41. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

– политика Центрального банка (ЦБ) в отношении кредитно-финансовых институтов;

– налоговая политика государства;

– участие государства в смешанных или государственных кредитных институтах;

– законодательное регулирование деятельности различных институтов кредитно-финансовой системы. В большинстве промышленно развитых стран политика ЦБ распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.

1. Учетная политика ЦБ заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. ЦБ выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам.

2. Второй формой является определение ЦБ нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в ЦБ. Изменяя норму резервирования, ЦБ расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны.

3. Третьей формой регулирования являются операции ЦБ на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаны покупать у ЦБ определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит государственного бюджета.

Основные методы денежно-кредитной политики ЦБ России:

– процентные ставки по операциям Банка России;

– нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России;

– операции на открытом рынке;

– рефинансирование банков;

– валютное регулирование;

– установление ориентиров роста денежной массы;

– прямые количественные ограничения.

Налоговая политика государства заключается

в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую кредитно-финансовыми институтами. Так, увеличение налоговых ставок может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, снижение налоговых ставок ведет к расширению подобных операций и снижению процентных ставок.

Участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы страны. Этот метод достаточно широко распространен в странах Западной Европы и развивающихся странах.

Существенное влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством и местными органами власти. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.

Государственное регулирование кредитной системы представляет собой сложный, в определенной мере эффективный и достаточно противоречивый механизм, прошедший в своем становлении большое количество сложных этапов адаптации и серьезных структурных изменений.

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

– политика Центрального банка (ЦБ) в отношении кредитно-финансовых институтов;

– налоговая политика государства;

– участие государства в смешанных или государственных кредитных институтах;

– законодательное регулирование деятельности различных институтов кредитно-финансовой системы. В большинстве промышленно развитых стран политика ЦБ распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.

1. Учетная политика ЦБ заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. ЦБ выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам.

2. Второй формой является определение ЦБ нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в ЦБ. Изменяя норму резервирования, ЦБ расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны.

3. Третьей формой регулирования являются операции ЦБ на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаны покупать у ЦБ определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит государственного бюджета.

Основные методы денежно-кредитной политики ЦБ России:

– процентные ставки по операциям Банка России;

– нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России;

– операции на открытом рынке;

– рефинансирование банков;

– валютное регулирование;

– установление ориентиров роста денежной массы;

– прямые количественные ограничения.

Налоговая политика государства заключается

в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую кредитно-финансовыми институтами. Так, увеличение налоговых ставок может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, снижение налоговых ставок ведет к расширению подобных операций и снижению процентных ставок.

Участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы страны. Этот метод достаточно широко распространен в странах Западной Европы и развивающихся странах.

Существенное влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством и местными органами власти. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.

Государственное регулирование кредитной системы представляет собой сложный, в определенной мере эффективный и достаточно противоречивый механизм, прошедший в своем становлении большое количество сложных этапов адаптации и серьезных структурных изменений.