76. ФАКТОРИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Факторинг (от англ. factor – агент, посредник, маклер) – это деятельность банка-посредника или факторинговой компании по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях действуют три стороны:

1) факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);

2) клиент (кредитор, поставщик товара);

3) предприятие (фирма) – потребитель товара. Основная цель факторингового обслуживания -

инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:

– факторинг с финансированием и без финансирования;

– открытый и закрытый факторинг;

– без права регресса и с правом регресса;

– внутренний и международный и т. д.

При факторинге с финансированием клиент уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные клиентом и оговоренные в хозяйственном договоре.

Открытый факторинг – это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.

При закрытом, или конфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при оплате покупателем счетов в течение определенного срока должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.

В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т. е. право возврата фактором клиенту оплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита.

Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах.

Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги: ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности; осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров; осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов, и его называют конвенционным.

Факторинг (от англ. factor – агент, посредник, маклер) – это деятельность банка-посредника или факторинговой компании по взысканию денежных средств с должников своего клиента и управлению его долговыми требованиями.

В факторинговых операциях действуют три стороны:

1) факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);

2) клиент (кредитор, поставщик товара);

3) предприятие (фирма) – потребитель товара. Основная цель факторингового обслуживания -

инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

В мировой практике существуют следующие виды факторинговых операций:

– факторинг с финансированием и без финансирования;

– открытый и закрытый факторинг;

– без права регресса и с правом регресса;

– внутренний и международный и т. д.

При факторинге с финансированием клиент уступает фактору-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные клиентом и оговоренные в хозяйственном договоре.

Открытый факторинг – это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.

При закрытом, или конфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при оплате покупателем счетов в течение определенного срока должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности.

В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т. е. право возврата фактором клиенту оплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита.

Различают факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах.

Современные западные факторинговые компании не только кредитуют своих клиентов, но и оказывают им самые разнообразные услуги: ведут бухгалтерский учет дебиторской задолженности; осуществляют консультации по вопросам рынков сбыта, цен реализации, организации расчетов, заключения хозяйственных договоров; осуществляют юридическое, транспортное, складское, рекламное, страховое и другое обслуживание.

В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов, и его называют конвенционным.