* ГЛАВА 6      ИММУННАЯ СИСТЕМА -- НАША ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 

     Каким  образом организм  сам  себя  лечит?  Как  убеждения  и  ожидания

совершают  свои  медицинские  чудеса?  Каким  образом такие  состояния,  как

одиночество,  враждебность   и  депрессия,  разрушают  наше  здоровье?   Как

позитивные состояния любви  и сочувствия  могут  лечить? Медицине  требуется

объяснение, как именно все это работает.

     Разум  и тело --  одна система.  Мы  сталкиваемся с  этим постоянно.  Мы

понимаем это каждый день, когда,  представив себе вкус еды, начинаем ощущать

слюноотделение. Мы также узнаем об этом, когда представляем себе несчастье и

начинаем ощущать знакомое  сосущее  чувство  под ложечкой. Мы переживаем это

совершенно отчетливо, когда  наше тело реагирует на сексуальные фантазии. Мы

убеждаемся в этом, когда, думая о тех, кого мы  любим, начинаем  чувствовать

учащающееся  сердцебиение  и любовь.  Каким-то образом  мысли превращаются в

ощущения. Мышление  приводит к действию, и не имеет никакого  значения, было

ли мышление в  основе  на  самом деле или  нет.  Каждый  из  нас,  вероятно,

переживал хотя бы раз в жизни парализующий ужас во сне.

ЛЕГКАЯ ПАУТИНКА

     Наши мысли  оказывают  физическое  действие  на  все  главные  органы с

помощью трех систем:

     -- автономной нервной;

     -- эндокринной;

     -- иммунной.

     Автономная нервная система пронизывает все наше  тело подобно тончайшей

паутине. У нее есть  две ветви: возбуждения  и  расслабления.  Симпатическая

нервная система  -- это возбуждающая  часть,  она  приводит  нас в  состояние

готовности столкнуться  с вызовом или опасностью. Нервные окончания выделяют

медиаторы,  стимулирующие  надпочечники  к  выделению  сильных   гормонов  --

адреналина  и  норадреналина, которые,  в  свою  очередь,  повышают  частоту

сердечных  сокращений и частоту дыхания и  действуют  на процесс пищеварения

посредством выделения кислоты в желудке. При этом возникает сосущее ощущение

под ложечкой.

     Если  симпатическая  нервная  система  включена,  то  парасимпатическая

выключена.  Парасимпатические  нервные  окончания выделяют другие медиаторы,

снижающие пульс и частоту дыхания. Парасимпатические реакции  -- это комфорт,

расслабление и, в  конечном  итоге,  сон.  Когда  мы  сидим, слушая музыку и

погрузившись в приятные мечты, именно  парасимпатическая система расслабляет

наше тело.

     На автономную нервную  систему очень похожа  эндокринная,  состоящая из

ряда органов, выделяющих гормоны -- вещества,  регулирующие наш рост, уровень

активности и половую  жизнь.  Эндокринная  система превращает наши  мысли  в

реальные ощущения и действия.  Кроме  того, она выделяет гормоны,  известные

под  названиями  эндорфин и энкефалин, изменяющие нашу реакцию на  стресс  и

боль, действующие  на наше  настроение,  аппетит  и  на  некоторые  процессы

обучения и запоминания. Гипофиз, находящийся в основании мозга, представляет

собой центр управления всей эндокринной системой. Наши надпочечники выделяют

гормоны, называемые кортикостероидами, многие из которых действуют наподобие

симпатической нервной системы и подготавливают наше тело к действиям.

     Иммунная система  является  третьей основной системой,  влияние которой

распространяется по всему  нашему телу. Ее работа  заключается  в том, чтобы

поддерживать здоровье,  защищая  нас от антигенов  из внешнего мира -- таких,

как бактерии и вирусы, а также от внутренних -- таких, как опухолевые клетки.

     Автономная  нервная  (включая  мозг),  эндокринная  и иммунная  системы

переплетены между  собой. Они  похожи на три родничка,  из которых  вытекают

ручейки разного  цвета, сливаясь в одну реку. Эта  река -- превратности нашей

судьбы, и если мы порой и улавливаем быстро исчезающие участки чистого цвета

одной из систем, то в целом их разделить невозможно.

     Эти   три  системы  обмениваются  информацией  с   помощью  медиаторов,

состоящих  из белка,  называемого нейропептид. Они обладают в точности такой

же  химической  структурой,  которая  подходит  к рецептору  другой  клетки,

расположенной, может быть, очень далеко от того места,  где они возникли. Их

действия весьма специфичны. Было выявлено более 60 различных  нейропептидов,

и мы до сих пор не знаем, сколько их всего.

     Лимбическая  система --  часть мозга, отвечающая за эмоции,  --  является

фокальной точкой нейропептидных  рецепторов. Нервная, иммунная и эндокринная

системы производят и получают нейропептиды, и в любой момент времени по телу

может перемещаться множество нейропептидов, ожидая возможности прицепиться к

определенному  рецептору.  Связь   между  нейропептидами  и  их  рецепторами

составляет биохимию эмоций.

     Клетки  иммунной  системы содержат  рецепторы ко  всем нейропептидам  и

могут  производить те же самые нейропептидные гормоны, которые в свое  время

считали возможным найти  только  в мозге.  Иммунная система прислушивается к

вашим эмоциям посредством  нейропептидных рецепторов; она  посылает  сигналы

мозгу по медиаторам, а мозг точно так же действует на иммунную систему. Мозг

активно следит и реагирует на иммунные реакции.

     Существует  еще  более  прямая  и  удивительная  связь  между  иммунной

системой  и мозгом.  Некоторые клетки  иммунной  системы  проникают в мозг и

изменяют нервные клетки головного мозга --  своего рода соединительные клетки

мозга.   Клетки    иммунной   системы   могут   также   производить   гормон

(адренокортикотропин), который стимулирует надпочечники.

     Нервная, эндокринная и иммунная системы действуют вместе, переводя наши

мысли  в  физиологические  реакции.  Часто  действия  автономной  нервной  и

эндокринной систем имеют заметные проявления, которые  возникают немедленно.

Если  вы  представите  себе  любимого  человека,  ваше сердце  начнет биться

учащенно.  Вы  получаете  непосредственную  обратную  связь,  поэтому  легко

установить  взаимосвязь.  Связь между  различными событиями  оказывается  не

столь  очевидной,  когда  дело  касается иммунной  системы.  Мы  не получаем

непосредственной  обратной  связи  о   том,   как  воображаемые  картинки  и

эмоциональные  состояния  действуют  на  иммунную  систему, и все  же  такое

влияние  должно существовать, потому что нервная и иммунная системы передают

свои  сообщения  по  одним  и  тем  же  путям  с  помощью  одних  и  тех  же

нейропептидов. И существуют механизмы, устанавливающие взаимную  зависимость

между иммунной системой и нашими мыслями и эмоциями.

     Кажется,  что наш  разум  и  интеллект  не  ограничиваются этими  двумя

системами, а полфунта сероватой  массы, заполняющей пространство между двумя

ушами, распределены по всему нашему телу.

     Удивительный  эксперимент, описанный  в  Международном журнале  наук  о

мозге,  содержал намек на возможность влияния  на иммунную систему с помощью

воображения. Группа  студентов была  обучена самогипнозу  и визуализации,  а

затем им описали специальные функции  определенных клеток иммунной системы и

взяли анализы  слюны  и крови.  После этого  каждый строил  свое собственное

представление о том, как улучшается функционирование этих клеток.  Эта часть

эксперимента  была хорошо  продумана. Если  бы исследователи  навязали  всем

стандартное   представление,  тогда   они   исследовали   бы   эффективность

воздействия  этого   представления  на  клетки  иммунной  системы.   Но  все

по-разному используют свое воображение.

     Через две недели вновь  были  взяты анализы слюны и крови для сравнения

функционирования   клеток  иммунной  системы  до   и   после   эксперимента.

Единственным статистически значимым изменением в иммунных клетках  оказалась

их способность прикрепляться к инородным объектам.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОВОСПРИЯТИЯ

     Иммунная  система очень  сложна, хотя  выполняемую  ею  paботу  описать

легко: она  следит  за нашей  идентичностью  на  физиологическом  уровне. Мы

думаем, что  стоит узнать  о работе  иммунной системы немного больше,  чтобы

оценить  изящество и точность,  с которыми она защищает  нас  в течение всей

жизни,  а  также   для  того,  чтобы  построить  некоторые  ясные  мысленные

представления, которые можно было бы использовать  для поддержания здоровья.

Знание -- это начало правильного восприятия,  понимания и возможности вносить

изменения.

     Иммунная система представляет собой  огромную  неизведанную территорию,

несмотря на массу исследований, проведенных в последние годы. Подобно мозгу,

она оказалась сложнее,  чем мы думали. Ее часто представляют, как  убивающую

машину  или   армию,  "отражающую"   атаки  болезнетворных  микроорганизмов,

"сражающуюся" с инфекцией и "мобилизующую"  ресурсы. Это полезная  метафора.

Иммунная система действительно  убивает  "вторгшиеся" микроорганизмы, но она

представляет  собой нечто большее,  чем просто личную  армию, блуждающую  по

организму  вместе  с  кровяным  потоком  в  поисках  нарушений  порядка. Она

действует, разделяя "я" и "не я". Она удаляет все то,  что относит к "не я",

например, опухоли, бактерии, вирусы и кровь несовместимой группы. Она делает

на  физиологическом уровне  то,  что мы делаем  на психологическом с  самого

детства  -- устанавливаем границы между  собой  и  другими людьми. Наводит на

размышления та  идея, что здоровье  на физиологическом  уровне заключается в

отчетливом представлении о самом себе.

     Иммунная система определена функционально --  через то, что  она делает.

Она недостаточно  четко  отделена  от остального тела, будучи представленной

частью его.

     Иммунная система состоит  главным  образом  из лейкоцитов -- специальных

клеток, которые  переносятся  вместе  с кровью ("лейко"  --  белый, "цитре" --

клетка). У  здорового  взрослого  человека около  триллиона  белых  кровяных

клеток, т.  е. по 7000 в  каждом кубическом миллиметре  крови. Они выполняют

ряд задач:  одни из них заставляют  другие  клетки  заниматься бактериями  и

вирусами,  другие помечают бактерии и вирусы. подлежащие  удалению, а третьи

удаляют их.

     У  иммунной  системы  есть  два  метода  защиты  организма:  "клеточный

иммунитет" (клетки распознают то,  что  к телу  не  имеет отношения, и сразу

удаляют это) и "гуморальный иммунитет" (клетки производят антитела -- большие

молекулы, способные разрушать определенные антигены -- такие, как бактерии).

НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ СИСТЕМА

     Иммунная система обычно  знает, что атаковать, а что оставить  в покое.

Например, она  не трогает многочисленные  бактерии, живущие  в  кишечнике  и

способствующие пищеварению. Но что происходит, когда возникают сбои?

     Когда  иммунная  система перестает  реагировать  достаточно  жестко  на

внешние  антигены  типа  бактерий и вирусов, мы  начинаем  болеть. Но иногда

инфекция может быть столь сильной, что иммунная система, работая как обычно,

не может с ней совладать.

     Когда, напротив,  иммунная  система реагирует слишком резко на  внешние

антигены,  то  в  результате  возникает аллергия --  признак  излишне жесткой

реакции  на  вещество,  не  представляющее  собой  никакой   опасности.  Это

напоминает  слишком чувствительного человека,  принимающего  близко к сердцу

любые безобидные  замечания.  Реакция  иммунной  системы  оказывается  более

опасной, чем действия внешних антигенов.

     Если иммунная система слишком вяло  реагирует на  внутренние  антигены,

может развиться раковое заболевание. Наши клетки делятся ежедневно  миллионы

раз,  и  очень  вероятно,  что  аномальные  и  потенциально  раковые  клетки

рождаются  в  организме  постоянно.  Если  иммунная  система  ослаблена, она

перестает распознавать раковые клетки, и их  количество может  вырасти  так,

что их трудно будет контролировать.

     Иммунная система может также нападать на свой  собственный организм  по

ошибке. Это проявляется в виде ревматоидного артрита. В этом случае иммунная

система  атакует  здоровую  ткань  соединительных  хрящей,  что  приводит  к

утомлению,  мускульной  неподвижности,   опуханию  суставов   и  болезненным

ощущениям при движении.

ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

     У  нас есть пять чувств, а некоторые утверждают,  что интуиция является

шестым. Если это  так, то  иммунная  система является частью нашего  шестого

чувства -- восприятия самого себя.

     У  иммунной системы есть довольно много характерных черт органа чувств.

Глаза  воспринимают  свет,  уши  реагируют  на  звук,  а  иммунная   система

воспринимает то, что  мы называем "я". Глаза чувствительны к свету. Сигнал с

сетчатки  глаза подается в  мозг. Мозг  декодирует  информацию  и проецирует

картинку во внешний  мир.  Мы  видим.  Иммунная  система  воспринимает  "я",

передает информацию  по медиаторам  в  мозг.  Результатом является здоровье.

Наше восприятие себя необходимо  для  выживания. Мы можем  осознанно закрыть

глаза  и блокировать восприятие света, но  мы не можем произвольно выключить

свою иммунную систему.

     Иммунная система  является  репрезентативной системой для представления

самого   себя.   Сильная   иммунная  система  может   быть   физиологическим

эквивалентом обостренного чувства себя.

     Все, что  обостряет  ваше  восприятие  самого себя, скорее  всего будет

укреплять вашу иммунную систему. Все, что притупляет ваше  восприятие самого

себя, может  ослабить  и  иммунную систему. Цель  НЛП  -- развить  утонченное

восприятие самого себя, научиться  лучше осознавать себя, обращая внимание и

любопытство на  собственный  опыт, не  прибегая  к  критике и  окончательным

приговорам.  Подстраиваясь к самому себе, вы становитесь менее разбросанным,

более  расслабленным  и   более  склонным  доверять  своей  интуиции,  более

конгруэнтным  и  гармоничным.  Осознание  своих  эмоциональных  состояний  и

создание  ресурсных якорей начинает разрушать причинно-следственные связи. И

вы  перестаете быть  жертвой  обстоятельств, становитесь более свободными  в

своем выборе и начинаете лучше управлять своим текущим опытом. Вы  начинаете

выбирать способ реагирования, а не реагировать, как шарик в коробке.

     Когда   мы   говорим   о   самовосприятии,   мы   не   имеем   в   виду

противопоставление  себя другим. Мы  формируемся, строя  отношения с другими

людьми,  а  наши социальные  взаимоотношения помогают нам  самоопределиться.

Следовательно,  все,  что  укрепляет  наши социальные  связи, усиливает наше

здоровье, и наоборот. Депрессия, тяжелая утрата, слабые  социальные  связи и

одиночество  --  все  это  притупляет  наше самовосприятие  и  поэтому  может

привести к болезни. Когда люди теряют близких друзей или супругов, они часто

говорят  об этом так,  как будто умерла их собственная  часть. Они  утратили

часть своего самовосприятия.

     Ирония заключается в том, что  болезнь заставляет вас уделить некоторое

время самому  себе,  а не тому, чем вы хотели бы  заняться.  Поэтому болезнь

является не столько признаком  слабости, сколько  сигналом о дисбалансе.  Мы

никогда не бываем в  идеальном состоянии, жизнь -- это равновесие  между тем,

кто мы есть, и тем, кем мы становимся.

     Если   иммунная   система  является   репрезентативной   системой   для

представления   о  самом  себе,  то  вы  можете   усилить   ее,  став  более

чувствительным  к  своему  телу,  используя  при этом  свои  органы  чувств.

Ощущения  нашего  тела --  это  музыка физического  "я". При этом нет  смысла

развивать всепоглощающую озабоченность своим собственным телом и становиться

ипохондриком.  Можно  просто внимательно относиться  к  своему  организму  и

реагировать  на его сигналы. Порой сигналы будут  говорить: "Притормози,  ты

работаешь слишком много". Болезнь -- это последняя стадия,  когда все  слабые

сигналы были проигнорированы. Организм говорит: Ну хорошо, посмотрим, как ты

будешь игнорировать ЭТО!". |

     Вы  можете  начать  развивать  это  осознание  прямо   сейчас.  Начните

осознавать свое тело. Как вы сидите? Какие части тела чувствуют дискомфорт и

требуют движения? Найдя свое основное состояние, вы уже стали лучше понимать

свое тело Нелепость заключается в том, что мы можем тратить массу времени на

развитие  отдельных  органов чувств, пренебрегая  при  этом  своим  чувством

самого себя, которое оказывает такое сильное влияние на наше здоровье.

     АЛЛЕРГИИ -- ФОБИИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

     Аллергия весьма похожа на фобию иммунной системы У человека с фобией на

пауков,  например, будет бурная  беспричинная реакция на появление паука или

даже  на  воспоминание о нем. Логичные рассуждения  здесь  не  помогают.  Он

понимает, что в пауке  нет ничего опасного, и все же прикосновение к пауку --

выше  его  сил. Аллергия возникает тогда,  когда  иммунная система  начинает

реагировать таким же образом, скажем, на шерсть домашних животных,  домашнюю

пыль  или цветение  трав.  В  этом  нет никакой  опасности, просто  иммунная

система совершает ошибку. Типичные симптомы аллергии -- это слезящиеся глаза,

чихание, насморк, одышка или сыпь. Подобно фобии, аллергия обычно начинается

в  детстве  с неудачного  столкновения  с аллергеном, а  потом  эта  реакция

преследует человека всю жизнь.

     Астма -- это один из наиболее опасных видов аллергий.  При этом организм

реагирует  сужением бронхиол, что  приводит  к затруднению дыхания.  Причина

может быть самой незначительной, но реакция может оказаться очень серьезной,

даже угрожающей  жизни. Астма недостаточно хорошо  изучена.  Она  вызывается

самыми разными аллергенами, и эмоциональное состояние  тоже играет здесь  не

последнюю  роль.  Интенсивность  и  частота  приступов  может  меняться,   и

некоторым людям иногда удается оставить их в детстве.

     Джорген  и  Хенн  Лунд в  течение  года провели исследование  в  Дании,

касающееся  психологических  аспектов   астмы   и  влияния   НЛП-терапии.  В

исследовании принимали участие  две группы  пациентов: 30  человек проходили

терапию  с применением  методов НЛП, а  16  находились под наблюдением.  Обе

группы были обучены следить за  работой  своих  легких и правильно применять

лекарства,  им  помогли  найти  ощущения  для  контроля  своего состояния  и

осознать ограничивающие убеждения и их влияние на здоровье.

     В самом  начале исследования не все пациенты были убеждены  в  ценности

терапии.  Одни  совсем  отвергали  эту  идею,  а других больше  интересовало

медицинское вмешательство. Пациенты в  обеих группах  стали  лучше понимать,

как они воспринимают и реагируют на стресс, вызванный окружающими условиями.

Они начали использовать симптомы в  качестве сигналов о том, что их организм

находится под воздействием стресса, и это усилило их чувство самоконтроля.

     Спустя год обе  группы  демонстрировали более стабильную работу легких,

но в первой, прошедшей терапию,  наблюдались значительные улучшения. Емкость

легких  у взрослых астматиков имеет тенденцию к уменьшению  на 50  мл в год,

именно так  и было в  контрольной группе. В  первой же группе емкость легких

увеличилась на 200 мл, а частота обращений  в больницу и серьезных приступов

астмы также значительно уменьшилась.

     Аллергии часто включаются якорями. В одном эксперименте  врач  принял в

больницу  группу детей, у которых развивались астматические  приступы, когда

они  вдыхали  домашнюю  пыль.  Исследователи принесли  пыль из  дома каждого

ребенка и развеяли ее  в воздухе больничных палат. Девятнадцать из  двадцати

детей не проявили никакой реакции.

     С   другой  стороны,  физическое  присутствие   аллергена   оказывается

необязательным -- можно получить аллергическую реакцию, просто думая о нем. И

в связи с  этим возникает надежда: если  мы можем воздействовать на иммунную

систему таким образом, чтобы аллергическая реакция появлялась без аллергена,

тогда  должна существовать  возможность  воздействовать  на  нее  так, чтобы

вылечить аллергию.

НЛП И ЛЕЧЕНИЕАЛЛЕРГИИ

     В НЛП существует процедура работы с аллергией. Она работает лучше в том

случае,  если реакция возникает на конкретное,  легко определяемое вещество.

Этот метод был разработан Робертом Дилтсом, Тимом Халлбомом и Сьюзи Смиф.

     Прежде всего  -- предупреждение. Аллергии  могут быть  весьма  опасными,

даже  угрожающими  здоровью.  Эти методы  должны  не  подменять  медицинское

лечение,  а работать вместе с ним. Если у вас есть сомнения,  то лучше их не

применять.

     Метод лечения аллергии, разработанный НЛП, разрушает якоря, действующие

на  иммунную систему, прерывая связь между стимулом (аллергеном) и  реакцией

(аллергической реакцией). Мы будем описывать эту процедуру так, как будто вы

помогаете другому человеку.

     Первый  шаг  заключается в  том, чтобы  установить раппорт.  Вы  можете

признать   опыт  другого  человека.  Ведь   вам  вместе  придется   изменять

аллергическую реакцию.

     Теперь начните создавать  якорь на  состояние комфорта и  защищенности.

Попросите партнера вспомнить, приятную ситуацию,  в  которой  он  чувствовал

себя совершенно расслабленным. Помогите  ему найти состояние, не связанное с

аллергической  реакцией.  Когда вы увидите  по его  лицу и  дыханию, что  он

расслабился, легко прикоснитесь своей рукой к его руке в определенной точке.

Это будет тактильным  якорем на это состояние. Скажите ему,  что каждый раз,

когда  он будет  чувствовать  это  прикосновение, оно  будет напоминать  ему

расслабленное состояние и что он сможет погружаться в него в любой момент на

протяжении всей процедуры.

     Отвлеките  его   внимание  и   прервите   это  состояние.  Потом  снова

прикоснитесь в том же самом месте на руке и убедитесь. что он опять вернулся

в  то же приятное  расслабленное  состояние. Проверьте, еще и  задав вопрос.

Повторяйте этот  процесс до  тех  пор,  пока  ваше  прикосновение не  начнет

надежно переводить его в это расслабленное  состояние. Теперь  вы  закрепили

расслабленное  состояние якорем  -- прикосновением  к  руке --  и можете  быть

уверены,  что если во время процедуры ваш партнер почувствует дискомфорт, вы

сможете  вернуть его  в  приятное  нейтральное состояние.  Это "спасательный

круг" на случаи непредвиденных обстоятельств.

     На  следующем   шаге   попросите   партнера   лишь   слегка   вспомнить

аллергическую  реакцию, чтобы вы  смогли увидеть, как она выглядит. Спросите

его, на что это похоже, когда он вступает  в  контакт с аллергеном. Обратите

внимание на изменения  его дыхания, цвета кожи и,  в особенности,  влажности

глаз.  Это  первые  признаки  аллергической  реакции.  В  НЛП  эта  операция

называется "калибровкой"  реакции:  вы проверяете  аллергическое  состояние,

внимательно наблюдая за тем, как оно выглядит, чтобы позже легко его узнать.

     Если  вы  уже  увидели  реакцию,  прервите  это  состояние.  Расскажите

анекдот, отвлеките его внимание и заставьте подвигаться.

     Следующий  шаг  --  объяснить  ошибку  иммунной системы. Скажите  своему

партнеру,  что  сам  аллерген  не  представляет  никакой опасности, что  его

иммунная система наилучшим  образом защищает его, но  при  этом реагирует на

неподходящий  стимул.  Она  может продолжать  так  же защищать  его,  но  не

реагировать столь бурно именно на это вещество. Она научилась такой реакции,

и  теперь  может научиться другой, более подходящей.  Говорите об аллергене,

как  об "этом веществе", а не "аллергене".  Назвав его  по-новому, он начнет

думать о нем по-другому. Расскажите ему о медицинских исследованиях иммунной

системы, о том,  как  замечательно  она работает  и как может учиться  новым

реакциям. Если сможете,  приведите  пример  человека,  который  расстался со

своей аллергией.

     Следующий шаг  может потребовать некоторого времени.  Какова  вторичная

выгода  этой  аллергии?  У  аллергии  тоже  есть  своя  выгода.   Она  может

определять, что  человеку есть,  с кем дружить и куда ездить в выходные. Она

может  помогать   ему  избегать  определенных  ситуаций.   Быть  может,   ею

пользуются, чтобы  управлять  другими людьми или привлекать к себе внимание.

Бывает,  что  аллергия  на  сигаретный  дым  оказывается  надежным  способом

заставить   кого-нибудь   бросить   курить,   не   прибегая   к   чрезмерной

настойчивости.  Человек,  страдающий  от  аллергии, организует  свою  жизнь,

руководствуясь распорядком получаемого медицинского  лечения. Когда аллергия

будет вылечена, ему  придется вносить новый порядок в свою жизнь,  принимать

решения,  изменить диету и обращать внимание на такие  вещи, которые  раньше

оставались незамеченными.  До  тех  пор,  пока эти вопросы не будут  решены,

аллергия, скорее всего, будет продолжать свои действия.

     Вы можете закончить, например, таким вопросом: "Если бы все эти вопросы

(диета, ситуации и  т. п.) разрешились удовлетворительно  и ваша жизнь стала

более наполненной,  захотели  бы вы  расстаться с  аллергией?".  Внимательно

прислушайтесь   к  любому  сомнению,   прозвучавшему   в  его  интонации,  и

продолжайте лишь в том случае, если ваш партнер ясно ответит: "Да".

     Далее,  найдите  какое-нибудь вещество,  с помощью которого  вы  будете

переучивать иммунную систему. Попросите партнера подумать о веществе,  очень

похожем на аллерген, но  не вызывающем  аллергическую  реакцию.  Например, у

человека  может быть  аллергия на  укусы пчел, но не муравьев, или на пыльцу

трав,  но  не деревьев. Заставьте партнера  полностью ассоциироваться  с тем

воспоминанием,  когда он  был  в контакте  с  безобидным веществом.  Следите

внимательно  за  его дыханием,  глазами и цветом  кожи, чтобы сразу заметить

любой признак аллергической реакции. Если такие признаки появились, выберите

другое вещество.

     Когда вы найдете хороший пример и партнер полностью ассоциируется с тем

воспоминанием,  когда он  был в  контакте  с этим  веществом, закрепите  это

состояние якорем, прикасаясь к определенному месту на его руке, отличному от

"спасательного круга". Это будет "ресурсный якорь".

     Теперь  вы готовы начать  учить  его  иммунную  систему реагировать  на

бывший аллерген так же,  как она реагирует на  безобидное вещество. Аллерген

является якорем для аллергической реакции, а  вы замените  его новым  якорем

для  нейтральной реакции.  Во время этой операции  вы должны защитить своего

партнера от аллергической реакции, поэтому попросите  его  диссоциироваться,

наблюдая за самим собой через  стеклянный или  пластиковый прозрачный экран.

Попросите его сделать этот экран  воздухонепроницаемым и  достаточно толстым

для  того,  чтобы он не  пропускал  аллерген. Используйте при этом ресурсный

якорь, прикоснувшись к руке партнера, и попросите его увидеть самого себя по

другую сторону экрана  в такой ситуации, где ему может встретиться аллерген.

Пусть он очень  постепенно  вводит аллерген в пространство  по ту сторону от

экрана. Необходимо, чтобы он смотрел на самого себя, расположенного с другой

стороны экрана и чувствующего себя  совершенно спокойно  в контакте с бывшим

аллергеном.  Продолжайте  держать ресурсный якорь.  Наблюдайте за  партнером

очень внимательно и остановитесь сразу же при первых признаках аллергической

реакции.

     Когда  он  сможет  видеть  себя,  не проявляющего никаким аллергических

реакций  в присутствии аллергена,  вы будете  близки к завершению. Попросите

партнера  позволить  экрану  раствориться и исчезнуть. После  этого пусть он

перенесет  изображение  самого  себя,  спокойно относящегося  к  присутствию

аллергена, из-за экрана обратно в свое собственное тело и объединится с ним.

     И  последнее -- проверка.  Уберите  ресурсный якорь и попросите партнера

представить себе присутствие аллергена прямо сейчас; заметьте, появляются ли

какие-нибудь признаки старой  аллергической  реакции.  Обычно  она пропадает

совсем или уменьшается в значительной степени.

     После  этого  пусть  он  представит себе свой  контакт  с аллергеном  в

будущем.  Это  последняя проверка, и в НЛП  она  называется "присоединение к

будущему".  При   этом   человек  мысленно  проигрывает  новую   реакцию   в

воображаемой будущей ситуации.  Внимательно  следите  за любыми проявлениями

старой аллергической реакции.

     Лучше  всего, если вы проверите аллергическую реакцию  прямо  на месте,

если  это  возможно, уместно  и  ваш  партнер дал  согласие. Будьте особенно

осторожны,  если   прежняя   аллергическая   реакция   была  сильной.  Пусть

безопасность станет основным вашим критерием.

     Мы оба с успехом применяли эту технологию. Один наш коллега применил ее

на  себе  и вылечил  самого  себя от целого букета  аллергий, которые раньше

выводили его из строя на несколько дней.

     Ниже мы приводим краткое описание этой технологии.

     1.   Установите   якорь   "спасательный   круг".  Это  такое   приятное

воспоминание, к  которому человек может  вернуться во время  процедуры, если

возникнет  какое-то  беспокойство.  Закрепите  его  прикосновением  к  руке.

Прервите это состояние.

     2. Проведите калибровку признаков  аллергии.  Попросите  человека очень

ненадолго  представить   себе   присутствие  аллергена.   Проверьте  наличие

признаков аллергии (влажные глаза, изменение цвета кожи, изменение дыхания),

чтобы вы оба смогли узнать их снова. Прервите это состояние.

     3. Объясните ошибку иммунной системы. Объясните смысл  этого процесса и

его медицинское обоснование.

     4. Проверьте самые разнообразные  последствия.  Как изменится его жизнь

без аллергии?  Какие полезные  сопутствующие явления несет с собой аллергия?

Найдите способ  сохранить  эти преимущества  даже после  излечения аллергии.

Возможно, вам потребуются  новые способы,  которые  позволят  справляться со

стрессовыми ситуациями.

     5.  Найдите ресурс. Он должен как можно больше походить на аллерген, но

не  вызывать   аллергическую   реакцию.  Попросите  человека  ассоциированно

представить себе  контакт с  этим  безобидным веществом. При этом  не должно

возникать  никаких  проявлений аллергической  реакции.  Поставьте  ресурсный

якорь на это  состояние, прикоснувшись к руке, и держите  этот  якорь до тех

пор, пока не завершится весь процесс.

     6. Помогите пациенту диссоциироваться. Один из  лучших способов сделать

это -- предложить  ему  увидеть самого себя  по  другую  сторону  прозрачного

экрана.

     7.  Пусть  он  представит  себе  введение   аллергена  за  экраном.  Он

постепенно вводит  аллерген в  пространство  за экраном  и  наблюдает  себя,

реагирующего нормально на аллерген.

     5.  Верните  образ  обратно  в  тело.  Пусть  пациент  рассеет экран  и

объединится со своим изображением.

     9. Проверка и  присоединение к будущему. Попросите пациента представить

себе  будущие  ситуации,  в  которых  он   будет  находиться  в  контакте  с

аллергеном,  и  обратите внимание на любые проявления аллергической реакции.

Если это возможно и уместно, проведите  реальную  проверку  аллергии  с  тем

веществом, которое прежде вызывало эту реакцию. Будьте осторожны!

     Это хороший  пример  подхода  НЛП  в  работе  со  здоровьем. НЛП весьма

практично.  Очень  важным является  установление раппорта  с  тем человеком,

которого вы лечите.

     Сначала  вы  определяете  его  настоящее  состояние,  затем  формируете

желаемое.  После  этого   тщательно   проверяете  последствия   планируемого

изменения.

     Следующий  этап -- найти ресурс,  который поможет совершить  переход  из

настоящего состояния в желаемое.

     В конце  вы  делаете  проверку  и  присоединение  к будущему. Процедура

оказывается успешной, если пациент получает желаемый результат.

     Фактически  вы предоставляете возможность человеку оказывать влияние на

свою  иммунную  систему  посредством  своих  мыслей,  а  вы  своими  словами

воздействуете на  его мысли. В словах скрывается  огромная сила, они придают

форму нашему мышлению о своем здоровье.

     А каким образом это происходит -- предмет следующей главы.

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

     "Важно знать, у какого  пациента возникла  болезнь, а не какая  болезнь

возникла у пациента".

     Сэр Вильям Ослер

     "По-видимому,  Бог не  поместил рецептор  опиата  в наш мозг  для того,

чтобы мы смогли в конце концов узнать ценность опиума".

     Кэндейс Перт

     "Некоторые   пациенты,   каким  бы   опасным  ни  было  их   состояние,

выздоравливают просто  от  того, что  получают  удовлетворение  от общения с

добродетельным доктором".

     Гиппократ

     "Взаимоотношения между доктором и пациентом напоминают тесные дружеские

отношения. Они  предполагают не только знания  со  стороны  терапевта,  но и

симпатию. Этот аспект медицинской практики  относят  к  разряду искусства. И

все-таки, я полагаю, было бы более точным назвать его квинтэссенцией" .

     Бюллетень госпиталя Джона Хопкинса

     Каким  образом организм  сам  себя  лечит?  Как  убеждения  и  ожидания

совершают  свои  медицинские  чудеса?  Каким  образом такие  состояния,  как

одиночество,  враждебность   и  депрессия,  разрушают  наше  здоровье?   Как

позитивные состояния любви  и сочувствия  могут  лечить? Медицине  требуется

объяснение, как именно все это работает.

     Разум  и тело --  одна система.  Мы  сталкиваемся с  этим постоянно.  Мы

понимаем это каждый день, когда,  представив себе вкус еды, начинаем ощущать

слюноотделение. Мы также узнаем об этом, когда представляем себе несчастье и

начинаем ощущать знакомое  сосущее  чувство  под ложечкой. Мы переживаем это

совершенно отчетливо, когда  наше тело реагирует на сексуальные фантазии. Мы

убеждаемся в этом, когда, думая о тех, кого мы  любим, начинаем  чувствовать

учащающееся  сердцебиение  и любовь.  Каким-то образом  мысли превращаются в

ощущения. Мышление  приводит к действию, и не имеет никакого  значения, было

ли мышление в  основе  на  самом деле или  нет.  Каждый  из  нас,  вероятно,

переживал хотя бы раз в жизни парализующий ужас во сне.

ЛЕГКАЯ ПАУТИНКА

     Наши мысли  оказывают  физическое  действие  на  все  главные  органы с

помощью трех систем:

     -- автономной нервной;

     -- эндокринной;

     -- иммунной.

     Автономная нервная система пронизывает все наше  тело подобно тончайшей

паутине. У нее есть  две ветви: возбуждения  и  расслабления.  Симпатическая

нервная система  -- это возбуждающая  часть,  она  приводит  нас в  состояние

готовности столкнуться  с вызовом или опасностью. Нервные окончания выделяют

медиаторы,  стимулирующие  надпочечники  к  выделению  сильных   гормонов  --

адреналина  и  норадреналина, которые,  в  свою  очередь,  повышают  частоту

сердечных  сокращений и частоту дыхания и  действуют  на процесс пищеварения

посредством выделения кислоты в желудке. При этом возникает сосущее ощущение

под ложечкой.

     Если  симпатическая  нервная  система  включена,  то  парасимпатическая

выключена.  Парасимпатические  нервные  окончания выделяют другие медиаторы,

снижающие пульс и частоту дыхания. Парасимпатические реакции  -- это комфорт,

расслабление и, в  конечном  итоге,  сон.  Когда  мы  сидим, слушая музыку и

погрузившись в приятные мечты, именно  парасимпатическая система расслабляет

наше тело.

     На автономную нервную  систему очень похожа  эндокринная,  состоящая из

ряда органов, выделяющих гормоны -- вещества,  регулирующие наш рост, уровень

активности и половую  жизнь.  Эндокринная  система превращает наши  мысли  в

реальные ощущения и действия.  Кроме  того, она выделяет гормоны,  известные

под  названиями  эндорфин и энкефалин, изменяющие нашу реакцию на  стресс  и

боль, действующие  на наше  настроение,  аппетит  и  на  некоторые  процессы

обучения и запоминания. Гипофиз, находящийся в основании мозга, представляет

собой центр управления всей эндокринной системой. Наши надпочечники выделяют

гормоны, называемые кортикостероидами, многие из которых действуют наподобие

симпатической нервной системы и подготавливают наше тело к действиям.

     Иммунная система  является  третьей основной системой,  влияние которой

распространяется по всему  нашему телу. Ее работа  заключается  в том, чтобы

поддерживать здоровье,  защищая  нас от антигенов  из внешнего мира -- таких,

как бактерии и вирусы, а также от внутренних -- таких, как опухолевые клетки.

     Автономная  нервная  (включая  мозг),  эндокринная  и иммунная  системы

переплетены между  собой. Они  похожи на три родничка,  из которых  вытекают

ручейки разного  цвета, сливаясь в одну реку. Эта  река -- превратности нашей

судьбы, и если мы порой и улавливаем быстро исчезающие участки чистого цвета

одной из систем, то в целом их разделить невозможно.

     Эти   три  системы  обмениваются  информацией  с   помощью  медиаторов,

состоящих  из белка,  называемого нейропептид. Они обладают в точности такой

же  химической  структурой,  которая  подходит  к рецептору  другой  клетки,

расположенной, может быть, очень далеко от того места,  где они возникли. Их

действия весьма специфичны. Было выявлено более 60 различных  нейропептидов,

и мы до сих пор не знаем, сколько их всего.

     Лимбическая  система --  часть мозга, отвечающая за эмоции,  --  является

фокальной точкой нейропептидных  рецепторов. Нервная, иммунная и эндокринная

системы производят и получают нейропептиды, и в любой момент времени по телу

может перемещаться множество нейропептидов, ожидая возможности прицепиться к

определенному  рецептору.  Связь   между  нейропептидами  и  их  рецепторами

составляет биохимию эмоций.

     Клетки  иммунной  системы содержат  рецепторы ко  всем нейропептидам  и

могут  производить те же самые нейропептидные гормоны, которые в свое  время

считали возможным найти  только  в мозге.  Иммунная система прислушивается к

вашим эмоциям посредством  нейропептидных рецепторов; она  посылает  сигналы

мозгу по медиаторам, а мозг точно так же действует на иммунную систему. Мозг

активно следит и реагирует на иммунные реакции.

     Существует  еще  более  прямая  и  удивительная  связь  между  иммунной

системой  и мозгом.  Некоторые клетки  иммунной  системы  проникают в мозг и

изменяют нервные клетки головного мозга --  своего рода соединительные клетки

мозга.   Клетки    иммунной   системы   могут   также   производить   гормон

(адренокортикотропин), который стимулирует надпочечники.

     Нервная, эндокринная и иммунная системы действуют вместе, переводя наши

мысли  в  физиологические  реакции.  Часто  действия  автономной  нервной  и

эндокринной систем имеют заметные проявления, которые  возникают немедленно.

Если  вы  представите  себе  любимого  человека,  ваше сердце  начнет биться

учащенно.  Вы  получаете  непосредственную  обратную  связь,  поэтому  легко

установить  взаимосвязь.  Связь между  различными событиями  оказывается  не

столь  очевидной,  когда  дело  касается иммунной  системы.  Мы  не получаем

непосредственной  обратной  связи  о   том,   как  воображаемые  картинки  и

эмоциональные  состояния  действуют  на  иммунную  систему, и все  же  такое

влияние  должно существовать, потому что нервная и иммунная системы передают

свои  сообщения  по  одним  и  тем  же  путям  с  помощью  одних  и  тех  же

нейропептидов. И существуют механизмы, устанавливающие взаимную  зависимость

между иммунной системой и нашими мыслями и эмоциями.

     Кажется,  что наш  разум  и  интеллект  не  ограничиваются этими  двумя

системами, а полфунта сероватой  массы, заполняющей пространство между двумя

ушами, распределены по всему нашему телу.

     Удивительный  эксперимент, описанный  в  Международном журнале  наук  о

мозге,  содержал намек на возможность влияния  на иммунную систему с помощью

воображения. Группа  студентов была  обучена самогипнозу  и визуализации,  а

затем им описали специальные функции  определенных клеток иммунной системы и

взяли анализы  слюны  и крови.  После этого  каждый строил  свое собственное

представление о том, как улучшается функционирование этих клеток.  Эта часть

эксперимента  была хорошо  продумана. Если  бы исследователи  навязали  всем

стандартное   представление,  тогда   они   исследовали   бы   эффективность

воздействия  этого   представления  на  клетки  иммунной  системы.   Но  все

по-разному используют свое воображение.

     Через две недели вновь  были  взяты анализы слюны и крови для сравнения

функционирования   клеток  иммунной  системы  до   и   после   эксперимента.

Единственным статистически значимым изменением в иммунных клетках  оказалась

их способность прикрепляться к инородным объектам.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОВОСПРИЯТИЯ

     Иммунная  система очень  сложна, хотя  выполняемую  ею  paботу  описать

легко: она  следит  за нашей  идентичностью  на  физиологическом  уровне. Мы

думаем, что  стоит узнать  о работе  иммунной системы немного больше,  чтобы

оценить  изящество и точность,  с которыми она защищает  нас  в течение всей

жизни,  а  также   для  того,  чтобы  построить  некоторые  ясные  мысленные

представления, которые можно было бы использовать  для поддержания здоровья.

Знание -- это начало правильного восприятия,  понимания и возможности вносить

изменения.

     Иммунная система представляет собой  огромную  неизведанную территорию,

несмотря на массу исследований, проведенных в последние годы. Подобно мозгу,

она оказалась сложнее,  чем мы думали. Ее часто представляют, как  убивающую

машину  или   армию,  "отражающую"   атаки  болезнетворных  микроорганизмов,

"сражающуюся" с инфекцией и "мобилизующую"  ресурсы. Это полезная  метафора.

Иммунная система действительно  убивает  "вторгшиеся" микроорганизмы, но она

представляет  собой нечто большее,  чем просто личную  армию, блуждающую  по

организму  вместе  с  кровяным  потоком  в  поисках  нарушений  порядка. Она

действует, разделяя "я" и "не я". Она удаляет все то,  что относит к "не я",

например, опухоли, бактерии, вирусы и кровь несовместимой группы. Она делает

на  физиологическом уровне  то,  что мы делаем  на психологическом с  самого

детства  -- устанавливаем границы между  собой  и  другими людьми. Наводит на

размышления та  идея, что здоровье  на физиологическом  уровне заключается в

отчетливом представлении о самом себе.

     Иммунная система определена функционально --  через то, что  она делает.

Она недостаточно  четко  отделена  от остального тела, будучи представленной

частью его.

     Иммунная система состоит  главным  образом  из лейкоцитов -- специальных

клеток, которые  переносятся  вместе  с кровью ("лейко"  --  белый, "цитре" --

клетка). У  здорового  взрослого  человека около  триллиона  белых  кровяных

клеток, т.  е. по 7000 в  каждом кубическом миллиметре  крови. Они выполняют

ряд задач:  одни из них заставляют  другие  клетки  заниматься бактериями  и

вирусами,  другие помечают бактерии и вирусы. подлежащие  удалению, а третьи

удаляют их.

     У  иммунной  системы  есть  два  метода  защиты  организма:  "клеточный

иммунитет" (клетки распознают то,  что  к телу  не  имеет отношения, и сразу

удаляют это) и "гуморальный иммунитет" (клетки производят антитела -- большие

молекулы, способные разрушать определенные антигены -- такие, как бактерии).

НЕУРАВНОВЕШЕННАЯ СИСТЕМА

     Иммунная система обычно  знает, что атаковать, а что оставить  в покое.

Например, она  не трогает многочисленные  бактерии, живущие  в  кишечнике  и

способствующие пищеварению. Но что происходит, когда возникают сбои?

     Когда  иммунная  система перестает  реагировать  достаточно  жестко  на

внешние  антигены  типа  бактерий и вирусов, мы  начинаем  болеть. Но иногда

инфекция может быть столь сильной, что иммунная система, работая как обычно,

не может с ней совладать.

     Когда, напротив,  иммунная  система реагирует слишком резко на  внешние

антигены,  то  в  результате  возникает аллергия --  признак  излишне жесткой

реакции  на  вещество,  не  представляющее  собой  никакой   опасности.  Это

напоминает  слишком чувствительного человека,  принимающего  близко к сердцу

любые безобидные  замечания.  Реакция  иммунной  системы  оказывается  более

опасной, чем действия внешних антигенов.

     Если иммунная система слишком вяло  реагирует на  внутренние  антигены,

может развиться раковое заболевание. Наши клетки делятся ежедневно  миллионы

раз,  и  очень  вероятно,  что  аномальные  и  потенциально  раковые  клетки

рождаются  в  организме  постоянно.  Если  иммунная  система  ослаблена, она

перестает распознавать раковые клетки, и их  количество может  вырасти  так,

что их трудно будет контролировать.

     Иммунная система может также нападать на свой  собственный организм  по

ошибке. Это проявляется в виде ревматоидного артрита. В этом случае иммунная

система  атакует  здоровую  ткань  соединительных  хрящей,  что  приводит  к

утомлению,  мускульной  неподвижности,   опуханию  суставов   и  болезненным

ощущениям при движении.

ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

     У  нас есть пять чувств, а некоторые утверждают,  что интуиция является

шестым. Если это  так, то  иммунная  система является частью нашего  шестого

чувства -- восприятия самого себя.

     У  иммунной системы есть довольно много характерных черт органа чувств.

Глаза  воспринимают  свет,  уши  реагируют  на  звук,  а  иммунная   система

воспринимает то, что  мы называем "я". Глаза чувствительны к свету. Сигнал с

сетчатки  глаза подается в  мозг. Мозг  декодирует  информацию  и проецирует

картинку во внешний  мир.  Мы  видим.  Иммунная  система  воспринимает  "я",

передает информацию  по медиаторам  в  мозг.  Результатом является здоровье.

Наше восприятие себя необходимо  для  выживания. Мы можем  осознанно закрыть

глаза  и блокировать восприятие света, но  мы не можем произвольно выключить

свою иммунную систему.

     Иммунная система  является  репрезентативной системой для представления

самого   себя.   Сильная   иммунная  система  может   быть   физиологическим

эквивалентом обостренного чувства себя.

     Все, что  обостряет  ваше  восприятие  самого себя, скорее  всего будет

укреплять вашу иммунную систему. Все, что притупляет ваше  восприятие самого

себя, может  ослабить  и  иммунную систему. Цель  НЛП  -- развить  утонченное

восприятие самого себя, научиться  лучше осознавать себя, обращая внимание и

любопытство на  собственный  опыт, не  прибегая  к  критике и  окончательным

приговорам.  Подстраиваясь к самому себе, вы становитесь менее разбросанным,

более  расслабленным  и   более  склонным  доверять  своей  интуиции,  более

конгруэнтным  и  гармоничным.  Осознание  своих  эмоциональных  состояний  и

создание  ресурсных якорей начинает разрушать причинно-следственные связи. И

вы  перестаете быть  жертвой  обстоятельств, становитесь более свободными  в

своем выборе и начинаете лучше управлять своим текущим опытом. Вы  начинаете

выбирать способ реагирования, а не реагировать, как шарик в коробке.

     Когда   мы   говорим   о   самовосприятии,   мы   не   имеем   в   виду

противопоставление  себя другим. Мы  формируемся, строя  отношения с другими

людьми,  а  наши социальные  взаимоотношения помогают нам  самоопределиться.

Следовательно,  все,  что  укрепляет  наши социальные  связи, усиливает наше

здоровье, и наоборот. Депрессия, тяжелая утрата, слабые  социальные  связи и

одиночество  --  все  это  притупляет  наше самовосприятие  и  поэтому  может

привести к болезни. Когда люди теряют близких друзей или супругов, они часто

говорят  об этом так,  как будто умерла их собственная  часть. Они  утратили

часть своего самовосприятия.

     Ирония заключается в том, что  болезнь заставляет вас уделить некоторое

время самому  себе,  а не тому, чем вы хотели бы  заняться.  Поэтому болезнь

является не столько признаком  слабости, сколько  сигналом о дисбалансе.  Мы

никогда не бываем в  идеальном состоянии, жизнь -- это равновесие  между тем,

кто мы есть, и тем, кем мы становимся.

     Если   иммунная   система  является   репрезентативной   системой   для

представления   о  самом  себе,  то  вы  можете   усилить   ее,  став  более

чувствительным  к  своему  телу,  используя  при этом  свои  органы  чувств.

Ощущения  нашего  тела --  это  музыка физического  "я". При этом нет  смысла

развивать всепоглощающую озабоченность своим собственным телом и становиться

ипохондриком.  Можно  просто внимательно относиться  к  своему  организму  и

реагировать  на его сигналы. Порой сигналы будут  говорить: "Притормози,  ты

работаешь слишком много". Болезнь -- это последняя стадия,  когда все  слабые

сигналы были проигнорированы. Организм говорит: Ну хорошо, посмотрим, как ты

будешь игнорировать ЭТО!". |

     Вы  можете  начать  развивать  это  осознание  прямо   сейчас.  Начните

осознавать свое тело. Как вы сидите? Какие части тела чувствуют дискомфорт и

требуют движения? Найдя свое основное состояние, вы уже стали лучше понимать

свое тело Нелепость заключается в том, что мы можем тратить массу времени на

развитие  отдельных  органов чувств, пренебрегая  при  этом  своим  чувством

самого себя, которое оказывает такое сильное влияние на наше здоровье.

     АЛЛЕРГИИ -- ФОБИИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

     Аллергия весьма похожа на фобию иммунной системы У человека с фобией на

пауков,  например, будет бурная  беспричинная реакция на появление паука или

даже  на  воспоминание о нем. Логичные рассуждения  здесь  не  помогают.  Он

понимает, что в пауке  нет ничего опасного, и все же прикосновение к пауку --

выше  его  сил. Аллергия возникает тогда,  когда  иммунная система  начинает

реагировать таким же образом, скажем, на шерсть домашних животных,  домашнюю

пыль  или цветение  трав.  В  этом  нет никакой  опасности, просто  иммунная

система совершает ошибку. Типичные симптомы аллергии -- это слезящиеся глаза,

чихание, насморк, одышка или сыпь. Подобно фобии, аллергия обычно начинается

в  детстве  с неудачного  столкновения  с аллергеном, а  потом  эта  реакция

преследует человека всю жизнь.

     Астма -- это один из наиболее опасных видов аллергий.  При этом организм

реагирует  сужением бронхиол, что  приводит  к затруднению дыхания.  Причина

может быть самой незначительной, но реакция может оказаться очень серьезной,

даже угрожающей  жизни. Астма недостаточно хорошо  изучена.  Она  вызывается

самыми разными аллергенами, и эмоциональное состояние  тоже играет здесь  не

последнюю  роль.  Интенсивность  и  частота  приступов  может  меняться,   и

некоторым людям иногда удается оставить их в детстве.

     Джорген  и  Хенн  Лунд в  течение  года провели исследование  в  Дании,

касающееся  психологических  аспектов   астмы   и  влияния   НЛП-терапии.  В

исследовании принимали участие  две группы  пациентов: 30  человек проходили

терапию  с применением  методов НЛП, а  16  находились под наблюдением.  Обе

группы были обучены следить за  работой  своих  легких и правильно применять

лекарства,  им  помогли  найти  ощущения  для  контроля  своего состояния  и

осознать ограничивающие убеждения и их влияние на здоровье.

     В самом  начале исследования не все пациенты были убеждены  в  ценности

терапии.  Одни  совсем  отвергали  эту  идею,  а других больше  интересовало

медицинское вмешательство. Пациенты в  обеих группах  стали  лучше понимать,

как они воспринимают и реагируют на стресс, вызванный окружающими условиями.

Они начали использовать симптомы в  качестве сигналов о том, что их организм

находится под воздействием стресса, и это усилило их чувство самоконтроля.

     Спустя год обе  группы  демонстрировали более стабильную работу легких,

но в первой, прошедшей терапию,  наблюдались значительные улучшения. Емкость

легких  у взрослых астматиков имеет тенденцию к уменьшению  на 50  мл в год,

именно так  и было в  контрольной группе. В  первой же группе емкость легких

увеличилась на 200 мл, а частота обращений  в больницу и серьезных приступов

астмы также значительно уменьшилась.

     Аллергии часто включаются якорями. В одном эксперименте  врач  принял в

больницу  группу детей, у которых развивались астматические  приступы, когда

они  вдыхали  домашнюю  пыль.  Исследователи принесли  пыль из  дома каждого

ребенка и развеяли ее  в воздухе больничных палат. Девятнадцать из  двадцати

детей не проявили никакой реакции.

     С   другой  стороны,  физическое  присутствие   аллергена   оказывается

необязательным -- можно получить аллергическую реакцию, просто думая о нем. И

в связи с  этим возникает надежда: если  мы можем воздействовать на иммунную

систему таким образом, чтобы аллергическая реакция появлялась без аллергена,

тогда  должна существовать  возможность  воздействовать  на  нее  так, чтобы

вылечить аллергию.

НЛП И ЛЕЧЕНИЕАЛЛЕРГИИ

     В НЛП существует процедура работы с аллергией. Она работает лучше в том

случае,  если реакция возникает на конкретное,  легко определяемое вещество.

Этот метод был разработан Робертом Дилтсом, Тимом Халлбомом и Сьюзи Смиф.

     Прежде всего  -- предупреждение. Аллергии  могут быть  весьма  опасными,

даже  угрожающими  здоровью.  Эти методы  должны  не  подменять  медицинское

лечение,  а работать вместе с ним. Если у вас есть сомнения,  то лучше их не

применять.

     Метод лечения аллергии, разработанный НЛП, разрушает якоря, действующие

на  иммунную систему, прерывая связь между стимулом (аллергеном) и  реакцией

(аллергической реакцией). Мы будем описывать эту процедуру так, как будто вы

помогаете другому человеку.

     Первый  шаг  заключается в  том, чтобы  установить раппорт.  Вы  можете

признать   опыт  другого  человека.  Ведь   вам  вместе  придется   изменять

аллергическую реакцию.

     Теперь начните создавать  якорь на  состояние комфорта и  защищенности.

Попросите партнера вспомнить, приятную ситуацию,  в  которой  он  чувствовал

себя совершенно расслабленным. Помогите  ему найти состояние, не связанное с

аллергической  реакцией.  Когда вы увидите  по его  лицу и  дыханию, что  он

расслабился, легко прикоснитесь своей рукой к его руке в определенной точке.

Это будет тактильным  якорем на это состояние. Скажите ему,  что каждый раз,

когда  он будет  чувствовать  это  прикосновение, оно  будет напоминать  ему

расслабленное состояние и что он сможет погружаться в него в любой момент на

протяжении всей процедуры.

     Отвлеките  его   внимание  и   прервите   это  состояние.  Потом  снова

прикоснитесь в том же самом месте на руке и убедитесь. что он опять вернулся

в  то же приятное  расслабленное  состояние. Проверьте, еще и  задав вопрос.

Повторяйте этот  процесс до  тех  пор,  пока  ваше  прикосновение не  начнет

надежно переводить его в это расслабленное  состояние. Теперь  вы  закрепили

расслабленное  состояние якорем  -- прикосновением  к  руке --  и можете  быть

уверены,  что если во время процедуры ваш партнер почувствует дискомфорт, вы

сможете  вернуть его  в  приятное  нейтральное состояние.  Это "спасательный

круг" на случаи непредвиденных обстоятельств.

     На  следующем   шаге   попросите   партнера   лишь   слегка   вспомнить

аллергическую  реакцию, чтобы вы  смогли увидеть, как она выглядит. Спросите

его, на что это похоже, когда он вступает  в  контакт с аллергеном. Обратите

внимание на изменения  его дыхания, цвета кожи и,  в особенности,  влажности

глаз.  Это  первые  признаки  аллергической  реакции.  В  НЛП  эта  операция

называется "калибровкой"  реакции:  вы проверяете  аллергическое  состояние,

внимательно наблюдая за тем, как оно выглядит, чтобы позже легко его узнать.

     Если  вы  уже  увидели  реакцию,  прервите  это  состояние.  Расскажите

анекдот, отвлеките его внимание и заставьте подвигаться.

     Следующий  шаг  --  объяснить  ошибку  иммунной системы. Скажите  своему

партнеру,  что  сам  аллерген  не  представляет  никакой опасности, что  его

иммунная система наилучшим  образом защищает его, но  при  этом реагирует на

неподходящий  стимул.  Она  может продолжать  так  же защищать  его,  но  не

реагировать столь бурно именно на это вещество. Она научилась такой реакции,

и  теперь  может научиться другой, более подходящей.  Говорите об аллергене,

как  об "этом веществе", а не "аллергене".  Назвав его  по-новому, он начнет

думать о нем по-другому. Расскажите ему о медицинских исследованиях иммунной

системы, о том,  как  замечательно  она работает  и как может учиться  новым

реакциям. Если сможете,  приведите  пример  человека,  который  расстался со

своей аллергией.

     Следующий шаг  может потребовать некоторого времени.  Какова  вторичная

выгода  этой  аллергии?  У  аллергии  тоже  есть  своя  выгода.   Она  может

определять, что  человеку есть,  с кем дружить и куда ездить в выходные. Она

может  помогать   ему  избегать  определенных  ситуаций.   Быть  может,   ею

пользуются, чтобы  управлять  другими людьми или привлекать к себе внимание.

Бывает,  что  аллергия  на  сигаретный  дым  оказывается  надежным  способом

заставить   кого-нибудь   бросить   курить,   не   прибегая   к   чрезмерной

настойчивости.  Человек,  страдающий  от  аллергии, организует  свою  жизнь,

руководствуясь распорядком получаемого медицинского  лечения. Когда аллергия

будет вылечена, ему  придется вносить новый порядок в свою жизнь,  принимать

решения,  изменить диету и обращать внимание на такие  вещи, которые  раньше

оставались незамеченными.  До  тех  пор,  пока эти вопросы не будут  решены,

аллергия, скорее всего, будет продолжать свои действия.

     Вы можете закончить, например, таким вопросом: "Если бы все эти вопросы

(диета, ситуации и  т. п.) разрешились удовлетворительно  и ваша жизнь стала

более наполненной,  захотели  бы вы  расстаться с  аллергией?".  Внимательно

прислушайтесь   к  любому  сомнению,   прозвучавшему   в  его  интонации,  и

продолжайте лишь в том случае, если ваш партнер ясно ответит: "Да".

     Далее,  найдите  какое-нибудь вещество,  с помощью которого  вы  будете

переучивать иммунную систему. Попросите партнера подумать о веществе,  очень

похожем на аллерген, но  не вызывающем  аллергическую  реакцию.  Например, у

человека  может быть  аллергия на  укусы пчел, но не муравьев, или на пыльцу

трав,  но  не деревьев. Заставьте партнера  полностью ассоциироваться  с тем

воспоминанием,  когда он  был  в контакте  с  безобидным веществом.  Следите

внимательно  за  его дыханием,  глазами и цветом  кожи, чтобы сразу заметить

любой признак аллергической реакции. Если такие признаки появились, выберите

другое вещество.

     Когда вы найдете хороший пример и партнер полностью ассоциируется с тем

воспоминанием,  когда он  был в  контакте  с этим  веществом, закрепите  это

состояние якорем, прикасаясь к определенному месту на его руке, отличному от

"спасательного круга". Это будет "ресурсный якорь".

     Теперь  вы готовы начать  учить  его  иммунную  систему реагировать  на

бывший аллерген так же,  как она реагирует на  безобидное вещество. Аллерген

является якорем для аллергической реакции, а  вы замените  его новым  якорем

для  нейтральной реакции.  Во время этой операции  вы должны защитить своего

партнера от аллергической реакции, поэтому попросите  его  диссоциироваться,

наблюдая за самим собой через  стеклянный или  пластиковый прозрачный экран.

Попросите его сделать этот экран  воздухонепроницаемым и  достаточно толстым

для  того,  чтобы он не  пропускал  аллерген. Используйте при этом ресурсный

якорь, прикоснувшись к руке партнера, и попросите его увидеть самого себя по

другую сторону экрана  в такой ситуации, где ему может встретиться аллерген.

Пусть он очень  постепенно  вводит аллерген в пространство  по ту сторону от

экрана. Необходимо, чтобы он смотрел на самого себя, расположенного с другой

стороны экрана и чувствующего себя  совершенно спокойно  в контакте с бывшим

аллергеном.  Продолжайте  держать ресурсный якорь.  Наблюдайте за  партнером

очень внимательно и остановитесь сразу же при первых признаках аллергической

реакции.

     Когда  он  сможет  видеть  себя,  не проявляющего никаким аллергических

реакций  в присутствии аллергена,  вы будете  близки к завершению. Попросите

партнера  позволить  экрану  раствориться и исчезнуть. После  этого пусть он

перенесет  изображение  самого  себя,  спокойно относящегося  к  присутствию

аллергена, из-за экрана обратно в свое собственное тело и объединится с ним.

     И  последнее -- проверка.  Уберите  ресурсный якорь и попросите партнера

представить себе присутствие аллергена прямо сейчас; заметьте, появляются ли

какие-нибудь признаки старой  аллергической  реакции.  Обычно  она пропадает

совсем или уменьшается в значительной степени.

     После  этого  пусть  он  представит себе свой  контакт  с аллергеном  в

будущем.  Это  последняя проверка, и в НЛП  она  называется "присоединение к

будущему".  При   этом   человек  мысленно  проигрывает  новую   реакцию   в

воображаемой будущей ситуации.  Внимательно  следите  за любыми проявлениями

старой аллергической реакции.

     Лучше  всего, если вы проверите аллергическую реакцию  прямо  на месте,

если  это  возможно, уместно  и  ваш  партнер дал  согласие. Будьте особенно

осторожны,  если   прежняя   аллергическая   реакция   была  сильной.  Пусть

безопасность станет основным вашим критерием.

     Мы оба с успехом применяли эту технологию. Один наш коллега применил ее

на  себе  и вылечил  самого  себя от целого букета  аллергий, которые раньше

выводили его из строя на несколько дней.

     Ниже мы приводим краткое описание этой технологии.

     1.   Установите   якорь   "спасательный   круг".  Это  такое   приятное

воспоминание, к  которому человек может  вернуться во время  процедуры, если

возникнет  какое-то  беспокойство.  Закрепите  его  прикосновением  к  руке.

Прервите это состояние.

     2. Проведите калибровку признаков  аллергии.  Попросите  человека очень

ненадолго  представить   себе   присутствие  аллергена.   Проверьте  наличие

признаков аллергии (влажные глаза, изменение цвета кожи, изменение дыхания),

чтобы вы оба смогли узнать их снова. Прервите это состояние.

     3. Объясните ошибку иммунной системы. Объясните смысл  этого процесса и

его медицинское обоснование.

     4. Проверьте самые разнообразные  последствия.  Как изменится его жизнь

без аллергии?  Какие полезные  сопутствующие явления несет с собой аллергия?

Найдите способ  сохранить  эти преимущества  даже после  излечения аллергии.

Возможно, вам потребуются  новые способы,  которые  позволят  справляться со

стрессовыми ситуациями.

     5.  Найдите ресурс. Он должен как можно больше походить на аллерген, но

не  вызывать   аллергическую   реакцию.  Попросите  человека  ассоциированно

представить себе  контакт с  этим  безобидным веществом. При этом  не должно

возникать  никаких  проявлений аллергической  реакции.  Поставьте  ресурсный

якорь на это  состояние, прикоснувшись к руке, и держите  этот  якорь до тех

пор, пока не завершится весь процесс.

     6. Помогите пациенту диссоциироваться. Один из  лучших способов сделать

это -- предложить  ему  увидеть самого себя  по  другую  сторону  прозрачного

экрана.

     7.  Пусть  он  представит  себе  введение   аллергена  за  экраном.  Он

постепенно вводит  аллерген в  пространство  за экраном  и  наблюдает  себя,

реагирующего нормально на аллерген.

     5.  Верните  образ  обратно  в  тело.  Пусть  пациент  рассеет экран  и

объединится со своим изображением.

     9. Проверка и  присоединение к будущему. Попросите пациента представить

себе  будущие  ситуации,  в  которых  он   будет  находиться  в  контакте  с

аллергеном,  и  обратите внимание на любые проявления аллергической реакции.

Если это возможно и уместно, проведите  реальную  проверку  аллергии  с  тем

веществом, которое прежде вызывало эту реакцию. Будьте осторожны!

     Это хороший  пример  подхода  НЛП  в  работе  со  здоровьем. НЛП весьма

практично.  Очень  важным является  установление раппорта  с  тем человеком,

которого вы лечите.

     Сначала  вы  определяете  его  настоящее  состояние,  затем  формируете

желаемое.  После  этого   тщательно   проверяете  последствия   планируемого

изменения.

     Следующий  этап -- найти ресурс,  который поможет совершить  переход  из

настоящего состояния в желаемое.

     В конце  вы  делаете  проверку  и  присоединение  к будущему. Процедура

оказывается успешной, если пациент получает желаемый результат.

     Фактически  вы предоставляете возможность человеку оказывать влияние на

свою  иммунную  систему  посредством  своих  мыслей,  а  вы  своими  словами

воздействуете на  его мысли. В словах скрывается  огромная сила, они придают

форму нашему мышлению о своем здоровье.

     А каким образом это происходит -- предмет следующей главы.

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

     "Важно знать, у какого  пациента возникла  болезнь, а не какая  болезнь

возникла у пациента".

     Сэр Вильям Ослер

     "По-видимому,  Бог не  поместил рецептор  опиата  в наш мозг  для того,

чтобы мы смогли в конце концов узнать ценность опиума".

     Кэндейс Перт

     "Некоторые   пациенты,   каким  бы   опасным  ни  было  их   состояние,

выздоравливают просто  от  того, что  получают  удовлетворение  от общения с

добродетельным доктором".

     Гиппократ

     "Взаимоотношения между доктором и пациентом напоминают тесные дружеские

отношения. Они  предполагают не только знания  со  стороны  терапевта,  но и

симпатию. Этот аспект медицинской практики  относят  к  разряду искусства. И

все-таки, я полагаю, было бы более точным назвать его квинтэссенцией" .

     Бюллетень госпиталя Джона Хопкинса