80. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Принципы государственного регулирования:
– соблюдение интересов всех участников;
– открытость и гласность;
– общественное доверие и польза;
– максимальное использование информации;
– обеспечение здоровой конкуренции для повышения качества услуг.
Цели регулирования рынка ценных бумаг:
– защита участников рынка от мошенничества;
– обеспечение свободного ценообразования на основе спроса и предложения;
– поддержание порядка.
Основные направления в государственном регулировании рынка ценных бумаг следующие.
1. Выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.
В России функции по разработке нормативных актов по ценным бумагам, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) возлагаются на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), которая является федеральным органом исполнительной власти. ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства РФ. ФСФР осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка, утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитной деятельности и порядку ведения реестра.
2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется ФСФР или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии. Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами.
3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций.
Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеют стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг – как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.
Особенностью нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. В настоящее время в России существует недостаточная законодательная база, регулирующая фондовый рынок.
Принципы государственного регулирования:
– соблюдение интересов всех участников;
– открытость и гласность;
– общественное доверие и польза;
– максимальное использование информации;
– обеспечение здоровой конкуренции для повышения качества услуг.
Цели регулирования рынка ценных бумаг:
– защита участников рынка от мошенничества;
– обеспечение свободного ценообразования на основе спроса и предложения;
– поддержание порядка.
Основные направления в государственном регулировании рынка ценных бумаг следующие.
1. Выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.
В России функции по разработке нормативных актов по ценным бумагам, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) возлагаются на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), которая является федеральным органом исполнительной власти. ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства РФ. ФСФР осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка, утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитной деятельности и порядку ведения реестра.
2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется ФСФР или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии. Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами.
3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций.
Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеют стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг – как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.
Особенностью нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. В настоящее время в России существует недостаточная законодательная база, регулирующая фондовый рынок.