Приложения.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

Образцы документов для самостоятельной аналитический работы

№ 1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защи-

те информации"от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возни-

кающие при:

− формировании и использовании информационных ресурсов на

основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, рас-

пространения и предоставления потребителю документированной ин-

формации;

− создании и использовании информационных технологий и

средств их обеспечения;

− защите информации, прав субъектов, участвующих в информа-

ционных процессах и информатизации.

2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, ре-

гулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и

смежных правах".

Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном за-

коне, их определения.

В настоящем Федеральном законе используются следующие поня-

тия:

− информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,

явлениях и процессах независимо от формы их представления;

− информатизация - организационный социально - экономиче-

ский и научно-технический процесс создания оптимальных условий для

удовлетворения информационных потребностей и реализации прав гра-

ждан, органов государственной власти, органов местного самоуправле-

ния, организаций, общественных объединений на основе формирования

и использования информационных ресурсов;

− документированная информация (документ) - зафиксированная

на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими

ее идентифицировать;

− информационные процессы - процессы сбора, обработки, нако-

пления, хранения, поиска и распространения информации;

− информационная система - организационно упорядоченная со-

вокупность документов (массивов документов) и информационных тех-

нологий, в том числе с использованием средств вычислительной техни-

ки и связи, реализующих информационные процессы;

− информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные

массивы документов, документы и массивы документов в информаци-

онных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других

информационных системах);

− информация о гражданах (персональные данные) - сведения о

фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие

идентифицировать его личность;

− конфиденциальная информация - документированная инфор-

мация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодатель-

ством Российской Федерации;

− средства обеспечения автоматизированных информационных

систем и их технологий - программные, технические, лингвистические,

правовые, организационные средства (программы для электронных вы-

числительных машин; средства вычислительной техники и связи; слова-

ри, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения,

уставы; должностные инструкции; схемы и их описания, другая экс-

плуатационная и сопроводительная документация), используемые или

создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечи-

вающие их эксплуатацию;

− собственник информационных ресурсов, информационных сис-

тем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме

реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения ука-

занными объектами;

− владелец информационных ресурсов, информационных систем,

технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий вла-

дение и пользование указанными объектами и реализующий полномо-

чия распоряжения в пределах, установленных законом;

− пользователь (потребитель) информации - субъект, обращаю-

щийся к информационной системе или посреднику за получением необ-

ходимой ему информации и пользующийся ею.

Статья 3. Обязанности государства в сфере формирования ин-

формационных ресурсов и информатизации.

1. Государственная политика в сфере формирования информаци-

онных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для

эффективного и качественного информационного обеспечения решения

стратегических и оперативных задач социального и экономического раз-

вития Российской Федерации.

2. Основными направлениями государственной политики в сфере

информатизации являются:

− обеспечение условий для развития и защиты всех форм собст-

венности на информационные ресурсы;

− формирование и защита государственных информационных ре-

сурсов;

− создание и развитие федеральных и региональных информаци-

онных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия

в едином информационном пространстве Российской Федерации;

− создание условий для качественного и эффективного информа-

ционного обеспечения граждан, органов государственной власти, орга-

нов местного самоуправления, организаций и общественных объедине-

ний на основе государственных информационных ресурсов;

− обеспечение национальной безопасности в сфере информатиза-

ции, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в усло-

виях информатизации;

− содействие формированию рынка информационных ресурсов,

услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

− формирование и осуществление единой научно-технической и

промышленной политики в сфере информатизации с учетом современ-

ного мирового уровня развития информационных технологий;

− поддержка проектов и программ информатизации;

− создание и совершенствование системы привлечения инвести-

ций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов

информатизации;

− развитие законодательства в сфере информационных процес-

сов, информатизации и защиты информации.

Глава 2. Информационные ресурсы

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.

1. Информационные ресурсы являются объектами отношений фи-

зических, юридических лиц, государства, составляют информационные

ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нор-

мами, устанавливающими:

− порядок документирования информации;

− право собственности на отдельные документы и отдельные

массивы документов, документы и массивы документов в информаци-

онных системах;

− категорию информации по уровню доступа к ней;

− порядок правовой защиты информации.

Статья 5. Документирование информации.

1. Документирование информации является обязательным услови-

ем включения информации в информационные ресурсы. Документиро-

вание информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органа-

ми государственной власти, ответственными за организацию делопроиз-

водства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Рос-

сийской Федерации.

 

2. Документ, полученный из автоматизированной информацион-

ной системы, приобретает юридическую силу после его подписания

должностным лицом в порядке, установленном законодательством Рос-

сийской Федерации.

3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и

передаваемого с помощью автоматизированных информационных и те-

лекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной циф-

ровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при

наличии в автоматизированной информационной системе программно-

технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и со-

блюдении установленного режима их использования.

4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой под-

писи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий

определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имуще-

ства и объект права собственности.

1. Информационные ресурсы могут быть и негосударственными и

как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, ор-

ганов государственной власти, органов местного самоуправления, орга-

низаций и общественных объединений. Отношения по поводу права

собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским

законодательством Российской Федерации.

2. Физические и юридические лица являются собственниками тех

документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств,

приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения

или наследования.

3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации яв-

ляются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, при-

обретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета,

бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем

иных установленных законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации

у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к

государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения,

отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собст-

венностью только с разрешения соответствующих органов государст-

венной власти.

4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документи-

рованную информацию в органы государственной власти и организации

не утрачивают своих прав на эти документы и на использование инфор-

мации, содержащейся в них. Документированная информация, пред-

ставляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и

организации юридическими лицами независимо от их организационно-

правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основа-

нии статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует информаци-

онные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и

субъектов, представляющих эту информацию.

5. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью орга-

низаций, включаются в состав их имущества в соответствии с граждан-

ским законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государ-

ства, находятся в ведении органов государственной власти и организа-

ций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в со-

ставе государственного имущества.

6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением

случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми пра-

вами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в

том числе он имеет право:

− назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение ин-

формационными ресурсами или оперативное управление ими;

− устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила

обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

− определять условия распоряжения документами при их копи-

ровании и распространении.

8. Право собственности на средства обработки информации не

создает права собственности на информационные ресурсы, принадле-

жащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке

предоставления услуг или при совместном использовании этих средств

обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим произ-

водной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.

Статья 7. Государственные информационные ресурсы.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-

рации формируются в соответствии со сферами ведения как:

− федеральные информационные ресурсы;

− информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - ин-

формационные ресурсы совместного ведения);

− информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

2. Формирование государственных информационных ресурсов в

соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона

осуществляется гражданами, органами государственной власти, органа-

ми местного самоуправления, организациями и общественными объеди-

нениями.

Федеральные органы государственной власти, органы государст-

венной власти субъектов Российской Федерации формируют государст-

венные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспе-

чивают их использование в соответствии с установленной компетенци-

ей.

3. Деятельность органов государственной власти и организаций по

формированию федеральных информационных ресурсов, информацион-

ных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъек-

тов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и

бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов "Ин-

форматика" ("Информационное обеспечение").

4. Организации, которые специализируются на формировании фе-

деральных информационных ресурсов и (или) информационных ресур-

сов совместного ведения на основе договора, обязаны получить лицен-

зию на этот вид деятельности в органах государственной власти. Поря-

док лицензирования определяется законодательством Российской Феде-

рации.

Статья 8. Обязательное представление документированной ин-

формации для формирования государственных информационных ресур-

сов.

1. Граждане, органы государственной власти, органы местного са-

моуправления, организации и общественные объединения обязаны

представлять документированную информацию органам и организаци-

ям, ответственным за формирование и использование государственных

информационных ресурсов.

Перечни представляемой в обязательном порядке документиро-

ванной информации и перечни органов и организаций, ответственных за

сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает

Правительство Российской Федерации.

2. Порядок и условия обязательного представления документиро-

ванной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

Порядок обязательного представления (получения) информации,

отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации

устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством

об этих категориях информации.

3. При регистрации юридических лиц регистрационные органы

обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке

документов и адресами их представления. Перечень представляемой в

обязательном порядке документированной информации прилагается к

уставу каждого юридического лица (положению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых

юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке до-

кументов с адресами их представления не является основанием для отка-

за в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями

представляемых в обязательном порядке документов с адресами их

представления привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть

до снятия с должности.

4. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам,

могут включаться по желанию собственника в состав государственных

информационных ресурсов по правилам, установленным для включения

документов в соответствующие информационные системы.

Статья 9. Отнесение информационных ресурсов к общероссий-

скому национальному достоянию.

1. Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов

могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.

2. Отнесение конкретных объектов федеральных информационных

ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение

их правового режима устанавливаются федеральным законом.

Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-

рации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет

документированная информация, отнесенная законом к категории огра-

ниченного доступа.

2. Документированная информация с ограниченным доступом по

условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отне-

сенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

− законодательные и другие нормативные акты, устанавливаю-

щие правовой статус органов государственной власти, органов местного

самоуправления, организаций, общественных объединений, а также пра-

ва, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

− документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуа-

циях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитар-

но-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для

обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, про-

изводственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

− документы, содержащие информацию о деятельности органов

государственной власти и органов местного самоуправления, об исполь-

зовании бюджетных средств и других государственных и местных ре-

сурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключе-

нием отнесенных к государственной тайне;

− документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и

архивов, информационных системах органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений, органи-

заций, представляющие общественный интерес или необходимые для

реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

 

4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляет-

ся в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной

тайне".

5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за

исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Феде-

рального закона.

Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные).

1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федераль-

ных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного

ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации,

информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также

получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны

быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные

относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение

информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей лич-

ную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его со-

гласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях при-

чинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения

реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение

прав граждан Российской Федерации на основе использования инфор-

мации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, язы-

ковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается

в соответствии с законодательством.

3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими

полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и

использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодатель-

ством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки

и порядка использования этой информации.

4. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосу-

дарственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и пре-

доставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензи-

рования определяется законодательством Российской Федерации.

5. Неправомерность деятельности органов государственной власти

и организаций по сбору персональных данных может быть установлена

в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основа-

нии статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства

о персональных данных.

Глава 3. Пользование информационными ресурсами

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из инфор-

мационных ресурсов.

1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, орга-

ны местного самоуправления, организации и общественные объедине-

ния - обладают равными правами на доступ к государственным инфор-

мационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами

этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информа-

ции. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным ин-

формационным ресурсам является основой осуществления обществен-

ного контроля за деятельностью органов государственной власти, орга-

нов местного самоуправления, общественных, политических и иных ор-

ганизаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер

общественной жизни.

2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользова-

телей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на ос-

нове законодательства, уставов указанных органов и организаций, по-

ложений о них, а также договоров на услуги по информационному обес-

печению.

Информация, полученная на законных основаниях из государст-

венных информационных ресурсов гражданами и организациями, может

быть использована ими для создания производной информации в целях

ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник

информации.

Источником прибыли в этом случае является результат вложенных

труда и средств при создании производной информации, но не исходная

информация, полученная из государственных ресурсов.

3. Порядок получения пользователем информации (указание мес-

та, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур)

определяет собственник или владелец информационных ресурсов с со-

блюдением требований, установленных настоящим Федеральным зако-

ном.

Перечни информации и услуг по информационному обеспечению,

сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам

владельцы информационных ресурсов и информационных систем пре-

доставляют пользователям бесплатно.

4. Органы государственной власти и организации, ответственные

за формирование и использование информационных ресурсов, обеспе-

чивают условия для оперативного и полного предоставления пользова-

телю документированной информации в соответствии с обязанностями,

установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.

5. Порядок накопления и обработки документированной информа-

ции с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к

ней определяются органами государственной власти, ответственными за

определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компе-

тенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с зако-

нодательством.

Статья 13. Гарантии предоставления информации.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправ-

ления создают доступные для каждого информационные ресурсы по во-

просам деятельности этих органов и подведомственных им организаций,

а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое инфор-

мационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обя-

занностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляю-

щим общественный интерес.

2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотрен-

ным в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд.

3. Комитет при Президенте Российской Федерации по политике

информатизации организует регистрацию всех информационных ресур-

сов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспе-

чения права граждан на доступ к информации.

4. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользова-

телям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за

плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанав-

ливает Правительство Российской Федерации.

Расходы на указанные услуги компенсируются из средств феде-

рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о них.

1. Граждане и организации имеют право на доступ к документиро-

ванной информации о них, на уточнение этой информации в целях обес-

печения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких

целях использует или использовал эту информацию. Ограничение дос-

тупа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на ос-

нованиях, предусмотренных федеральными законами.

2. Владелец документированной информации о гражданах обязан

предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых

она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации.

3. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплекто-

вания информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 настоящего

Федерального закона, имеют право бесплатно пользоваться этой инфор-

мацией.

4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе

к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 15. Обязанности и ответственность владельца информа-

ционных ресурсов.

1. Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблю-

дение режима обработки и правил предоставления информации пользо-

вателю, установленных законодательством Российской Федерации или

собственником этих информационных ресурсов, в соответствии с зако-

нодательством.

2. Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответ-

ственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, пре-

дусмотренном законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Информатизация, информационные системы технологии и

средства их обеспечения

Статья 16. Разработка и производство информационных систем,

технологий и средств их обеспечения.

1. Все виды производства информационных систем и сетей, техно-

логий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль эко-

номической деятельности, развитие которой определяется государствен-

ной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

2. Государственные и негосударственные организации, а также

граждане имеют равные права на разработку и производство информа-

ционных систем, технологий и средств их обеспечения.

3. Государство создает условия для проведения научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработ-

ки и производства информационных систем, технологий и средств их

обеспечения.

Правительство Российской Федерации определяет приоритетные

направления развития информатизации и устанавливает порядок их фи-

нансирования.

4. Разработка и эксплуатация федеральных информационных сис-

тем финансируются из средств федерального бюджета по статье расхо-

дов "Информатика" ("Информационное обеспечение").

5. Органы государственной статистики совместно с Комитетом

при Президенте Российской Федерации по политике информатизации

устанавливают правила учета и анализа состояния отрасли экономиче-

ской деятельности, развитие которой определяется государственной на-

учно-технической и промышленной политикой информатизации.

Статья 17. Право собственности на информационные системы,

технологии и средства их обеспечения.

1. Информационные системы, технологии и средства их обеспече-

ния могут быть объектами собственности физических и юридических

лиц, государства.

2. Собственником информационной системы, технологии и

средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо,

на средства которого эти объекты произведены, приобретены или полу-

чены в порядке наследования, дарения или иным законным способом.

3. Информационные системы, технологии и средства их обеспече-

ния включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права

собственника или владельца этих объектов. Информационные системы,

технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара

(продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков.

Собственник информационной системы, технологии и средств их

обеспечения определяет условия использования этой продукции.

Статья 18. Право авторства и право собственности на инфор-

мационные системы, технологии и средства их обеспечения.

Право авторства и право собственности на информационные сис-

темы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать раз-

ным лицам.

Собственник информационной системы, технологии и средств их

обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законо-

дательством Российской Федерации.

Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий,

средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формирова-

нию и использованию информационных ресурсов.

1. Информационные системы, базы и банки данных, предназна-

ченные для информационного обслуживания граждан и организаций,

подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской

Федерации "О сертификации продукции и услуг".

2. Информационные системы органов государственной власти

Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, других государственных органов, организаций,

которые обрабатывают документированную информацию с ограничен-

ным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обяза-

тельной сертификации. Порядок сертификации определяется законода-

тельством Российской Федерации.

3. Организации, выполняющие работы в области проектирования,

производства средств защиты информации и обработки персональных

данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицен-

зирования определяется законодательством Российской Федерации.

4. Интересы потребителя информации при использовании импорт-

ной продукции в информационных системах защищаются таможенными

органами Российской Федерации на основе международной системы

сертификации.

Глава 5. Защита информации и прав субъектов в области информа-

ционных процессов и информатизации

Статья 20. Цели защиты.

Целями защиты являются:

− предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, поддел-

ки информации;

− предотвращение угроз безопасности личности, общества, госу-

дарства;

− предотвращение несанкционированных действий по уничтоже-

нию, модификации, искажению, копированию, блокированию информа-

ции; предотвращение других форм незаконного вмешательства в ин-

формационные ресурсы и информационные системы, обеспечение пра-

вового режима документированной информации как объекта собствен-

ности;

− защита конституционных прав граждан на сохранение личной

тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в ин-

формационных системах;

− сохранение государственной тайны, конфиденциальности до-

кументированной информации в соответствии с законодательством;

− обеспечение прав субъектов в информационных процессах и

при разработке, производстве и применении информационных систем,

технологий и средств их обеспечения.

Статья 21. Защита информации.

1. Защите подлежит любая документированная информация, не-

правомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственни-

ку, владельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается:

− в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -

уполномоченными органами на основании Закона Российской Федера-

ции "О государственной тайне";

− в отношении конфиденциальной документированной информа-

ции - собственником информационных ресурсов или уполномоченным

лицом на основании настоящего Федерального закона;

− в отношении персональных данных - Федеральным законом.

2. Органы государственной власти и организации, ответственные

за формирование и использование информационных ресурсов, подле-

жащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и при-

меняющие информационные системы и информационные технологии

для формирования и использования информационных ресурсов с огра-

ниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законода-

тельством Российской Федерации.

3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и

эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а

также обеспечение организационных мер защиты информационных сис-

тем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосу-

дарственных структурах, осуществляются органами государственной

власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правитель-

ством Российской Федерации.

4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным

доступом, которая является собственностью государства, создают спе-

циальные службы, обеспечивающие защиту информации.

5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные

им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требова-

ний по защите информации и запрещать или приостанавливать обработ-

ку информации в случае невыполнения этих требований.

6. Собственник или владелец документированной информации

вправе обращаться в органы государственной власти для оценки пра-

вильности выполнения норм и требований по защите его информации в

информационных системах. Соответствующие органы определяет Пра-

вительство Российской Федерации. Эти органы соблюдают условия

конфиденциальности самой информации и результатов проверки.

Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты

информации.

1. Собственник документов, массива документов, информацион-

ных систем или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим

Федеральным законом устанавливают порядок предоставления пользо-

вателю информации с указанием места, времени, ответственных долж-

ностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия

доступа пользователей к информации.

2. Владелец документов, массива документов, информационных

систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с за-

конодательством Российской Федерации.

3. Риск, связанный с использованием несертифицированных ин-

формационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике

(владельце) этих систем и средств.

Риск, связанный с использованием информации, полученной из

несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

4. Собственник документов, массива документов, информацион-

ных систем может обращаться в организации, осуществляющие серти-

фикацию средств защиты информационных систем и информационных

ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресур-

сов и систем и получения консультаций.

5. Владелец документов, массива документов, информационных

систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и

 (или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты

информации.

Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных про-

цессов и информатизации.

1. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных

ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, про-

изводства и применения информационных систем, технологий и средств

их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонаруше-

ний, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных

прав и возмещения причиненного ущерба.

2. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется су-

дом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики право-

нарушений и нанесенного ущерба.

3. За правонарушения при работе с документированной информа-

цией органы государственной власти, организации и их должностные

лица несут ответственность в соответствии с законодательством Россий-

ской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участни-

ков в сфере формирования и использования информационных ресурсов,

создания и использования информационных систем, технологий и

средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные тре-

тейские суды.

Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в по-

рядке, установленном законодательством о третейских судах.

4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в

области формирования и использования информационных ресурсов,

создания и использования информационных систем, технологий и

средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти,

организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными

ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом междуна-

родных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Статья 24. Защита права на доступ к информации.

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление

пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжа-

лованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по до-

говору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информа-

ционными ресурсами между организациями рассматриваются арбит-

ражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации,

и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на воз-

мещение понесенного ими ущерба.

2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении инфор-

мации к категории информации с ограниченным доступом, иски о воз-

мещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении

информации пользователям или в результате других нарушений прав

пользователей.

3. Руководители, другие служащие органов государственной вла-

сти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к ин-

формации и нарушении режима защиты информации, несут ответствен-

ность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и

законодательством об административных правонарушениях.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи-

циального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в со-

ответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые

акты.

3. Поручить Правительству Российской Федерации:

− привести в соответствие с настоящим Федеральным законом

изданные им правовые акты;

− подготовить и внести в Государственную Думу в трехмесячный

срок в установленном порядке предложения о внесении изменений и до-

полнений в законодательство Российской Федерации в связи с приняти-

ем настоящего Федерального закона;

− принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реали-

зацию настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

№ 2. Примерный перечень документов с грифом утверждения

АКТЫ (проверок и ревизий; приема законченных строительством

объектов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации органи-

заций, учреждений, предприятий и т.д.).

ЗАДАНИЯ (на проектирование объектов, технических сооруже-

ний, капитальное строительство; на проведение научно-

исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ;

технические и т.д.).

ИНСТРУКЦИИ (правила) - (должностные; по делопроизводству;

технике безопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.).

НОРМАТИВЫ (расхода сырья, материалов__________, электроэнергии; тех-

нологического проектирования; численности работников и т.д.).

ОТЧЕТЫ (о производственной деятельности, командировках, на-

учно-исследовательских и т.д.).

ПЕРЕЧНИ (должностей работников с ненормированным рабочим

днем; предприятий, на которые распространяются определенные льготы;

типовых документальных материалов, образующихся в деятельности

министерств, ведомств и др. организаций с указанием сроков хранения

материалов и т.д.).

ПЛАНЫ (производственные; строительно-монтажных, проектно-

изыскательских, научно-исследовательских работ внедрения новой тех-

ники; кооперированных поставок продукции; распределения продукции

по установленной номенклатуре; доходов по жилищно-коммунальному

ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета

и т.д.).

ПОЛОЖЕНИЯ (об организации; структурном подразделении;

премировании и т.д.).

ПРОГРАММЫ (проведения работ и мероприятий; командировок и

т.д.).

РАСЦЕНКИ на производство работ.

СМЕТЫ (расходов на содержание аппарата управления, зданий,

помещений, сооружений; использования средств фонда предприятия; на

подготовку и освоение производства новых изделий; на капитальное

строительство и т.д.).

СТАНДАРТЫ (государственные, отраслевые, технические усло-

вия).

СТРУКТУРА И ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ.

ТАРИФНЫЕ СТАВКИ.

УСТАВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.

ФОРМЫ унифицированных документов.

ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ и изменения к ним.

№ 3. Примерный перечень документов, на которые ставится печать

АКТЫ (приема законченных строительством объектов, оборудо-

вания, выполненных работ; списания; экспертизы и т.д.).

АРХИВНЫЕ СПРАВКИ.

АРХИВНЫЕ КОПИИ.

ДОВЕРЕННОСТИ (на получение товарно-материальных ценно-

стей, ведение дел в арбитраже и т.д.).

ДОГОВОРЫ (о материальной ответственности, поставках, подря-

дах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений; о произ-

водстве работ и т.д.).

ЗАДАНИЯ (на проектирование объектов, технических сооруже-

ний, капитальное строительство, технические и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТЗЫВЫ.

ЗАЯВЛЕНИЯ (на аккредитив; об отказе от акцепта и т.д.).

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ.

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ.

НОРМЫ расхода.

ОБРАЗЦЫ оттисков печатей и подписей работников, имеющих

право совершения финансово-хозяйственных операций.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ и ходатайства (о награждении орденами и ме-

далями; премиями и т.д.).

ПИСЬМА гарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.).

ПОРУЧЕНИЯ (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные

(сводные, в банк, на получение ин валюты со счетов; перевод валюты; на

импорт и т.д.).

ПОЛОЖЕНИЯ об организациях.

РЕЕСТРЫ (чеков; бюджетных поручений, представляемые в банк).

СМЕТЫ расходов (на содержание аппарата управления; на каль-

куляцию к договору и т.д.).

СОГЛАШЕНИЯ.

СПРАВКИ (лимитные; о выплате страховых сумм; использования

бюджетных ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся

зарплате и т.д.).

СПЕЦИФИКАЦИИ (изделий, продукции и т.д.).

ТИТУЛЬНЫЕ СПИСКИ.

УДОСТОВЕРЕНИЯ.

УСТАВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.

ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ.

№ 4. Образец общего бланка организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Образцы документов для самостоятельной аналитический работы

№ 1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защи-

те информации"от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возни-

кающие при:

− формировании и использовании информационных ресурсов на

основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, рас-

пространения и предоставления потребителю документированной ин-

формации;

− создании и использовании информационных технологий и

средств их обеспечения;

− защите информации, прав субъектов, участвующих в информа-

ционных процессах и информатизации.

2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, ре-

гулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и

смежных правах".

Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном за-

коне, их определения.

В настоящем Федеральном законе используются следующие поня-

тия:

− информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,

явлениях и процессах независимо от формы их представления;

− информатизация - организационный социально - экономиче-

ский и научно-технический процесс создания оптимальных условий для

удовлетворения информационных потребностей и реализации прав гра-

ждан, органов государственной власти, органов местного самоуправле-

ния, организаций, общественных объединений на основе формирования

и использования информационных ресурсов;

− документированная информация (документ) - зафиксированная

на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими

ее идентифицировать;

− информационные процессы - процессы сбора, обработки, нако-

пления, хранения, поиска и распространения информации;

− информационная система - организационно упорядоченная со-

вокупность документов (массивов документов) и информационных тех-

нологий, в том числе с использованием средств вычислительной техни-

ки и связи, реализующих информационные процессы;

− информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные

массивы документов, документы и массивы документов в информаци-

онных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других

информационных системах);

− информация о гражданах (персональные данные) - сведения о

фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие

идентифицировать его личность;

− конфиденциальная информация - документированная инфор-

мация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодатель-

ством Российской Федерации;

− средства обеспечения автоматизированных информационных

систем и их технологий - программные, технические, лингвистические,

правовые, организационные средства (программы для электронных вы-

числительных машин; средства вычислительной техники и связи; слова-

ри, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения,

уставы; должностные инструкции; схемы и их описания, другая экс-

плуатационная и сопроводительная документация), используемые или

создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечи-

вающие их эксплуатацию;

− собственник информационных ресурсов, информационных сис-

тем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме

реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения ука-

занными объектами;

− владелец информационных ресурсов, информационных систем,

технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий вла-

дение и пользование указанными объектами и реализующий полномо-

чия распоряжения в пределах, установленных законом;

− пользователь (потребитель) информации - субъект, обращаю-

щийся к информационной системе или посреднику за получением необ-

ходимой ему информации и пользующийся ею.

Статья 3. Обязанности государства в сфере формирования ин-

формационных ресурсов и информатизации.

1. Государственная политика в сфере формирования информаци-

онных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для

эффективного и качественного информационного обеспечения решения

стратегических и оперативных задач социального и экономического раз-

вития Российской Федерации.

2. Основными направлениями государственной политики в сфере

информатизации являются:

− обеспечение условий для развития и защиты всех форм собст-

венности на информационные ресурсы;

− формирование и защита государственных информационных ре-

сурсов;

− создание и развитие федеральных и региональных информаци-

онных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия

в едином информационном пространстве Российской Федерации;

− создание условий для качественного и эффективного информа-

ционного обеспечения граждан, органов государственной власти, орга-

нов местного самоуправления, организаций и общественных объедине-

ний на основе государственных информационных ресурсов;

− обеспечение национальной безопасности в сфере информатиза-

ции, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в усло-

виях информатизации;

− содействие формированию рынка информационных ресурсов,

услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

− формирование и осуществление единой научно-технической и

промышленной политики в сфере информатизации с учетом современ-

ного мирового уровня развития информационных технологий;

− поддержка проектов и программ информатизации;

− создание и совершенствование системы привлечения инвести-

ций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов

информатизации;

− развитие законодательства в сфере информационных процес-

сов, информатизации и защиты информации.

Глава 2. Информационные ресурсы

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.

1. Информационные ресурсы являются объектами отношений фи-

зических, юридических лиц, государства, составляют информационные

ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нор-

мами, устанавливающими:

− порядок документирования информации;

− право собственности на отдельные документы и отдельные

массивы документов, документы и массивы документов в информаци-

онных системах;

− категорию информации по уровню доступа к ней;

− порядок правовой защиты информации.

Статья 5. Документирование информации.

1. Документирование информации является обязательным услови-

ем включения информации в информационные ресурсы. Документиро-

вание информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органа-

ми государственной власти, ответственными за организацию делопроиз-

водства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Рос-

сийской Федерации.

 

2. Документ, полученный из автоматизированной информацион-

ной системы, приобретает юридическую силу после его подписания

должностным лицом в порядке, установленном законодательством Рос-

сийской Федерации.

3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и

передаваемого с помощью автоматизированных информационных и те-

лекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной циф-

ровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при

наличии в автоматизированной информационной системе программно-

технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и со-

блюдении установленного режима их использования.

4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой под-

писи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий

определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имуще-

ства и объект права собственности.

1. Информационные ресурсы могут быть и негосударственными и

как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, ор-

ганов государственной власти, органов местного самоуправления, орга-

низаций и общественных объединений. Отношения по поводу права

собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским

законодательством Российской Федерации.

2. Физические и юридические лица являются собственниками тех

документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств,

приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения

или наследования.

3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации яв-

ляются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, при-

обретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета,

бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем

иных установленных законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации

у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к

государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения,

отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собст-

венностью только с разрешения соответствующих органов государст-

венной власти.

4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документи-

рованную информацию в органы государственной власти и организации

не утрачивают своих прав на эти документы и на использование инфор-

мации, содержащейся в них. Документированная информация, пред-

ставляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и

организации юридическими лицами независимо от их организационно-

правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основа-

нии статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует информаци-

онные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и

субъектов, представляющих эту информацию.

5. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью орга-

низаций, включаются в состав их имущества в соответствии с граждан-

ским законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государ-

ства, находятся в ведении органов государственной власти и организа-

ций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в со-

ставе государственного имущества.

6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением

случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми пра-

вами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в

том числе он имеет право:

− назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение ин-

формационными ресурсами или оперативное управление ими;

− устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила

обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

− определять условия распоряжения документами при их копи-

ровании и распространении.

8. Право собственности на средства обработки информации не

создает права собственности на информационные ресурсы, принадле-

жащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке

предоставления услуг или при совместном использовании этих средств

обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим произ-

водной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.

Статья 7. Государственные информационные ресурсы.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-

рации формируются в соответствии со сферами ведения как:

− федеральные информационные ресурсы;

− информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - ин-

формационные ресурсы совместного ведения);

− информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

2. Формирование государственных информационных ресурсов в

соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона

осуществляется гражданами, органами государственной власти, органа-

ми местного самоуправления, организациями и общественными объеди-

нениями.

Федеральные органы государственной власти, органы государст-

венной власти субъектов Российской Федерации формируют государст-

венные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспе-

чивают их использование в соответствии с установленной компетенци-

ей.

3. Деятельность органов государственной власти и организаций по

формированию федеральных информационных ресурсов, информацион-

ных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъек-

тов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и

бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов "Ин-

форматика" ("Информационное обеспечение").

4. Организации, которые специализируются на формировании фе-

деральных информационных ресурсов и (или) информационных ресур-

сов совместного ведения на основе договора, обязаны получить лицен-

зию на этот вид деятельности в органах государственной власти. Поря-

док лицензирования определяется законодательством Российской Феде-

рации.

Статья 8. Обязательное представление документированной ин-

формации для формирования государственных информационных ресур-

сов.

1. Граждане, органы государственной власти, органы местного са-

моуправления, организации и общественные объединения обязаны

представлять документированную информацию органам и организаци-

ям, ответственным за формирование и использование государственных

информационных ресурсов.

Перечни представляемой в обязательном порядке документиро-

ванной информации и перечни органов и организаций, ответственных за

сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает

Правительство Российской Федерации.

2. Порядок и условия обязательного представления документиро-

ванной информации доводятся до сведения граждан и организаций.

Порядок обязательного представления (получения) информации,

отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации

устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством

об этих категориях информации.

3. При регистрации юридических лиц регистрационные органы

обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке

документов и адресами их представления. Перечень представляемой в

обязательном порядке документированной информации прилагается к

уставу каждого юридического лица (положению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых

юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке до-

кументов с адресами их представления не является основанием для отка-

за в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями

представляемых в обязательном порядке документов с адресами их

представления привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть

до снятия с должности.

4. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам,

могут включаться по желанию собственника в состав государственных

информационных ресурсов по правилам, установленным для включения

документов в соответствующие информационные системы.

Статья 9. Отнесение информационных ресурсов к общероссий-

скому национальному достоянию.

1. Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов

могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.

2. Отнесение конкретных объектов федеральных информационных

ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение

их правового режима устанавливаются федеральным законом.

Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.

1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-

рации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет

документированная информация, отнесенная законом к категории огра-

ниченного доступа.

2. Документированная информация с ограниченным доступом по

условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отне-

сенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

− законодательные и другие нормативные акты, устанавливаю-

щие правовой статус органов государственной власти, органов местного

самоуправления, организаций, общественных объединений, а также пра-

ва, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

− документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуа-

циях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитар-

но-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для

обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, про-

изводственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

− документы, содержащие информацию о деятельности органов

государственной власти и органов местного самоуправления, об исполь-

зовании бюджетных средств и других государственных и местных ре-

сурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключе-

нием отнесенных к государственной тайне;

− документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и

архивов, информационных системах органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений, органи-

заций, представляющие общественный интерес или необходимые для

реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

 

4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляет-

ся в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной

тайне".

5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в

порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за

исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Феде-

рального закона.

Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные).

1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федераль-

ных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного

ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации,

информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также

получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны

быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные

относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение

информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей лич-

ную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его со-

гласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях при-

чинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения

реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение

прав граждан Российской Федерации на основе использования инфор-

мации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, язы-

ковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается

в соответствии с законодательством.

3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими

полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и

использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодатель-

ством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки

и порядка использования этой информации.

4. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосу-

дарственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и пре-

доставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензи-

рования определяется законодательством Российской Федерации.

5. Неправомерность деятельности органов государственной власти

и организаций по сбору персональных данных может быть установлена

в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основа-

нии статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства

о персональных данных.

Глава 3. Пользование информационными ресурсами

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из инфор-

мационных ресурсов.

1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, орга-

ны местного самоуправления, организации и общественные объедине-

ния - обладают равными правами на доступ к государственным инфор-

мационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами

этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информа-

ции. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным ин-

формационным ресурсам является основой осуществления обществен-

ного контроля за деятельностью органов государственной власти, орга-

нов местного самоуправления, общественных, политических и иных ор-

ганизаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер

общественной жизни.

2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользова-

телей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на ос-

нове законодательства, уставов указанных органов и организаций, по-

ложений о них, а также договоров на услуги по информационному обес-

печению.

Информация, полученная на законных основаниях из государст-

венных информационных ресурсов гражданами и организациями, может

быть использована ими для создания производной информации в целях

ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник

информации.

Источником прибыли в этом случае является результат вложенных

труда и средств при создании производной информации, но не исходная

информация, полученная из государственных ресурсов.

3. Порядок получения пользователем информации (указание мес-

та, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур)

определяет собственник или владелец информационных ресурсов с со-

блюдением требований, установленных настоящим Федеральным зако-

ном.

Перечни информации и услуг по информационному обеспечению,

сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам

владельцы информационных ресурсов и информационных систем пре-

доставляют пользователям бесплатно.

4. Органы государственной власти и организации, ответственные

за формирование и использование информационных ресурсов, обеспе-

чивают условия для оперативного и полного предоставления пользова-

телю документированной информации в соответствии с обязанностями,

установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.

5. Порядок накопления и обработки документированной информа-

ции с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к

ней определяются органами государственной власти, ответственными за

определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компе-

тенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с зако-

нодательством.

Статья 13. Гарантии предоставления информации.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправ-

ления создают доступные для каждого информационные ресурсы по во-

просам деятельности этих органов и подведомственных им организаций,

а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое инфор-

мационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обя-

занностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляю-

щим общественный интерес.

2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотрен-

ным в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд.

3. Комитет при Президенте Российской Федерации по политике

информатизации организует регистрацию всех информационных ресур-

сов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспе-

чения права граждан на доступ к информации.

4. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользова-

телям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за

плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанав-

ливает Правительство Российской Федерации.

Расходы на указанные услуги компенсируются из средств феде-

рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о них.

1. Граждане и организации имеют право на доступ к документиро-

ванной информации о них, на уточнение этой информации в целях обес-

печения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких

целях использует или использовал эту информацию. Ограничение дос-

тупа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на ос-

нованиях, предусмотренных федеральными законами.

2. Владелец документированной информации о гражданах обязан

предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых

она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации.

3. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплекто-

вания информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 настоящего

Федерального закона, имеют право бесплатно пользоваться этой инфор-

мацией.

4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе

к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 15. Обязанности и ответственность владельца информа-

ционных ресурсов.

1. Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблю-

дение режима обработки и правил предоставления информации пользо-

вателю, установленных законодательством Российской Федерации или

собственником этих информационных ресурсов, в соответствии с зако-

нодательством.

2. Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответ-

ственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, пре-

дусмотренном законодательством Российской Федерации.

Глава 4. Информатизация, информационные системы технологии и

средства их обеспечения

Статья 16. Разработка и производство информационных систем,

технологий и средств их обеспечения.

1. Все виды производства информационных систем и сетей, техно-

логий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль эко-

номической деятельности, развитие которой определяется государствен-

ной научно-технической и промышленной политикой информатизации.

2. Государственные и негосударственные организации, а также

граждане имеют равные права на разработку и производство информа-

ционных систем, технологий и средств их обеспечения.

3. Государство создает условия для проведения научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработ-

ки и производства информационных систем, технологий и средств их

обеспечения.

Правительство Российской Федерации определяет приоритетные

направления развития информатизации и устанавливает порядок их фи-

нансирования.

4. Разработка и эксплуатация федеральных информационных сис-

тем финансируются из средств федерального бюджета по статье расхо-

дов "Информатика" ("Информационное обеспечение").

5. Органы государственной статистики совместно с Комитетом

при Президенте Российской Федерации по политике информатизации

устанавливают правила учета и анализа состояния отрасли экономиче-

ской деятельности, развитие которой определяется государственной на-

учно-технической и промышленной политикой информатизации.

Статья 17. Право собственности на информационные системы,

технологии и средства их обеспечения.

1. Информационные системы, технологии и средства их обеспече-

ния могут быть объектами собственности физических и юридических

лиц, государства.

2. Собственником информационной системы, технологии и

средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо,

на средства которого эти объекты произведены, приобретены или полу-

чены в порядке наследования, дарения или иным законным способом.

3. Информационные системы, технологии и средства их обеспече-

ния включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права

собственника или владельца этих объектов. Информационные системы,

технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара

(продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков.

Собственник информационной системы, технологии и средств их

обеспечения определяет условия использования этой продукции.

Статья 18. Право авторства и право собственности на инфор-

мационные системы, технологии и средства их обеспечения.

Право авторства и право собственности на информационные сис-

темы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать раз-

ным лицам.

Собственник информационной системы, технологии и средств их

обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законо-

дательством Российской Федерации.

Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий,

средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формирова-

нию и использованию информационных ресурсов.

1. Информационные системы, базы и банки данных, предназна-

ченные для информационного обслуживания граждан и организаций,

подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской

Федерации "О сертификации продукции и услуг".

2. Информационные системы органов государственной власти

Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, других государственных органов, организаций,

которые обрабатывают документированную информацию с ограничен-

ным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обяза-

тельной сертификации. Порядок сертификации определяется законода-

тельством Российской Федерации.

3. Организации, выполняющие работы в области проектирования,

производства средств защиты информации и обработки персональных

данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицен-

зирования определяется законодательством Российской Федерации.

4. Интересы потребителя информации при использовании импорт-

ной продукции в информационных системах защищаются таможенными

органами Российской Федерации на основе международной системы

сертификации.

Глава 5. Защита информации и прав субъектов в области информа-

ционных процессов и информатизации

Статья 20. Цели защиты.

Целями защиты являются:

− предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, поддел-

ки информации;

− предотвращение угроз безопасности личности, общества, госу-

дарства;

− предотвращение несанкционированных действий по уничтоже-

нию, модификации, искажению, копированию, блокированию информа-

ции; предотвращение других форм незаконного вмешательства в ин-

формационные ресурсы и информационные системы, обеспечение пра-

вового режима документированной информации как объекта собствен-

ности;

− защита конституционных прав граждан на сохранение личной

тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в ин-

формационных системах;

− сохранение государственной тайны, конфиденциальности до-

кументированной информации в соответствии с законодательством;

− обеспечение прав субъектов в информационных процессах и

при разработке, производстве и применении информационных систем,

технологий и средств их обеспечения.

Статья 21. Защита информации.

1. Защите подлежит любая документированная информация, не-

правомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственни-

ку, владельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается:

− в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -

уполномоченными органами на основании Закона Российской Федера-

ции "О государственной тайне";

− в отношении конфиденциальной документированной информа-

ции - собственником информационных ресурсов или уполномоченным

лицом на основании настоящего Федерального закона;

− в отношении персональных данных - Федеральным законом.

2. Органы государственной власти и организации, ответственные

за формирование и использование информационных ресурсов, подле-

жащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и при-

меняющие информационные системы и информационные технологии

для формирования и использования информационных ресурсов с огра-

ниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законода-

тельством Российской Федерации.

3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и

эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а

также обеспечение организационных мер защиты информационных сис-

тем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосу-

дарственных структурах, осуществляются органами государственной

власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правитель-

ством Российской Федерации.

4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным

доступом, которая является собственностью государства, создают спе-

циальные службы, обеспечивающие защиту информации.

5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные

им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требова-

ний по защите информации и запрещать или приостанавливать обработ-

ку информации в случае невыполнения этих требований.

6. Собственник или владелец документированной информации

вправе обращаться в органы государственной власти для оценки пра-

вильности выполнения норм и требований по защите его информации в

информационных системах. Соответствующие органы определяет Пра-

вительство Российской Федерации. Эти органы соблюдают условия

конфиденциальности самой информации и результатов проверки.

Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты

информации.

1. Собственник документов, массива документов, информацион-

ных систем или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим

Федеральным законом устанавливают порядок предоставления пользо-

вателю информации с указанием места, времени, ответственных долж-

ностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия

доступа пользователей к информации.

2. Владелец документов, массива документов, информационных

систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с за-

конодательством Российской Федерации.

3. Риск, связанный с использованием несертифицированных ин-

формационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике

(владельце) этих систем и средств.

Риск, связанный с использованием информации, полученной из

несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

4. Собственник документов, массива документов, информацион-

ных систем может обращаться в организации, осуществляющие серти-

фикацию средств защиты информационных систем и информационных

ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресур-

сов и систем и получения консультаций.

5. Владелец документов, массива документов, информационных

систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и

 (или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты

информации.

Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных про-

цессов и информатизации.

1. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных

ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, про-

изводства и применения информационных систем, технологий и средств

их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонаруше-

ний, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных

прав и возмещения причиненного ущерба.

2. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется су-

дом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики право-

нарушений и нанесенного ущерба.

3. За правонарушения при работе с документированной информа-

цией органы государственной власти, организации и их должностные

лица несут ответственность в соответствии с законодательством Россий-

ской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участни-

ков в сфере формирования и использования информационных ресурсов,

создания и использования информационных систем, технологий и

средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные тре-

тейские суды.

Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в по-

рядке, установленном законодательством о третейских судах.

4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в

области формирования и использования информационных ресурсов,

создания и использования информационных систем, технологий и

средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти,

организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными

ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом междуна-

родных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Статья 24. Защита права на доступ к информации.

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление

пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжа-

лованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по до-

говору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информа-

ционными ресурсами между организациями рассматриваются арбит-

ражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации,

и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на воз-

мещение понесенного ими ущерба.

2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении инфор-

мации к категории информации с ограниченным доступом, иски о воз-

мещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении

информации пользователям или в результате других нарушений прав

пользователей.

3. Руководители, другие служащие органов государственной вла-

сти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к ин-

формации и нарушении режима защиты информации, несут ответствен-

ность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и

законодательством об административных правонарушениях.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи-

циального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в со-

ответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые

акты.

3. Поручить Правительству Российской Федерации:

− привести в соответствие с настоящим Федеральным законом

изданные им правовые акты;

− подготовить и внести в Государственную Думу в трехмесячный

срок в установленном порядке предложения о внесении изменений и до-

полнений в законодательство Российской Федерации в связи с приняти-

ем настоящего Федерального закона;

− принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реали-

зацию настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

№ 2. Примерный перечень документов с грифом утверждения

АКТЫ (проверок и ревизий; приема законченных строительством

объектов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации органи-

заций, учреждений, предприятий и т.д.).

ЗАДАНИЯ (на проектирование объектов, технических сооруже-

ний, капитальное строительство; на проведение научно-

исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ;

технические и т.д.).

ИНСТРУКЦИИ (правила) - (должностные; по делопроизводству;

технике безопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.).

НОРМАТИВЫ (расхода сырья, материалов__________, электроэнергии; тех-

нологического проектирования; численности работников и т.д.).

ОТЧЕТЫ (о производственной деятельности, командировках, на-

учно-исследовательских и т.д.).

ПЕРЕЧНИ (должностей работников с ненормированным рабочим

днем; предприятий, на которые распространяются определенные льготы;

типовых документальных материалов, образующихся в деятельности

министерств, ведомств и др. организаций с указанием сроков хранения

материалов и т.д.).

ПЛАНЫ (производственные; строительно-монтажных, проектно-

изыскательских, научно-исследовательских работ внедрения новой тех-

ники; кооперированных поставок продукции; распределения продукции

по установленной номенклатуре; доходов по жилищно-коммунальному

ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета

и т.д.).

ПОЛОЖЕНИЯ (об организации; структурном подразделении;

премировании и т.д.).

ПРОГРАММЫ (проведения работ и мероприятий; командировок и

т.д.).

РАСЦЕНКИ на производство работ.

СМЕТЫ (расходов на содержание аппарата управления, зданий,

помещений, сооружений; использования средств фонда предприятия; на

подготовку и освоение производства новых изделий; на капитальное

строительство и т.д.).

СТАНДАРТЫ (государственные, отраслевые, технические усло-

вия).

СТРУКТУРА И ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ.

ТАРИФНЫЕ СТАВКИ.

УСТАВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.

ФОРМЫ унифицированных документов.

ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ и изменения к ним.

№ 3. Примерный перечень документов, на которые ставится печать

АКТЫ (приема законченных строительством объектов, оборудо-

вания, выполненных работ; списания; экспертизы и т.д.).

АРХИВНЫЕ СПРАВКИ.

АРХИВНЫЕ КОПИИ.

ДОВЕРЕННОСТИ (на получение товарно-материальных ценно-

стей, ведение дел в арбитраже и т.д.).

ДОГОВОРЫ (о материальной ответственности, поставках, подря-

дах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений; о произ-

водстве работ и т.д.).

ЗАДАНИЯ (на проектирование объектов, технических сооруже-

ний, капитальное строительство, технические и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТЗЫВЫ.

ЗАЯВЛЕНИЯ (на аккредитив; об отказе от акцепта и т.д.).

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ.

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ.

НОРМЫ расхода.

ОБРАЗЦЫ оттисков печатей и подписей работников, имеющих

право совершения финансово-хозяйственных операций.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ и ходатайства (о награждении орденами и ме-

далями; премиями и т.д.).

ПИСЬМА гарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.).

ПОРУЧЕНИЯ (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные

(сводные, в банк, на получение ин валюты со счетов; перевод валюты; на

импорт и т.д.).

ПОЛОЖЕНИЯ об организациях.

РЕЕСТРЫ (чеков; бюджетных поручений, представляемые в банк).

СМЕТЫ расходов (на содержание аппарата управления; на каль-

куляцию к договору и т.д.).

СОГЛАШЕНИЯ.

СПРАВКИ (лимитные; о выплате страховых сумм; использования

бюджетных ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся

зарплате и т.д.).

СПЕЦИФИКАЦИИ (изделий, продукции и т.д.).

ТИТУЛЬНЫЕ СПИСКИ.

УДОСТОВЕРЕНИЯ.

УСТАВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.

ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ.

№ 4. Образец общего бланка организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА