49. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Для осуществления кредитной деятельности

коммерческие банки создают в своей структуре кредитные подразделения, непосредственной работой которых и является организация кредитного процесса. Можно выделить следующие этапы процесса кредитования:

– рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;

– изучение кредитоспособности клиента;

– подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита;

– формирование резерва на возможные потери по ссудам;

– контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита (сопровождение кредита);

– работа банка с проблемными ссудами.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявление-ходатайство (кредитную заявку) в произвольной форме, в которой указываются: цель кредита с краткой характеристикой предприятия и возможным экономическим эффектом в результате использования кредита, сумма кредита, срок использования, предполагаемое обеспечение, приемлемая для предприятия процентная ставка.

Банк требует, чтобы к кредитной заявке были приложены требуемые документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о кредите и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

Заявка на получение кредита поступает к соответствующему кредитному работнику и в течение одного-двух дней должна быть рассмотрена им на предмет принятия ее либо отказа.

После проверки предоставленных документов кредитный инспектор проводит с клиентом собеседование, которое дает возможность заемщику лично обосновать необходимость кредита, а работнику банка – оценить характер и искренность его намерений.

Если же банк по итогам рассмотрения кредитной заявки и предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, то наступает следующий этап – этап определения кредитоспособности заемщика.

После определения кредитоспособности заемщика кредитный инспектор переходит к разработке кредитного договора (структурирование ссуды), в ходе которого банк определяет вид кредита, сумму, срок, способ погашения, обеспечение, цену кредита и прочие условия.

Следующим этапом после подписания кредитного договора является формирование банком резерва на возможные потери по ссуде за счет отчислений, относимых на расходы банка.

Главная цель контроля за соблюдением условий кредитного договора – регулярность внесения процентов и своевременный возврат кредита.

Возврат кредита – это сложная, целенаправленная деятельность банковских учреждений, включающая в себя комплекс организационных, экономических и правовых мер.

Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть по вине как банка, так и заемщика.

Если намеченный банком комплекс мер проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:

1) ссуду удается вернуть после продажи залога;

2) погашению ссуды предшествует решение суда о банкротстве и реализации активов заемщика;

3) если банком своевременно не были приняты меры, он несет убытки.

Для осуществления кредитной деятельности

коммерческие банки создают в своей структуре кредитные подразделения, непосредственной работой которых и является организация кредитного процесса. Можно выделить следующие этапы процесса кредитования:

– рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;

– изучение кредитоспособности клиента;

– подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита;

– формирование резерва на возможные потери по ссудам;

– контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита (сопровождение кредита);

– работа банка с проблемными ссудами.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявление-ходатайство (кредитную заявку) в произвольной форме, в которой указываются: цель кредита с краткой характеристикой предприятия и возможным экономическим эффектом в результате использования кредита, сумма кредита, срок использования, предполагаемое обеспечение, приемлемая для предприятия процентная ставка.

Банк требует, чтобы к кредитной заявке были приложены требуемые документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о кредите и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

Заявка на получение кредита поступает к соответствующему кредитному работнику и в течение одного-двух дней должна быть рассмотрена им на предмет принятия ее либо отказа.

После проверки предоставленных документов кредитный инспектор проводит с клиентом собеседование, которое дает возможность заемщику лично обосновать необходимость кредита, а работнику банка – оценить характер и искренность его намерений.

Если же банк по итогам рассмотрения кредитной заявки и предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, то наступает следующий этап – этап определения кредитоспособности заемщика.

После определения кредитоспособности заемщика кредитный инспектор переходит к разработке кредитного договора (структурирование ссуды), в ходе которого банк определяет вид кредита, сумму, срок, способ погашения, обеспечение, цену кредита и прочие условия.

Следующим этапом после подписания кредитного договора является формирование банком резерва на возможные потери по ссуде за счет отчислений, относимых на расходы банка.

Главная цель контроля за соблюдением условий кредитного договора – регулярность внесения процентов и своевременный возврат кредита.

Возврат кредита – это сложная, целенаправленная деятельность банковских учреждений, включающая в себя комплекс организационных, экономических и правовых мер.

Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть по вине как банка, так и заемщика.

Если намеченный банком комплекс мер проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:

1) ссуду удается вернуть после продажи залога;

2) погашению ссуды предшествует решение суда о банкротстве и реализации активов заемщика;

3) если банком своевременно не были приняты меры, он несет убытки.