9. Правовое регулирование лизинга в РФ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 

Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений является

гарантией и залогом успешного развития лизингового бизнеса.

Напротив, правовая неопределенность отношений партнеров, а в ряде

случаев и незащищенность как лизингодателей, так и

лизингополучателей резко увеличивают степень риска при заключении

лизинговых сделок и становятся причинами, сдерживающими

предпринимательскую инициативу.

В России фактически до середины 1995 года отсутствовали

законодательные и нормативные акты, регулирующие лизинговую

деятельность. В Гражданском кодексе РСФСР и Основах гражданского

законодательства Союза ССР в разделе обязательного права

отсутствовал параграф, регулирующий договор лизинга. Поэтому

участникам лизинговых сделок в соответствии со ст. 10 Гражданского

процессуального кодекса РСФСР приходилось применять закон,

регулирующий сходные отношения. Наиболее близким в юридическом и

экономическом смысле был договор аренды или договор

имущественного найма. Вместе с тем эти договоры имеют

существенные отличия, связанные, например, с исполнением

обязательств и способами ведения бухгалтерского учета. Поэтому

стороны сталкивались с определенными трудностями при реализации

данных сделок.

В зависимости от наличия специального лизингового

законодательства зарубежные страны могут быть объединены в две

большие группы:

1. страны, имеющие специальные законы или постановления,

регулирующие лизинговую деятельность;

2. страны, не имеющие специальных законов и подзаконных

актов.

В большинстве стран отсутствует специальное законодательство,

регламентирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из

договора лизинга, регулируются общими положениями гражданского и

торгового права, определяющими отношения сторон при передаче

имущества во временное пользование, и налоговым законодательством, в

котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы.

Главенствующую роль в этих странах играет лизинговая и судебная

практика.

Наша страна относится к тем странам, в которых понятие

финансового лизинга закреплено на законодательном уровне (Гражданский

кодекс РФ (часть вторая, гл. 34); Федеральный закон «О финансовой

аренде (лизинге)» от 29 октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002

г.) №164-ФЗ; Налоговый кодекс РФ гл.25 «Налог на прибыль

организаций»). Разработчики отечественных нормативно-правовых

документов не раз отмечали, что они опирались на имеющийся

зарубежный опыт.

Гражданский кодекс РФ о финансовом лизинге

Важным этапом в законодательном обеспечении лизинговой

деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года

Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая). В главе 34

"Аренда" предусмотрен специальный параграф 6 "Договор финансовой

аренды (лизинга)", который предназначен для регулирования

договорных отношений, возникающих по поводу финансовой аренды

(лизинга) имущества. «По договору финансовой аренды (договору

лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное

арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить

арендатору это имущество за плату во временное владение и

пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом

случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца».

Согласно этому определению в российском гражданском праве

договор финансовой аренды (лизинга) обладает следующими

характеристиками:

• арендодатель специально обязуется приобрести имущество

(пусть даже бывшее в употреблении) в собственность для последующей

сдачи его в пользование арендатору, т.е. сделка носит трехсторонний

характер (продавец - арендодатель - арендатор). Тем самым под договор

финансовой аренды (лизинга) не попадают двухсторонние сделки

(арендодатель - арендатор), характерные, как правило, для оперативного

лизинга;

• арендодатель приобретает в собственность имущество,

указанное арендатором у определенного им продавца. В этом случае

арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и

продавца. Если выбор продавца и приобретаемого имущества

осуществляется арендодателем, то данное положение должно быть

предусмотрено в договоре финансовой аренды;

• арендатор получает имущество во временное владение и

пользование за плату;

• лизинговое имущество может использоваться арендатором

только в предпринимательских целях. Тем самым лизингополучателями

не могут быть организации, основной деятельностью которых, согласно

Гражданскому кодексу, не является извлечение прибыли;

• арендодатель должен уведомить продавца, что имущество

приобретается для сдачи его в аренду определенному лицу.

Определение финансового лизинга, приведенное в ГК РФ

противоречит международному законодательству, регулирующему

лизинговые отношения, и международной конвенции УНИДРУА

(UNIDROIT). Это объясняется прежде всего двойственным толкованием

иностранного слова «leasing» ввиду того, что в переводе на русский язык

«leasing» означает аренда. Финансовой же аренде соответствует

английское словосочетание «financial leasing», тем самым обозначенное в ГК РФ и законе «О финансовой аренде (лизинге)» трактование данного

вида деятельности предполагает разночтение, что может негативно

отражаться на лизинговом бизнесе.

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29

октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002 г.) №164

Судьбоносным для развития лизинга в России следует считать

выход Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», в

котором сформулирована программа действий правительства и

федеральных органов управления по формированию правового и

экономического обеспечения лизингового бизнеса.

Целями настоящего Федерального закона являются:

• развитие форм инвестиций в средства производства на основе

финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг);

• защита прав собственности участников инвестиционного

процесса;

• обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и

организационно-экономические особенности лизинга. Сферой

применения данного Федерального закона является лизинг имущества,

относящегося к не потребляемым вещам (кроме земельных участков и

других природных объектов), передаваемым во временное владение и

пользование физическим и юридическим лицам.

Работа над совершенствованием закона "О лизинге" велась на

протяжении нескольких лет. Закон, принятый в 1998 году, в целом

сыграл позитивную роль в становлении лизинга и дал толчок активному

распространению лизинговых отношений на территории Российской

Федерации. Однако практика показала, что данный закон не вполне

соответствовал экономическим реалиям и создал определённые барьеры

для развития лизинга. Старый закон изобиловал внутренними

противоречиями и не стыковался с другими нормативно-правовыми

актами, и, в первую очередь, с Гражданским Кодексом РФ и конвенцией

УНИДРУА (UNIDROIT) "О международном финансовом лизинге", к

которой Россия присоединилась в 1998 году.

26 декабря 2001 г. Государственная Дума проголосовала за

принятие закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный

закон "О лизинге", 16 января 2002 г. он был одобрен Советом

Федерации, а 29 января 2002 г. закон был подписан Президентом.

Поправки к закону "О лизинге" устраняют недостатки закона "О

лизинге" 1998 года, а также добавляют в него новые гражданско-

правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга.

В целом внесение поправок в закон "О лизинге" - это важный шаг

на пути к созданию стабильной и однозначно понимаемой всеми

законодательной базы. Стабильность нормативно-правовой базы очень

важна для инвесторов, заинтересованных во вложениях в лизинговый

сектор России, ведь они должны быть уверены, что "правила игры" не

будут произвольно меняться в ходе осуществления проекта. Новая

редакция закона "О лизинге", учитывающая вышеназванные принципы,

будет стимулировать развитие лизинга в России и способствовать

привлечению как российских, так и иностранных инвестиций в этот

сектор.

Лицензирование лизинговой деятельности. Федеральным законом

Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 128 - ФЗ отменено

лицензирование лизинговой деятельности. Указанный закон вступил в

действие по истечении шести месяцев со дня официального

опубликования - 11 февраля 2002 года. Учитывая, что процедура

лицензирования носила исключительно формальный характер (никаких

специальных требований к соискателям лицензии не предъявлялось),

отмена лицензирования, безусловно, позитивно повлияет на развитие

лизингового бизнеса.

Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений является

гарантией и залогом успешного развития лизингового бизнеса.

Напротив, правовая неопределенность отношений партнеров, а в ряде

случаев и незащищенность как лизингодателей, так и

лизингополучателей резко увеличивают степень риска при заключении

лизинговых сделок и становятся причинами, сдерживающими

предпринимательскую инициативу.

В России фактически до середины 1995 года отсутствовали

законодательные и нормативные акты, регулирующие лизинговую

деятельность. В Гражданском кодексе РСФСР и Основах гражданского

законодательства Союза ССР в разделе обязательного права

отсутствовал параграф, регулирующий договор лизинга. Поэтому

участникам лизинговых сделок в соответствии со ст. 10 Гражданского

процессуального кодекса РСФСР приходилось применять закон,

регулирующий сходные отношения. Наиболее близким в юридическом и

экономическом смысле был договор аренды или договор

имущественного найма. Вместе с тем эти договоры имеют

существенные отличия, связанные, например, с исполнением

обязательств и способами ведения бухгалтерского учета. Поэтому

стороны сталкивались с определенными трудностями при реализации

данных сделок.

В зависимости от наличия специального лизингового

законодательства зарубежные страны могут быть объединены в две

большие группы:

1. страны, имеющие специальные законы или постановления,

регулирующие лизинговую деятельность;

2. страны, не имеющие специальных законов и подзаконных

актов.

В большинстве стран отсутствует специальное законодательство,

регламентирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из

договора лизинга, регулируются общими положениями гражданского и

торгового права, определяющими отношения сторон при передаче

имущества во временное пользование, и налоговым законодательством, в

котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы.

Главенствующую роль в этих странах играет лизинговая и судебная

практика.

Наша страна относится к тем странам, в которых понятие

финансового лизинга закреплено на законодательном уровне (Гражданский

кодекс РФ (часть вторая, гл. 34); Федеральный закон «О финансовой

аренде (лизинге)» от 29 октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002

г.) №164-ФЗ; Налоговый кодекс РФ гл.25 «Налог на прибыль

организаций»). Разработчики отечественных нормативно-правовых

документов не раз отмечали, что они опирались на имеющийся

зарубежный опыт.

Гражданский кодекс РФ о финансовом лизинге

Важным этапом в законодательном обеспечении лизинговой

деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года

Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая). В главе 34

"Аренда" предусмотрен специальный параграф 6 "Договор финансовой

аренды (лизинга)", который предназначен для регулирования

договорных отношений, возникающих по поводу финансовой аренды

(лизинга) имущества. «По договору финансовой аренды (договору

лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное

арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить

арендатору это имущество за плату во временное владение и

пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом

случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца».

Согласно этому определению в российском гражданском праве

договор финансовой аренды (лизинга) обладает следующими

характеристиками:

• арендодатель специально обязуется приобрести имущество

(пусть даже бывшее в употреблении) в собственность для последующей

сдачи его в пользование арендатору, т.е. сделка носит трехсторонний

характер (продавец - арендодатель - арендатор). Тем самым под договор

финансовой аренды (лизинга) не попадают двухсторонние сделки

(арендодатель - арендатор), характерные, как правило, для оперативного

лизинга;

• арендодатель приобретает в собственность имущество,

указанное арендатором у определенного им продавца. В этом случае

арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и

продавца. Если выбор продавца и приобретаемого имущества

осуществляется арендодателем, то данное положение должно быть

предусмотрено в договоре финансовой аренды;

• арендатор получает имущество во временное владение и

пользование за плату;

• лизинговое имущество может использоваться арендатором

только в предпринимательских целях. Тем самым лизингополучателями

не могут быть организации, основной деятельностью которых, согласно

Гражданскому кодексу, не является извлечение прибыли;

• арендодатель должен уведомить продавца, что имущество

приобретается для сдачи его в аренду определенному лицу.

Определение финансового лизинга, приведенное в ГК РФ

противоречит международному законодательству, регулирующему

лизинговые отношения, и международной конвенции УНИДРУА

(UNIDROIT). Это объясняется прежде всего двойственным толкованием

иностранного слова «leasing» ввиду того, что в переводе на русский язык

«leasing» означает аренда. Финансовой же аренде соответствует

английское словосочетание «financial leasing», тем самым обозначенное в ГК РФ и законе «О финансовой аренде (лизинге)» трактование данного

вида деятельности предполагает разночтение, что может негативно

отражаться на лизинговом бизнесе.

Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29

октября 1998г. (с изменениями от 29 января 2002 г.) №164

Судьбоносным для развития лизинга в России следует считать

выход Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», в

котором сформулирована программа действий правительства и

федеральных органов управления по формированию правового и

экономического обеспечения лизингового бизнеса.

Целями настоящего Федерального закона являются:

• развитие форм инвестиций в средства производства на основе

финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг);

• защита прав собственности участников инвестиционного

процесса;

• обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и

организационно-экономические особенности лизинга. Сферой

применения данного Федерального закона является лизинг имущества,

относящегося к не потребляемым вещам (кроме земельных участков и

других природных объектов), передаваемым во временное владение и

пользование физическим и юридическим лицам.

Работа над совершенствованием закона "О лизинге" велась на

протяжении нескольких лет. Закон, принятый в 1998 году, в целом

сыграл позитивную роль в становлении лизинга и дал толчок активному

распространению лизинговых отношений на территории Российской

Федерации. Однако практика показала, что данный закон не вполне

соответствовал экономическим реалиям и создал определённые барьеры

для развития лизинга. Старый закон изобиловал внутренними

противоречиями и не стыковался с другими нормативно-правовыми

актами, и, в первую очередь, с Гражданским Кодексом РФ и конвенцией

УНИДРУА (UNIDROIT) "О международном финансовом лизинге", к

которой Россия присоединилась в 1998 году.

26 декабря 2001 г. Государственная Дума проголосовала за

принятие закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный

закон "О лизинге", 16 января 2002 г. он был одобрен Советом

Федерации, а 29 января 2002 г. закон был подписан Президентом.

Поправки к закону "О лизинге" устраняют недостатки закона "О

лизинге" 1998 года, а также добавляют в него новые гражданско-

правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга.

В целом внесение поправок в закон "О лизинге" - это важный шаг

на пути к созданию стабильной и однозначно понимаемой всеми

законодательной базы. Стабильность нормативно-правовой базы очень

важна для инвесторов, заинтересованных во вложениях в лизинговый

сектор России, ведь они должны быть уверены, что "правила игры" не

будут произвольно меняться в ходе осуществления проекта. Новая

редакция закона "О лизинге", учитывающая вышеназванные принципы,

будет стимулировать развитие лизинга в России и способствовать

привлечению как российских, так и иностранных инвестиций в этот

сектор.

Лицензирование лизинговой деятельности. Федеральным законом

Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 128 - ФЗ отменено

лицензирование лизинговой деятельности. Указанный закон вступил в

действие по истечении шести месяцев со дня официального

опубликования - 11 февраля 2002 года. Учитывая, что процедура

лицензирования носила исключительно формальный характер (никаких

специальных требований к соискателям лицензии не предъявлялось),

отмена лицензирования, безусловно, позитивно повлияет на развитие

лизингового бизнеса.