2.5.  SWOT-анализ положения предприятия.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 

Анализ среды – это очень важный для выработки первичной стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Организация изучает среду, чтобы обеспечить успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управления вслед за анализом среды должно следовать установление миссии организации и её целей.

SWOT-анализ производится на основе ранее выполненного анализа внешней и внутренней среды предприятия. В ходе него все факторы, воздействующие на предприятие, делятся на четыре группы:

В первом и во втором пунктах SWOT-анализа описывается само предприятие и его работа.

Strength – сила (английский). Другими словами в этом пункте описываются сильные стороны фирмы, её преимущества по сравнению с конкурентами, то, чем она привлекает к себе клиентов, чем выделяется среди других компаний.

Weakness – слабость (английский). Здесь анализируются  слабые стороны фирмы, недостатки по сравнению с конкурирующими компаниями, то, чем другие фирмы привлекают к себе потребителей

В последних двух пунктах SWOT-анализа описывается рынок реализации продукта или услуги, его положительное и отрицательное воздействие, что хорошего и плохого сулит деятельность на данном конкретном рынке.

Opportunity – возможность (английский). В этом пункте характеризуются возможности, предоставляемые рынком, что фирма может сделать для достижения поставленной цели, меняя своё воздействие на рынок.

Threat – угроза (английский). Здесь описывается негативное влияние рынка на деятельность фирмы, угрозы со стороны государства и конкурентов.

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится предприятие, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей (таблица 6).

 

Таблица 6.

SWOT-анализ.

Сильные стороны предприятия

Слабые стороны предприятия

 

Высокое качество выполняемых работ.

Квалификация персонала.

Дружеская атмосфера в коллективе.

Территориальное расположение предприятия.

Сформированный имидж предприятия.

Ассортимент предлагаемых услуг.

Обязательное оформление гарантийных обязательств перед клиентом.

Наличие торговой марки.

Возраст персонала.

Уровень технологии.

Возможность безналичного расчета с клиентами.

Наличие демонстрационного зала.

Есть примеры ранее выполненных работ.

 

 

Плохая организация деятельности и, особенно, менеджмента.

Ограниченность площадей.

Убогий внешний и внутренний вид помещения.

Недостаток оборотных средств.

Невзаимозаменяемость сотрудников.

Высокая цена на наши услуги.

Достаточно специфический вид деятельности.

Проблемы с документооборотом на товары.

Недостаточное разнообразие оказываемых услуг.

Отсутствие сбытовой сети.

Слабый внутренний контроль (ОТК).

Большие сроки исполнения работ.

Недостаточный ассортимент предлагаемых к продаже товаров.

Не работаем в выходной день

 

Возможности предприятия

Угрозы предприятию

 

Невысокий темп инфляции и стабильный, высокий по отношению к  рублю курс доллара  США,  как следствие создание относительно благоприятной ситуации для развития производства.

Все расчеты с потребителями производятся в денежной форме.

Наличие некоторых специфических основных средств.

Можно изменить юридический статус предприятия.

Есть некоторые виды работ, которые не делают конкуренты.

Можем позволить себе диверсифицировать деятельность предприятия.

Официальное представительство в Брянске некоторых известных торговых марок.

 

 

Рост числа подпольных, нерегистрирующихся конкурентов.

Трудности с приемом на работу квалифицированных сотрудников.

Высокий уровень налогов.

Активизация деятельности милиции, торговой инспекции и налоговиков, в случае, когда нужны деньги в бюджет.

Местное законотворчество.

Требования органов лицензирования.

Совершенствование конструкции отечественных автомобилей.

Привыкание потребителя к низким ценам, предлагаемым в гаражах.

 Опасность прихода на региональные рынки мощных финансовых групп Москвы.

 

 

 

После того как составлен кон­кретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. К сожалению, рассмотреть все возмож­ные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учте­ны при разработке стратегии поведения предприятия сейчас не представляется возможным. Эта работа требует  большого опыта и специфических знаний. Пока, чтобы не получилось профанации, можно сделать лишь общие выводы.

Анализ внешней среды предприятия показывает, что предприятие, работая в весьма специфической области деятельности, предоставляя услуги, не относящиеся к услугам первой необходимости, чрезвычайно чувствительно к возмущениям и колебаниям внешней среды.

Наибольшую угрозу извне представляют следующие факторы:

нестабильность законодательства, неравные условия для конкуренции;

опасность колебания курса национальной валюты;

финансовая жадность и законодательная защищенность органов лицензирования и сертификации, потрясающая некомпетентность органов местной власти.

Резкий рост числа конкурентов побуждает искать нетрадиционные методы выживания.

Анализ внутренней среды предприятия выявил как слабые, так и сильные стороны предприятия. К сильным сторонам относятся: квалификация и возраст персонала, расположение предприятия,  дружеская атмосфера в коллективе. К слабым сторонам относятся, прежде всего, слабый уровень менеджмента, помещение в плохом состоянии, недостаток оборотных средств, необходимость платить налоги.

 

Анализ среды – это очень важный для выработки первичной стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Организация изучает среду, чтобы обеспечить успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управления вслед за анализом среды должно следовать установление миссии организации и её целей.

SWOT-анализ производится на основе ранее выполненного анализа внешней и внутренней среды предприятия. В ходе него все факторы, воздействующие на предприятие, делятся на четыре группы:

В первом и во втором пунктах SWOT-анализа описывается само предприятие и его работа.

Strength – сила (английский). Другими словами в этом пункте описываются сильные стороны фирмы, её преимущества по сравнению с конкурентами, то, чем она привлекает к себе клиентов, чем выделяется среди других компаний.

Weakness – слабость (английский). Здесь анализируются  слабые стороны фирмы, недостатки по сравнению с конкурирующими компаниями, то, чем другие фирмы привлекают к себе потребителей

В последних двух пунктах SWOT-анализа описывается рынок реализации продукта или услуги, его положительное и отрицательное воздействие, что хорошего и плохого сулит деятельность на данном конкретном рынке.

Opportunity – возможность (английский). В этом пункте характеризуются возможности, предоставляемые рынком, что фирма может сделать для достижения поставленной цели, меняя своё воздействие на рынок.

Threat – угроза (английский). Здесь описывается негативное влияние рынка на деятельность фирмы, угрозы со стороны государства и конкурентов.

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится предприятие, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей (таблица 6).

 

Таблица 6.

SWOT-анализ.

Сильные стороны предприятия

Слабые стороны предприятия

 

Высокое качество выполняемых работ.

Квалификация персонала.

Дружеская атмосфера в коллективе.

Территориальное расположение предприятия.

Сформированный имидж предприятия.

Ассортимент предлагаемых услуг.

Обязательное оформление гарантийных обязательств перед клиентом.

Наличие торговой марки.

Возраст персонала.

Уровень технологии.

Возможность безналичного расчета с клиентами.

Наличие демонстрационного зала.

Есть примеры ранее выполненных работ.

 

 

Плохая организация деятельности и, особенно, менеджмента.

Ограниченность площадей.

Убогий внешний и внутренний вид помещения.

Недостаток оборотных средств.

Невзаимозаменяемость сотрудников.

Высокая цена на наши услуги.

Достаточно специфический вид деятельности.

Проблемы с документооборотом на товары.

Недостаточное разнообразие оказываемых услуг.

Отсутствие сбытовой сети.

Слабый внутренний контроль (ОТК).

Большие сроки исполнения работ.

Недостаточный ассортимент предлагаемых к продаже товаров.

Не работаем в выходной день

 

Возможности предприятия

Угрозы предприятию

 

Невысокий темп инфляции и стабильный, высокий по отношению к  рублю курс доллара  США,  как следствие создание относительно благоприятной ситуации для развития производства.

Все расчеты с потребителями производятся в денежной форме.

Наличие некоторых специфических основных средств.

Можно изменить юридический статус предприятия.

Есть некоторые виды работ, которые не делают конкуренты.

Можем позволить себе диверсифицировать деятельность предприятия.

Официальное представительство в Брянске некоторых известных торговых марок.

 

 

Рост числа подпольных, нерегистрирующихся конкурентов.

Трудности с приемом на работу квалифицированных сотрудников.

Высокий уровень налогов.

Активизация деятельности милиции, торговой инспекции и налоговиков, в случае, когда нужны деньги в бюджет.

Местное законотворчество.

Требования органов лицензирования.

Совершенствование конструкции отечественных автомобилей.

Привыкание потребителя к низким ценам, предлагаемым в гаражах.

 Опасность прихода на региональные рынки мощных финансовых групп Москвы.

 

 

 

После того как составлен кон­кретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. К сожалению, рассмотреть все возмож­ные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учте­ны при разработке стратегии поведения предприятия сейчас не представляется возможным. Эта работа требует  большого опыта и специфических знаний. Пока, чтобы не получилось профанации, можно сделать лишь общие выводы.

Анализ внешней среды предприятия показывает, что предприятие, работая в весьма специфической области деятельности, предоставляя услуги, не относящиеся к услугам первой необходимости, чрезвычайно чувствительно к возмущениям и колебаниям внешней среды.

Наибольшую угрозу извне представляют следующие факторы:

нестабильность законодательства, неравные условия для конкуренции;

опасность колебания курса национальной валюты;

финансовая жадность и законодательная защищенность органов лицензирования и сертификации, потрясающая некомпетентность органов местной власти.

Резкий рост числа конкурентов побуждает искать нетрадиционные методы выживания.

Анализ внутренней среды предприятия выявил как слабые, так и сильные стороны предприятия. К сильным сторонам относятся: квалификация и возраст персонала, расположение предприятия,  дружеская атмосфера в коллективе. К слабым сторонам относятся, прежде всего, слабый уровень менеджмента, помещение в плохом состоянии, недостаток оборотных средств, необходимость платить налоги.