Глава 9 Почему вы на меня так молчите?
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25
Положив в мышеловку сыр, оставьте место для мыши.
Гектор Хью Манро, британский писатель
Начну сразу с историй.
История первая из нашей практики общения с клиентом. Важная встреча по новому бизнесу. А я накануне простудил горло так, что говорить практически не мог. Вхожу в кабинет генерального директора компании. Спрашивает: «Как вам нравится такая-то реклама?» Я в ответ: «М-м-м». Топ-менеджер перебивает: «А вот я думаю…». И развивает мысль. Новый вопрос. Я снова что-то промычал. Директор опять стал говорить и говорить сам. Когда мы пожимали друг другу руки перед прощанием, наш будущий клиент сказал мне, что в первый раз ему встретился рекламщик, умеющий не только говорить, но и слушать.
История вторая. Когда-то в начале 90-х, устраиваясь на свою первую работу в рекламное агентство, я размышлял о той зарплате, которую мне могут предложить. Опыта никакого у меня не было. Рынок труда только формировался. Я совершенно не представлял, на что ориентироваться в плане финансового вознаграждения. Тогда я мысленно определил для себя ту сумму, ниже которой я на предложение о работе не соглашусь. Собеседование плавно вышло на обсуждение финансовых условий. Вопрос: на какую зарплату вы претендуете? Я только пожал плечами и промолчал. Ну, такая-то сумма вас устроит? Названная цифра раза в четыре была больше той, на которую я рассчитывал!
Что общего в этих примерах? Пауза в разговоре, молчание. Они могут стать великолепным инструментом ОБЩЕНИЯ.
Вспомните, как пользуются таким приемом артисты разговорного жанра. После ударной репризы они выдерживают паузу, пока лавина смеха не накроет весь зал. На профессиональном жаргоне это называется «продать шутку».
Прекрасно пользуются паузой и журналисты, вынуждая собеседника рассказать больше, чем он планировал. Настоящими мастерами этого приема являются следователи, адвокаты, врачи-психотерапевты.
Пауза в разговоре, молчание могут стать великолепным инструментом ОБЩЕНИЯ.
Опытные торговые представители знают, каким мощным маркетинговым инструментом может стать молчание в разговоре с клиентом. Построить продажу не на своем монологе, а на умных вопросах и ответах клиента — высший пилотаж в личных продажах.
Позвольте клиенту высказаться. Вдохновите его на рассказ о себе, о своей компании, о своем товаре. Уверяю, что результат такой встречи вас приятно удивит. Клиенты любят тех, кто их слушает.
Как вы думаете, за что?
За то, как человек ощущает себя после этого. За появляющееся у него чувство собственной значимости. Независимо от того, осознает он это или нет.
Пауза замечательно работает и в рекламе. Например, в традиционных печатных материалах. Что здесь будет «паузой»? Пустота. Свободное пространство. «Воздух», как мы называем это на нашем рекламном жаргоне.
Позвольте клиенту высказаться. Клиенты любят тех, кто их слушает.
Еще пара историй. Однажды мне довелось присутствовать при таком разговоре в нашем креативном агентстве. Дизайнер показывал новый макет постера для выставки менеджеру по работе с клиентами. Тот, увидев обилие свободного пространства на макете, сказал: «Ну зачем доводить клиентов до истерики? Они нам что, за пустое место платят? Добавь еще картинок с продукцией заказчика». Работа над макетом продолжилась. Но от дополнительных изображений все-таки пришлось отказаться.
Теперь вторая история. Василий Суриков работает над картиной «Боярыня Морозова». Трудная задача. Как передать на холсте движение? Лошадь упорно не хочет «идти», а сани не желают «ехать». Что же сделал художник? Убрал зубчатую кремлевскую стену. На первых набросках она виднелась в конце улицы. Сразу открылась даль. Улица стала бесконечной. Уже лучше. Но все равно чего-то не хватало. Помог случай. Наблюдая за следом, который оставляли на снегу ехавшие мимо его дома розвальни, Суриков догадался добавить внизу холста колею и увеличить расстояние от саней до нижнего края картины. В ней сразу появилось напряжение. Лошадь дернулась. Розвальни качнулись на ухабе, накренились… и пошли. Картина ожила (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Вы легко можете ощутить это маленькое волшебство и сегодня. Проделайте эксперимент. Закройте нижнюю часть картины Сурикова и посмотрите, как она изменится.
Чтобы вас услышали, зачастую не нужно кричать. Взгляните, насколько громко может «говорить» рекламное объявление, где вокруг главного изображения много пустого поля (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Пример эффективного использования свободного пространства
Именно благодаря свободному пространству взгляд устремляется к картинке. Простор вокруг нее делает изображение более выпуклым. «Воздух» позволяет управлять вниманием зрителя. Делает рекламу эффектной и запоминающейся.
Чтобы вас услышали, зачастую не нужно кричать.
Самое лучшее использование пустоты, незаполненности встретилось мне в западной рекламе… женских прокладок. Согласитесь, сделать «воздух» центральным элементом рекламной идеи — весьма неожиданное решение. Выглядело это так. Поле горизонтального объявления визуально разделено на две части. Над первой половиной заголовок: «Вот так вы ее видите». Внизу — тончайшая полосочка прокладки, показанной сбоку. Лишь по загнутому краешку и можно догадаться, что это женская прокладка. Заголовок над второй половиной: «А вот так вы ее чувствуете». Надо ли рассказывать о том, что было изображено на второй половине? Вот так изящно работает «воздух» в рекламе.
Делайте в разговоре паузы. Оставляйте свободное место на вашем сайте. Вдохните в дизайн вашей визитки «воздух». Это и будет той свитой, которая делает короля. Без свиты король не существует.
Делайте в разговоре паузы. Оставляйте свободное место на вашем сайте. Вдохните в дизайн вашей визитки «воздух».
В заключение этой главы хочется вспомнить карикатуру, встретившуюся мне однажды в Интернете. Властная крупная женщина привела на прием к врачу своего тщедушного мужа. «Доктор, я целыми днями говорю ему что-нибудь. А в ответ — ни слова. У него серьезное заболевание?» И ответ врача. Небольшая пауза. Приготовьтесь. «Это не заболевание. Это — талант».
СПОСОБ ДЕВЯТЫЙ. Кто говорит сам, тот не узнает ничего нового. Дайте высказаться вашему собеседнику.
Положив в мышеловку сыр, оставьте место для мыши.
Гектор Хью Манро, британский писатель
Начну сразу с историй.
История первая из нашей практики общения с клиентом. Важная встреча по новому бизнесу. А я накануне простудил горло так, что говорить практически не мог. Вхожу в кабинет генерального директора компании. Спрашивает: «Как вам нравится такая-то реклама?» Я в ответ: «М-м-м». Топ-менеджер перебивает: «А вот я думаю…». И развивает мысль. Новый вопрос. Я снова что-то промычал. Директор опять стал говорить и говорить сам. Когда мы пожимали друг другу руки перед прощанием, наш будущий клиент сказал мне, что в первый раз ему встретился рекламщик, умеющий не только говорить, но и слушать.
История вторая. Когда-то в начале 90-х, устраиваясь на свою первую работу в рекламное агентство, я размышлял о той зарплате, которую мне могут предложить. Опыта никакого у меня не было. Рынок труда только формировался. Я совершенно не представлял, на что ориентироваться в плане финансового вознаграждения. Тогда я мысленно определил для себя ту сумму, ниже которой я на предложение о работе не соглашусь. Собеседование плавно вышло на обсуждение финансовых условий. Вопрос: на какую зарплату вы претендуете? Я только пожал плечами и промолчал. Ну, такая-то сумма вас устроит? Названная цифра раза в четыре была больше той, на которую я рассчитывал!
Что общего в этих примерах? Пауза в разговоре, молчание. Они могут стать великолепным инструментом ОБЩЕНИЯ.
Вспомните, как пользуются таким приемом артисты разговорного жанра. После ударной репризы они выдерживают паузу, пока лавина смеха не накроет весь зал. На профессиональном жаргоне это называется «продать шутку».
Прекрасно пользуются паузой и журналисты, вынуждая собеседника рассказать больше, чем он планировал. Настоящими мастерами этого приема являются следователи, адвокаты, врачи-психотерапевты.
Пауза в разговоре, молчание могут стать великолепным инструментом ОБЩЕНИЯ.
Опытные торговые представители знают, каким мощным маркетинговым инструментом может стать молчание в разговоре с клиентом. Построить продажу не на своем монологе, а на умных вопросах и ответах клиента — высший пилотаж в личных продажах.
Позвольте клиенту высказаться. Вдохновите его на рассказ о себе, о своей компании, о своем товаре. Уверяю, что результат такой встречи вас приятно удивит. Клиенты любят тех, кто их слушает.
Как вы думаете, за что?
За то, как человек ощущает себя после этого. За появляющееся у него чувство собственной значимости. Независимо от того, осознает он это или нет.
Пауза замечательно работает и в рекламе. Например, в традиционных печатных материалах. Что здесь будет «паузой»? Пустота. Свободное пространство. «Воздух», как мы называем это на нашем рекламном жаргоне.
Позвольте клиенту высказаться. Клиенты любят тех, кто их слушает.
Еще пара историй. Однажды мне довелось присутствовать при таком разговоре в нашем креативном агентстве. Дизайнер показывал новый макет постера для выставки менеджеру по работе с клиентами. Тот, увидев обилие свободного пространства на макете, сказал: «Ну зачем доводить клиентов до истерики? Они нам что, за пустое место платят? Добавь еще картинок с продукцией заказчика». Работа над макетом продолжилась. Но от дополнительных изображений все-таки пришлось отказаться.
Теперь вторая история. Василий Суриков работает над картиной «Боярыня Морозова». Трудная задача. Как передать на холсте движение? Лошадь упорно не хочет «идти», а сани не желают «ехать». Что же сделал художник? Убрал зубчатую кремлевскую стену. На первых набросках она виднелась в конце улицы. Сразу открылась даль. Улица стала бесконечной. Уже лучше. Но все равно чего-то не хватало. Помог случай. Наблюдая за следом, который оставляли на снегу ехавшие мимо его дома розвальни, Суриков догадался добавить внизу холста колею и увеличить расстояние от саней до нижнего края картины. В ней сразу появилось напряжение. Лошадь дернулась. Розвальни качнулись на ухабе, накренились… и пошли. Картина ожила (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Вы легко можете ощутить это маленькое волшебство и сегодня. Проделайте эксперимент. Закройте нижнюю часть картины Сурикова и посмотрите, как она изменится.
Чтобы вас услышали, зачастую не нужно кричать. Взгляните, насколько громко может «говорить» рекламное объявление, где вокруг главного изображения много пустого поля (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Пример эффективного использования свободного пространства
Именно благодаря свободному пространству взгляд устремляется к картинке. Простор вокруг нее делает изображение более выпуклым. «Воздух» позволяет управлять вниманием зрителя. Делает рекламу эффектной и запоминающейся.
Чтобы вас услышали, зачастую не нужно кричать.
Самое лучшее использование пустоты, незаполненности встретилось мне в западной рекламе… женских прокладок. Согласитесь, сделать «воздух» центральным элементом рекламной идеи — весьма неожиданное решение. Выглядело это так. Поле горизонтального объявления визуально разделено на две части. Над первой половиной заголовок: «Вот так вы ее видите». Внизу — тончайшая полосочка прокладки, показанной сбоку. Лишь по загнутому краешку и можно догадаться, что это женская прокладка. Заголовок над второй половиной: «А вот так вы ее чувствуете». Надо ли рассказывать о том, что было изображено на второй половине? Вот так изящно работает «воздух» в рекламе.
Делайте в разговоре паузы. Оставляйте свободное место на вашем сайте. Вдохните в дизайн вашей визитки «воздух». Это и будет той свитой, которая делает короля. Без свиты король не существует.
Делайте в разговоре паузы. Оставляйте свободное место на вашем сайте. Вдохните в дизайн вашей визитки «воздух».
В заключение этой главы хочется вспомнить карикатуру, встретившуюся мне однажды в Интернете. Властная крупная женщина привела на прием к врачу своего тщедушного мужа. «Доктор, я целыми днями говорю ему что-нибудь. А в ответ — ни слова. У него серьезное заболевание?» И ответ врача. Небольшая пауза. Приготовьтесь. «Это не заболевание. Это — талант».
СПОСОБ ДЕВЯТЫЙ. Кто говорит сам, тот не узнает ничего нового. Дайте высказаться вашему собеседнику.