Примечания

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 

1

См.: Переводы из энциклопедии. Печатаны при императорском Московском университете 1767 года. С. 326.

2

Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Ч. 3. – СПб., 1806. С. 995.

3

B. А. Лебедев писал: «Итак, под словом финансы надо понимать не только государственные доходы или денежные средства, но вообще все материальные или личные средства, какие государственная или общественная власть имеет в своем распоряжении для удовлетворения потребностей общества» (Лебедев В.А. Финансовое право. Т. 1. Вып. 1. – СПб., 1889. С. 5).

4

C. Ю. Витте отмечал: «…с конца XXVIII века… под словом финансы… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, – понимается это слово и теперь. Таким образом, науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего добывания материальных средств государством и целесообразной организации расходования их для осуществления высших задач государственного союза или, короче, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» (Витте С.Ю.: Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве. – СПб., 1912).

5

См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006. С. 6.

6

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

7

Доклад Министерства финансов Российской Федерации о реформировании межбюджетных отношений / htth//www.minfin.ru – 18 января 2000 г.

8

По расчетам конгресса муниципальных образований РФ.

9

«Отрицательный трансферт» закреплен в новой редакции Бюджетного кодекса РФ, ст. 1422. – См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006. С.100–102.

10

Рассчитано по: Россия в цифрах: краткий статистический сборник. Госкомстат России. – М., 2002. С. 212; Россия в цифрах. 2005: Краткий стат. сборник/ Росстат. – М., 2005. С. 319; Федеральные законы о федеральном бюджете РФ на 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.

Начиная с 2002 г. в доходах Федерального бюджета РФ стал учитываться единый социальный налог (ЕСН), поэтому в приведенных данных начиная с 2002 г. в составе налоговых доходов учитывается ЕСН.

11

Рассчитано по: Федеральным законам о федеральных бюджетах на 1998, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 гг.

12

Рассчитано по Федеральным законам о федеральных бюджетах РФ на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 гг.

13

Рассчитано по Федеральным законам о федеральных бюджетах РФ на 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 гг.

14

Газизулин Ф.Р. Смена приоритетов // Журнал для акционеров. 2000. № 1.

15

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1962.

16

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. С. 35.

17

См.: Российский статистический ежегодник, 2004 / Росстат. – М., 2004. С. 564.

18

Полный перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль см. ст. 251 НК РФ

19

Полный перечень см. НК РФ, ст.3339.

20

Рассчитано по Федеральным законам о федеральном бюджете на 2005 и 2006 гг.

21

Правительство России начиная с 90-х гг. очень активно использовало монетизацию для покрытия дефицита федерального бюджета. Так, только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд руб. до 1,7 трлн руб. В 1997 г. дефицит бюджета составлял 95,4 млрд руб. (в деноминированных рублях) или 3,5 % ВВП, что составляло 18 % общей суммы расходов федерального бюджета, в 1998 г. – 132,4 млрд руб., что составило 4,7 % ВВП, или 26,5 % общей суммы расходов, в 1999 г. – 101,4 млрд руб., что составило 2,3 % ВВП, или 16 % общей суммы расходов. С 1992 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита активно использовались кредиты ЦБ.

22

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1962.С. 33.

23

ГКО – государственные краткосрочные облигации со сроком обращения 3,6,12 месяцев. Они выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов и размещаются на аукционах с дисконтом от номинала.

ОФЗ-ПК – облигации федерального займа с переменным купонным доходом относятся к облигациям с неизменным купонным доходом. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Номинал облигации 1000 рублей, срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, имеют срок обращения 3 года и нулевой купон. Они могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 года, а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.

ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга, впервые выпущены в мае 2002 года. Их особенность состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал – 1000 рублей.

ОГНЗ – облигации государственного нерыночного займа, выпускаются в бездокументарной форме. Доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год.

ОРВВЗ – облигации рыночного внутреннего валютного займа, которые были выпущены в 1992 году, первоначально учитывались в составе внутреннего государственного долга РФ. Позднее они стали учитываться в составе государственного внешнего долга РФ.

24

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств

25

См.: Смыслов Д.В. Международные валютно-финансовые отношения России: проблемы переходного периода. – М., 1994. С. 48.

26

См.: Тоцкий А. Возможности конверсии долгов // Внешняя торговля. 1994. № 2–3.

27

Парижский клуб был создан как неформальное объединение государств-кредиторов в 1956 г. и сейчас в него входит более 20 стран, включая Россию, которая является полноправным членом этого клуба с сентября 1997 г. Все решения по реструктуризации долгов принимаются на основе консенсуса. За весь период деятельности Парижский клуб списал долгов на 630 млрд дол. Будучи членом Парижского клуба, Россия имеет двойственное положение. С одной стороны, мы выступаем здесь в качестве должника одних стран (38 млрд дол.), а с другой стороны – в качестве кредитора иных стран (50 млрд дол.). В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия.

28

Лондонский клуб – международное объединение частных коммерческих банков. Он объединяет 600 коммерческих банков, интересы которых представляет Управляющий комитет. Лондонский клуб был сформирован в 70-е гг. для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского клуба, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. За весь период деятельности Лондонский клуб списал долгов на сумму 54 млрд дол.

29

Задолженность органов денежно-кредитного регулирования охватывает задолженность Банка России, а также органов государственного управления в части кредитов МВФ.

Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.

Включается внешняя задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам на простые и привилегированные акции.

30

Характерной особенностью синдицированного (консорциального) кредита является то, что, во-первых, он предоставляется одному заемщику группой банков (консорциумом или синдикатом) и, во-вторых, он является несвязанным и не предполагает обеспечения.

31

См.: World Debt Tables. 1996. Vol. 9. P. XVL.

32

Обмен долгов на облигации называется также «секьюритизация». Такой обмен проводится как непосредственно, когда старые обязательства сразу обмениваются на новые, так и опосредованно, когда средства, привлеченные за счет эмиссии, направляются на погашение уже существующих долгов. Если новые бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности. В последнее время наибольшее распространение получила секьюритизация банковских долгов, т. е. обмен обязательств перед банками-кредиторами на облигации.

33

Частично предложенные меры уже реализованы в конце 2004 г., когда была принята новая бюджетная классификация РФ.

 

1

См.: Переводы из энциклопедии. Печатаны при императорском Московском университете 1767 года. С. 326.

2

Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. Ч. 3. – СПб., 1806. С. 995.

3

B. А. Лебедев писал: «Итак, под словом финансы надо понимать не только государственные доходы или денежные средства, но вообще все материальные или личные средства, какие государственная или общественная власть имеет в своем распоряжении для удовлетворения потребностей общества» (Лебедев В.А. Финансовое право. Т. 1. Вып. 1. – СПб., 1889. С. 5).

4

C. Ю. Витте отмечал: «…с конца XXVIII века… под словом финансы… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов, – понимается это слово и теперь. Таким образом, науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего добывания материальных средств государством и целесообразной организации расходования их для осуществления высших задач государственного союза или, короче, как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» (Витте С.Ю.: Конспект лекций о Народном и Государственном хозяйстве. – СПб., 1912).

5

См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006. С. 6.

6

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

7

Доклад Министерства финансов Российской Федерации о реформировании межбюджетных отношений / htth//www.minfin.ru – 18 января 2000 г.

8

По расчетам конгресса муниципальных образований РФ.

9

«Отрицательный трансферт» закреплен в новой редакции Бюджетного кодекса РФ, ст. 1422. – См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006. С.100–102.

10

Рассчитано по: Россия в цифрах: краткий статистический сборник. Госкомстат России. – М., 2002. С. 212; Россия в цифрах. 2005: Краткий стат. сборник/ Росстат. – М., 2005. С. 319; Федеральные законы о федеральном бюджете РФ на 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.

Начиная с 2002 г. в доходах Федерального бюджета РФ стал учитываться единый социальный налог (ЕСН), поэтому в приведенных данных начиная с 2002 г. в составе налоговых доходов учитывается ЕСН.

11

Рассчитано по: Федеральным законам о федеральных бюджетах на 1998, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 гг.

12

Рассчитано по Федеральным законам о федеральных бюджетах РФ на 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 гг.

13

Рассчитано по Федеральным законам о федеральных бюджетах РФ на 2002, 2003, 2004, 2005 и 2006 гг.

14

Газизулин Ф.Р. Смена приоритетов // Журнал для акционеров. 2000. № 1.

15

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1962.

16

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. С. 35.

17

См.: Российский статистический ежегодник, 2004 / Росстат. – М., 2004. С. 564.

18

Полный перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль см. ст. 251 НК РФ

19

Полный перечень см. НК РФ, ст.3339.

20

Рассчитано по Федеральным законам о федеральном бюджете на 2005 и 2006 гг.

21

Правительство России начиная с 90-х гг. очень активно использовало монетизацию для покрытия дефицита федерального бюджета. Так, только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд руб. до 1,7 трлн руб. В 1997 г. дефицит бюджета составлял 95,4 млрд руб. (в деноминированных рублях) или 3,5 % ВВП, что составляло 18 % общей суммы расходов федерального бюджета, в 1998 г. – 132,4 млрд руб., что составило 4,7 % ВВП, или 26,5 % общей суммы расходов, в 1999 г. – 101,4 млрд руб., что составило 2,3 % ВВП, или 16 % общей суммы расходов. С 1992 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита активно использовались кредиты ЦБ.

22

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1962.С. 33.

23

ГКО – государственные краткосрочные облигации со сроком обращения 3,6,12 месяцев. Они выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов и размещаются на аукционах с дисконтом от номинала.

ОФЗ-ПК – облигации федерального займа с переменным купонным доходом относятся к облигациям с неизменным купонным доходом. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Номинал облигации 1000 рублей, срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, имеют срок обращения 3 года и нулевой купон. Они могут быть использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998 года, а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.

ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга, впервые выпущены в мае 2002 года. Их особенность состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет. Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал – 1000 рублей.

ОГНЗ – облигации государственного нерыночного займа, выпускаются в бездокументарной форме. Доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год.

ОРВВЗ – облигации рыночного внутреннего валютного займа, которые были выпущены в 1992 году, первоначально учитывались в составе внутреннего государственного долга РФ. Позднее они стали учитываться в составе государственного внешнего долга РФ.

24

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств

25

См.: Смыслов Д.В. Международные валютно-финансовые отношения России: проблемы переходного периода. – М., 1994. С. 48.

26

См.: Тоцкий А. Возможности конверсии долгов // Внешняя торговля. 1994. № 2–3.

27

Парижский клуб был создан как неформальное объединение государств-кредиторов в 1956 г. и сейчас в него входит более 20 стран, включая Россию, которая является полноправным членом этого клуба с сентября 1997 г. Все решения по реструктуризации долгов принимаются на основе консенсуса. За весь период деятельности Парижский клуб списал долгов на 630 млрд дол. Будучи членом Парижского клуба, Россия имеет двойственное положение. С одной стороны, мы выступаем здесь в качестве должника одних стран (38 млрд дол.), а с другой стороны – в качестве кредитора иных стран (50 млрд дол.). В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия.

28

Лондонский клуб – международное объединение частных коммерческих банков. Он объединяет 600 коммерческих банков, интересы которых представляет Управляющий комитет. Лондонский клуб был сформирован в 70-е гг. для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского клуба, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. За весь период деятельности Лондонский клуб списал долгов на сумму 54 млрд дол.

29

Задолженность органов денежно-кредитного регулирования охватывает задолженность Банка России, а также органов государственного управления в части кредитов МВФ.

Включаются обязательства кредитных организаций, в том числе Внешэкономбанка. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства России, отражается в обязательствах органов государственного управления.

Включается внешняя задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам на простые и привилегированные акции.

30

Характерной особенностью синдицированного (консорциального) кредита является то, что, во-первых, он предоставляется одному заемщику группой банков (консорциумом или синдикатом) и, во-вторых, он является несвязанным и не предполагает обеспечения.

31

См.: World Debt Tables. 1996. Vol. 9. P. XVL.

32

Обмен долгов на облигации называется также «секьюритизация». Такой обмен проводится как непосредственно, когда старые обязательства сразу обмениваются на новые, так и опосредованно, когда средства, привлеченные за счет эмиссии, направляются на погашение уже существующих долгов. Если новые бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности. В последнее время наибольшее распространение получила секьюритизация банковских долгов, т. е. обмен обязательств перед банками-кредиторами на облигации.

33

Частично предложенные меры уже реализованы в конце 2004 г., когда была принята новая бюджетная классификация РФ.