* ГЛАВА 7 МЕТАФОРЫ ЗДОРОВЬЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617
Чтобы передать смысл, мы пользуемся сравнениями, рассказываем истории и
делимся опытом. Такие сравнения, аналогии и истории в НЛП называются
"метафорами" (с греческого -- "перенос") и сами по себе тоже являются
метафорами. Метафоры не могут быть истинными или ложными; это просто способ
мышления -- иногда полезный, а иногда ограничивающий.
В метафоре содержится больше смысла, чем в простом описании. Можно
думать о метафоре, как о голограмме: когда вы выбираете фразу, которая
передает метафору, большая часть подразумевается, она присутствует, но не
произносится вслух Это -- как подводная часть айсберга.
Сейчас мы попадаем в переделку, в которой участвуют различные метафоры
здоровья. Господствующая медицинская метафора -- это не баланс, а война.
Здоровье описывается главным образом как успешная защита от постоянных
нападений извне. Мы используем военный словарь столь естественно, что даже
не задумываемся об этом. На вас постоянно нападают "чужеродные захватчики":
болезнетворные микроорганизмы пытаются "проникнуть" внутрь и вызвать
заболевание. Необходимо постоянно быть настороже. Тонизирующие средства и
витамины могут "укрепить защитные свойства организма". Выздоровление
означает "сражение" с болезнью, "борьбу" с недомоганием. У вас могут быть
внезапные "приступы" или "схватки".
Присмотритесь и прислушайтесь к рекламе огромного арсенала лекарств,
находящегося на вооружении у современной медицины. Многие из них содержат в
своих названиях такие части, как "анти-", "контра-", "противо-". Некоторые
"борются" с болью и пытаются "подавить" ее. А после окончания войны организм
восстанавливает "разрушенное" болезнью здоровье.
А наша иммунная система? Это должна быть наша самая секретная служба
безопасности для борьбы с организованной инфекцией. Она патрулирует тело,
бдительно охраняя его от вторжения злоумышленников. Она нападает на них,
убивает и затем выбрасывает останки. Здоровье -- это постоянная готовность к
отражению нападения бессовестных микроорганизмов, это организм в состоянии
осады. Борьба с инфарктом и война с раковыми заболеваниями ведутся с
привлечением огромных оборонных резервов с целью создания все более и более
сложного аппарата и лекарств для нанесения поражения врагу, несмотря на те
исследования, которые показывают, что мы сами в состоянии создать эти
условия у себя. Мы уже проникли в лагерь врагов.
Битва не может быть выиграна, если вы воюете за обе стороны
одновременно.
ГОСПОДСТВУЮЩАЯ МЕДИЦИНСКАЯ МЕТАФОРА:
ЗДОРОВЬЕ-ЭТО ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА
1. Мы существуем отдельно от окружающей обстановки.
2. Мы выдерживаем атаки внешних сил, над которыми у нас нет никакого
контроля.
3. Организм постоянно находится в состоянии осады.
4. Сохранение здоровья -- это борьба.
5. Мы побеждаем в битвах, убивая болезнетворные микроорганизмы.
6. Организм -- необычайно сложный аппарат, и только военные эксперты
(врачи) допускаются к работе с ним.
7. Иммунная система -- это убивающая машина.
8. Прогресс в медицине подразумевает более совершенное вооружение и
более сильные лекарства для борьбы с болезнями.
9. Даже умея побеждать в битвах, мы в конечном счете проигрываем войну,
потому что умираем.
Метафоры не могут быть ни правильными, ни ошибочными, но у них есть
последствия. Каковы последствия того, что мы действуем, как будто военная
метафора является верной? Как она влияет на наше мышление? Во-первых, она
притягивает наше внимание к болезни, а не к здоровью. Если вы находитесь в
состоянии осады, вы, естественно, будете настороженно смотреть вокруг,
ожидая нападения врагов. Поэтому мы смотрим наружу, а не внутрь. Это
подталкивает нас полагаться на мнение профессионалов, как будто они
управляют нашим собственным здоровьем.
Мы можем стать диссоциированными (отстраненными) от своего собственного
здоровья. Хирургическая операция -- крайняя форма диссоциации от частей
нашего тела. Мы буквально отделяемся от них. Как следствие военной метафоры,
мы слишком сильно полагаемся на способность медицины ремонтировать
повреждения с помощью лекарств и хирургических вмешательств и совершенно
игнорируем то, что многие военные специалисты считают величайшим военным
искусством --вступать в битву лишь в случае крайней необходимости.
Как можно по-другому использовать метафору борьбы? Как бы мы
реагировали на болезнь, если бы это была враждебная попытка захвата власти
со стороны другой компании? Как бы вы тогда разрабатывали план нападения на
них? Ведь могут существовать более цивилизованные способы, чем убийство их
главаря и бомбардировка штаба объединенного командования.
Боевые искусства -- вот еще один способ мышления. Как можно было бы
поддерживать здоровье изящно, используя силы оппонентов против них самих?
Хотелось бы вам стать черным поясом в здоровье?
Что все великие генералы говорят о победах в войне? Знай своего врага.
"Военное искусство" ("The Art of War") -- самый старый военный трактат в
мире. В нем Сун Цзу писал: "Если вы знаете врага и знаете себя, вам не стоит
опасаться за исход сотни битв. Если вы знаете себя, но не знаете врага, то
на каждую вашу победу будет приходиться одно поражение. Если же вы не знаете
ни врага, ни себя, вы будете тер петь поражение постоянно".
Поэтому все еще оставаясь в рамках военной метафоры, вы можете принять
на себя командование битвой за здоровье. Старайтесь узнать как можно больше
о каждой своей болезни -- из книг, задавая вопросы, обращая внимание на свой
организм. Перестаньте быть капралом и начните действовал как генерал: это
ваша армия, и ее необходимо возглавить.
Болезнь может очень многому научить нас. Часто мы пытаемся поколотить
ее и добиться подчинения с помощью лекарств, не поняв ни ее, ни свои реакции
на эту болезнь И возникают последствия (прямо как в настоящей жизни): враг
возвращается еще более окрепший, и лекарства могут уже нанести вред вашей
собственной территории, вашему собственному организму.
ЗДОРОВЬЕ КАК БАЛАНС: ЗАБОЛЕТЬ -- НЕ ЗНАЧИТ СТАТЬ НЕЗДОРОВЫМ
Даже если вы можете воспользоваться военной метафорой, чтобы взять
командование здоровьем в свои руки, мы предполагаем, что она уже устарела.
Наши знания о себе и своем здоровье сделали ее устаревшей. Мы знаем, что
внешность обманчива и что наше тело вовсе не отделено от всего остального
миpa. Идет постоянный внутренний обмен с помощью воздуха и пищи. И обмен
атомами: к концу года 98% атомов вашего тела обновляются. Внешние слои кожи
сменяются раз в месяц. Мы выращиваем новый желудок каждые 10 дней и новую
печень каждые два месяца. Какой-то разум заботится о нашем теле, постоянно
обновляя его и поддерживая в нем жизнь. Сидя на берегу реки, вы никогда не
увидите в ней одну и ту же молекулу воды, то же самое происходит и с нашим
телом. Мы больше уже не можем думать, что болезнь приходит извне. Известно,
что стиль жизни, питание и образ мыслей оказывают содействие таким
современным убийцам, как рак и инфаркт. Мы не можем полностью защитить себя
от мира. Мы просто являемся его частью.
"Здоровье как баланс" -- это полезная метафора, которую мы уже
использовали в предыдущих главах. Каковы последствия этой метафоры? Мы живем
в равновесии с другими окружающими нас микроорганизмами, и инфекции
показывают, что это равновесие может быть нарушено. Болезнь становится
признаком того, что мы вышли из равновесия и что нам необходимо обратить
внимание на самих себя. Чтобы заболеть, нет необходимости быть нездоровым.
Болезнь может быть способом восстановления равновесия, точно так же, как
температура является признаком здоровья, ускоряя работу иммунной системы с
целью более быстрого выздоровления. Люди слишком многое поручают своему телу
-- они начинают болеть каждый раз, когда наступает очередной поворотный
момент в их жизни. Их мысленные затруднения сразу же переводятся в
физические болезни. Это также может быть признаком здоровья. Их старый образ
существования сам собой оказался неуравновешенным, и симптомы болезни,
возможно, являются частью перехода.
1. Мы являемся частью мира.
2. Здоровье представляет собой равновесие нашего способа существования
и окружения.
3. Заболевание является признаком нарушения равновесия.
4. Заболевание может быть признаком здоровья -- оно может
восстанавливать равновесие.
5. Мы лучше знаем свое собственное тело, потому что мы знаем его
изнутри.
6. Тело постоянно находится в контакте с микроорганизмами. Одни
являются полезными, другие -- вредными, а третьи могут вызывать особенные
симптомы в чувствительных организмах.
7. Мы остаемся здоровыми, заботясь о самих себе и обращая внимание на
сигналы своего тела.
8. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и окружение.
9. Иммунная система -- это наше физиологическое "я". Она знает, что есть
"я", а чего нет. Она удаляет антигены, сохраняя нашу целостность.
10. Выздоровление является естественным процессом. Нам может
понадобиться внешняя помощь, если мы слишком сильно вышли из равновесия.
11. Мы всегда в некоторой степени являемся здоровыми постольку,
поскольку мы постоянно так или иначе поддерживаем равновесие.
Различные метафоры предлагают различные способы мышления. Мы не
собираемся убеждать вас в том, что существует "правильная" метафора, мы лишь
хотим помочь вам найти ту, которая будет работать для вас. Вы сами сможете
решить, с какой вам жить. Она может быть такой простой или такой сложной,
какой вы захотите ее сделать.
Сначала осознайте ту, которая у вас уже есть. Итак, какова существующая
у вас метафора здоровья?
Чтобы узнать это, закончите следующие предложения:
Здоровье похоже на...
Потому что...
То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы
придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь
завершите предложения:
Болезнь похожа на...
Потому что...
О чем эти метафоры говорят вам?
Что они позволяют делать?
Что запрещают?
Что еще должно быть верным, чтобы эти метафоры имели смысл?
Что общего между этими метафорами?
Просто отметьте, что представляют собой ваши метафоры. И пока не
пытайтесь изменять их.
Когда вы исследуете их, может быть, вам захочется иметь другую метафору
или обогатить ту, которая у вас уже есть.
Подумайте немного.
Каким бы вы хотели представлять себе свое здоровье?
Я хочу, чтобы мое здоровье было похоже на...
Потому что...
Какое значение будет у этой новой метафоры? Как бы вы стали
действовать, если бы новая метафора стала верной для вас?
Вы. можете также изменить свою метафору о болезни:
Я бы предпочел, чтобы болезнь была похожа на... Потому что...
Может быть, вам сразу удастся найти удовлетворительную метафору. Если
это трудно сделать, просто отвечайте, называя ту вещь, которая первой пришла
в голову. Например:
Здоровье похоже... на безудержный смех.
Потому что... при этом хорошо себя чувствуешь.
А теперь на что похож безудержный смех?
Безудержный смех похож... на вдох свежего воздуха.
Потому что... он меня взбадривает.
Вы можете продолжать цепочку метафор до тех пор, пока не найдете
подходящую. Интересно сравнить вашу старую и новую метафоры. Предположим,
вашей старой метафорой здоровья была борьба, а новая -- это глоток воды из
чистой речки. Как они связаны между собой? Что между ними общего? Если бы
вам пришлось составить историю, которая начиналась бы с борьбы и
заканчивалась глотком воды из чистой речки, то как бы это могло произойти?
Каким образом борьба могла бы превратиться в глоток воды? Эта история может
быть настолько фантастической, насколько хотите, и в ней могут быть спрятаны
ключи к вашему здоровью. Это ваше путешествие из настоящего состояния
здоровья в желаемое. Метафоры не могут быть рациональными, но мы думаем, что
вы обнаружите в них какую-то свою логику.
Какая метафора есть у вас для своего тела? Закончите эти высказывания:
Мое тело похоже на...
Потому что...
Просто отметьте для себя, что это такое и какой смысл в этом есть. Вы
всегда сможете изменить это, если захотите.
Каков смысл этой метафоры? Отличается ли она в тех случаях, когда вы
хорошо себя чувствуете и когда болеете? Каким образом врачи встраиваются в
эту метафору? Вам удобно с этой метафорой? Существует ли метафора для вашего
тела, которую вы предпочли бы иметь?
Я хочу, чтобы мое тело было похоже на...
Потому что...
Если бы ваше тело стало таким, как бы вы стали смотреть на врачей и
медицинское лечение?
Предположим, что вашей первой метафорой было тело, похожее на храм, а
вы бы хотели, чтобы ваше тело было похоже на золотой поток. Каким образом
храм может быть преобразован в золотой поток? И снова история путешествия от
одного образа к другому подскажет вам ресурсы, необходимые для этого
изменения.
Какова существующая метафора для вашего тела? Многие подразумевают при
этом нечто механическое, а следовательно, безжизненное. Они представляют
тело в виде объединения частей, а не органического целого. Медицинское
лечение находится под влиянием господствующей метафоры. Весьма популярна
водопроводная метафора -- тело представляет собой хитросплетение трубок,
переносящих воздух и жидкости.
Что вы делаете, когда водопровод выходит из строя? Вы вызываете
водопроводчика, чтобы тот починил его, отрезая и заменяя куски труб или
спустив воду из системы и задав ей хорошую чистку. Он может перекрыть одни
трубы и присоединить другие. Эта метафора довольно ограничена, но может быть
полезной. Шунтирование коронарных сосудов похоже на это. Когда артерия,
которая поставляет кровь к стенке сердечной мышцы, оказывается
блокированной, необходимо провести обводной канал или заменить ее веной,
взятой из нижней части ноги. У этой операции могут быть свои достоинства, но
некоторым пациентам это не продлевает жизнь.
Иногда о теле думают, как об автомобиле. "Подумайте о своем теле, как о
суперавтомобиле,-- читаем мы в книге.-- Если вы едете не слишком быстро и
отправляетесь не слишком далеко, заправили его хорошим горючим, регулярно
проводите техосмотр и, может быть, даже моете от случая к случаю, то вы
предотвратите проблемы перед тем, как они появятся все разом". Кроме того,
вы можете "покататься" в выходные, чтобы "подзарядить батареи".
Каким образом вы поддерживаете в порядке водопроводную систему? Как вы
заботитесь о своем автомобиле? Прошло то время, когда мы думали о хирургах
как о мясниках, но что вы думаете о них в качестве автомехаников или
слесарей? Доктор как плотник? Телемастер? Егерь? Военный стратег?
Слова выражают мысли, а мысли воздействуют на наше тело, иммунную
систему и здоровье. Что наши слова говорят нам о том, как наши мысли
действуют на организм?
Слова выражают наши внутренние состояния и в точности отражают наш
способ мышления о своем теле. Но мы выражаем себя не только с помощью слов,
но и с помощью самого тела. Слова и язык тела -- это два различных способа
говорить одни и те же вещи. Наше тело может выражать внутреннее состояние
морщинками смеха или нахмуренными бровями.
У нас есть целая группа метафор о своем теле, которую называют "языком
органов" -- в них участвуют части тела. Вы когда-нибудь думали о том, что
кто-то является вашей "головной болью"? Это слова, которые напоминают вам
какое-то чувство. Некоторые люди выражают раздражение по-другому. Они
получают настоящую головную боль. Такие слова могут стать пророчествами: они
выражают мысль, а мысль действует на тело. Они как накликанное на самого
себя проклятие.
Мы поражаемся, как упорно люди повторяют определенные ключевые фразы.
Мы не утверждаем, что вам следует вовсе избегать фраз такого рода, чтобы они
не превратились в правду. Это такие привычные, упорно повторяемые,
навязчивые метафоры, которые могут причинить вред. Слова разрушают тело
подобно волнам, размывающим утес. Осознание языка органов -- это первый шаг к
пониманию того, что ваше тело не отражает слова по-своему.
Вот некоторые распространенные метафоры тела:
Это беспокойство просто поедает меня.
Это сводит меня с ума.
Он просто под кожу лезет.
Он сгорит на такой работе.
Обида гложет ее.
Вы делаете меня больным.
Это действует мне на нервы.
Эта работа просто убивает меня.
Дети -- моя головная боль.
Ты слишком мягкотелый для этого.
Это сжигает меня изнутри.
Это вам боком выйдет,
Не пользуйтесь этим как костылем.
Это давит мне на грудь.
Они выкручивают мне руки.
У нее комок в горле застрял.
Он глотает слова.
Это слишком большой кусок, чтобы его сразу проглотить.
Мне трудно дышать в этой атмосфере.
Это разрывает мне сердце.
От этого у меня сохнут мозги.
Он пьет мою кровь.
Я из кожи лезу вон.
Я это печенкой чувствую,
Эта речь режет мне слух.
Я сохну по нему.,
Мое сердце обливается кровью.
У меня кровь стынет в жилах.
Я почувствовал сердце в пятках.
Он говорил со мной стиснув зубы.
Меня прошиб холодный пот.
Выброси его из своего сердца.
Он мелет языком.
У меня искры из глаз посыпались.
Мое сердце выпрыгнет из груди.
Он разбил мое сердце.
Я это кожей чувствую.
У него язык без костей.
Диагноз тоже показывает силу слов. Он похож на магическое заклинание:
срывает завесу таинственности и называет неизвестное. Это первый шаг в
процессе лечения. Когда врачи ставят диагноз, они говорят: "Да, нам известно
это состояние, мы сталкивались с ним раньше, вы не единственный такой".
Слова могут работать как плацебо.
Диагноз может быть и проклятием. Для многих людей слово "рак" является
смертным приговором. Огромная сила заключена в этих трех буквах. Некоторые
люди приравнивают диагноз рака или СПИДа к неизбежной смерти, теряют всякие
надежды и отказываются бороться за жизнь, поэтому такой диагноз может
действовать как крайне негативное плацебо.
Есть впечатляющая история, рассказанная Бернардом Лоуном, профессором
кардиологии в Гарварде, который сопровождал своего шефа во время
клинического обхода. Начальник Лоуна осматривал женщину средних лет, у
которой была сердечная недостаточность. Обратившись к своим студентам, он
сказал: "У этой дамы TS" -- и перешел к следующему больному. Женщина сразу
забеспокоилась. Она сказала Лоуиу, что, "о ее мнению, TS означало "terminal
situation" -- смертный приговор. Лоун пытался переубедить ее, что эти буквы
значат "tricuspid stenosis", что означает сужение сердечного клапана. У нее
развились сильные застойные явления в легких, и она умерла в тот же день от
остановки сердца.
Диагноз -- это ответ врача на загадку симптомов пациента, и порой врачи
позволяют этим головоломкам взять власть над пациентом. Диагноз может
превратиться в идентификационный ярлык в больнице, где врачи могут, ссылаясь
на пациента, использовать название его симптома, а не фамилию:
"Аппендэктомия на 10-й койке". Такое обращение обезличивает больного в то
самое время, когда он как никогда нуждается в мобилизации всей энергии и сил
своей личности. Если вы состоите на учете у врача, не позволяйте диагнозу
стать вашей идентичностью. Например, люди с повышенным кровяным давлением
могут начать думать о себе как о "гипертониках", позволяя медицинскому
диагнозу управлять всеми аспектами своей жизни. То же самое происходит с
теми, у кого диабет. Диабет накладывает определенные ограничения и
трудности, но существует огромное различие между высказываниями: "Я --
человек, у которого диабет" и "Я -- диабетик".
Диагноз может создавать новые болезни и тем самым признавать законным
лечение. В 1976 году в редакционной статье журнала "Lancet" действительно
ставился вопрос: "Является ли горе болезнью?". А далее следовал призыв к
более свободной продаже транквилизаторов людям, пережившим утрату!
Медицинский ярлык, в особенности если он выражается сложным латинским
названием, ставит печать респектабельности, которой это состояние может не
заслуживать.
На самом деле медицина создает болезни. Например, в XIX веке рабы в
южных штатах Америки страдали, как тогда думали, от вспышек болезни, которую
называли "drapetomania" (от латинского drapeta -- сбежавший раб). Основным
симптомом этой "болезни" было непреодолимое желание сбежать -- совершенно не
поддающийся объяснению медицинских авторитетов того времени, а
следовательно, патологический процесс. Другими "симптомами" были
недобросовестное выполнение порученной им работы и небрежное обращение с
инструментом. Использование психиатрических ярлыков для задержания и
"лечения" диссидентов в бывшем Советском Союзе представляет собой более
недавний пример медицины под личиной политической власти. Вероятно, врачи
подвержен "номиномании" -- непреодолимому желанию подвешивать ярлыки на
состояния.
Медицинский словарь является внутренним языком и часто кажется
таинственным и трудным для представителей других профессий. У каждой группы
людей есть свой жаргон, который создается с целью прикрепления простых
ярлычков для обозначения сложных процессов. (НЛП не является исключением.)
Но, когда медицинский жаргон диссоциирует пациента от своей собственной
физиологии и вносит трудности, а не упрощения, от него следует
освобождаться. Многие доктора, следует отдать им должное, умеют прекрасно
объяснять болезнь легкодоступными понятиями. Педиатры особенно нуждаются в
этом умении.
Переведите эти выразительные медицинские названия на русский язык:
танатофобия,
кинофобия,
силурофобия,
эргофобия,
фобофобия,
лукулианизм,
бахизм,
гедонизм,
ятрофобия,
гипергелонтотрофия.
танатофобия -- боязнь смерти;
кинофобия -- боязнь собак;
силурофобия -- боязнь кошек;
эргофобия -- боязнь работы (болезнь, возникающая утром в понедельник);
фобофобия -- боязнь страха (состояние бесконечной подавленности...);
лукулианизм -- склонность хорошо поесть;
бахизм -- склонность хорошо выпить (болезнь, возникающая в субботу
вечером);
гедонизм -- по определению, данному в одной из последних книг,
"нарушение поведения, проявляющееся в неконтролируемом стремлении
удовлетворять собственные потребности и испытывать удовольствие". Мы думаем,
что каждый здоровый человек нуждается в таком хроническом заболевании,
которое, вне всяких сомнений, включает в себя и лукулианизм, и бахизм;
ятрофобия -- боязнь докторов (только они и могли придумать эти
названия);
гипергелонтотрофия -- чрезмерно развитое чувство юмора (это еще не
заболевание, но будьте осторожны!).
Вы можете обнаружить, что у вас есть некоторые из этих заболеваний. Это
совершенно нормально.
Наш способ говорить о здоровье отделяет нас от него. Подумайте о фразе
"в погоне за здоровьем" как о метафоре. Oна подразумевает, что здоровье --
это дичь, на которую следует охотиться. Должно быть, оно убегает и, скорее
всего, рука об руку со счастьем. Что это значит? А то, что здоровье вне
досягаемости, и вы отделены от него. Можно преследовать только то, чего у
вас еще нет, либо вы еще не поняли, что уже овладели этим. Можно, конечно,
проводить время, устраивая погоню за здоровьем с помощью диеты и физических
упражнений, и совершенно не замечать, насколько вы уже здоровы как и хорошо
себя чувствуете.
Мы говорим о том, что у нас "есть" болезнь -- скажем, простуда, высокое
давление или артрит, -- но ведь болезнь не вещь, это процесс. Использование
существительного для обозначения -- это просто удобный краткий способ ссылки
на болезнь. Но не путайте ярлык с поведением. Вы не можете владеть болезнью,
болезнь -- это то, что вы делаете. Многие симптомы распространенных болезней,
неприятные сами себе, -- такие, как насморк, сухость во рту и высокая
температура, -- представляют собой реакции вашего организма на антиген и
попытку вылечить вас.
Проведите такой эксперимент. Подумайте о болезни или болезненном
состоянии, которое было у вас раньше или в котором вы находитесь сейчас. Мы
возьмем для примера насморк, но вы можете экспериментировать с любой
болезнью. Вспомните себя в то время, когда он у вас был. Посмотрите на
связанную с этим воспоминанием картинку, прислушайтесь к звукам, обратите
внимание на ощущения. У большинства людей это будет застывшая картинка,
неподвижная и не изменяющаяся. Теперь подумайте: "Я лечу себя от насморка" --
и заметьте, как картинка оживает. Вы начинаете что-то делать. Отношение к
болезни как к вещи ставит вас в пассивную роль. Теперь прервите это
состояние и поместите картинку в прошлое.
Названия болезней представляют собой те немногие существительные, для
которых мы утратили глаголы. Мы говорим: "У меня насморк", а не "Я
сморкаюсь". "Глаголизация" болезни выглядит и звучит странно, но это более
точное описание.
Гипертония, или повышенное кровяное давление, является хорошим
примером. Это сложное взаимодействие сил в человеческом теле, а не то, что
человек может иметь, например, голубые глаза. Повысить свое кровяное
давление по собственной воле можно просто: вспомнив неприятное или требующее
напряжения всех сил переживание. Сама процедура измерения давления у врача в
кабинете обычно поднимает его выше нормы. В медицинских терминах повышение
давления по неизвестной причине называется "первичной (essential)
гипертонией". Но является ли она на самом деле первичной или даже
неизбежной?
Исследования повышенного кровяного давления показали, как на него может
влиять такая простая вещь, как разговор. Тридцатисекундный разговор может
вызвать повышение давления на 50 процентов. При этом не обязательно, чтобы
этот разговор был напряженным. Кровяное давление является отражением речи
человека: оно повышается, когда вы говорите, и понижается, когда вы молчите.
Кривая кровяного давления любого человека во время разговора точно
показывает, когда он говорит, а когда слушает. Более того, чем выше давление
в состоянии покоя, тем сильнее оно поднимается, когда человек начинает
говорить. Быстрая речь вызывает более резкое повышение, чем медленная.
Многие больные гипертонией во время разговора не могут дышать свободно, и
это тоже приводит к повышению кровяного давления.
Кровяное давление -- это скрытая форма коммуникации. Это обратная связь,
реакция на то, что вы делаете, как дышите и общаетесь с другими людьми.
Пациентов учат управлять своим давлением, осознавая свои ощущения, избегая
диалогов и ситуаций, ведущих к стрессу, разговаривая медленнее, поддерживая
ровное дыхание во время разговора и расслабляясь, когда это необходимо. Они
получают средства контроля. Нам кажется, что это отличный пример перевода
того, что считалось фиксированным состоянием, в процесс, в результате чего и
были найдены полезные методы лечения.
Медицина -- это не просто набор лечебных процедур, но и способ понимания
окружающего мира. Она соответствует мировоззрению и нравам того общества, в
котором действует. Кроме того, медицина прагматична -- используя то, что
работает, и отказываясь от того, что не работает, несмотря на сопротивление
людей, заинтересованных в сохранении существующего положения. Для медицины
опасно попасть в ловушку "правильной" точки зрения на действительность и
подавлять альтернативное объяснение. Мы не терпим это в людях, так почему
профессионалы должны быть исключением?
Медицина неизбежно является консервативной. Потому что на карту
поставлено благополучие, а, может быть, и жизнь человека. В то же время ей
следует вести себя скромнее: есть немало примеров, когда врачи совершали
ошибки, пытаясь подтвердить общепризнанные знания.
Аллопатическая медицина -- господствующая форма медицины в западном
обществе -- это система, основанная на определенном взгляде на мир. Если мы
преданы практическому духу медицины, то нам захочется рассмотреть другие
метафоры здоровья и болезни, другие медицинские системы. Гомеопатия,
остеопатия, акупунктура и китайская медицина -- каждая из них имеет хорошо
развитую философию и процедуры лечения. Все они представляют собой
альтернативные метафоры для здоровья и болезни. Они предлагают самые разные
рецепты, начиная от знакомых химических способов лечения, иногда с помощью
трав и вплоть до менее очевидных, но порой одинаково полезных поведенческих
методов, предписывающих, например, больше смеяться или проводить некоторое
время с детьми каждый день, потому что есть некий здравый смысл в этих
действиях, который не смогут заменить никакие лекарства.
У разных систем разные метафоры. Это не тот случай, когда надо решать,
верны они или ошибочны. Ни одна система не может быть столь самонадеянной,
чтобы объявить себя абсолютно верной (как случалось с более непреклонными
апологетами аллопатической медицины). У каждой системы есть своя философия и
основополагающая метафора, и все они работают для некоторых людей. Ни одна
из систем не претендует на монополию в лечении, все они достигают
определенных результатов, в том числе и в случаях развитых органических
нарушений. А мы выбираем ту, которой готовы верить.
Ваши конгруэнтность и убежденность в силе выбранной медицинской системы
столь же важны, сколь и сама система. Соберите больше информации. Вы можете
обнаружить, что различные заболевания легче всего лечатся в рамках различных
медицинских моделей. Например, мы не раздумывая воспользовались бы
традиционной медицинской помощью для решения таких проблем, как аппендицит,
пневмония и перелом конечности. Но, как только кризис проходит, могут
открыться и другие пути ускорения процесса выздоровления, быть может,
посредством акупунктуры или гомеопатии.
С другой стороны, современная медицина почти ничего не может
предложить, чтобы облегчить боли в спине, за исключением лекарств и операций
для смещения и вправления позвонков. А две трети пациентов, страдавших от
боли в спине и согласившихся на операцию, приходят к тому, что боль
становится сильнее, чем до операции. Но остеопатия, хиропрактика, техники
Александера или Фельденкрайза могли бы поправить то, что пациент сделал (или
все еще продолжает делать), чтобы довести себя до такой боли, и научить
пользоваться своим телом по-другому. Тщательное медицинское исследование
показало, что акупунктура может эффективно снимать боль.
Аллопатическая медицина почти ничем не может помочь при простуде.
Гомеопатия и ароматерапия вполне могут дать хорошие результаты. Китайские
галеновые средства показывают отличные результаты в случае такого
хронического болезненного заболевания кожи, как экзема. Диету тоже следует
принимать в расчет. При серьезных формах экземы часто рекомендуют стероидные
гормоны. Но у них есть опасные побочные явления, которые включают подавление
иммунной системы.
Джозеф пользуется гомеопатическими лекарственными средствами при
простуде и гриппе, потому что они работают (для него). В первый раз, когда
он воспользовался гомеопатическими средствами от простуды, он выздоровел
быстро и установил якорь на быстрое и легкое выздоровление. Неизвестно,
произошло бы это выздоровление быстрее или нет, если бы он вообще ничего не
делал. Дважды слепые испытания, принятые в медицине и проведенные должным
образом, показали, что гомеопатические средства дают устойчиво хорошие
результаты, но их до сих пор игнорируют медицинские учреждения, не понимая,
каким образом они работают. Но какая разница? Мы равным образом не имеем
представления, почему работают некоторые утвержденные медициной лекарства.
В течение последних десяти лет Ян регулярно проходил акупунктурное
лечение. Он начал не из-за какой-то конкретной болезни, а по той причине,
что его интересовали профилактическое и целебное действия акупунктуры.
Спустя годы он пришел к тому, что выходит после сеанса акупунктуры, чувствуя
себя превосходно и значительно более крепким.
По опыту Яна работает акупунктура. Опыт Джозефа говорит, что работает
гомеопатия. Используйте то, что работает для вас, и вы не обязаны находить
этому оправдание или объяснение. Просто доверяйте своему опыту.
ВТОРОЕ МНЕНИЕ ИЛИ ДРУГАЯ МЕТАФОРА?
Медицина не является точной наукой, и учет иной точки зрения
представляет собой полезную и добрую традицию. Врачи тоже люди, они могут
ошибаться, или их совет может быть навеян тем, что им кажется полезным и
результативным, но это может не работать в вашем случае. Они применяют такие
процедуры, в которых убеждены сами, но это не значит, что вы тоже в них
верите. Разумно относиться к другим точкам зрения с таким же уважением, как
к своей, и очень важно тщательно продумать все возможности, прежде чем
решиться на хирургическое вмешательство. Ни один доктор не может ясно
представлять себе все варианты.
Если у вас проблема со здоровьем, то зачем ограничивать себя другой
точкой зрения в пределах старой метафоры? Рассмотрите новые подходы,
опираясь на другие традиции лечения. Мы не настаиваем на перескакивании с
одной терапии на другую; главное, чтобы она приносила пользу. Однако легко
оказаться замороченным традиционной медицинской моделью и отказать себе в
возможности лечения, качество которого может быть таким же или даже
превышать качество тех методов, которые предлагает ортодоксальная медицина.
Существует значительно больше возможностей, чем выбирать только своего
терапевта, только ту поликлинику, в которую вы ходите, и только те
лекарства, которые обычно принимаете.
Джозеф повредил колено несколько лет назад и внезапно стал
по-настоящему ценить то, что раньше считал само собой разумеющимся, --
возможность вставать и ходить, не испытывая боли. Он хотел вылечить его как
можно быстрее. Он обратился к своему терапевту, который, сомневаясь в
диагнозе, предложил Джозефу сделать рентгеновский снимок колена и сходить на
прием к физиотерапевту. Тот показал ему несколько упражнений, которые можно
было выполнять самостоятельно, не обращаясь специально к врачу. В книгах
Джозеф нашел описания устройства колена и был поражен совершенством его
конструкции, позволяющей совершать такие разнообразные движения. Вскоре он
стал экспертом по коленям, порой надоедая своим друзьям рассказами о том,
как они работают (или в его случае -- как они не работают). Он выполнил
несколько упражнений, разработанных Александером, и обнаружил, что его
привычный способ хождения способствовал ослаблению его колен. Джозеф
встретился с терапевтом, практикующим техники Фельденкрайза, который
предложил ему несколько полезных упражнений и снова дал ему понять, что его
боли были не проблемой его колен, они были связаны с привычным для Джозефа
способом перемещения своего тела. Колено было слабой точкой, которая
вызывала боль. Джозеф выполнил несколько оздоравливающих упражнений на
визуализацию, воспользовался открытиями Фельденкрайза и Александера, чтобы
поправить некоторые привычки, связанные с ходьбой, и начал Делать упражнения
с тяжелыми весами, чтобы укрепить мускулы вокруг колен. И его колени стали
еще сильнее, чем были прежде. Джозеф исправил дисбаланс, который мог бы
привести к еще более серьезным последствиям, если бы он продолжал
придерживаться старых привычек.
Важный принцип в НЛП: учитывать различные точки зрения. И чем сильнее
они отличаются, тем более ценным оказывается результат. Мы учимся главным
образом оценивая различия. Способность принимать в расчет самые разные точки
зрения является составной частью гибкого поведения людей, устойчиво
достигающих успеха. Мир всегда богаче, чем любой отдельный взгляд на него, а
реальность, как было уже сказано, оставляет огромные возможности для
воображения.
В НЛП определяются три основные точки восприятия:
Первая позиция -- это ваша собственная действительность. Если вы в
настоящий момент осознаете свои собственные мысли и чувства, значит, вы
находитесь в первой позиции. Болезнь чаще всего загоняет нас в первую
позицию,
Вторая позиция -- это способность принять точку зрения другого человека.
Вы представляете себе, на что это было бы похоже для него. Это часть
подстройки к другому человеку, оценки того, как выглядит мир для него
изнутри, а не суждения о нем со стороны. Врачи, умеющие принимать позицию
своих пациентов, обычно пользуются популярностью и уважением.
Третья позиция -- это умение занимать внешнюю, отстраненную точку
зрения. Вы настолько объективны, насколько это возможно. С этой позиции вы
можете оценить свои отношения с другими людьми, вместо того, чтобы оказаться
захваченным своей собственной точкой зрения (первая позиция) ил" оставаться
на месте другого человека (вторая позиция).
Использование этих трех точек зрения в какой-то ситуации называется
"тройным описанием". Все три позиции оказываются важными, и лучшие
коммуникаторы легко перемещаются от одной к другой. Профессионалам в области
здоровья необходимы все три. Они должны отчетливо представлять и быть
уверенными в том, что они собираются делать, но, кроме того, им необходимо
уметь оценивать чувства другого человека, чтобы помочь ему достичь своей
цели. И еще им необходимо уметь объективно оценивать свою работу.
Медицинская наука часто уделяет слишком много внимания третьей позиции,
упуская при этом из виду чувства реальных людей и тех пациентов, с которыми
приходится работать.
"Метафора находится на полпути между неясностью и банальностыо".
Аристотель
"Высшее проявление военного искусства -- нарушить планы врага, чуть ниже
-- предотвратить объединение вражеских сил, следующее по порядку -- атаковать
армию врага на поле боя, и самая никчемная стратегия -- осаждать города,
обнесенные каменной стеной".
Сун Тзу. Военное искусство
"В любой войне прямые методы могут быть полезны для того, чтобы
завязать сражение, а обходные пути необходимы для того, чтобы обеспечить
победу".
Сун Тзу, Военное искусство
"В сражении существует только два метода наступления -- прямое и
непрямое -- но их комбинация дает начало бесконечной серии маневров".
Сун Тзу. Военное искусство
"Самая большая проблема в мире могла быть решена, когда она была еще
маленькой".
Лао Ше
"Теория Луи Пастера о болезнетворных микроорганизмах --лишь нелепая
выдумка".
Пьер Паше
Чтобы передать смысл, мы пользуемся сравнениями, рассказываем истории и
делимся опытом. Такие сравнения, аналогии и истории в НЛП называются
"метафорами" (с греческого -- "перенос") и сами по себе тоже являются
метафорами. Метафоры не могут быть истинными или ложными; это просто способ
мышления -- иногда полезный, а иногда ограничивающий.
В метафоре содержится больше смысла, чем в простом описании. Можно
думать о метафоре, как о голограмме: когда вы выбираете фразу, которая
передает метафору, большая часть подразумевается, она присутствует, но не
произносится вслух Это -- как подводная часть айсберга.
Сейчас мы попадаем в переделку, в которой участвуют различные метафоры
здоровья. Господствующая медицинская метафора -- это не баланс, а война.
Здоровье описывается главным образом как успешная защита от постоянных
нападений извне. Мы используем военный словарь столь естественно, что даже
не задумываемся об этом. На вас постоянно нападают "чужеродные захватчики":
болезнетворные микроорганизмы пытаются "проникнуть" внутрь и вызвать
заболевание. Необходимо постоянно быть настороже. Тонизирующие средства и
витамины могут "укрепить защитные свойства организма". Выздоровление
означает "сражение" с болезнью, "борьбу" с недомоганием. У вас могут быть
внезапные "приступы" или "схватки".
Присмотритесь и прислушайтесь к рекламе огромного арсенала лекарств,
находящегося на вооружении у современной медицины. Многие из них содержат в
своих названиях такие части, как "анти-", "контра-", "противо-". Некоторые
"борются" с болью и пытаются "подавить" ее. А после окончания войны организм
восстанавливает "разрушенное" болезнью здоровье.
А наша иммунная система? Это должна быть наша самая секретная служба
безопасности для борьбы с организованной инфекцией. Она патрулирует тело,
бдительно охраняя его от вторжения злоумышленников. Она нападает на них,
убивает и затем выбрасывает останки. Здоровье -- это постоянная готовность к
отражению нападения бессовестных микроорганизмов, это организм в состоянии
осады. Борьба с инфарктом и война с раковыми заболеваниями ведутся с
привлечением огромных оборонных резервов с целью создания все более и более
сложного аппарата и лекарств для нанесения поражения врагу, несмотря на те
исследования, которые показывают, что мы сами в состоянии создать эти
условия у себя. Мы уже проникли в лагерь врагов.
Битва не может быть выиграна, если вы воюете за обе стороны
одновременно.
ГОСПОДСТВУЮЩАЯ МЕДИЦИНСКАЯ МЕТАФОРА:
ЗДОРОВЬЕ-ЭТО ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА
1. Мы существуем отдельно от окружающей обстановки.
2. Мы выдерживаем атаки внешних сил, над которыми у нас нет никакого
контроля.
3. Организм постоянно находится в состоянии осады.
4. Сохранение здоровья -- это борьба.
5. Мы побеждаем в битвах, убивая болезнетворные микроорганизмы.
6. Организм -- необычайно сложный аппарат, и только военные эксперты
(врачи) допускаются к работе с ним.
7. Иммунная система -- это убивающая машина.
8. Прогресс в медицине подразумевает более совершенное вооружение и
более сильные лекарства для борьбы с болезнями.
9. Даже умея побеждать в битвах, мы в конечном счете проигрываем войну,
потому что умираем.
Метафоры не могут быть ни правильными, ни ошибочными, но у них есть
последствия. Каковы последствия того, что мы действуем, как будто военная
метафора является верной? Как она влияет на наше мышление? Во-первых, она
притягивает наше внимание к болезни, а не к здоровью. Если вы находитесь в
состоянии осады, вы, естественно, будете настороженно смотреть вокруг,
ожидая нападения врагов. Поэтому мы смотрим наружу, а не внутрь. Это
подталкивает нас полагаться на мнение профессионалов, как будто они
управляют нашим собственным здоровьем.
Мы можем стать диссоциированными (отстраненными) от своего собственного
здоровья. Хирургическая операция -- крайняя форма диссоциации от частей
нашего тела. Мы буквально отделяемся от них. Как следствие военной метафоры,
мы слишком сильно полагаемся на способность медицины ремонтировать
повреждения с помощью лекарств и хирургических вмешательств и совершенно
игнорируем то, что многие военные специалисты считают величайшим военным
искусством --вступать в битву лишь в случае крайней необходимости.
Как можно по-другому использовать метафору борьбы? Как бы мы
реагировали на болезнь, если бы это была враждебная попытка захвата власти
со стороны другой компании? Как бы вы тогда разрабатывали план нападения на
них? Ведь могут существовать более цивилизованные способы, чем убийство их
главаря и бомбардировка штаба объединенного командования.
Боевые искусства -- вот еще один способ мышления. Как можно было бы
поддерживать здоровье изящно, используя силы оппонентов против них самих?
Хотелось бы вам стать черным поясом в здоровье?
Что все великие генералы говорят о победах в войне? Знай своего врага.
"Военное искусство" ("The Art of War") -- самый старый военный трактат в
мире. В нем Сун Цзу писал: "Если вы знаете врага и знаете себя, вам не стоит
опасаться за исход сотни битв. Если вы знаете себя, но не знаете врага, то
на каждую вашу победу будет приходиться одно поражение. Если же вы не знаете
ни врага, ни себя, вы будете тер петь поражение постоянно".
Поэтому все еще оставаясь в рамках военной метафоры, вы можете принять
на себя командование битвой за здоровье. Старайтесь узнать как можно больше
о каждой своей болезни -- из книг, задавая вопросы, обращая внимание на свой
организм. Перестаньте быть капралом и начните действовал как генерал: это
ваша армия, и ее необходимо возглавить.
Болезнь может очень многому научить нас. Часто мы пытаемся поколотить
ее и добиться подчинения с помощью лекарств, не поняв ни ее, ни свои реакции
на эту болезнь И возникают последствия (прямо как в настоящей жизни): враг
возвращается еще более окрепший, и лекарства могут уже нанести вред вашей
собственной территории, вашему собственному организму.
ЗДОРОВЬЕ КАК БАЛАНС: ЗАБОЛЕТЬ -- НЕ ЗНАЧИТ СТАТЬ НЕЗДОРОВЫМ
Даже если вы можете воспользоваться военной метафорой, чтобы взять
командование здоровьем в свои руки, мы предполагаем, что она уже устарела.
Наши знания о себе и своем здоровье сделали ее устаревшей. Мы знаем, что
внешность обманчива и что наше тело вовсе не отделено от всего остального
миpa. Идет постоянный внутренний обмен с помощью воздуха и пищи. И обмен
атомами: к концу года 98% атомов вашего тела обновляются. Внешние слои кожи
сменяются раз в месяц. Мы выращиваем новый желудок каждые 10 дней и новую
печень каждые два месяца. Какой-то разум заботится о нашем теле, постоянно
обновляя его и поддерживая в нем жизнь. Сидя на берегу реки, вы никогда не
увидите в ней одну и ту же молекулу воды, то же самое происходит и с нашим
телом. Мы больше уже не можем думать, что болезнь приходит извне. Известно,
что стиль жизни, питание и образ мыслей оказывают содействие таким
современным убийцам, как рак и инфаркт. Мы не можем полностью защитить себя
от мира. Мы просто являемся его частью.
"Здоровье как баланс" -- это полезная метафора, которую мы уже
использовали в предыдущих главах. Каковы последствия этой метафоры? Мы живем
в равновесии с другими окружающими нас микроорганизмами, и инфекции
показывают, что это равновесие может быть нарушено. Болезнь становится
признаком того, что мы вышли из равновесия и что нам необходимо обратить
внимание на самих себя. Чтобы заболеть, нет необходимости быть нездоровым.
Болезнь может быть способом восстановления равновесия, точно так же, как
температура является признаком здоровья, ускоряя работу иммунной системы с
целью более быстрого выздоровления. Люди слишком многое поручают своему телу
-- они начинают болеть каждый раз, когда наступает очередной поворотный
момент в их жизни. Их мысленные затруднения сразу же переводятся в
физические болезни. Это также может быть признаком здоровья. Их старый образ
существования сам собой оказался неуравновешенным, и симптомы болезни,
возможно, являются частью перехода.
1. Мы являемся частью мира.
2. Здоровье представляет собой равновесие нашего способа существования
и окружения.
3. Заболевание является признаком нарушения равновесия.
4. Заболевание может быть признаком здоровья -- оно может
восстанавливать равновесие.
5. Мы лучше знаем свое собственное тело, потому что мы знаем его
изнутри.
6. Тело постоянно находится в контакте с микроорганизмами. Одни
являются полезными, другие -- вредными, а третьи могут вызывать особенные
симптомы в чувствительных организмах.
7. Мы остаемся здоровыми, заботясь о самих себе и обращая внимание на
сигналы своего тела.
8. Мы можем оказывать влияние на свои мысли, эмоции и окружение.
9. Иммунная система -- это наше физиологическое "я". Она знает, что есть
"я", а чего нет. Она удаляет антигены, сохраняя нашу целостность.
10. Выздоровление является естественным процессом. Нам может
понадобиться внешняя помощь, если мы слишком сильно вышли из равновесия.
11. Мы всегда в некоторой степени являемся здоровыми постольку,
поскольку мы постоянно так или иначе поддерживаем равновесие.
Различные метафоры предлагают различные способы мышления. Мы не
собираемся убеждать вас в том, что существует "правильная" метафора, мы лишь
хотим помочь вам найти ту, которая будет работать для вас. Вы сами сможете
решить, с какой вам жить. Она может быть такой простой или такой сложной,
какой вы захотите ее сделать.
Сначала осознайте ту, которая у вас уже есть. Итак, какова существующая
у вас метафора здоровья?
Чтобы узнать это, закончите следующие предложения:
Здоровье похоже на...
Потому что...
То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы
придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь
завершите предложения:
Болезнь похожа на...
Потому что...
О чем эти метафоры говорят вам?
Что они позволяют делать?
Что запрещают?
Что еще должно быть верным, чтобы эти метафоры имели смысл?
Что общего между этими метафорами?
Просто отметьте, что представляют собой ваши метафоры. И пока не
пытайтесь изменять их.
Когда вы исследуете их, может быть, вам захочется иметь другую метафору
или обогатить ту, которая у вас уже есть.
Подумайте немного.
Каким бы вы хотели представлять себе свое здоровье?
Я хочу, чтобы мое здоровье было похоже на...
Потому что...
Какое значение будет у этой новой метафоры? Как бы вы стали
действовать, если бы новая метафора стала верной для вас?
Вы. можете также изменить свою метафору о болезни:
Я бы предпочел, чтобы болезнь была похожа на... Потому что...
Может быть, вам сразу удастся найти удовлетворительную метафору. Если
это трудно сделать, просто отвечайте, называя ту вещь, которая первой пришла
в голову. Например:
Здоровье похоже... на безудержный смех.
Потому что... при этом хорошо себя чувствуешь.
А теперь на что похож безудержный смех?
Безудержный смех похож... на вдох свежего воздуха.
Потому что... он меня взбадривает.
Вы можете продолжать цепочку метафор до тех пор, пока не найдете
подходящую. Интересно сравнить вашу старую и новую метафоры. Предположим,
вашей старой метафорой здоровья была борьба, а новая -- это глоток воды из
чистой речки. Как они связаны между собой? Что между ними общего? Если бы
вам пришлось составить историю, которая начиналась бы с борьбы и
заканчивалась глотком воды из чистой речки, то как бы это могло произойти?
Каким образом борьба могла бы превратиться в глоток воды? Эта история может
быть настолько фантастической, насколько хотите, и в ней могут быть спрятаны
ключи к вашему здоровью. Это ваше путешествие из настоящего состояния
здоровья в желаемое. Метафоры не могут быть рациональными, но мы думаем, что
вы обнаружите в них какую-то свою логику.
Какая метафора есть у вас для своего тела? Закончите эти высказывания:
Мое тело похоже на...
Потому что...
Просто отметьте для себя, что это такое и какой смысл в этом есть. Вы
всегда сможете изменить это, если захотите.
Каков смысл этой метафоры? Отличается ли она в тех случаях, когда вы
хорошо себя чувствуете и когда болеете? Каким образом врачи встраиваются в
эту метафору? Вам удобно с этой метафорой? Существует ли метафора для вашего
тела, которую вы предпочли бы иметь?
Я хочу, чтобы мое тело было похоже на...
Потому что...
Если бы ваше тело стало таким, как бы вы стали смотреть на врачей и
медицинское лечение?
Предположим, что вашей первой метафорой было тело, похожее на храм, а
вы бы хотели, чтобы ваше тело было похоже на золотой поток. Каким образом
храм может быть преобразован в золотой поток? И снова история путешествия от
одного образа к другому подскажет вам ресурсы, необходимые для этого
изменения.
Какова существующая метафора для вашего тела? Многие подразумевают при
этом нечто механическое, а следовательно, безжизненное. Они представляют
тело в виде объединения частей, а не органического целого. Медицинское
лечение находится под влиянием господствующей метафоры. Весьма популярна
водопроводная метафора -- тело представляет собой хитросплетение трубок,
переносящих воздух и жидкости.
Что вы делаете, когда водопровод выходит из строя? Вы вызываете
водопроводчика, чтобы тот починил его, отрезая и заменяя куски труб или
спустив воду из системы и задав ей хорошую чистку. Он может перекрыть одни
трубы и присоединить другие. Эта метафора довольно ограничена, но может быть
полезной. Шунтирование коронарных сосудов похоже на это. Когда артерия,
которая поставляет кровь к стенке сердечной мышцы, оказывается
блокированной, необходимо провести обводной канал или заменить ее веной,
взятой из нижней части ноги. У этой операции могут быть свои достоинства, но
некоторым пациентам это не продлевает жизнь.
Иногда о теле думают, как об автомобиле. "Подумайте о своем теле, как о
суперавтомобиле,-- читаем мы в книге.-- Если вы едете не слишком быстро и
отправляетесь не слишком далеко, заправили его хорошим горючим, регулярно
проводите техосмотр и, может быть, даже моете от случая к случаю, то вы
предотвратите проблемы перед тем, как они появятся все разом". Кроме того,
вы можете "покататься" в выходные, чтобы "подзарядить батареи".
Каким образом вы поддерживаете в порядке водопроводную систему? Как вы
заботитесь о своем автомобиле? Прошло то время, когда мы думали о хирургах
как о мясниках, но что вы думаете о них в качестве автомехаников или
слесарей? Доктор как плотник? Телемастер? Егерь? Военный стратег?
Слова выражают мысли, а мысли воздействуют на наше тело, иммунную
систему и здоровье. Что наши слова говорят нам о том, как наши мысли
действуют на организм?
Слова выражают наши внутренние состояния и в точности отражают наш
способ мышления о своем теле. Но мы выражаем себя не только с помощью слов,
но и с помощью самого тела. Слова и язык тела -- это два различных способа
говорить одни и те же вещи. Наше тело может выражать внутреннее состояние
морщинками смеха или нахмуренными бровями.
У нас есть целая группа метафор о своем теле, которую называют "языком
органов" -- в них участвуют части тела. Вы когда-нибудь думали о том, что
кто-то является вашей "головной болью"? Это слова, которые напоминают вам
какое-то чувство. Некоторые люди выражают раздражение по-другому. Они
получают настоящую головную боль. Такие слова могут стать пророчествами: они
выражают мысль, а мысль действует на тело. Они как накликанное на самого
себя проклятие.
Мы поражаемся, как упорно люди повторяют определенные ключевые фразы.
Мы не утверждаем, что вам следует вовсе избегать фраз такого рода, чтобы они
не превратились в правду. Это такие привычные, упорно повторяемые,
навязчивые метафоры, которые могут причинить вред. Слова разрушают тело
подобно волнам, размывающим утес. Осознание языка органов -- это первый шаг к
пониманию того, что ваше тело не отражает слова по-своему.
Вот некоторые распространенные метафоры тела:
Это беспокойство просто поедает меня.
Это сводит меня с ума.
Он просто под кожу лезет.
Он сгорит на такой работе.
Обида гложет ее.
Вы делаете меня больным.
Это действует мне на нервы.
Эта работа просто убивает меня.
Дети -- моя головная боль.
Ты слишком мягкотелый для этого.
Это сжигает меня изнутри.
Это вам боком выйдет,
Не пользуйтесь этим как костылем.
Это давит мне на грудь.
Они выкручивают мне руки.
У нее комок в горле застрял.
Он глотает слова.
Это слишком большой кусок, чтобы его сразу проглотить.
Мне трудно дышать в этой атмосфере.
Это разрывает мне сердце.
От этого у меня сохнут мозги.
Он пьет мою кровь.
Я из кожи лезу вон.
Я это печенкой чувствую,
Эта речь режет мне слух.
Я сохну по нему.,
Мое сердце обливается кровью.
У меня кровь стынет в жилах.
Я почувствовал сердце в пятках.
Он говорил со мной стиснув зубы.
Меня прошиб холодный пот.
Выброси его из своего сердца.
Он мелет языком.
У меня искры из глаз посыпались.
Мое сердце выпрыгнет из груди.
Он разбил мое сердце.
Я это кожей чувствую.
У него язык без костей.
Диагноз тоже показывает силу слов. Он похож на магическое заклинание:
срывает завесу таинственности и называет неизвестное. Это первый шаг в
процессе лечения. Когда врачи ставят диагноз, они говорят: "Да, нам известно
это состояние, мы сталкивались с ним раньше, вы не единственный такой".
Слова могут работать как плацебо.
Диагноз может быть и проклятием. Для многих людей слово "рак" является
смертным приговором. Огромная сила заключена в этих трех буквах. Некоторые
люди приравнивают диагноз рака или СПИДа к неизбежной смерти, теряют всякие
надежды и отказываются бороться за жизнь, поэтому такой диагноз может
действовать как крайне негативное плацебо.
Есть впечатляющая история, рассказанная Бернардом Лоуном, профессором
кардиологии в Гарварде, который сопровождал своего шефа во время
клинического обхода. Начальник Лоуна осматривал женщину средних лет, у
которой была сердечная недостаточность. Обратившись к своим студентам, он
сказал: "У этой дамы TS" -- и перешел к следующему больному. Женщина сразу
забеспокоилась. Она сказала Лоуиу, что, "о ее мнению, TS означало "terminal
situation" -- смертный приговор. Лоун пытался переубедить ее, что эти буквы
значат "tricuspid stenosis", что означает сужение сердечного клапана. У нее
развились сильные застойные явления в легких, и она умерла в тот же день от
остановки сердца.
Диагноз -- это ответ врача на загадку симптомов пациента, и порой врачи
позволяют этим головоломкам взять власть над пациентом. Диагноз может
превратиться в идентификационный ярлык в больнице, где врачи могут, ссылаясь
на пациента, использовать название его симптома, а не фамилию:
"Аппендэктомия на 10-й койке". Такое обращение обезличивает больного в то
самое время, когда он как никогда нуждается в мобилизации всей энергии и сил
своей личности. Если вы состоите на учете у врача, не позволяйте диагнозу
стать вашей идентичностью. Например, люди с повышенным кровяным давлением
могут начать думать о себе как о "гипертониках", позволяя медицинскому
диагнозу управлять всеми аспектами своей жизни. То же самое происходит с
теми, у кого диабет. Диабет накладывает определенные ограничения и
трудности, но существует огромное различие между высказываниями: "Я --
человек, у которого диабет" и "Я -- диабетик".
Диагноз может создавать новые болезни и тем самым признавать законным
лечение. В 1976 году в редакционной статье журнала "Lancet" действительно
ставился вопрос: "Является ли горе болезнью?". А далее следовал призыв к
более свободной продаже транквилизаторов людям, пережившим утрату!
Медицинский ярлык, в особенности если он выражается сложным латинским
названием, ставит печать респектабельности, которой это состояние может не
заслуживать.
На самом деле медицина создает болезни. Например, в XIX веке рабы в
южных штатах Америки страдали, как тогда думали, от вспышек болезни, которую
называли "drapetomania" (от латинского drapeta -- сбежавший раб). Основным
симптомом этой "болезни" было непреодолимое желание сбежать -- совершенно не
поддающийся объяснению медицинских авторитетов того времени, а
следовательно, патологический процесс. Другими "симптомами" были
недобросовестное выполнение порученной им работы и небрежное обращение с
инструментом. Использование психиатрических ярлыков для задержания и
"лечения" диссидентов в бывшем Советском Союзе представляет собой более
недавний пример медицины под личиной политической власти. Вероятно, врачи
подвержен "номиномании" -- непреодолимому желанию подвешивать ярлыки на
состояния.
Медицинский словарь является внутренним языком и часто кажется
таинственным и трудным для представителей других профессий. У каждой группы
людей есть свой жаргон, который создается с целью прикрепления простых
ярлычков для обозначения сложных процессов. (НЛП не является исключением.)
Но, когда медицинский жаргон диссоциирует пациента от своей собственной
физиологии и вносит трудности, а не упрощения, от него следует
освобождаться. Многие доктора, следует отдать им должное, умеют прекрасно
объяснять болезнь легкодоступными понятиями. Педиатры особенно нуждаются в
этом умении.
Переведите эти выразительные медицинские названия на русский язык:
танатофобия,
кинофобия,
силурофобия,
эргофобия,
фобофобия,
лукулианизм,
бахизм,
гедонизм,
ятрофобия,
гипергелонтотрофия.
танатофобия -- боязнь смерти;
кинофобия -- боязнь собак;
силурофобия -- боязнь кошек;
эргофобия -- боязнь работы (болезнь, возникающая утром в понедельник);
фобофобия -- боязнь страха (состояние бесконечной подавленности...);
лукулианизм -- склонность хорошо поесть;
бахизм -- склонность хорошо выпить (болезнь, возникающая в субботу
вечером);
гедонизм -- по определению, данному в одной из последних книг,
"нарушение поведения, проявляющееся в неконтролируемом стремлении
удовлетворять собственные потребности и испытывать удовольствие". Мы думаем,
что каждый здоровый человек нуждается в таком хроническом заболевании,
которое, вне всяких сомнений, включает в себя и лукулианизм, и бахизм;
ятрофобия -- боязнь докторов (только они и могли придумать эти
названия);
гипергелонтотрофия -- чрезмерно развитое чувство юмора (это еще не
заболевание, но будьте осторожны!).
Вы можете обнаружить, что у вас есть некоторые из этих заболеваний. Это
совершенно нормально.
Наш способ говорить о здоровье отделяет нас от него. Подумайте о фразе
"в погоне за здоровьем" как о метафоре. Oна подразумевает, что здоровье --
это дичь, на которую следует охотиться. Должно быть, оно убегает и, скорее
всего, рука об руку со счастьем. Что это значит? А то, что здоровье вне
досягаемости, и вы отделены от него. Можно преследовать только то, чего у
вас еще нет, либо вы еще не поняли, что уже овладели этим. Можно, конечно,
проводить время, устраивая погоню за здоровьем с помощью диеты и физических
упражнений, и совершенно не замечать, насколько вы уже здоровы как и хорошо
себя чувствуете.
Мы говорим о том, что у нас "есть" болезнь -- скажем, простуда, высокое
давление или артрит, -- но ведь болезнь не вещь, это процесс. Использование
существительного для обозначения -- это просто удобный краткий способ ссылки
на болезнь. Но не путайте ярлык с поведением. Вы не можете владеть болезнью,
болезнь -- это то, что вы делаете. Многие симптомы распространенных болезней,
неприятные сами себе, -- такие, как насморк, сухость во рту и высокая
температура, -- представляют собой реакции вашего организма на антиген и
попытку вылечить вас.
Проведите такой эксперимент. Подумайте о болезни или болезненном
состоянии, которое было у вас раньше или в котором вы находитесь сейчас. Мы
возьмем для примера насморк, но вы можете экспериментировать с любой
болезнью. Вспомните себя в то время, когда он у вас был. Посмотрите на
связанную с этим воспоминанием картинку, прислушайтесь к звукам, обратите
внимание на ощущения. У большинства людей это будет застывшая картинка,
неподвижная и не изменяющаяся. Теперь подумайте: "Я лечу себя от насморка" --
и заметьте, как картинка оживает. Вы начинаете что-то делать. Отношение к
болезни как к вещи ставит вас в пассивную роль. Теперь прервите это
состояние и поместите картинку в прошлое.
Названия болезней представляют собой те немногие существительные, для
которых мы утратили глаголы. Мы говорим: "У меня насморк", а не "Я
сморкаюсь". "Глаголизация" болезни выглядит и звучит странно, но это более
точное описание.
Гипертония, или повышенное кровяное давление, является хорошим
примером. Это сложное взаимодействие сил в человеческом теле, а не то, что
человек может иметь, например, голубые глаза. Повысить свое кровяное
давление по собственной воле можно просто: вспомнив неприятное или требующее
напряжения всех сил переживание. Сама процедура измерения давления у врача в
кабинете обычно поднимает его выше нормы. В медицинских терминах повышение
давления по неизвестной причине называется "первичной (essential)
гипертонией". Но является ли она на самом деле первичной или даже
неизбежной?
Исследования повышенного кровяного давления показали, как на него может
влиять такая простая вещь, как разговор. Тридцатисекундный разговор может
вызвать повышение давления на 50 процентов. При этом не обязательно, чтобы
этот разговор был напряженным. Кровяное давление является отражением речи
человека: оно повышается, когда вы говорите, и понижается, когда вы молчите.
Кривая кровяного давления любого человека во время разговора точно
показывает, когда он говорит, а когда слушает. Более того, чем выше давление
в состоянии покоя, тем сильнее оно поднимается, когда человек начинает
говорить. Быстрая речь вызывает более резкое повышение, чем медленная.
Многие больные гипертонией во время разговора не могут дышать свободно, и
это тоже приводит к повышению кровяного давления.
Кровяное давление -- это скрытая форма коммуникации. Это обратная связь,
реакция на то, что вы делаете, как дышите и общаетесь с другими людьми.
Пациентов учат управлять своим давлением, осознавая свои ощущения, избегая
диалогов и ситуаций, ведущих к стрессу, разговаривая медленнее, поддерживая
ровное дыхание во время разговора и расслабляясь, когда это необходимо. Они
получают средства контроля. Нам кажется, что это отличный пример перевода
того, что считалось фиксированным состоянием, в процесс, в результате чего и
были найдены полезные методы лечения.
Медицина -- это не просто набор лечебных процедур, но и способ понимания
окружающего мира. Она соответствует мировоззрению и нравам того общества, в
котором действует. Кроме того, медицина прагматична -- используя то, что
работает, и отказываясь от того, что не работает, несмотря на сопротивление
людей, заинтересованных в сохранении существующего положения. Для медицины
опасно попасть в ловушку "правильной" точки зрения на действительность и
подавлять альтернативное объяснение. Мы не терпим это в людях, так почему
профессионалы должны быть исключением?
Медицина неизбежно является консервативной. Потому что на карту
поставлено благополучие, а, может быть, и жизнь человека. В то же время ей
следует вести себя скромнее: есть немало примеров, когда врачи совершали
ошибки, пытаясь подтвердить общепризнанные знания.
Аллопатическая медицина -- господствующая форма медицины в западном
обществе -- это система, основанная на определенном взгляде на мир. Если мы
преданы практическому духу медицины, то нам захочется рассмотреть другие
метафоры здоровья и болезни, другие медицинские системы. Гомеопатия,
остеопатия, акупунктура и китайская медицина -- каждая из них имеет хорошо
развитую философию и процедуры лечения. Все они представляют собой
альтернативные метафоры для здоровья и болезни. Они предлагают самые разные
рецепты, начиная от знакомых химических способов лечения, иногда с помощью
трав и вплоть до менее очевидных, но порой одинаково полезных поведенческих
методов, предписывающих, например, больше смеяться или проводить некоторое
время с детьми каждый день, потому что есть некий здравый смысл в этих
действиях, который не смогут заменить никакие лекарства.
У разных систем разные метафоры. Это не тот случай, когда надо решать,
верны они или ошибочны. Ни одна система не может быть столь самонадеянной,
чтобы объявить себя абсолютно верной (как случалось с более непреклонными
апологетами аллопатической медицины). У каждой системы есть своя философия и
основополагающая метафора, и все они работают для некоторых людей. Ни одна
из систем не претендует на монополию в лечении, все они достигают
определенных результатов, в том числе и в случаях развитых органических
нарушений. А мы выбираем ту, которой готовы верить.
Ваши конгруэнтность и убежденность в силе выбранной медицинской системы
столь же важны, сколь и сама система. Соберите больше информации. Вы можете
обнаружить, что различные заболевания легче всего лечатся в рамках различных
медицинских моделей. Например, мы не раздумывая воспользовались бы
традиционной медицинской помощью для решения таких проблем, как аппендицит,
пневмония и перелом конечности. Но, как только кризис проходит, могут
открыться и другие пути ускорения процесса выздоровления, быть может,
посредством акупунктуры или гомеопатии.
С другой стороны, современная медицина почти ничего не может
предложить, чтобы облегчить боли в спине, за исключением лекарств и операций
для смещения и вправления позвонков. А две трети пациентов, страдавших от
боли в спине и согласившихся на операцию, приходят к тому, что боль
становится сильнее, чем до операции. Но остеопатия, хиропрактика, техники
Александера или Фельденкрайза могли бы поправить то, что пациент сделал (или
все еще продолжает делать), чтобы довести себя до такой боли, и научить
пользоваться своим телом по-другому. Тщательное медицинское исследование
показало, что акупунктура может эффективно снимать боль.
Аллопатическая медицина почти ничем не может помочь при простуде.
Гомеопатия и ароматерапия вполне могут дать хорошие результаты. Китайские
галеновые средства показывают отличные результаты в случае такого
хронического болезненного заболевания кожи, как экзема. Диету тоже следует
принимать в расчет. При серьезных формах экземы часто рекомендуют стероидные
гормоны. Но у них есть опасные побочные явления, которые включают подавление
иммунной системы.
Джозеф пользуется гомеопатическими лекарственными средствами при
простуде и гриппе, потому что они работают (для него). В первый раз, когда
он воспользовался гомеопатическими средствами от простуды, он выздоровел
быстро и установил якорь на быстрое и легкое выздоровление. Неизвестно,
произошло бы это выздоровление быстрее или нет, если бы он вообще ничего не
делал. Дважды слепые испытания, принятые в медицине и проведенные должным
образом, показали, что гомеопатические средства дают устойчиво хорошие
результаты, но их до сих пор игнорируют медицинские учреждения, не понимая,
каким образом они работают. Но какая разница? Мы равным образом не имеем
представления, почему работают некоторые утвержденные медициной лекарства.
В течение последних десяти лет Ян регулярно проходил акупунктурное
лечение. Он начал не из-за какой-то конкретной болезни, а по той причине,
что его интересовали профилактическое и целебное действия акупунктуры.
Спустя годы он пришел к тому, что выходит после сеанса акупунктуры, чувствуя
себя превосходно и значительно более крепким.
По опыту Яна работает акупунктура. Опыт Джозефа говорит, что работает
гомеопатия. Используйте то, что работает для вас, и вы не обязаны находить
этому оправдание или объяснение. Просто доверяйте своему опыту.
ВТОРОЕ МНЕНИЕ ИЛИ ДРУГАЯ МЕТАФОРА?
Медицина не является точной наукой, и учет иной точки зрения
представляет собой полезную и добрую традицию. Врачи тоже люди, они могут
ошибаться, или их совет может быть навеян тем, что им кажется полезным и
результативным, но это может не работать в вашем случае. Они применяют такие
процедуры, в которых убеждены сами, но это не значит, что вы тоже в них
верите. Разумно относиться к другим точкам зрения с таким же уважением, как
к своей, и очень важно тщательно продумать все возможности, прежде чем
решиться на хирургическое вмешательство. Ни один доктор не может ясно
представлять себе все варианты.
Если у вас проблема со здоровьем, то зачем ограничивать себя другой
точкой зрения в пределах старой метафоры? Рассмотрите новые подходы,
опираясь на другие традиции лечения. Мы не настаиваем на перескакивании с
одной терапии на другую; главное, чтобы она приносила пользу. Однако легко
оказаться замороченным традиционной медицинской моделью и отказать себе в
возможности лечения, качество которого может быть таким же или даже
превышать качество тех методов, которые предлагает ортодоксальная медицина.
Существует значительно больше возможностей, чем выбирать только своего
терапевта, только ту поликлинику, в которую вы ходите, и только те
лекарства, которые обычно принимаете.
Джозеф повредил колено несколько лет назад и внезапно стал
по-настоящему ценить то, что раньше считал само собой разумеющимся, --
возможность вставать и ходить, не испытывая боли. Он хотел вылечить его как
можно быстрее. Он обратился к своему терапевту, который, сомневаясь в
диагнозе, предложил Джозефу сделать рентгеновский снимок колена и сходить на
прием к физиотерапевту. Тот показал ему несколько упражнений, которые можно
было выполнять самостоятельно, не обращаясь специально к врачу. В книгах
Джозеф нашел описания устройства колена и был поражен совершенством его
конструкции, позволяющей совершать такие разнообразные движения. Вскоре он
стал экспертом по коленям, порой надоедая своим друзьям рассказами о том,
как они работают (или в его случае -- как они не работают). Он выполнил
несколько упражнений, разработанных Александером, и обнаружил, что его
привычный способ хождения способствовал ослаблению его колен. Джозеф
встретился с терапевтом, практикующим техники Фельденкрайза, который
предложил ему несколько полезных упражнений и снова дал ему понять, что его
боли были не проблемой его колен, они были связаны с привычным для Джозефа
способом перемещения своего тела. Колено было слабой точкой, которая
вызывала боль. Джозеф выполнил несколько оздоравливающих упражнений на
визуализацию, воспользовался открытиями Фельденкрайза и Александера, чтобы
поправить некоторые привычки, связанные с ходьбой, и начал Делать упражнения
с тяжелыми весами, чтобы укрепить мускулы вокруг колен. И его колени стали
еще сильнее, чем были прежде. Джозеф исправил дисбаланс, который мог бы
привести к еще более серьезным последствиям, если бы он продолжал
придерживаться старых привычек.
Важный принцип в НЛП: учитывать различные точки зрения. И чем сильнее
они отличаются, тем более ценным оказывается результат. Мы учимся главным
образом оценивая различия. Способность принимать в расчет самые разные точки
зрения является составной частью гибкого поведения людей, устойчиво
достигающих успеха. Мир всегда богаче, чем любой отдельный взгляд на него, а
реальность, как было уже сказано, оставляет огромные возможности для
воображения.
В НЛП определяются три основные точки восприятия:
Первая позиция -- это ваша собственная действительность. Если вы в
настоящий момент осознаете свои собственные мысли и чувства, значит, вы
находитесь в первой позиции. Болезнь чаще всего загоняет нас в первую
позицию,
Вторая позиция -- это способность принять точку зрения другого человека.
Вы представляете себе, на что это было бы похоже для него. Это часть
подстройки к другому человеку, оценки того, как выглядит мир для него
изнутри, а не суждения о нем со стороны. Врачи, умеющие принимать позицию
своих пациентов, обычно пользуются популярностью и уважением.
Третья позиция -- это умение занимать внешнюю, отстраненную точку
зрения. Вы настолько объективны, насколько это возможно. С этой позиции вы
можете оценить свои отношения с другими людьми, вместо того, чтобы оказаться
захваченным своей собственной точкой зрения (первая позиция) ил" оставаться
на месте другого человека (вторая позиция).
Использование этих трех точек зрения в какой-то ситуации называется
"тройным описанием". Все три позиции оказываются важными, и лучшие
коммуникаторы легко перемещаются от одной к другой. Профессионалам в области
здоровья необходимы все три. Они должны отчетливо представлять и быть
уверенными в том, что они собираются делать, но, кроме того, им необходимо
уметь оценивать чувства другого человека, чтобы помочь ему достичь своей
цели. И еще им необходимо уметь объективно оценивать свою работу.
Медицинская наука часто уделяет слишком много внимания третьей позиции,
упуская при этом из виду чувства реальных людей и тех пациентов, с которыми
приходится работать.
"Метафора находится на полпути между неясностью и банальностыо".
Аристотель
"Высшее проявление военного искусства -- нарушить планы врага, чуть ниже
-- предотвратить объединение вражеских сил, следующее по порядку -- атаковать
армию врага на поле боя, и самая никчемная стратегия -- осаждать города,
обнесенные каменной стеной".
Сун Тзу. Военное искусство
"В любой войне прямые методы могут быть полезны для того, чтобы
завязать сражение, а обходные пути необходимы для того, чтобы обеспечить
победу".
Сун Тзу, Военное искусство
"В сражении существует только два метода наступления -- прямое и
непрямое -- но их комбинация дает начало бесконечной серии маневров".
Сун Тзу. Военное искусство
"Самая большая проблема в мире могла быть решена, когда она была еще
маленькой".
Лао Ше
"Теория Луи Пастера о болезнетворных микроорганизмах --лишь нелепая
выдумка".
Пьер Паше