3.5. Разработка портфельной стратегии с помощью матрицы BCG.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52
Для анализа услуг предприятия дадим характеристику каждой из них, чтобы выявить ключевые направления деятельности, определяющие миссию предприятия (таблица 9).
Таблица 9.
Характеристика услуг.
Услуга |
Абсолютная доля рынка |
Темп роста отрасли |
Установка дешевых сигнализаций |
5% |
Низкий |
Установка противоугонных систем |
20% |
Низкий |
Тонирование автомобильных стекол |
10% |
Высокий |
Установка дешевых акустических систем |
5% |
Высокий |
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, шумоизоляция |
20% |
Высокий |
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей |
60% |
Низкий |
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков |
20% |
Высокий |
Ремонтные работы |
Менее 1% |
Высокий |
Мойка, чистка, полировка автомобиля |
Менее 1% |
Высокий |
Произвести честное позиционирование услуг на матрице BCG (рисунок4) возможности нет, т.к. нет исходных цифр для исчисления относительной доли на рынке, темпов роста отрасли, индекса привлекательности и индекса устойчивости. Получение этих цифр требует большой аналитической работы и значительных затрат, что нецелесообразно и неоправданно.
Рисунок 4.
Матрица рост/доля рынка.
По субъективным оценкам, в соответствии с критериями матрицы BCG, на настоящий момент можно составить следующее разделение (таблица 10):
Таблица 10.
Позиционирование услуг.
Услуга |
Категория |
Установка дешевых сигнализаций |
Дойная корова |
Установка противоугонных систем |
Дойная корова |
Тонирование автомобильных стекол |
Звезда |
Установка дешевых акустических систем |
Собака |
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, шумоизоляция |
Дойная корова |
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей |
Дойная корова |
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков |
Дойная корова |
Ремонтные работы |
Темная лошадка |
Мойка, чистка, полировка автомобиля |
Нет |
Исходя из этого, сформулируем рекомендации по каждой услуге (таблица11).
Таблица 11.
Рекомендации по услугам.
Услуга |
Рекомендации |
Установка дешевых сигнализаций |
Принять стратегию удержания. |
Установка противоугонных систем |
Реализовывать стратегию наращивания |
Тонирование автомобильных стекол |
Реализовывать стратегию наращивания |
Установка дешевых акустических систем |
Сфокусироваться на узком сегменте рынка |
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, |
Реализовывать стратегию наращивания |
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей |
Принять стратегию удержания |
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков |
Реализовывать стратегию наращивания |
Ремонтные работы |
Произвести инвестиции и расширить дело |
Мойка, чистка, полировка автомобиля |
Сфокусироваться на узком сегменте рынка |
План практических мероприятий в соответствии с избранными стратегиями разработан и уже осуществляется. Ожидается, что после выполнения мероприятий будет достигнута следующая структура услуг (таблица 12).
Таблица 12.
Желаемая структура услуг.
Услуга |
Категория |
Установка дешевых сигнализаций |
Дойная корова |
Установка противоугонных систем |
Звезда |
Тонирование автомобильных стекол |
Звезда |
Установка дешевых акустических систем |
Собака |
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, шумоизоляция |
Звезда |
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей |
Дойная корова |
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков |
Звезда |
Ремонтные работы |
Звезда |
Мойка, чистка, полировка автомобиля |
Собака |
Жирным выделены услуги, в статусе которых будут изменения. В целом планируется перевод некоторых существующих услуг в категорию «звезд», открытие новых для предприятия видов деятельности, которые укладываются в общий профиль работы предприятия, даже если это получатся «собаки».
Для анализа услуг предприятия дадим характеристику каждой из них, чтобы выявить ключевые направления деятельности, определяющие миссию предприятия (таблица 9).
Таблица 9.
Характеристика услуг.
Услуга |
Абсолютная доля рынка |
Темп роста отрасли |
Установка дешевых сигнализаций |
5% |
Низкий |
Установка противоугонных систем |
20% |
Низкий |
Тонирование автомобильных стекол |
10% |
Высокий |
Установка дешевых акустических систем |
5% |
Высокий |
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, шумоизоляция |
20% |
Высокий |
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей |
60% |
Низкий |
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков |
20% |
Высокий |
Ремонтные работы |
Менее 1% |
Высокий |
Мойка, чистка, полировка автомобиля |
Менее 1% |
Высокий |
Произвести честное позиционирование услуг на матрице BCG (рисунок4) возможности нет, т.к. нет исходных цифр для исчисления относительной доли на рынке, темпов роста отрасли, индекса привлекательности и индекса устойчивости. Получение этих цифр требует большой аналитической работы и значительных затрат, что нецелесообразно и неоправданно.
Рисунок 4.
Матрица рост/доля рынка.
По субъективным оценкам, в соответствии с критериями матрицы BCG, на настоящий момент можно составить следующее разделение (таблица 10):
Таблица 10.
Позиционирование услуг.
Услуга |
Категория |
Установка дешевых сигнализаций |
Дойная корова |
Установка противоугонных систем |
Дойная корова |
Тонирование автомобильных стекол |
Звезда |
Установка дешевых акустических систем |
Собака |
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, шумоизоляция |
Дойная корова |
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей |
Дойная корова |
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков |
Дойная корова |
Ремонтные работы |
Темная лошадка |
Мойка, чистка, полировка автомобиля |
Нет |
Исходя из этого, сформулируем рекомендации по каждой услуге (таблица11).
Таблица 11.
Рекомендации по услугам.
Услуга |
Рекомендации |
Установка дешевых сигнализаций |
Принять стратегию удержания. |
Установка противоугонных систем |
Реализовывать стратегию наращивания |
Тонирование автомобильных стекол |
Реализовывать стратегию наращивания |
Установка дешевых акустических систем |
Сфокусироваться на узком сегменте рынка |
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, |
Реализовывать стратегию наращивания |
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей |
Принять стратегию удержания |
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков |
Реализовывать стратегию наращивания |
Ремонтные работы |
Произвести инвестиции и расширить дело |
Мойка, чистка, полировка автомобиля |
Сфокусироваться на узком сегменте рынка |
План практических мероприятий в соответствии с избранными стратегиями разработан и уже осуществляется. Ожидается, что после выполнения мероприятий будет достигнута следующая структура услуг (таблица 12).
Таблица 12.
Желаемая структура услуг.
Услуга |
Категория |
Установка дешевых сигнализаций |
Дойная корова |
Установка противоугонных систем |
Звезда |
Тонирование автомобильных стекол |
Звезда |
Установка дешевых акустических систем |
Собака |
Установка средних и дорогих акустических систем, TV систем, шумоизоляция |
Звезда |
Установка кондиционеров, обогревателей и отопителей |
Дойная корова |
Монтаж спецсигналов, светотехники и датчиков |
Звезда |
Ремонтные работы |
Звезда |
Мойка, чистка, полировка автомобиля |
Собака |
Жирным выделены услуги, в статусе которых будут изменения. В целом планируется перевод некоторых существующих услуг в категорию «звезд», открытие новых для предприятия видов деятельности, которые укладываются в общий профиль работы предприятия, даже если это получатся «собаки».