"Иметь" или "Быть"

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41  43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64  66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
 86 87   90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127  129 130 131  133 134 135 

Один из способов определить, к какому из кругов относится та или иная наша забота, заключается в разграничении понятий "иметь" и "быть". Круг Забот наполнен различными "иметь".

– Я был бы счастлив, если бы имел дом, все взносы за который уже выплачены!

— Если бы только я имел начальника без диктаторских наклонностей...

— Если бы только я имела более терпимого мужа...

— Если бы я имела более послушных детей...

— Если бы я имел ученую степень...

— Если бы я имел в своем распоряжении больше времени...

Круг Влияния наполнен всевозможными "быть" – я могу быть более терпеливым, быть мудрым, быть любящим. Здесь фокус приходится на характер.

Всякий раз, когда мы думаем, что проблема "где-то там", сама эта мысль и является проблемой. Мы позволяем тому, что вне нас –"где-то там" – управлять нами. Это – парадигма изменения "снаружи-внутрь", согласно которой мы сможем измениться только после того, как изменится то, что вне нас.

Проактивный подход заключается в изменении "изнутри-наружу": быть другими и этим вызывать позитивные изменения в том, что вне нас, – я могу быть более находчивым, я могу быть более старательным, я могу быть более изобретательным, я могу быть более открытым для сотрудничества.

Одна из моих самых любимых историй почерпнута из Ветхого Завета – части фундаментального иудейско-христианского наследия. Это история о Иосифе, который в семнадцатилетнем возрасте был продан собственными братьями в рабство в Египет. Представляете, как легко было бы ему предаваться пассивной жалости к самому себе, ставшему слугой Потифара, фокусироваться на недостатках своих братьев и своих хозяев, а также на всем том, чего он не имел. Но Иосиф был проактивной личностью. Он старался быть. И довольно скоро уже был управляющим в доме Потифара. Под его надзором находилось все, чем владел Потифар, так как доверие его к Иосифу было очень велико.

Затем настал день, когда Иосиф попал в трудную ситуацию, но при этом не пожелал поступиться своей честью. В результате Иосиф был несправедливо осужден на тринад­цатилетнее заключение в тюрьме. Но он вновь вел себя проактивно. Он действовал в своем внутреннем круге, он работал над тем, чтобы быть, а не иметь, и вскоре уже управлял той самой тюрьмой; а затем и всем Египтом, став вторым человеком после фараона.

Я понимаю, что для многих людей эта идея является серьезным сдвигом парадигмы. Насколько проще обвинять в своем бедственном положении других людей, обстановку, условия жизни. Но мы ответственны за то, чтобы управлять собственной жизнью и оказывать мощное влияние на обстоятельства, работая над быть – над самими собой.

Если у меня в браке есть проблемы, чего я в действительности достигну, во всех грехах обвиняя жену? Говоря, что я ни за что не отвечаю, я превращаю себя в беспомощную жертву, сам себя разоружаю. Кроме того, я уменьшаю свою способность влиять на жену – мое придирчивое, обвиняющее, критическое к ней отношение только утверждает ее в ее недостатках. Мой критицизм пагубней, чем поведение жены, которое я собираюсь исправить. Моя способность позитивно воздействовать на ситуацию чахнет и исчезает. Если я и в самом деле хочу исправить положение, я буду работать над тем единственным, что мне подвластно, – над самим собой. Я перестану пытаться переделывать свою жену и буду работать над своими слабостями. Я сконцентрирую свои усилия на том, чтобы стать прекрасным партнером по браку, источником безусловной любви и поддержки. Есть надежда, что моя жена почувствует силу моего проактивного примера и ответит тем же. Но, независимо от того, сделает она это или нет, наиболее позитивным способом, с помощью которого я могу влиять на ситуацию, является моя работа над самим собой, над моим быть.

Для того, чтобы работать в Круге Влияния – быть более внимательным слушателем, быть более любящим супругом, быть более открытым к сотрудничеству, – существует множество способов. Иногда самое проактивное, что мы можем сделать, – это просто быть счастливым, искренне улыбаться. Счастье, как и несчастье, есть результат проак-тивного выбора. Существуют такие явления – например, погода, - которые никогда не попадут в наш Круг Влияния. Однако, как люди проактивные, мы можем носить в себе свою собственную физическую или социальную погоду. Мы можем быть счастливы и принимать как данность то, что нам неподвластно, одновременно концентрируя свои усилия на том, что в наших силах.

Один из способов определить, к какому из кругов относится та или иная наша забота, заключается в разграничении понятий "иметь" и "быть". Круг Забот наполнен различными "иметь".

– Я был бы счастлив, если бы имел дом, все взносы за который уже выплачены!

— Если бы только я имел начальника без диктаторских наклонностей...

— Если бы только я имела более терпимого мужа...

— Если бы я имела более послушных детей...

— Если бы я имел ученую степень...

— Если бы я имел в своем распоряжении больше времени...

Круг Влияния наполнен всевозможными "быть" – я могу быть более терпеливым, быть мудрым, быть любящим. Здесь фокус приходится на характер.

Всякий раз, когда мы думаем, что проблема "где-то там", сама эта мысль и является проблемой. Мы позволяем тому, что вне нас –"где-то там" – управлять нами. Это – парадигма изменения "снаружи-внутрь", согласно которой мы сможем измениться только после того, как изменится то, что вне нас.

Проактивный подход заключается в изменении "изнутри-наружу": быть другими и этим вызывать позитивные изменения в том, что вне нас, – я могу быть более находчивым, я могу быть более старательным, я могу быть более изобретательным, я могу быть более открытым для сотрудничества.

Одна из моих самых любимых историй почерпнута из Ветхого Завета – части фундаментального иудейско-христианского наследия. Это история о Иосифе, который в семнадцатилетнем возрасте был продан собственными братьями в рабство в Египет. Представляете, как легко было бы ему предаваться пассивной жалости к самому себе, ставшему слугой Потифара, фокусироваться на недостатках своих братьев и своих хозяев, а также на всем том, чего он не имел. Но Иосиф был проактивной личностью. Он старался быть. И довольно скоро уже был управляющим в доме Потифара. Под его надзором находилось все, чем владел Потифар, так как доверие его к Иосифу было очень велико.

Затем настал день, когда Иосиф попал в трудную ситуацию, но при этом не пожелал поступиться своей честью. В результате Иосиф был несправедливо осужден на тринад­цатилетнее заключение в тюрьме. Но он вновь вел себя проактивно. Он действовал в своем внутреннем круге, он работал над тем, чтобы быть, а не иметь, и вскоре уже управлял той самой тюрьмой; а затем и всем Египтом, став вторым человеком после фараона.

Я понимаю, что для многих людей эта идея является серьезным сдвигом парадигмы. Насколько проще обвинять в своем бедственном положении других людей, обстановку, условия жизни. Но мы ответственны за то, чтобы управлять собственной жизнью и оказывать мощное влияние на обстоятельства, работая над быть – над самими собой.

Если у меня в браке есть проблемы, чего я в действительности достигну, во всех грехах обвиняя жену? Говоря, что я ни за что не отвечаю, я превращаю себя в беспомощную жертву, сам себя разоружаю. Кроме того, я уменьшаю свою способность влиять на жену – мое придирчивое, обвиняющее, критическое к ней отношение только утверждает ее в ее недостатках. Мой критицизм пагубней, чем поведение жены, которое я собираюсь исправить. Моя способность позитивно воздействовать на ситуацию чахнет и исчезает. Если я и в самом деле хочу исправить положение, я буду работать над тем единственным, что мне подвластно, – над самим собой. Я перестану пытаться переделывать свою жену и буду работать над своими слабостями. Я сконцентрирую свои усилия на том, чтобы стать прекрасным партнером по браку, источником безусловной любви и поддержки. Есть надежда, что моя жена почувствует силу моего проактивного примера и ответит тем же. Но, независимо от того, сделает она это или нет, наиболее позитивным способом, с помощью которого я могу влиять на ситуацию, является моя работа над самим собой, над моим быть.

Для того, чтобы работать в Круге Влияния – быть более внимательным слушателем, быть более любящим супругом, быть более открытым к сотрудничеству, – существует множество способов. Иногда самое проактивное, что мы можем сделать, – это просто быть счастливым, искренне улыбаться. Счастье, как и несчастье, есть результат проак-тивного выбора. Существуют такие явления – например, погода, - которые никогда не попадут в наш Круг Влияния. Однако, как люди проактивные, мы можем носить в себе свою собственную физическую или социальную погоду. Мы можем быть счастливы и принимать как данность то, что нам неподвластно, одновременно концентрируя свои усилия на том, что в наших силах.