ПРИЛОЖЕНИЕ 2

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

 

      ГИПНОТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ШАБЛОНЫ, МОДЕЛЬ МИЛТОНА ЭРИКСОНА.

 

              1)  ШАБЛОНЫ ОБРАЩЕННОЙ МЕТА-МОДЕЛИ.

  Модель М. Эриксона - обращение Мета - Модели.

  Мета -  Модель  опробована  в книге Бендлера и Гриндера "Стуктура

магии". т.1.  Превосходное схематичное изложение Мета -  Модели  на

стр. 12  в приложении к книге Лесли - Бендлер "Они жили счастливо и

долго". Мета - Модель набор словесных шаблонов,  который может быть

использован для  более полной и подробной спецификации переживаний.

У Эриксона же  модель  предназначена,  чтобы  создавать  "искуссную

расплывчатость" выражений,  которые позволяют коммуникатору формир-

товать фразы, звучащие определенно, но достаточно расплывчато, что-

бы адекватно подстроится к переживаниям слушателя, которое самосто-

ятельно заполняет представленное ему пустое пространство.

 

                  3 ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ МЕТА-МОДЕЛИ:

 

 

 

 

  -А. Сбор информации.

-Б. Три принципа организации семантики.

-В. Ограничители речевой модели.

 

А. Сбор информации. (У Эриксона- "Пропуск информации").

  1) НОМИНАЛИЗАЦИЯ:  слово,  которое  занимает  место подлежащего в

     предложении,  но не поддается чувственному восприятию (т.е. их

     нельзя осязать,  чувствовать или слышать).Это существительные,

     которые не означают предмет,  который можно подержать в руках.

     ПРИМЕР:  "любопытство",  "гипноз",  "обучение", "знания", "лю-

     бовь",  "трудности",  "жизнь", "решение", "способности", "под-

     сознание". Они используются, как существительные, но представ-

     ляют собой  процессуальные  слова,  которые  называя  понятия,

     пропускают массу информации.  Формулируя предложения с помощью

     номинализаций,  коммуникатор не рискует сказать, что-либо, что

     вступит  в противоречие с внутренними переживаниями слушателя.

 

  2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ  ГЛАГОЛЫ:  ни один глагол не является полностью

     определенным понятием,  но сушествуют глаголы более или  менее

     определенные.  Если  гипнотизер  использует относительно более

     неопределенные глаголы,  слушатель вынужден  делать  самостоя-

     тельные  усилия,чтобы  придать ускают массу информации.

     Формулируя предложения с помощью  номинализаций,  коммуникатор

     не рискует сказать, что-либо, что вступит  в противоречие с

     внутренними переживаниями слушателя.

 

  2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ  ГЛАГОЛЫ:  ни один глагол не является полностью

     определенным понятием,  но сушествуют глаголы более или  менее

     определенные.  Если  гипнотизер  использует относительно более

     неопределенные глаголы,  слушатель вынужден  делать  самостоя-

     тельные  усилия,чтобы  придать ором идет речь, не определяется.

     "Все могут расслабляться", "Этому можно легко научиться".

     Такое предложение  позволяет  слушателю приложить высказывание

     к своим собственным переживаниям и понять его по-своему.

 

  4) ПРОПУСК:  полностью опускается основное существительное, к ко-

     торому должна,  по-видимому относиться фраза.  "Я знаю, что вы

     любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-

     бопытство.

 

Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ.

  1) Пором идет речь, не определяется. "Все мо-

     гут расслабляться", "Этому можно легко научиться". Такое пред-

     ложение  позволяет  слушателю  приложить  высказывание к своим

     собственным переживаниям и понять его по-своему.

 

  4) ПРОПУСК:  полностью опускается основное существительное, к ко-

     торому должна,  по-видимому относиться фраза.  "Я знаю, что вы

     любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-

     бопытство.

 

Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ.

  1) П   как",  и т.п.) "В то время,  как вы сидите и улыбаетесь, вы

        начинаете погружаться в состояние транса".

     в) наиболее   обязательный  тип:  ("заставляет",  "побуждает",

        "приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав-

        ляет вас еще глубже расслабиться".  При этом первое явление

 

 

 

          происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.

 

  2) Чтение мыслей.  Высказывания подразумевающие,  что  гипнотизер

     "знает" о внутренних переживаниях слушателя,   как",  и т.п.)

     "В то время,  как вы сидите и улыбаетесь, вы

        начинаете погружаться в состояние транса".

     в) наиболее   обязательный  тип:  ("заставляет",  "побуждает",

        "приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав-

        ляет вас еще глубже расслабиться".  При этом первое явление

        происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.

 

  2) Чтение мыслей.  Высказывания подразумевающие,  что  гипнотизер

     "знает" о внутренних переживаниях слушателя,

С. ОГРАНИЧИТЕЛИ РЕЧЕВОЙ МОДЕЛИ.

  1) Универсальные качественные определения. Это слова типа: "все",

    "каждый", "всегда", "никогда", "никто" и т.п. "И теперь вы мо-

     жете любым способом погрузиться в транс".

  2) Модальные операторы.  Это слова типа: "нужно", "должен", "обя-

     зан",  "не можете",  "не будите" и т.п.,  которые означают от-

     сутствие выбора. "Вы заметили, что не можете открыть глаза?"

 

           2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШАБЛОНЫ МОДЕЛИ М.ЭРИКСОНА.

 

А.Пресуппозиции (предварительные предложения).

  Предварительно предполагается то,  что не должно подлежать сомне-

нию (желательная реакция и т.п.). Для проверки нужно составить выс-

казывание, обратное по смыслу,  и посмотреть, что останется неизме-

ненным. "Джек  съел  пиртог"  -   "Джек   не   съел   пирог"   факт

существования пирога и Джека не подлежат сомнению.

  1) Подчиненные предложения,  указывающие на время,  начинаются со

     слов: "до того, как", "после того, как", "в течении", "по мере

     того,  как",  "а затем",  "прежде, чем", "когда", "в то время,

     как" и т.п.

     ПРИМЕР: "Не хотели бы вы присесть,  в то время, как вы станете

     погружаться в состояние транса?"

  2) Порядковые числительные: "другой", "во-первых" и т.п.

     ПРИМЕР: "Может быть, вы удивитесь тому, какая половина  вашего

     тела начнет расслабляться первой".

  3) Использование слова "или": при этом предлогается одна из имею-

     щихся альтернатив .

     ПРИМЕР: "Я не знаю, какая из ваших рук, правая или левая, нач-

     нет подниматься бессознательными движениями".

  4) Предписание осознания. Слова типа: "знать", "понимать", "осоз-

     навать",  "замечать" и т.п.  Могут использоваться  в  качестве

     предварительных  предположений  несомненности содержания всего

     высказывания.

     ПРИМЕР: "Знаете ли вы, что вы уже находились в состоянии тран-

     са много раз в течении своей жизни?"

  5) Прилагательные и наречия:  применяются аналогично.

     ПРИМЕР: "Интересно ли вам наблюдать, как развивается ваше сос-

     тояние транса?", "Как глубоко вы погрузились в состояние тран-

     са?".

  6) Изменения с помощью глаголов и наречий,  относящихся ко време-

     ни: "начинать", "кончать", "завершать", "приступать", "продол-

     жать",  "уже",  "все",  "все еще", "сверх того" и т.п.

     ПРИМЕР:"Вы можете продолжать расслабляться".

  7) Коментарии  с  помощью  прилагательных и наречий.  Слова типа:

     "удачно",  "радостно", "искренне", "к счастью", "необходимо" и

 

 

 

       т.п.

     ПРИМЕР: "К счастью,  мне не нужно знать в  подробностях,  чего

     именно вы хотите, я мог бы вам помочь и без этого".

 

  Использование множества различных пресуппозиций в одном предложе-

нии особенно эффективно.  Тем более,  что при этом может  использо-

ваться и перегрузка сознания.

 

Б.ШАБЛОНЫ, ОПОСРЕДОВАННО ВОЗБУЖДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ.

  1) Скрытые команды (в более обширной структуре предложения).

     ПРИМЕР: "Вы можете начать расслабляться".

  2) Аналоговые обозначения:  невербальное  обозначение  той  части

     высказывания, которая содержит скрытую команду.

  3) Скрытые вопросы (в более обширной структуре предложений):

     ПРИМЕР: "Мне было бы интересно узнать, чем именно может помочь

     вам гипноз".

     Обычно люди отвечают, не понимая, что вопрос не задан. Хороший

     способ выведывания.

  4) Негативные команды.

     ПРИМЕР: "Не думайте о платье в розовых пятнышках".,  а  слуша-

     тель вынужден подумать о нем. Основа - использование оператора

     "НЕ".

  5) Разговорные  постулаты.  Вопросы,  которые расчитаны на ответы

     "ДА -НЕТ", но вызывают, как правило, более отчетливые реакции,

     чем буквальные вопросы.

     ПРИМЕР: "Вы распологаете свободным временем?" -  "Да,  у  меня

     есть 15 минут", "Вы знаете, что будет сегодня вечером по теле-

     визору?" - "Да,  футбол,  концерт и т.п." Перед  формулировкой

     нужно знать желаемую реакцию.

  6) Расплывчатость выражений.  Вызывает некоторую ртастеренность и

     дезориентацию. Сущьность - фраза или слово имее более чем один

     смысл.

     а) Фонетическая  множественность  слов (одинаковые или похожие

        произнесения,  но различный смысл),  а  также  "предложения

        внутри предложения".

        ПРИМЕР: "Я не знаю,  желаете ли вы и теперь закрывать глаза

        на огромное значение состояние транса".

     б) Синтаксическая множественность смыслов - переносное  значе-

        ние слов.

        ПРИМЕР: "Потрясающий подъем" - "Потрясающий  воображение" и

        т.п.

     в) Расплывчатость границ.  Когда непонятно, к какому слову от-

        носится та или иная часть предложения.

     г) Расплывчатость пунктуации.  Соединение вместе двух высказы-

        ваний, когда второе начинается со слова, которым заканчива-

        ется первое.

        ПРИМЕР: "Мне кажется,  ваш пиджак сидит на вас слишком сво-

        бодно погружая вас в глубокий транс".

 

С. ШАБЛОНЫ В МЕТАФОРАХ.

  1) Выборочные насильственные ограничения: кому-либо или чему-либо

     приписываются качества, которые не могу быть ему свойственны.

     ПРИМЕР: "Печальная скала" и т.п. "Скала не может быть печальна

     - речь идет обо мне",  - подумает слушатель,  но скорее  всего

     подсознательно.

  2) Цитаты.  Можно формулировать любое  сообщение  так,  чтобы  не

     брать на себя ответственность за него.

     ПРИМЕР: "Однажды Эриксон сказал довольно резко:  "Вы ничего не

     поймете  в  гипнозе пока не овладеете в совершенстве каждой из

 

 

 

       гипнотических процедур".

 

  P.S. Конспект  составлен  со  стенограммы  3-х  дневного семинара

       Р.Гриндерга,  Д.Бендлера "Создание транса,  нейро-лингвисти-

       ческое программирование гипнотических состояний".

       Переводчик И.Рябейко.

 

                       НОВОСИБИРСК 1987г.

 

       Конспект составил А.Соколюк.

       Редактор          В.Чернушевич.

 

                       НОВОСИБИРСК 1991г.

 

 

 

      ГИПНОТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ШАБЛОНЫ, МОДЕЛЬ МИЛТОНА ЭРИКСОНА.

 

              1)  ШАБЛОНЫ ОБРАЩЕННОЙ МЕТА-МОДЕЛИ.

  Модель М. Эриксона - обращение Мета - Модели.

  Мета -  Модель  опробована  в книге Бендлера и Гриндера "Стуктура

магии". т.1.  Превосходное схематичное изложение Мета -  Модели  на

стр. 12  в приложении к книге Лесли - Бендлер "Они жили счастливо и

долго". Мета - Модель набор словесных шаблонов,  который может быть

использован для  более полной и подробной спецификации переживаний.

У Эриксона же  модель  предназначена,  чтобы  создавать  "искуссную

расплывчатость" выражений,  которые позволяют коммуникатору формир-

товать фразы, звучащие определенно, но достаточно расплывчато, что-

бы адекватно подстроится к переживаниям слушателя, которое самосто-

ятельно заполняет представленное ему пустое пространство.

 

                  3 ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ МЕТА-МОДЕЛИ:

 

 

 

 

  -А. Сбор информации.

-Б. Три принципа организации семантики.

-В. Ограничители речевой модели.

 

А. Сбор информации. (У Эриксона- "Пропуск информации").

  1) НОМИНАЛИЗАЦИЯ:  слово,  которое  занимает  место подлежащего в

     предложении,  но не поддается чувственному восприятию (т.е. их

     нельзя осязать,  чувствовать или слышать).Это существительные,

     которые не означают предмет,  который можно подержать в руках.

     ПРИМЕР:  "любопытство",  "гипноз",  "обучение", "знания", "лю-

     бовь",  "трудности",  "жизнь", "решение", "способности", "под-

     сознание". Они используются, как существительные, но представ-

     ляют собой  процессуальные  слова,  которые  называя  понятия,

     пропускают массу информации.  Формулируя предложения с помощью

     номинализаций,  коммуникатор не рискует сказать, что-либо, что

     вступит  в противоречие с внутренними переживаниями слушателя.

 

  2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ  ГЛАГОЛЫ:  ни один глагол не является полностью

     определенным понятием,  но сушествуют глаголы более или  менее

     определенные.  Если  гипнотизер  использует относительно более

     неопределенные глаголы,  слушатель вынужден  делать  самостоя-

     тельные  усилия,чтобы  придать ускают массу информации.

     Формулируя предложения с помощью  номинализаций,  коммуникатор

     не рискует сказать, что-либо, что вступит  в противоречие с

     внутренними переживаниями слушателя.

 

  2) НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ  ГЛАГОЛЫ:  ни один глагол не является полностью

     определенным понятием,  но сушествуют глаголы более или  менее

     определенные.  Если  гипнотизер  использует относительно более

     неопределенные глаголы,  слушатель вынужден  делать  самостоя-

     тельные  усилия,чтобы  придать ором идет речь, не определяется.

     "Все могут расслабляться", "Этому можно легко научиться".

     Такое предложение  позволяет  слушателю приложить высказывание

     к своим собственным переживаниям и понять его по-своему.

 

  4) ПРОПУСК:  полностью опускается основное существительное, к ко-

     торому должна,  по-видимому относиться фраза.  "Я знаю, что вы

     любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-

     бопытство.

 

Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ.

  1) Пором идет речь, не определяется. "Все мо-

     гут расслабляться", "Этому можно легко научиться". Такое пред-

     ложение  позволяет  слушателю  приложить  высказывание к своим

     собственным переживаниям и понять его по-своему.

 

  4) ПРОПУСК:  полностью опускается основное существительное, к ко-

     торому должна,  по-видимому относиться фраза.  "Я знаю, что вы

     любопытны". Слушатель сам додумывает, к чему он испытывает лю-

     бопытство.

 

Б. ТРИ ПРИНЦЫПА ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИКИ.

  1) П   как",  и т.п.) "В то время,  как вы сидите и улыбаетесь, вы

        начинаете погружаться в состояние транса".

     в) наиболее   обязательный  тип:  ("заставляет",  "побуждает",

        "приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав-

        ляет вас еще глубже расслабиться".  При этом первое явление

 

 

 

          происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.

 

  2) Чтение мыслей.  Высказывания подразумевающие,  что  гипнотизер

     "знает" о внутренних переживаниях слушателя,   как",  и т.п.)

     "В то время,  как вы сидите и улыбаетесь, вы

        начинаете погружаться в состояние транса".

     в) наиболее   обязательный  тип:  ("заставляет",  "побуждает",

        "приченяет", "требует" и т.п.) "Покачивание головой застав-

        ляет вас еще глубже расслабиться".  При этом первое явление

        происходит в действительности, а второе необходимо вызвать.

 

  2) Чтение мыслей.  Высказывания подразумевающие,  что  гипнотизер

     "знает" о внутренних переживаниях слушателя,

С. ОГРАНИЧИТЕЛИ РЕЧЕВОЙ МОДЕЛИ.

  1) Универсальные качественные определения. Это слова типа: "все",

    "каждый", "всегда", "никогда", "никто" и т.п. "И теперь вы мо-

     жете любым способом погрузиться в транс".

  2) Модальные операторы.  Это слова типа: "нужно", "должен", "обя-

     зан",  "не можете",  "не будите" и т.п.,  которые означают от-

     сутствие выбора. "Вы заметили, что не можете открыть глаза?"

 

           2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШАБЛОНЫ МОДЕЛИ М.ЭРИКСОНА.

 

А.Пресуппозиции (предварительные предложения).

  Предварительно предполагается то,  что не должно подлежать сомне-

нию (желательная реакция и т.п.). Для проверки нужно составить выс-

казывание, обратное по смыслу,  и посмотреть, что останется неизме-

ненным. "Джек  съел  пиртог"  -   "Джек   не   съел   пирог"   факт

существования пирога и Джека не подлежат сомнению.

  1) Подчиненные предложения,  указывающие на время,  начинаются со

     слов: "до того, как", "после того, как", "в течении", "по мере

     того,  как",  "а затем",  "прежде, чем", "когда", "в то время,

     как" и т.п.

     ПРИМЕР: "Не хотели бы вы присесть,  в то время, как вы станете

     погружаться в состояние транса?"

  2) Порядковые числительные: "другой", "во-первых" и т.п.

     ПРИМЕР: "Может быть, вы удивитесь тому, какая половина  вашего

     тела начнет расслабляться первой".

  3) Использование слова "или": при этом предлогается одна из имею-

     щихся альтернатив .

     ПРИМЕР: "Я не знаю, какая из ваших рук, правая или левая, нач-

     нет подниматься бессознательными движениями".

  4) Предписание осознания. Слова типа: "знать", "понимать", "осоз-

     навать",  "замечать" и т.п.  Могут использоваться  в  качестве

     предварительных  предположений  несомненности содержания всего

     высказывания.

     ПРИМЕР: "Знаете ли вы, что вы уже находились в состоянии тран-

     са много раз в течении своей жизни?"

  5) Прилагательные и наречия:  применяются аналогично.

     ПРИМЕР: "Интересно ли вам наблюдать, как развивается ваше сос-

     тояние транса?", "Как глубоко вы погрузились в состояние тран-

     са?".

  6) Изменения с помощью глаголов и наречий,  относящихся ко време-

     ни: "начинать", "кончать", "завершать", "приступать", "продол-

     жать",  "уже",  "все",  "все еще", "сверх того" и т.п.

     ПРИМЕР:"Вы можете продолжать расслабляться".

  7) Коментарии  с  помощью  прилагательных и наречий.  Слова типа:

     "удачно",  "радостно", "искренне", "к счастью", "необходимо" и

 

 

 

       т.п.

     ПРИМЕР: "К счастью,  мне не нужно знать в  подробностях,  чего

     именно вы хотите, я мог бы вам помочь и без этого".

 

  Использование множества различных пресуппозиций в одном предложе-

нии особенно эффективно.  Тем более,  что при этом может  использо-

ваться и перегрузка сознания.

 

Б.ШАБЛОНЫ, ОПОСРЕДОВАННО ВОЗБУЖДАЮЩИЕ РЕАКЦИИ.

  1) Скрытые команды (в более обширной структуре предложения).

     ПРИМЕР: "Вы можете начать расслабляться".

  2) Аналоговые обозначения:  невербальное  обозначение  той  части

     высказывания, которая содержит скрытую команду.

  3) Скрытые вопросы (в более обширной структуре предложений):

     ПРИМЕР: "Мне было бы интересно узнать, чем именно может помочь

     вам гипноз".

     Обычно люди отвечают, не понимая, что вопрос не задан. Хороший

     способ выведывания.

  4) Негативные команды.

     ПРИМЕР: "Не думайте о платье в розовых пятнышках".,  а  слуша-

     тель вынужден подумать о нем. Основа - использование оператора

     "НЕ".

  5) Разговорные  постулаты.  Вопросы,  которые расчитаны на ответы

     "ДА -НЕТ", но вызывают, как правило, более отчетливые реакции,

     чем буквальные вопросы.

     ПРИМЕР: "Вы распологаете свободным временем?" -  "Да,  у  меня

     есть 15 минут", "Вы знаете, что будет сегодня вечером по теле-

     визору?" - "Да,  футбол,  концерт и т.п." Перед  формулировкой

     нужно знать желаемую реакцию.

  6) Расплывчатость выражений.  Вызывает некоторую ртастеренность и

     дезориентацию. Сущьность - фраза или слово имее более чем один

     смысл.

     а) Фонетическая  множественность  слов (одинаковые или похожие

        произнесения,  но различный смысл),  а  также  "предложения

        внутри предложения".

        ПРИМЕР: "Я не знаю,  желаете ли вы и теперь закрывать глаза

        на огромное значение состояние транса".

     б) Синтаксическая множественность смыслов - переносное  значе-

        ние слов.

        ПРИМЕР: "Потрясающий подъем" - "Потрясающий  воображение" и

        т.п.

     в) Расплывчатость границ.  Когда непонятно, к какому слову от-

        носится та или иная часть предложения.

     г) Расплывчатость пунктуации.  Соединение вместе двух высказы-

        ваний, когда второе начинается со слова, которым заканчива-

        ется первое.

        ПРИМЕР: "Мне кажется,  ваш пиджак сидит на вас слишком сво-

        бодно погружая вас в глубокий транс".

 

С. ШАБЛОНЫ В МЕТАФОРАХ.

  1) Выборочные насильственные ограничения: кому-либо или чему-либо

     приписываются качества, которые не могу быть ему свойственны.

     ПРИМЕР: "Печальная скала" и т.п. "Скала не может быть печальна

     - речь идет обо мне",  - подумает слушатель,  но скорее  всего

     подсознательно.

  2) Цитаты.  Можно формулировать любое  сообщение  так,  чтобы  не

     брать на себя ответственность за него.

     ПРИМЕР: "Однажды Эриксон сказал довольно резко:  "Вы ничего не

     поймете  в  гипнозе пока не овладеете в совершенстве каждой из

 

 

 

       гипнотических процедур".

 

  P.S. Конспект  составлен  со  стенограммы  3-х  дневного семинара

       Р.Гриндерга,  Д.Бендлера "Создание транса,  нейро-лингвисти-

       ческое программирование гипнотических состояний".

       Переводчик И.Рябейко.

 

                       НОВОСИБИРСК 1987г.

 

       Конспект составил А.Соколюк.

       Редактор          В.Чернушевич.

 

                       НОВОСИБИРСК 1991г.