* ГЛАВА 8 СТРЕСС
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
От метафоры к стрессу. Но не слишком ли быстро мы движемся? Стресс сам
является метафорой. Он пришел из области физики и техники и описывает и
силу, приложенную к телу, и полученное в результате разрушение или
деформацию. "Напряженность", "давление" -- все это метафоры из той же
области. Мы пользуемся ими, как будто они так же применимы к человеческим
переживаниям, как и к неживым материалам. Механические конструкции и
материалы могут испытывать большие напряжения и ломаться. У них есть предел
прочности. У нас есть выбор. Два чугунных бруска сломаются при одной и той
же нагрузке; люди же очень сильно отличаются и в том, что они считают
нагрузкой, и в том, какую нагрузку они могут выдержать.
Кроме того, стресс -- это номинализация, существительное, за которым
скрывается процесс. Кто подвергся стрессу, от чего и каким образом?
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он
определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое
обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс -- это "то, что
ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни". Это полезные
определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в
ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего
организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс,
называется "стрессором".
Трудно сказать, что представляют собой стрессоры, потому что у каждого
они свои. Что вызывает стресс у одного, может для другого оказаться пробой
сил. Какие события и переживания наверняка будут вызывать стресс? Те, с
которыми вы не сможете справиться, или, если оставаться в рамках физической
метафоры, те, которые вызывают у вас деформации, превышающие предел вашей
гибкости. Вспомните, ведь гибкость является одним из четырех столпов НЛП.
Чем больше ваш запас гибкости, тем легче вы будете реагировать и сохранять
контроль над своими реакциями, и тем меньший стресс вы будете испытывать,
независимо от направленного на вас воздействия. НЛП внесло огромный вклад в
решение проблемы управления стрессом. Оно сместило фокус внимания с внешнего
стрессора на вашу реакцию и предложило ряд практических способов развития
вашей способности справляться со стрессом.
РЕАКЦИЯ ВАШЕГО ОРГАНИЗМА НА СТРЕСС
Когда вы сталкиваетесь с ситуацией, которая требует напряжения ваших
сил, происходят три быстро сменяющие друг друга явления:
-- само событие;
-- ваше восприятие события;
-- реакция тела на ваше восприятие этого события.
Само событие вряд ли поддается вашему контролю. Ваше восприятие события
определяется возможностями вашего контроля. Если вы воспринимаете событие
так, как будто оно выходит за рамки ваших возможностей, тогда организм
реагирует автоматически, готовясь к борьбе или отступлению, и такая реакция
на стресс наносит вред.
Реакция возникает, когда симпатическая часть автономной нервной системы
приводится в действие гипоталамусом -- небольшой частью мозга, тесно
связанной с лимбической системой, контролирующей наши эмоции. Кроме того,
гипоталамус регулирует те процессы, которые протекают в организме
бессознательно,-- такие, как температура, пульс, дыхание, водный баланс,
кровяное давление. Он выделяет гормон под названием corticotrphin-releasing
faktor (CRF), который активизирует гипофиз. Гипофиз выделяет
адренокортикотрофин (АКТ), заставляющий надпочечники выделять кортизол и
другие гормоны -- такие, как адреналин и норадреналин. Эти гормоны и
нейропептиды подавляют иммунную систему. Гипоталамус также включает процесс
высвобождения бета-эндорфинов, наших собственных обезболивающих, чтобы дать
нам возможность выдержать боль, напряжение и физический дискомфорт. В
результате мы становимся более возбужденными. Наши зрачки расширяются, чтобы
пропускать больше света, а волоски на нашем теле поднимаются, делая нас
более чувствительными к прикосновениям и вибрации. Кровь приливает к крупным
мускулам и отходит от кишечника. Мы получаем одну и ту же биохимическую
инъекцию вне зависимости от того, существует реальная угроза или нет. Если
мы думаем, что она реальна, то для нашего тела она и является реальной.
Если нам угрожает реальная опасность, такая реакция оказывается очень
полезной. Мы чувствуем бодрость и оживление и можем выйти за пределы своих
обычных ограничений. Но для некоторых людей это состояние возбуждения
становится нормой. У них появляется тяга к стрессу, требующая все большей и
большей дозы, чтобы поддерживать тот же уровень возбуждения. Стресс
действует, как наркотик, и нормальная жизнь кажется уже скучной. Но стресс
повышает кровяное давление, частоту сердечных сокращений, нарушает
пищеварение и подавляет иммунную систему. Он также ослабляет наше мышление,
потому что кровь приливает к мускулам и отходит от участков головного мозга,
отвечающих за мышление. Хронический стресс оказывается не очень полезным.
Это все равно, что вести машину, вдавив в пол педаль газа и удерживая ее в
таком положении все время, не обращая внимание на состояние дороги.
Организму требуется некоторое время для восстановления после реакции на
стресс, для пополнения запасов гормонов и медиаторов. Иными словами, как на
американских горках -- то вверх, то вниз. Это может привести к "сгоранию", и
последствия могут быть серьезными. Существуют более подходящие способы
оставаться бодрым и поддерживать контакт с самим собой и с миром, чем
полагаться на биохимический коктейль стресса.
Психологи Сьюзан Кобаса и Сальватор Медди в середине 70-х годов провели
исследование 200 менеджеров Телефонной Компании Белла в Иллинойсе. Это было
трудное для них время, потому что компания оказалась в каких-то сложных
деловых отношениях с AT&T. Все менеджеры заполнили анкету относительно
стресса и перечень болезней и симптомов. Это были мужчины средних лет,
женатые, из среднего класса общества.
Хотя у всех был один и тот же уровень стресса, лишь 100 сообщили о
чрезвычайно больном состоянии. У остальных наблюдались некоторые признаки
диагностируемых заболеваний. Кобаса обнаружила, что те работники, которые
оставались здоровыми, по-другому думали о происходящих с ними событиях. Они
относились к изменению как к неизбежной части жизни и возможности для роста,
а не как к угрозе для достигнутого. Они были убеждены, что, будучи не в
состоянии контролировать происходящее, они могли бы влиять на последствия
возникших проблем. Кроме того, они были серьезно увлечены своими семьями и
работой, которые давали им чувство целеустремленности и заряжали энергией.
Кобаса назвала эту комбинацию контроля, обязательства и готовности принять
испытание "психологической устойчивостью".
После этих исследований в рамках Чикагского проекта изучения стресса в
течение восьми лет продолжались наблюдения за здоровьем 259 менеджеров. В
периоды усиления стресса, связанного с условиями труда, у сотрудников с
низкой психологической устойчивостью наблюдались более резкие ухудшения
здоровья.
ВЫБОР, КОНГРУЭНТНОСТЬ И ИСПЫТАНИЕ
Мы не в состоянии обойти все события, представляющие для нас испытания,
следовательно, нам придется как-то с ними справляться.
Прежде всего разделим умение справляться с испытанием и умение
справляться с воздействием стресса. Некоторые люди считают, что они
справляются хорошо, когда на самом деле они просто начинают привыкать к
стрессу. Управляться с действующим стрессом -- совсем не то же самое, что
иметь дело с причинами.
Отрицание -- вот один из способов справляться со стрессом в течение
короткого промежутка времени ("Напряженный -- кто, я?" -- сквозь скрежет зубов
и натянутую улыбку). Трудоголизм -- другой способ. Это неудержимая тяга и
озабоченность работой, а не результатами труда, позволяющая трудоголику
игнорировать или оправдывать протесты со стороны тела. Другими
краткосрочными решениями являются кофеин, сигареты, алкоголь,
транквилизаторы и многие лекарства. Они могут вызывать свои собственные
проблемы.
Лучший способ управляться со стрессом -- избегать его. Для этого вам
необходимы ресурсы, чтобы справляться с теми ежедневными ситуациями, в
которых может возникнуть стресс.
Эти ресурсы следующие:
-- выбор;
-- конгруэнтность;
-- испытание.
Что они означают с точки зрения НЛП?
Выбор представляет собой способность и готовность реагировать
различными способами. Это гибкость в действии. Когда у вас есть выбор, вы
чувствуете самообладание. Другое понимание выбора и самообладания -- это
равновесие между осознаваемыми вами ресурсами и воспринимаемой трудностью
испытания. Если вы чувствуете, что трудности значительно превышают ресурсы,
тогда возникают стресс, паника, смущение или раздражение. Но если, по вашему
мнению, ресурсов значительно больше, чем трудностей, тогда наступают скука и
безразличие. Наилучший баланс лежит посередине -- там, где воспринимаемые
вами ресурсы и трудности соответствуют друг другу.
Выбор возникает из способности управлять своим внутренним, а не внешним
миром, который не поддается ни предсказаниям, ни контролю.
Исследования показывают, что люди, имеющие высокую потребность в
управлении внешним миром, постоянно испытывают "стресс власти" ("power
stress"). Они переживают двойной стресс: им хочется управлять происходящим,
но они не могут -- и поэтому плохо справляются с тем, что на самом деле
происходит.
У всех нас есть такая область интересов, где нас волнует то, что
происходит, и у всех имеется некоторая область, в пределах которой мы
действительно можем оказывать влияние на происходящее. Они перекрываются, но
не совпадают. Мы никогда не сможем влиять на все, что нас интересует.
Стремление влиять на всю область интересов -- это сверхконтроль, и он
связан с повышением вероятности сердечнососудистых и желудочных заболеваний.
На противоположном полюсе находится слабый контроль -- неспособность
воздействовать на ситуацию, находящуюся в области нашего влияния и интереса.
Слабый контроль приводит к повышению риска депрессии и ощущению
беспомощности, которые могут сделать нас более склонными к заболеваниям
вообще и к раковым в частности.
Посмотрите на таблицу.
Ситуация, воспринимаемая как подконтрольная
Ситуация, воспринимаемая как неподконтрольная
Действие
Эффективность
Мастерство
Сверхконтроль
Беспокойство
Паника
Бездействие
Безнадежность
Беспомощность
Депрессия
Принятие
Способность оставить все как есть
Это действительно полезный способ мышления.
В квадратах А и Г никакого стресса нет.
Когда вы почувствуете стресс, подумайте, в каком месте этой таблицы вы
находитесь. Быть может, вы в квадрате В, беспокоясь о том, на что не можете
оказывать влияние?
Пусть в этом квадрате все остается так, как есть.
Или вы в квадрате Б, чувствуя себя беспомощным перед лицом
многочисленных требований?
В квадрате Б следует предпринимать действия. Расставьте приоритеты и
приступайте сначала к самым важным проблемам. Ничего не делая, вы лишь
ухудшите ситуацию.
В квадратах В и Г состояния нересурсные, и вам придется изменить
состояние, прежде чем приступать к решению какой-то реальной проблемы,
которая может появиться у вас на пути. Помните, что вы не сможете адекватно
реагировать на проблему, находясь в нересурсном состоянии, вызванном этой
проблемой.
Действуйте в тех ситуациях, в которых вы можете произвести изменения, и
оставайтесь спокойными там, где не можете, и научитесь различать такие
ситуации между собой.
Вторым ресурсом является конгруэнтность. В исследованиях по управлению
стрессом это иногда называют "убежденность" ("commitment"). Это ощущение
направленности и внутренней энергии, которое позволяет вам двигаться по
направлению к своей цели. Такое состояние возникает, когда все ваши части
начинают работать вместе для достижения вашей цели.
Противоположное состояние -- это неконгруэнтность: внутренние
противоречия и нерешительность. Когда вы неконгруентны, у вас пропадают и
энергия, и сосредоточенность. Внутренний конфликт может вызывать ослабленное
состояние, а оно может влиять на иммунную систему посредством связей "тело --
разум", поддерживаемых с помощью медиаторов. Существует целый континуум
неконгруэнтности. На одном конце этого континуума находится простое ощущение
дискомфорта в какой-нибудь ситуации, состояние раздвоенности. Это может быть
неконгруэнтностью, потому что вы оказываетесь в незнакомых обстоятельствах и
не знаете точно, что делать. Все переживали такую неконгруэнтность. На
другом конце этого континуума располагается ощущение конфликта, касающегося
вопроса о том, кто я -- неконгруэнтность на уровне идентичности. Конфликт на
этом уровне скорее всего будет отражаться на вашем физиологическом чувстве
самого себя -- вашей иммунной системе.
Третий ресурс -- это испытание. Представление об испытании возникает,
когда вы думаете о результате, при этом события превращаются в возможности
для продвижения к тому, чего вы хотите. У событий нет определенного
значения, они могут иметь тот смысл, который вы хотите в них вложить -- вы
можете поместить их в другую рамку. Когда происходит то, что может вызвать у
вас стресс, спросите себя:
Что бы это значило?
Какое значение я хотел бы придать этому?
Как это могло бы превратиться в полезное испытание?
Только вы сами сможете определить стресс для себя, вот почему мы не
поместили никаких вопросников о стрессе в этой книге, хотя они существуют.
Как стресс действует на вас? У всех есть слабости. Некоторые страдают
от повышенного кровяного давления. Головная боль, боль в спине, напряжение в
плечах и шее -- вот еще несколько симптомов. Расстройство пищеварения,
метеоризм, уменьшение продолжительности и ухудшение сна по серьезным
причинам, утомляемость в течение дня, сыпь, язва, частые простуды и грипп
также представляют собой признаки того, что вы находитесь под действием
стресса. Раздражительность, тревожность или трудности с сосредоточением
внимания тоже могут быть такими признаками.
Запишите, как ваш организм сообщает вам о стрессе. Это ценная обратная
связь.
Вам следует начать с того места, где вы сейчас находитесь, поэтому
подстройтесь к самому себе. Вы не уберете стресс из своей жизни за один
вечер. Подумайте над следующими вопросами:
Насколько высок уровень стресса у меня сейчас?
Откуда он возникает?
Вижу ли я какие-то закономерности?
Проявляются ли симптомы стресса в большей степени в определенные
периоды: в выходные дни, во время отпуска, в моменты завершения работ?
Вероятно, существует много причин для стресса. Как только вы узнаете те
вещи, которые вызывают у вас стресс и поддаются вашему влиянию, вы можете
заняться ими. Их можно проанализировать с помощью логических уровней.
Окружение
Что в вашем окружении вызывает у вас стресс? Длительная поездка на
работу, тесный и шумный офис, неработающие бытовые приборы, ссора с близким
человеком? Ваша работа может вызывать стресс, если к вам предъявляется
множество требований, а у вас недостаточно возможностей для их разрешения.
Чтобы ослабить стресс, может быть, вам понадобится изменить свое окружение.
Какие ресурсы предлагает вам окружение для работы со стрессом? Одна
причина стресса заключается в незнании того, что случится. Информация дает
чувство контроля. Исследования над больными показали, что те, кому была
предоставлена поддержка и информация об их заболевании, меньше оставались в
больнице и быстрее выздоравливали.
Поведение
Что из того, что вы делаете, вызывает у вас стресс? Может быть, выезд
на встречу в последнюю минуту и связанное с этим постоянное напряжение, или
необходимость отвечать требованиям людей в то время, когда вам не хотелось
бы этого делать. Изменения в заведенном порядке могут вызвать стресс. Вы
узнаете, что вызывает у вас стресс, если будете обращать внимание на
обратную связь, которую передает вам ваш организм.
Какое поведение могло бы служить вам ресурсом? Больше времени проводить
в путешествиях -- вот один из примеров. Сказанное "нет" время от времени
может доставлять удовольствие, если вы обычно говорите "да", и потом
сожалеете об этом. Или же сказать "да", если вы чаще всего говорите "нет", а
затем чувствуете себя плохо. Физическое удовольствие является превосходным
ресурсом, например: музыка, изысканная пища, занятия с детьми, хороший фильм
или физические упражнения.
Способности
Если у вас есть способность включать беспокойство у самого себя,
следовательно, вы развили определенное умение. Вы почти наверняка сможете
легко представить, как что-нибудь приводит к неудовлетворительному
результату. Наверное, вы делаете это, создавая мысленные фильмы о том, как
все может расстроиться, а затем представляя себе устрашающие последствия. И
это тоже определенное умение. Оно демонстрирует вашу способность
представлять себе картины настолько живо, чтобы вызывать существенные
химические изменения в своем теле. Вероятно, для этого таланта существуют
другие точки приложения. Что произойдет, если ту же способность живого
воображения вы примените для того, чтобы представить себе, что будет через
15 минут после удовлетворительного разрешения события, а затем подумать о
том, как бы вы могли этого достичь?
Убеждения и ценности
Быть может, вы не думали о том, что убеждения и ценности способны
вызвать стресс или оказаться ресурсами против него, но это именно та
область, изменения в которой могут привести к значительному эффекту. Мы
носим свои убеждения с собой, поэтому они будут вызывать стресс, где бы мы
ни находились. Чем жестче наши убеждения и ожидания, тем сильнее
переживаемый нами стресс, поскольку мир вокруг нас не свернет со своего пути
только для того, чтобы удовлетворить наши нужды.
Какие убеждения могут вызывать стресс? Убеждение в том. что люди
недостойны доверия и готовы обманывать вас при первой возможности, будет
держать вас "на взводе" и провоцировать стресс. Сама медицинская модель
является набором убеждений, чреватых появлением стресса. Она подразумевает,
что когда вы болеете, ваше тело выходит из-под вашего контроля, и вам
необходимо обратиться к эксперту для прохождения курса лечения. С другой
стороны, убеждение в том, что вы сами полностью отвечаете за свое
выздоровление, и никто не сможет вам помочь, тоже опасно возникновением
стресса.
Все убеждения, ставящие вас в зависимость от других людей или событий
или означающие отсутствие выбора в реагировании на различные события, будут
способствовать стрессу. Ценности тоже оказываются важными в этот момент.
Если вы обнаруживаете какой-то стресс, периодически повторяющийся в вашей
жизни, значит, вы находите что-то ценное в нем для себя. Чего вы пытаетесь
достигнуть? Быть может, лучше было бы достигнуть желаемого без стресса?
Все убеждения, усиливающие ваше чувство контроля над собой и внешним
окружением, являются ресурсами. Вера в собственную способность управлять
событиями своей жизни будет автоматически снижать уровень стресса. Это
убеждение известно под названием "внутренняя сила" ("self-efficacy") и
глубоко изучалось Альбертом Бендурой и его коллегами из Стэнфордского
университета. Они обнаружили, что чем больше люди верят в то, что могут
справиться с испытанием, тем менее тяжелый урон может нанести стресс их
организму. У людей с таким убеждением оказывается более сильной иммунная
система.
Как вы строите внутреннюю силу (self-efficacy)?
* Путем построения в своем прошлом ряда опорных ситуаций (reference
experiences), связанных с успехом или провалом.
Вспомните свои успехи, даже незначительные. Скоро вы наберете
достаточно много таких примеров. Следует учитывать только те из них, в
которых успех зависел от ваших действий. Те случаи, в которых вы получали
результаты, не приложив никаких усилий, не принимайте в расчет.
* Путем моделирования других людей.
Понаблюдайте за теми людьми, которым тоже пришлось столкнуться с такими
испытаниями. Какие качества помогают им достичь успеха? В чем заключаются
различия между теми, кто преуспевает, и теми, кто терпит провал? Что они
делают? Во что они верят? Что является важным для них? Если это возможно для
них, то почему бы этого не сделать вам?
* Обращаясь к ментору, человеку, который сможет помочь вам и поддержать
вас.
Ментор не обязательно должен быть реальным человеком, это может быть
герой фильма или книги. Нет необходимости в том, чтобы он присутствовал
физически, или чтобы вы знали его лично. Это может быть исторический герой,
который вдохновляет вас. Когда вам необходима поддержка или помощь,
подумайте про себя: "Как бы он посоветовал мне поступить в этой ситуации?".
Идентичность
Если стресс столь велик, что вы даже не знаете, во что поверить, у вас
все еще остается ресурс -- ваша идентичность, Когда вы достигаете этого
уровня, вы осознаете, кто вы, и с этой позиции начинаете понимать, что вам
следует делать, Отчетливое представление о самом себе является мощным
ресурсом против стресса. Единственным стрессом на этом уровне может быть
ложный образ. Он может проявляться двумя способами. Первый -- касается
отношений между людьми, когда человек не позволяет кому бы то ни было
увидеть себя настоящего, и скорее всего работает в тех случаях, когда
человек не может выразить себя полностью в своей работе. Второй способ
проявления ложного образа -- это маска, надетая для своей или чужой пользы,
чтобы защитить настоящую личность. Такая маска может возникнуть в детстве,
когда человек не знал, как справиться с чем-то, и в качестве средства
использовал ложный образ. Когда это происходит, человек еще раз переживает
ощущение пустоты, и его поведение утрачивает дополнительную степень свободы
для поддержания равновесия.
Выше идентичности
И наконец, выход за пределы существующей идентичности и включение ее в
более полное понимание самого себя представляет самый мощный ресурс, который
создаст новое представление о связи с другими людьми. Этого можно достичь
многими способами -- такими, как любовь, религия и медитация. В этой области
не существует простых ответов, а есть только возможные различные пути, по
которым можно -- по крайней мере, временно -- двигаться без стресса.
Когда ваше тело говорит вам, что вы находитесь под действием стресса:
1. Осознайте ощущения в своем теле. Подстройтесь к себе. Эти ощущения
реальны, даже если вы думаете, что их не должно быть.
2. Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде.
3. Какое значение вы придаете этому переживанию? Когда вы получите
ответ, спросите себя: "Что еще могло бы это значить?". А затем: "Какой смысл
я хотел бы придать этому эпизоду?".
4. Что бы вы могли сделать с этим? Находится ли это в области вашего
влияния? Если нет, оставьте все так, как есть, и пусть оно продолжается.
Если да, то какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение?
Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации?
Какова ваша цель?
5. Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий раз
избежать неприятностей?
РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОВА, КАКОЙ ВЫ ЕЕ СОЗДАЕТЕ
НЛП вместе с другими системами психологии и философии предполагает, что
мы, не видя мир таким, каким он является на самом деле, строим модель этого
мира. То, что мы воспринимаем, проходит сквозь фильтры наших органов чувств,
а потом мы интерпретируем свой опыт в свете собственных убеждений,
интересов, воспитания, забот и настроений. Мы составляем карту и
отправляемся с ней в плавание по жизни. Если это хорошая карта, мы будем
путешествовать долго, получая при этом удовольствие. Карта, ограниченная
небольшой территорией, гарантирует короткое путешествие. Все мы двигаемся по
одной и той же территории, но с разными картами в руках. На протяжении всей
истории человечества люди сражались и умирали в борьбе за то, чья карта
является правильной. НЛП не предлагает вам "правильную" карту, а претендует
на то, чтобы показать вам процесс ее составления. Это может расширить ту
карту, которая у вас есть, и тогда вы сможете предпринять более
увлекательное путешествие.
НЛП предполагает, что мы создаем свои карты тремя различными способами:
Во-первых, мы стираем часть своего опыта. Из всех доступных нам
картинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов мы осознаем только те, которые
выделяет наше внимание. Упущение имеет существенное значение: мы очень скоро
оказались бы перегруженными информацией, если бы не относились избирательно
к тому, на что следует обратить внимание. Мы фильтруем свой опыт, опираясь
на свои убеждения, интересы и состояние здоровья. Если вы когда-либо
забывали о боли, стараясь быстрее завершить какую-то работу, или искали
ключи, лежащие у вас под носом, то вы знаете, что такое упущение.
Во-вторых, мы занимаемся искажением, придавая большее значение одним
частям своего опыта и принижая значение других частей. Искажение -- это
процесс создания смысла и определения ценностей того, что с нами происходит.
Без этого у нас был бы скучный серый мир фактов и цифр. Искажение -- это
основа для творчества и искусства. Оно также является основой для
подозрительности, паранойи и непонимания. Используя этот процесс, мы придаем
определенный смысл нашим симптомам- Например, один человек может обвинять
другого в том, что тот заразил его простудой, несмотря на тот факт, что он
тысячи раз в своей жизни вступал в контакт с простуженными людьми, не
подхватив при этом никакой болезни.
В-третьих, мы, занимаемся обобщением своего опыта, выводя правила из
небольшого числа случаев. Мы учимся, делая обобщения. Например, мы учимся
считать, ухватывая законы арифметики на небольшом количестве задач.
Убеждения -- тоже обобщения. Умение обобщать имеет огромное значение: мы
сталкиваемся с неизвестным, опираясь на то, что мы знаем. Проблема возникает
лишь тогда, когда мы выбираем неподходящий пример для обобщения или остаемся
закрытыми для нового опыта. Например, если один человек обманул нас, то было
бы глупо делать обобщение и предполагать, что все люди мошенники.
Все мы занимаемся упущениями, искажениями и обобщениями. Но, как и в
случае с репрезентативными системами, люди имеют склонность к
предпочтительному использованию одного из этих процессов в ущерб другим, так
что одни больше упускают, вторые в большей степени искажают, а третьи чаще
обобщают. Все три процесса являются полезными, но то, как мы используем их,
может привести к неприятностям.
Люди, упускающие из виду большое количество информации, могут оказаться
нечувствительными к своему организму. Не обращая внимания на боль и
дискомфорт, они могут зайти слишком далеко, игнорируя те предупредительные
сигналы, которые подает им их организм. Они могут также игнорировать
информацию о том, как чувствуют себя другие. Те же, кто чаще занимается
искажением, могут оказаться слишком озабоченными собственными чувствами,
вплоть до ипохондрии. Они часто бывают очень чувствительными к другим,
вкладывая свой смысл в то, что они говорят или делают. Склонные к обобщению
могут оказаться весьма негибкими, следуя определенным правилам поведения и
ожидая того же от других. Они могут пытаться применить вчерашнее решение к
сегодняшней проблеме и с трудом справиться с изменениями.
ОБОБЩЕНИЕ МОЖЕТ НАНЕСТИ ВРЕД ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ
Определенные способы мышления повышают риск заболевания. Доктор Мартин
Селигман вместе с коллегами из Университета Пенсильвании провел исследования
того, как мы объясняем происходящее с нами. Он назвал это "атрибутивным
стилем" ("attributional style").
Первый путь -- стиль пессимиста. Здесь имеется в виду не поведение,
направленное на поиск неудачи, а способ ее объяснения, когда она происходит.
У него есть три составляющие:
* Люди, использующие этот стиль, относятся к любой неудаче, как к
собственной ошибке. Они обвиняют сами себя, упуская из вида внешние факторы
и обобщая, когда берут всю ответственность на себя. Чтобы придать какой-то
смысл случившемуся, они также упрощают событие, а это уже искажение.
* Они склонны думать, что эта ситуация будет повторяться, Ничто не
изменится, мир останется таким же, как сейчас. Они делают обобщение на одном
событии, думая, что жизнь всегда будет течь тем же порядком.
* В-третьих, они снова занимаются обобщением, думая, что то же самое
будет проявляться во всем.
Этот тройной пессимистический принцип мышления известен в медицинской
литературе под названием ISG (internal, stable, global -- внутренний,
стабильный, глобальный). Он приводит к тому, что Селигман называет
"приобретенной беспомощностью" -- отказ от действий, потому что кажется, что
ничто не может изменить ситуацию. Это фатальное поведение, ведущее к
депрессии, к ощущению полной беспомощности и повышению риска заболевания.
Обвините самого себя. Внешний мир в полном порядке.
Решите для себя, что всегда так и будет, ничего не изменится. И что бы
вы ни сделали, не случится ничего нового. Предположите, что это повлияет на
все, что вы делаете. Когда же все идет хорошо, переверните эту процедуру:
Скажите себе, что это всего лишь удачная отсрочка и ничего тут не
поделаешь, или припишите все заслуги другим людям.
Убедите себя, что это ненадолго.
Подумайте о том, что это почти никак не отразится на вашей дальнейшей
жизни.
Другим атрибутивным стилем является оптимизм. Это внешний,
нестабильный, конкретный стиль (EUS: external, unstable, specific). Внешним
причинам придается соответствующее им значение, никаких самообвинений.
События рассматриваются в контексте, а не обобщаются.
Ни оптимизм, ни пессимизм нельзя считать правильным стилем. Просто это
разные точки зрения на мир. Если у вас есть выбор, идите по более здоровому
пути -- оптимизму.
Воспользуйтесь упущением, искажением и в особенности обобщением, чтобы
сделать себя более здоровым. Подумайте о неприятном переживании, как:
* о комбинации внешних обстоятельств, союзных по отношению к вашей
реакции. Это не провал, а обратная связь для вас о вашем поведении, а не о
вас как личности;
* об отдельном случае. Подумайте о том, что нового вы могли бы сделать,
чтобы избежать неприятностей и чтобы извлечь урок из этого опыта;
* о конкретном эпизоде, который вряд ли окажет какое-то влияние на
другое ваше поведение. Когда что-то идет хорошо, переверните этот способ
мышления:
* поставьте что-нибудь себе в заслугу;
* вспомните все другие случаи, когда все шло хорошо. Это событие
добавляется к прежним, составляя закономерность;
* подумайте о том, как это событие повлияет на вашу жизнь, и чему вы
можете научиться, чтобы сделать такую удачу доступной и в будущем.
ОПТИМИЗМ И ЗДОРОВЬЕ -- ИССЛЕДОВАНИЕ В ГАРВАРДЕ
В нескольких исследованиях изучалась связь между оптимистическим стилем
мышления и здоровьем. Одно из них было проведено 35 лет назад в связи с
исследованием развития взрослых и касалось группы здоровых и успешных
выпускников 1942 -- 1944 годов. Сначала с помощью анкет был определен обычный
для них уровень оптимизма и пессимизма. Через каждые пять лет эти люди
подвергались тщательному медицинскому обследованию. Со временем их здоровье
ухудшалось. Но, хотя в самом начале у всех было очень хорошее здоровье, с
течением времени разбег между самым здоровым и наименее здоровым становился
все больше и больше. Из 99 человек 13 умерли, не достигнув 60 лет.
Результаты оказались ясными и недвусмысленными. В целом, те исследуемые,
которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в свои 25 лет, позже
оказались более здоровыми (после 40 лет), чем те, кто проявлял пессимизм.
Эти преимущества были особенно заметными в промежутке от 40 до 45 лет.
Группа пессимистов показала заметное ухудшение здоровья, которое нельзя было
объяснить никакими другими изменениями.
Эти результаты статистически достоверны: лишь 1 шанс из 1000 говорил о
том, что они могут быть случайными. Связь между курением и развитием рака
легких статистически менее устойчивая.
Взаимоотношения являются главным источником стресса в жизни большинства
людей. Устойчивые хорошие взаимоотношения, вероятно, лучший способ
поддерживать здоровье и благополучие. Можно начать с установления хороших
взаимоотношений с самим собой. Любое непонимание или конфликт, с которыми мы
сталкиваемся в отношениях с другими людьми, может также произойти внутри
нас. Насколько хорошо наши части уживаются друг с другом, настолько хорошие
отношения мы способны поддерживать.
Раппорт -- уровень доверия, чувствительности и силы ответной реакции --
является основой хороших взаимоотношений. Он строится путем подстройки на
каждом логическом уровне. Раппорт с самим собой устанавливается, когда вы
подстраиваетесь к себе. Осознайте свои ощущения, обратите внимание на свое
тело и на свою внутреннюю обстановку. Давайте своему телу отдых, упражнения
и питание, в которых оно нуждается. Осознайте то, что вы делаете и что могли
бы сделать, не пытаясь сначала изменить это поведение .и способности.
Осознайте свой убеждения и ценности, доверяя тому, во что вы решили верить и
считать важным для себя. Осознайте свою идентичность, что за личностью вы
являетесь, но не в виде застывшего идола, a в виде изменяющегося и
развивающегося существа. Это поможет открыть путь в том направлении, которое
выше идентичности.
Чтобы построить раппорт с другими людьми, подстраивайтесь к ним на
каждом логическом уровне. Встаньте на защиту их идентичности, принимайте их
за тех, кто они есть на самом деде, а не теми, кем они должны быть по вашему
мнению. Ведь так легко сделать из человека страшилище или идола, а затем
обращаться с ним как с маской, а не человеком. Подстройтесь к их убеждениям
и ценностям. Вы не обязаны соглашаться с ними, достаточно их осознать. Затем
подстройтесь к их способностям, отнеситесь с уважением к их способу мышления
и образу действий. Узнайте, какими умениями они владеют. Вы можете
присоединиться к их поведению, используя подстройку к положению, движениям
тела и к голосу с целью установления раппорта. Это -- область, глубоко
изученная в НЛП и подробно описанная в других книгах по НЛП.
Мы хотим предложить вам процедуру для исследования любых
взаимоотношений, в частности тех, которые вызывают стресс. Взаимоотношения --
это двустороннее движение, а мы порой оказываемся настолько
заинтересованными в изменении другого человека, что не замечаем того, что
наше поведение тоже является частью проблемы. Вы в состоянии изменить свое
поведение. Но для этого вам понадобится взглянуть на вещи по-новому.
Подумайте о таком человеке, в общении с которым вы испытываете
трудности.
Представьте себе, что вы снова общаетесь с ним. Ассоциируйтесь с этим
воспоминанием. Как бы вы обозначили его поведение? "Враждебное",
"пассивное", "отстраненное"? Какие ощущения вы испытываете по отношению к
этому человеку? Например, вы могли бы чувствовать гнев, расстройство или
беспомощность. Это ваши собственные ощущения об этом человеке в той
ситуации. Это ваша реакция из первой позиции на другого человека в этих
взаимоотношениях.
На каком, по вашему мнению, логическом уровне возник этот конфликт?
Касается ли это поведения, ставит ли это под вопрос ваши убеждения или
угрожает вашей идентичности?
Теперь прервитесь, подумайте о чем-нибудь другом.
Перейдите во вторую позицию. Представьте себе, что вы -- другой человек.
Находясь в этой позиции, как вы воспринимаете эту ситуацию?
Что вы пытаетесь сделать? Что вы чувствуете по поводу этих
взаимоотношений?
Прервите это состояние и вернитесь в себя.
Выйдите за пределы этих взаимоотношений и станьте сторонним
наблюдателем. Это выход в третью позицию. Это легко сделать, представив
сцену перед собой. Посмотрите на себя и на этого человека, находящихся на
сцене. Посмотрите на то, что делает этот человек. Как вы реагируете на это?
Измените свои вопросы, и вместо: "Как я мог бы изменить поведение этого
человека?", -- спросите: "Каким образом я усиливаю или включаю такое
поведение этого человека?".
Как еще вы могли бы реагировать? Что побуждает вас продолжать то, что
вы делаете в этих взаимоотношениях?
Какие ваши новые действия могли бы сделать невозможным возобновление
его старой реакции? Какое эмоциональное состояние могло бы послужить вам
ресурсом в такой ситуации?
Вполне вероятно, что он со своей стороны тоже ищет выход из
создавшегося положения, но не знает, как разрушить сложившийся стереотип
поведения. Очень редко бывает так, чтобы только один участник
взаимоотношений испытывал дискомфорт.
Что вы чувствуете по поводу ваших действий в этой ситуации?
Какой совет вы дали бы самому себе в этой ситуации?
Вас раздражает ваша неспособность оказывать влияние на другого
человека?
Полезно ли это раздражение?
Все эти вопросы помогают обрести новый взгляд, поскольку наши
взаимоотношения с самим собой часто отражаются в наших взаимоотношениях с
другими людьми.
Наконец, держите в голове то, что вы хотите от этих отношений.
Хотите ли вы, чтобы они продолжались в существующей форме?
Какие преимущества у этой формы взаимоотношений?
Какого сорта позитивные взаимоотношения вам хотелось бы построить?
Что вы могли бы сделать, чтобы достичь этой цели?
"Оптимист может увидеть свет даже там, где его нет, так почему же
пессимист всегда стремится задуть его?"
Мишель де Сент-Пьер
"Бог, дай нам смирение, чтобы безмятежно принять то, что мы не в силах
изменить; храбрость, чтобы изменить то, что должно быть изменено; и мудрость
отличить одно от другого".
Рейнольд Нибур
"Музыка, способная проникнуть глубже всего и вылечить от всех
болезней,-- это задушевная речь".
Эмерсон
"Человек, ставший оптимистом до сорока восьми лет, знает слишком много;
если же он стал оптимистом после сорока восьми, значит он знает слишком
мало".
Марк Твен
"Оптимист утверждает, что мы живем в самом лучшем из всех возможных
миров, а пессимист опасается, что это является правдой".
Джеймс Кейбл
"Пессимист -- это тот, кто, сталкиваясь с двумя неприятными вариантами,
выбирает оба".
Энон
"Изменение и боль являются частью жизни, а страдание -- вещь
добровольная".
Энон
От метафоры к стрессу. Но не слишком ли быстро мы движемся? Стресс сам
является метафорой. Он пришел из области физики и техники и описывает и
силу, приложенную к телу, и полученное в результате разрушение или
деформацию. "Напряженность", "давление" -- все это метафоры из той же
области. Мы пользуемся ими, как будто они так же применимы к человеческим
переживаниям, как и к неживым материалам. Механические конструкции и
материалы могут испытывать большие напряжения и ломаться. У них есть предел
прочности. У нас есть выбор. Два чугунных бруска сломаются при одной и той
же нагрузке; люди же очень сильно отличаются и в том, что они считают
нагрузкой, и в том, какую нагрузку они могут выдержать.
Кроме того, стресс -- это номинализация, существительное, за которым
скрывается процесс. Кто подвергся стрессу, от чего и каким образом?
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он
определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое
обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс -- это "то, что
ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни". Это полезные
определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в
ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего
организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс,
называется "стрессором".
Трудно сказать, что представляют собой стрессоры, потому что у каждого
они свои. Что вызывает стресс у одного, может для другого оказаться пробой
сил. Какие события и переживания наверняка будут вызывать стресс? Те, с
которыми вы не сможете справиться, или, если оставаться в рамках физической
метафоры, те, которые вызывают у вас деформации, превышающие предел вашей
гибкости. Вспомните, ведь гибкость является одним из четырех столпов НЛП.
Чем больше ваш запас гибкости, тем легче вы будете реагировать и сохранять
контроль над своими реакциями, и тем меньший стресс вы будете испытывать,
независимо от направленного на вас воздействия. НЛП внесло огромный вклад в
решение проблемы управления стрессом. Оно сместило фокус внимания с внешнего
стрессора на вашу реакцию и предложило ряд практических способов развития
вашей способности справляться со стрессом.
РЕАКЦИЯ ВАШЕГО ОРГАНИЗМА НА СТРЕСС
Когда вы сталкиваетесь с ситуацией, которая требует напряжения ваших
сил, происходят три быстро сменяющие друг друга явления:
-- само событие;
-- ваше восприятие события;
-- реакция тела на ваше восприятие этого события.
Само событие вряд ли поддается вашему контролю. Ваше восприятие события
определяется возможностями вашего контроля. Если вы воспринимаете событие
так, как будто оно выходит за рамки ваших возможностей, тогда организм
реагирует автоматически, готовясь к борьбе или отступлению, и такая реакция
на стресс наносит вред.
Реакция возникает, когда симпатическая часть автономной нервной системы
приводится в действие гипоталамусом -- небольшой частью мозга, тесно
связанной с лимбической системой, контролирующей наши эмоции. Кроме того,
гипоталамус регулирует те процессы, которые протекают в организме
бессознательно,-- такие, как температура, пульс, дыхание, водный баланс,
кровяное давление. Он выделяет гормон под названием corticotrphin-releasing
faktor (CRF), который активизирует гипофиз. Гипофиз выделяет
адренокортикотрофин (АКТ), заставляющий надпочечники выделять кортизол и
другие гормоны -- такие, как адреналин и норадреналин. Эти гормоны и
нейропептиды подавляют иммунную систему. Гипоталамус также включает процесс
высвобождения бета-эндорфинов, наших собственных обезболивающих, чтобы дать
нам возможность выдержать боль, напряжение и физический дискомфорт. В
результате мы становимся более возбужденными. Наши зрачки расширяются, чтобы
пропускать больше света, а волоски на нашем теле поднимаются, делая нас
более чувствительными к прикосновениям и вибрации. Кровь приливает к крупным
мускулам и отходит от кишечника. Мы получаем одну и ту же биохимическую
инъекцию вне зависимости от того, существует реальная угроза или нет. Если
мы думаем, что она реальна, то для нашего тела она и является реальной.
Если нам угрожает реальная опасность, такая реакция оказывается очень
полезной. Мы чувствуем бодрость и оживление и можем выйти за пределы своих
обычных ограничений. Но для некоторых людей это состояние возбуждения
становится нормой. У них появляется тяга к стрессу, требующая все большей и
большей дозы, чтобы поддерживать тот же уровень возбуждения. Стресс
действует, как наркотик, и нормальная жизнь кажется уже скучной. Но стресс
повышает кровяное давление, частоту сердечных сокращений, нарушает
пищеварение и подавляет иммунную систему. Он также ослабляет наше мышление,
потому что кровь приливает к мускулам и отходит от участков головного мозга,
отвечающих за мышление. Хронический стресс оказывается не очень полезным.
Это все равно, что вести машину, вдавив в пол педаль газа и удерживая ее в
таком положении все время, не обращая внимание на состояние дороги.
Организму требуется некоторое время для восстановления после реакции на
стресс, для пополнения запасов гормонов и медиаторов. Иными словами, как на
американских горках -- то вверх, то вниз. Это может привести к "сгоранию", и
последствия могут быть серьезными. Существуют более подходящие способы
оставаться бодрым и поддерживать контакт с самим собой и с миром, чем
полагаться на биохимический коктейль стресса.
Психологи Сьюзан Кобаса и Сальватор Медди в середине 70-х годов провели
исследование 200 менеджеров Телефонной Компании Белла в Иллинойсе. Это было
трудное для них время, потому что компания оказалась в каких-то сложных
деловых отношениях с AT&T. Все менеджеры заполнили анкету относительно
стресса и перечень болезней и симптомов. Это были мужчины средних лет,
женатые, из среднего класса общества.
Хотя у всех был один и тот же уровень стресса, лишь 100 сообщили о
чрезвычайно больном состоянии. У остальных наблюдались некоторые признаки
диагностируемых заболеваний. Кобаса обнаружила, что те работники, которые
оставались здоровыми, по-другому думали о происходящих с ними событиях. Они
относились к изменению как к неизбежной части жизни и возможности для роста,
а не как к угрозе для достигнутого. Они были убеждены, что, будучи не в
состоянии контролировать происходящее, они могли бы влиять на последствия
возникших проблем. Кроме того, они были серьезно увлечены своими семьями и
работой, которые давали им чувство целеустремленности и заряжали энергией.
Кобаса назвала эту комбинацию контроля, обязательства и готовности принять
испытание "психологической устойчивостью".
После этих исследований в рамках Чикагского проекта изучения стресса в
течение восьми лет продолжались наблюдения за здоровьем 259 менеджеров. В
периоды усиления стресса, связанного с условиями труда, у сотрудников с
низкой психологической устойчивостью наблюдались более резкие ухудшения
здоровья.
ВЫБОР, КОНГРУЭНТНОСТЬ И ИСПЫТАНИЕ
Мы не в состоянии обойти все события, представляющие для нас испытания,
следовательно, нам придется как-то с ними справляться.
Прежде всего разделим умение справляться с испытанием и умение
справляться с воздействием стресса. Некоторые люди считают, что они
справляются хорошо, когда на самом деле они просто начинают привыкать к
стрессу. Управляться с действующим стрессом -- совсем не то же самое, что
иметь дело с причинами.
Отрицание -- вот один из способов справляться со стрессом в течение
короткого промежутка времени ("Напряженный -- кто, я?" -- сквозь скрежет зубов
и натянутую улыбку). Трудоголизм -- другой способ. Это неудержимая тяга и
озабоченность работой, а не результатами труда, позволяющая трудоголику
игнорировать или оправдывать протесты со стороны тела. Другими
краткосрочными решениями являются кофеин, сигареты, алкоголь,
транквилизаторы и многие лекарства. Они могут вызывать свои собственные
проблемы.
Лучший способ управляться со стрессом -- избегать его. Для этого вам
необходимы ресурсы, чтобы справляться с теми ежедневными ситуациями, в
которых может возникнуть стресс.
Эти ресурсы следующие:
-- выбор;
-- конгруэнтность;
-- испытание.
Что они означают с точки зрения НЛП?
Выбор представляет собой способность и готовность реагировать
различными способами. Это гибкость в действии. Когда у вас есть выбор, вы
чувствуете самообладание. Другое понимание выбора и самообладания -- это
равновесие между осознаваемыми вами ресурсами и воспринимаемой трудностью
испытания. Если вы чувствуете, что трудности значительно превышают ресурсы,
тогда возникают стресс, паника, смущение или раздражение. Но если, по вашему
мнению, ресурсов значительно больше, чем трудностей, тогда наступают скука и
безразличие. Наилучший баланс лежит посередине -- там, где воспринимаемые
вами ресурсы и трудности соответствуют друг другу.
Выбор возникает из способности управлять своим внутренним, а не внешним
миром, который не поддается ни предсказаниям, ни контролю.
Исследования показывают, что люди, имеющие высокую потребность в
управлении внешним миром, постоянно испытывают "стресс власти" ("power
stress"). Они переживают двойной стресс: им хочется управлять происходящим,
но они не могут -- и поэтому плохо справляются с тем, что на самом деле
происходит.
У всех нас есть такая область интересов, где нас волнует то, что
происходит, и у всех имеется некоторая область, в пределах которой мы
действительно можем оказывать влияние на происходящее. Они перекрываются, но
не совпадают. Мы никогда не сможем влиять на все, что нас интересует.
Стремление влиять на всю область интересов -- это сверхконтроль, и он
связан с повышением вероятности сердечнососудистых и желудочных заболеваний.
На противоположном полюсе находится слабый контроль -- неспособность
воздействовать на ситуацию, находящуюся в области нашего влияния и интереса.
Слабый контроль приводит к повышению риска депрессии и ощущению
беспомощности, которые могут сделать нас более склонными к заболеваниям
вообще и к раковым в частности.
Посмотрите на таблицу.
Ситуация, воспринимаемая как подконтрольная
Ситуация, воспринимаемая как неподконтрольная
Действие
Эффективность
Мастерство
Сверхконтроль
Беспокойство
Паника
Бездействие
Безнадежность
Беспомощность
Депрессия
Принятие
Способность оставить все как есть
Это действительно полезный способ мышления.
В квадратах А и Г никакого стресса нет.
Когда вы почувствуете стресс, подумайте, в каком месте этой таблицы вы
находитесь. Быть может, вы в квадрате В, беспокоясь о том, на что не можете
оказывать влияние?
Пусть в этом квадрате все остается так, как есть.
Или вы в квадрате Б, чувствуя себя беспомощным перед лицом
многочисленных требований?
В квадрате Б следует предпринимать действия. Расставьте приоритеты и
приступайте сначала к самым важным проблемам. Ничего не делая, вы лишь
ухудшите ситуацию.
В квадратах В и Г состояния нересурсные, и вам придется изменить
состояние, прежде чем приступать к решению какой-то реальной проблемы,
которая может появиться у вас на пути. Помните, что вы не сможете адекватно
реагировать на проблему, находясь в нересурсном состоянии, вызванном этой
проблемой.
Действуйте в тех ситуациях, в которых вы можете произвести изменения, и
оставайтесь спокойными там, где не можете, и научитесь различать такие
ситуации между собой.
Вторым ресурсом является конгруэнтность. В исследованиях по управлению
стрессом это иногда называют "убежденность" ("commitment"). Это ощущение
направленности и внутренней энергии, которое позволяет вам двигаться по
направлению к своей цели. Такое состояние возникает, когда все ваши части
начинают работать вместе для достижения вашей цели.
Противоположное состояние -- это неконгруэнтность: внутренние
противоречия и нерешительность. Когда вы неконгруентны, у вас пропадают и
энергия, и сосредоточенность. Внутренний конфликт может вызывать ослабленное
состояние, а оно может влиять на иммунную систему посредством связей "тело --
разум", поддерживаемых с помощью медиаторов. Существует целый континуум
неконгруэнтности. На одном конце этого континуума находится простое ощущение
дискомфорта в какой-нибудь ситуации, состояние раздвоенности. Это может быть
неконгруэнтностью, потому что вы оказываетесь в незнакомых обстоятельствах и
не знаете точно, что делать. Все переживали такую неконгруэнтность. На
другом конце этого континуума располагается ощущение конфликта, касающегося
вопроса о том, кто я -- неконгруэнтность на уровне идентичности. Конфликт на
этом уровне скорее всего будет отражаться на вашем физиологическом чувстве
самого себя -- вашей иммунной системе.
Третий ресурс -- это испытание. Представление об испытании возникает,
когда вы думаете о результате, при этом события превращаются в возможности
для продвижения к тому, чего вы хотите. У событий нет определенного
значения, они могут иметь тот смысл, который вы хотите в них вложить -- вы
можете поместить их в другую рамку. Когда происходит то, что может вызвать у
вас стресс, спросите себя:
Что бы это значило?
Какое значение я хотел бы придать этому?
Как это могло бы превратиться в полезное испытание?
Только вы сами сможете определить стресс для себя, вот почему мы не
поместили никаких вопросников о стрессе в этой книге, хотя они существуют.
Как стресс действует на вас? У всех есть слабости. Некоторые страдают
от повышенного кровяного давления. Головная боль, боль в спине, напряжение в
плечах и шее -- вот еще несколько симптомов. Расстройство пищеварения,
метеоризм, уменьшение продолжительности и ухудшение сна по серьезным
причинам, утомляемость в течение дня, сыпь, язва, частые простуды и грипп
также представляют собой признаки того, что вы находитесь под действием
стресса. Раздражительность, тревожность или трудности с сосредоточением
внимания тоже могут быть такими признаками.
Запишите, как ваш организм сообщает вам о стрессе. Это ценная обратная
связь.
Вам следует начать с того места, где вы сейчас находитесь, поэтому
подстройтесь к самому себе. Вы не уберете стресс из своей жизни за один
вечер. Подумайте над следующими вопросами:
Насколько высок уровень стресса у меня сейчас?
Откуда он возникает?
Вижу ли я какие-то закономерности?
Проявляются ли симптомы стресса в большей степени в определенные
периоды: в выходные дни, во время отпуска, в моменты завершения работ?
Вероятно, существует много причин для стресса. Как только вы узнаете те
вещи, которые вызывают у вас стресс и поддаются вашему влиянию, вы можете
заняться ими. Их можно проанализировать с помощью логических уровней.
Окружение
Что в вашем окружении вызывает у вас стресс? Длительная поездка на
работу, тесный и шумный офис, неработающие бытовые приборы, ссора с близким
человеком? Ваша работа может вызывать стресс, если к вам предъявляется
множество требований, а у вас недостаточно возможностей для их разрешения.
Чтобы ослабить стресс, может быть, вам понадобится изменить свое окружение.
Какие ресурсы предлагает вам окружение для работы со стрессом? Одна
причина стресса заключается в незнании того, что случится. Информация дает
чувство контроля. Исследования над больными показали, что те, кому была
предоставлена поддержка и информация об их заболевании, меньше оставались в
больнице и быстрее выздоравливали.
Поведение
Что из того, что вы делаете, вызывает у вас стресс? Может быть, выезд
на встречу в последнюю минуту и связанное с этим постоянное напряжение, или
необходимость отвечать требованиям людей в то время, когда вам не хотелось
бы этого делать. Изменения в заведенном порядке могут вызвать стресс. Вы
узнаете, что вызывает у вас стресс, если будете обращать внимание на
обратную связь, которую передает вам ваш организм.
Какое поведение могло бы служить вам ресурсом? Больше времени проводить
в путешествиях -- вот один из примеров. Сказанное "нет" время от времени
может доставлять удовольствие, если вы обычно говорите "да", и потом
сожалеете об этом. Или же сказать "да", если вы чаще всего говорите "нет", а
затем чувствуете себя плохо. Физическое удовольствие является превосходным
ресурсом, например: музыка, изысканная пища, занятия с детьми, хороший фильм
или физические упражнения.
Способности
Если у вас есть способность включать беспокойство у самого себя,
следовательно, вы развили определенное умение. Вы почти наверняка сможете
легко представить, как что-нибудь приводит к неудовлетворительному
результату. Наверное, вы делаете это, создавая мысленные фильмы о том, как
все может расстроиться, а затем представляя себе устрашающие последствия. И
это тоже определенное умение. Оно демонстрирует вашу способность
представлять себе картины настолько живо, чтобы вызывать существенные
химические изменения в своем теле. Вероятно, для этого таланта существуют
другие точки приложения. Что произойдет, если ту же способность живого
воображения вы примените для того, чтобы представить себе, что будет через
15 минут после удовлетворительного разрешения события, а затем подумать о
том, как бы вы могли этого достичь?
Убеждения и ценности
Быть может, вы не думали о том, что убеждения и ценности способны
вызвать стресс или оказаться ресурсами против него, но это именно та
область, изменения в которой могут привести к значительному эффекту. Мы
носим свои убеждения с собой, поэтому они будут вызывать стресс, где бы мы
ни находились. Чем жестче наши убеждения и ожидания, тем сильнее
переживаемый нами стресс, поскольку мир вокруг нас не свернет со своего пути
только для того, чтобы удовлетворить наши нужды.
Какие убеждения могут вызывать стресс? Убеждение в том. что люди
недостойны доверия и готовы обманывать вас при первой возможности, будет
держать вас "на взводе" и провоцировать стресс. Сама медицинская модель
является набором убеждений, чреватых появлением стресса. Она подразумевает,
что когда вы болеете, ваше тело выходит из-под вашего контроля, и вам
необходимо обратиться к эксперту для прохождения курса лечения. С другой
стороны, убеждение в том, что вы сами полностью отвечаете за свое
выздоровление, и никто не сможет вам помочь, тоже опасно возникновением
стресса.
Все убеждения, ставящие вас в зависимость от других людей или событий
или означающие отсутствие выбора в реагировании на различные события, будут
способствовать стрессу. Ценности тоже оказываются важными в этот момент.
Если вы обнаруживаете какой-то стресс, периодически повторяющийся в вашей
жизни, значит, вы находите что-то ценное в нем для себя. Чего вы пытаетесь
достигнуть? Быть может, лучше было бы достигнуть желаемого без стресса?
Все убеждения, усиливающие ваше чувство контроля над собой и внешним
окружением, являются ресурсами. Вера в собственную способность управлять
событиями своей жизни будет автоматически снижать уровень стресса. Это
убеждение известно под названием "внутренняя сила" ("self-efficacy") и
глубоко изучалось Альбертом Бендурой и его коллегами из Стэнфордского
университета. Они обнаружили, что чем больше люди верят в то, что могут
справиться с испытанием, тем менее тяжелый урон может нанести стресс их
организму. У людей с таким убеждением оказывается более сильной иммунная
система.
Как вы строите внутреннюю силу (self-efficacy)?
* Путем построения в своем прошлом ряда опорных ситуаций (reference
experiences), связанных с успехом или провалом.
Вспомните свои успехи, даже незначительные. Скоро вы наберете
достаточно много таких примеров. Следует учитывать только те из них, в
которых успех зависел от ваших действий. Те случаи, в которых вы получали
результаты, не приложив никаких усилий, не принимайте в расчет.
* Путем моделирования других людей.
Понаблюдайте за теми людьми, которым тоже пришлось столкнуться с такими
испытаниями. Какие качества помогают им достичь успеха? В чем заключаются
различия между теми, кто преуспевает, и теми, кто терпит провал? Что они
делают? Во что они верят? Что является важным для них? Если это возможно для
них, то почему бы этого не сделать вам?
* Обращаясь к ментору, человеку, который сможет помочь вам и поддержать
вас.
Ментор не обязательно должен быть реальным человеком, это может быть
герой фильма или книги. Нет необходимости в том, чтобы он присутствовал
физически, или чтобы вы знали его лично. Это может быть исторический герой,
который вдохновляет вас. Когда вам необходима поддержка или помощь,
подумайте про себя: "Как бы он посоветовал мне поступить в этой ситуации?".
Идентичность
Если стресс столь велик, что вы даже не знаете, во что поверить, у вас
все еще остается ресурс -- ваша идентичность, Когда вы достигаете этого
уровня, вы осознаете, кто вы, и с этой позиции начинаете понимать, что вам
следует делать, Отчетливое представление о самом себе является мощным
ресурсом против стресса. Единственным стрессом на этом уровне может быть
ложный образ. Он может проявляться двумя способами. Первый -- касается
отношений между людьми, когда человек не позволяет кому бы то ни было
увидеть себя настоящего, и скорее всего работает в тех случаях, когда
человек не может выразить себя полностью в своей работе. Второй способ
проявления ложного образа -- это маска, надетая для своей или чужой пользы,
чтобы защитить настоящую личность. Такая маска может возникнуть в детстве,
когда человек не знал, как справиться с чем-то, и в качестве средства
использовал ложный образ. Когда это происходит, человек еще раз переживает
ощущение пустоты, и его поведение утрачивает дополнительную степень свободы
для поддержания равновесия.
Выше идентичности
И наконец, выход за пределы существующей идентичности и включение ее в
более полное понимание самого себя представляет самый мощный ресурс, который
создаст новое представление о связи с другими людьми. Этого можно достичь
многими способами -- такими, как любовь, религия и медитация. В этой области
не существует простых ответов, а есть только возможные различные пути, по
которым можно -- по крайней мере, временно -- двигаться без стресса.
Когда ваше тело говорит вам, что вы находитесь под действием стресса:
1. Осознайте ощущения в своем теле. Подстройтесь к себе. Эти ощущения
реальны, даже если вы думаете, что их не должно быть.
2. Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде.
3. Какое значение вы придаете этому переживанию? Когда вы получите
ответ, спросите себя: "Что еще могло бы это значить?". А затем: "Какой смысл
я хотел бы придать этому эпизоду?".
4. Что бы вы могли сделать с этим? Находится ли это в области вашего
влияния? Если нет, оставьте все так, как есть, и пусть оно продолжается.
Если да, то какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение?
Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации?
Какова ваша цель?
5. Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий раз
избежать неприятностей?
РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОВА, КАКОЙ ВЫ ЕЕ СОЗДАЕТЕ
НЛП вместе с другими системами психологии и философии предполагает, что
мы, не видя мир таким, каким он является на самом деле, строим модель этого
мира. То, что мы воспринимаем, проходит сквозь фильтры наших органов чувств,
а потом мы интерпретируем свой опыт в свете собственных убеждений,
интересов, воспитания, забот и настроений. Мы составляем карту и
отправляемся с ней в плавание по жизни. Если это хорошая карта, мы будем
путешествовать долго, получая при этом удовольствие. Карта, ограниченная
небольшой территорией, гарантирует короткое путешествие. Все мы двигаемся по
одной и той же территории, но с разными картами в руках. На протяжении всей
истории человечества люди сражались и умирали в борьбе за то, чья карта
является правильной. НЛП не предлагает вам "правильную" карту, а претендует
на то, чтобы показать вам процесс ее составления. Это может расширить ту
карту, которая у вас есть, и тогда вы сможете предпринять более
увлекательное путешествие.
НЛП предполагает, что мы создаем свои карты тремя различными способами:
Во-первых, мы стираем часть своего опыта. Из всех доступных нам
картинок, звуков, ощущений, вкусов и запахов мы осознаем только те, которые
выделяет наше внимание. Упущение имеет существенное значение: мы очень скоро
оказались бы перегруженными информацией, если бы не относились избирательно
к тому, на что следует обратить внимание. Мы фильтруем свой опыт, опираясь
на свои убеждения, интересы и состояние здоровья. Если вы когда-либо
забывали о боли, стараясь быстрее завершить какую-то работу, или искали
ключи, лежащие у вас под носом, то вы знаете, что такое упущение.
Во-вторых, мы занимаемся искажением, придавая большее значение одним
частям своего опыта и принижая значение других частей. Искажение -- это
процесс создания смысла и определения ценностей того, что с нами происходит.
Без этого у нас был бы скучный серый мир фактов и цифр. Искажение -- это
основа для творчества и искусства. Оно также является основой для
подозрительности, паранойи и непонимания. Используя этот процесс, мы придаем
определенный смысл нашим симптомам- Например, один человек может обвинять
другого в том, что тот заразил его простудой, несмотря на тот факт, что он
тысячи раз в своей жизни вступал в контакт с простуженными людьми, не
подхватив при этом никакой болезни.
В-третьих, мы, занимаемся обобщением своего опыта, выводя правила из
небольшого числа случаев. Мы учимся, делая обобщения. Например, мы учимся
считать, ухватывая законы арифметики на небольшом количестве задач.
Убеждения -- тоже обобщения. Умение обобщать имеет огромное значение: мы
сталкиваемся с неизвестным, опираясь на то, что мы знаем. Проблема возникает
лишь тогда, когда мы выбираем неподходящий пример для обобщения или остаемся
закрытыми для нового опыта. Например, если один человек обманул нас, то было
бы глупо делать обобщение и предполагать, что все люди мошенники.
Все мы занимаемся упущениями, искажениями и обобщениями. Но, как и в
случае с репрезентативными системами, люди имеют склонность к
предпочтительному использованию одного из этих процессов в ущерб другим, так
что одни больше упускают, вторые в большей степени искажают, а третьи чаще
обобщают. Все три процесса являются полезными, но то, как мы используем их,
может привести к неприятностям.
Люди, упускающие из виду большое количество информации, могут оказаться
нечувствительными к своему организму. Не обращая внимания на боль и
дискомфорт, они могут зайти слишком далеко, игнорируя те предупредительные
сигналы, которые подает им их организм. Они могут также игнорировать
информацию о том, как чувствуют себя другие. Те же, кто чаще занимается
искажением, могут оказаться слишком озабоченными собственными чувствами,
вплоть до ипохондрии. Они часто бывают очень чувствительными к другим,
вкладывая свой смысл в то, что они говорят или делают. Склонные к обобщению
могут оказаться весьма негибкими, следуя определенным правилам поведения и
ожидая того же от других. Они могут пытаться применить вчерашнее решение к
сегодняшней проблеме и с трудом справиться с изменениями.
ОБОБЩЕНИЕ МОЖЕТ НАНЕСТИ ВРЕД ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ
Определенные способы мышления повышают риск заболевания. Доктор Мартин
Селигман вместе с коллегами из Университета Пенсильвании провел исследования
того, как мы объясняем происходящее с нами. Он назвал это "атрибутивным
стилем" ("attributional style").
Первый путь -- стиль пессимиста. Здесь имеется в виду не поведение,
направленное на поиск неудачи, а способ ее объяснения, когда она происходит.
У него есть три составляющие:
* Люди, использующие этот стиль, относятся к любой неудаче, как к
собственной ошибке. Они обвиняют сами себя, упуская из вида внешние факторы
и обобщая, когда берут всю ответственность на себя. Чтобы придать какой-то
смысл случившемуся, они также упрощают событие, а это уже искажение.
* Они склонны думать, что эта ситуация будет повторяться, Ничто не
изменится, мир останется таким же, как сейчас. Они делают обобщение на одном
событии, думая, что жизнь всегда будет течь тем же порядком.
* В-третьих, они снова занимаются обобщением, думая, что то же самое
будет проявляться во всем.
Этот тройной пессимистический принцип мышления известен в медицинской
литературе под названием ISG (internal, stable, global -- внутренний,
стабильный, глобальный). Он приводит к тому, что Селигман называет
"приобретенной беспомощностью" -- отказ от действий, потому что кажется, что
ничто не может изменить ситуацию. Это фатальное поведение, ведущее к
депрессии, к ощущению полной беспомощности и повышению риска заболевания.
Обвините самого себя. Внешний мир в полном порядке.
Решите для себя, что всегда так и будет, ничего не изменится. И что бы
вы ни сделали, не случится ничего нового. Предположите, что это повлияет на
все, что вы делаете. Когда же все идет хорошо, переверните эту процедуру:
Скажите себе, что это всего лишь удачная отсрочка и ничего тут не
поделаешь, или припишите все заслуги другим людям.
Убедите себя, что это ненадолго.
Подумайте о том, что это почти никак не отразится на вашей дальнейшей
жизни.
Другим атрибутивным стилем является оптимизм. Это внешний,
нестабильный, конкретный стиль (EUS: external, unstable, specific). Внешним
причинам придается соответствующее им значение, никаких самообвинений.
События рассматриваются в контексте, а не обобщаются.
Ни оптимизм, ни пессимизм нельзя считать правильным стилем. Просто это
разные точки зрения на мир. Если у вас есть выбор, идите по более здоровому
пути -- оптимизму.
Воспользуйтесь упущением, искажением и в особенности обобщением, чтобы
сделать себя более здоровым. Подумайте о неприятном переживании, как:
* о комбинации внешних обстоятельств, союзных по отношению к вашей
реакции. Это не провал, а обратная связь для вас о вашем поведении, а не о
вас как личности;
* об отдельном случае. Подумайте о том, что нового вы могли бы сделать,
чтобы избежать неприятностей и чтобы извлечь урок из этого опыта;
* о конкретном эпизоде, который вряд ли окажет какое-то влияние на
другое ваше поведение. Когда что-то идет хорошо, переверните этот способ
мышления:
* поставьте что-нибудь себе в заслугу;
* вспомните все другие случаи, когда все шло хорошо. Это событие
добавляется к прежним, составляя закономерность;
* подумайте о том, как это событие повлияет на вашу жизнь, и чему вы
можете научиться, чтобы сделать такую удачу доступной и в будущем.
ОПТИМИЗМ И ЗДОРОВЬЕ -- ИССЛЕДОВАНИЕ В ГАРВАРДЕ
В нескольких исследованиях изучалась связь между оптимистическим стилем
мышления и здоровьем. Одно из них было проведено 35 лет назад в связи с
исследованием развития взрослых и касалось группы здоровых и успешных
выпускников 1942 -- 1944 годов. Сначала с помощью анкет был определен обычный
для них уровень оптимизма и пессимизма. Через каждые пять лет эти люди
подвергались тщательному медицинскому обследованию. Со временем их здоровье
ухудшалось. Но, хотя в самом начале у всех было очень хорошее здоровье, с
течением времени разбег между самым здоровым и наименее здоровым становился
все больше и больше. Из 99 человек 13 умерли, не достигнув 60 лет.
Результаты оказались ясными и недвусмысленными. В целом, те исследуемые,
которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в свои 25 лет, позже
оказались более здоровыми (после 40 лет), чем те, кто проявлял пессимизм.
Эти преимущества были особенно заметными в промежутке от 40 до 45 лет.
Группа пессимистов показала заметное ухудшение здоровья, которое нельзя было
объяснить никакими другими изменениями.
Эти результаты статистически достоверны: лишь 1 шанс из 1000 говорил о
том, что они могут быть случайными. Связь между курением и развитием рака
легких статистически менее устойчивая.
Взаимоотношения являются главным источником стресса в жизни большинства
людей. Устойчивые хорошие взаимоотношения, вероятно, лучший способ
поддерживать здоровье и благополучие. Можно начать с установления хороших
взаимоотношений с самим собой. Любое непонимание или конфликт, с которыми мы
сталкиваемся в отношениях с другими людьми, может также произойти внутри
нас. Насколько хорошо наши части уживаются друг с другом, настолько хорошие
отношения мы способны поддерживать.
Раппорт -- уровень доверия, чувствительности и силы ответной реакции --
является основой хороших взаимоотношений. Он строится путем подстройки на
каждом логическом уровне. Раппорт с самим собой устанавливается, когда вы
подстраиваетесь к себе. Осознайте свои ощущения, обратите внимание на свое
тело и на свою внутреннюю обстановку. Давайте своему телу отдых, упражнения
и питание, в которых оно нуждается. Осознайте то, что вы делаете и что могли
бы сделать, не пытаясь сначала изменить это поведение .и способности.
Осознайте свой убеждения и ценности, доверяя тому, во что вы решили верить и
считать важным для себя. Осознайте свою идентичность, что за личностью вы
являетесь, но не в виде застывшего идола, a в виде изменяющегося и
развивающегося существа. Это поможет открыть путь в том направлении, которое
выше идентичности.
Чтобы построить раппорт с другими людьми, подстраивайтесь к ним на
каждом логическом уровне. Встаньте на защиту их идентичности, принимайте их
за тех, кто они есть на самом деде, а не теми, кем они должны быть по вашему
мнению. Ведь так легко сделать из человека страшилище или идола, а затем
обращаться с ним как с маской, а не человеком. Подстройтесь к их убеждениям
и ценностям. Вы не обязаны соглашаться с ними, достаточно их осознать. Затем
подстройтесь к их способностям, отнеситесь с уважением к их способу мышления
и образу действий. Узнайте, какими умениями они владеют. Вы можете
присоединиться к их поведению, используя подстройку к положению, движениям
тела и к голосу с целью установления раппорта. Это -- область, глубоко
изученная в НЛП и подробно описанная в других книгах по НЛП.
Мы хотим предложить вам процедуру для исследования любых
взаимоотношений, в частности тех, которые вызывают стресс. Взаимоотношения --
это двустороннее движение, а мы порой оказываемся настолько
заинтересованными в изменении другого человека, что не замечаем того, что
наше поведение тоже является частью проблемы. Вы в состоянии изменить свое
поведение. Но для этого вам понадобится взглянуть на вещи по-новому.
Подумайте о таком человеке, в общении с которым вы испытываете
трудности.
Представьте себе, что вы снова общаетесь с ним. Ассоциируйтесь с этим
воспоминанием. Как бы вы обозначили его поведение? "Враждебное",
"пассивное", "отстраненное"? Какие ощущения вы испытываете по отношению к
этому человеку? Например, вы могли бы чувствовать гнев, расстройство или
беспомощность. Это ваши собственные ощущения об этом человеке в той
ситуации. Это ваша реакция из первой позиции на другого человека в этих
взаимоотношениях.
На каком, по вашему мнению, логическом уровне возник этот конфликт?
Касается ли это поведения, ставит ли это под вопрос ваши убеждения или
угрожает вашей идентичности?
Теперь прервитесь, подумайте о чем-нибудь другом.
Перейдите во вторую позицию. Представьте себе, что вы -- другой человек.
Находясь в этой позиции, как вы воспринимаете эту ситуацию?
Что вы пытаетесь сделать? Что вы чувствуете по поводу этих
взаимоотношений?
Прервите это состояние и вернитесь в себя.
Выйдите за пределы этих взаимоотношений и станьте сторонним
наблюдателем. Это выход в третью позицию. Это легко сделать, представив
сцену перед собой. Посмотрите на себя и на этого человека, находящихся на
сцене. Посмотрите на то, что делает этот человек. Как вы реагируете на это?
Измените свои вопросы, и вместо: "Как я мог бы изменить поведение этого
человека?", -- спросите: "Каким образом я усиливаю или включаю такое
поведение этого человека?".
Как еще вы могли бы реагировать? Что побуждает вас продолжать то, что
вы делаете в этих взаимоотношениях?
Какие ваши новые действия могли бы сделать невозможным возобновление
его старой реакции? Какое эмоциональное состояние могло бы послужить вам
ресурсом в такой ситуации?
Вполне вероятно, что он со своей стороны тоже ищет выход из
создавшегося положения, но не знает, как разрушить сложившийся стереотип
поведения. Очень редко бывает так, чтобы только один участник
взаимоотношений испытывал дискомфорт.
Что вы чувствуете по поводу ваших действий в этой ситуации?
Какой совет вы дали бы самому себе в этой ситуации?
Вас раздражает ваша неспособность оказывать влияние на другого
человека?
Полезно ли это раздражение?
Все эти вопросы помогают обрести новый взгляд, поскольку наши
взаимоотношения с самим собой часто отражаются в наших взаимоотношениях с
другими людьми.
Наконец, держите в голове то, что вы хотите от этих отношений.
Хотите ли вы, чтобы они продолжались в существующей форме?
Какие преимущества у этой формы взаимоотношений?
Какого сорта позитивные взаимоотношения вам хотелось бы построить?
Что вы могли бы сделать, чтобы достичь этой цели?
"Оптимист может увидеть свет даже там, где его нет, так почему же
пессимист всегда стремится задуть его?"
Мишель де Сент-Пьер
"Бог, дай нам смирение, чтобы безмятежно принять то, что мы не в силах
изменить; храбрость, чтобы изменить то, что должно быть изменено; и мудрость
отличить одно от другого".
Рейнольд Нибур
"Музыка, способная проникнуть глубже всего и вылечить от всех
болезней,-- это задушевная речь".
Эмерсон
"Человек, ставший оптимистом до сорока восьми лет, знает слишком много;
если же он стал оптимистом после сорока восьми, значит он знает слишком
мало".
Марк Твен
"Оптимист утверждает, что мы живем в самом лучшем из всех возможных
миров, а пессимист опасается, что это является правдой".
Джеймс Кейбл
"Пессимист -- это тот, кто, сталкиваясь с двумя неприятными вариантами,
выбирает оба".
Энон
"Изменение и боль являются частью жизни, а страдание -- вещь
добровольная".
Энон