6.3.6. Налог на имущество
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82
К числу прямых налогов относится также налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. Эти налоги составляют основу бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Налог на имущество организаций среди имущественных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование и дарение) занимает центральное место по сумме поступлений (99,5 %), что исторически обусловлено сосредоточением большей части имущества в ведении юридических лиц. Однако в доходных источниках бюджетов разных уровней он не играет существенной роли. Его удельный вес составляет не более 3 % доходов бюджетов.
До реформы 1992 г. обложение имущества предприятий в России также имело место и осуществлялось в виде платы в бюджет за производственные фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Такая плата была введена в СССР экономической реформой 1965 г. В тот период введение этого налога имело целью стимулировать предприятия освобождаться от излишков сырья и оборудования и не накапливать его на складах. Переход на рыночные условия хозяйствования в начале 90-х гг. принципиально изменил экономическое назначение платы за производственные фонды. Начиная с 1992 г. плата за производственные фонды была переименована в налог на имущество организаций. При этом изменился и характер этого налога. В настоящее время, во-первых, налог на имущество предприятий реализует налоговые отношения между предприятием и государством. Во-вторых, формирование налоговой базы учитывает особенности существующих экономических отношений (нематериальные активы, износ, переоценка, льготы и т. п.).
Необходимость налога на имущество обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия.
При взимании налога на имущество реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная – благодаря тому, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.
В большинстве развитых стран налогу на имущество отводится более активная роль в налоговой системе. Это связано прежде всего с высокой степенью стабильности налоговой базы. Налоговая база налога на имущество, как правило, менее подвержена рыночным колебаниям, она мало зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятий; ее легко спрогнозировать государству и учесть при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год. Поэтому преимущества налога на имущество для государства очевидны: регулярность поступления в бюджет, простота в контроле и исчислении. Однако и этот налог не лишен возможности ухода от уплаты. Осуществляется это не прямым сокрытием объектов налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика, когда владельцем становится физическое лицо.
Факт занижения налогооблагаемой базы с помощью перехода собственности, а также недостаточное выполнение налогом на имущество организаций стимулирующей функции повлекли за собой рассмотрение вопроса о едином режиме налогообложения недвижимости юридических и физических лиц. Поэтому в большинстве развитых стран сегодня существует единый налог на недвижимость, который включает еще и земельный налог. В нашей стране земельный налог относится к ресурсным налогам и не считается пока имущественным фактором создания стоимости продукции, что не совсем верно. Поэтому в будущем предполагается, что налог на имущество предприятий, физических лиц и земельный налог должны быть объединены в единый налог на недвижимость.
Плательщиками налога на имущества предприятий и организаций в России являются:
• предприятия, организации, учреждения;
• филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
• иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения на территории РФ. Объектом налогообложения налогом на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств независимо от того, находятся ли они в собственности организации или нет. Но они обязательно должны находиться на балансе данной организации.
К объектам основных средств относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, вычислительная и множительная техника, транспортные средства, офисная мебель, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и другие объекты.
Формирование объекта обложения состоит из трех этапов: исчисления балансовой стоимости имущества; исчисления стоимости имущества, связанного с осуществлением совместной деятельности; определения стоимости необлагаемого (льготируемого) имущества.
Расчет общей стоимости облагаемого налогом имущества осуществляется по формуле:
Стоимость необлагаемого имущества предприятия включает:
1) объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе предприятия;
2) объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;
3) имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
4) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружения, предназначенные для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;
5) спутников связи;
6) земли;
7) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;
8) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
9) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. Налогом не облагается также имущество:
• бюджетных учреждений и организаций;
• коллегий адвокатов и их структурных подразделений;
• предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 %;
• специализированных протезно-ортопедических предприятий;
• используемое исключительно для нужд образования и культуры;
• религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
• предприятий народных художественных промыслов;
• жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
• общественных объединений, научно-исследовательских учреждений и др.
Налогооблагаемой базой для исчисления налога на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитываемая на каждый отчетный период (I квартал отчетного года, полугодие, 9 месяцев, год).
При этом учет объектов основных средств для целей налогообложения ведется по остаточной стоимости (определяемой исходя из первоначальной стоимости с учетом начисленного износа).
Расчет среднегодовой стоимости производится следующим образом: суммируется стоимость облагаемого имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом. Полученная сумма делится на число месяцев налогового периода, увеличенное на единицу. При таком способе определения среднегодовой стоимости любое изменение в составе имущества, произошедшее в течение года, будет сказываться на результирующей величине.
Начиная с 1992 г. ставка налога на имущество организаций постоянно увеличивалась – с 1 до 2 %. В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлена максимальная ставка – 2,2 %. Поскольку налог на имущество организаций представляет собой региональный налог, субъекты РФ имеют право устанавливать свои ставки налога, но в пределах, установленных федеральным законодательством. Они могут также устанавливать дифференцированные ставки по видам деятельности налогоплательщика.
Что касается налога на имущество физических лиц, то он полностью зачисляется в местные бюджеты и рассчитывается на основе стоимости имущества, находящегося в собственности граждан. Расчет этой стоимости осуществляется специальными учреждениями —
Бюро технической инвентаризации на основании имеющихся у них данных о стоимости строительства тех или иных объектов.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектами налогообложения. В настоящее время к объектам налогообложения относятся следующие виды строений, находящихся в собственности физических лиц: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, поэтому ставки этого налога устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Однако ставки они устанавливают в пределах, которые определены федеральным законодательством.
Установленные федеральным законодательством налоговые ставки приведены в табл. 2.
Таблица 2
Ставки налога на имущество физических лиц
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости строений на 1 января каждого года.
От уплаты налога на имущество освобождаются следующие категории граждан:
• Герои СССР и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
• инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
• участники гражданской и Великой Отечественной войн;
• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
• члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
• пенсионеры;
• граждане, уволенные с военной службы;
• родители или супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, законодательством установлены дополнительные льготы исходя из вида имущества (строений), находящегося в собственности. Так, не взимается налог со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий и т. п. Не взимается также налог с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных сооружений площадью до 50 кв. м.
К числу прямых налогов относится также налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц. Эти налоги составляют основу бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Налог на имущество организаций среди имущественных налогов (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование и дарение) занимает центральное место по сумме поступлений (99,5 %), что исторически обусловлено сосредоточением большей части имущества в ведении юридических лиц. Однако в доходных источниках бюджетов разных уровней он не играет существенной роли. Его удельный вес составляет не более 3 % доходов бюджетов.
До реформы 1992 г. обложение имущества предприятий в России также имело место и осуществлялось в виде платы в бюджет за производственные фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Такая плата была введена в СССР экономической реформой 1965 г. В тот период введение этого налога имело целью стимулировать предприятия освобождаться от излишков сырья и оборудования и не накапливать его на складах. Переход на рыночные условия хозяйствования в начале 90-х гг. принципиально изменил экономическое назначение платы за производственные фонды. Начиная с 1992 г. плата за производственные фонды была переименована в налог на имущество организаций. При этом изменился и характер этого налога. В настоящее время, во-первых, налог на имущество предприятий реализует налоговые отношения между предприятием и государством. Во-вторых, формирование налоговой базы учитывает особенности существующих экономических отношений (нематериальные активы, износ, переоценка, льготы и т. п.).
Необходимость налога на имущество обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия.
При взимании налога на имущество реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная – благодаря тому, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.
В большинстве развитых стран налогу на имущество отводится более активная роль в налоговой системе. Это связано прежде всего с высокой степенью стабильности налоговой базы. Налоговая база налога на имущество, как правило, менее подвержена рыночным колебаниям, она мало зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятий; ее легко спрогнозировать государству и учесть при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год. Поэтому преимущества налога на имущество для государства очевидны: регулярность поступления в бюджет, простота в контроле и исчислении. Однако и этот налог не лишен возможности ухода от уплаты. Осуществляется это не прямым сокрытием объектов налогообложения, а уловками в юридическом оформлении либо самого имущества, либо статуса налогоплательщика, когда владельцем становится физическое лицо.
Факт занижения налогооблагаемой базы с помощью перехода собственности, а также недостаточное выполнение налогом на имущество организаций стимулирующей функции повлекли за собой рассмотрение вопроса о едином режиме налогообложения недвижимости юридических и физических лиц. Поэтому в большинстве развитых стран сегодня существует единый налог на недвижимость, который включает еще и земельный налог. В нашей стране земельный налог относится к ресурсным налогам и не считается пока имущественным фактором создания стоимости продукции, что не совсем верно. Поэтому в будущем предполагается, что налог на имущество предприятий, физических лиц и земельный налог должны быть объединены в единый налог на недвижимость.
Плательщиками налога на имущества предприятий и организаций в России являются:
• предприятия, организации, учреждения;
• филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
• иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения на территории РФ. Объектом налогообложения налогом на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств независимо от того, находятся ли они в собственности организации или нет. Но они обязательно должны находиться на балансе данной организации.
К объектам основных средств относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, вычислительная и множительная техника, транспортные средства, офисная мебель, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и другие объекты.
Формирование объекта обложения состоит из трех этапов: исчисления балансовой стоимости имущества; исчисления стоимости имущества, связанного с осуществлением совместной деятельности; определения стоимости необлагаемого (льготируемого) имущества.
Расчет общей стоимости облагаемого налогом имущества осуществляется по формуле:
Стоимость необлагаемого имущества предприятия включает:
1) объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе предприятия;
2) объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;
3) имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
4) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружения, предназначенные для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;
5) спутников связи;
6) земли;
7) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;
8) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;
9) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. Налогом не облагается также имущество:
• бюджетных учреждений и организаций;
• коллегий адвокатов и их структурных подразделений;
• предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 %;
• специализированных протезно-ортопедических предприятий;
• используемое исключительно для нужд образования и культуры;
• религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
• предприятий народных художественных промыслов;
• жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;
• общественных объединений, научно-исследовательских учреждений и др.
Налогооблагаемой базой для исчисления налога на имущество выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитываемая на каждый отчетный период (I квартал отчетного года, полугодие, 9 месяцев, год).
При этом учет объектов основных средств для целей налогообложения ведется по остаточной стоимости (определяемой исходя из первоначальной стоимости с учетом начисленного износа).
Расчет среднегодовой стоимости производится следующим образом: суммируется стоимость облагаемого имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом. Полученная сумма делится на число месяцев налогового периода, увеличенное на единицу. При таком способе определения среднегодовой стоимости любое изменение в составе имущества, произошедшее в течение года, будет сказываться на результирующей величине.
Начиная с 1992 г. ставка налога на имущество организаций постоянно увеличивалась – с 1 до 2 %. В настоящее время Налоговым кодексом РФ установлена максимальная ставка – 2,2 %. Поскольку налог на имущество организаций представляет собой региональный налог, субъекты РФ имеют право устанавливать свои ставки налога, но в пределах, установленных федеральным законодательством. Они могут также устанавливать дифференцированные ставки по видам деятельности налогоплательщика.
Что касается налога на имущество физических лиц, то он полностью зачисляется в местные бюджеты и рассчитывается на основе стоимости имущества, находящегося в собственности граждан. Расчет этой стоимости осуществляется специальными учреждениями —
Бюро технической инвентаризации на основании имеющихся у них данных о стоимости строительства тех или иных объектов.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектами налогообложения. В настоящее время к объектам налогообложения относятся следующие виды строений, находящихся в собственности физических лиц: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, поэтому ставки этого налога устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Однако ставки они устанавливают в пределах, которые определены федеральным законодательством.
Установленные федеральным законодательством налоговые ставки приведены в табл. 2.
Таблица 2
Ставки налога на имущество физических лиц
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из инвентаризационной стоимости строений на 1 января каждого года.
От уплаты налога на имущество освобождаются следующие категории граждан:
• Герои СССР и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
• инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
• участники гражданской и Великой Отечественной войн;
• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
• члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
• пенсионеры;
• граждане, уволенные с военной службы;
• родители или супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, законодательством установлены дополнительные льготы исходя из вида имущества (строений), находящегося в собственности. Так, не взимается налог со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий и т. п. Не взимается также налог с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных сооружений площадью до 50 кв. м.