6.3.2. Акцизы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 

Не менее значимым косвенным налогом, формирующим значительную часть доходов бюджетов, являются акцизы. В отличие от НДС акцизы – один из древнейших видов налогов, которые издавна использовались государством для пополнения своей казны. Акцизы и налоги на потребление отдельных видов продукции широко применялись еще во времена Древнего Рима, а в настоящее время получили широкое распространение почти во всех странах рыночной экономики. В 1901 г. в царской России акцизы давали казне около 60 % доходов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения, их роль выполнял в основном налог с оборота. Возвращение акцизов в качестве самостоятельного налогового платежа (после их ликвидации налоговой реформой 1930 г.) произошло в России после 1992 г., когда вступил в действие новый налоговый закон. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главным критерием отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы.

Будучи косвенным налогом, акцизы, так же как и НДС, включаются в цену товара, увеличивая ее. Оплачиваются акцизы потребителем, а перечисляются в бюджет производителем товара. Вместе с тем акцизы – это особый вид косвенных налогов, которые отличаются от НДС следующими характеристиками:

1) объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров. Работы и услуги акцизами не облагаются. Перечень подакцизных товаров также ограничен;

2) если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в производственной сфере. Исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ. Плательщиками акцизов в этом случае выступают юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары;

3) если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая материальные затраты.

В настоящее время в большинстве стран акцизы играют двоякую роль:

1) это один из важнейших источников доходов бюджетов;

2) это средство ограничения потребления ряда товаров, главным образом социально вредных, а также средство регулирования спроса и предложения товаров.

Наиболее часто акцизы устанавливаются на социально вредные товары и предметы роскоши и, помимо фискальной функции, имеют цель снизить потребление данной продукции. Широкое применение получила практика установления акцизов на высокорентабельную продукцию с целью изъятия в бюджет части полученной производителями или импортерами сверхприбыли, а также на некоторые виды энергоресурсов с целью более бережного и эффективного их использования в национальной экономике. В большинстве стран к подакцизным товарам относятся алкогольная и табачная продукция, бензин, автомобили, изделия из драгоценных металлов.

В России подакцизными товарами признаются:

1) социально вредные товары:

• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликерово-дочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);

• пиво;

• табачная продукция;

• спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

• спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

2) предметы роскоши:

• легковые автомобили;

• мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.;

3) продукты переработки углеводородного сырья:

• автомобильный бензин;

• дизельное топливо;

• моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

• прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья);

4) акцизы, взимаемые на таможне .

Не являются подакцизными такие спиртосодержащие товары, как лекарственные средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке и др.

Не подлежат обложению акцизами:

• передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому для производства также подакцизных товаров;

• реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ;

• реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

• первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйственных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.

Акцизные налоги в бюджет вносят предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара или минерального сырья. Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров.

По подакцизным товарам используются два вида ставок: специфические и адвалорные.

Специфические налоговые ставки являются твердыми и применяются в абсолютной сумме на единицу товара. Специфические ставки применяются к алкогольной, табачной и другой продукции. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, налоговой базой служит объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.

Если на продукцию установлены специфические ставки, то сумма акциза исчисляется по следующей формуле:

С = О х А,

где С – сумма акциза; О – налоговая ставка в натуральном выражении; А – ставка акциза (руб. и коп.).

Например, специфическая налоговая ставка алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 9 и до 25 % включительно (за исключением вин) составляет 83 руб. за 1 л безводного этилового спирта. Для сигар специфическая налоговая ставка составляет 16 руб. 35 коп. за 1 штуку. Адвалорные налоговые ставки устанавливаются в процентах. Налоговой базой при этом служит стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без акциза, НДС и налога с продаж.

При расчете адвалорной налоговой ставки используется следующая формула:

где С – сумма налога; Н – отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы, которые выступают в качестве налогооблагаемого объекта; А – ставка акциза в процентах.

Для минерального сырья налоговая база исчисляется в особом порядке, установленном для каждого вида минерального сырья. Она может дифференцироваться по отдельным месторождениям.

Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Законодательством предусмотрены также налоговые вычеты, на которые уменьшается общая доля налога по подакцизным товарам. Вычитаются суммы налога, предъявленные продавцами и уплаченные плательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные при ввозе товаров в РФ, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

По ряду товаров (табаку, табачным изделиям, винно-водочным изделиям, пищевому спирту) предусмотрена обязательная маркировка марками акцизного сбора. В таком случае предусмотрены налоговые вычеты сумм авансовых платежей, уплаченных при приобретении акцизных марок. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на налоговые вычеты. Если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по подакцизным товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде, полученная разница возмещается.

Уплата налога производится не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем. В отношении отдельных видов подакцизных товаров могут быть установлены специальные сроки.

Акцизы являются регулирующим налогом. Они зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ в порядке и на условиях, устанавливаемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Так, например, в федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрено, что акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для дизельных двигателей, а также акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % зачисляются в размере 100 % в федеральный бюджет. Что касается спирта питьевого, водку, ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории, то 50 % акцизов на эти товары зачисляются в федеральный бюджет, а 50 % – в бюджеты субъектов РФ.

В целом акцизы выполняют не только фискальную, но и регулирующую функцию. Устанавливая специфические ставки (т. е. ставки в виде конкретной суммы за физическую единицу товара) и проводя корректировки при определении объектов налогообложения, государство в состоянии влиять на рентабельность производителей тех или иных подакцизных товаров.

Вместе с тем акцизы заключают целый ряд негативных моментов. Прежде всего понятие «предметы роскоши» является достаточно условным. Что в одних случаях является предметом роскоши, то при других обстоятельствах становится необходимым предметом нормальной жизни. Но получается так, что, попав однажды в список предметов роскоши, впоследствии эти предметы там и остаются. Например, в перечне подакцизных товаров США до сих пор числятся спички и рыболовные снасти, а в Германии – кофе, сахар, осветительные приборы, чай и соль. Сегодня автомобиль уже является не предметом роскоши, а необходимым средством передвижения, но тем не менее он остается подакцизным товаром.

Кроме того, ограничивая с помощью акцизов потребление отдельных видов товаров (алкоголя, табачных изделий), государство тем самым провоцирует увеличение нелегального оборота некачественной продукции или способствует усилению позиций иностранных производителей аналогичной продукции.

Не менее значимым косвенным налогом, формирующим значительную часть доходов бюджетов, являются акцизы. В отличие от НДС акцизы – один из древнейших видов налогов, которые издавна использовались государством для пополнения своей казны. Акцизы и налоги на потребление отдельных видов продукции широко применялись еще во времена Древнего Рима, а в настоящее время получили широкое распространение почти во всех странах рыночной экономики. В 1901 г. в царской России акцизы давали казне около 60 % доходов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения, их роль выполнял в основном налог с оборота. Возвращение акцизов в качестве самостоятельного налогового платежа (после их ликвидации налоговой реформой 1930 г.) произошло в России после 1992 г., когда вступил в действие новый налоговый закон. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главным критерием отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы.

Будучи косвенным налогом, акцизы, так же как и НДС, включаются в цену товара, увеличивая ее. Оплачиваются акцизы потребителем, а перечисляются в бюджет производителем товара. Вместе с тем акцизы – это особый вид косвенных налогов, которые отличаются от НДС следующими характеристиками:

1) объектом обложения акцизами является оборот по реализации только товаров. Работы и услуги акцизами не облагаются. Перечень подакцизных товаров также ограничен;

2) если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, то акцизы функционируют только в производственной сфере. Исключение составляют акцизы по товарам, импортируемым на территорию РФ. Плательщиками акцизов в этом случае выступают юридические и физические лица, закупившие подакцизные товары;

3) если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая материальные затраты.

В настоящее время в большинстве стран акцизы играют двоякую роль:

1) это один из важнейших источников доходов бюджетов;

2) это средство ограничения потребления ряда товаров, главным образом социально вредных, а также средство регулирования спроса и предложения товаров.

Наиболее часто акцизы устанавливаются на социально вредные товары и предметы роскоши и, помимо фискальной функции, имеют цель снизить потребление данной продукции. Широкое применение получила практика установления акцизов на высокорентабельную продукцию с целью изъятия в бюджет части полученной производителями или импортерами сверхприбыли, а также на некоторые виды энергоресурсов с целью более бережного и эффективного их использования в национальной экономике. В большинстве стран к подакцизным товарам относятся алкогольная и табачная продукция, бензин, автомобили, изделия из драгоценных металлов.

В России подакцизными товарами признаются:

1) социально вредные товары:

• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликерово-дочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);

• пиво;

• табачная продукция;

• спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

• спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

2) предметы роскоши:

• легковые автомобили;

• мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с.;

3) продукты переработки углеводородного сырья:

• автомобильный бензин;

• дизельное топливо;

• моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

• прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья);

4) акцизы, взимаемые на таможне .

Не являются подакцизными такие спиртосодержащие товары, как лекарственные средства, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке и др.

Не подлежат обложению акцизами:

• передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому для производства также подакцизных товаров;

• реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ;

• реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

• первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйственных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства.

Акцизные налоги в бюджет вносят предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара или минерального сырья. Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров.

По подакцизным товарам используются два вида ставок: специфические и адвалорные.

Специфические налоговые ставки являются твердыми и применяются в абсолютной сумме на единицу товара. Специфические ставки применяются к алкогольной, табачной и другой продукции. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические ставки, налоговой базой служит объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.

Если на продукцию установлены специфические ставки, то сумма акциза исчисляется по следующей формуле:

С = О х А,

где С – сумма акциза; О – налоговая ставка в натуральном выражении; А – ставка акциза (руб. и коп.).

Например, специфическая налоговая ставка алкогольной продукции с объемной долей спирта этилового свыше 9 и до 25 % включительно (за исключением вин) составляет 83 руб. за 1 л безводного этилового спирта. Для сигар специфическая налоговая ставка составляет 16 руб. 35 коп. за 1 штуку. Адвалорные налоговые ставки устанавливаются в процентах. Налоговой базой при этом служит стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без акциза, НДС и налога с продаж.

При расчете адвалорной налоговой ставки используется следующая формула:

где С – сумма налога; Н – отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы, которые выступают в качестве налогооблагаемого объекта; А – ставка акциза в процентах.

Для минерального сырья налоговая база исчисляется в особом порядке, установленном для каждого вида минерального сырья. Она может дифференцироваться по отдельным месторождениям.

Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Законодательством предусмотрены также налоговые вычеты, на которые уменьшается общая доля налога по подакцизным товарам. Вычитаются суммы налога, предъявленные продавцами и уплаченные плательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные при ввозе товаров в РФ, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

По ряду товаров (табаку, табачным изделиям, винно-водочным изделиям, пищевому спирту) предусмотрена обязательная маркировка марками акцизного сбора. В таком случае предусмотрены налоговые вычеты сумм авансовых платежей, уплаченных при приобретении акцизных марок. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на налоговые вычеты. Если по итогам налогового периода сумма вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по подакцизным товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде, полученная разница возмещается.

Уплата налога производится не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем. В отношении отдельных видов подакцизных товаров могут быть установлены специальные сроки.

Акцизы являются регулирующим налогом. Они зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ в порядке и на условиях, устанавливаемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Так, например, в федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрено, что акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для дизельных двигателей, а также акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % зачисляются в размере 100 % в федеральный бюджет. Что касается спирта питьевого, водку, ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории, то 50 % акцизов на эти товары зачисляются в федеральный бюджет, а 50 % – в бюджеты субъектов РФ.

В целом акцизы выполняют не только фискальную, но и регулирующую функцию. Устанавливая специфические ставки (т. е. ставки в виде конкретной суммы за физическую единицу товара) и проводя корректировки при определении объектов налогообложения, государство в состоянии влиять на рентабельность производителей тех или иных подакцизных товаров.

Вместе с тем акцизы заключают целый ряд негативных моментов. Прежде всего понятие «предметы роскоши» является достаточно условным. Что в одних случаях является предметом роскоши, то при других обстоятельствах становится необходимым предметом нормальной жизни. Но получается так, что, попав однажды в список предметов роскоши, впоследствии эти предметы там и остаются. Например, в перечне подакцизных товаров США до сих пор числятся спички и рыболовные снасти, а в Германии – кофе, сахар, осветительные приборы, чай и соль. Сегодня автомобиль уже является не предметом роскоши, а необходимым средством передвижения, но тем не менее он остается подакцизным товаром.

Кроме того, ограничивая с помощью акцизов потребление отдельных видов товаров (алкоголя, табачных изделий), государство тем самым провоцирует увеличение нелегального оборота некачественной продукции или способствует усилению позиций иностранных производителей аналогичной продукции.