Приложения.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Образцы документов для самостоятельной аналитический работы
№ 1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защи-
те информации"от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возни-
кающие при:
− формировании и использовании информационных ресурсов на
основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, рас-
пространения и предоставления потребителю документированной ин-
формации;
− создании и использовании информационных технологий и
средств их обеспечения;
− защите информации, прав субъектов, участвующих в информа-
ционных процессах и информатизации.
2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, ре-
гулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и
смежных правах".
Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном за-
коне, их определения.
В настоящем Федеральном законе используются следующие поня-
тия:
− информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
− информатизация - организационный социально - экономиче-
ский и научно-технический процесс создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав гра-
ждан, органов государственной власти, органов местного самоуправле-
ния, организаций, общественных объединений на основе формирования
и использования информационных ресурсов;
− документированная информация (документ) - зафиксированная
на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими
ее идентифицировать;
− информационные процессы - процессы сбора, обработки, нако-
пления, хранения, поиска и распространения информации;
− информационная система - организационно упорядоченная со-
вокупность документов (массивов документов) и информационных тех-
нологий, в том числе с использованием средств вычислительной техни-
ки и связи, реализующих информационные процессы;
− информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в информаци-
онных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах);
− информация о гражданах (персональные данные) - сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность;
− конфиденциальная информация - документированная инфор-
мация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации;
− средства обеспечения автоматизированных информационных
систем и их технологий - программные, технические, лингвистические,
правовые, организационные средства (программы для электронных вы-
числительных машин; средства вычислительной техники и связи; слова-
ри, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения,
уставы; должностные инструкции; схемы и их описания, другая экс-
плуатационная и сопроводительная документация), используемые или
создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечи-
вающие их эксплуатацию;
− собственник информационных ресурсов, информационных сис-
тем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме
реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения ука-
занными объектами;
− владелец информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий вла-
дение и пользование указанными объектами и реализующий полномо-
чия распоряжения в пределах, установленных законом;
− пользователь (потребитель) информации - субъект, обращаю-
щийся к информационной системе или посреднику за получением необ-
ходимой ему информации и пользующийся ею.
Статья 3. Обязанности государства в сфере формирования ин-
формационных ресурсов и информатизации.
1. Государственная политика в сфере формирования информаци-
онных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для
эффективного и качественного информационного обеспечения решения
стратегических и оперативных задач социального и экономического раз-
вития Российской Федерации.
2. Основными направлениями государственной политики в сфере
информатизации являются:
− обеспечение условий для развития и защиты всех форм собст-
венности на информационные ресурсы;
− формирование и защита государственных информационных ре-
сурсов;
− создание и развитие федеральных и региональных информаци-
онных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия
в едином информационном пространстве Российской Федерации;
− создание условий для качественного и эффективного информа-
ционного обеспечения граждан, органов государственной власти, орга-
нов местного самоуправления, организаций и общественных объедине-
ний на основе государственных информационных ресурсов;
− обеспечение национальной безопасности в сфере информатиза-
ции, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в усло-
виях информатизации;
− содействие формированию рынка информационных ресурсов,
услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
− формирование и осуществление единой научно-технической и
промышленной политики в сфере информатизации с учетом современ-
ного мирового уровня развития информационных технологий;
− поддержка проектов и программ информатизации;
− создание и совершенствование системы привлечения инвести-
ций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов
информатизации;
− развитие законодательства в сфере информационных процес-
сов, информатизации и защиты информации.
Глава 2. Информационные ресурсы
Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.
1. Информационные ресурсы являются объектами отношений фи-
зических, юридических лиц, государства, составляют информационные
ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нор-
мами, устанавливающими:
− порядок документирования информации;
− право собственности на отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в информаци-
онных системах;
− категорию информации по уровню доступа к ней;
− порядок правовой защиты информации.
Статья 5. Документирование информации.
1. Документирование информации является обязательным услови-
ем включения информации в информационные ресурсы. Документиро-
вание информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органа-
ми государственной власти, ответственными за организацию делопроиз-
водства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Рос-
сийской Федерации.
2. Документ, полученный из автоматизированной информацион-
ной системы, приобретает юридическую силу после его подписания
должностным лицом в порядке, установленном законодательством Рос-
сийской Федерации.
3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и
передаваемого с помощью автоматизированных информационных и те-
лекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной циф-
ровой подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при
наличии в автоматизированной информационной системе программно-
технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и со-
блюдении установленного режима их использования.
4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой под-
писи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий
определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имуще-
ства и объект права собственности.
1. Информационные ресурсы могут быть и негосударственными и
как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, ор-
ганов государственной власти, органов местного самоуправления, орга-
низаций и общественных объединений. Отношения по поводу права
собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским
законодательством Российской Федерации.
2. Физические и юридические лица являются собственниками тех
документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств,
приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения
или наследования.
3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации яв-
ляются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, при-
обретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем
иных установленных законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации
у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к
государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения,
отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собст-
венностью только с разрешения соответствующих органов государст-
венной власти.
4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документи-
рованную информацию в органы государственной власти и организации
не утрачивают своих прав на эти документы и на использование инфор-
мации, содержащейся в них. Документированная информация, пред-
ставляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и
организации юридическими лицами независимо от их организационно-
правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основа-
нии статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует информаци-
онные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и
субъектов, представляющих эту информацию.
5. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью орга-
низаций, включаются в состав их имущества в соответствии с граждан-
ским законодательством Российской Федерации.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государ-
ства, находятся в ведении органов государственной власти и организа-
ций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в со-
ставе государственного имущества.
6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми пра-
вами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в
том числе он имеет право:
− назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение ин-
формационными ресурсами или оперативное управление ими;
− устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила
обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
− определять условия распоряжения документами при их копи-
ровании и распространении.
8. Право собственности на средства обработки информации не
создает права собственности на информационные ресурсы, принадле-
жащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке
предоставления услуг или при совместном использовании этих средств
обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим произ-
водной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.
Статья 7. Государственные информационные ресурсы.
1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-
рации формируются в соответствии со сферами ведения как:
− федеральные информационные ресурсы;
− информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - ин-
формационные ресурсы совместного ведения);
− информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
2. Формирование государственных информационных ресурсов в
соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона
осуществляется гражданами, органами государственной власти, органа-
ми местного самоуправления, организациями и общественными объеди-
нениями.
Федеральные органы государственной власти, органы государст-
венной власти субъектов Российской Федерации формируют государст-
венные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспе-
чивают их использование в соответствии с установленной компетенци-
ей.
3. Деятельность органов государственной власти и организаций по
формированию федеральных информационных ресурсов, информацион-
ных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъек-
тов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов "Ин-
форматика" ("Информационное обеспечение").
4. Организации, которые специализируются на формировании фе-
деральных информационных ресурсов и (или) информационных ресур-
сов совместного ведения на основе договора, обязаны получить лицен-
зию на этот вид деятельности в органах государственной власти. Поря-
док лицензирования определяется законодательством Российской Феде-
рации.
Статья 8. Обязательное представление документированной ин-
формации для формирования государственных информационных ресур-
сов.
1. Граждане, органы государственной власти, органы местного са-
моуправления, организации и общественные объединения обязаны
представлять документированную информацию органам и организаци-
ям, ответственным за формирование и использование государственных
информационных ресурсов.
Перечни представляемой в обязательном порядке документиро-
ванной информации и перечни органов и организаций, ответственных за
сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает
Правительство Российской Федерации.
2. Порядок и условия обязательного представления документиро-
ванной информации доводятся до сведения граждан и организаций.
Порядок обязательного представления (получения) информации,
отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации
устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством
об этих категориях информации.
3. При регистрации юридических лиц регистрационные органы
обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке
документов и адресами их представления. Перечень представляемой в
обязательном порядке документированной информации прилагается к
уставу каждого юридического лица (положению о нем).
Необеспечение регистрационными органами регистрируемых
юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке до-
кументов с адресами их представления не является основанием для отка-
за в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями
представляемых в обязательном порядке документов с адресами их
представления привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть
до снятия с должности.
4. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам,
могут включаться по желанию собственника в состав государственных
информационных ресурсов по правилам, установленным для включения
документов в соответствующие информационные системы.
Статья 9. Отнесение информационных ресурсов к общероссий-
скому национальному достоянию.
1. Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов
могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.
2. Отнесение конкретных объектов федеральных информационных
ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение
их правового режима устанавливаются федеральным законом.
Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.
1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-
рации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет
документированная информация, отнесенная законом к категории огра-
ниченного доступа.
2. Документированная информация с ограниченным доступом по
условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отне-
сенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
− законодательные и другие нормативные акты, устанавливаю-
щие правовой статус органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, общественных объединений, а также пра-
ва, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
− документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуа-
циях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитар-
но-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для
обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, про-
изводственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
− документы, содержащие информацию о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, об исполь-
зовании бюджетных средств и других государственных и местных ре-
сурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключе-
нием отнесенных к государственной тайне;
− документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и
архивов, информационных системах органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений, органи-
заций, представляющие общественный интерес или необходимые для
реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляет-
ся в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной
тайне".
5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Феде-
рального закона.
Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные).
1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федераль-
ных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного
ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации,
информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также
получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны
быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные
относятся к категории конфиденциальной информации.
Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей лич-
ную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его со-
гласия, кроме как на основании судебного решения.
2. Персональные данные не могут быть использованы в целях при-
чинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения
реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение
прав граждан Российской Федерации на основе использования инфор-
мации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, язы-
ковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается
в соответствии с законодательством.
3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими
полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и
использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки
и порядка использования этой информации.
4. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосу-
дарственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и пре-
доставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензи-
рования определяется законодательством Российской Федерации.
5. Неправомерность деятельности органов государственной власти
и организаций по сбору персональных данных может быть установлена
в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основа-
нии статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства
о персональных данных.
Глава 3. Пользование информационными ресурсами
Статья 12. Реализация права на доступ к информации из инфор-
мационных ресурсов.
1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, орга-
ны местного самоуправления, организации и общественные объедине-
ния - обладают равными правами на доступ к государственным инфор-
мационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами
этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информа-
ции. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным ин-
формационным ресурсам является основой осуществления обществен-
ного контроля за деятельностью органов государственной власти, орга-
нов местного самоуправления, общественных, политических и иных ор-
ганизаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер
общественной жизни.
2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользова-
телей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на ос-
нове законодательства, уставов указанных органов и организаций, по-
ложений о них, а также договоров на услуги по информационному обес-
печению.
Информация, полученная на законных основаниях из государст-
венных информационных ресурсов гражданами и организациями, может
быть использована ими для создания производной информации в целях
ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник
информации.
Источником прибыли в этом случае является результат вложенных
труда и средств при создании производной информации, но не исходная
информация, полученная из государственных ресурсов.
3. Порядок получения пользователем информации (указание мес-
та, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур)
определяет собственник или владелец информационных ресурсов с со-
блюдением требований, установленных настоящим Федеральным зако-
ном.
Перечни информации и услуг по информационному обеспечению,
сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам
владельцы информационных ресурсов и информационных систем пре-
доставляют пользователям бесплатно.
4. Органы государственной власти и организации, ответственные
за формирование и использование информационных ресурсов, обеспе-
чивают условия для оперативного и полного предоставления пользова-
телю документированной информации в соответствии с обязанностями,
установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.
5. Порядок накопления и обработки документированной информа-
ции с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к
ней определяются органами государственной власти, ответственными за
определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компе-
тенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с зако-
нодательством.
Статья 13. Гарантии предоставления информации.
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправ-
ления создают доступные для каждого информационные ресурсы по во-
просам деятельности этих органов и подведомственных им организаций,
а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое инфор-
мационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обя-
занностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляю-
щим общественный интерес.
2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотрен-
ным в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд.
3. Комитет при Президенте Российской Федерации по политике
информатизации организует регистрацию всех информационных ресур-
сов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспе-
чения права граждан на доступ к информации.
4. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользова-
телям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за
плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанав-
ливает Правительство Российской Федерации.
Расходы на указанные услуги компенсируются из средств феде-
рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о них.
1. Граждане и организации имеют право на доступ к документиро-
ванной информации о них, на уточнение этой информации в целях обес-
печения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких
целях использует или использовал эту информацию. Ограничение дос-
тупа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на ос-
нованиях, предусмотренных федеральными законами.
2. Владелец документированной информации о гражданах обязан
предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых
она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
3. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплекто-
вания информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 настоящего
Федерального закона, имеют право бесплатно пользоваться этой инфор-
мацией.
4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе
к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 15. Обязанности и ответственность владельца информа-
ционных ресурсов.
1. Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблю-
дение режима обработки и правил предоставления информации пользо-
вателю, установленных законодательством Российской Федерации или
собственником этих информационных ресурсов, в соответствии с зако-
нодательством.
2. Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответ-
ственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, пре-
дусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава 4. Информатизация, информационные системы технологии и
средства их обеспечения
Статья 16. Разработка и производство информационных систем,
технологий и средств их обеспечения.
1. Все виды производства информационных систем и сетей, техно-
логий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль эко-
номической деятельности, развитие которой определяется государствен-
ной научно-технической и промышленной политикой информатизации.
2. Государственные и негосударственные организации, а также
граждане имеют равные права на разработку и производство информа-
ционных систем, технологий и средств их обеспечения.
3. Государство создает условия для проведения научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработ-
ки и производства информационных систем, технологий и средств их
обеспечения.
Правительство Российской Федерации определяет приоритетные
направления развития информатизации и устанавливает порядок их фи-
нансирования.
4. Разработка и эксплуатация федеральных информационных сис-
тем финансируются из средств федерального бюджета по статье расхо-
дов "Информатика" ("Информационное обеспечение").
5. Органы государственной статистики совместно с Комитетом
при Президенте Российской Федерации по политике информатизации
устанавливают правила учета и анализа состояния отрасли экономиче-
ской деятельности, развитие которой определяется государственной на-
учно-технической и промышленной политикой информатизации.
Статья 17. Право собственности на информационные системы,
технологии и средства их обеспечения.
1. Информационные системы, технологии и средства их обеспече-
ния могут быть объектами собственности физических и юридических
лиц, государства.
2. Собственником информационной системы, технологии и
средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо,
на средства которого эти объекты произведены, приобретены или полу-
чены в порядке наследования, дарения или иным законным способом.
3. Информационные системы, технологии и средства их обеспече-
ния включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права
собственника или владельца этих объектов. Информационные системы,
технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара
(продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков.
Собственник информационной системы, технологии и средств их
обеспечения определяет условия использования этой продукции.
Статья 18. Право авторства и право собственности на инфор-
мационные системы, технологии и средства их обеспечения.
Право авторства и право собственности на информационные сис-
темы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать раз-
ным лицам.
Собственник информационной системы, технологии и средств их
обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации.
Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий,
средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формирова-
нию и использованию информационных ресурсов.
1. Информационные системы, базы и банки данных, предназна-
ченные для информационного обслуживания граждан и организаций,
подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской
Федерации "О сертификации продукции и услуг".
2. Информационные системы органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, других государственных органов, организаций,
которые обрабатывают документированную информацию с ограничен-
ным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обяза-
тельной сертификации. Порядок сертификации определяется законода-
тельством Российской Федерации.
3. Организации, выполняющие работы в области проектирования,
производства средств защиты информации и обработки персональных
данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицен-
зирования определяется законодательством Российской Федерации.
4. Интересы потребителя информации при использовании импорт-
ной продукции в информационных системах защищаются таможенными
органами Российской Федерации на основе международной системы
сертификации.
Глава 5. Защита информации и прав субъектов в области информа-
ционных процессов и информатизации
Статья 20. Цели защиты.
Целями защиты являются:
− предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, поддел-
ки информации;
− предотвращение угроз безопасности личности, общества, госу-
дарства;
− предотвращение несанкционированных действий по уничтоже-
нию, модификации, искажению, копированию, блокированию информа-
ции; предотвращение других форм незаконного вмешательства в ин-
формационные ресурсы и информационные системы, обеспечение пра-
вового режима документированной информации как объекта собствен-
ности;
− защита конституционных прав граждан на сохранение личной
тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в ин-
формационных системах;
− сохранение государственной тайны, конфиденциальности до-
кументированной информации в соответствии с законодательством;
− обеспечение прав субъектов в информационных процессах и
при разработке, производстве и применении информационных систем,
технологий и средств их обеспечения.
Статья 21. Защита информации.
1. Защите подлежит любая документированная информация, не-
правомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственни-
ку, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
− в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -
уполномоченными органами на основании Закона Российской Федера-
ции "О государственной тайне";
− в отношении конфиденциальной документированной информа-
ции - собственником информационных ресурсов или уполномоченным
лицом на основании настоящего Федерального закона;
− в отношении персональных данных - Федеральным законом.
2. Органы государственной власти и организации, ответственные
за формирование и использование информационных ресурсов, подле-
жащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и при-
меняющие информационные системы и информационные технологии
для формирования и использования информационных ресурсов с огра-
ниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законода-
тельством Российской Федерации.
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и
эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а
также обеспечение организационных мер защиты информационных сис-
тем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосу-
дарственных структурах, осуществляются органами государственной
власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правитель-
ством Российской Федерации.
4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным
доступом, которая является собственностью государства, создают спе-
циальные службы, обеспечивающие защиту информации.
5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные
им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требова-
ний по защите информации и запрещать или приостанавливать обработ-
ку информации в случае невыполнения этих требований.
6. Собственник или владелец документированной информации
вправе обращаться в органы государственной власти для оценки пра-
вильности выполнения норм и требований по защите его информации в
информационных системах. Соответствующие органы определяет Пра-
вительство Российской Федерации. Эти органы соблюдают условия
конфиденциальности самой информации и результатов проверки.
Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты
информации.
1. Собственник документов, массива документов, информацион-
ных систем или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим
Федеральным законом устанавливают порядок предоставления пользо-
вателю информации с указанием места, времени, ответственных долж-
ностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия
доступа пользователей к информации.
2. Владелец документов, массива документов, информационных
систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации.
3. Риск, связанный с использованием несертифицированных ин-
формационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике
(владельце) этих систем и средств.
Риск, связанный с использованием информации, полученной из
несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.
4. Собственник документов, массива документов, информацион-
ных систем может обращаться в организации, осуществляющие серти-
фикацию средств защиты информационных систем и информационных
ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресур-
сов и систем и получения консультаций.
5. Владелец документов, массива документов, информационных
систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и
(или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты
информации.
Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных про-
цессов и информатизации.
1. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных
ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, про-
изводства и применения информационных систем, технологий и средств
их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонаруше-
ний, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных
прав и возмещения причиненного ущерба.
2. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется су-
дом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики право-
нарушений и нанесенного ущерба.
3. За правонарушения при работе с документированной информа-
цией органы государственной власти, организации и их должностные
лица несут ответственность в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участни-
ков в сфере формирования и использования информационных ресурсов,
создания и использования информационных систем, технологий и
средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные тре-
тейские суды.
Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в по-
рядке, установленном законодательством о третейских судах.
4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в
области формирования и использования информационных ресурсов,
создания и использования информационных систем, технологий и
средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти,
организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными
ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом междуна-
родных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Статья 24. Защита права на доступ к информации.
1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление
пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжа-
лованы в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по до-
говору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информа-
ционными ресурсами между организациями рассматриваются арбит-
ражным судом.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации,
и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на воз-
мещение понесенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении инфор-
мации к категории информации с ограниченным доступом, иски о воз-
мещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении
информации пользователям или в результате других нарушений прав
пользователей.
3. Руководители, другие служащие органов государственной вла-
сти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к ин-
формации и нарушении режима защиты информации, несут ответствен-
ность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и
законодательством об административных правонарушениях.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи-
циального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в со-
ответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые
акты.
3. Поручить Правительству Российской Федерации:
− привести в соответствие с настоящим Федеральным законом
изданные им правовые акты;
− подготовить и внести в Государственную Думу в трехмесячный
срок в установленном порядке предложения о внесении изменений и до-
полнений в законодательство Российской Федерации в связи с приняти-
ем настоящего Федерального закона;
− принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реали-
зацию настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
№ 2. Примерный перечень документов с грифом утверждения
АКТЫ (проверок и ревизий; приема законченных строительством
объектов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации органи-
заций, учреждений, предприятий и т.д.).
ЗАДАНИЯ (на проектирование объектов, технических сооруже-
ний, капитальное строительство; на проведение научно-
исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ;
технические и т.д.).
ИНСТРУКЦИИ (правила) - (должностные; по делопроизводству;
технике безопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.).
НОРМАТИВЫ (расхода сырья, материалов__________, электроэнергии; тех-
нологического проектирования; численности работников и т.д.).
ОТЧЕТЫ (о производственной деятельности, командировках, на-
учно-исследовательских и т.д.).
ПЕРЕЧНИ (должностей работников с ненормированным рабочим
днем; предприятий, на которые распространяются определенные льготы;
типовых документальных материалов, образующихся в деятельности
министерств, ведомств и др. организаций с указанием сроков хранения
материалов и т.д.).
ПЛАНЫ (производственные; строительно-монтажных, проектно-
изыскательских, научно-исследовательских работ внедрения новой тех-
ники; кооперированных поставок продукции; распределения продукции
по установленной номенклатуре; доходов по жилищно-коммунальному
ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета
и т.д.).
ПОЛОЖЕНИЯ (об организации; структурном подразделении;
премировании и т.д.).
ПРОГРАММЫ (проведения работ и мероприятий; командировок и
т.д.).
РАСЦЕНКИ на производство работ.
СМЕТЫ (расходов на содержание аппарата управления, зданий,
помещений, сооружений; использования средств фонда предприятия; на
подготовку и освоение производства новых изделий; на капитальное
строительство и т.д.).
СТАНДАРТЫ (государственные, отраслевые, технические усло-
вия).
СТРУКТУРА И ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ.
ТАРИФНЫЕ СТАВКИ.
УСТАВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ФОРМЫ унифицированных документов.
ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ и изменения к ним.
№ 3. Примерный перечень документов, на которые ставится печать
АКТЫ (приема законченных строительством объектов, оборудо-
вания, выполненных работ; списания; экспертизы и т.д.).
АРХИВНЫЕ СПРАВКИ.
АРХИВНЫЕ КОПИИ.
ДОВЕРЕННОСТИ (на получение товарно-материальных ценно-
стей, ведение дел в арбитраже и т.д.).
ДОГОВОРЫ (о материальной ответственности, поставках, подря-
дах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений; о произ-
водстве работ и т.д.).
ЗАДАНИЯ (на проектирование объектов, технических сооруже-
ний, капитальное строительство, технические и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТЗЫВЫ.
ЗАЯВЛЕНИЯ (на аккредитив; об отказе от акцепта и т.д.).
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ.
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ.
НОРМЫ расхода.
ОБРАЗЦЫ оттисков печатей и подписей работников, имеющих
право совершения финансово-хозяйственных операций.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ и ходатайства (о награждении орденами и ме-
далями; премиями и т.д.).
ПИСЬМА гарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.).
ПОРУЧЕНИЯ (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные
(сводные, в банк, на получение ин валюты со счетов; перевод валюты; на
импорт и т.д.).
ПОЛОЖЕНИЯ об организациях.
РЕЕСТРЫ (чеков; бюджетных поручений, представляемые в банк).
СМЕТЫ расходов (на содержание аппарата управления; на каль-
куляцию к договору и т.д.).
СОГЛАШЕНИЯ.
СПРАВКИ (лимитные; о выплате страховых сумм; использования
бюджетных ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся
зарплате и т.д.).
СПЕЦИФИКАЦИИ (изделий, продукции и т.д.).
ТИТУЛЬНЫЕ СПИСКИ.
УДОСТОВЕРЕНИЯ.
УСТАВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ.
№ 4. Образец общего бланка организации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Образцы документов для самостоятельной аналитический работы
№ 1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защи-
те информации"от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возни-
кающие при:
− формировании и использовании информационных ресурсов на
основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, рас-
пространения и предоставления потребителю документированной ин-
формации;
− создании и использовании информационных технологий и
средств их обеспечения;
− защите информации, прав субъектов, участвующих в информа-
ционных процессах и информатизации.
2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, ре-
гулируемых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и
смежных правах".
Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном за-
коне, их определения.
В настоящем Федеральном законе используются следующие поня-
тия:
− информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления;
− информатизация - организационный социально - экономиче-
ский и научно-технический процесс создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей и реализации прав гра-
ждан, органов государственной власти, органов местного самоуправле-
ния, организаций, общественных объединений на основе формирования
и использования информационных ресурсов;
− документированная информация (документ) - зафиксированная
на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими
ее идентифицировать;
− информационные процессы - процессы сбора, обработки, нако-
пления, хранения, поиска и распространения информации;
− информационная система - организационно упорядоченная со-
вокупность документов (массивов документов) и информационных тех-
нологий, в том числе с использованием средств вычислительной техни-
ки и связи, реализующих информационные процессы;
− информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в информаци-
онных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других
информационных системах);
− информация о гражданах (персональные данные) - сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность;
− конфиденциальная информация - документированная инфор-
мация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации;
− средства обеспечения автоматизированных информационных
систем и их технологий - программные, технические, лингвистические,
правовые, организационные средства (программы для электронных вы-
числительных машин; средства вычислительной техники и связи; слова-
ри, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения,
уставы; должностные инструкции; схемы и их описания, другая экс-
плуатационная и сопроводительная документация), используемые или
создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечи-
вающие их эксплуатацию;
− собственник информационных ресурсов, информационных сис-
тем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме
реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения ука-
занными объектами;
− владелец информационных ресурсов, информационных систем,
технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий вла-
дение и пользование указанными объектами и реализующий полномо-
чия распоряжения в пределах, установленных законом;
− пользователь (потребитель) информации - субъект, обращаю-
щийся к информационной системе или посреднику за получением необ-
ходимой ему информации и пользующийся ею.
Статья 3. Обязанности государства в сфере формирования ин-
формационных ресурсов и информатизации.
1. Государственная политика в сфере формирования информаци-
онных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для
эффективного и качественного информационного обеспечения решения
стратегических и оперативных задач социального и экономического раз-
вития Российской Федерации.
2. Основными направлениями государственной политики в сфере
информатизации являются:
− обеспечение условий для развития и защиты всех форм собст-
венности на информационные ресурсы;
− формирование и защита государственных информационных ре-
сурсов;
− создание и развитие федеральных и региональных информаци-
онных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия
в едином информационном пространстве Российской Федерации;
− создание условий для качественного и эффективного информа-
ционного обеспечения граждан, органов государственной власти, орга-
нов местного самоуправления, организаций и общественных объедине-
ний на основе государственных информационных ресурсов;
− обеспечение национальной безопасности в сфере информатиза-
ции, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в усло-
виях информатизации;
− содействие формированию рынка информационных ресурсов,
услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
− формирование и осуществление единой научно-технической и
промышленной политики в сфере информатизации с учетом современ-
ного мирового уровня развития информационных технологий;
− поддержка проектов и программ информатизации;
− создание и совершенствование системы привлечения инвести-
ций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов
информатизации;
− развитие законодательства в сфере информационных процес-
сов, информатизации и защиты информации.
Глава 2. Информационные ресурсы
Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.
1. Информационные ресурсы являются объектами отношений фи-
зических, юридических лиц, государства, составляют информационные
ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
2. Правовой режим информационных ресурсов определяется нор-
мами, устанавливающими:
− порядок документирования информации;
− право собственности на отдельные документы и отдельные
массивы документов, документы и массивы документов в информаци-
онных системах;
− категорию информации по уровню доступа к ней;
− порядок правовой защиты информации.
Статья 5. Документирование информации.
1. Документирование информации является обязательным услови-
ем включения информации в информационные ресурсы. Документиро-
вание информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органа-
ми государственной власти, ответственными за организацию делопроиз-
водства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Рос-
сийской Федерации.
2. Документ, полученный из автоматизированной информацион-
ной системы, приобретает юридическую силу после его подписания
должностным лицом в порядке, установленном законодательством Рос-
сийской Федерации.
3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и
передаваемого с помощью автоматизированных информационных и те-
лекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной циф-
ровой подписью.
Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при
наличии в автоматизированной информационной системе программно-
технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и со-
блюдении установленного режима их использования.
4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой под-
писи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий
определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имуще-
ства и объект права собственности.
1. Информационные ресурсы могут быть и негосударственными и
как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, ор-
ганов государственной власти, органов местного самоуправления, орга-
низаций и общественных объединений. Отношения по поводу права
собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским
законодательством Российской Федерации.
2. Физические и юридические лица являются собственниками тех
документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств,
приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения
или наследования.
3. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации яв-
ляются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, при-
обретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем
иных установленных законом способов.
Государство имеет право выкупа документированной информации
у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к
государственной тайне.
Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения,
отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собст-
венностью только с разрешения соответствующих органов государст-
венной власти.
4. Субъекты, представляющие в обязательном порядке документи-
рованную информацию в органы государственной власти и организации
не утрачивают своих прав на эти документы и на использование инфор-
мации, содержащейся в них. Документированная информация, пред-
ставляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и
организации юридическими лицами независимо от их организационно-
правовой формы и форм собственности, а также гражданами на основа-
нии статьи 8 настоящего Федерального закона, формирует информаци-
онные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и
субъектов, представляющих эту информацию.
5. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью орга-
низаций, включаются в состав их имущества в соответствии с граждан-
ским законодательством Российской Федерации.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государ-
ства, находятся в ведении органов государственной власти и организа-
ций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в со-
ставе государственного имущества.
6. Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми пра-
вами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в
том числе он имеет право:
− назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение ин-
формационными ресурсами или оперативное управление ими;
− устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила
обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
− определять условия распоряжения документами при их копи-
ровании и распространении.
8. Право собственности на средства обработки информации не
создает права собственности на информационные ресурсы, принадле-
жащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке
предоставления услуг или при совместном использовании этих средств
обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим произ-
водной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором.
Статья 7. Государственные информационные ресурсы.
1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-
рации формируются в соответствии со сферами ведения как:
− федеральные информационные ресурсы;
− информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - ин-
формационные ресурсы совместного ведения);
− информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
2. Формирование государственных информационных ресурсов в
соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона
осуществляется гражданами, органами государственной власти, органа-
ми местного самоуправления, организациями и общественными объеди-
нениями.
Федеральные органы государственной власти, органы государст-
венной власти субъектов Российской Федерации формируют государст-
венные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспе-
чивают их использование в соответствии с установленной компетенци-
ей.
3. Деятельность органов государственной власти и организаций по
формированию федеральных информационных ресурсов, информацион-
ных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъек-
тов Российской Федерации финансируется из федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов "Ин-
форматика" ("Информационное обеспечение").
4. Организации, которые специализируются на формировании фе-
деральных информационных ресурсов и (или) информационных ресур-
сов совместного ведения на основе договора, обязаны получить лицен-
зию на этот вид деятельности в органах государственной власти. Поря-
док лицензирования определяется законодательством Российской Феде-
рации.
Статья 8. Обязательное представление документированной ин-
формации для формирования государственных информационных ресур-
сов.
1. Граждане, органы государственной власти, органы местного са-
моуправления, организации и общественные объединения обязаны
представлять документированную информацию органам и организаци-
ям, ответственным за формирование и использование государственных
информационных ресурсов.
Перечни представляемой в обязательном порядке документиро-
ванной информации и перечни органов и организаций, ответственных за
сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает
Правительство Российской Федерации.
2. Порядок и условия обязательного представления документиро-
ванной информации доводятся до сведения граждан и организаций.
Порядок обязательного представления (получения) информации,
отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации
устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством
об этих категориях информации.
3. При регистрации юридических лиц регистрационные органы
обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке
документов и адресами их представления. Перечень представляемой в
обязательном порядке документированной информации прилагается к
уставу каждого юридического лица (положению о нем).
Необеспечение регистрационными органами регистрируемых
юридических лиц перечнем представляемых в обязательном порядке до-
кументов с адресами их представления не является основанием для отка-
за в регистрации. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспечении регистрируемых юридических лиц перечнями
представляемых в обязательном порядке документов с адресами их
представления привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть
до снятия с должности.
4. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам,
могут включаться по желанию собственника в состав государственных
информационных ресурсов по правилам, установленным для включения
документов в соответствующие информационные системы.
Статья 9. Отнесение информационных ресурсов к общероссий-
скому национальному достоянию.
1. Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов
могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.
2. Отнесение конкретных объектов федеральных информационных
ресурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение
их правового режима устанавливаются федеральным законом.
Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.
1. Государственные информационные ресурсы Российской Феде-
рации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет
документированная информация, отнесенная законом к категории огра-
ниченного доступа.
2. Документированная информация с ограниченным доступом по
условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отне-
сенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
− законодательные и другие нормативные акты, устанавливаю-
щие правовой статус органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций, общественных объединений, а также пра-
ва, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
− документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуа-
циях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитар-
но-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для
обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, про-
изводственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
− документы, содержащие информацию о деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, об исполь-
зовании бюджетных средств и других государственных и местных ре-
сурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключе-
нием отнесенных к государственной тайне;
− документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и
архивов, информационных системах органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных объединений, органи-
заций, представляющие общественный интерес или необходимые для
реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
4. Отнесение информации к государственной тайне осуществляет-
ся в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной
тайне".
5. Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Феде-
рального закона.
Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные).
1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федераль-
ных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного
ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации,
информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также
получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны
быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные
относятся к категории конфиденциальной информации.
Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей лич-
ную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его со-
гласия, кроме как на основании судебного решения.
2. Персональные данные не могут быть использованы в целях при-
чинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения
реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение
прав граждан Российской Федерации на основе использования инфор-
мации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, язы-
ковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается
в соответствии с законодательством.
3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими
полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и
использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки
и порядка использования этой информации.
4. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосу-
дарственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и пре-
доставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензи-
рования определяется законодательством Российской Федерации.
5. Неправомерность деятельности органов государственной власти
и организаций по сбору персональных данных может быть установлена
в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основа-
нии статей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства
о персональных данных.
Глава 3. Пользование информационными ресурсами
Статья 12. Реализация права на доступ к информации из инфор-
мационных ресурсов.
1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, орга-
ны местного самоуправления, организации и общественные объедине-
ния - обладают равными правами на доступ к государственным инфор-
мационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами
этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информа-
ции. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Доступ физических и юридических лиц к государственным ин-
формационным ресурсам является основой осуществления обществен-
ного контроля за деятельностью органов государственной власти, орга-
нов местного самоуправления, общественных, политических и иных ор-
ганизаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер
общественной жизни.
2. Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользова-
телей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на ос-
нове законодательства, уставов указанных органов и организаций, по-
ложений о них, а также договоров на услуги по информационному обес-
печению.
Информация, полученная на законных основаниях из государст-
венных информационных ресурсов гражданами и организациями, может
быть использована ими для создания производной информации в целях
ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник
информации.
Источником прибыли в этом случае является результат вложенных
труда и средств при создании производной информации, но не исходная
информация, полученная из государственных ресурсов.
3. Порядок получения пользователем информации (указание мес-
та, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур)
определяет собственник или владелец информационных ресурсов с со-
блюдением требований, установленных настоящим Федеральным зако-
ном.
Перечни информации и услуг по информационному обеспечению,
сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам
владельцы информационных ресурсов и информационных систем пре-
доставляют пользователям бесплатно.
4. Органы государственной власти и организации, ответственные
за формирование и использование информационных ресурсов, обеспе-
чивают условия для оперативного и полного предоставления пользова-
телю документированной информации в соответствии с обязанностями,
установленными уставами (положениями) этих органов и организаций.
5. Порядок накопления и обработки документированной информа-
ции с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к
ней определяются органами государственной власти, ответственными за
определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компе-
тенцией либо непосредственно ее собственником в соответствии с зако-
нодательством.
Статья 13. Гарантии предоставления информации.
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправ-
ления создают доступные для каждого информационные ресурсы по во-
просам деятельности этих органов и подведомственных им организаций,
а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое инфор-
мационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обя-
занностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляю-
щим общественный интерес.
2. Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотрен-
ным в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд.
3. Комитет при Президенте Российской Федерации по политике
информатизации организует регистрацию всех информационных ресур-
сов, информационных систем и публикацию сведений о них для обеспе-
чения права граждан на доступ к информации.
4. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользова-
телям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за
плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанав-
ливает Правительство Российской Федерации.
Расходы на указанные услуги компенсируются из средств феде-
рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о них.
1. Граждане и организации имеют право на доступ к документиро-
ванной информации о них, на уточнение этой информации в целях обес-
печения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких
целях использует или использовал эту информацию. Ограничение дос-
тупа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на ос-
нованиях, предусмотренных федеральными законами.
2. Владелец документированной информации о гражданах обязан
предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых
она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
3. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплекто-
вания информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 настоящего
Федерального закона, имеют право бесплатно пользоваться этой инфор-
мацией.
4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе
к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 15. Обязанности и ответственность владельца информа-
ционных ресурсов.
1. Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблю-
дение режима обработки и правил предоставления информации пользо-
вателю, установленных законодательством Российской Федерации или
собственником этих информационных ресурсов, в соответствии с зако-
нодательством.
2. Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответ-
ственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, пре-
дусмотренном законодательством Российской Федерации.
Глава 4. Информатизация, информационные системы технологии и
средства их обеспечения
Статья 16. Разработка и производство информационных систем,
технологий и средств их обеспечения.
1. Все виды производства информационных систем и сетей, техно-
логий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль эко-
номической деятельности, развитие которой определяется государствен-
ной научно-технической и промышленной политикой информатизации.
2. Государственные и негосударственные организации, а также
граждане имеют равные права на разработку и производство информа-
ционных систем, технологий и средств их обеспечения.
3. Государство создает условия для проведения научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработ-
ки и производства информационных систем, технологий и средств их
обеспечения.
Правительство Российской Федерации определяет приоритетные
направления развития информатизации и устанавливает порядок их фи-
нансирования.
4. Разработка и эксплуатация федеральных информационных сис-
тем финансируются из средств федерального бюджета по статье расхо-
дов "Информатика" ("Информационное обеспечение").
5. Органы государственной статистики совместно с Комитетом
при Президенте Российской Федерации по политике информатизации
устанавливают правила учета и анализа состояния отрасли экономиче-
ской деятельности, развитие которой определяется государственной на-
учно-технической и промышленной политикой информатизации.
Статья 17. Право собственности на информационные системы,
технологии и средства их обеспечения.
1. Информационные системы, технологии и средства их обеспече-
ния могут быть объектами собственности физических и юридических
лиц, государства.
2. Собственником информационной системы, технологии и
средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо,
на средства которого эти объекты произведены, приобретены или полу-
чены в порядке наследования, дарения или иным законным способом.
3. Информационные системы, технологии и средства их обеспече-
ния включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права
собственника или владельца этих объектов. Информационные системы,
технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара
(продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков.
Собственник информационной системы, технологии и средств их
обеспечения определяет условия использования этой продукции.
Статья 18. Право авторства и право собственности на инфор-
мационные системы, технологии и средства их обеспечения.
Право авторства и право собственности на информационные сис-
темы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать раз-
ным лицам.
Собственник информационной системы, технологии и средств их
обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законо-
дательством Российской Федерации.
Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий,
средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формирова-
нию и использованию информационных ресурсов.
1. Информационные системы, базы и банки данных, предназна-
ченные для информационного обслуживания граждан и организаций,
подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской
Федерации "О сертификации продукции и услуг".
2. Информационные системы органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, других государственных органов, организаций,
которые обрабатывают документированную информацию с ограничен-
ным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обяза-
тельной сертификации. Порядок сертификации определяется законода-
тельством Российской Федерации.
3. Организации, выполняющие работы в области проектирования,
производства средств защиты информации и обработки персональных
данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицен-
зирования определяется законодательством Российской Федерации.
4. Интересы потребителя информации при использовании импорт-
ной продукции в информационных системах защищаются таможенными
органами Российской Федерации на основе международной системы
сертификации.
Глава 5. Защита информации и прав субъектов в области информа-
ционных процессов и информатизации
Статья 20. Цели защиты.
Целями защиты являются:
− предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, поддел-
ки информации;
− предотвращение угроз безопасности личности, общества, госу-
дарства;
− предотвращение несанкционированных действий по уничтоже-
нию, модификации, искажению, копированию, блокированию информа-
ции; предотвращение других форм незаконного вмешательства в ин-
формационные ресурсы и информационные системы, обеспечение пра-
вового режима документированной информации как объекта собствен-
ности;
− защита конституционных прав граждан на сохранение личной
тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в ин-
формационных системах;
− сохранение государственной тайны, конфиденциальности до-
кументированной информации в соответствии с законодательством;
− обеспечение прав субъектов в информационных процессах и
при разработке, производстве и применении информационных систем,
технологий и средств их обеспечения.
Статья 21. Защита информации.
1. Защите подлежит любая документированная информация, не-
правомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственни-
ку, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
− в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -
уполномоченными органами на основании Закона Российской Федера-
ции "О государственной тайне";
− в отношении конфиденциальной документированной информа-
ции - собственником информационных ресурсов или уполномоченным
лицом на основании настоящего Федерального закона;
− в отношении персональных данных - Федеральным законом.
2. Органы государственной власти и организации, ответственные
за формирование и использование информационных ресурсов, подле-
жащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и при-
меняющие информационные системы и информационные технологии
для формирования и использования информационных ресурсов с огра-
ниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законода-
тельством Российской Федерации.
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и
эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а
также обеспечение организационных мер защиты информационных сис-
тем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосу-
дарственных структурах, осуществляются органами государственной
власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правитель-
ством Российской Федерации.
4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным
доступом, которая является собственностью государства, создают спе-
циальные службы, обеспечивающие защиту информации.
5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные
им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требова-
ний по защите информации и запрещать или приостанавливать обработ-
ку информации в случае невыполнения этих требований.
6. Собственник или владелец документированной информации
вправе обращаться в органы государственной власти для оценки пра-
вильности выполнения норм и требований по защите его информации в
информационных системах. Соответствующие органы определяет Пра-
вительство Российской Федерации. Эти органы соблюдают условия
конфиденциальности самой информации и результатов проверки.
Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты
информации.
1. Собственник документов, массива документов, информацион-
ных систем или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим
Федеральным законом устанавливают порядок предоставления пользо-
вателю информации с указанием места, времени, ответственных долж-
ностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия
доступа пользователей к информации.
2. Владелец документов, массива документов, информационных
систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с за-
конодательством Российской Федерации.
3. Риск, связанный с использованием несертифицированных ин-
формационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике
(владельце) этих систем и средств.
Риск, связанный с использованием информации, полученной из
несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.
4. Собственник документов, массива документов, информацион-
ных систем может обращаться в организации, осуществляющие серти-
фикацию средств защиты информационных систем и информационных
ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресур-
сов и систем и получения консультаций.
5. Владелец документов, массива документов, информационных
систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и
(или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты
информации.
Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных про-
цессов и информатизации.
1. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных
ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, про-
изводства и применения информационных систем, технологий и средств
их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонаруше-
ний, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных
прав и возмещения причиненного ущерба.
2. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется су-
дом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики право-
нарушений и нанесенного ущерба.
3. За правонарушения при работе с документированной информа-
цией органы государственной власти, организации и их должностные
лица несут ответственность в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участни-
ков в сфере формирования и использования информационных ресурсов,
создания и использования информационных систем, технологий и
средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные тре-
тейские суды.
Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в по-
рядке, установленном законодательством о третейских судах.
4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в
области формирования и использования информационных ресурсов,
создания и использования информационных систем, технологий и
средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти,
организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными
ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом междуна-
родных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Статья 24. Защита права на доступ к информации.
1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление
пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжа-
лованы в судебном порядке.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по до-
говору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информа-
ционными ресурсами между организациями рассматриваются арбит-
ражным судом.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации,
и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на воз-
мещение понесенного ими ущерба.
2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении инфор-
мации к категории информации с ограниченным доступом, иски о воз-
мещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении
информации пользователям или в результате других нарушений прав
пользователей.
3. Руководители, другие служащие органов государственной вла-
сти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к ин-
формации и нарушении режима защиты информации, несут ответствен-
ность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и
законодательством об административных правонарушениях.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его офи-
циального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в со-
ответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые
акты.
3. Поручить Правительству Российской Федерации:
− привести в соответствие с настоящим Федеральным законом
изданные им правовые акты;
− подготовить и внести в Государственную Думу в трехмесячный
срок в установленном порядке предложения о внесении изменений и до-
полнений в законодательство Российской Федерации в связи с приняти-
ем настоящего Федерального закона;
− принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реали-
зацию настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
№ 2. Примерный перечень документов с грифом утверждения
АКТЫ (проверок и ревизий; приема законченных строительством
объектов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации органи-
заций, учреждений, предприятий и т.д.).
ЗАДАНИЯ (на проектирование объектов, технических сооруже-
ний, капитальное строительство; на проведение научно-
исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ;
технические и т.д.).
ИНСТРУКЦИИ (правила) - (должностные; по делопроизводству;
технике безопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.).
НОРМАТИВЫ (расхода сырья, материалов__________, электроэнергии; тех-
нологического проектирования; численности работников и т.д.).
ОТЧЕТЫ (о производственной деятельности, командировках, на-
учно-исследовательских и т.д.).
ПЕРЕЧНИ (должностей работников с ненормированным рабочим
днем; предприятий, на которые распространяются определенные льготы;
типовых документальных материалов, образующихся в деятельности
министерств, ведомств и др. организаций с указанием сроков хранения
материалов и т.д.).
ПЛАНЫ (производственные; строительно-монтажных, проектно-
изыскательских, научно-исследовательских работ внедрения новой тех-
ники; кооперированных поставок продукции; распределения продукции
по установленной номенклатуре; доходов по жилищно-коммунальному
ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета
и т.д.).
ПОЛОЖЕНИЯ (об организации; структурном подразделении;
премировании и т.д.).
ПРОГРАММЫ (проведения работ и мероприятий; командировок и
т.д.).
РАСЦЕНКИ на производство работ.
СМЕТЫ (расходов на содержание аппарата управления, зданий,
помещений, сооружений; использования средств фонда предприятия; на
подготовку и освоение производства новых изделий; на капитальное
строительство и т.д.).
СТАНДАРТЫ (государственные, отраслевые, технические усло-
вия).
СТРУКТУРА И ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ.
ТАРИФНЫЕ СТАВКИ.
УСТАВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ФОРМЫ унифицированных документов.
ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ и изменения к ним.
№ 3. Примерный перечень документов, на которые ставится печать
АКТЫ (приема законченных строительством объектов, оборудо-
вания, выполненных работ; списания; экспертизы и т.д.).
АРХИВНЫЕ СПРАВКИ.
АРХИВНЫЕ КОПИИ.
ДОВЕРЕННОСТИ (на получение товарно-материальных ценно-
стей, ведение дел в арбитраже и т.д.).
ДОГОВОРЫ (о материальной ответственности, поставках, подря-
дах, научно-техническом сотрудничестве, аренде помещений; о произ-
водстве работ и т.д.).
ЗАДАНИЯ (на проектирование объектов, технических сооруже-
ний, капитальное строительство, технические и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОТЗЫВЫ.
ЗАЯВЛЕНИЯ (на аккредитив; об отказе от акцепта и т.д.).
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ.
КОМАНДИРОВОЧНЫЕ УДОСТОВЕРЕНИЯ.
НОРМЫ расхода.
ОБРАЗЦЫ оттисков печатей и подписей работников, имеющих
право совершения финансово-хозяйственных операций.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ и ходатайства (о награждении орденами и ме-
далями; премиями и т.д.).
ПИСЬМА гарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.).
ПОРУЧЕНИЯ (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные
(сводные, в банк, на получение ин валюты со счетов; перевод валюты; на
импорт и т.д.).
ПОЛОЖЕНИЯ об организациях.
РЕЕСТРЫ (чеков; бюджетных поручений, представляемые в банк).
СМЕТЫ расходов (на содержание аппарата управления; на каль-
куляцию к договору и т.д.).
СОГЛАШЕНИЯ.
СПРАВКИ (лимитные; о выплате страховых сумм; использования
бюджетных ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся
зарплате и т.д.).
СПЕЦИФИКАЦИИ (изделий, продукции и т.д.).
ТИТУЛЬНЫЕ СПИСКИ.
УДОСТОВЕРЕНИЯ.
УСТАВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ШТАТНЫЕ РАСПИСАНИЯ.
№ 4. Образец общего бланка организации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА