Социальное зеркало

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34  36 37 38 39 40 41  43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64  66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
 86 87   90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127  129 130 131  133 134 135 

Если наше представление о самих себе формируется только социальным зеркалом – бытующей на данный момент социальной парадигмой, а также мнениями, установками и парадигмами окружающих нас людей, --то такое представление подобно отражению в кривом зеркале комнаты смеха.

—   Ты всегда опаздываешь!

—   Почему у тебя вечно все в беспорядке

—   Тебе бы в цирке выступать!

—   Ты ешь, как лошадь!

—   Но это же элементарно! Как ты не понимаешь?

Эти оценки отрывочны и непропорционально раздуты.

Часто они в большей мере являются проекцией проблем и недостатков людей, дающих эти оценки, чем нашим реальным отражением.

Подобные проявления современной социальной парадигмы показывают, что мы в огромной степени детерминированы различными программами и условиями. Когда мы, признав огромную власть условий в нашей жизни, говорим, что они детерминируют нас, что мы не можем сопротивляться их влиянию, мы создаем искаженную карту.

Фактически, существует три вида социальных карт – три теории детерминизма, которые широко применяются – порознь или в комбинации – для объяснения человеческой природы. Генетический детерминизм утверждает, что в вас все заложено вашими предками. Именно поэтому у вас такой темперамент. У ваших дедушки с бабушкой был крутой характер, и он заложен в вашей ДНК. Он переходит из поколения в поколение, вот вы его и унаследовали. Вдобавок ко всему вы – ирландец, а ирландцам это свойственно.

Психический детерминизм утверждает, что вас таким сделали ваши родители. Свойства вашей личности и характера были заложены в вас еще с младенческих и детских лет. Именно поэтому вы боитесь выступать перед аудиторией. Так воспитали вас ваши родители. Каждый раз совершая ошибку, вы испытываете ужасное чувство вины, потому что в глубине вашей эмоциональной памяти отпечаталось время, когда вы были маленьким, беззащитным и зависимым. Разве можно забыть, как вас подвергали эмоциональному наказанию, отвергали, сравнивали с кем-либо, если вы что-то делали не так хорошо, как от вас ожидали.

Детерминизм окружающей среды утверждает, что во всем виноват ваш начальник или ваша жена, или ваш непутевый отпрыск, или сложившаяся финансовая ситуация, или поли­тика государства. Кто-то или что-то в окружающей вас среде повинно в вашем нынешнем положении.

Каждая из этих карт основывается на теории "раздражитель-реакция", которая чаще всего ассоциируется с экспериментами Павлова на собаках. Основная идея состоит в том, что на определенный раздражитель мы запрограммированы реагировать определенным образом.

Насколько точно и функционально эти детерминистские карты описывают саму территорию? Насколько четко эти зеркала отражают истинную природу человека? Не становятся ли они самореализующимися прогнозами? Основаны ли они на принципах, которые мы утверждаем внутри самих себя?

Если наше представление о самих себе формируется только социальным зеркалом – бытующей на данный момент социальной парадигмой, а также мнениями, установками и парадигмами окружающих нас людей, --то такое представление подобно отражению в кривом зеркале комнаты смеха.

—   Ты всегда опаздываешь!

—   Почему у тебя вечно все в беспорядке

—   Тебе бы в цирке выступать!

—   Ты ешь, как лошадь!

—   Но это же элементарно! Как ты не понимаешь?

Эти оценки отрывочны и непропорционально раздуты.

Часто они в большей мере являются проекцией проблем и недостатков людей, дающих эти оценки, чем нашим реальным отражением.

Подобные проявления современной социальной парадигмы показывают, что мы в огромной степени детерминированы различными программами и условиями. Когда мы, признав огромную власть условий в нашей жизни, говорим, что они детерминируют нас, что мы не можем сопротивляться их влиянию, мы создаем искаженную карту.

Фактически, существует три вида социальных карт – три теории детерминизма, которые широко применяются – порознь или в комбинации – для объяснения человеческой природы. Генетический детерминизм утверждает, что в вас все заложено вашими предками. Именно поэтому у вас такой темперамент. У ваших дедушки с бабушкой был крутой характер, и он заложен в вашей ДНК. Он переходит из поколения в поколение, вот вы его и унаследовали. Вдобавок ко всему вы – ирландец, а ирландцам это свойственно.

Психический детерминизм утверждает, что вас таким сделали ваши родители. Свойства вашей личности и характера были заложены в вас еще с младенческих и детских лет. Именно поэтому вы боитесь выступать перед аудиторией. Так воспитали вас ваши родители. Каждый раз совершая ошибку, вы испытываете ужасное чувство вины, потому что в глубине вашей эмоциональной памяти отпечаталось время, когда вы были маленьким, беззащитным и зависимым. Разве можно забыть, как вас подвергали эмоциональному наказанию, отвергали, сравнивали с кем-либо, если вы что-то делали не так хорошо, как от вас ожидали.

Детерминизм окружающей среды утверждает, что во всем виноват ваш начальник или ваша жена, или ваш непутевый отпрыск, или сложившаяся финансовая ситуация, или поли­тика государства. Кто-то или что-то в окружающей вас среде повинно в вашем нынешнем положении.

Каждая из этих карт основывается на теории "раздражитель-реакция", которая чаще всего ассоциируется с экспериментами Павлова на собаках. Основная идея состоит в том, что на определенный раздражитель мы запрограммированы реагировать определенным образом.

Насколько точно и функционально эти детерминистские карты описывают саму территорию? Насколько четко эти зеркала отражают истинную природу человека? Не становятся ли они самореализующимися прогнозами? Основаны ли они на принципах, которые мы утверждаем внутри самих себя?