6.3.8. Ресурсные налоги
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82
В настоящее время в России сложилась определенная система налогов, связанная с использованием и эксплуатацией природных ресурсов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к ресурсным налогам относятся:
• налог на добычу полезных ископаемых;
• водный налог;
• земельный налог;
• платежи за пользование лесным фондом;
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Доля ресурсных налогов в доходах федерального бюджета за последние годы существенно выросла. Так, если в 2002 г. их доля в налоговых доходах федерального бюджета составляла 9,1 %, то в 2006 г. уже 15,4 %. Такой рост был во многом обусловлен упорядочением работы по сбору ресурсных налогов, а также принятием соответствующих глав Налогового кодекса РФ (о водном налоге, земельном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых и др.).
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен Налоговым кодексом РФ с 1 января 2002 г. (гл. 26). Он заменил действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами.
Налогоплательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Объектом налогообложения НДПИ является добытое полезное ископаемое, в качестве которого признаются:
• полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
• полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
• полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
В соответствии со ст. 337 НК РФ «добытым полезным ископаемым» признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Видами добытого полезного ископаемого являются:
• антрацит, уголь бурый и горючие сланцы;
• торф;
• углеводородное сырье (нефть, газ);
• руды четных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
• горно-химическое неметаллическое сырье;
• сырье редких металлов (индий, кадмий, галлий и т. п.);
• неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, мел природный, доломит и т. п.);
• природные алмазы и другие драгоценные камни;
• соль природная и чистый хлористый натрий, а также другие полезные ископаемые.
Не признаются объектами налогообложения:
• общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими непосредственно для личного потребления;
• добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
• полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
• полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
• дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
При уплате налога налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых, либо как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (углеводородное сырье).
Количество добытого полезного ископаемого может определяться как прямым, так и косвенным методом. При использовании прямого метода количество добытых полезных ископаемых определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и устройств. Косвенный метод предполагает определение объема добычи полезного ископаемого расчетно, на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Этот метод применяется тогда, когда применение прямого метода невозможно.
Ставки НДПИ определяются НК РФ отдельно в отношении каждого из видов полезных ископаемых. Например, ст. 342 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке:
• 3,8 % при добыче калийных солей;
• 4,0 % при добыче торфа, каменного угля;
• 8,0 % при добыче природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;
• 16,5 % при добыче углеводородного сырья;
• 17,5 % при добыче газового конденсата.
НДПИ подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
НДПИ является регулирующим налогом. Будучи федеральным налогом, он поступает как в федеральный бюджет РФ, так и в бюджеты субъектов РФ. Порядок распределения налога определяется при принятии федерального бюджета на очередной финансовый год. Так, например, Федеральным законом «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2006 год» предусмотрено, что платежи за добычу общераспространных полезных ископаемых полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Платежи за добычу углеводородного сырья в объеме 20 % поступают в федеральный бюджет, а 80 % идет в бюджеты субъектов РФ (если добыча ведется на территории края или области, имеющих автономные округа).
К ресурсным налогам в РФ относится также водный налог. Плата за воду существовала и в СССР. Она была введена экономической реформой 1965 г. для стимулирования экономного использования воды хозяйствующими субъектами. В новой налоговой системе, формируемой в России с 1992 г., этот налог сохранился. Он стал называться платой за пользование водными объектами. Сбор данного налога долгое время регулировался специальными федеральными законами и подзаконными нормативными актами, а также Водным кодексом. 28 июля 2004 г. Федеральным законом № 83-ФЗ была введена новая 25 гл. НК РФ, посвященная водному налогу. Поэтому в настоящее время сбор водного налога регулируется соответствующей главной НК РФ.
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование:
• забор воды из водных объектов;
• использование акватории водных объектов;
• использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
• использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения:
• забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также терминальных вод;
• забор воды для обеспечения пожарной безопасности или ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
• забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
• использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
• использование водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
• использование водных объектов для рыболовства и охоты[19]. Налоговая база определяется по каждому виду водопользования. Например, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (на основании показаний водоизмерительных приборов). При использовании акватории водных объектов, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства (по данным лицензии на водопользование). При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема сплавляемой древесины (в тыс. куб м) и расстояния сплава (в километрах), деленного на 100.
Налоговые ставки устанавливаются дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей, экономическим районам. Эти ставки представлены в НК РФ (ст. 33312). При этом учитывается природная значимость водных объектов. Например, одна из самых высоких налоговых ставок за пользование водой из озера Байкал – 576 руб. за 1 тыс. куб. м воды.
Водный налог является регулирующим налогом. 40 % этого налога зачисляются в федеральный бюджет РФ, а 60 % – в бюджеты субъектов РФ.
Ресурсным налогом в РФ является также земельный налог. Он взимается на всей территории РФ. Его целью является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества.
Земельный налог является местным налогом. Первоначально условия, порядок исчисления и уплаты земельного налога определялись на основе Закона РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. № 1738-1 (с изменениями и дополнениями) и Земельного кодекса РФ. 29 ноября 2004 г. был принят Федеральный закон № 141-ФЗ, который ввел главу 31 НК РФ «Земельный налог». Поэтому в настоящее время сбор данного налога на территории РФ регулируется соответствующей главой НК РФ.
Налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Не признаются объектом налогообложения:
• земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
• земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия;
• земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
• земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;
• земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Поскольку земельный налог является местным налогом, налоговые ставки определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако они не могут превышать ставки, которые определены федеральным законодательством.
Так, в ст. 394 НК РФ определено, что налоговые ставки не могут превышать:
1) 0,3 % в отношении земельных участков:
• отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
• занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
• предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
По земельному налогу предусмотрены определенные налоговые льготы. Так, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика для следующих категорий граждан:
• Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
• инвалидов I, II и III группы, а также инвалидов с детства;
• ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
• физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, при испытаниях ядерного и термоядерного оружия.
Освобождаются от уплаты налога:
• организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
• организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
• религиозные организации – в отношении принадлежащим им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
• общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
• организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
• физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
• организации, резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
Земельный налог является регулирующим налогом. В настоящее время он распределяется между всеми уровнями бюджетной системы в пропорциях, определяемых Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в бюджете 2005 г. предусмотрено, что плательщики земельного налога и арендной платы за землю городов и поселков перечисляют 50 % – в бюджеты субъектов РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, для которых размер отчислений составляет 100 %); 50 % – в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований.
К числу ресурсных налогов относится также платежи за пользование лесным фондом. В настоящее время отношения по поводу эксплуатации лесного фонда России регулируются Лесным кодексом РФ, действующим с 4 февраля 1997 г.
В кодексе установлена следующая система платежей за пользование лесными ресурсами:
• лесные подати;
• арендная плата;
• плата за древесину, отпускаемую на корню.
Лесные подати включают плату за пользование следующими лесными ресурсами:
• заготовка древесины;
• заготовка живицы;
• заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты и т. п.);
• побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота и т. п.);
• пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
• пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
• пользование участков лесного фонда для культурно-оздоровительных целей.
Размеры лесных податей (ставки) устанавливаются на единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом или на единицу эксплуатируемой площади лесного фонда. Они устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Федерации или определяются по результатам лесных аукционов. Лесные подати могут взиматься как в форме денежных платежей, так и в части добытых лесных ресурсов.
Арендная плата взимается за те же виды лесопользования, что и лесные подати. Исключение составляет пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей. При этом не допускается аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников.
Размер арендной платы определяется в зависимости от местоположения арендуемого участка и его качества. Так, при передаче участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставка арендной платы устанавливается исходя из фактического качества охотничьих угодий, сдаваемых в аренду. За участки, переданные в аренду для культурно-оздоровительных и спортивных целей, арендная плата рассчитывается исходя из ожидаемых расходов арендатора и нормативной рентабельности.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, осуществляется любыми заготовителями древесины, которые имеют лесорубочные билеты. При этом минимальные ставки платы за древесину устанавливаются Правительством РФ. Они дифференцируются в зависимости от качества древесины, по видам основных пород, сортиментам (крупная, средняя, мелкая). Кроме того, применяется шкала рентных надбавок в зависимости от показателя ликвидного запаса на 1 га площади и расстояния вывозки заготовленной древесины от места заготовки до ближайшего пункта погрузки.
При принятии федерального бюджета на очередной финансовый год могут определяться поправочные корректирующие коэффициенты. Так, например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» было определено, что минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,5.
Часть лесных податей и арендной платы зачисляется в доход федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ. Остальная часть поступлений, рассчитанная как сумма превышения конкретных ставок, установленных субъектами РФ, над минимальными ставками, поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством и используется для нужд лесного хозяйства.
К числу ресурсных налогов относятся также сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Соответствующая глава НК РФ, посвященная этому налогу (глава 251), была введена Федеральным законом 11 ноября 2003 г. № 148-ФЗ.
Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию (разрешение) на пользование этими объектами на территории РФ.
Плательщиками сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются также организации и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на пользование этими объектами во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Определение объекта налогообложения связано с изъятием объектов животного мира и водных биоресурсов из среды их обитания (лов рыбы, охота и т. п.) на основании выданных лицензий. При этом не признаются объектами налогообложения объекты животного мира и водных биоресурсов, которые используются для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народностей Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, а также лицами, не относящими к этой категории граждан, но постоянно проживающими в этих местах, для которых охота и рыболовство являются основой существования.
За каждый объект животного мира и объект водных биологических ресурсов устанавливается определенная ставка (ст. 333 НК РФ). При этом сумма сбора определяется по каждому объекту животного мира или водных биоресурсов как произведение соответствующего количества ресурсов и ставки установленного сбора.
Сбор за пользование объектами животного мира носит разовый характер и уплачивается налогоплательщиком при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачиваются налогоплательщиками в виде разового и регулярного взносов. Разовый сбор составляет 10 % от общей суммы и уплачивается при получении лицензии на пользование объектами водных биоресурсов. Оставшаяся часть сбора уплачивается ежемесячно не позднее 20-го числа равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии.
Пропорции распределения данного налога между уровнями бюджетной системы определяются при принятии закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В настоящее время в России сложилась определенная система налогов, связанная с использованием и эксплуатацией природных ресурсов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к ресурсным налогам относятся:
• налог на добычу полезных ископаемых;
• водный налог;
• земельный налог;
• платежи за пользование лесным фондом;
• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Доля ресурсных налогов в доходах федерального бюджета за последние годы существенно выросла. Так, если в 2002 г. их доля в налоговых доходах федерального бюджета составляла 9,1 %, то в 2006 г. уже 15,4 %. Такой рост был во многом обусловлен упорядочением работы по сбору ресурсных налогов, а также принятием соответствующих глав Налогового кодекса РФ (о водном налоге, земельном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых и др.).
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен Налоговым кодексом РФ с 1 января 2002 г. (гл. 26). Он заменил действовавшие ранее отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и некоторые платежи за пользование недрами.
Налогоплательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.
Объектом налогообложения НДПИ является добытое полезное ископаемое, в качестве которого признаются:
• полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
• полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
• полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
В соответствии со ст. 337 НК РФ «добытым полезным ископаемым» признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Видами добытого полезного ископаемого являются:
• антрацит, уголь бурый и горючие сланцы;
• торф;
• углеводородное сырье (нефть, газ);
• руды четных и цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные руды;
• горно-химическое неметаллическое сырье;
• сырье редких металлов (индий, кадмий, галлий и т. п.);
• неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, мел природный, доломит и т. п.);
• природные алмазы и другие драгоценные камни;
• соль природная и чистый хлористый натрий, а также другие полезные ископаемые.
Не признаются объектами налогообложения:
• общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими непосредственно для личного потребления;
• добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
• полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
• полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
• дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
При уплате налога налоговая база НДПИ определяется по каждому виду полезного ископаемого. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых, либо как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (углеводородное сырье).
Количество добытого полезного ископаемого может определяться как прямым, так и косвенным методом. При использовании прямого метода количество добытых полезных ископаемых определяется непосредственно с помощью применения измерительных средств и устройств. Косвенный метод предполагает определение объема добычи полезного ископаемого расчетно, на основании данных о содержании добытого полезного ископаемого в общем объеме извлеченного минерального сырья. Этот метод применяется тогда, когда применение прямого метода невозможно.
Ставки НДПИ определяются НК РФ отдельно в отношении каждого из видов полезных ископаемых. Например, ст. 342 НК РФ установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке:
• 3,8 % при добыче калийных солей;
• 4,0 % при добыче торфа, каменного угля;
• 8,0 % при добыче природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней;
• 16,5 % при добыче углеводородного сырья;
• 17,5 % при добыче газового конденсата.
НДПИ подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
НДПИ является регулирующим налогом. Будучи федеральным налогом, он поступает как в федеральный бюджет РФ, так и в бюджеты субъектов РФ. Порядок распределения налога определяется при принятии федерального бюджета на очередной финансовый год. Так, например, Федеральным законом «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2006 год» предусмотрено, что платежи за добычу общераспространных полезных ископаемых полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Платежи за добычу углеводородного сырья в объеме 20 % поступают в федеральный бюджет, а 80 % идет в бюджеты субъектов РФ (если добыча ведется на территории края или области, имеющих автономные округа).
К ресурсным налогам в РФ относится также водный налог. Плата за воду существовала и в СССР. Она была введена экономической реформой 1965 г. для стимулирования экономного использования воды хозяйствующими субъектами. В новой налоговой системе, формируемой в России с 1992 г., этот налог сохранился. Он стал называться платой за пользование водными объектами. Сбор данного налога долгое время регулировался специальными федеральными законами и подзаконными нормативными актами, а также Водным кодексом. 28 июля 2004 г. Федеральным законом № 83-ФЗ была введена новая 25 гл. НК РФ, посвященная водному налогу. Поэтому в настоящее время сбор водного налога регулируется соответствующей главной НК РФ.
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование:
• забор воды из водных объектов;
• использование акватории водных объектов;
• использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
• использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Не признаются объектами налогообложения:
• забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также терминальных вод;
• забор воды для обеспечения пожарной безопасности или ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
• забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
• использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
• использование водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
• использование водных объектов для рыболовства и охоты[19]. Налоговая база определяется по каждому виду водопользования. Например, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (на основании показаний водоизмерительных приборов). При использовании акватории водных объектов, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства (по данным лицензии на водопользование). При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема сплавляемой древесины (в тыс. куб м) и расстояния сплава (в километрах), деленного на 100.
Налоговые ставки устанавливаются дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей, экономическим районам. Эти ставки представлены в НК РФ (ст. 33312). При этом учитывается природная значимость водных объектов. Например, одна из самых высоких налоговых ставок за пользование водой из озера Байкал – 576 руб. за 1 тыс. куб. м воды.
Водный налог является регулирующим налогом. 40 % этого налога зачисляются в федеральный бюджет РФ, а 60 % – в бюджеты субъектов РФ.
Ресурсным налогом в РФ является также земельный налог. Он взимается на всей территории РФ. Его целью является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества.
Земельный налог является местным налогом. Первоначально условия, порядок исчисления и уплаты земельного налога определялись на основе Закона РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. № 1738-1 (с изменениями и дополнениями) и Земельного кодекса РФ. 29 ноября 2004 г. был принят Федеральный закон № 141-ФЗ, который ввел главу 31 НК РФ «Земельный налог». Поэтому в настоящее время сбор данного налога на территории РФ регулируется соответствующей главой НК РФ.
Налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Не признаются объектом налогообложения:
• земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
• земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия;
• земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
• земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;
• земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Поскольку земельный налог является местным налогом, налоговые ставки определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако они не могут превышать ставки, которые определены федеральным законодательством.
Так, в ст. 394 НК РФ определено, что налоговые ставки не могут превышать:
1) 0,3 % в отношении земельных участков:
• отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
• занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
• предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
По земельному налогу предусмотрены определенные налоговые льготы. Так, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика для следующих категорий граждан:
• Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
• инвалидов I, II и III группы, а также инвалидов с детства;
• ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
• физических лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, при испытаниях ядерного и термоядерного оружия.
Освобождаются от уплаты налога:
• организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
• организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
• религиозные организации – в отношении принадлежащим им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
• общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 % – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
• организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
• физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
• организации, резиденты особой экономической зоны сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
Земельный налог является регулирующим налогом. В настоящее время он распределяется между всеми уровнями бюджетной системы в пропорциях, определяемых Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в бюджете 2005 г. предусмотрено, что плательщики земельного налога и арендной платы за землю городов и поселков перечисляют 50 % – в бюджеты субъектов РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, для которых размер отчислений составляет 100 %); 50 % – в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований.
К числу ресурсных налогов относится также платежи за пользование лесным фондом. В настоящее время отношения по поводу эксплуатации лесного фонда России регулируются Лесным кодексом РФ, действующим с 4 февраля 1997 г.
В кодексе установлена следующая система платежей за пользование лесными ресурсами:
• лесные подати;
• арендная плата;
• плата за древесину, отпускаемую на корню.
Лесные подати включают плату за пользование следующими лесными ресурсами:
• заготовка древесины;
• заготовка живицы;
• заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты и т. п.);
• побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота и т. п.);
• пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
• пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
• пользование участков лесного фонда для культурно-оздоровительных целей.
Размеры лесных податей (ставки) устанавливаются на единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом или на единицу эксплуатируемой площади лесного фонда. Они устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Федерации или определяются по результатам лесных аукционов. Лесные подати могут взиматься как в форме денежных платежей, так и в части добытых лесных ресурсов.
Арендная плата взимается за те же виды лесопользования, что и лесные подати. Исключение составляет пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей. При этом не допускается аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников.
Размер арендной платы определяется в зависимости от местоположения арендуемого участка и его качества. Так, при передаче участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставка арендной платы устанавливается исходя из фактического качества охотничьих угодий, сдаваемых в аренду. За участки, переданные в аренду для культурно-оздоровительных и спортивных целей, арендная плата рассчитывается исходя из ожидаемых расходов арендатора и нормативной рентабельности.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, осуществляется любыми заготовителями древесины, которые имеют лесорубочные билеты. При этом минимальные ставки платы за древесину устанавливаются Правительством РФ. Они дифференцируются в зависимости от качества древесины, по видам основных пород, сортиментам (крупная, средняя, мелкая). Кроме того, применяется шкала рентных надбавок в зависимости от показателя ликвидного запаса на 1 га площади и расстояния вывозки заготовленной древесины от места заготовки до ближайшего пункта погрузки.
При принятии федерального бюджета на очередной финансовый год могут определяться поправочные корректирующие коэффициенты. Так, например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» было определено, что минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню, применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,5.
Часть лесных податей и арендной платы зачисляется в доход федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ. Остальная часть поступлений, рассчитанная как сумма превышения конкретных ставок, установленных субъектами РФ, над минимальными ставками, поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством и используется для нужд лесного хозяйства.
К числу ресурсных налогов относятся также сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Соответствующая глава НК РФ, посвященная этому налогу (глава 251), была введена Федеральным законом 11 ноября 2003 г. № 148-ФЗ.
Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию (разрешение) на пользование этими объектами на территории РФ.
Плательщиками сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются также организации и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на пользование этими объектами во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Определение объекта налогообложения связано с изъятием объектов животного мира и водных биоресурсов из среды их обитания (лов рыбы, охота и т. п.) на основании выданных лицензий. При этом не признаются объектами налогообложения объекты животного мира и водных биоресурсов, которые используются для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народностей Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ, а также лицами, не относящими к этой категории граждан, но постоянно проживающими в этих местах, для которых охота и рыболовство являются основой существования.
За каждый объект животного мира и объект водных биологических ресурсов устанавливается определенная ставка (ст. 333 НК РФ). При этом сумма сбора определяется по каждому объекту животного мира или водных биоресурсов как произведение соответствующего количества ресурсов и ставки установленного сбора.
Сбор за пользование объектами животного мира носит разовый характер и уплачивается налогоплательщиком при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачиваются налогоплательщиками в виде разового и регулярного взносов. Разовый сбор составляет 10 % от общей суммы и уплачивается при получении лицензии на пользование объектами водных биоресурсов. Оставшаяся часть сбора уплачивается ежемесячно не позднее 20-го числа равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии.
Пропорции распределения данного налога между уровнями бюджетной системы определяются при принятии закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.