ЛОХ И МАСС-МЕДИА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 

Как телевизионный профи, я буду говорить о том, о чем кое-что знаю: о телевидении.

Впрочем, ничего я о нем не знаю, конечно. Я, например, до сих пор до конца не поняла, в чем магия проекта «Дом-2». Эта программа идет уже пять лет, четыре-пять часов в неделю, и люди ее смотрят. При всей моей неотразимой красоте и обаянии, смотрят явно не ради меня. Тут, видимо, сказывается гениальность специалистов с канала ТНТ, из ничего придумавших концепцию. Лоху, конечно, нравится смотреть, как кто-то по-всамделишному подрался или разревелся, но дело не только в этом. Да и не так часто они дерутся; гораздо вероятнее напороться на бесконечный унылый разговор: «Ну а ты че? А он че? А я ему такая отвечаю…» И это работает! Людям всегда будет интересно смотреть на кого-то, кто глупее, никчемнее и хуже их. Герои передачи говорят этаким провинциальным говорком (лох-москвич чувствует себя королем), делают ошибки, которые телезритель давно уже не делает. Они ужасно себя ведут и ничего не соображают. Ощущение, что ты умнее людей в телевизоре, дает лоху невероятный жизненный драйв. Так же, кстати, работают и всевозможные телевикторины, вроде «Кто хочет стать миллионером?». Лоху радостно видеть, как простой человек - такой же лох - хватает за хвост удачу, но еще радостнее сознавать, что вот кто-то в этом мире не знает имя афроамериканского приятеля Тома Сойера (дядя Том? Мартин Лютер Кинг? Майкл Джексон?!), а он, лох, знает: это Гекльберри Финн. Именно поэтому лоху стараются пореже показывать людей, которые явно умнее, лучше и красивее его, чтобы зря не расстраивать. В любой школе телевидения учат, что телеведущий не должен быть очень красивым человеком, дабы не вызвать раздражение публики (редчайшее исключение - итальянское телевидение). Домохозяйка не должна ревновать мужа к девушке из ящика и не должна думать, что диктор прогноза погоды даст ее супругу сто очков вперед во всем, включая сферу интимного. Пусть он будет энергичным, обаятельным, но не более того.

Чтобы работать лохоотводом, телевизору недостаточно просто удерживать лошиное внимание: он должен будоражить и вызывать сильные эмоции. Поэтому потоки радости и позитива закономерно сменяются потоками говна. Это как рецепт приготовления блюда -сахар и соль, расчлененные трупы и «Малахов+» с полезными травками.

Подобным образом было и в «Доме-2». Изначально придумали, что в проекте должно быть двое ведущих: добрая девушка из народа Ксения Бородина и злая гламурная стерва Ксения Собчак. Но, как часто бывает в жизни, со временем роли фактически поменялись. Бородина - видимо, устав от постоянного контакта с лошьем, - стала жестче, а я, напротив, смягчилась душой, как это бывает у безнадежных больных после таинства соборования.

Мне хочется сказать Ксении, что, мол, надо быть добрее к людям, но я понимаю, что это типично лоховской слоган. Когда я училась в МГИМО, мне пришлось читать воспоминания одного заграничного герцога, путешествовавшего по России. Он приехал к нам с миссией либерализатора и страшно жалел крепостных, всячески старался смягчить их быт. Герцог разговаривал с ними, как с равными, и запретил их бить. Два дня все шло прекрасно, а на третий день к нему пришел некто Василий, положил ноги на стол и потребовал больше сахара к чаю. Я не повторю ошибку герцога: если уж Ксения Бородина нашла в себе силу быть жесткой, так тому и быть, ибо с нашими героями иначе нельзя.

Важный компонент лохоотводной функции телевидения - сделать лоху уютно в нашем неуютном мире, чтобы он не слишком быстро зверел. Мир стал слишком уж бесприютным, в нем много незнакомых лоху людей и непонятных предметов. Лоху не хватает деревенской простоты и соседских отношений: исчезли даже сплетничающие бабушки у подъездов. Хочешь соседей? Пожалста! Ящик предлагает лоху всемирную деревню знаменитостей. Лох лишился возможности обсуждать, как Валька с Трофимом вчера ходили в лесок, а Кузьма опять гуляет от своей Нинки. Кто заменит Вальку и Кузьму? Конечно, Анджелина Джоли и Брэд Питт! Одна моя знакомая так увлечена интимными коллизиями этой пары, что сочиняет целые драматические мини-спектакли, как будто лично присутствовала в голливудской коммунальной кухне: «Он приходит к ней и говорит: Анджелина! А она, такая, смотрит и не отвечает. А потом подняла глаза, посмотрела долгим пронзительным взглядом, и говорит: мол, поступай, как хочешь!»

Самый ранний и наивный пример построения квазидеревни для одинокого потерянного лоха - советский «Голубой огонек»: якобы все, кого лох хорошо знает, собрались вместе и дружно встречают Новый год. Сейчас этот лупанарий распространился вглубь и вширь, с подключением Интернета и желтой прессы. В этом мире лох может жить, вообще не показываясь наружу. Видели, как Жанна Фриске плохо выглядит? Потому что потолстела. А вы, уважаемый лох, не едите после шести вечера, пьете отвар из ростков пшеницы и посещаете спа-процедуры, а потому выглядите прекрасно. Просто прекрасно.

Как телевизионный профи, я буду говорить о том, о чем кое-что знаю: о телевидении.

Впрочем, ничего я о нем не знаю, конечно. Я, например, до сих пор до конца не поняла, в чем магия проекта «Дом-2». Эта программа идет уже пять лет, четыре-пять часов в неделю, и люди ее смотрят. При всей моей неотразимой красоте и обаянии, смотрят явно не ради меня. Тут, видимо, сказывается гениальность специалистов с канала ТНТ, из ничего придумавших концепцию. Лоху, конечно, нравится смотреть, как кто-то по-всамделишному подрался или разревелся, но дело не только в этом. Да и не так часто они дерутся; гораздо вероятнее напороться на бесконечный унылый разговор: «Ну а ты че? А он че? А я ему такая отвечаю…» И это работает! Людям всегда будет интересно смотреть на кого-то, кто глупее, никчемнее и хуже их. Герои передачи говорят этаким провинциальным говорком (лох-москвич чувствует себя королем), делают ошибки, которые телезритель давно уже не делает. Они ужасно себя ведут и ничего не соображают. Ощущение, что ты умнее людей в телевизоре, дает лоху невероятный жизненный драйв. Так же, кстати, работают и всевозможные телевикторины, вроде «Кто хочет стать миллионером?». Лоху радостно видеть, как простой человек - такой же лох - хватает за хвост удачу, но еще радостнее сознавать, что вот кто-то в этом мире не знает имя афроамериканского приятеля Тома Сойера (дядя Том? Мартин Лютер Кинг? Майкл Джексон?!), а он, лох, знает: это Гекльберри Финн. Именно поэтому лоху стараются пореже показывать людей, которые явно умнее, лучше и красивее его, чтобы зря не расстраивать. В любой школе телевидения учат, что телеведущий не должен быть очень красивым человеком, дабы не вызвать раздражение публики (редчайшее исключение - итальянское телевидение). Домохозяйка не должна ревновать мужа к девушке из ящика и не должна думать, что диктор прогноза погоды даст ее супругу сто очков вперед во всем, включая сферу интимного. Пусть он будет энергичным, обаятельным, но не более того.

Чтобы работать лохоотводом, телевизору недостаточно просто удерживать лошиное внимание: он должен будоражить и вызывать сильные эмоции. Поэтому потоки радости и позитива закономерно сменяются потоками говна. Это как рецепт приготовления блюда -сахар и соль, расчлененные трупы и «Малахов+» с полезными травками.

Подобным образом было и в «Доме-2». Изначально придумали, что в проекте должно быть двое ведущих: добрая девушка из народа Ксения Бородина и злая гламурная стерва Ксения Собчак. Но, как часто бывает в жизни, со временем роли фактически поменялись. Бородина - видимо, устав от постоянного контакта с лошьем, - стала жестче, а я, напротив, смягчилась душой, как это бывает у безнадежных больных после таинства соборования.

Мне хочется сказать Ксении, что, мол, надо быть добрее к людям, но я понимаю, что это типично лоховской слоган. Когда я училась в МГИМО, мне пришлось читать воспоминания одного заграничного герцога, путешествовавшего по России. Он приехал к нам с миссией либерализатора и страшно жалел крепостных, всячески старался смягчить их быт. Герцог разговаривал с ними, как с равными, и запретил их бить. Два дня все шло прекрасно, а на третий день к нему пришел некто Василий, положил ноги на стол и потребовал больше сахара к чаю. Я не повторю ошибку герцога: если уж Ксения Бородина нашла в себе силу быть жесткой, так тому и быть, ибо с нашими героями иначе нельзя.

Важный компонент лохоотводной функции телевидения - сделать лоху уютно в нашем неуютном мире, чтобы он не слишком быстро зверел. Мир стал слишком уж бесприютным, в нем много незнакомых лоху людей и непонятных предметов. Лоху не хватает деревенской простоты и соседских отношений: исчезли даже сплетничающие бабушки у подъездов. Хочешь соседей? Пожалста! Ящик предлагает лоху всемирную деревню знаменитостей. Лох лишился возможности обсуждать, как Валька с Трофимом вчера ходили в лесок, а Кузьма опять гуляет от своей Нинки. Кто заменит Вальку и Кузьму? Конечно, Анджелина Джоли и Брэд Питт! Одна моя знакомая так увлечена интимными коллизиями этой пары, что сочиняет целые драматические мини-спектакли, как будто лично присутствовала в голливудской коммунальной кухне: «Он приходит к ней и говорит: Анджелина! А она, такая, смотрит и не отвечает. А потом подняла глаза, посмотрела долгим пронзительным взглядом, и говорит: мол, поступай, как хочешь!»

Самый ранний и наивный пример построения квазидеревни для одинокого потерянного лоха - советский «Голубой огонек»: якобы все, кого лох хорошо знает, собрались вместе и дружно встречают Новый год. Сейчас этот лупанарий распространился вглубь и вширь, с подключением Интернета и желтой прессы. В этом мире лох может жить, вообще не показываясь наружу. Видели, как Жанна Фриске плохо выглядит? Потому что потолстела. А вы, уважаемый лох, не едите после шести вечера, пьете отвар из ростков пшеницы и посещаете спа-процедуры, а потому выглядите прекрасно. Просто прекрасно.