23. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМОЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
К принципам управления денежной системой можно отнести следующие.
1. Принцип централизованного управления денежной системой предполагает наличие единого государственного центра (в лице центрального банка, министерства финансов или казначейства), определяющего основы организации денежного обращения и регулирующего его. В условиях рынка централизованное управление денежной системой базируется в основном на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, хотя большое значение имеют и административные методы, поскольку для устойчивого функционирования денежной системы важна хорошо проработанная правовая база.
2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота непосредственно связан с такими принципами организации денежной системы, как устойчивость и эластичность денежного оборота. Обеспечение устойчивости и эластичности требует предварительного планирования объема и структуры денежной массы и денежного оборота. В условиях командно-административной экономики результатом процесса планирования являются жесткие централизованные планы, в условиях рынка этот процесс заключается в составлении соответствующих прогнозов. Исключением можно считать формирование такого финансового плана государства, как бюджет; он имеет форму закона, остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство.
3. Принцип обеспеченности эмитируемых денег и характера денежной эмиссии. Выпуск необеспеченных денег провоцирует инфляцию и расустройства денежной системы, но обеспечением денег могут быть золото, активы центрального банка, что приводит к различиям в формах и видах денег и соответственно денежных систем. Современный принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (бюджетная эмиссия) приводит к нарушению этого принципа и запрещено законом во всех странах.
4. Принцип зависимости или независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, решения задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования.
5. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса, заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.
6. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.
7. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом: государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.
К принципам управления денежной системой можно отнести следующие.
1. Принцип централизованного управления денежной системой предполагает наличие единого государственного центра (в лице центрального банка, министерства финансов или казначейства), определяющего основы организации денежного обращения и регулирующего его. В условиях рынка централизованное управление денежной системой базируется в основном на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, хотя большое значение имеют и административные методы, поскольку для устойчивого функционирования денежной системы важна хорошо проработанная правовая база.
2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота непосредственно связан с такими принципами организации денежной системы, как устойчивость и эластичность денежного оборота. Обеспечение устойчивости и эластичности требует предварительного планирования объема и структуры денежной массы и денежного оборота. В условиях командно-административной экономики результатом процесса планирования являются жесткие централизованные планы, в условиях рынка этот процесс заключается в составлении соответствующих прогнозов. Исключением можно считать формирование такого финансового плана государства, как бюджет; он имеет форму закона, остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство.
3. Принцип обеспеченности эмитируемых денег и характера денежной эмиссии. Выпуск необеспеченных денег провоцирует инфляцию и расустройства денежной системы, но обеспечением денег могут быть золото, активы центрального банка, что приводит к различиям в формах и видах денег и соответственно денежных систем. Современный принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны центрального банка (бюджетная эмиссия) приводит к нарушению этого принципа и запрещено законом во всех странах.
4. Принцип зависимости или независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, решения задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования.
5. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса, заставляет правительство изыскивать другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.
6. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.
7. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом: государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.