2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы.
Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей.
Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех
остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент
сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует,
выбирайте что угодно другое.
Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1.
Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее-
ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во
внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.
ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.
-И вы вспомните одну приятную историю.
-И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми-
нать.
-Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу.
-Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость",
"умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.
Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые
в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.
Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по-
нимаются подсознанием.
Разделение сознания и подсознания - вербально.
После подстройки - ведение.
ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе-
ние действия в описании.
Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание,
но - общая направленность.
В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита-
цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает
подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек
подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна-
тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.
Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать
переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).
Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор-
ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко-
торое он может исполнить самостоятельно.
Постепенное использование переходов, соединений.
Три вида соединений:
-"Х и У" - простейшее.
-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего
голоса, вам становится уютнее").
-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за
собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при-
ятные воспоминания").
Соединение - очень сильное средство.
Несловесная подстройка и ведение.
Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом.
Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения. Вна-
чале подстройка, затем - ведение. Пациент либо осознает их, либо
его подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесный
раппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациент
следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из
транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.
Перекрывающие системы представлений.
Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-
дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-
тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается
от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-
му представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбы
пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому
выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.
Перекрывающие системы представлений.
Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-
дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-
тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается
от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-
му представлений в нормальном ие и
т.п.)
В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системы
представлений не прерываются, начав с системы представленй, кото-
рые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой.
ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример:
"Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновение
брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолже-
ние зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестети-
ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К ?)
Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов.
Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты
поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию.
Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес-
ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство,
это бывает даже на пляже". и т.п.)
В начале наведения - выяснить, является ли предлагаемая ситуация
успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?"
Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья,
это будет плохая ситуация для успокоения).
ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:
Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда
-нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательность
событий. При необходимости задавать уточняющие вопросы для более
подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо-
рацию команд.
ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:
Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состояний
транса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры
в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель-
ная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь,
прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс,
ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.). Монотонное
повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо
вызвать.
МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния.
Естественно возникающие состояния можно использовать в начале
приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и
т.п. При этом желательно хорошенько изучить его и несколько раз
ввести в транс.
Аналогично - в переод лекции о гипнозе.
УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б", "В" - соз-
нательное наблюдение.
(Способы см. выше).
-словесная подстройка и ведение.
-несловесная подстройка и ведение.
-перекрывание системы представлений.
-достижение предыдущего состояния транса.
-описание обычно встречающихся состояний транса.
Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без ва-
шего прямого указания - инкорпорируйте это событие, даже не зная,
что оно означает.
Если человек не возвращается из транса, значит мы потеряли рап-
порт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и вы-
вести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время выво-
да нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1).
Анорепсия - полное отсутствие аппетита. Часто из-за того, что
человек считает свой вес слишком большим.
Лечение во сне: больше времени на подстройку, более плавное и
медленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже);
непосредственный доступ к подсознанию. Даже в анестетическом сне
люди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, кото-
рый содержит какую-либо программу. Но даже после сомнамбулического
транса люди, как правило, испытывают амнезию.
ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА:
Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./
Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацепление
означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать пережи-
вание в целом. Достижение предыдушего состояния транса - уже ис-
пользование в том числе "якоря".
Если человек может описать свое переживание транса в сенсорных
терминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состо-
яния.
Каждый компонент транса (В; А; К) можно заякорить в процессе бе-
седы и т.п. "Якоря" могут быть одинаковые или разные для разных
компонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно.
Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты разных переживаний
и таким образом конструировать переживания.
ПРИМЕРЫ: В нормальном состоянии - один темп голоса, частота дыха-
ния , телодвижений и т.п., в трансе - другая, которые становятся
"якорями". Это желательно делать всегда, ибо, если нормальный голос
вводит пациента в транс, то вы автоматически введете его в транс и
тогда, когда будете обращаться к его сознанию. Можно использовать
для этого 2 стула, и т.п.
АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Для введения в транс особенно полезны "якоря" специального вида -
так называемые аналоговые обозначения. Суть - некоторых слов пере-
дают невербальным способом (жестом, голосом, прикосновением,при по-
вороте головы влево и вправо голос звучит по разному, ибо доходит
из разных точек. Подсознание это обязательно отметит... и т.п.)
/Использование - смотри выше. - Ред./
Кроме того сам пациент, не осознавая, может таким же способом вы-
давать различную информацию.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Разбиться на пары. Выбрать какую либо очевидную ре-
акцию (почесать нос, встать и т.п.), которые вы хотели вызвать у
партнера. В процессе разговора с помощью аналоговых обозначений
вплести в разговор указания на выбранную реакцию. Если не получи-
лось - инкорпорировать другой набор указаний.
Использование отрицания (см. семинар НЛП - оператор "НЕ"):
Полярная реакция - противоположная. "Вы расслабьтесь", человек
напрягается. На таких людей очень сильно действует оператор "НЕ".
"А вы не расслабляйтесь".
Другой способ - вопрос ярлык: "Не правда ли?", "Не так ли?".
Диагностика человека - невербальная информация на указания.
Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы.
Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей.
Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех
остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент
сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует,
выбирайте что угодно другое.
Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1.
Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее-
ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во
внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.
ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.
-И вы вспомните одну приятную историю.
-И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми-
нать.
-Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу.
-Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость",
"умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.
Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые
в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.
Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по-
нимаются подсознанием.
Разделение сознания и подсознания - вербально.
После подстройки - ведение.
ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе-
ние действия в описании.
Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание,
но - общая направленность.
В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита-
цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает
подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек
подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна-
тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.
Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать
переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).
Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор-
ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко-
торое он может исполнить самостоятельно.
Постепенное использование переходов, соединений.
Три вида соединений:
-"Х и У" - простейшее.
-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего
голоса, вам становится уютнее").
-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за
собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при-
ятные воспоминания").
Соединение - очень сильное средство.
Несловесная подстройка и ведение.
Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом.
Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения. Вна-
чале подстройка, затем - ведение. Пациент либо осознает их, либо
его подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесный
раппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациент
следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из
транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.
Перекрывающие системы представлений.
Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-
дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-
тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается
от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-
му представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбы
пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому
выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.
Перекрывающие системы представлений.
Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре-
дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-
тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается
от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-
му представлений в нормальном ие и
т.п.)
В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системы
представлений не прерываются, начав с системы представленй, кото-
рые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой.
ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример:
"Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновение
брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолже-
ние зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестети-
ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К ?)
Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов.
Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты
поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию.
Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес-
ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство,
это бывает даже на пляже". и т.п.)
В начале наведения - выяснить, является ли предлагаемая ситуация
успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?"
Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья,
это будет плохая ситуация для успокоения).
ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:
Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда
-нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательность
событий. При необходимости задавать уточняющие вопросы для более
подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо-
рацию команд.
ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:
Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состояний
транса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры
в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель-
ная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь,
прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс,
ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.). Монотонное
повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо
вызвать.
МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния.
Естественно возникающие состояния можно использовать в начале
приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и
т.п. При этом желательно хорошенько изучить его и несколько раз
ввести в транс.
Аналогично - в переод лекции о гипнозе.
УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б", "В" - соз-
нательное наблюдение.
(Способы см. выше).
-словесная подстройка и ведение.
-несловесная подстройка и ведение.
-перекрывание системы представлений.
-достижение предыдущего состояния транса.
-описание обычно встречающихся состояний транса.
Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без ва-
шего прямого указания - инкорпорируйте это событие, даже не зная,
что оно означает.
Если человек не возвращается из транса, значит мы потеряли рап-
порт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и вы-
вести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время выво-
да нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1).
Анорепсия - полное отсутствие аппетита. Часто из-за того, что
человек считает свой вес слишком большим.
Лечение во сне: больше времени на подстройку, более плавное и
медленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже);
непосредственный доступ к подсознанию. Даже в анестетическом сне
люди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, кото-
рый содержит какую-либо программу. Но даже после сомнамбулического
транса люди, как правило, испытывают амнезию.
ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА:
Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./
Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацепление
означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать пережи-
вание в целом. Достижение предыдушего состояния транса - уже ис-
пользование в том числе "якоря".
Если человек может описать свое переживание транса в сенсорных
терминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состо-
яния.
Каждый компонент транса (В; А; К) можно заякорить в процессе бе-
седы и т.п. "Якоря" могут быть одинаковые или разные для разных
компонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно.
Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты разных переживаний
и таким образом конструировать переживания.
ПРИМЕРЫ: В нормальном состоянии - один темп голоса, частота дыха-
ния , телодвижений и т.п., в трансе - другая, которые становятся
"якорями". Это желательно делать всегда, ибо, если нормальный голос
вводит пациента в транс, то вы автоматически введете его в транс и
тогда, когда будете обращаться к его сознанию. Можно использовать
для этого 2 стула, и т.п.
АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Для введения в транс особенно полезны "якоря" специального вида -
так называемые аналоговые обозначения. Суть - некоторых слов пере-
дают невербальным способом (жестом, голосом, прикосновением,при по-
вороте головы влево и вправо голос звучит по разному, ибо доходит
из разных точек. Подсознание это обязательно отметит... и т.п.)
/Использование - смотри выше. - Ред./
Кроме того сам пациент, не осознавая, может таким же способом вы-
давать различную информацию.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Разбиться на пары. Выбрать какую либо очевидную ре-
акцию (почесать нос, встать и т.п.), которые вы хотели вызвать у
партнера. В процессе разговора с помощью аналоговых обозначений
вплести в разговор указания на выбранную реакцию. Если не получи-
лось - инкорпорировать другой набор указаний.
Использование отрицания (см. семинар НЛП - оператор "НЕ"):
Полярная реакция - противоположная. "Вы расслабьтесь", человек
напрягается. На таких людей очень сильно действует оператор "НЕ".
"А вы не расслабляйтесь".
Другой способ - вопрос ярлык: "Не правда ли?", "Не так ли?".
Диагностика человека - невербальная информация на указания.