63. ПОЛИТИКА ОТКРЫТОГО РЫНКА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Политика открытого рынка представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Основными ценными бумагами, как правило, являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги.

Традиционные средства проведения операций на открытом рынке – операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для стран Европейского экономического и валютного союза и США.

Для большинства промышленно развитых стран операции на открытом рынке представляют собой главный инструмент денежно-кредитного регулирования; прочие инструменты используются нерегулярно. Отдельные страны концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики – на операциях с облигациями государственного займа, при краткосрочной политике – на операциях с казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг. На денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что, в свою очередь, способствует успешному проведению учетной политики. Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения в рамках политики открытого рынка.

Механизм проведения операций на открытом рынке в большинстве стран сводится к следующему.

Для оживления экономики центральный банк проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У коммерческих банков и других собственников появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля.

Если центральный банк проводит рестриктивную (контрактивную) политику, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. У него есть по меньшей мере две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерческие банки и их клиенты, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы для развития реального сектора экономики.

Рестриктивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и использованию кредитными институтами части своих резервов.

При всех существующих различиях в проведении политики в отношении операций на открытом рынке можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки стран, стремящихся к регулированию экономики рыночными, а не административными методами, все чаще прибегают к использованию именно этого инструмента.

Политика открытого рынка представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Основными ценными бумагами, как правило, являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги.

Традиционные средства проведения операций на открытом рынке – операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для стран Европейского экономического и валютного союза и США.

Для большинства промышленно развитых стран операции на открытом рынке представляют собой главный инструмент денежно-кредитного регулирования; прочие инструменты используются нерегулярно. Отдельные страны концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики – на операциях с облигациями государственного займа, при краткосрочной политике – на операциях с казначейскими векселями. Эта политика осуществляется через дисконтные дома путем установления для них твердых ставок по купле-продаже ценных бумаг. На денежном рынке создается дефицит ликвидных ресурсов, что, в свою очередь, способствует успешному проведению учетной политики. Операции на первичном рынке с негосударственными ценными бумагами не находят широкого распространения в рамках политики открытого рынка.

Механизм проведения операций на открытом рынке в большинстве стран сводится к следующему.

Для оживления экономики центральный банк проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У коммерческих банков и других собственников появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля.

Если центральный банк проводит рестриктивную (контрактивную) политику, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. У него есть по меньшей мере две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерческие банки и их клиенты, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы для развития реального сектора экономики.

Рестриктивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и использованию кредитными институтами части своих резервов.

При всех существующих различиях в проведении политики в отношении операций на открытом рынке можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки стран, стремящихся к регулированию экономики рыночными, а не административными методами, все чаще прибегают к использованию именно этого инструмента.