Переписывание сценария: стать первым творцом самого себя

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64  66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
 86 87   90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127  129 130 131  133 134 135 

Как мы уже отмечали, проактивность основывается на уникальном даре человека – самосознании. Еще два уникальных человеческих дара, дающих нам возможность развивать проактивность и осуществлять персональное лидерство в своей жизни, – это воображение и совесть.

Воображение позволяет нам увидеть еще не созданные миры заключенных в нас потенциальных возможностей. Совесть вводит нас в соприкосновение с универсальными законами и принципами, с нашими собственными необычайными талантами, способами внесения личного вклада в жизнь и с теми личными правилами, благодаря которым мы можем развивать все это максимально эффективно. В сочетании с самосознанием воображение и совесть наделяют нас силой, необходимой для написания своего собственного сценария жизни.

Поскольку мы уже существуем среди множества сценариев, полученных со стороны, процесс написания собственного сценария в действительности в большей степени является процессом "переписывания сценария" или сдвигом парадигмы – изменением той основной парадигмы, которой мы уже обладаем. Если мы способны распознать неэффективные сценарии и неточные или неполные парадигмы внутри себя, то мы можем проактивно приступить к переписыванию себя заново.

На мой взгляд, наиболее яркий пример процесса переписывания сценария содержится в автобиографии бывшего президента Египта Анвара Садата. Садат был выращен и воспитан в духе ненависти к Израилю. Он мог заявить по национальному телевидению: "Я никогда не пожму руку ни одному израильтянину до тех пор, пока они оккупируют хотя бы дюйм арабской земли. Никогда, никогда, никогда!" И огромные толпы по всей стране распевали за ним: "Никогда, никогда, никогда! " Этот сценарий аккумулировал энергию и объединял волю всей страны.

Сценарий носил очень независимый и националистический характер, он возбуждал глубинные эмоции арабского народа. И одновременно он был весьма безрассудным, и Садат это знал. Этот сценарий игнорировал опасность возникшей ситуации, которой была свойственна чрезвычайная взаимозависимость.

И Садат переписал себя. Он научился этому, когда еще юношей отбывал заключение в одиночной камере номер 54 в Центральной Каирской тюрьме, куда попал за участие в тайном заговоре против короля Фарука. Он научился абстрагироваться от ситуации и, взглянув со стороны, определять, достаточно ли удачны и мудры его сценарии. Он научился высвобождать свои мысли и посредством глубоких медитаций создавать свои собственные сценарии, переписывать себя заново.

На страницах автобиографии Садат признается, что чуть ли не с сожалением покидал свою камеру, так как именно в ней познал, что настоящим успехом является успех в отношениях с самим собой. Он заключен не в обладании имуществом, а в самообладании, в победе над самим собой. Пока у власти находилась администрация Насера, Садат занимал весьма скромный пост. Всем казалось, будто дух его сломлен, но это было ошибкой. Они применяли к Садату свои собственные сценарии. Они не понимали его. Садат же ждал своего часа.

И когда этот час пришел и Садат, став президентом Египта, столкнулся с политической реальностью, он переписал свой сценарий, переориентировав его на Израиль. Садат посетил кнессет в Иерусалиме, дав начало одной из самых беспрецедентных мирных инициатив в истории человечества. Этот отважный шаг впоследствии привел к Кемп-Дэвидским соглашениям.

Садат смог использовать свое самосознание, воображение и совесть, для того, чтобы осуществить персональное лидерство, изменить старую парадигму и свое видение ситуации. Он действовал в центре своего Круга Влияний. И в результате переписывания сценария, сдвинувшего парадигму, произошло изменение установок и поведения, оказавшее воздействие на миллионы жизней в более широком Круге Забот.

Развивая свое самосознание, многие из нас обнаруживают у себя неэффективные сценарии, глубоко укоренившиеся недостойные нас привычки, которые несовместимы с тем, что мы по-настоящему ценим в жизни. Навык 2 говорит, что мы не обязаны жить по этим сценариям. Мы ответственны за то, чтобы, используя свое воображение и творческий потенциал, создавать новые сценарии, более эффективные, в большей мере соответствующие нашим ценностям и принципам, придающим этим ценностям особое значение.

Предположим, к примеру, что я чрезвычайно реактивен по отношению к своим детям. Предположим, что стоит им начать делать то, что я считаю неправильным, как я ощущаю спазм в желудке. Я чувствую, как вокруг меня вырастают крепостные стены; я готовлюсь к сражению, Я сосредоточен не на долгосрочном развитии отношений и стремлении понять их, а на краткосрочном поведении. Я пытаюсь выиграть сражение, а не войну.

Я использую весь свой арсенал – свое физическое превосходство и свой авторитет, – и начинаю кричать, запугивать и наказывать. И я побеждаю. Я стою с победным видом на руинах разрушенных отношений, а мои дети, внешне покорные, а внутри непокоренные, подавляют в себе те чувства, которые проявятся позже в более уродливой форме.

И теперь, если бы я присутствовал на тех самых похоронах, о которых мы говорили раньше, и один из моих детей собирался бы произнести речь, я бы хотел, чтобы его жизнь была олицетворением победы многолетнего, наполненного любовью периода воспитания, обучения и самодисциплины, а не скоротечных схваток, нацеленных на быстрое решение проблем и запечатленных в боевых шрамах и ранениях. Мне бы хотелось, чтобы его ум и душа хранили приятные воспоминания о глубоких, полных смысла мгновениях, проведенных вместе со мной. Мне бы хотелось, чтобы он запомнил меня любящим отцом, разделявшим с ним все беды и радости его детства, отрочества и юности. Мне бы хотелось, чтобы в памяти у него сохранилось, как он приходил ко мне со своими заботами и проблемами, а я со всей любовью его выслушивал и помогал ему. Мне бы хотелось, чтобы он знал, что я не был идеален, но старался сделать все, что было в моих силах. И что я любил его, как, возможно, никто другой в мире.

Причина этих моих желаний заключена в том, что я глубоко ценю своих детей. Я люблю их и хочу им помочь. Роль отца своих детей является ценной для меня.

Но я не всегда помню об этих ценностях. Я попадаю в ловушку "самых важных из неважных дел". То, что значит для меня больше, оказывается погребенным под грудами давящих проблем, срочных забот и поверхностных поступков. Я становлюсь реактивным. И то, как я каждый день веду себя со своими детьми, часто имеет весьма отдаленное сходство с чувствами, которые я к ним испытываю.

Поскольку я обладаю самосознанием, воображением и совестью, я способен анализировать свои глубинные ценности. Я способен осознать, что сценарий, по которому я живу, не гармонирует с этими ценностями, что жизнь моя является продуктом не моего собственного проактивного плана, а того первого творения, которым я обязан обстоятельствам и другим людям. Но я могу изменить себя. Я могу жить, опираясь на воображение, а не на память. Я могу с ограничивающего прошлого переориентироваться на свой безграничный потенциал. Я могу стать первым творцом для самого себя.

Начинать, представляя конечную цель – значит подходить к своей роли родителя, как и к другим своим ролям в жизни, с ясным представлением о своих ценностях и направлении движения. Это значит, быть ответственным за свое собственное первое творение и переписать самого себя так, чтобы парадигмы, из которых вытекают мое поведение и установки, соответствовали моим глубинным ценностям и находились в гармонии с верными принципами.

Это также значит, что каждый день надо начинать, твердо помня о своих ценностях. Тогда, даже в пору самых тяжелых испытаний, я смогу, опираясь на эти ценности, принять верное решение. Я смогу действовать как цельная личность. Я не должен буду реагировать на чьи-то эмоции и обстоятельства. Я смогу быть по-настоящему проактивным, ориентированным на ценности, потому что они мне ясны.

Как мы уже отмечали, проактивность основывается на уникальном даре человека – самосознании. Еще два уникальных человеческих дара, дающих нам возможность развивать проактивность и осуществлять персональное лидерство в своей жизни, – это воображение и совесть.

Воображение позволяет нам увидеть еще не созданные миры заключенных в нас потенциальных возможностей. Совесть вводит нас в соприкосновение с универсальными законами и принципами, с нашими собственными необычайными талантами, способами внесения личного вклада в жизнь и с теми личными правилами, благодаря которым мы можем развивать все это максимально эффективно. В сочетании с самосознанием воображение и совесть наделяют нас силой, необходимой для написания своего собственного сценария жизни.

Поскольку мы уже существуем среди множества сценариев, полученных со стороны, процесс написания собственного сценария в действительности в большей степени является процессом "переписывания сценария" или сдвигом парадигмы – изменением той основной парадигмы, которой мы уже обладаем. Если мы способны распознать неэффективные сценарии и неточные или неполные парадигмы внутри себя, то мы можем проактивно приступить к переписыванию себя заново.

На мой взгляд, наиболее яркий пример процесса переписывания сценария содержится в автобиографии бывшего президента Египта Анвара Садата. Садат был выращен и воспитан в духе ненависти к Израилю. Он мог заявить по национальному телевидению: "Я никогда не пожму руку ни одному израильтянину до тех пор, пока они оккупируют хотя бы дюйм арабской земли. Никогда, никогда, никогда!" И огромные толпы по всей стране распевали за ним: "Никогда, никогда, никогда! " Этот сценарий аккумулировал энергию и объединял волю всей страны.

Сценарий носил очень независимый и националистический характер, он возбуждал глубинные эмоции арабского народа. И одновременно он был весьма безрассудным, и Садат это знал. Этот сценарий игнорировал опасность возникшей ситуации, которой была свойственна чрезвычайная взаимозависимость.

И Садат переписал себя. Он научился этому, когда еще юношей отбывал заключение в одиночной камере номер 54 в Центральной Каирской тюрьме, куда попал за участие в тайном заговоре против короля Фарука. Он научился абстрагироваться от ситуации и, взглянув со стороны, определять, достаточно ли удачны и мудры его сценарии. Он научился высвобождать свои мысли и посредством глубоких медитаций создавать свои собственные сценарии, переписывать себя заново.

На страницах автобиографии Садат признается, что чуть ли не с сожалением покидал свою камеру, так как именно в ней познал, что настоящим успехом является успех в отношениях с самим собой. Он заключен не в обладании имуществом, а в самообладании, в победе над самим собой. Пока у власти находилась администрация Насера, Садат занимал весьма скромный пост. Всем казалось, будто дух его сломлен, но это было ошибкой. Они применяли к Садату свои собственные сценарии. Они не понимали его. Садат же ждал своего часа.

И когда этот час пришел и Садат, став президентом Египта, столкнулся с политической реальностью, он переписал свой сценарий, переориентировав его на Израиль. Садат посетил кнессет в Иерусалиме, дав начало одной из самых беспрецедентных мирных инициатив в истории человечества. Этот отважный шаг впоследствии привел к Кемп-Дэвидским соглашениям.

Садат смог использовать свое самосознание, воображение и совесть, для того, чтобы осуществить персональное лидерство, изменить старую парадигму и свое видение ситуации. Он действовал в центре своего Круга Влияний. И в результате переписывания сценария, сдвинувшего парадигму, произошло изменение установок и поведения, оказавшее воздействие на миллионы жизней в более широком Круге Забот.

Развивая свое самосознание, многие из нас обнаруживают у себя неэффективные сценарии, глубоко укоренившиеся недостойные нас привычки, которые несовместимы с тем, что мы по-настоящему ценим в жизни. Навык 2 говорит, что мы не обязаны жить по этим сценариям. Мы ответственны за то, чтобы, используя свое воображение и творческий потенциал, создавать новые сценарии, более эффективные, в большей мере соответствующие нашим ценностям и принципам, придающим этим ценностям особое значение.

Предположим, к примеру, что я чрезвычайно реактивен по отношению к своим детям. Предположим, что стоит им начать делать то, что я считаю неправильным, как я ощущаю спазм в желудке. Я чувствую, как вокруг меня вырастают крепостные стены; я готовлюсь к сражению, Я сосредоточен не на долгосрочном развитии отношений и стремлении понять их, а на краткосрочном поведении. Я пытаюсь выиграть сражение, а не войну.

Я использую весь свой арсенал – свое физическое превосходство и свой авторитет, – и начинаю кричать, запугивать и наказывать. И я побеждаю. Я стою с победным видом на руинах разрушенных отношений, а мои дети, внешне покорные, а внутри непокоренные, подавляют в себе те чувства, которые проявятся позже в более уродливой форме.

И теперь, если бы я присутствовал на тех самых похоронах, о которых мы говорили раньше, и один из моих детей собирался бы произнести речь, я бы хотел, чтобы его жизнь была олицетворением победы многолетнего, наполненного любовью периода воспитания, обучения и самодисциплины, а не скоротечных схваток, нацеленных на быстрое решение проблем и запечатленных в боевых шрамах и ранениях. Мне бы хотелось, чтобы его ум и душа хранили приятные воспоминания о глубоких, полных смысла мгновениях, проведенных вместе со мной. Мне бы хотелось, чтобы он запомнил меня любящим отцом, разделявшим с ним все беды и радости его детства, отрочества и юности. Мне бы хотелось, чтобы в памяти у него сохранилось, как он приходил ко мне со своими заботами и проблемами, а я со всей любовью его выслушивал и помогал ему. Мне бы хотелось, чтобы он знал, что я не был идеален, но старался сделать все, что было в моих силах. И что я любил его, как, возможно, никто другой в мире.

Причина этих моих желаний заключена в том, что я глубоко ценю своих детей. Я люблю их и хочу им помочь. Роль отца своих детей является ценной для меня.

Но я не всегда помню об этих ценностях. Я попадаю в ловушку "самых важных из неважных дел". То, что значит для меня больше, оказывается погребенным под грудами давящих проблем, срочных забот и поверхностных поступков. Я становлюсь реактивным. И то, как я каждый день веду себя со своими детьми, часто имеет весьма отдаленное сходство с чувствами, которые я к ним испытываю.

Поскольку я обладаю самосознанием, воображением и совестью, я способен анализировать свои глубинные ценности. Я способен осознать, что сценарий, по которому я живу, не гармонирует с этими ценностями, что жизнь моя является продуктом не моего собственного проактивного плана, а того первого творения, которым я обязан обстоятельствам и другим людям. Но я могу изменить себя. Я могу жить, опираясь на воображение, а не на память. Я могу с ограничивающего прошлого переориентироваться на свой безграничный потенциал. Я могу стать первым творцом для самого себя.

Начинать, представляя конечную цель – значит подходить к своей роли родителя, как и к другим своим ролям в жизни, с ясным представлением о своих ценностях и направлении движения. Это значит, быть ответственным за свое собственное первое творение и переписать самого себя так, чтобы парадигмы, из которых вытекают мое поведение и установки, соответствовали моим глубинным ценностям и находились в гармонии с верными принципами.

Это также значит, что каждый день надо начинать, твердо помня о своих ценностях. Тогда, даже в пору самых тяжелых испытаний, я смогу, опираясь на эти ценности, принять верное решение. Я смогу действовать как цельная личность. Я не должен буду реагировать на чьи-то эмоции и обстоятельства. Я смогу быть по-настоящему проактивным, ориентированным на ценности, потому что они мне ясны.