1Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

 

   Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу

 

                          2 цели семинара

 

-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др)

-изменение собственной личности.

  ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика.

  ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды деятельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно довести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ.

  Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау-

чить модели, как делать гипноз.

  Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной  деятельности, гипноз не панацея, но очень эффективное средство.

  Процесс обучения ЭГ сложен,  ибо главное-заметить то, что во многом вы уже знаете.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная подробностей, описывают  состояние,говорить нужно нарочисто неопределенно (хитро,  ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - перевод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабиться?

 

  АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием.

          2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта

          3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В".

          4 Отсутствие избыточности, генерализация.

          5 Избегать  аппеляции  к  логике  (все другие переживания

            исчезают; "А"-подумал:"А  какие именно?";что вывело его

            из расслабления.

          6 Естественность  перехода  А,В,К-модальностей.  Говорить

            очевидное для А,В,К.

  Незнакоые люди  в  лифте не ведут себя естественно.  Почти всегдаони-в трансе.

  Очень важно  строить естественную последовательность.Резкий переход А-В-К и т.п.-разрыв,  выход  из  транса.  Замешательство  будет рассмотрено ниже.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:

-использование неопределенных выражений  (неоднозначных,  неточных,

 неподробных).

-подстраивать речь,  дыхание и т.п.  "Б","В"  с  "А";что  усиливает

 действие.

 

  АНАЛИЗ: Гипноз-использование   механизма   обратной   связи,    а упр.2-ничтожная часть возможностей.

          1 Темп речи должен соответствовать содержанию,  плюс  тон, высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).

 

  Гипноз - не процесс,  в котором кто-либо управляет людьми, а про-

цесс,  в  котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную

 

 

 

  связь.

  Очень важно не то,  что говорить, а то, как говорить. Главная за-

дача-заметить, на что человек реагирует естественно.

 

  ПРИМЕР:

- ...  меня пытались гипнотизировать много лет,  но ничего у них не

 вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!

-Я не смогу вас гипнотизировать.

-Вы всетаки попытайтесь.

-Я не могу этого сделать.  Я вообще ничего не могу сделать.  Если я

 решил заставить вас не закрывать глаза,  то вы не закроете глаза.Я

 попробую держите глаза широко открытыми.  Будте насторожены и бди-

 тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас.

 Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.

 

 АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст,  в ко-

         тором он может надлежайшим образом реагировать  естествен-

         ным для него способом.

 

  РАППОРТ - состояние,  в котором человек реагирует с большей  лег-

костью. Раппорт  строят,  соразмеряя  свое  поведение  с поведением

человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос-

ти слушать.  Соответствие модальностей,  предикатов, МАИ и САИ. Т.е

подстройка.

 

  Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".

 

  НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там,

где  ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис-

кусства.  В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит

вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания.

Если же  продолжить  кинестетические предложения,  а затем сказать:

"Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова

переведет свое сознание,  чтобы проверить правильность вербализации

того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и

одновременно тем же маневром меняется сознание.

 

  ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.

 

  ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.

 

                          ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

 

-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)

-отрицательные (не видеть того, что есть)

 

  Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.

 

  Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво-

дить переходы.

  (В Калифорнии принимают закон,  по которому  наводить  измененные

состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.)

  Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя-

ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того

состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри-

мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос-

кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени-

ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое

-что сказать вам".

 

 

 

    Начав с информации,  основанной на чувственных  переживаниях,  вы

получаете затем  возможность совершать переходы и вызывать реакции,

наводящие измененные состояния.Сенсорное основание  может  не  при-

сутствовать в  сознании,  но должно быть чем-то,  что человек может

обнаружить.

  ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про-

ведете по нему пальцем,  то заметите, что у вас только что промель-

кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу-

щать,как  поднемается и опускается ваша грудь,  когда вы дышите.  И

может быть,  вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру

вашей правой ноги".

  Переходные слова-связь,  которая позволяет человеку двигаться без

перерывов от одной идее к другой.

  ПРИМЕР:"Когда вы  сидите  на этом стуле,  вы ощущаете тепло вашей

руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно-

та к вашим ногам.  Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение

вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы

должны научиться в ближайшее время,  но вы можете себе представить,

что есть много новых идей и есть новые переживания и новое  понима-

ние, которые могут быть вам полезны".

  Т.е. связывая нечто реальное,  но не замечаемое в сенсорном опыте

человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи-

вающими доверия.

  ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы

ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы

слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч-

ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта

рука может вызвать у вас очень сильные ощущения.  Вы чувствуете ка-

ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и

направить их в другую". (Анализ работы с болью).

 

  АНАЛИЗ: предложения не только логичны,  но они представляют собой

  последовательность указаний на нечто правдоподобное.

  Переходы представляют собой механизм облегчения.

 

  КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает  на  нечто

чего мы не знаем.

  В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже.

  ПРИМЕР: семейная терапия.

-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.

-Хорошо заприте ее в чулан.

-Да нет я этого не хочу.

-Хорошо, так чего вы хотите?

-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.

-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?

 

  Состояние в гипнозе (неопределенное,  скрытое ожидание) - человек

не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ-

ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа-

цию и т.п.  Первый шаг - научиться переводить человека в измененное

состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.

 

  КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ  необходимой  частоты  использования  переходов -

глаза человека.  В измененных состояниях они  иные,  чем  в  трансе

бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в

переживаниях.  Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном

состоянии)  обратная  связь  с человеком затруднена.При этом меньше

поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.

 

 

 

 

    Челровеку трудно успокоиться,  привести себя в  уютное  состояние

преднамеренно. Легче  успокоиться думая о капле воды на листке кле-

на, чем стараться успокоиться.

  Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают

пользоваться гипнозом.

  ПРИМЕР М.Эриксона:  он попросил человека сесть и сказал: "И когда

вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког-

да вы рассматриваете это пятно,  вы можете понять, что делаете тоже

самое,  что делали,  когда в первые пошли в школу и учились  писать

числа и буквы алфавита.  Вы учитесь...  учитесь чему-то,  чего вы в

самом деле не знаете.  И если вы даже этого не поняли,ваше  дыхание

уже  изменилось (темп его голоса замедлился),  и вы чувствуете себя

уютней и спокойней".

  Переходы помогают строить непрерывность.

 

  Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре-

акции.

  Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще-

ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос-

корбить.

  Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).

 

  Использование модальных операторов и их возможности:

  -главное - пациент не должен потерпеть неудачу,  т.е. если гипно-

   тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может".

  ПРИМЕР: "Ваша рука,  может быть, начинает поднематься". Если про-

верить нельзя - утверждение.

  ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения

5-6 модальных операторов возможностей,  человек реагировал на  все,

то можно исполнить слова, означающие приченение.

 

  УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред-

ложения --> переход --> предложение,  которые трудно проверить. За-

тем перейти к описанию тех переживаний,  которые были в упр. 1 плюс

дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере-

ходов и понаблюдать реакцию.

  ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете,

что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство-

вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.

 

  АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения,  можно сделать вывод: гипноз - про-

цесс усиления, а не внушения, не способ управления.

 

                ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:

 

-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что

 она становится легче.  Попробуйте вдохнуть поглубже,  и вы почувс-

 твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это

 и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в

 верх). (Использование формулы три плюс четыре).

-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту  смотреть на

 часы и в это время говорится:  "Ваши глаза устают,  веки тежелеют и

 закрываются" - объясняется аналогично).

  Гораздо легче  обмануть  человека  или  злоупотребить его волей в

бодрствующем состоянии,  чем в любом другом состоянии,  в том числе

измененном (трансе).

 

  ГИПНОЗ - биологическая обратная связь,  с помощью  которой  можно

предоставить человеку  сообщение  шаг за шагом и он будет следовать

 

 

 

  естественным и удобным путем.  Т.е.  он будет реагировать, что люди

делают все время.

  В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос-

ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.

 

                        ПРИЗНАКИ ТРАНСА:

 

-в нормальном состоянии - симетрия лица,  затем усиливается асимет-

 рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.

-дрожание пальцев   и другие бессознательные, порывистые движения.

-изменение формы дыхания (у визуалистов в  нормальном  состоянии  -

 верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка;

 у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом,  в трансе совер-

 шенно другая форма.

-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление).

-глаза могут быть и закрыты и открыты.

-изменяется форма нижней губы.

-расширяются зрачки.

-возможно колебание тела.

  То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.

 

  РЕЗЮМЕ:

 

а) Транс - усиление реакций и переживаний.  Говоря человеку,  что в

   нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.

б) Настройка  образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен-

   ное состояние.  Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что

   уже присутствует.

в) Постепенные переходы дают человеку возможность  легко переходить

   в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.

г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия -->  необычная  лицевая

   симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение

   кожи, изменение формы дыхания.

 

 

   Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу

 

                          2 цели семинара

 

-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др)

-изменение собственной личности.

  ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика.

  ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды деятельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно довести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ.

  Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау-

чить модели, как делать гипноз.

  Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной  деятельности, гипноз не панацея, но очень эффективное средство.

  Процесс обучения ЭГ сложен,  ибо главное-заметить то, что во многом вы уже знаете.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная подробностей, описывают  состояние,говорить нужно нарочисто неопределенно (хитро,  ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - перевод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабиться?

 

  АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием.

          2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта

          3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В".

          4 Отсутствие избыточности, генерализация.

          5 Избегать  аппеляции  к  логике  (все другие переживания

            исчезают; "А"-подумал:"А  какие именно?";что вывело его

            из расслабления.

          6 Естественность  перехода  А,В,К-модальностей.  Говорить

            очевидное для А,В,К.

  Незнакоые люди  в  лифте не ведут себя естественно.  Почти всегдаони-в трансе.

  Очень важно  строить естественную последовательность.Резкий переход А-В-К и т.п.-разрыв,  выход  из  транса.  Замешательство  будет рассмотрено ниже.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:

-использование неопределенных выражений  (неоднозначных,  неточных,

 неподробных).

-подстраивать речь,  дыхание и т.п.  "Б","В"  с  "А";что  усиливает

 действие.

 

  АНАЛИЗ: Гипноз-использование   механизма   обратной   связи,    а упр.2-ничтожная часть возможностей.

          1 Темп речи должен соответствовать содержанию,  плюс  тон, высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).

 

  Гипноз - не процесс,  в котором кто-либо управляет людьми, а про-

цесс,  в  котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную

 

 

 

  связь.

  Очень важно не то,  что говорить, а то, как говорить. Главная за-

дача-заметить, на что человек реагирует естественно.

 

  ПРИМЕР:

- ...  меня пытались гипнотизировать много лет,  но ничего у них не

 вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!

-Я не смогу вас гипнотизировать.

-Вы всетаки попытайтесь.

-Я не могу этого сделать.  Я вообще ничего не могу сделать.  Если я

 решил заставить вас не закрывать глаза,  то вы не закроете глаза.Я

 попробую держите глаза широко открытыми.  Будте насторожены и бди-

 тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас.

 Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.

 

 АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст,  в ко-

         тором он может надлежайшим образом реагировать  естествен-

         ным для него способом.

 

  РАППОРТ - состояние,  в котором человек реагирует с большей  лег-

костью. Раппорт  строят,  соразмеряя  свое  поведение  с поведением

человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос-

ти слушать.  Соответствие модальностей,  предикатов, МАИ и САИ. Т.е

подстройка.

 

  Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".

 

  НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там,

где  ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис-

кусства.  В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит

вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания.

Если же  продолжить  кинестетические предложения,  а затем сказать:

"Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова

переведет свое сознание,  чтобы проверить правильность вербализации

того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и

одновременно тем же маневром меняется сознание.

 

  ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.

 

  ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.

 

                          ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

 

-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)

-отрицательные (не видеть того, что есть)

 

  Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.

 

  Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво-

дить переходы.

  (В Калифорнии принимают закон,  по которому  наводить  измененные

состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.)

  Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя-

ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того

состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри-

мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос-

кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени-

ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое

-что сказать вам".

 

 

 

    Начав с информации,  основанной на чувственных  переживаниях,  вы

получаете затем  возможность совершать переходы и вызывать реакции,

наводящие измененные состояния.Сенсорное основание  может  не  при-

сутствовать в  сознании,  но должно быть чем-то,  что человек может

обнаружить.

  ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про-

ведете по нему пальцем,  то заметите, что у вас только что промель-

кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу-

щать,как  поднемается и опускается ваша грудь,  когда вы дышите.  И

может быть,  вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру

вашей правой ноги".

  Переходные слова-связь,  которая позволяет человеку двигаться без

перерывов от одной идее к другой.

  ПРИМЕР:"Когда вы  сидите  на этом стуле,  вы ощущаете тепло вашей

руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно-

та к вашим ногам.  Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение

вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы

должны научиться в ближайшее время,  но вы можете себе представить,

что есть много новых идей и есть новые переживания и новое  понима-

ние, которые могут быть вам полезны".

  Т.е. связывая нечто реальное,  но не замечаемое в сенсорном опыте

человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи-

вающими доверия.

  ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы

ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы

слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч-

ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта

рука может вызвать у вас очень сильные ощущения.  Вы чувствуете ка-

ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и

направить их в другую". (Анализ работы с болью).

 

  АНАЛИЗ: предложения не только логичны,  но они представляют собой

  последовательность указаний на нечто правдоподобное.

  Переходы представляют собой механизм облегчения.

 

  КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает  на  нечто

чего мы не знаем.

  В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже.

  ПРИМЕР: семейная терапия.

-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.

-Хорошо заприте ее в чулан.

-Да нет я этого не хочу.

-Хорошо, так чего вы хотите?

-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.

-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?

 

  Состояние в гипнозе (неопределенное,  скрытое ожидание) - человек

не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ-

ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа-

цию и т.п.  Первый шаг - научиться переводить человека в измененное

состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.

 

  КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ  необходимой  частоты  использования  переходов -

глаза человека.  В измененных состояниях они  иные,  чем  в  трансе

бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в

переживаниях.  Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном

состоянии)  обратная  связь  с человеком затруднена.При этом меньше

поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.

 

 

 

 

    Челровеку трудно успокоиться,  привести себя в  уютное  состояние

преднамеренно. Легче  успокоиться думая о капле воды на листке кле-

на, чем стараться успокоиться.

  Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают

пользоваться гипнозом.

  ПРИМЕР М.Эриксона:  он попросил человека сесть и сказал: "И когда

вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког-

да вы рассматриваете это пятно,  вы можете понять, что делаете тоже

самое,  что делали,  когда в первые пошли в школу и учились  писать

числа и буквы алфавита.  Вы учитесь...  учитесь чему-то,  чего вы в

самом деле не знаете.  И если вы даже этого не поняли,ваше  дыхание

уже  изменилось (темп его голоса замедлился),  и вы чувствуете себя

уютней и спокойней".

  Переходы помогают строить непрерывность.

 

  Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре-

акции.

  Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще-

ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос-

корбить.

  Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).

 

  Использование модальных операторов и их возможности:

  -главное - пациент не должен потерпеть неудачу,  т.е. если гипно-

   тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может".

  ПРИМЕР: "Ваша рука,  может быть, начинает поднематься". Если про-

верить нельзя - утверждение.

  ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения

5-6 модальных операторов возможностей,  человек реагировал на  все,

то можно исполнить слова, означающие приченение.

 

  УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред-

ложения --> переход --> предложение,  которые трудно проверить. За-

тем перейти к описанию тех переживаний,  которые были в упр. 1 плюс

дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере-

ходов и понаблюдать реакцию.

  ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете,

что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство-

вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.

 

  АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения,  можно сделать вывод: гипноз - про-

цесс усиления, а не внушения, не способ управления.

 

                ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:

 

-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что

 она становится легче.  Попробуйте вдохнуть поглубже,  и вы почувс-

 твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это

 и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в

 верх). (Использование формулы три плюс четыре).

-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту  смотреть на

 часы и в это время говорится:  "Ваши глаза устают,  веки тежелеют и

 закрываются" - объясняется аналогично).

  Гораздо легче  обмануть  человека  или  злоупотребить его волей в

бодрствующем состоянии,  чем в любом другом состоянии,  в том числе

измененном (трансе).

 

  ГИПНОЗ - биологическая обратная связь,  с помощью  которой  можно

предоставить человеку  сообщение  шаг за шагом и он будет следовать

 

 

 

  естественным и удобным путем.  Т.е.  он будет реагировать, что люди

делают все время.

  В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос-

ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.

 

                        ПРИЗНАКИ ТРАНСА:

 

-в нормальном состоянии - симетрия лица,  затем усиливается асимет-

 рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.

-дрожание пальцев   и другие бессознательные, порывистые движения.

-изменение формы дыхания (у визуалистов в  нормальном  состоянии  -

 верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка;

 у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом,  в трансе совер-

 шенно другая форма.

-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление).

-глаза могут быть и закрыты и открыты.

-изменяется форма нижней губы.

-расширяются зрачки.

-возможно колебание тела.

  То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.

 

  РЕЗЮМЕ:

 

а) Транс - усиление реакций и переживаний.  Говоря человеку,  что в

   нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.

б) Настройка  образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен-

   ное состояние.  Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что

   уже присутствует.

в) Постепенные переходы дают человеку возможность  легко переходить

   в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.

г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия -->  необычная  лицевая

   симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение

   кожи, изменение формы дыхания.