Как определить величину постоянных и переменных затрат

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 

Эта информация является исходной для определения точки безубыточности. Если Вы не знаете какие затраты у Вас на предприятии переменные а какие постоянные это можно определить по бухгалтерской отчетности, для этого необходимо посмотреть бухучет по статьям расходов за определенный период, например год помесячно.

Постоянные затраты это затраты на оплату труда (если это оклады а не сдельная оплата и если Вы не меняли в этот период штатное расписание), аренда, возврат инвестиций, страховка (если таковая имеется), реклама, любые другие лимитированные расходы, включая закупки сырья, амортизация.

Переменные затраты будут меняться с ростом деловой активности предприятия (или с ростом производства) это могут быть затраты на производство, модернизацию или расширение бизнеса. Все зависит от специфики деятельности Вашего предприятия.

В качестве первого шага нужно будет просмотреть и разгруппировать по статьям расходов счета, которые являются главными накопителями расходов:

20 "Основное производство",

26 "Общехозяйственные расходы",

23 "Вспомогательные производства"

28 "Брак в производстве", возможно 25 счет и др.

Каждый бухгалтер ведет бухучет по своему, лучше просмотреть все счета, которые он использует для отражения расходов. Затем разгруппировать это по статьям расходов и сделать отчеты за каждый месяц в течение года.

Анализ безубыточности ЗАО "Арсенал" на 01.01.2009 г.

Отчет сформирован автоматически с помощью программы ФинЭкАнализ

Анализ безубыточности позволяет определить:

1. Объем продаж, при котором предприятие может полностью покрыть общую сумму переменных и постоянных затрат.

2. Запас финансовой прочности, т.е. Насколько может снизиться объем продаж, прежде чем появится убыток

3. Операционный рычаг, который показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении продаж на 1%.

Таблица 1. Классификация затрат по отношению к объему производства

 

Показатель

за 2007

за 2008

 

Постоянные

Переменные

Постоянные

Переменные

 

1. Материальные затраты

4136

78581

5114

97173

 

2. Затраты на оплату труда

12859

115733

7684

145996

 

2.1. Повременная

12859

x

7684

x

 

2.2. Сдельная

x

115733

x

145996

 

3. ЕСН, рассчитанный с использованием налоговой базы

3372

30350

1953

37115

 

3.1. Повременная

3372

x

1953

x

 

3.2. Сдельная

x

30350

x

37115

 

4. Амортизация

8033

x

8730

x

 

5. Прочие

22280

28736

 

Итого:

50680

224664

52217

280284

 

Таблица 2. Расчет точки безубыточности

Показатель

за 2007

за 2008

изменение

1. Всего затрат на производство

275344

332501

57157

2. Переменные затраты

224664

280284

55620

3. Постоянные затраты

50680

52217

1537

4. Объем продаж

342763

422275

79512

5. Уровень затрат, %

80.33%

78.74%

-1.59%

6. Уровень переменных затрат, %

65.54%

66.37%

0.83%

7. Уровень постоянных затрат, %

14.79%

12.37%

-2.42%

8. Прибыль от продаж

38560

43306

4746

9. Рентабельность продаж, % (п.8:п.4 х 100)

11.25%

10.26%

-0.99%

10. Вклад покрытия (п.3+п.8)

89240

95523

57157

11. Коэф. Вклада покрытия (п.10:п.4)

0.26

0.23

-0.03

12. Точка безубыточности (п.3:п.11)

194923.08

227030.43

32107

13. Запас финансовой прочности, % (п.4:п.12 х 100-100)

75.85%

86%

10.15%

14. Операционный рычаг

0.005

На предприятии запас финансовой прочности за 2008 г. составлял 86%, а за 2007 г. он равнялся 75.85% - имеет место положительная тенденция. Теоретически, предприятие могло за 2008 г. снизить объем продаж до уровня 227030.43 тыс. руб., а за 2007 г. до уровня 194923.08 тыс. руб. - при этих объемах предприятие имело бы нулевую прибыль, т.е. могло бы только покрыть затраты на производство и реализацию продукции.

Для увеличения прибыли на 1% предприятию необходимо увеличить объем продаж на 0.005 %. Т.е. для увеличения прибыли необходимы значительные усилия по наращиванию объема продаж, однако риск получения убытков не высок в связи с удалением от точки безубыточности.

 

Быстрый рост- проблема?

При быстром росте баланс может «перегреться» Иными словами, слишком быстрый рост валюты баланса нежелателен. Причины:

Рост объема продаж вызывает необходимость привлечения дополнительных средств для финансирования увеличения активов. Иными словами, рост долга. Риск увеличивается, и увеличение расходов на покрытие процентов может снизить прибыль.

Рост продаж сопровождается снижением эффективности работы. Эта неэффективность в балансе выглядит, как излишнее увеличение активов, необходимых для поддержки новых продаж. Иными словами, темпы роста активов выше темпов роста продаж. В результате продажи вырастут, а прибыль останется прежней.

Вот способы управления в данной ситуации:

Более эффективное управление текущими активами (запасы, дебиторская задолженность)

Реструктуризация долга (Перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную)

Повышение прибыльности

Продажа непрофильных активов

Уменьшение темпов роста продаж

Аренда основных средств

Увеличение задолженности

Расти медленнее и органичнее

Новый капитал (инвестор или партнер)

В результате Вы получаете тот же уровень прибыли при сокращении потребности в заемных средствах. Тем не менее, если бизнес не растет, он умирает. Вот основные параметры оценки возможностей расширения компании:

Достаточно ли эффективна компания при текущем уровне продаж?

Оборотные активы при росте продаж останутся на прежнем уровне?

Достаточно ли эффективно владелец бизнеса управляет активами? Ответ «нет» хотя бы на один из вопросов ставит под сомнение пользу от роста компании.

Вывод: чтобы рост продаж сопровождался ростом прибыли, необходимо параллельно увеличивать эффективность.

Эта информация является исходной для определения точки безубыточности. Если Вы не знаете какие затраты у Вас на предприятии переменные а какие постоянные это можно определить по бухгалтерской отчетности, для этого необходимо посмотреть бухучет по статьям расходов за определенный период, например год помесячно.

Постоянные затраты это затраты на оплату труда (если это оклады а не сдельная оплата и если Вы не меняли в этот период штатное расписание), аренда, возврат инвестиций, страховка (если таковая имеется), реклама, любые другие лимитированные расходы, включая закупки сырья, амортизация.

Переменные затраты будут меняться с ростом деловой активности предприятия (или с ростом производства) это могут быть затраты на производство, модернизацию или расширение бизнеса. Все зависит от специфики деятельности Вашего предприятия.

В качестве первого шага нужно будет просмотреть и разгруппировать по статьям расходов счета, которые являются главными накопителями расходов:

20 "Основное производство",

26 "Общехозяйственные расходы",

23 "Вспомогательные производства"

28 "Брак в производстве", возможно 25 счет и др.

Каждый бухгалтер ведет бухучет по своему, лучше просмотреть все счета, которые он использует для отражения расходов. Затем разгруппировать это по статьям расходов и сделать отчеты за каждый месяц в течение года.

Анализ безубыточности ЗАО "Арсенал" на 01.01.2009 г.

Отчет сформирован автоматически с помощью программы ФинЭкАнализ

Анализ безубыточности позволяет определить:

1. Объем продаж, при котором предприятие может полностью покрыть общую сумму переменных и постоянных затрат.

2. Запас финансовой прочности, т.е. Насколько может снизиться объем продаж, прежде чем появится убыток

3. Операционный рычаг, который показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении продаж на 1%.

Таблица 1. Классификация затрат по отношению к объему производства

 

Показатель

за 2007

за 2008

 

Постоянные

Переменные

Постоянные

Переменные

 

1. Материальные затраты

4136

78581

5114

97173

 

2. Затраты на оплату труда

12859

115733

7684

145996

 

2.1. Повременная

12859

x

7684

x

 

2.2. Сдельная

x

115733

x

145996

 

3. ЕСН, рассчитанный с использованием налоговой базы

3372

30350

1953

37115

 

3.1. Повременная

3372

x

1953

x

 

3.2. Сдельная

x

30350

x

37115

 

4. Амортизация

8033

x

8730

x

 

5. Прочие

22280

28736

 

Итого:

50680

224664

52217

280284

 

Таблица 2. Расчет точки безубыточности

Показатель

за 2007

за 2008

изменение

1. Всего затрат на производство

275344

332501

57157

2. Переменные затраты

224664

280284

55620

3. Постоянные затраты

50680

52217

1537

4. Объем продаж

342763

422275

79512

5. Уровень затрат, %

80.33%

78.74%

-1.59%

6. Уровень переменных затрат, %

65.54%

66.37%

0.83%

7. Уровень постоянных затрат, %

14.79%

12.37%

-2.42%

8. Прибыль от продаж

38560

43306

4746

9. Рентабельность продаж, % (п.8:п.4 х 100)

11.25%

10.26%

-0.99%

10. Вклад покрытия (п.3+п.8)

89240

95523

57157

11. Коэф. Вклада покрытия (п.10:п.4)

0.26

0.23

-0.03

12. Точка безубыточности (п.3:п.11)

194923.08

227030.43

32107

13. Запас финансовой прочности, % (п.4:п.12 х 100-100)

75.85%

86%

10.15%

14. Операционный рычаг

0.005

На предприятии запас финансовой прочности за 2008 г. составлял 86%, а за 2007 г. он равнялся 75.85% - имеет место положительная тенденция. Теоретически, предприятие могло за 2008 г. снизить объем продаж до уровня 227030.43 тыс. руб., а за 2007 г. до уровня 194923.08 тыс. руб. - при этих объемах предприятие имело бы нулевую прибыль, т.е. могло бы только покрыть затраты на производство и реализацию продукции.

Для увеличения прибыли на 1% предприятию необходимо увеличить объем продаж на 0.005 %. Т.е. для увеличения прибыли необходимы значительные усилия по наращиванию объема продаж, однако риск получения убытков не высок в связи с удалением от точки безубыточности.

 

Быстрый рост- проблема?

При быстром росте баланс может «перегреться» Иными словами, слишком быстрый рост валюты баланса нежелателен. Причины:

Рост объема продаж вызывает необходимость привлечения дополнительных средств для финансирования увеличения активов. Иными словами, рост долга. Риск увеличивается, и увеличение расходов на покрытие процентов может снизить прибыль.

Рост продаж сопровождается снижением эффективности работы. Эта неэффективность в балансе выглядит, как излишнее увеличение активов, необходимых для поддержки новых продаж. Иными словами, темпы роста активов выше темпов роста продаж. В результате продажи вырастут, а прибыль останется прежней.

Вот способы управления в данной ситуации:

Более эффективное управление текущими активами (запасы, дебиторская задолженность)

Реструктуризация долга (Перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную)

Повышение прибыльности

Продажа непрофильных активов

Уменьшение темпов роста продаж

Аренда основных средств

Увеличение задолженности

Расти медленнее и органичнее

Новый капитал (инвестор или партнер)

В результате Вы получаете тот же уровень прибыли при сокращении потребности в заемных средствах. Тем не менее, если бизнес не растет, он умирает. Вот основные параметры оценки возможностей расширения компании:

Достаточно ли эффективна компания при текущем уровне продаж?

Оборотные активы при росте продаж останутся на прежнем уровне?

Достаточно ли эффективно владелец бизнеса управляет активами? Ответ «нет» хотя бы на один из вопросов ставит под сомнение пользу от роста компании.

Вывод: чтобы рост продаж сопровождался ростом прибыли, необходимо параллельно увеличивать эффективность.