего HR-бренда компании

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Можно выделить следующие основные направления мероприятий, нацеленные на повышение привлекательности Вашей компании как работодателя в глазах своих сотрудников:

1. Информационное сопровождение механизмов действия основных HR-процессов.

2. Предоставление дополнительных социальных услуг и информирование о них (например: предоставление материальной помощи на лечение близкого родственника).

3. Организация корпоративных праздников.

4. Организация корпоративного обучения, направленного на повышение сплоченности коллектива и т. д.

Рассмотрим каждое подробнее.

Информационное сопровождение механизмов действия основных HR-процессов.  Данное направление корпоративной работы запускается на этапе передачи идеи (19-й этап). То есть после того, как программа по совершенствованию внутренних HR-процессов была разработана и начала претворяться в жизнь, требуется провести информационную работу с сотрудниками компании по введению различных новшеств в существующие HR-процессы. Например, разъяснение механизмов новой системы оплаты труда, направленной на повышение уровня доходов наиболее квалифицированных и эффективных сотрудников, изменений в порядке предоставления социального пакета и т. д. Цель данной работы — вовлечь в продвижение HR-бренда Вашей компании собственный персонал. Следует отметить, что такую рекламно-разъяснительную деятельность необходимо вести постоянно с определенной периодичностью. Практика показывает, что на начальном этапе такие мероприятия должны проводиться ежеквартально, а позже — один раз в полугодие. Кроме того, все новые сотрудники наравне с прохождением инструктажа по технике безопасности и ознакомлением с правилами внутреннего трудового распорядка должны также быть проинформированы о сути основных HR-процессов, действующих в компании (система оплаты труда, система нематериальной мотивации, поощрительные выплаты и пр.). Цель: новый сотрудник с первых дней своей работы в компании должен иметь четкое представление о своих правах и обязанностях, условиях труда, способах его стимулирования, возможных путях развития в рамках компании и т. д. Данная информация должна быть предоставлена ему именно сотрудниками отдела персонала, а не узнана самим работником в процессе своей работе от других членов коллектива, чтобы исключить возможность ее искажения. Весьма глупо выглядят и недальновидно поступают те работодатели, которые такую разъяснительную работу с коллективом не проводят. Неясность в условиях и оплате труда, непрозрачность и нечестность этих процессов, отсутствие видимых перспектив в будущем — все это приводит к снижению лояльности у персонала.

Хорошим вариантом является совмещение таких разъяснительных процедур с отчетными конференциями по проделанной работе.

Кроме того, необходимо назначить ответственного из числа сотрудников отдела управления персоналом или представителей профсоюзного комитета постоянным консультантом по вопросам организации внутренних HR-процессов компании, в обязанности которого будет входить данная информационная работа с действующими и новыми сотрудниками.

Хочется также предостеречь, что пустые невыполняемые обещания еще хуже (нежели другие факторы) сказываются на приверженности коллектива работодателю.

Процесс внутреннего информационного сопровождения сотрудников о преимуществах работы в данной компании можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).

Предоставление дополнительных социальных услуг и информирование о них.  Рассмотрим, в каких случаях это должно проводиться. Все основные механизмы по выделению материальной и иной помощи нуждающимся работникам, конечно же, должны быть стандартизированы, отработаны и прописаны. Здесь имеются в виду нестандартные случаи, которыми богата наша жизнь. Например: болезнь близкого родственника или самого работника. В таких случаях предприятие (если, конечно, позволяет финансовое состояние) должно помочь своему сотруднику, не бросить его один на один с проблемой. При этом информационная поддержка данной помощи нужна не для того, чтобы предприятие или его руководители гордо заявили: «Вот такие мы молодцы!», а для того, чтобы все сотрудники смогли почувствовать уверенность в завтрашнем дне. В том, что если они попадут в беду — компания их не оставит. Это достаточно сильный стимул может значительно повысить лояльность персонала к предприятию. Часто уверенность в завтрашнем дне для сотрудников выступает более важным фактором, нежели высокая оплата труда. Другими словами, на практике текучесть персонала в компаниях, обеспечивающих эту уверенность своим сотрудникам, ниже, чем в аналогичных, в которых не заботятся о персонале подобным образом, хоть даже и предоставляют ему более выгодные условия по оплате труда. Правда, обозначенный фактор начинает быть ведущим в основном у сотрудников среднего и выше среднего возраста.

Организация корпоративных праздников.  Корпоративные праздники способствуют сплочению коллектива, создавая возможность возникновения неформальных отношений между сотрудниками. Это путь к формированию команды, а значит, путь к победе. Ведь невозможно победить в одиночку, успех возможен лишь благодаря командной работе. Побеждает команда! Не зря все учебники по реорганизациям и проведению изменений в компаниях особое внимание уделяют именно вопросам формирования эффективной команды.

Корпоративные мероприятия способствуют развитию дружеских отношений в коллективе, создают атмосферу взаимопомощи и поддержки, делают общение комфортным, что положительно сказывается на труде и той же лояльности персонала.

Практика также показывает, что данный стимул к труду вполне может конкурировать со стимулом получения заработной платы. Некоторые работники предпочитают большой оплате труда комфортные, дружеские отношения с коллегами. Привлечь или удержать персонал в компании с подобными приоритетами возможно только лишь созданием положительного социально-психологического климата в коллективе.

Организация корпоративного обучения с целью повышения сплоченности коллектива.  На сегодняшний день существует огромное количество тренингов по командообразованию. Все они направлены на формирование эффективной команды, которая бы с успехом решала поставленные перед ней задачи. Отмечу: такое обучение действительно необходимо. Сплотить и сделать эффективной команду только с помощью корпоративов не получится!

Итак, мы рассмотрели основные, но не все существующие направления работы по повышению привлекательности Вашей компании в глазах Ваших же сотрудников. Для выявления причин неудовлетворенности персонала своим рабочим местом необходимо проводить исследования, предлагая работникам заполнять опросники и тесты, беседовать с увольняющимися сотрудниками, выясняя их истинные причины ухода. Подобная работа на предприятии, которое стремится создать привлекательный HR-бренд, должна проводиться постоянно! Выявляя все новые и новые огрехи в работе системы управления персоналом, необходимо также вовремя вносить коррективы в нее, тем самым создавая все более комфортные условия для работы персонала и повышая их желание работать и именно на благо Вашей компании, что в свою очередь будет усиливать привлекательность Вашего HR-бренда.

В качестве примера организации работы по выявлению причин неудовлетворенности трудом персонала, а также определению мер по повышению привлекательности работы на предприятии приведем опыт компании ООО «Строй-ЖБИ» (см. главу «Что за зверь такой — HR-брендинг?»).

В ООО «Строй-ЖБИ» среди сотрудников компании был проведен опрос с целью выяснения мнения персонала о своем рабочем месте и компании в целом. Результаты позволили не только оценить качество условий труда, но и узнать, что 80 % работающего персонала мечтает о другой работе и ее активно ищет.

Данные опроса позволили определить основные пути работы по повышению привлекательности предприятия для сотрудников. Сначала была изменена система (не размер) оплаты труда, исключающая «выживание» с рабочих мест новых и молодых работников и предусматривающая выплату фиксированной части заработной платы при простое производства не по вине персонала. Затем были проведены профилактические беседы с руководящим персоналом о недопустимости некорректного поведения по отношению к подчиненным, был проведен тренинг, направленный на развитие управленческих навыков для руководителей подразделений. Также были выделены и соответствующе оборудованы бытовые помещения для отдыха и приема пищи на работе, был налажен выпуск спецодежды рабочему персоналу, а также организована доставка сотрудников к месту работы вахтовым автобусом.

Результаты последующего опроса показали: доля нелояльных сотрудников сократилась до 20 % (в 4 раза!), а текучесть персонала снизилась с 80 до 18 % в год. При этом вложенные средства в мероприятия по совершенствованию условий труда не превысили бюджета, который бы пришлось выделить, если бы предприятие пошло по пути увеличения зарплаты всем работникам.

Организация внешней PR-кампании HR-бренда

Теперь остановимся на способах продвижения HR-бренда во внешний мир. Выделяют следующие каналы:

1. Газеты.

2. Журналы.

3. Книги.

4. Телевидение.

5. Радио.

6. Интернет (адресная рассылка, социальные сети).

7. Наружная реклама (стенды, плакаты, рекламные сообщения на служебных автомобилях).

8. Промоакции, полевая работа.

9. Самопродвижение (слухи).

Рассмотрим каждый из канал продвижения более подробно.

Газеты.  Здесь можно размещать прямые рекламные объявления HR-бренда, целевые интервью, ответы на интересующие вопросы.

Журналы.  По аналогии с газетами, с той лишь разницей — в газете рекламные материалы должны носить более общий социально ориентированный характер, а в журналах — иметь профессиональную направленность. Это связано со спецификой информации, публикуемой в данных СМИ. Газеты, за редким исключением, носят новостной и общеинформационный характер, а журналы — специализированный и профессиональный.

Книги.  Можно выпустить книгу о HR-брендинге компании и устроить ее масштабную презентацию. Другой вариант — поучаствовать в создании какой-либо отраслевой книги о достижениях предприятий в конкретной области и пр.

Телевидение.  В настоящее время данный канал продвижения является основным по охвату аудитории, эффективности и оперативности передачи информации в массы. Здесь можно воспользоваться двумя видами рекламы HR-бренда Вашей компании: прямой или косвенной. К прямой рекламе следует отнести показ рекламных роликов. К косвенной — проведение тематических «круглых столов» с участием представителей Вашей компании и экспертов, делающих определенные целевые заключения в пользу HR-бренда Вашей компании, показ социально ориентированных передач, направленных на демонстрацию HR-достижений Вашей компании, и т. д.

Радио.  Тоже достаточно эффективный канал продвижения информации. На радио также можно устраивать тематические передачи, давать интервью, транслировать краткие информационные сообщения, формирующие общественное мнение. Хорошим способом является написание специальной HR-песни или HR-гимна компании с последующим периодическим повторением ее (его) по радио. При этом песня должна быть написана на легкий для запоминания мотив (в идеале «приставучий»), в тексте должны фигурировать название компании, ее отношение к персоналу, конкурентные преимущества, которые способствовали бы привлечению новых кандидатов, и т. д.

Интернет  (адресная рассылка, социальные сети). Здесь можно воспользоваться различными способами. Первый — это баннерная реклама, она как минимум должна содержать внешние атрибуты HR-бренда, а как максимум привлекать внимание пользователя, не давая «пройти мимо». Второй — это создание собственного сайта (HR-отдела) или отдельных страничек на корпоративном сайте. Там должна быть размещена информация о внутренних HR-процедурах, с акцентом на их положительных сторонах, достижениях компании, примеры заботы о своих сотрудниках и т. д. Отдельно должны быть опубликованы предложения о работе, информация об открытых вакансиях с указанием требований и условий работы. Цель проста — вызвать у работника острое желание работать в Вашей компании. Третий способ — постоянное участие в различных читаемых тематических форумах с большой посещаемостью. Четвертый — это адресная рассылка. Эффективна для тех, кто когда-либо имел контакт с компанией: это и уволившиеся сотрудники, и проходившие собеседование и пока не принятые на работу по каким-либо причинам кандидаты. Данное мероприятие должно проводиться с согласия получателя. Иначе это приведет к обратному эффекту. Кроме того, можно практиковать рассылку презентации HR-бренда своей компании интересующим вас кандидатам.

Наружная реклама.  Предполагает размещение Вашей HR-рекламы на стендах, плакатах, на служебных и личных автомобилях работников и т. д.

Промоакции, полевая работа.  В качестве примеров можно предложить раздачу буклетов, в которых описаны преимущества работы в Вашей компании, в местах массового скопления людей, недалеко от проходных погибающих предприятий, на остановках общественного транспорта и т. д.

Самопродвижение (слухи).  Самый дешевый, один из эффективных, но в то же время наименее управляемый способ продвижения информации. Основой для его успешного функционирования является создание качественного внутреннего HR-бренда.

При оценке эффективности каналов продвижения обязательно должны быть учтены их основные характеристики (сформулированы на основе «Основных технологических характеристик каналов коммуникации»:

□ Качество информационной площади канала.  Обычно чем выше качество информационного канала, тем выше уровень целевой аудитории, имеющей контакт с ним. Поэтому в данном случае не стоит экономить, а выбирать качественный канал.

□ Качество информации.  Следует отметить, что чем выше качество информации, подаваемой в информационное поле, тем лучше она воспринимается потребителем и, соответственно, быстрее увеличивается количество косвенных контактов.

□ Количество контактов.  Это число персоналий в целевой аудитории.

□ Возможность площадки.  Каждый информационный канал имеет определенный ограниченный технический объем.

□ Доля целевой аудитории на площадке.  Это доля потребителей определенной интересующей нас категории, которые имеют контакт с данным информационным каналом. Например, мы заинтересованы в привлечении на предприятие водителей, соответственно, и размещать свой внешний HR-бренд должны в специфических журналах, таких как «За рулем», «Авторевю», а не в «Ложки-Матрешки».

□ Цена контакта.  В целом, она характеризует эффективность канала продвижения и определяется как отношение стоимости данного канала к количеству контактов с потребителем HR-информации.

□ Четкость рекламного предложения.  Данная характеристика показывает, насколько представители информационного канала могут отчетливо сформулировать его технологические возможности.

□ Имидж площадки.  Это сложившееся мнение на информационном рынке о деятельности того или иного канала продвижения информации.

Кроме того, обязательно в процессе рекламного посыла должны фигурировать внешние атрибуты Вашей компании и ее HR-бренда (логотип компании, HR-логотип компании, HR-девиз, HR-гимн и т. д.), чтобы в сознании слушателей формировался соответствующий звуковой (в виде HR-девиза и HR-гимна, HR-слогана и т. д.) и зрительный образ (в виде HR-логотипа, первых лиц компании, участвующих в рекламе HR-бренда своей компании, и т. д.).

Можно выделить следующие основные направления мероприятий, нацеленные на повышение привлекательности Вашей компании как работодателя в глазах своих сотрудников:

1. Информационное сопровождение механизмов действия основных HR-процессов.

2. Предоставление дополнительных социальных услуг и информирование о них (например: предоставление материальной помощи на лечение близкого родственника).

3. Организация корпоративных праздников.

4. Организация корпоративного обучения, направленного на повышение сплоченности коллектива и т. д.

Рассмотрим каждое подробнее.

Информационное сопровождение механизмов действия основных HR-процессов.  Данное направление корпоративной работы запускается на этапе передачи идеи (19-й этап). То есть после того, как программа по совершенствованию внутренних HR-процессов была разработана и начала претворяться в жизнь, требуется провести информационную работу с сотрудниками компании по введению различных новшеств в существующие HR-процессы. Например, разъяснение механизмов новой системы оплаты труда, направленной на повышение уровня доходов наиболее квалифицированных и эффективных сотрудников, изменений в порядке предоставления социального пакета и т. д. Цель данной работы — вовлечь в продвижение HR-бренда Вашей компании собственный персонал. Следует отметить, что такую рекламно-разъяснительную деятельность необходимо вести постоянно с определенной периодичностью. Практика показывает, что на начальном этапе такие мероприятия должны проводиться ежеквартально, а позже — один раз в полугодие. Кроме того, все новые сотрудники наравне с прохождением инструктажа по технике безопасности и ознакомлением с правилами внутреннего трудового распорядка должны также быть проинформированы о сути основных HR-процессов, действующих в компании (система оплаты труда, система нематериальной мотивации, поощрительные выплаты и пр.). Цель: новый сотрудник с первых дней своей работы в компании должен иметь четкое представление о своих правах и обязанностях, условиях труда, способах его стимулирования, возможных путях развития в рамках компании и т. д. Данная информация должна быть предоставлена ему именно сотрудниками отдела персонала, а не узнана самим работником в процессе своей работе от других членов коллектива, чтобы исключить возможность ее искажения. Весьма глупо выглядят и недальновидно поступают те работодатели, которые такую разъяснительную работу с коллективом не проводят. Неясность в условиях и оплате труда, непрозрачность и нечестность этих процессов, отсутствие видимых перспектив в будущем — все это приводит к снижению лояльности у персонала.

Хорошим вариантом является совмещение таких разъяснительных процедур с отчетными конференциями по проделанной работе.

Кроме того, необходимо назначить ответственного из числа сотрудников отдела управления персоналом или представителей профсоюзного комитета постоянным консультантом по вопросам организации внутренних HR-процессов компании, в обязанности которого будет входить данная информационная работа с действующими и новыми сотрудниками.

Хочется также предостеречь, что пустые невыполняемые обещания еще хуже (нежели другие факторы) сказываются на приверженности коллектива работодателю.

Процесс внутреннего информационного сопровождения сотрудников о преимуществах работы в данной компании можно представить в виде следующей схемы (рис. 3).

Предоставление дополнительных социальных услуг и информирование о них.  Рассмотрим, в каких случаях это должно проводиться. Все основные механизмы по выделению материальной и иной помощи нуждающимся работникам, конечно же, должны быть стандартизированы, отработаны и прописаны. Здесь имеются в виду нестандартные случаи, которыми богата наша жизнь. Например: болезнь близкого родственника или самого работника. В таких случаях предприятие (если, конечно, позволяет финансовое состояние) должно помочь своему сотруднику, не бросить его один на один с проблемой. При этом информационная поддержка данной помощи нужна не для того, чтобы предприятие или его руководители гордо заявили: «Вот такие мы молодцы!», а для того, чтобы все сотрудники смогли почувствовать уверенность в завтрашнем дне. В том, что если они попадут в беду — компания их не оставит. Это достаточно сильный стимул может значительно повысить лояльность персонала к предприятию. Часто уверенность в завтрашнем дне для сотрудников выступает более важным фактором, нежели высокая оплата труда. Другими словами, на практике текучесть персонала в компаниях, обеспечивающих эту уверенность своим сотрудникам, ниже, чем в аналогичных, в которых не заботятся о персонале подобным образом, хоть даже и предоставляют ему более выгодные условия по оплате труда. Правда, обозначенный фактор начинает быть ведущим в основном у сотрудников среднего и выше среднего возраста.

Организация корпоративных праздников.  Корпоративные праздники способствуют сплочению коллектива, создавая возможность возникновения неформальных отношений между сотрудниками. Это путь к формированию команды, а значит, путь к победе. Ведь невозможно победить в одиночку, успех возможен лишь благодаря командной работе. Побеждает команда! Не зря все учебники по реорганизациям и проведению изменений в компаниях особое внимание уделяют именно вопросам формирования эффективной команды.

Корпоративные мероприятия способствуют развитию дружеских отношений в коллективе, создают атмосферу взаимопомощи и поддержки, делают общение комфортным, что положительно сказывается на труде и той же лояльности персонала.

Практика также показывает, что данный стимул к труду вполне может конкурировать со стимулом получения заработной платы. Некоторые работники предпочитают большой оплате труда комфортные, дружеские отношения с коллегами. Привлечь или удержать персонал в компании с подобными приоритетами возможно только лишь созданием положительного социально-психологического климата в коллективе.

Организация корпоративного обучения с целью повышения сплоченности коллектива.  На сегодняшний день существует огромное количество тренингов по командообразованию. Все они направлены на формирование эффективной команды, которая бы с успехом решала поставленные перед ней задачи. Отмечу: такое обучение действительно необходимо. Сплотить и сделать эффективной команду только с помощью корпоративов не получится!

Итак, мы рассмотрели основные, но не все существующие направления работы по повышению привлекательности Вашей компании в глазах Ваших же сотрудников. Для выявления причин неудовлетворенности персонала своим рабочим местом необходимо проводить исследования, предлагая работникам заполнять опросники и тесты, беседовать с увольняющимися сотрудниками, выясняя их истинные причины ухода. Подобная работа на предприятии, которое стремится создать привлекательный HR-бренд, должна проводиться постоянно! Выявляя все новые и новые огрехи в работе системы управления персоналом, необходимо также вовремя вносить коррективы в нее, тем самым создавая все более комфортные условия для работы персонала и повышая их желание работать и именно на благо Вашей компании, что в свою очередь будет усиливать привлекательность Вашего HR-бренда.

В качестве примера организации работы по выявлению причин неудовлетворенности трудом персонала, а также определению мер по повышению привлекательности работы на предприятии приведем опыт компании ООО «Строй-ЖБИ» (см. главу «Что за зверь такой — HR-брендинг?»).

В ООО «Строй-ЖБИ» среди сотрудников компании был проведен опрос с целью выяснения мнения персонала о своем рабочем месте и компании в целом. Результаты позволили не только оценить качество условий труда, но и узнать, что 80 % работающего персонала мечтает о другой работе и ее активно ищет.

Данные опроса позволили определить основные пути работы по повышению привлекательности предприятия для сотрудников. Сначала была изменена система (не размер) оплаты труда, исключающая «выживание» с рабочих мест новых и молодых работников и предусматривающая выплату фиксированной части заработной платы при простое производства не по вине персонала. Затем были проведены профилактические беседы с руководящим персоналом о недопустимости некорректного поведения по отношению к подчиненным, был проведен тренинг, направленный на развитие управленческих навыков для руководителей подразделений. Также были выделены и соответствующе оборудованы бытовые помещения для отдыха и приема пищи на работе, был налажен выпуск спецодежды рабочему персоналу, а также организована доставка сотрудников к месту работы вахтовым автобусом.

Результаты последующего опроса показали: доля нелояльных сотрудников сократилась до 20 % (в 4 раза!), а текучесть персонала снизилась с 80 до 18 % в год. При этом вложенные средства в мероприятия по совершенствованию условий труда не превысили бюджета, который бы пришлось выделить, если бы предприятие пошло по пути увеличения зарплаты всем работникам.

Организация внешней PR-кампании HR-бренда

Теперь остановимся на способах продвижения HR-бренда во внешний мир. Выделяют следующие каналы:

1. Газеты.

2. Журналы.

3. Книги.

4. Телевидение.

5. Радио.

6. Интернет (адресная рассылка, социальные сети).

7. Наружная реклама (стенды, плакаты, рекламные сообщения на служебных автомобилях).

8. Промоакции, полевая работа.

9. Самопродвижение (слухи).

Рассмотрим каждый из канал продвижения более подробно.

Газеты.  Здесь можно размещать прямые рекламные объявления HR-бренда, целевые интервью, ответы на интересующие вопросы.

Журналы.  По аналогии с газетами, с той лишь разницей — в газете рекламные материалы должны носить более общий социально ориентированный характер, а в журналах — иметь профессиональную направленность. Это связано со спецификой информации, публикуемой в данных СМИ. Газеты, за редким исключением, носят новостной и общеинформационный характер, а журналы — специализированный и профессиональный.

Книги.  Можно выпустить книгу о HR-брендинге компании и устроить ее масштабную презентацию. Другой вариант — поучаствовать в создании какой-либо отраслевой книги о достижениях предприятий в конкретной области и пр.

Телевидение.  В настоящее время данный канал продвижения является основным по охвату аудитории, эффективности и оперативности передачи информации в массы. Здесь можно воспользоваться двумя видами рекламы HR-бренда Вашей компании: прямой или косвенной. К прямой рекламе следует отнести показ рекламных роликов. К косвенной — проведение тематических «круглых столов» с участием представителей Вашей компании и экспертов, делающих определенные целевые заключения в пользу HR-бренда Вашей компании, показ социально ориентированных передач, направленных на демонстрацию HR-достижений Вашей компании, и т. д.

Радио.  Тоже достаточно эффективный канал продвижения информации. На радио также можно устраивать тематические передачи, давать интервью, транслировать краткие информационные сообщения, формирующие общественное мнение. Хорошим способом является написание специальной HR-песни или HR-гимна компании с последующим периодическим повторением ее (его) по радио. При этом песня должна быть написана на легкий для запоминания мотив (в идеале «приставучий»), в тексте должны фигурировать название компании, ее отношение к персоналу, конкурентные преимущества, которые способствовали бы привлечению новых кандидатов, и т. д.

Интернет  (адресная рассылка, социальные сети). Здесь можно воспользоваться различными способами. Первый — это баннерная реклама, она как минимум должна содержать внешние атрибуты HR-бренда, а как максимум привлекать внимание пользователя, не давая «пройти мимо». Второй — это создание собственного сайта (HR-отдела) или отдельных страничек на корпоративном сайте. Там должна быть размещена информация о внутренних HR-процедурах, с акцентом на их положительных сторонах, достижениях компании, примеры заботы о своих сотрудниках и т. д. Отдельно должны быть опубликованы предложения о работе, информация об открытых вакансиях с указанием требований и условий работы. Цель проста — вызвать у работника острое желание работать в Вашей компании. Третий способ — постоянное участие в различных читаемых тематических форумах с большой посещаемостью. Четвертый — это адресная рассылка. Эффективна для тех, кто когда-либо имел контакт с компанией: это и уволившиеся сотрудники, и проходившие собеседование и пока не принятые на работу по каким-либо причинам кандидаты. Данное мероприятие должно проводиться с согласия получателя. Иначе это приведет к обратному эффекту. Кроме того, можно практиковать рассылку презентации HR-бренда своей компании интересующим вас кандидатам.

Наружная реклама.  Предполагает размещение Вашей HR-рекламы на стендах, плакатах, на служебных и личных автомобилях работников и т. д.

Промоакции, полевая работа.  В качестве примеров можно предложить раздачу буклетов, в которых описаны преимущества работы в Вашей компании, в местах массового скопления людей, недалеко от проходных погибающих предприятий, на остановках общественного транспорта и т. д.

Самопродвижение (слухи).  Самый дешевый, один из эффективных, но в то же время наименее управляемый способ продвижения информации. Основой для его успешного функционирования является создание качественного внутреннего HR-бренда.

При оценке эффективности каналов продвижения обязательно должны быть учтены их основные характеристики (сформулированы на основе «Основных технологических характеристик каналов коммуникации»:

□ Качество информационной площади канала.  Обычно чем выше качество информационного канала, тем выше уровень целевой аудитории, имеющей контакт с ним. Поэтому в данном случае не стоит экономить, а выбирать качественный канал.

□ Качество информации.  Следует отметить, что чем выше качество информации, подаваемой в информационное поле, тем лучше она воспринимается потребителем и, соответственно, быстрее увеличивается количество косвенных контактов.

□ Количество контактов.  Это число персоналий в целевой аудитории.

□ Возможность площадки.  Каждый информационный канал имеет определенный ограниченный технический объем.

□ Доля целевой аудитории на площадке.  Это доля потребителей определенной интересующей нас категории, которые имеют контакт с данным информационным каналом. Например, мы заинтересованы в привлечении на предприятие водителей, соответственно, и размещать свой внешний HR-бренд должны в специфических журналах, таких как «За рулем», «Авторевю», а не в «Ложки-Матрешки».

□ Цена контакта.  В целом, она характеризует эффективность канала продвижения и определяется как отношение стоимости данного канала к количеству контактов с потребителем HR-информации.

□ Четкость рекламного предложения.  Данная характеристика показывает, насколько представители информационного канала могут отчетливо сформулировать его технологические возможности.

□ Имидж площадки.  Это сложившееся мнение на информационном рынке о деятельности того или иного канала продвижения информации.

Кроме того, обязательно в процессе рекламного посыла должны фигурировать внешние атрибуты Вашей компании и ее HR-бренда (логотип компании, HR-логотип компании, HR-девиз, HR-гимн и т. д.), чтобы в сознании слушателей формировался соответствующий звуковой (в виде HR-девиза и HR-гимна, HR-слогана и т. д.) и зрительный образ (в виде HR-логотипа, первых лиц компании, участвующих в рекламе HR-бренда своей компании, и т. д.).