8. Развитие лизинга в России

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 

Рассматривая развитие отечественного рынка лизинговых услуг,

можно выделить пять основных его периодов становления в

зависимости от наиболее распространенных схем проведения

лизинговой сделки.

На первом этапе (1994 — 1996гг.) использовались в основном

следующие схемы проведения лизинговых сделок (см. Рис.15 и Рис. 16):

Рис. 15 Схема финансового лизинга с совмещением обязательств

лизингодателя и лизингополучателя

Рис.16 Схема финансового лизинга с совмещением обязательств

кредитора и лизингополучателя

Данные схемы проведения лизинговых сделок позволяли

лизингодателю, кредитору и лизингополучателю и их дочерним,

зависимым компаниям экономить собственные средства при покупке

основных средств.

На втором этапе, с конца 1996 года и до кризиса 17 августа 1998

года, на 80% использовалась схема раздельного финансового лизинга.

Рис. 17 Схема классического (раздельного) финансового лизинга

Использование данной схемы лизинга, принятой за основную в

ряде крупнейших лизинговых стран, отражало некоторую политическую

и экономическую стабильность того периода нашей страны, а именно:

• прошедшие накануне выборы в Государственную Думу и

выборы Президента РФ обозначили расстановку сил на политической

арене и курс развития страны на ближайшие 4-е года;

• ставка рефинансирования была относительно не высока и

постепенно снижалась до лета 1998 года;

• курс доллара не имел резких скачков, его быстрый рост

ограничивался введенным валютным коридором и соответствующей

политикой ЦБ РФ;

На третьем этапе функционирования лизинга в РФ, после

кризиса 1998 года, на 80% используются схемы финансового лизинга с

совмещением обязательств лизингодателя и лизингополучателя, а также

с совмещением обязательств кредитора и лизингополучателя (рис 15 и

Рис. 16).

Несмотря на то, что по закону о лизинге в данный период не

допускалось совмещение обязательств: лизингодателем и

лизингополучателем по договору лизинга; кредитором и

лизингополучателем предмета лизинга, данные схемы реализуются на

дочерних и зависимых компаниях, принадлежащим субъектам

лизинговой сделки. Таким образом лизингодатель, кредитор и

лизингополучатель экономят оборотные средства дочерних и зависимых

компаний.

Однако с октября 1999 года замечается незначительный, но тем не

менее заметный рост числа лизинговых сделок по г. Москве,

заключенных по классической схеме финансового лизинга.

На четвертом этапе (со 2-й половины 2000г. и до января 2002г.)

отмечается постепенное возвращение к схеме использования

раздельного финансового лизинга, наиболее популярного в большинстве

стран мира (см. Рис. 17). Данный факт свидетельствует о некотором

потеплении инвестиционного климата в России и увеличении

кредитного рейтинга страны в целом.

На пятом этапе (с 01 января 2002г.) начинается новейшая

история российского лизинга как одного из наиболее прогрессивных

методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь

это связано с относительной стабилизацией российской экономики,

началом роста промышленного производства и изменениями в

законодательных актах, регулирующих лизинговую деятельность на

территории Российской Федерации.

В настоящее время лизинг получил максимально возможные

льготы для развития в России в связи с тем, что:

• Вступившая в силу 2-я часть НК РФ подтверждает законность

ускоренной амортизации лизингового имущества, лишает предприятия

возможности относить инвестиционные затраты на себестоимость своей

продукции, оставляя данную возможность только за платежами по

лизинговым договорам.23

• Принят Федеральный закон от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О

внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге».

Поправки к закону носят конструктивный характер и либерализуют

сферу лизинговых операций24.

• На данном этапе развития лизинга отменен запрет на

совмещение обязательств по договору лизинга, что дает новый толчок

для развития финансового лизинга в нашей стране. Тем самым все

приведенные выше схемы функционирования финансового лизинга

имеют право на законное сосуществование. Теперь субъекты лизинговой

сделки вправе выбрать наиболее привлекательную для них схему

работы.

Современный российский лизинг достаточно быстро

интегрируется в мировую финансовую систему. Анализ лизинговой

деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии показал, что ряд ведущих российских лизинговых компаний не просто

позаимствовали, но и удачно адаптировали применительно к нашим

условиям опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями. Для

отечественных лизингодателей открылся доступ к относительно

недорогим кредитным ресурсам, к товарным кредитам. На российском

рынке стали применяться различные виды лизинга - финансовый,

оперативный, возвратный, компенсационный, раздельный. Появилось

разнообразие схем финансирования и предоставления гарантий

участникам лизинговых операций. С периодичностью раз в квартал у

нас и за рубежом проводились конференции, посвященные развитию

российского лизинга, резко возросло количество публикаций,

посвященных различным аспектам лизинга.

Число компаний, получивших лицензии на право осуществления

лизинговой деятельности, превысило 250025. Правда, далеко не все из

них успели стать весомыми лизингодателями, однако намерение

заняться лизинговым бизнесом они обозначили.

Основными причинами, которые сдерживают развитие

лизинговой отрасли, являются26:

• Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во

многом зависят от банков-учредителей. Последние часто используют

лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это

сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития

лизинговой компании и большой зависимости от своих учредителей.

При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит

лизинговую компанию.

• Дороговизна кредитных ресурсов и как следствие жесткие

требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета

лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или

поручительство третьих лиц.

• Отсутствие вторичного рынка оборудования.

• Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и

валютного законодательства.

• Недостаточная квалификация кадров.

Несмотря на это, лизинговая деятельность является

перспективным видом бизнеса, и это связано со следующими

обстоятельствами27:

􀂾 Мировым опытом, который показывает, что на долю лизинга в

новых инвестициях в оборудование приходится 15 - 20%, а в некоторых

странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.

􀂾 Лизинг является одним из основных источников активизации

инвестиционной деятельности, что особенно важно для нашей

экономики.

􀂾 Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных

актов, регулирующих лизинговую деятельность, постепенно

формируются благоприятные условия для его развития.

􀂾 Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции

в производство. При этом лизинг является более привлекательным

финансовым механизмом, чем кредит, т.к. используется исключительно

для покупки оборудования, которое к тому же выступает обеспечением

сделки.

􀂾 Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги,

связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов

и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.

В настоящее время в РФ действует порядка 57-ми лизинговых

компаний, постоянно работающих на рынке лизинговых услуг и

заключающих договоры в течение последних двух лет. По этим

лизингодателям в 2002 году имел место прирост по сравнению с 2001

годом на 8,9%. Для сравнения, рост промышленного производства по

стране составил в пересчете в долларовом измерении 7,2%28.

Отобранные для сопоставления компании по стоимости заключенных

договоров лизинга (т.е. условно по объемам нового бизнеса), охватывали

52,2% всего российского лизингового рынка.

Объективность показателей, характеризующих российскую

лизинговую индустрию по результатам 2002 года, определить

достаточно сложно. Данные о деятельности многих лизинговых

компаний приходится собирать долго и скрупулезно, а затем, устраняя

нестыковки и разрозненность, формировать общую картину. К

сожалению, органы государственной статистики не проявляют каких-

либо особых усилий в налаживании сбора и обработки информации о

развитии лизингового бизнеса.

Приведенные ниже расчеты по 2002 году строились, прежде всего,

на основе обобщения материалов о деятельности 93 лизингодателей,

сформированных на основе сообщений руководителей компаний,

публикаций в открытой печати, информации, помещенной на сайтах

лизинговых компаний и банков, данных Государственной

регистрационной палаты, материалов ассоциации «Рослизинг», Группы

по развитию лизинга Международного Валютного Фонда (IFC),

администраций отдельных регионов, журналов «Лизинг-ревю»,

 «Технологии лизинга и инвестиций», «Лизинг-курьер». Все эти данные

обобщались, сопоставлялись с информацией предыдущих лет.

Анализ результатов 1/3 от числа реально действующих на рынке

по итогам 2002 года компаний и заключавших в течение года договоры

лизинга движимого и недвижимого имущества, на которые приходилось

около 2/3 стоимости заключенных в течение года новых договоров

лизинга, представлен в Таблице 5.

Таблица5.

Объемы лизингового бизнеса России в 2002 г.

Интервал

объемов нового

бизнеса, (млн.

долларов

США)

Число

лизингодателей

Удельный

вес

компаний,

в%

Стоимость

договоров, (млн.

долларов США)

Средняя

стоимость

договоров в

группе, (млн.

долларов

США)

1 До 1,0 33 35,50 14,959 0,453

2 1,0 -до 3,0 17 18,30 30,611 1,801

3 3,0 -до 5,0 14 15,00 53,944 3,853

4 5,0 -до 10,0 9 9,70 56,748 6,305

5 10,0 -до 20,0 8 8,60 101,620 12,703

6 20,0 -до 50,0 8 8,60 261,321 32,665

7 50,0 -до 100,0 2 2,15 122,500 61,250

8 Свыше 100,0 2 2,15 273,207 136,604

ВСЕГО: 93 100,00 914,910 255,634

Большинство лизингодателей (50 из 93, то есть 53,8%) - это

небольшие лизинговые компании, либо компании, клиентами которых

являются малые предприятия, либо компании, только начавшие

лизинговый бизнес и проработавшие неполный год. В то же время

ведущие двадцать компаний, заключившие в течение года договоры на

10 и более миллионов долларов (то есть значительные не только по

российским, но и по восточно-европейским масштабам), удерживают

53,6% объема всего российского рынка лизинговых услуг. А первые три

компании, заключившие в совокупности договоры на 345,7 млн. долл.,

могут претендовать на место в первой и второй сотне крупнейших

лизингодателей Европы.

В 2002г. возросла по сравнению с предыдущим годом на 8,4%

абсолютная численность лизингодателей, работающих в России. Как

видно, этот показатель близок по величине приросту стоимости

заключенных договоров.

К январю 2000 года в Российской Федерации лицензии на право

осуществления лизинговой деятельности получили более 2000

резидентов и 130 нерезидентов. Вместе с тем, по данным

Государственной регистрационной палаты, только четверть из всех

получивших лицензию в действительности занимались лизинговой

деятельностью и при этом заключили один и более договоров лизинга.

Так, в Иркутской области из 9 компаний, имевших в 2001 году

лицензии, реально работали 4, в Санкт-Петербурге -из 40 только 10

компаний. В Воронежской области из 6 лицензиатов лишь двоих можно

было признать практикующими, в Челябинской области из 12 только 3 и

т.д. Большое количество компаний лишь номинально числятся

лизингодателями. Полученные ими лицензии в большей мере

свидетельствуют не о самой деятельности, а скорее о потенциальной

заинтересованности в использовании лизинговых схем.

Таким образом, реально действующих на рынке лизинговых

компаний насчитывалось 415. До двух третей от этого числа, то есть 277

компаний, заключали договоры в 2002 году. Оставшаяся 1/3 от числа

реально действовавших компаний в течение года договоры лизинга не

заключали, но имели реализацию, то есть продолжали получать

лизинговые платежи по ранее заключенным договорам.

Необходимо учесть, что некоторые лизинговые компании или

банки, холдинги в течение 2000-2001 годов создавали сразу по

несколько лизинговых компаний. Во многом это было обусловлено

вполне объективными причинами - диверсификацией рисков,

снижением кредитной нагрузки на одного заемщика в банке и тем

самым соблюдением нормативов, устанавливаемых Банком России.

В настоящее время заключено договоров лизинга оборудования

для аграрного сектора и авиатехники с совокупным объемом примерно в

171 млн. долл.

В течение 2001г. было заключено много соглашений о намерениях

осуществить лизинг авиатехники между производителями,

лизингодателями и эксплуатантами. Однако реализованы были лишь

несколько проектов. В частности, на 4 года в лизинг компании

«Красноярские авиалинии» были переданы два самолета Ту-204,

изготовленные на Ульяновском авиационном промышленном комплексе

«АВИАСТР». Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» взяла в оперативный

лизинг самолет А-310-300 у западноевропейского консорциума AIRBUS

INDUSTRIE.

В начале 2002 года консалтинговой компанией «Гарантинвест» в

ходе исследования была учтена деятельность более 180 лизингодателей,

заключавших в 2001 году договоры на российском рынке лизинговых

услуг. На основании этого исследования был сформирован рейтинг 50

ведущих лизинговых компаний на российском рынке по показателю

стоимости заключенных в течение года договоров лизинга (см. Табл. 6).

Лизингодатели расположились в диапазоне от почти 144 до 2 млн.

долл. У десятой в табели о рангах компании - 30 млн. долл., у двадцатой

-10 мнл., у тридцатой - 5 млн. долл., у сороковой - свыше 3 млн. долл.

В состав первых пятидесяти компаний вошли следующие

лизинговые компании (с учетом места их регистрации): 34 компании из

Москвы; 5 из Санкт-Петербурга; по одной компании из Саранска,

60

Перми, Екатиринбурга, Башкортостана, Воронежа, Южно-Сахалинска,

Томска, Новокузнецка, а также две компании их Швеции и одна из

Германии.

Таблица 6.

Крупнейшие лизингодатели на российском рынке в 2001г.

Место в

рейтинге Наименование компании Место регистрации

1 Росагроснаб Москва

2 РТК-Лизинг Москва

3 ЛК-лизинг Москва

4 Медлизинг Москва

5 Интеррослизинг Москва

6 Росдорлизинг Москва

7 Промсвязьлизинг Москва

8 Сибирская лизинговая компания Саранск

9 Лизингпромхолод Москва

10 С. А. -Лизинг Москва

11 ТВЭЛ Москва

12 Госинкорлизинг Москва

13 Раффайзенлизинг Москва

14 РМБ-Лизинг Москва

15 Балтийский лизинг Санкт-Петербург

16 Хьюлетт-Паккард Москва

17 Геосинтез Москва

18 Промышленная лизинговая

компания

Пермь

19 ЮКОС-лизинг Москва

20 Дельта-лизинг Москва

21 Регион-Лизинг Агидель,

Башкортостан

22 Кельвин Москва

23 Транс-лизинг Санкт-Петербург

24 Энергогазлизинг Холд Москва

25 Балтинвест Санкт-Петербург

26 Volvo truck finance Швеция

27 Альфа-лизинг Москва

28 Лизинг-М Новокузнецк

29 Лизинг-маркет Москва

30 Машлизинг Москва

31 Русско-Германская лизинговая

компания

Москва

32 Московская лизинговая компания Москва

33 Сахалинская лизинговая компания Южно-Сахалинск

34 ММБ-Лизинг Москва

35 Томская лизинговая компания Томск

36 Лизингстроймаш Москва

37 Alfa Laval Agri AB Швеция

38 Дойче-Лизинг Восток Москва

39 РУСТ Санкт-Петербург

40 Даймлер Крайслер Лизинг Москва

41 Лизингбизнес Москва

42 Зюд-Лизинг Москва

43 Компания «Промышленный лизинг» Москва

44 Ландж Москва

45 РусЛизингсвязь Москва

46 Ликострой Москва

47 Плитпромлизинг Москва

48 Воронежская лизинговая компания Воронеж

49 БалтОНЭКСИМ Лизинг Санкт-Петербург

50 Интраслизинг Москва

Этими лизингодателями были заключены в течение 2001 года

договоры лизинга на сумму в 886,8 млн. долл., что соответствует 62,7%

российского рынка. Из приведенных выше 50 крупнейших компаний 22

входили в состав ассоциации «Рослизинг».

Всего лизингодатели заключили в России договоры лизинга на

1086 млн.долл., или в среднем по 5,7 млн.долл. каждый. Это 76,7% от

общего стоимостного объема всего российского лизингового рынка.

Остальные договоры на сумму 329 млн. долл. (23,3%) приходились на 87

лизингодателей, то есть в среднем по 3,8 млн. долл. на одну лизинговую

компанию. Причем, более половины из этих компаний - нерезиденты,

работающие на нашем рынке и получившие лицензии на право

осуществления лизинговой деятельности в Российской Федерации.

Для ответа на вопрос о репрезентативности данного рейтинга

следует обратиться к статистике лизингового бизнеса в ведущих странах

мира.

По данным Ассоциации лизинга оборудования США, указывается,

что в 1999 году общий объем лизинга в США, т.е. заключенных

договоров лизинга, составлял 226 млрд. долл. Общий объем лизинга по

обследованным отчетам респондентов составлял более 142,5

млрд.долл29. Таким образом, оценка стоимости всех заключенных на

рынке США лизинговых договоров строилась на основе данных по

63,1% от стоимости заключенных договоров.

Лизинг является одним из видов инвестиционной деятельности.

Во многих странах мира, как экономически развитых, так и не

обладающих сверхвысоким потенциалом, показатель «удельный вес

лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды» является

важнейшим, определяющим макроэкономические пропорции. В США в

течение нескольких лет этот показатель был на уровне 30%, в

Великобритании достигал 36%, в Чехии - 28%. Россия пока значительно

отстает (см. Табл.7).

Таблица 7.

Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций

в основные фонды30

Показатели 2001 2002 %

Инвестиции в основной капитал: млн. руб.

млн. долл.

670 439

24831

787 095

28 11О

+ 17,4

+ 13,2

Объем прямых иностранных инвестиций в

основной капитал, млн. долл. 4260 4430 + 4,0

Общий объем прямых инвестиций в млн.

долл.

29091 32540 + 11,9

Стоимость нового лизингового бизнеса

(заключенных в течение года договоров

лизинга), млн. долл. 1 300 1415 + 8,9

Удельный вес лизинга в общем объеме

инвестиций в основные фонды, в % 4,47 4,35 -2,7

Инвестиции в основной капитал в 2001 году составляли 670 439

млн. руб. или 24,831 млрд. долл. (по курсу 27 руб./долл.). В том же году

прямые иностранные инвестиции равнялись 4,26 млрд. долл. Итого в

2001 году прямые инвестиции, то есть знаменатель рассматриваемого

показателя, составлял 29,09 млрд. долл. Объем лизинговых договоров -

1,3 млрд. долл. Следовательно, удельный вес лизинга в общем объеме

инвестиций равнялся около 4,5%. По данным Госкомстата России, в

2002 году рост инвестиций в основной капитал составил к предыдущему

году - 17,4%31. Используя этот показатель для расчета (при курсе 30

руб./долл.) в 2002 году объем прямых иностранных инвестиций в

российскую экономику равнялся 4,43 млрд. долл. Таким образом, всего

за год было инвестировано за счет внутренних и внешних источников в

30 Расчет осуществлялся на основе данных Российского статистического

ежегодника «Статистический сборник»/Госкомстат России. - М,

2002.

реальный сектор 32,53 млрд. долл. Следовательно, удельный вес лизинга

в общем объеме инвестиций составил 4,35%.

Из приведенных выше данных видно, что произошло некоторое

снижение значения удельного показателя. Это обусловлено ростом

знаменателя, то есть более быстрыми темпами роста объемов

инвестиций по сравнению со стоимостью заключаемых договоров

лизинга.

Далее приведены показатели (см. Табл.8), характеризующие рынок

лизинговых услуг в России в течение последних шести лет.

Таблица 8.

Лизинг в России в 1997- 2002гг32.

Показатели 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Стоимость заключенных договоров

лизинга, (млн. долл.)

200 630 960 1180 1300 1415

Удельный вес лизинга в общем

объеме инвестиций в основные

фонды, (%)

0,4 1,0 1,4 2,3 4,5 4,35

Как видно, стоимость увеличилась семикратно, а удельный вес

лизинга в инвестициях в основные фонды почти в одиннадцать раз.

Столь крупные изменения обусловлены срабатыванием эффекта

прироста к малым величинам. Качественные изменения, вероятнее

всего, произойдут после введения в действие новых законодательных

актов, предоставляющих существенные преимущества лизингу в России.

В 2002 году, по данным ассоциации «Рослизинг», было заключено

свыше 16 тысяч договоров лизинга, основное их количество приходится

на «Росагроснаб». Средняя стоимость договора составила 31 тыс. долл.

В Германии этот показатель равняется 31 тыс. евро, то есть несколько

меньший, чем в России. Однако в Германии более половины объема

всего лизингового бизнеса страны приходится на лизинг

автотранспортных средств, в основном на лизинг легковых автомобилей.

Пользователем этой лизинговой услуги может быть любой гражданин. У

нас же пока это ограниченный сектор рынка ввиду существующего

запрета на использование предмета лизинга для непредпринимательской

деятельности.

Данные по большему массиву лизинговых компаний позволяют

повысить уровень репрезентативности и, соответственно, объективности

информации о структуре российского лизингового рынка и его сегментах (см. Табл. 9). Большинство лизинговых компаний передавали

в лизинг различное производственное и технологическое оборудование:

металлургическое, горнодобывающее, химическое, для атомной

промышленности, отопительное, полиграфическое, пищевое,

автосервисное, упаковочное, лесозаготовительное, а также оборудование

для геологической разведки, добычи и переработки нефти.

Таблица 9.

Удельный вес стоимости видов объектов лизинга в их общем

объеме (в %)33

Вид объекта лизинга Доля, %

1 Производственное и технологическое оборудование, в т.ч.:

оборудование для геологической разведки, добычи и

переработки нефти

32,8%

11,7%

2 Телекоммуникационное оборудование и средства связи 18,9%

3 Оргтехника (компьютеры и офисное оборудование) 2,9%

4 Оборудование для сельского хозяйства 21,9%

5 Автотранспортные средства в т.ч.: - легковые автомобили,

автобусы - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы

11,0%

4,1%

6,9%

6 Строительное оборудование в т.ч.: дорожно-строительная

техника

5,7%

2,9%

7 Медицинская техника 5,2%

8 Железнодорожная техника (тепловозы, платформы) 0,5%

9 Другое оборудование 1,1%

ВСЕГО 100,0%

Доля последней группы превысила более чем на треть стоимость

всего производственного и технологического оборудования. В этом

сегменте лизингового рынка 99% стоимости всех заключенных

договоров приходились на три компании - «ЛК Лизинг» («ЛУКОЙЛ»),

Сибирская лизинговая компания («ЮКОС»), Геосинтез

(государственное унитарное геологоразведочное предприятие).

Одним из самых динамично развиваемых является рынок

телекоммуникационного оборудования и средств связи. Здесь

доминирует компания «РТК-Лизинг» - 68,5% от стоимости всех

заключенных договоров. Еще 25,5% приходятся на договоры компаний

«Промсвязьлизинг», «Госинкор-лизинг», «Раффайзен-лизинг». Лидером

среди лизингодателей оргтехники является компания «Хъюлетт-

33 Аналитический отчет российской ассоциации лизинговых компаний -

Лизинг в России 2002. // Приложение к журналу Технологии лизинга и

инвестиций. Вестник Российской ассоциации лизинговых компаний -

Паккард» - с показателем, соответствующим более 45% от стоимости

всех соглашений в этом секторе рынка.

Основная часть всего сельскохозяйственного оборудования была

поставлена в соответствии с договорами лизинга, которые заключало в

течение года ОАО «Росагропром» и региональные агроснабы в

республиках, краях и областях Российской Федерации. Во избежание

повторного счета при сублизинговых операциях, в общий итог не

включены объемы некоторых региональных агролизинговых компаний.

Автотранспортные средства являлись предметом соглашения

между лизингополучателями в различных регионах страны и большим

количеством лизингодателей. Так, 55% всех грузовиков, прицепов,

полуприцепов, самосвалов, автобусов поставили компании: «ЮКОС-

лизинг», «Транслизинг», «Volvo truck finance», «Альфа-лизинг»,

«Росдорлизинг», «БалтОНЭКСИМ-Лизинг», «Интранслизинг»,

«Росагроснаб», региональные агроснабы.

На рынке строительного оборудования, дорожно-строительной

техники более 80% всех договоров (в стоимостном измерении)

заключили такие лизингодатели как «Росдорлизинг», «Альфа-лизинг»,

Раффайзен-лизинг», «Балтийский лизинг», «Лизингстроймаш».

Компании «Медлизинг» принадлежит безусловное лидерство

среди поставщиков медицинской техники - почти 96,5% от стоимости

всех договоров.

Новым сегментом российского лизингового рынка становится

железнодорожная техника - тепловозы, цистерны на платформах. Две

компании «С.А. Лизинг» и «Балтинвест» накапливают опыт заключения

лизинговых договоров с такими видами оборудования.

Всё лизинговое имущество делится на движимое и недвижимое.

При этом удельный вес стоимости договоров по движимому имуществу

составлял в 2002 году 92,1%, а недвижимому - 7,9%.

Структурно недвижимость состояла из следующих видов

имущества: авиатехники (самолетов) - 90,9%; морских и речных судов -

5,6%; зданий, сооружений, офисов - 3,5%.

Рассматривая развитие отечественного рынка лизинговых услуг,

можно выделить пять основных его периодов становления в

зависимости от наиболее распространенных схем проведения

лизинговой сделки.

На первом этапе (1994 — 1996гг.) использовались в основном

следующие схемы проведения лизинговых сделок (см. Рис.15 и Рис. 16):

Рис. 15 Схема финансового лизинга с совмещением обязательств

лизингодателя и лизингополучателя

Рис.16 Схема финансового лизинга с совмещением обязательств

кредитора и лизингополучателя

Данные схемы проведения лизинговых сделок позволяли

лизингодателю, кредитору и лизингополучателю и их дочерним,

зависимым компаниям экономить собственные средства при покупке

основных средств.

На втором этапе, с конца 1996 года и до кризиса 17 августа 1998

года, на 80% использовалась схема раздельного финансового лизинга.

Рис. 17 Схема классического (раздельного) финансового лизинга

Использование данной схемы лизинга, принятой за основную в

ряде крупнейших лизинговых стран, отражало некоторую политическую

и экономическую стабильность того периода нашей страны, а именно:

• прошедшие накануне выборы в Государственную Думу и

выборы Президента РФ обозначили расстановку сил на политической

арене и курс развития страны на ближайшие 4-е года;

• ставка рефинансирования была относительно не высока и

постепенно снижалась до лета 1998 года;

• курс доллара не имел резких скачков, его быстрый рост

ограничивался введенным валютным коридором и соответствующей

политикой ЦБ РФ;

На третьем этапе функционирования лизинга в РФ, после

кризиса 1998 года, на 80% используются схемы финансового лизинга с

совмещением обязательств лизингодателя и лизингополучателя, а также

с совмещением обязательств кредитора и лизингополучателя (рис 15 и

Рис. 16).

Несмотря на то, что по закону о лизинге в данный период не

допускалось совмещение обязательств: лизингодателем и

лизингополучателем по договору лизинга; кредитором и

лизингополучателем предмета лизинга, данные схемы реализуются на

дочерних и зависимых компаниях, принадлежащим субъектам

лизинговой сделки. Таким образом лизингодатель, кредитор и

лизингополучатель экономят оборотные средства дочерних и зависимых

компаний.

Однако с октября 1999 года замечается незначительный, но тем не

менее заметный рост числа лизинговых сделок по г. Москве,

заключенных по классической схеме финансового лизинга.

На четвертом этапе (со 2-й половины 2000г. и до января 2002г.)

отмечается постепенное возвращение к схеме использования

раздельного финансового лизинга, наиболее популярного в большинстве

стран мира (см. Рис. 17). Данный факт свидетельствует о некотором

потеплении инвестиционного климата в России и увеличении

кредитного рейтинга страны в целом.

На пятом этапе (с 01 января 2002г.) начинается новейшая

история российского лизинга как одного из наиболее прогрессивных

методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь

это связано с относительной стабилизацией российской экономики,

началом роста промышленного производства и изменениями в

законодательных актах, регулирующих лизинговую деятельность на

территории Российской Федерации.

В настоящее время лизинг получил максимально возможные

льготы для развития в России в связи с тем, что:

• Вступившая в силу 2-я часть НК РФ подтверждает законность

ускоренной амортизации лизингового имущества, лишает предприятия

возможности относить инвестиционные затраты на себестоимость своей

продукции, оставляя данную возможность только за платежами по

лизинговым договорам.23

• Принят Федеральный закон от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О

внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге».

Поправки к закону носят конструктивный характер и либерализуют

сферу лизинговых операций24.

• На данном этапе развития лизинга отменен запрет на

совмещение обязательств по договору лизинга, что дает новый толчок

для развития финансового лизинга в нашей стране. Тем самым все

приведенные выше схемы функционирования финансового лизинга

имеют право на законное сосуществование. Теперь субъекты лизинговой

сделки вправе выбрать наиболее привлекательную для них схему

работы.

Современный российский лизинг достаточно быстро

интегрируется в мировую финансовую систему. Анализ лизинговой

деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии показал, что ряд ведущих российских лизинговых компаний не просто

позаимствовали, но и удачно адаптировали применительно к нашим

условиям опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями. Для

отечественных лизингодателей открылся доступ к относительно

недорогим кредитным ресурсам, к товарным кредитам. На российском

рынке стали применяться различные виды лизинга - финансовый,

оперативный, возвратный, компенсационный, раздельный. Появилось

разнообразие схем финансирования и предоставления гарантий

участникам лизинговых операций. С периодичностью раз в квартал у

нас и за рубежом проводились конференции, посвященные развитию

российского лизинга, резко возросло количество публикаций,

посвященных различным аспектам лизинга.

Число компаний, получивших лицензии на право осуществления

лизинговой деятельности, превысило 250025. Правда, далеко не все из

них успели стать весомыми лизингодателями, однако намерение

заняться лизинговым бизнесом они обозначили.

Основными причинами, которые сдерживают развитие

лизинговой отрасли, являются26:

• Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во

многом зависят от банков-учредителей. Последние часто используют

лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это

сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития

лизинговой компании и большой зависимости от своих учредителей.

При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит

лизинговую компанию.

• Дороговизна кредитных ресурсов и как следствие жесткие

требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета

лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или

поручительство третьих лиц.

• Отсутствие вторичного рынка оборудования.

• Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и

валютного законодательства.

• Недостаточная квалификация кадров.

Несмотря на это, лизинговая деятельность является

перспективным видом бизнеса, и это связано со следующими

обстоятельствами27:

􀂾 Мировым опытом, который показывает, что на долю лизинга в

новых инвестициях в оборудование приходится 15 - 20%, а в некоторых

странах, как США, Великобритания, Ирландия, более 30%.

􀂾 Лизинг является одним из основных источников активизации

инвестиционной деятельности, что особенно важно для нашей

экономики.

􀂾 Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных

актов, регулирующих лизинговую деятельность, постепенно

формируются благоприятные условия для его развития.

􀂾 Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции

в производство. При этом лизинг является более привлекательным

финансовым механизмом, чем кредит, т.к. используется исключительно

для покупки оборудования, которое к тому же выступает обеспечением

сделки.

􀂾 Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги,

связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов

и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.

В настоящее время в РФ действует порядка 57-ми лизинговых

компаний, постоянно работающих на рынке лизинговых услуг и

заключающих договоры в течение последних двух лет. По этим

лизингодателям в 2002 году имел место прирост по сравнению с 2001

годом на 8,9%. Для сравнения, рост промышленного производства по

стране составил в пересчете в долларовом измерении 7,2%28.

Отобранные для сопоставления компании по стоимости заключенных

договоров лизинга (т.е. условно по объемам нового бизнеса), охватывали

52,2% всего российского лизингового рынка.

Объективность показателей, характеризующих российскую

лизинговую индустрию по результатам 2002 года, определить

достаточно сложно. Данные о деятельности многих лизинговых

компаний приходится собирать долго и скрупулезно, а затем, устраняя

нестыковки и разрозненность, формировать общую картину. К

сожалению, органы государственной статистики не проявляют каких-

либо особых усилий в налаживании сбора и обработки информации о

развитии лизингового бизнеса.

Приведенные ниже расчеты по 2002 году строились, прежде всего,

на основе обобщения материалов о деятельности 93 лизингодателей,

сформированных на основе сообщений руководителей компаний,

публикаций в открытой печати, информации, помещенной на сайтах

лизинговых компаний и банков, данных Государственной

регистрационной палаты, материалов ассоциации «Рослизинг», Группы

по развитию лизинга Международного Валютного Фонда (IFC),

администраций отдельных регионов, журналов «Лизинг-ревю»,

 «Технологии лизинга и инвестиций», «Лизинг-курьер». Все эти данные

обобщались, сопоставлялись с информацией предыдущих лет.

Анализ результатов 1/3 от числа реально действующих на рынке

по итогам 2002 года компаний и заключавших в течение года договоры

лизинга движимого и недвижимого имущества, на которые приходилось

около 2/3 стоимости заключенных в течение года новых договоров

лизинга, представлен в Таблице 5.

Таблица5.

Объемы лизингового бизнеса России в 2002 г.

Интервал

объемов нового

бизнеса, (млн.

долларов

США)

Число

лизингодателей

Удельный

вес

компаний,

в%

Стоимость

договоров, (млн.

долларов США)

Средняя

стоимость

договоров в

группе, (млн.

долларов

США)

1 До 1,0 33 35,50 14,959 0,453

2 1,0 -до 3,0 17 18,30 30,611 1,801

3 3,0 -до 5,0 14 15,00 53,944 3,853

4 5,0 -до 10,0 9 9,70 56,748 6,305

5 10,0 -до 20,0 8 8,60 101,620 12,703

6 20,0 -до 50,0 8 8,60 261,321 32,665

7 50,0 -до 100,0 2 2,15 122,500 61,250

8 Свыше 100,0 2 2,15 273,207 136,604

ВСЕГО: 93 100,00 914,910 255,634

Большинство лизингодателей (50 из 93, то есть 53,8%) - это

небольшие лизинговые компании, либо компании, клиентами которых

являются малые предприятия, либо компании, только начавшие

лизинговый бизнес и проработавшие неполный год. В то же время

ведущие двадцать компаний, заключившие в течение года договоры на

10 и более миллионов долларов (то есть значительные не только по

российским, но и по восточно-европейским масштабам), удерживают

53,6% объема всего российского рынка лизинговых услуг. А первые три

компании, заключившие в совокупности договоры на 345,7 млн. долл.,

могут претендовать на место в первой и второй сотне крупнейших

лизингодателей Европы.

В 2002г. возросла по сравнению с предыдущим годом на 8,4%

абсолютная численность лизингодателей, работающих в России. Как

видно, этот показатель близок по величине приросту стоимости

заключенных договоров.

К январю 2000 года в Российской Федерации лицензии на право

осуществления лизинговой деятельности получили более 2000

резидентов и 130 нерезидентов. Вместе с тем, по данным

Государственной регистрационной палаты, только четверть из всех

получивших лицензию в действительности занимались лизинговой

деятельностью и при этом заключили один и более договоров лизинга.

Так, в Иркутской области из 9 компаний, имевших в 2001 году

лицензии, реально работали 4, в Санкт-Петербурге -из 40 только 10

компаний. В Воронежской области из 6 лицензиатов лишь двоих можно

было признать практикующими, в Челябинской области из 12 только 3 и

т.д. Большое количество компаний лишь номинально числятся

лизингодателями. Полученные ими лицензии в большей мере

свидетельствуют не о самой деятельности, а скорее о потенциальной

заинтересованности в использовании лизинговых схем.

Таким образом, реально действующих на рынке лизинговых

компаний насчитывалось 415. До двух третей от этого числа, то есть 277

компаний, заключали договоры в 2002 году. Оставшаяся 1/3 от числа

реально действовавших компаний в течение года договоры лизинга не

заключали, но имели реализацию, то есть продолжали получать

лизинговые платежи по ранее заключенным договорам.

Необходимо учесть, что некоторые лизинговые компании или

банки, холдинги в течение 2000-2001 годов создавали сразу по

несколько лизинговых компаний. Во многом это было обусловлено

вполне объективными причинами - диверсификацией рисков,

снижением кредитной нагрузки на одного заемщика в банке и тем

самым соблюдением нормативов, устанавливаемых Банком России.

В настоящее время заключено договоров лизинга оборудования

для аграрного сектора и авиатехники с совокупным объемом примерно в

171 млн. долл.

В течение 2001г. было заключено много соглашений о намерениях

осуществить лизинг авиатехники между производителями,

лизингодателями и эксплуатантами. Однако реализованы были лишь

несколько проектов. В частности, на 4 года в лизинг компании

«Красноярские авиалинии» были переданы два самолета Ту-204,

изготовленные на Ульяновском авиационном промышленном комплексе

«АВИАСТР». Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» взяла в оперативный

лизинг самолет А-310-300 у западноевропейского консорциума AIRBUS

INDUSTRIE.

В начале 2002 года консалтинговой компанией «Гарантинвест» в

ходе исследования была учтена деятельность более 180 лизингодателей,

заключавших в 2001 году договоры на российском рынке лизинговых

услуг. На основании этого исследования был сформирован рейтинг 50

ведущих лизинговых компаний на российском рынке по показателю

стоимости заключенных в течение года договоров лизинга (см. Табл. 6).

Лизингодатели расположились в диапазоне от почти 144 до 2 млн.

долл. У десятой в табели о рангах компании - 30 млн. долл., у двадцатой

-10 мнл., у тридцатой - 5 млн. долл., у сороковой - свыше 3 млн. долл.

В состав первых пятидесяти компаний вошли следующие

лизинговые компании (с учетом места их регистрации): 34 компании из

Москвы; 5 из Санкт-Петербурга; по одной компании из Саранска,

60

Перми, Екатиринбурга, Башкортостана, Воронежа, Южно-Сахалинска,

Томска, Новокузнецка, а также две компании их Швеции и одна из

Германии.

Таблица 6.

Крупнейшие лизингодатели на российском рынке в 2001г.

Место в

рейтинге Наименование компании Место регистрации

1 Росагроснаб Москва

2 РТК-Лизинг Москва

3 ЛК-лизинг Москва

4 Медлизинг Москва

5 Интеррослизинг Москва

6 Росдорлизинг Москва

7 Промсвязьлизинг Москва

8 Сибирская лизинговая компания Саранск

9 Лизингпромхолод Москва

10 С. А. -Лизинг Москва

11 ТВЭЛ Москва

12 Госинкорлизинг Москва

13 Раффайзенлизинг Москва

14 РМБ-Лизинг Москва

15 Балтийский лизинг Санкт-Петербург

16 Хьюлетт-Паккард Москва

17 Геосинтез Москва

18 Промышленная лизинговая

компания

Пермь

19 ЮКОС-лизинг Москва

20 Дельта-лизинг Москва

21 Регион-Лизинг Агидель,

Башкортостан

22 Кельвин Москва

23 Транс-лизинг Санкт-Петербург

24 Энергогазлизинг Холд Москва

25 Балтинвест Санкт-Петербург

26 Volvo truck finance Швеция

27 Альфа-лизинг Москва

28 Лизинг-М Новокузнецк

29 Лизинг-маркет Москва

30 Машлизинг Москва

31 Русско-Германская лизинговая

компания

Москва

32 Московская лизинговая компания Москва

33 Сахалинская лизинговая компания Южно-Сахалинск

34 ММБ-Лизинг Москва

35 Томская лизинговая компания Томск

36 Лизингстроймаш Москва

37 Alfa Laval Agri AB Швеция

38 Дойче-Лизинг Восток Москва

39 РУСТ Санкт-Петербург

40 Даймлер Крайслер Лизинг Москва

41 Лизингбизнес Москва

42 Зюд-Лизинг Москва

43 Компания «Промышленный лизинг» Москва

44 Ландж Москва

45 РусЛизингсвязь Москва

46 Ликострой Москва

47 Плитпромлизинг Москва

48 Воронежская лизинговая компания Воронеж

49 БалтОНЭКСИМ Лизинг Санкт-Петербург

50 Интраслизинг Москва

Этими лизингодателями были заключены в течение 2001 года

договоры лизинга на сумму в 886,8 млн. долл., что соответствует 62,7%

российского рынка. Из приведенных выше 50 крупнейших компаний 22

входили в состав ассоциации «Рослизинг».

Всего лизингодатели заключили в России договоры лизинга на

1086 млн.долл., или в среднем по 5,7 млн.долл. каждый. Это 76,7% от

общего стоимостного объема всего российского лизингового рынка.

Остальные договоры на сумму 329 млн. долл. (23,3%) приходились на 87

лизингодателей, то есть в среднем по 3,8 млн. долл. на одну лизинговую

компанию. Причем, более половины из этих компаний - нерезиденты,

работающие на нашем рынке и получившие лицензии на право

осуществления лизинговой деятельности в Российской Федерации.

Для ответа на вопрос о репрезентативности данного рейтинга

следует обратиться к статистике лизингового бизнеса в ведущих странах

мира.

По данным Ассоциации лизинга оборудования США, указывается,

что в 1999 году общий объем лизинга в США, т.е. заключенных

договоров лизинга, составлял 226 млрд. долл. Общий объем лизинга по

обследованным отчетам респондентов составлял более 142,5

млрд.долл29. Таким образом, оценка стоимости всех заключенных на

рынке США лизинговых договоров строилась на основе данных по

63,1% от стоимости заключенных договоров.

Лизинг является одним из видов инвестиционной деятельности.

Во многих странах мира, как экономически развитых, так и не

обладающих сверхвысоким потенциалом, показатель «удельный вес

лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды» является

важнейшим, определяющим макроэкономические пропорции. В США в

течение нескольких лет этот показатель был на уровне 30%, в

Великобритании достигал 36%, в Чехии - 28%. Россия пока значительно

отстает (см. Табл.7).

Таблица 7.

Удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций

в основные фонды30

Показатели 2001 2002 %

Инвестиции в основной капитал: млн. руб.

млн. долл.

670 439

24831

787 095

28 11О

+ 17,4

+ 13,2

Объем прямых иностранных инвестиций в

основной капитал, млн. долл. 4260 4430 + 4,0

Общий объем прямых инвестиций в млн.

долл.

29091 32540 + 11,9

Стоимость нового лизингового бизнеса

(заключенных в течение года договоров

лизинга), млн. долл. 1 300 1415 + 8,9

Удельный вес лизинга в общем объеме

инвестиций в основные фонды, в % 4,47 4,35 -2,7

Инвестиции в основной капитал в 2001 году составляли 670 439

млн. руб. или 24,831 млрд. долл. (по курсу 27 руб./долл.). В том же году

прямые иностранные инвестиции равнялись 4,26 млрд. долл. Итого в

2001 году прямые инвестиции, то есть знаменатель рассматриваемого

показателя, составлял 29,09 млрд. долл. Объем лизинговых договоров -

1,3 млрд. долл. Следовательно, удельный вес лизинга в общем объеме

инвестиций равнялся около 4,5%. По данным Госкомстата России, в

2002 году рост инвестиций в основной капитал составил к предыдущему

году - 17,4%31. Используя этот показатель для расчета (при курсе 30

руб./долл.) в 2002 году объем прямых иностранных инвестиций в

российскую экономику равнялся 4,43 млрд. долл. Таким образом, всего

за год было инвестировано за счет внутренних и внешних источников в

30 Расчет осуществлялся на основе данных Российского статистического

ежегодника «Статистический сборник»/Госкомстат России. - М,

2002.

реальный сектор 32,53 млрд. долл. Следовательно, удельный вес лизинга

в общем объеме инвестиций составил 4,35%.

Из приведенных выше данных видно, что произошло некоторое

снижение значения удельного показателя. Это обусловлено ростом

знаменателя, то есть более быстрыми темпами роста объемов

инвестиций по сравнению со стоимостью заключаемых договоров

лизинга.

Далее приведены показатели (см. Табл.8), характеризующие рынок

лизинговых услуг в России в течение последних шести лет.

Таблица 8.

Лизинг в России в 1997- 2002гг32.

Показатели 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Стоимость заключенных договоров

лизинга, (млн. долл.)

200 630 960 1180 1300 1415

Удельный вес лизинга в общем

объеме инвестиций в основные

фонды, (%)

0,4 1,0 1,4 2,3 4,5 4,35

Как видно, стоимость увеличилась семикратно, а удельный вес

лизинга в инвестициях в основные фонды почти в одиннадцать раз.

Столь крупные изменения обусловлены срабатыванием эффекта

прироста к малым величинам. Качественные изменения, вероятнее

всего, произойдут после введения в действие новых законодательных

актов, предоставляющих существенные преимущества лизингу в России.

В 2002 году, по данным ассоциации «Рослизинг», было заключено

свыше 16 тысяч договоров лизинга, основное их количество приходится

на «Росагроснаб». Средняя стоимость договора составила 31 тыс. долл.

В Германии этот показатель равняется 31 тыс. евро, то есть несколько

меньший, чем в России. Однако в Германии более половины объема

всего лизингового бизнеса страны приходится на лизинг

автотранспортных средств, в основном на лизинг легковых автомобилей.

Пользователем этой лизинговой услуги может быть любой гражданин. У

нас же пока это ограниченный сектор рынка ввиду существующего

запрета на использование предмета лизинга для непредпринимательской

деятельности.

Данные по большему массиву лизинговых компаний позволяют

повысить уровень репрезентативности и, соответственно, объективности

информации о структуре российского лизингового рынка и его сегментах (см. Табл. 9). Большинство лизинговых компаний передавали

в лизинг различное производственное и технологическое оборудование:

металлургическое, горнодобывающее, химическое, для атомной

промышленности, отопительное, полиграфическое, пищевое,

автосервисное, упаковочное, лесозаготовительное, а также оборудование

для геологической разведки, добычи и переработки нефти.

Таблица 9.

Удельный вес стоимости видов объектов лизинга в их общем

объеме (в %)33

Вид объекта лизинга Доля, %

1 Производственное и технологическое оборудование, в т.ч.:

оборудование для геологической разведки, добычи и

переработки нефти

32,8%

11,7%

2 Телекоммуникационное оборудование и средства связи 18,9%

3 Оргтехника (компьютеры и офисное оборудование) 2,9%

4 Оборудование для сельского хозяйства 21,9%

5 Автотранспортные средства в т.ч.: - легковые автомобили,

автобусы - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы

11,0%

4,1%

6,9%

6 Строительное оборудование в т.ч.: дорожно-строительная

техника

5,7%

2,9%

7 Медицинская техника 5,2%

8 Железнодорожная техника (тепловозы, платформы) 0,5%

9 Другое оборудование 1,1%

ВСЕГО 100,0%

Доля последней группы превысила более чем на треть стоимость

всего производственного и технологического оборудования. В этом

сегменте лизингового рынка 99% стоимости всех заключенных

договоров приходились на три компании - «ЛК Лизинг» («ЛУКОЙЛ»),

Сибирская лизинговая компания («ЮКОС»), Геосинтез

(государственное унитарное геологоразведочное предприятие).

Одним из самых динамично развиваемых является рынок

телекоммуникационного оборудования и средств связи. Здесь

доминирует компания «РТК-Лизинг» - 68,5% от стоимости всех

заключенных договоров. Еще 25,5% приходятся на договоры компаний

«Промсвязьлизинг», «Госинкор-лизинг», «Раффайзен-лизинг». Лидером

среди лизингодателей оргтехники является компания «Хъюлетт-

33 Аналитический отчет российской ассоциации лизинговых компаний -

Лизинг в России 2002. // Приложение к журналу Технологии лизинга и

инвестиций. Вестник Российской ассоциации лизинговых компаний -

Паккард» - с показателем, соответствующим более 45% от стоимости

всех соглашений в этом секторе рынка.

Основная часть всего сельскохозяйственного оборудования была

поставлена в соответствии с договорами лизинга, которые заключало в

течение года ОАО «Росагропром» и региональные агроснабы в

республиках, краях и областях Российской Федерации. Во избежание

повторного счета при сублизинговых операциях, в общий итог не

включены объемы некоторых региональных агролизинговых компаний.

Автотранспортные средства являлись предметом соглашения

между лизингополучателями в различных регионах страны и большим

количеством лизингодателей. Так, 55% всех грузовиков, прицепов,

полуприцепов, самосвалов, автобусов поставили компании: «ЮКОС-

лизинг», «Транслизинг», «Volvo truck finance», «Альфа-лизинг»,

«Росдорлизинг», «БалтОНЭКСИМ-Лизинг», «Интранслизинг»,

«Росагроснаб», региональные агроснабы.

На рынке строительного оборудования, дорожно-строительной

техники более 80% всех договоров (в стоимостном измерении)

заключили такие лизингодатели как «Росдорлизинг», «Альфа-лизинг»,

Раффайзен-лизинг», «Балтийский лизинг», «Лизингстроймаш».

Компании «Медлизинг» принадлежит безусловное лидерство

среди поставщиков медицинской техники - почти 96,5% от стоимости

всех договоров.

Новым сегментом российского лизингового рынка становится

железнодорожная техника - тепловозы, цистерны на платформах. Две

компании «С.А. Лизинг» и «Балтинвест» накапливают опыт заключения

лизинговых договоров с такими видами оборудования.

Всё лизинговое имущество делится на движимое и недвижимое.

При этом удельный вес стоимости договоров по движимому имуществу

составлял в 2002 году 92,1%, а недвижимому - 7,9%.

Структурно недвижимость состояла из следующих видов

имущества: авиатехники (самолетов) - 90,9%; морских и речных судов -

5,6%; зданий, сооружений, офисов - 3,5%.